Консультация для родителей «роль игры в жизни дошкольника и развитие игровой активности»

Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль игры в жизни детей школьного возраста

Когда ребёнок начинает ходить в школу, учебная деятельность становится ведущей, а игра используется как средство общения с другими детьми. То есть меняются содержание и задачи, но сама игра из жизни малыша не уходит. 

Для младших школьников более характерны дидактические, интеллектуальные и подвижные игры, которые возникают по инициативе и ребёнка, и взрослого. Они могут быть индивидуальными (например, компьютерные), парными (шахматы, шашки, морской бой, крестики-нолики) и групповыми (дворовые подвижные, ролевые).  

У детей подросткового возраста тоже сохраняется потребность в играх и не только компьютерных. Это уже деловые и групповые занятия, которые нацелены на раскрытие личного потенциала, построение стратегии, улучшения коммуникативных навыков. Подвижные, весёлые с элементами розыгрыша, интеллектуальные игры способны отвлечь подростка от социальных сетей, открывая не менее увлекательную реальность и готовя его к самому занятному — взрослой жизни.

Игрушка как средство психического развития детской личности

Замечание 2

Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.

На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.

В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.

В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.

Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.

Настольные игры

К настольным играм для детей относят задачки с картинками, сюжетные домино, мозаики, лото, викторины различного содержания, а также активные занятия, которые требуют сноровки и усидчивости (“Попади в цель”, “Волчок” или “Бирюльки”, например). 

Для этого задействуются группы по 2-4 человека, в отличие от сюжетно-ролевых или строительных игр. Появляется состязательный характер, желание сделать быстрее и победить.

Настольные игры очень эффективны: расширяют кругозор, учат быть внимательным, точным и терпеливым, проявлять смекалку, чётко следовать правилам, предугадывать свои действия и движения соперников. Обычно ребята получают много удовольствия от таких занятий.

Почему же играть важно?

Игра в жизни ребенка невероятна важна! Через неё малыши познают мир, общаются с близкими, а затем учатся коммуницировать с другими людьми. Благодаря ей развиваются познавательные процессы, фантазия и воображение, улучшается физическое состояние малыша (в том числе мелкая и крупная моторика), речь, увеличивается словарный запас, расширяется кругозор.   

Задача взрослых — организовать игровое пространство и обеспечить разнообразие вариантов для занятий, направляя активность ребёнка в правильное русло. Старайтесь чаще принимать участие в детских затеях, так малыши будут чувствовать себя нужными, получая необходимое общение от родителей.

Роль игры в развитии самых маленьких детей

Для детей в 1-3 года игра представляет простое манипулирование предметами. Играя с ними, малыш познаёт окружающий мир предметов. Мама готовит на кухне, а ребёнок, играя рядом с ней, узнаёт, для чего нужна та или иная утварь, и как называется вкусная и не очень еда

Играя со взрослым в развивающие игры (кубики, пирамидки, вкладыши), малыш развивает у себя мелкую моторику, внимание, память и мышление. Кроме того, с ними он учится общаться по поводу выполняемого занятия, упорно добиваться результата, радоваться успехам, не просто выполнять указания старших, но и соотносить свои и их действия

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Отдых и безделье

Потребность в игре и спонтанности плотно связана с отдыхом и расслаблением

В череде рутинных дел важно позволять себе делать передышки и проводить время «ничего не делая». Однако если в детстве потребность в спонтанности подавлялась, удовлетворять ее во взрослом возрасте бывает очень сложно

Многие из наших родителей воспитывались в среде, где было принято хорошо выполнять свои функции, быть «полезными» и”не лениться«. В те годы считалось, что хороший и достойный человек должен быть постоянно чем-то занят, а любой отдых, творчество или игра маркировались как безделье.

В детстве родители часто устанавливают детям правило: сделай уроки и иди гулять. Это абсолютно логично — закончи дела, и ты свободен. Но есть проблема: во взрослой жизни такого четкого распорядка активностей, как в детстве, нет, ведь у взрослых людей дела почти не заканчиваются. День неразделен красивые отрезки работы и отдыха, а скорее напоминает нефтяную пленку, которая равномерно растекается по всей поверхности воды, не давая дышать.

Если, чтобы пойти отдыхать, вы ждете счастливого момента, когда все дела будут сделаны, то его можно не дождаться. Еще одна проблема возникает, если правило «сделал дело— гуляй смело» становится слишком жестким: что бы ни происходило, ребенок должен сначала сделать уроки, даже если он сильно устал или совсем не хочет. Важные дела как будто раздуваются, становясь в несколько раз больше самого человека, а он как будто нужен лишь для того, чтобы их выполнять.

По материалам книги «Шипы родительской любви».

Где купить: МИФ / Читай-город / Ozon / WB

Обложка статьи: unsplash.com

Подвижные игры

Каково же значение подвижных игр для детей? Они положительно влияют на здоровье дошкольников, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе. 

У детей развивается точность движений, появляется выносливость, формируется организованность, настойчивость, целеустремлённость и желание побеждать. Найдётся место и волевым качествам, пригодится и смекалка. А ещё в играх с мячами, скакалками, обручами и другими предметами спортивного инвентаря ребята прокачивают навыки пространственного мышления и закрепляют понятия “вверх и вниз”, “высоко и низко”,  “близко и далеко”.

Дошкольники также учатся быстро ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и чётко следовать инструкциям. 

Рифмованные строчки считалок совершенствуют речь малышей и расширяют словарный запас.

Когда вы организовываете подвижные игры, помните, что их главная задача — развитие движений, поэтому рассчитывайте, что активность должна быть на первом месте.

Зачем дети играют?

Ученые долгое время спорили о том, зачем живым существам игра. Оказалось, что играют не только люди, но и тигры, кошки, обезьяны, хомяки. Даже вороны ради забавы катают шарики, астраусы подкидывают мячик и с интересом наблюдают, как он скачет по земле. Но если игра — это врожденный механизм многих живых существ, то зачем же он нужен?

Ученые пришли к выводу, что игра необходима для развития. В процессе игры формируются многие важные навыки: она служит как бы репетицией реальных действий, таких как, например, охота у животных и учеба, работа, владение собой у человека. Оказалось, что дети осваивают через игру социальные роли, в процессе у них развиваются бесценные для любой деятельности навыки управлять своим поведением, договариваться и следовать инструкциям.

Если у вас есть дети, возможно, вы замечали, что после того, как с ними происходит какое-то событие, они начинают его разыгрывать. Если вы ходили в поликлинику, то следующие несколько дней вас ждет игра в доктора, побывали в цирке — дома целый день выступают гимнасты и аплодируют зрители.

Польза игры заключается не только в знакомстве с миром и социальными ролями: игра также помогает детской психике переработать и осмыслить происходящее — именно поэтому детские психологи так любят игровую терапию. Дошкольникам ролевая игра нужна как воздух, но и младенцы развиваются и познают через нее мир: они трогают предметы и пробуют их на вкус, тянутся, учатся брать что-то в руки, с интересом водят пальчиками по шершавой поверхности.

Современные родители часто стараются организовать для своих детей специальные развивающие занятия, изучают пособия, читают книги на эту тему, записывают малышей в множество кружков.

Внимание к развитию — это очень здорово, но простая поддержка познавательного интереса не менее ценна.

Раньше родители знали о том, как заниматься с детьми, гораздо меньше; времени и денег тоже не всегда хватало. И все же некоторым удавалось находить возможности — прежде всего психологические — разрешать ребенку пробовать и придумывать.

Это было непросто, поскольку в стандартизированном обществе, в котором они выросли, спонтанность и творчество не поощрялись. Тем людям сложно было позволять себе тратить время «просто так»: творчество часто маркировалось как «глупости». Тем не менее некоторым родителям удавалось дать ребенку пространство в выражении себя.

Если что-то вызывало у меня интерес, мне всегда предоставляли пространство для творчества (под словом «творчество» я понимаю, скорее, какие-то эксперименты). Например, если мне было интересно разглядывать что-то мелкое, родители говорили: «Давай купим микроскоп?» При этом бюджет у нас был ну очень ограничен, но мама с папой всегда замечали, что мне интересно, и помогали мне в этом. Например, я не любила живые елки на Новый год — не знаю почему.

Так что мы всегда придумывали елки сами: елка из подушки, елка из проволоки, елка из колбасы — и родителям не надо настоящую тащить. Для таких вещей не нужна куча денег — всего лишь понимание. Ту подушку мама потом даже брала с собой в больницу, но это уже другая история. Как это мне помогло?

Я знаю, что в любых своих попытках я все равно молодец, но знаю сама, где надо доработать. Не нужна похвала извне. Теперь я понимаю, что это, наверное, от абсолютной любви: просто потому что я есть, а не потому что я что-то сделала или не сделала. Разрешение экспериментировать — это про доверие и про любовь. Я всегда знала, что мама любит меня — даже если она сердилась.

Родители не понимают, почему дети должны играть

На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.

«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».

Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль… Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.

«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».

Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр… Так зачем детям нужны игры?

Влияние игры на развитие психики ребёнка

Усложнение игровой деятельности способствует развитию детской психики. С помощью игры формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Со временем из игры прорастают прочие виды деятельности, становящиеся важными в последующей жизни человека

Игра отлично развивает память, внимание, поскольку в ней ребёнку необходимо сосредоточиться на деталях, чтобы успешно погрузиться в игровую ситуацию. Благодаря ролевым играм развивается воображение

Примеряя на себя разные роли, ребёнок создаёт новые ситуации, замещает одни объекты другими.
Отмечено влияние игровой деятельности и на становление личности ребёнка, который приобретает навыки общения, учится налаживать контакты с ровесниками, изучает поведение и взаимоотношения взрослых людей. Рисование и конструирование очень близки к игровой деятельности. При этом в них ещё заключается подготовка к труду. Ребёнок старается, делая что-то своими руками, при этом ему небезразличен результат. При этих занятиях его обязательно следует похвалить, ведь похвала станет для него новым стимулом достичь совершенства.
В жизни ребёнка игра так же важна, как и работа для взрослого или учёба для школьника

Это знают воспитатели, но важно это уяснить и родителям. Детские интересы нужно всячески развивать, поощрять их направленность к лучшему результату, победе

По мере роста малыша ему нужно предлагать такие игрушки, которые помогали бы ему умственно прогрессировать. Родителям следует иногда играть вместе с ребёнком, ведь совместную игру он воспринимает, как более важную.

Значение игровой деятельности для общего развития ребенка

Игра выступает приоритетным видом и направлением деятельности детей. Она наполняет жизнедеятельность ребенка с самого рождения, выступая эффективным средством его воспитания и развития. Вместе с игрой, ребенок усваивает правила поведения, осваивает разнообразные виды деятельности, выполнение которых необходимо в повседневной жизни.

Игровая деятельность помогает в развитии психических функций организма ребенка. Она способствует развитию:

  • Произвольной памяти;
  • Произвольного внимания;
  • Концентрации внимания;
  • Запоминания;
  • Образного представления;
  • Воображения;
  • Продуктивных видов деятельности;
  • Мотивационной сферы деятельности ребенка;
  • Рефлексивного мышления.

Замечание 1

Игровая деятельность способствует построению осознанных взаимоотношений с объектами окружающего мира, гармоничному всестороннему развитию подрастающего поколения. Именно в игре, ребенок чувствует себя уверенно и может проявить все свои способности, раскрывая природный потенциал.

Рисунок 1. Значение игры для общего развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В процессе игровой деятельности, ребенок оказывается способен к сосредоточению своего внимания на различных ситуациях и объектах. Это способствует лучшему запоминанию теоретической информации и ее закреплению в памяти. Это обусловлено тем, что структура игры требует обязательной концентрации внимания на ее правилах и игровом действии, что необходимо для понимания сюжета игры и воспроизведения игровых ролей.

Игровая деятельность, как никакая другая, обеспечивает непрерывное функционирование мыслительных процессов в организме ребенка. Она реализуется за счет того, что ребенок переносит действия объектов и предметов реального мира в воображаемый, выбирает заменитель того или иного предмета, назначает ему имя и присваивает функциональную роль, в соответствии с которой он реализует игровое действие игры. Когда игра заканчивается, то ребенок начинает осмысливать значения предметов и объектов в их реальном мире. Таким образом, реализуется развитие образного мышления. Кроме того, поиск заменителя реального объекта или предмета в игре отражает ролевую функцию игры. Ребенок берет на себя конкретные роли, выполняет ролевые действия, что помогает в развитии его фантазии и формирует воображение.

Дети, особенно на дошкольном этапе своего развития, приобретают множество полезных навыков и знаний, учатся строить коммуникативные связи, осваивают основы учебного процесса, в ходе игровой деятельности. Игра делает обучение интересным и продуктивным. Поэтому, любые учебные действия и воспитательные мероприятия проводятся в игровой форме.

Чему учат детские игры

Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.

Что дает игра детям разного возраста?

Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!

Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.

Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.

На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение

Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять

Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню

И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.

Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.

Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно

Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот

Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру

Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка

Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

Гибкость

Один из самых ценных навыков, которые развиваются у человека благодаря игре, творчеству и спонтанности, — психологическая гибкость. Она помогает искать разные варианты решения проблем, перестраиваться в зависимости от сложившихся условий, переключаться с менее значимых задач на более важные. Для нашей психики гибкость как железо для организма: она участвует в самых важных процессах.

Исследования показывают, что навык гибкости защищает человека от депрессии и химических зависимостей, а также снижает риски тревожного расстройства и ПТСР. К примеру, человека с высоким уровнем тревожности обычно страшит будущее и любые нестандартные события, поэтому он старается заранее все продумать, предусмотреть абсолютно все варианты развития событий. Он не доверяет себе и миру вокруг, не верит, что сможет справиться с ситуацией в моменте.

Собираясь в отпуск, он мучается тревогой о том, не задержится ли его рейс и не потеряется ли багаж, а еще берет с собой бесконечное количество лекарств и вещи на все случаи жизни — но беспокойство, естественно, никак не способствует получению удовольствия от отдыха. Более эффективным и спокойным подходом может стать развитие навыка гибкости в противовес стремлению продумать все наперед.

Сколько бы вы ни думали о будущем, оно так и останется для вас неизвестным, но вот вложиться в способность адаптироваться к изменившимся условиям — задача вполне посильная. Если ваш рейс задержится, вы сможете сориентироваться на месте: купите другой билет, переночуете в гостинице аэропорта, подольше посидите в кафе.

Человеку, уверенному в том, что он сможет сориентироваться в любой ситуации, не приходится тратить лишние силы на беспокойство (а оно расходует много энергии!) и легче дается принятие оптимальных решений

Именно поэтому в психотерапии поддержке гибкости, обратно пропорциональной тревоге, уделяют большое внимание

Наблюдая за игрой ребенка

Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.

Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.

Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.

Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.

Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.

Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.

Особая роль педагога в организации игр

При организации детской образовательной деятельности воспитатели активно пользуются для обучения детей игровыми технологиями (дидактическими и логико-математическими играми). Здесь игра служит оболочкой для образовательной деятельности (например, игра в путешествие). Образовательная деятельность пользуется различными игровыми приёмами: игровой имитацией движений, манипуляциями с игрушками, игровыми ролями, речью и действиями

Благодаря этим приёмам удаётся удерживать детское внимание, усиливать познавательную активность, стимулировать творческие порывы.Для педагога важны следующие профессиональные качества:

Умение наблюдать и анализировать игру, вносить приёмы для её развития, оценивать эффективность игровой деятельности.
Обогащать детей впечатлениями.
Обращать детское внимание на такие сюжеты из жизни, которые можно привнести в игру.
Умело подводить к началу игры.
Активно пользоваться косвенными методами для управления игрой, которые активизируют у ребёнка психические процессы, проблемными игровыми ситуациями (советы, вопросы, напоминания), жизненным опытом.
Подготавливать благоприятные условия для того, чтобы игра перешла на более высокий уровень.
Способность включаться в детскую игру на второстепенных или даже главных ролях, устанавливать с детьми игровые отношения.
Уметь напрямую (объяснением, показом) обучать игре.
Регулировать взаимоотношения в игре, тушить возникающие в ходе неё конфликты, детям с невысоким социометрическим статусом отводить яркие игровые роли, подключать к игре малоактивных, неуверенных, застенчивых малышей.
Для развития игры предлагать новые роли, игровые действия и ситуации.
Научить детей обсуждать и оценивать игру.

Если в дошкольном детстве ребёнок успел наиграться от души, то в будущем ему проще будет адаптироваться к ситуациям, меняя разные роли.

Зачем ребенку играть?

Значение игры в жизни ребёнка очень велико! Как ведущая деятельность для дошкольника она влияет на физическое, умственное и нравственное развитие малыша. 

Прежде всего она совершенствует воображение и образное мышление ребёнка. Играя, дошкольник воссоздает интересные ему жизненные ситуации с помощью условных действий.

В этой деятельности развивается и личность малыша. В игре он примеряет на себя различные роли, воспроизводя поступки людей, проникается их целями и желаниями, сопереживает. Так дошкольник постигает, каким образом строятся отношения в обществе, и стремится к самовыражению.

Происходит познавательное развитие детей, так как занятия расширяют кругозор и представления малышей об окружающем мире.

Прокачиваются внимание и память, логика, наблюдательность и речь. Играя, ребята сравнивают предметы по размеру и форме, назначению и цвету, учатся определять свойства их материалов

Улучшается физическое состояние, так как удовлетворяется детская потребность в движениях. Они становятся более точными и уверенными.

Игра улучшает речь дошкольников, ведь практически каждый сюжет и роль требуют общения. Также активно обогащается словарный запас ребят.

Развиваются эстетические чувства. Следование правилам и игры в круге, по парам, тройкам, в линию и др., выразительные считалки, сопровождающие забавы, учат детей понимать красоту и замечать симметрию.

Кроме этого, процесс игры наглядно воспитывает в ребёнке бережное отношение к игрушкам и материалам для занятий.

Развиваются нравственные качества детей: смелость, доброжелательность, искренность и честность, решительность и др. Они формируют у ребят навыки общения, потому что большая часть игр требует работы в команде.

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: