В чём причины его возникновения
Как мы уже писали выше, одна из причин развития комплекса может быть в завышенных требованиях от родителей и самого себя. Однако их может быть и несколько:
- Компенсация собственных неудач — родители пытаются за счёт ребёнка исправить свои ошибки. В таком случае на школьника перекладываются мечты и стремления родителей, которые они не смогли воплотить сами. Например, мама всегда мечтала играть на фортепиано и поэтому отдаёт дочь в музыкальную школу, даже если та не хочет.
- Завышенные требования. Чаще всего с этим сталкиваются дети, которые воспитываются в достигаторстве — успех превыше всего.
- Дефицит внимания. Ребёнок, который получает от родителей излишнюю похвалу и подарки вместо внимания и времени, начинает измерять их любовь своими победами и успехами.
- Любовь, которую нужно заслужить. Если ребёнок чувствует, что родители любят его только, когда он успешен — это может вытечь в вечное достигаторство и проблемы с восприятием критики в будущем
- Заниженная самооценка ребёнка. За хорошей успеваемостью в школе и успехами в увлечениях ребёнок может прятать свою низкую самооценку и стремиться к победам, чтобы получить признание окружающих.
- Строгое воспитание. Если родители наказывают ребёнка за каждую провинность или плохую оценку, он будет делать всё, лишь бы снова не нарваться на лишения.
Синдром отличника у ребенка. Как избавиться?
Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга (левого полушария, височных областей и лба). Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет.
Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко. Ребенок должен и наиграться с друзьями (на которых нужно время) в разные игры («дочки-матери», «казаки-разбойники») и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели (например, в среду), предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы – в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение.
Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы – интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими. А девочки часто вырастают в аутизированных женщин. Несмотря на наличие у них качеств, привлекающих мужчин, такие женщины, выходя замуж, постепенно замыкаются в себе, а их родные очень страдают от этого.
Стремление побуждать детей доводить все до совершенства, может сформировать у них шизоидный тип личности. Такому типу шизофрении присуще решение абстрактных задач, при том, что с человеческими эмоциями большие проблемы.
Постоянно появляются новые друзья
Нормальное поведение У ребенка появляются новые знакомые, но старые друзья для него приоритетнее. В его кругу общения есть такие же «сильные» детки, как и он, и он с удовольствием берет с них пример, в чем-то равняясь на них, признавая иногда их превосходство и не ревнуя, когда взрослые хвалят его знакомых.
Уже синдром У ребенка каждую неделю появляется новый друг, а то и несколько. Причем все эти дети по характеру слабее или в чем-то хуже. Окружая себя такими друзьями, он чувствует свое превосходство над ними, таким образом выделяясь на общем фоне, надеясь за это получить похвалу и одобрение старших. Мол, ты сынок молодец, умнее, быстрее или сообразительнее, чем Петя.
Как бороться Запишите ребенка в секции, которые интересны именно ему. А не потому, что туда ходят дети ваших знакомых. Таким образом вы создадите ему среду общения, в которой будут не менее «сильные» дети в плаванье или шахматах. В ходе таких занятий малыш будет учиться проигрывать, а после поражения подниматься и стремиться к результату (этого будет требовать тренер), а не к его оценке.
Синдром отличника в жизни
Синдром начал ощутимо мешать мне жить после окончания универа, когда нужно было искать работу. Казалось, я не подхожу ни под одну вакансию: слишком много требований, а у меня ведь ещё нет опыта, поэтому ничего не получится. Если я всё-таки решалась отправить резюме и получала отказ, то несколько дней не могла ничего делать — только плакать.
Школу я закончила с золотой медалью, университет — с красным дипломом. Мне всегда было стыдно получать плохие оценки, потому что «ну я же не тупая»! Особенно стыдно было, когда, скажем, на уроке физики (у меня с ней были проблемы) зачитывали вслух оценки за контрольную работу и я получала тройку. Весь класс это слышал! Если в университете меня отправляли на пересдачу, а кто-то из тех, кто учился хуже, этот же экзамен сдавал, я чувствовала себя никчёмной.
Обычно после провалов я себя ругала и начинала работать в два раза усерднее, чтобы исправить оценки. Но, к сожалению, отличницей я старалась быть не только в школе или университете, но и за их пределами
Одобрение окружающих — вот что было важно. И ладно бы, если бы речь шла только об одобрении друзей, однокурсников или преподавателей. Но мне было важно выглядеть хорошей даже в глазах случайной женщины со злым лицом в автобусе, которая противным голосом рассуждает, какая наглая и невоспитанная нынче молодёжь
Я‑то не такая, я очень воспитанная: и место бабушке уступлю, и извинюсь несколько раз, если на ногу наступлю.
Но мне было важно выглядеть хорошей даже в глазах случайной женщины со злым лицом в автобусе, которая противным голосом рассуждает, какая наглая и невоспитанная нынче молодёжь. Я‑то не такая, я очень воспитанная: и место бабушке уступлю, и извинюсь несколько раз, если на ногу наступлю. . Как-то раз знакомый сказал, что у него складывается впечатление, будто я боюсь сделать что-то неправильно
На самом деле очень боюсь. Настолько, что почти не берусь делать что-то новое, даже если очень хочется. Рассуждаю так: если начинать сейчас, потребуется много времени, чтобы добиться высоких результатов и стать лучшей, и не факт, что всё получится. А я больше всего боюсь провала. В стремлении угодить всем и понравиться каждому перестаёшь слышать себя и упускаешь свои желания
Как-то раз знакомый сказал, что у него складывается впечатление, будто я боюсь сделать что-то неправильно. На самом деле очень боюсь. Настолько, что почти не берусь делать что-то новое, даже если очень хочется. Рассуждаю так: если начинать сейчас, потребуется много времени, чтобы добиться высоких результатов и стать лучшей, и не факт, что всё получится. А я больше всего боюсь провала. В стремлении угодить всем и понравиться каждому перестаёшь слышать себя и упускаешь свои желания.
Ещё одним последствием такой требовательности к себе стала прокрастинация: я откладываю до последнего дело, в котором не уверена, потому что заранее боюсь, что в итоге ничего не получится. И прежде чем начать что-то делать, несколько раз спрашиваю себя: а что скажут окружающие?
Это самый определяющих «симптом» людей с синдромом отличника — им важно, чтобы их обязательно похвалили, тогда они чувствуют себя нужными и любимыми. Признание и любовь — понятия очень схожие, поэтому они часто подменяются: человек не получает достаточно любви и через признание окружающими своих заслуг этот недостаток восполняет.
Признаки «комплекса отличника»
На проблему, находящуюся на начальной стадии, укажет следующее:
- нетерпение критики и тяжелое переживание при любом замечании;
- постоянное сопоставление со сверстниками;
- нежелание делиться с родителями переживаниями, неудачами;
- большие временные затраты на решение простых задач, многократное их переделывание;
- боязнь перед чем-то новым;
- зацикливание на своих ошибках и поражениях;
- нужда в оценке со стороны;
- излишняя внимательность к мелочам.
Мамы, папы, бейте тревогу при выявлении этих признаков, так как в противном случае в будущем ваше чадо столкнется с серьезными трудностями личностного и социального характера.
Чем опасен синдром отличника
На самом деле синдром отличника очень опасен для детей. В первую очередь они все свое свободное время проводят за выполнением учебных заданий. Со временем сокращается время полноценного сна, которое необходимо для молодого растущего организма. Ребенок боится не успеть выполнить все задания и у него проявляется болезненное эмоциональное состояние. Он не способен выполнить просьбы родителей по выполнению домашних дел. Отличники постоянно находятся в эмоционально напряженном состоянии.
У них проявляется боязнь забыть выученные уроки, возможность не успеть ответить на все вопросы преподавателя. В результате такое подавленное состояние приводит к нервному расстройству, бессоннице и нарушению правильной работы головного мозга. Дети становятся склонными к перфекционизму. Именно он приводит ребенка к серьезному заболеванию. Быть первым среди всех просто невозможно. Неудачи отличников выбивают их естественного образа жизни, и они становятся неуравновешенными людьми. Самая незначительная критика воспринимается как личностное оскорбление. В итоге происходит конфликт между взрослыми людьми и сверстниками.
К чему приводит неумение проигрывать?
Когда ребенок (а потом и взрослый) не умеет проигрывать, его жизнь становится неполной. Он не получает необходимых навыков, чтобы преодолеть неудачи и двигаться дальше. Возможные последствия:
- Неадекватное отношение к себе. Возможна как завышенная, так и заниженная самооценка. Ребенок не может адекватно использовать свои ресурсы и двигаться к победе.
- Перекладывание ответственности. Ребенок не может взять на себя ответственность за поражение и ищет виновных в проигрыше. Это не он плохо написал контрольную, а учитель к нему придирается.
- Избегание неприятностей. Ребенок считает, что все равно проиграет, поэтому лучше вообще ничего не делать. Он плывет по течению в надежде, что жизнь сама выведет его туда, куда нужно.
- Неумение общаться. Тут возможны два варианта: либо ребенок заранее подчиняется правилам и старается сделать то, что от него просят, либо он сам становится агрессором и давит на другого, чтобы получить то, что хочет.
- Высокий уровень стресса. Сам по себе проигрыш — это стресс. Если мы не умеем принимать поражение и боимся проиграть, уровень стресса растет.
Мы не можем уберечь ребенка ото всех проигрышей и расстройств. Наша главная задача — научить сына или дочь проигрывать и искать в поражении положительные моменты.
Причины перфекционизма у детей
Именно в детском возрасте развивается синдром «отличника». В то самое время, когда детская психика не сформирована окончательно, и повлиять на нее может даже вскользь брошенное слово. И вина за перфекционизм, прежде всего, лежит на родителях, которые, не успев реализовать себя, все свои чаяния возложили на хрупкие плечи малыша.
Причины детского перфекционизма стары, как мир:
Стиль воспитания, при котором папа с мамой не способны воспринимать свое чадо как личность, а рассматривают его, скорее, как некое продолжение себя
Чаще всего родители этого даже не осознают. Возражения и протесты ребенка в расчет не принимаются, потмоу что он «должен быть самым лучшим во всем».
Слишком много критики и минимум (а то и ноль) похвалы
Метод «воспитания», при котором родители не оставляют своему чаду права на ошибку. Ошибся – кнут. Сделал все хорошо – никаких пряников. При таком церберском воспитании ребенку остается только одно – во всем быть идеальным. Страх наказания или очередных родительских нападок рано или поздно приведет к срыву или озлобленности на родителей.
Недолюбовь
В этом случае родители не требуют от чада ничего сверхъестественного, не нападают и не наказывают. Им просто… все равно
В тщетных попытках заслужить любовь мамы с папой ребенок либо от бессилия уходит в отличники и прячется в занятиях от своей обиды, либо именно оценками и достижениями старается привлечь родительское внимание
Сотворенные кумиры
«Вот посмотри на Сашу, соседа – какой умничка! Все умеет, все знает, счастье, а не ребенок! А ты у меня…». Постоянное сравнение ребенка с кем-либо не проходит без следа – реакция обязательно будет. Ведь это так обидно, когда какой-то соседский Саша твоей маме кажется лучше тебя.
Бедность семьи
«Ты обязан быть лучше всех, чтобы потом не работать дворником!». Ребенка загружают на «полную катушку» всем, чем возможно загрузить. И ни шага в сторону. Ребенок устает, внутренне протестует, но сделать ничего не может – родители не позволяют ему расслабиться даже дома.
Родители сами – перфекционисты
То есть, осознать, что они допускают ошибку в воспитании, они просто не способны.
Низкая самооценка
Ребенок до последнего оттягивает момент выполнения задания, то перебирая ручки, то затачивая карандаши, потому что боится, что не справится. Причина неуверенности в себе и низкой самооценки может лежать, как в отношениях со сверстниками либо учителями, так и в родительском воспитании.
Причины возникновения синдрома
Prostock-studio/Shutterstock.com
Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.
Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:
Родительские ошибки:
Нереализованные ожидания
«Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».
Тщеславие
«Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».
Амбиции
«Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками
Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать»
Синдром отличника у мамы или папы
Prostock-studio/Shutterstock.com
«Я привыкла делать всё идеально: начиная от составления квартальных отчётов и заканчивая уборкой комнаты. Я хочу, чтобы и мой ребёнок был таким же. Научился выполнять любое дело без сучка и задоринки. Я буду стремиться к этому, даже если мне придётся пойти с ним на конфликт».
Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».
«В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».
Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?
Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.
Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.
1. Умерьте свои амбиции
Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!
2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам
Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.
4. Дайте право на ошибку
Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.
5. Развивайте у детей чувство юмора
Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.
Надежда Малинкина
Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.
Понимаете ли Вы своего ребенка?
Причины появления синдрома отличника
Если учесть, что истоки комплекса отличника у взрослых идут из детства, необходимо выявить причины его появления. В процессе социализации на ребенка значительное влияние оказывает окружение, родители – в большей степени. Синдром отличника у детей может формироваться из-за неправильного воспитания. Когда их родители опираются на ошибочный опыт своих воспитателей и имеют недостаточные знания в области детской психологии.
Основные причины синдрома отличника:
Ребенок получает похвалу от родителей и воспитателей только за отличные результаты своих действий. При этом его личные особенности, способности, склонности не учитываются. Постепенно ребенка перестают хвалить за высококачественное выполнение задания. Такая исполнительность становится нормой. У ребенка формируется убеждение, что он все должен делать наилучшим образом, по-другому и быть не может.
Взрослые часто совершают ошибку, сравнивая своего ребенка с другими детьми, которые, на их взгляд, более успешны в чем-либо. Казалось бы, это делается из лучших побуждений: вызвать у сына или дочери желание развиваться, стать лучше других. Последствия такого воспитания двоякие: либо у ребенка развивается комплекс неполноценности, либо быть первым и лучше других становится самоцелью, ребенок перестает наслаждаться процессом выполнения заданий. Его цель – заслужить одобрение любой ценой. В результате налицо синдром отличника.
Если в семье есть твердая установка, что любовь заслуживают только хорошими поступками, то ребенок видит ее проявления только тогда, когда ведет себя хорошо. Возникает убеждение: чем он более «правильный», тем больше его любят. Девочка или мальчик пытаются соответствовать представлениям «правильности» родителей, при этом отходя от своей индивидуальности и вырабатывая у себя комплекс отличницы (отличника).
Взрослые регулярно ругают и наказывают ребенка за ошибки по принципу: «если бы ты лучше старался, все бы получилось». Постепенно это вырабатывает у него завышенную самокритичность и синдром отличника. Став взрослым, человек постоянно стремится к совершенству, остро переживая свои неудачи и ошибки.
Безразличие со стороны взрослых вызывает у ребенка ощущение одиночества, неуверенность в себе
Он пытается привлечь внимание родителей хорошими отметками и поступками, старается все делать идеально, чтобы, наконец, получить нужное внимание и признание.
Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Человек в этом состоянии тяжело переживает свои ошибки и поражения. При таком внутреннем напряжении даже повседневные препятствия спустя время могут казаться непреодолимыми.
Синдром отличницы чаще отмечают у женщин, которых в детстве приучали к мысли, что надо быть послушной девочкой, примерной, разносторонне развитой ученицей. Правда, среди мужчин этот комплекс также не является редкостью.
Начинаем с начала
Многие родители стараются обезопасить своего ребенка, оградить от всех неприятностей и проблем с самого раннего возраста. Руководствуясь принципом «Детство должно быть счастливым», они не позволяют малышу увидеть мир таким, каков он есть. Но рано или поздно ребенок все равно столкнется с реалиями жизни. И чем позже это произойдет, тем болезненней будет для него опыт неудачи.
Например, мама всегда опекала малыша, опережая возможные проблемы, была рядом и внимательно следила, чтобы ее крошке жилось легко и радостно (подыгрывала во всех играх, «страховала» во всех занятиях: «Лучше помогу донести ему чашку, а то разольет, расстроится…»). И ребенок привык к тому, что все проблемы решаются сами собой, все и всегда получается так, как он хочет. Оказавшись в среде ровесников, например в детском саду или на площадке возле дома, такой малыш будет просто шокирован: оказывается, он многого не может. Вася бегает быстрее, чем он, Костя первым заканчивает обед, а Вероника лучше рисует! И он искренне не понимает: ему раньше все удавалось, он был самым лучшим, а теперь вдруг не может с чем-то справиться?! Многие дети не в силах спокойно принять такой «удар судьбы».
Чтобы избавить ребенка от лишних разочарований, необходимо с раннего возраста предоставлять ему возможность знакомиться с объективной реальностью. Итак,
Упражнение «Не мои достижения»
Дальше мне нужно было показать Алене, сколько в ее жизни того, что ей по-настоящему не нравится. Для этого я выбрала упражнение “не мои достижения”.
Я предложила Алене написать все ее достижения и вычеркнуть те, которые не были ее страстным желанием.
В итоге список у Алены получился внушительный, ведь за всю жизнь она научилась доводить до совершенства абсолютно все. В этом списке было 190 позиций, из которых она вычеркнула 187!
Опять же, после осознания того, что она всю жизнь делала то, чего она по-настоящему не хотела, Алена долго плакала.
Мы оставили список со скромными оставшимися тремя позициями до лучших времен и несколько сеансов занимались тем, чтобы привести в норму Аленино эмоциональное состояние.
Потом мы все-таки вернулись к списку. Там осталось три позиции:
“написала книгу”, “купила дом в Норвегии” и “завела собаку”.
Оказалось, что все это время Алене отлично давалась писательская деятельность, но она это искусно скрывала, потому что стыдилась этого. Иногда, чтобы расслабиться после работы, она писала книгу.
Когда я спросила, о чем она, Алена пустила слезу. Это была художественная книга с элементами фантастики, в которой описывалась абсолютно другая жизнь, о которой Алена могла только мечтать.
Это оказалась огромная книга в 500 страниц. На самом деле, это был своего рода дневник. Там были все Аленины переживания, которые преобразовывались во что-то позитивное и хорошее.
Как бороться с синдромом отличника
Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых
Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться
Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.
Что такое перфекционизм
Под перфекционизмом следует понимать стремление человека к наилучшему результату. Ребенок-перфекционист озадачивает себя высокими целями и становится к себе крайне самокритичным, когда у него что-то не получается. Это может привести к развитию низкой самооценке и боязни нового. Малыш начинает сравнивать себя с другими и равняться на самых успешных. И хорошо, если у него сохраняется интерес к тому, что он делает. Чаще всего целью достижения высот являются восхищение и признание окружающих.
Если не остановить проблему, в будущем подобный максимализм может привести к серьезным последствиям. Достоверно известно, что перфекционисты обычно все откладывают на потом, например, отказываются жениться, пока не накопят денег на «идеальную» свадьбу. Это похвально и, в то же время на поставленные цели могут уйти долгие годы. А, достигнув цели, идеалисты редко испытывают удовлетворенность. К примеру, возьмем ту же свадьбу: пока копились деньги, долгожданное событие перестало быть таким желанным. Момент упущен, и полученные ощущения не оправдали своих ожиданий.
Люди, доводящие все до совершенства, лишают себя простых радостей жизни. Возможно их усидчивость, трудолюбие и безукоризненность помогают им достичь высот в карьере. Однако, уйдя с головой в какое-то дело, мучая себя переживаниями о возможных неудачах и предъявляя немыслимые требования к окружающим, они рискуют потерять семью, друзей и собственное здоровье.
Как определить синдром отличника у ребёнка
Вот три частых симптома, помимо столбиков из пятёрок в онлайн-журнале.
- Зависимость от чужого мнения
Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, стоит обратить внимание. Такие дети легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. .
- Жертвы ради оценки
Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул лучшего ученика, переходит в средние классы и сталкивается с трудностями в обучении. А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы.
- Страх ошибиться
Дети-«отличники» боятся сделать что-то неправильно: получить двойку за работу, забыть ответ на вопрос или не подготовиться к уроку. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов.
Позвольте детям сделать домашнее задание неправильно.
Множество родителей проверяют домашнюю работу своих детей, чтобы добиться идеальной правильности. Если они находят неверно решенную задачу по математике, они возвращают тетрадь ребенку, чтобы он все переписал.
Наши намерения благие, но домашняя работа предназначена для тренировки и самопроверки. Если вы исправляете работу вашему ребенку, учитель не получает точной обратной связи в отношении того, насколько усвоен материал. Поэтому, если у вас есть такая возможность, позвольте детям вернуться в класс с неправильными решениями.
Это отличный способ доказать детям, что совершенство – это не цель всей жизни. Пока они стараются, их попытки и усилия будут учитываться.
Если вы все равно убеждены, что вам следует проверять все «от» и «до», попытайтесь хотя бы использовать фразу «еще не…» вместо «неправильно». Так вы реально поможете ребенку стараться.
ПРАВИЛО № 2: Не лишайте ребенка права на ошибку
Ведь именно принятие и осознание собственных ошибок дает возможность дальнейшего роста и развития. Как все мы помним, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Справедливая награда
Очень важно поддерживать ребенка, хвалить его, поощрять. Но важно придерживаться принципа золотой середины
Если недохвалить малыша, не заметить его успехов, у него будет недостаточно уверенности в себе и своих силах. Но если перехвалить его, то он не захочет и не сможет прилагать усилия, чтобы добиться настоящего успеха.
Представьте себе ситуацию: вы работаете хорошо, а ваш начальник даже не думает платить вам зарплату. Так проходит месяц, второй. Что вы сделаете? Конечно, разочаруетесь и уволитесь — ради чего так стараться?! И обратная ситуация: не успели вы прийти на работу, а вам уже премию выдали, потом зарплату. Только вы подумаете приступить к обязанностям — а вам повышение, снова выплаты. Какой вывод вы сделаете? — «Зачем мне что-то делать, если и так платят». Примерно так же ребенок воспринимает поощрения со стороны родителей.