Сюжетно ролевая игра магазин в старшей группе: описание
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Мне сегодня пришло письмо от лесника с просьбой помочь собрать продукты для животных. Сегодня нам нужно будет купить их в магазине. Как вы думаете, какой еде обрадовались бы зайцы, медведи, белки? (дети рассуждают).Воспитатель: А где мы возьмем угощения? Ведь есть разные магазины: продуктовые, магазины канцтоваров, книжные, обувные.Дети: В продуктовом.Воспитатель: Назовите сотрудников магазина?Дети: Охранник, продавец, кассир.Воспитатель: Сейчас распределим роли каждого.Игра «Что нужно?» — перед детьми лежат предметы (ценники, кошельки, продукты). Необходимо выбрать каждому предметы, согласно их роли.Воспитатель: Давайте сходим в продуктовый магазин для зверей. Физкультминутка:
Подготовка – продавцы надевают униформу, покупатели становятся в очередь.Воспитатель подсказывает детям, как играть.Продавец: Здравствуйте! Рады видеть вас у нас в магазине. Что бы вы хотели купить?Покупатель: ОрехиПродавец: Для кого?Покупатель: Для белочек.Продавец: Сколько орехов вам взвесить?Покупатель: Килограмм.Продавец: С вас две монеты.Продавцы и покупатели меняются местами. Когда все ребята приобрели овощи и фрукты, они возвращаются в сад при помощи физкультминутки:
Воспитатель: Дети, мы просьбу лесника выполнили?Дети: Да.Воспитатель: Как называлось место, где мы зверям подарки покупали?Дети: Магазин.Воспитатель: Каким продавец должен быть?Дети: Вежливым, аккуратным, честным.Воспитатель: Давайте сложим подарки в коробку, запечатаем и передадим леснику.
Значение руководства сюжетно-ролевой игрой
Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.
Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.
Замечание 1
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.
Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.
Замечание 2
Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.
Одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр – «Магазин».
После того, как кроха научился базовым навыкам – сидеть, ползать, ходить, самостоятельно кушать, обращаться с горшком, одеваться, параллельно оттачивая и свои речевые навыки, главным видом деятельности для малыша становится игра. И не простая игра, а так называемая «сюжетно-ролевая игра». Ребенок переносит в формат игры знакомые бытовые сюжеты, впечатлившие его жизненные сцены, правила поведения и общения, примеряет на себя самые разные социальные роли. Причем игры начинаются с самых простых, почти односложных действий, и постепенно усложняются. К школьному возрасту ребенок подходит с умением выстраивать сюжетные линии на уровне, не побоюсь этого сравнения, выпускника режиссерского факультета ВГИКа! Однако в начальной школе происходит постепенный переход от игровой активности к другим видам, более понятным и логичным для любого взрослого. Но вернемся в счастливый этап сюжетной игры…
Какие сюжеты выбирает малыш и почему?
Да самые обычные, ежедневно окружающие его в жизни! Прежде всего, конечно же, это дом, семья, быт. Постепенно подключаются игры в «Доктора», «Магазин», «Парикмахера», «Полицию»… т.е. ребенок постепенно встраивает в игру все новые и новые блоки знаний, событий и явлений. После того, как малыш пойдет в детский сад, в его игре обязательно появится образ воспитателя, педагога и нянечки. Девочки с упоением будут устраивать куклам «тихий час», а мальчики собирать роботов на физкультуру. И чем больше дети узнают, тем более разнообразными становятся их игры. На сюжетную игру будут влиять и персональные увлечения ребенка, и посещаемые им кружки и спортивные секции, и профессии родителей, и новые друзья, привносящие в игру свои сюжетные линии.
Почему ребенок играет в «Магазин»?
Все просто – это один из основных и постоянно повторяющихся сюжетов в жизни любого современного ребенка. Моя знакомая так искренне удивлялась, откуда у ее сыночка такая тяга именно к этой сюжетной игре. А по-моему, здесь нет ничего удивительного, ведь сейчас нас окружает неимоверное количество магазинов. Гипермаркеты и молы; супермаркеты и торговые центры; продуктовые и вещевые; спортивные и детские; шаговой доступности и сопутствующие, в общем, перечислять типы магазинов можно долго. На сегодняшний момент мы все живем в одном огромном «обществе потребления». Задумайтесь, сколько раз в течение недели Вы бываете в магазине? И сколько раз из них с Вами находится малыш? Свежий хлеб, молоко, мороженое для любимого чада после прогулки и еще множество мелочей все мы ежедневно покупаем в магазине шаговой доступности, в булочной «на углу дома», в торговой палатке на автобусной остановке. А в выходные семьи всем составом выезжают в огромные торговые центры и гипермаркеты, покупая «стратегический запас еды» на всю следующую неделю, «новые туфельки» для мамы, спортивный рюкзак для папы, развивающий коврик для новорожденного, подарок на юбилей дедушке и т.д. и т.п. И все это происходит изо дня в день на глазах малыша. Поэтому абсолютно естественно, что одной из первых сюжетно-ролевых игр в его арсенале становится именно игра в «Магазин».
Можно ли отправиться «за покупками», не потратив при этом ни рубля?
Конечно можно! Только Вам придется потратить не деньги, а время для подготовки к игре. Для того, чтобы детально познакомить малыша с понятием «магазин», его устройством, сотрудниками и посетителями, не обязательно сутки на пролет провести в ближайшем торговом центре. Можно предложить ребенку множество развивающих игр, которые познакомят кроху со всеми неизвестными для него понятиями, а для более старшего ребенка станут образцами правильного поведения в магазине. Например:
- Почитайте малышу простые стишки на данную тематику
- Расскажите о профессиях людей, работающих в магазине
- Найдите в интернете и распечатайте картинки, иллюстрирующие магазин
- Нарежьте из цветной бумаги «деньги», достаньте из холодильника фрукты и овощи или одежду крохи и предложите малышу «сходить» в продуктовый магазин или в магазин детской одежды соответственно
- Нарисуйте с ребенком магазин его мечты, конечно же, речь идет о магазине игрушек
- Придумайте вместе историю, в которой плюшевый мишка, которого зовут как Вашего малыша, отправился покупать мед в лесной магазин. Задействовать в инсценировке можно абсолютно любых любимых персонажей Вашего сына или дочки.
В общем, как видите Вашей фантазии есть где развернуться. Ну, а мы, в свою очередь, хотим предложить Вам и Вашему крохе сценарий тематической недельки «Магазин».
Идем за покупками! Или сюжетно-ролевая игра «Магазин».
«Недавно мы с сыном пришли в магазин игрушек, и он выбрал себе подарок, который, если честно, сначала меня шокировал… Тележку для покупок! Такая пластиковая, яркая. В целом, конечно, прикольная игрушка. Но почему такой странный выбор? Почему не машинка, не каталка какая-нибудь, ни книжка? Мы, конечно, купили эту тележку. Теперь он постоянно с ней возится: катает, что-то в нее складывает, перевозит, выкладывает. А на днях подошел ко мне с тележкой и говорит: «Купи!» Вот тут только до меня дошло, что он не просто использует тележку, как своеобразное транспортное средство для перемещения кубиков из точки «А» в точку «Б» квартиры, а имитирует поход за покупками в супермаркете! Теперь наша главная игра – это «Магазин». И как это расценивать? Не понимаю, если честно, откуда такая тяга к покупкам? Может, он будет продавцом? А может, я слишком часто беру его с собой в магазин за продуктами? Ну, ладно… пусть играет, раз нравится! Мы, кстати, с мужем ему еще игрушечную кассу хотим прикупить. Пусть и считать заодно с любимой игрой учится!»
Я не случайно начала данную статью с пересказа слов моей давней знакомой. Мы встретились на прошлых выходных, т.к. давно не виделись, да и детки у нас почти ровесники (сыну моей знакомой 2 года и 4 месяца, а моему 3 года). Болтали, конечно же о детях… Ну, о чем еще могут говорить две молодые мамочки?! Об их успехах, о проблемах, о забавных случаях. Но вот этот ее рассказ об игрушечной тележке как-то запал мне в душу… А действительно, почему ребенок выбрал именно эту игрушку? Почему ему так нравится именно эта тематика игры? А что существует даже игрушечная касса??? С ума сойти, чего только не придумали современные игрушечники!!!
В общем, спасибо моей знакомой за идею для новой статьи! Надеюсь, и Вам это будет не безынтересно…
Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Самой популярной игрой среди детей старшей группы детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».
Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких.
Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций.
В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.
Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».
Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками.
До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки.
Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми.
Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов:
- Как распределить товар на полках?
- Как выбрать нужный товар?
- Как правильно упаковать товар?
- Как можно получить консультацию по выбранному товару?
- Как вернуть товар в магазин?
Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).
Игра «Школа».
Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости.
Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися.
Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей.
Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание.
Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.
Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.
Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике.
До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном.
Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика.
Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.
Виды и направления руководства игрой
Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.
Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.
Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.
В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.
Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.
Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.
Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.
Чем полезны игры
В игре ребенок использует для себя роль: реальный человек, определенную профессию, социальный статус, сказку или мультипликационный персонаж. Это позволяет ему взять на себя новую модель поведения, почувствовать эмоции героя, сыграть роль взрослого, специалиста. Параллельно разрабатываются:
• речь, словарный запас;
• творческое и творческое мышление;
• воображение, фантазия;
• интеллект;
• эмоциональное восприятие.
Игра имитирует определенный сюжет – ситуацию, в которой оказываются герои. Например, врач лечит пациента
При этом ребенок имитирует привычное ему по фильмам и реальной жизни поведение врача, а пациент пробует любую роль: от капризного ребенка до отважного героя. Чтобы получить больше удовольствия, вы можете заказать набор врача, с которым ролевая игра станет разнообразнее
Ребенок сможет измерить температуру, сделать операцию, послушать дыхание.
Когда характер ребенка находится в разных ситуациях, это формирует характеристики его личности. Вот почему иногда стоит присоединиться к этим играм взрослым. Мама или папа могут отредактировать сюжетную линию, чтобы увидеть, как ребенок будет себя вести. Например, изображение рассерженного покупателя на кассе. Ребенок ругается в ответ или извиняется и избегает конфликта. Это раскроет черты его характера. И родители будут знать, что лучше всего изменить в образовании, если это не лучшие качества.
Повествовательные игры необходимы для социального и личностного роста. В ходе различных ситуаций ребенок учится контролировать себя, свои эмоции, находить выходы из нетипичных или сложных ситуаций. Также он расширяет словарный запас, учится овладевать интонацией, становится более общительным, не боится выступать на публике. Что ему поможет, когда он станет школьником.
Сюжетно — ролевая игра в старшей группе детского сада
Ролевая игра «Магазин игрушек»
Цели и задачи:
1. Научить детей описывать предмет, находить его основные характеристики, распознавать предметы по описанию, закреплять коммуникативные навыки в общественных местах.
2. Воспитать сопротивление, взаимное уважение.
3. Развить память, мысли.
4. Продолжить знакомить детей с правилами поведения на улице, в общественных местах.
Учебный материал: игрушки, рисунки.
Ход игры: Ребята, сегодня мы сыграем в ролевую игру «Магазин». Наш магазин будет не простым, а волшебным. А что мы в нем будем продавать, узнаем, если отгадаем очень интересные головоломки.
1 | Он упрямый и пузатый, бить его, ребята, больно. Почему избивают беднягу? Почему надувается (мяч) |
2 | Несколько друзей не равны по росту Все сидят друг в друге И просто игрушка (матрешка) |
3 | Что за лесной зверь Поднялся, как столб под сосной? А в траве стоит – Уши больше головы (зайца) |
4 | Зверь прикольный, сшит из плюша, есть лапки, есть ушки. Дайте зверю меда И дайте ему берлогу (медведь) |
5 | Какое чудо синий дом, Окна вокруг светятся, Он носит резиновые башмаки, И он бензином питается (автобус) |
6 | Как можно назвать эти предметы в слово? (игрушки) |
7 | Кто мне теперь скажет название нашей волшебной лавки? (Магазин игрушек) |
Роль педагога в руководстве игрой
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.
Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.
Замечание 3
Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.
Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:
- Показать детям необходимые игровые действия.
- Описать сюжет и характерные черты персонажа.
- Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
- Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.
Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.
В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.
Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:
- принимает непосредственное участие в игре;
- предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
- при необходимости дает детям советы;
- вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
- дает подсказки по ходу игры.
Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.
В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:
- дает советы перед началом игры;
- в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
- при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).
Мнение психологов
Ролевые игры для детей представляют собой последний этап в развитии такой деятельности у детей – это подтверждается психологией становления личности. В возрасте до 6 лет они являются основным элементом своей деятельности.
В процессе роста кроха, его игры развиваются и совершенствуются. Итак, от простых и примитивных сюжетов мы очень быстро переходим к тем, которые охватывают практически все виды деятельности человека.
Психологи говорят, что именно ролевые игры играют важную роль в психологическом развитии любого ребенка, поэтому игнорировать их нельзя. К другим положительным моментам можно отнести следующие качества:
- способность контролировать свои поведенческие навыки;
- развитие произвольного внимания;
- правильное формирование памяти;
- формирование характера.
- следить за своей импульсивностью и эмоциями;
Если в детские ролевые игры играть со сверстниками, у них также развиваются:
- умение вести переговоры;
- основы общения;
- действовать как команда;
- умение отстаивать свое мнение и вести переговоры в спорных ситуациях.
В процессе игры ребенок играет несколько ролей, которые могут охватывать различные стороны жизни человека, и при этом происходит активное развитие мыслительной деятельности.
В таких игровых процессах ребенок привыкает к своеобразному образу, своими действиями воспроизводит впечатления, размышляет и переосмысливает свои роли. Несмотря на то, что все выдумано, дети скорее чувствуют искру эмоций, переживаний, которые обогащают их внутренний мир.
Ролевые игры для детей становятся актуальными для детей с двухлетнего возраста. При этом ребенок начинает активно копировать поведение окружающих взрослых, пытается использовать предметы по прямому назначению или по их фиктивным правилам.
Конспект сюжетно ролевая игра магазин старшая группа
Цель: Сформировать у ребят социальный опыт посредством игровой деятельности.Задачи: Расширить словарный запас по теме, научить ребят культуре общения в магазине, развивать диалоговую речь ребенка, учить ребят объединяться в группы, закрепить знания о магазине.Материал: касса, униформа, чек, ценники, деньги, весы, сумки, кошельки, муляжи продуктов.Методические приемы:
- Момент организационный:
Добрый день! К нам пришла в гости игрушка, у которой сегодня День Рождения. Поможем ей и приготовим праздничный обед, а также подарим подарки. Только где нам это все взять? (дети отвечают)
Мы недавно в магазин ходили, помните? А какой это магазин был? (продуктовый) Что там продается? (продукты) А если книги нужно будет купить, в какой пойдем? (книжный) А мебель? (в мебельный) - Дети смотрят картинки и отвечают на вопросы: Кто работает в магазине? Что делает продавец? Грузчик? Охранник? Уборщица? Что продают в мясном отделе, хлебобулочном, молочном?
- Дети рассказывают стихи про магазин
- Игра в магазин: дети распределяют роли, делают покупки.
- Итоги: дети отвечают, понравилась ли им игра? Что купили в магазине? Для кого куплен подарок?