Звук ж, буква ж

Автоматизация ш и ж

Прощание с Азбукой — стихи про буквы

Прощание с Азбукой — стихи про буквыПрощание с Азбукой — стихи про буквы:

Раз волшебник-чародей Буквам стал учить детей. Тут же буква А у нас Превратилась в ананас. Буква Б — в большой букет. Буква В — в велосипед. Стала буква Г гармошкой. Буква Д — лесной дорожкой, По которой Е — енот В гости к ежику идет. Стала Ж жирафом длинным. З — зонтом у куклы Зины. Там, где буква И была, Появилась вдруг игла. Чтоб иглой той мудрый йог Починить бы майку смог. Это — с буквой К страница. Белый козлик здесь резвится. Где ж Л? Да вот она! Круглолицая Луна! Букву М волшебник ловкий Превратил в пучок морковки. Н — в мальчишек негритят. О — в забавных оленят. П сказала — я панама! Р ответила — я рама. С снежинкой закружилась. Т тележкой покатилась. А ее соседка У Стала уткой на пруду. Ф фонтаном в небо бьет. Х заводит хоровод. Стала Ц царем Салтаном. Ч — пузатым чемоданом. Стала шапкой буква Ш. Щ — щенком у малыша. Твердый знак без промедления Превратился в объявление. Буква Ы — в речной камыш. Мягкий знак — в шалунью мышь. Э, похожая на птичку, Превратилась в электричку. Стала буква Ю вьюнком. Я — блестящим якорьком. Вот и кончилась игра. Нам заканчивать пора. Вам уже знаком секрет, Буква есть, а звука нет. Если алфавит прочесть, Букв таких найдете шесть, Это, ясно вам и так!

Мягкий знак и твердый знак. Я, ребята, признаю: Нет такого звука: Ю. Ю=Й+У И, открытие, не мое, То, что нету звука: Ё. Ё= Й+О Заодно, скажу, друзья, Также нет и звука: Я. Я= Й+А И, прошу поверить мне, Нет на свете звука: Е. Е=Й+Э

С черным зонтиком, в берете, По заданию ФСБ Вышел некто на рассвете В точку А из точки Б. Без заминки, очень скоро По натоптанной траве Он пробрался вдоль забора В точку Г из точки В, В точке Д, свернув с тропинки, Перешел через кювет, В точке Е он снял ботинки, В точке Ё сменил берет, В точке Ж он утомился, (Дождь слегка заморосил), В точке З остановился, Отдохнул, перекусил И пошел, сверяясь с картой, (Цель как будто бы близка) … Где-то рядом ворон каркал, Вероятно, в точке К. Хлынул дождь… Сломался зонтик!.. Хорошо, что рядом – ель!.. Дождь прошел. На горизонте показалась точка Л. Напрямик пошел лесочком И в болото угодил. Из болота он по кочкам, Как по точкам, выходил. О, П, Р… Еще немного. Стало суше… Ф, Х, Ц… Ч, Ш, Щ… И вдруг тревога Отразилась на лице. «Из ума я, видно, выжил! Вот пустая голова! Ведь из точки Б я вышел, Чтоб дойти до точки А! Рядом был!.. Невероятно!..» И, зубами скрежеща, Некто повернул обратно В точку А из точки Щ.

Постановка звука Ж для индивидуального занятия

Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.

Второй этап

Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:

  1. «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
  2. «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
  3. «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.

Третий этап

На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.

Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарник» парой будет изображение горящего здания.

С этими картинками дети выполняют следующие задания:

  1. Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
  2. Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
  3. Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».

«Звуковые цепочки»

Детям очень сложно различать парные звуки (глухие и звонкие), например, с — з или ш — ж. Чтобы облегчить этот процесс, можно сделать логопедическое пособие своими руками, как на фотографии ниже. На большом листе картона изображены два зайчика разного размера. Один собирает слова, начинающиеся на звонкие звуки, другой — на глухие. Можно прикрепить необходимые пары букв кнопками или сделать прозрачный кармашек, чтобы их туда вставлять.

Детям дают набор карточек с картинками. Все предметы начинаются на данные звуки. Ребенок по очереди берет карточку и произносит вслух название изображенного предмета. Определив правильно первый звук, он ищет соответствующую букву и нанизывает картинку на шнурок, который тянется от нее. Так нужно распределить все картинки по цепочкам, выкладывая их рядом друг с другом.

Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.

По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 – 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание

Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.

Важно: родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленьким ребенком. Если дошкольник до 4-5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление. А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться

Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита

А если это — дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отстать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом. Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать

Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи

Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления. Задания для работы с текстом

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»

Ирина Белкина, сайт kakprosto.ru

Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».

Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».

2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».

3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».

4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Постановка звука Й

Перед началом упражнений необходимо правильно поставить артикуляцию: выгнуть язык так, чтобы его кончик с напряжением уперся в нижние зубы. Верхняя часть, соприкоснувшись с небом, тоже должна быть твердой. Ребенок почувствует сжатую струю воздуха при произношении звука Й. Затем нужно ослабить напряжение языка, убрать выгиб.

Правильной постановке речи способствуют еще несколько артикуляционных тренировок.

  1. Лопатка.
    Открыть рот, обнажив зубы, положить напряженный язык в виде лопаточки на нижний зубной ряд так, чтобы края языка касались уголков рта.

  2. Улыбка.
    Улыбнуться несколько раз с сомкнутыми и разомкнутыми губами.
  3. Накажем непослушный язычок.
    Положить язык на нижнюю губу и легонько покусать его верхними зубами со звуком «та-та-та», затем пошлепать губами со звуком «пя-пя-пя».

Основные способы

Помимо прямого проговаривания звука Й существуют два вспомогательных способа:

  1. Подражание:
    • быстрое произношение звука И с А, О, У с последующим йотированием (иа-йа, ио-йо, иу-йу);
    • переход от мягкого глухого хь к звонкому.
  2. Механическое воздействие. Применяется с помощью шпателя в трудных случаях. Во время произношения звука «зя» логопед нажимает на кончик языка и слегка отодвигает его вглубь, пока не получится звук «йа».

Короткие стихи для детей дошкольного возраста

Читайте с удовольствием, и приобщайте к творчеству детей. Учите наизусть стихи Самуила Яковлевича Маршака, почти все они заучиваются быстро и без труда, так как хорошо рифмуются. Коротенькие вообще врезаются в память и их оттуда можно извлечь не прикладывая больших усилий.

*****

Олени

Трудно оленямБежать по ступеням.Боюсь, что олениСломают колени.

*****

Дважды два

ТаблицаУмноженияДостойнаУважения.

Она всегда во всем права:Чтоб ни случилось в мире,А все же будет дважды дваПо-прежнему четыре.

*****

Ежик и лисица

Бежит ежикВдоль дорожекДа скользит на льду.

Говорит ему лисица:— Дай, переведу.

Отвечает серый ежик:— У меня две пары ножек.Сам я перейду!

*****

Радуга

В небе гром, гроза.Закрывай глаза!Дождь прошел. Трава блестит,В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорейВыбегай из дверей,По травеБосиком,Прямо в небоПрыжком.

Ладушки, ладушки!По радуге, по радужке,По цветнойДугеНа однойНоге.Вниз по радуге верхомИ на землю кувырком!

*****

Волк и лиса

Серый волк в густом лесуВстретил рыжую лису.

— Лисавета, здравствуй!— Как дела, зубастый?— Ничего идут дела.Голова еще цела.— Где ты был?— На рынке.— Что купил?— Свининки.— Сколько взяли?— Шерсти клок,ОбодралиПравый бок,Хвост отгрызли в драке!— Кто отгрыз?— Собаки!— Сыт ли, милый куманек?— Еле ноги уволок!

*****

Лайфхак как быстрее выучить стих — перепишите его на бумагу, а лучше сделайте это несколько раз. Таким образом можно не только стихи учить. Такой метод отлично поможет подготовиться к экзаменам в старших классах.

Барашек

— Ты скажи, барашек наш,Сколько шерсти ты нам дашь?

— Не стриги меня пока.Дам я шерсти три мешка:Один мешок — Хозяину,Другой мешок — Хозяйке,А третий — детям маленькимНа тёплые фуфайки.

*****

Стихи Маршака широко используются в детских садах и в младшем дошкольном образовании как пример для подражания, либо как пример высмеивания невежества. Они интересны и понятны детям любого возраста, с их помощью можно познавать окружающий мир, обучаться и приобщаться к труду.

Бабушкины любимцы

Есть у старушки телушка-пеструшка.Травку в корзине ей носит старушка.Бабушкин козлик не ходит со стадомБабушка кормит его виноградом.

*****

Баю-баю, детки

Баю-баю, деткиНа еловой ветке.

Тронет ветер вашу ельЗакачает колыбель,

А подует во весь духКолыбель на землю бух.

*****

Воробьи по проводам

Воробьи по проводамСкачут и хохочут.Верно, строчки телеграммНожки им щекочут.

*****

В 1920 году не без помощи писателя в Екатеринодаре (ныне Краснодар) открывается первый в стране детский театр. Много сил Маршак приложил для его становления и развития, писал пьесы. Вскоре театр превратился в «Детский городок» со своим садиком, школой и библиотекой.

Переполох

Затявкал маленький щенок.Корова замычала.От страха кот вскочил в челнок,Поплыл куда попало.

Захлопал крыльями петух,Запел что было мочи.И на пол грохнулся пастух,Проснувшись среди ночи.

*****

Встреча

Однажды аист длинноногийЛягушку встретил на дороге.

«Ох, не люблю вас, долговязых!»Она проквакала, вздохнув.

«А я люблю вас, пучеглазых»Сказал он, раскрывая клюв.

*****

А, Бе, Це

Знаешь буквы А, Бе, Це?Сидит кошка на крыльце,Шьет штанишки мужу,Чтоб не мерз он в стужу.

*****

Маленькие феи

Три очень милых феечкиСидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечекИз трёх садовых леечек.

*****

Буквы и природа

М. Яснов  

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!

Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).

У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!

Чистоговорки в виде раскрасок:

ЕЖИЖа-жа-жа — жили-были 2 ежа.Жу-жу-жу — на двоих ежей гляжу.Жу-жу-жу — ближе, ближе подхожу.Же-же-же — вижу желудь на еже.Ди-жи-жи — ежик, желудь покажи!Жа-жа-жа — испугали мы ежа.Жи-жи-жи — убежали прочь ежи.УЖИЖа-жа-жа — ежата у ежа.Жу-жу-жу — ужи пришли к ежу.Жи-жи-жи — ежат нам покажи.Жу-жу-жу — я с ужами не дружу.Жа-жа-жа — ужи уходят от ежа.ЭТАЖИЖи-жи-жи — в нашем доме этажи.Жа-жа-жа — надо мной 2 этажа.Жа-жа-жа — подо мной 2 этажа.Же-же-же — на каком я этаже?ЕЖЖа-жа-жа — вот поймаю я ежа.Жу-жу-жу — ежа в корзину покажу.Жи-жи-жи — глупый ежик, не дрожи.Жу-жу-жу — молока налью ежу.Жо-жо-жо — стало к вечеру свежо.Жа-жа-жа — отпущу я в лес ежа.Ож-ож-ож — до свиданья, крошка еж.УЖИЖи-жи-жи — в озере живут ужи.Жа-жа-жа — Жанна и Женя увидели ежа.Жа-жа-жа — испугались все ужа.Жу-жу-жу — я с ужами не дружу.Жи-жи-жи — расползаются ужи.

Стихотворения о букве Ж для детей

Буква Ж всех веселит, Потому что всё жужжит. Жук – жужжит, Жужжит – оса, А в ручье — журчит она. В жмурки с нами поиграет, Пожурит, коль проиграет, Дружат с нею журавли, Жаворонки и жуки, Ей жираф приветы шлёт, Хоть и далеко живёт.

***

Жу-жу-жу, я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. А однажды жук-жучок Отвечал весной урок. Вместо слов «ручей журчит» Написал «жучей жужжит».

***

Женя, Жаба, Жук И Жучка, Ждали Дождика из тучки. Было жарко, Дождь не шёл. Жук, жужжа, залез под стол, Женя с Жучкой пили воду, Жаба села на колоду. Потемнела сильно тучка. Женя, Жаба, Жук, и Жучка, Рады дождику, ура! Вот и кончилась жара!

Важные правила:

Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «З»

Напомните ребенку, что звук «З» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.

Стихи для автоматизации звука «З» с помощью наглядности лучше заучивать в игровой форме и используя наглядность.

Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е

*****Ы

*****Рыба к рыбе подплыла:«Я в Крыму вчера была.Крабы и дельфины в мореОтдыхают на просторе».

*****Есть у Димы две машины,Есть и мячик из резины.Если б был батут у Димы,Был бы он совсем счастливый.

*****Рысь рычала на рысенка:«Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку,А ведь вы дружить должны.Сёстры, братья всем нужны!»

*****О

*****Очень скучно во дворе –Оли с Толей нет нигде.Олю увезли на море.С бабушкой уехал Толя.

*****Ехал паро-паровоз.Он дрова в деревню вёз.Очень часто паровозикВ ту деревню что-то возит.

*****«Очень хочется на море, —Говорит подружке Соня, —Я люблю на Черном мореЗагорать и плавать вдоволь».

*****А

*****Астры Ася очень любитИ выращивать их будет.А потом все астры АсяДевочкам подарит в классе.

*****Арбузы бабушка купила,Сначала их так много было.Но Аля быстро все их съела,Заметить даже не успела.

*****Зайка собирал мозайку,А енот читал Незнайку.Ёж в альбоме рисовал,Братец лис ворон считал.

*****И

*****Синий иней всё покрыл –Им морозец наследил.Зимушка-зима пришла,С собой иней принесла.

*****Сливы синие висели,Приглашали, чтоб их ели.Сливы в миску собираю,Иру, Вику угощаю.

*****Лилия и просто Лиля –Лишь одно и то же имя.Так же Рита-Маргарита,Виталина – это Вита.

*****У

*****У меня уроков много.Позову сестру в подмогу.Выучить уроки дружноМного времени не нужно.

*****У кукушки кукушонокГоворит «ку-ку» спросонок.Кукушонку утро любо,Гусениц он съел бы блюдо.

*****У Ульяны есть юла.Кукла есть, и не одна.Дональд Дак, утенок, есть –Всех игрушек нам не счесть.

*****Е

*****Еле-еле душа в теле,Черепашка поползла.Шаг ее всегда размерен,Не спеша живет она.

*****Елена любит полениться,Лениться Лене не годится.Лентяйкой Лене стыдно быть,О лени нужно ей забыть.

*****Ежедневно у енотаЕсть одна только забота:Находить себе еду,Полоскать еду в пруду.

*****

Наталья МажиринаЦентр «Азбука для родителей»

Стихи про буквы «Л», «М», «Н», «О» для 1 класса

Стих про буквы «Л»Стихи про буквы «Л», «М», «Н», «О» для 1 класса:

К нам в гости буква Л пришла, Ее Лариса нам нашла, Подарила Лене, Алле, А вы ее узнали?

Любит лосиха лосенка, Любит лисица лисенка. Мамочка львица Львенком гордится. А для лягушки Ее лягушонок Лучший из лучших… Подумаешь, львенок!

Знать эту букву нехитро, Кто был хоть раз в метро, По вечерам нам светит всем Между домами буква М.

Мчится Мишка на Мопеде За Малиной в Магазин. Эх, Машину бы Медведю, Он бы Маму подвозил.

Букву Н промолвить чтобы, Язычок приставишь к небу, Напоешь ее одну: Вот так новость – ну и ну!

С буквой Н знаком давно — С детства мне твердят: «Но-но!» А подрос, теперь в ответ Часто слышу слово: «Нет!» «Не хочу!» А мама: «Надо!» В общем, с буквой Н не ладим. Стер бы Н из алфавита, Но меня зовут Никита…

Буква О известна всем, Без нее нельзя совсем, Уберите букву О И пойдете без пальто Кот исчезнет, дом и сом, Не покатишь снежный к-м. Не найдешь в лесу орех, Без нее один лишь смех.

«О!» — сказала буква «О», «Знают все меня давно, Я на многое похожа: На кольцо, баранку тоже, На кружок, на колобок. Колесо, луну, цветок — Одуванчик иль ромашку…. На тарелку с манной кашкой!»

История буквы Г

В кириллице Г называлась «глаголь». Буква может звучать как шумный смычной заднеязычный твёрдый звонкий согласный звук (в словах «глаза», «гремит»), так и шумно, передавая смычной, но в то же время мягкий «палатализованный» звук ( в словах «гигант», «гибко»). В древних книгах по обучению буквам и звукам представлены были, как минимум, две разновидности звука Г.

Например, в слове «господи» Г произносилась звонко. При этом чётко прослушивалось задненёбное звучание.

Это напоминало украинское Г. Но в нашем языке такое звучание считается устаревшим и не верным с точки зрения фонетики русского языка.

Хотя, как не удивительно, большинство населения нашей страны говорят именно так Г/Х.

Звук, соответствующий данной букве, как и другие звонкие согласные, доставляет сложности при его произнесении многим детям. Поэтому необходимо своевременное вмешательство в звукопостановку Г, пока артикуляционный аппарат поддаётся коррекции.

Логопедические стихи на согласные звуки: Ж, З, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ

Ж

*****
Майского поймал жука,
Спрячу я его пока.
В коробочек положу,
Жук жужжит в нем: «Жу-жу-жу».

*****
Жутко жалко Жучку нашу –
Жалобно скулит она.
Съесть хотела мясо с кашей,
Но ужалила оса.

*****
Жадный Жорик не жалел,
Что весь блок желе сам съел.
И поэтому наш Жора
Жадный очень и обжора.

*****З

*****
Зубик зубику сказал:
«Зубик, ты уж очень мал.
Ты грызи творог зернистый,
Он полезен, хоть и кислый».

*****
Зебры с зеркалом играли,
Зебры зеркало сломали.
Зебры без него забыли,
Что у них полоски были.

*****
«З-з-з» – сердилась вновь пчела –
«Я сегодня очень зла.
Кто-то в улей мой залез,
И весь мёд мой вдруг исчез.

*****Ч

*****
Чудо чудное случилось!
Чуча с мылом вдруг умылась.
Не было черней чертенка
И чумАзее ребенка.

*****
Черепашки у воды,
Чудную вели беседу:
«Вместе стали часто мы
Пить чаёк в четверг и среду».

*****
Чертик с чашки пил чаёк,
Вдруг отвлекся он чуток.
Чашку с чаем уронил,
Чашку чайную разбил.

*****Ш

*****
Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь.
Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь.
В прятки в тишине играют –
Лишь тогда вас не поймают.

*****
Шершень шустрый прилетел,
Шершень на цветочек сел.
Шершень посидит немножко
И отправится в дорожку.

*****
Маша любит кушать кашу,
Маша говорит Наташе:
«Кашу кушать все должны,
Каши детям всем нужны».

*****Щ

*****
Щавель очень-очень кислый,
Соберу его я в миску.
Борщ из щавеля зеленый
Любят очень Маша с Вовой.

*****
Без плаща не выходи,
Если за окном дожди.
Щуке плащ в реке не нужен,
Ей бы ершика на ужин!

*****
Мой щенок стащил игрушку,
Разорвал вчера подушку,
Щуку из ухи украл,
Щётку для зубов сломал.

*****Ц

*****
Из яиц цыплята вышли,
Все пищат и маму ищут.
«Цыпа-цыпа, детвора,
Подходите все сюда!»

*****
Целый день на цыпочках
Я балет танцую.
А еще я чуточку
Красками рисую.

*****
Зацветут цветы в саду,
Я в букет их соберу.
Все цвета среди них есть,
Всех цветов не перечесть.

*****Ф

*****
Фокусник конфету Феде
Подарил на представленье.
Федя, в фокусы не веря,
Всё же принял угощенье.

*****
Папе – фартук, маме – фрак –
Нет, не правильно, не так!
Папе – фрак, а маме фартук –
Не запутаться б до завтра!

*****
Фёкла с Филей в огороде,
Свёклу плохо пропололи.
Свёклу в сорняках не видно –
Фёкле с Филей так обидно!

*****

Наталья Мажирина
Центр “Азбука для родителей”

Еще нет комментариев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: