Простые узоры на ногтях — 93 фото
Простые узоры на ногтях
Простой маникюр
Легкий маникюр
Рисунки на ногтях
Рисунки на ногтях для начинающих
Маникюр лёгкий и красивый
Простые рисунки на ногтях
Мазковые вензеля
Леопард дотсом
Маникюр с вензелями
Лёгкий рисунок на ногтях
Схемы рисования на ногтях
Красивые узоры на ногтях
Простые узоры на ногтях
Легкий маникюр
Маникюр с бабочками наклейками
Маникюр с нотками
Легкий маникюр
Завитки на ногтях
Дизайны маникюра для новичков
Вензеля на ногтях пошагово
Черные узоры на ногти легкие
Абстракция на ногтях
Наклейки на ногти
Простые рисунки на ногтях для начинающих
Рисунки на ногтях для начинающих
Легкий маникюр
Одуванчик на ногтях
Рисунки на ногтях для начинающих
Простые узоры на ногтях
Простые рисунки на ногтях
Легкий узор на ногтях
Узоры на ногтях
Простые рисунки на ногтях
Пошаговые узоры на ногтях
Рисунки на ногтях для начинающих
Узоры на ногтях для начинающих
Простые узоры для маникюра
Лёгкий маникюр для начинающих
Простые рисунки на ногтях
Несложные рисунки на ногтях
Узоры для ногтей легкие
Вензеля на ногтях пошагово
Маникюр вензеля пошагово
Узоры на ногтях пошагово
Рисование иголкой на ногтях
Простой маникюр на новый год пошагово
Рисование на ногтях
Рисунки на ногтях
Маникюр с рисунком сердца
Простой нвоогоднвц маник
Красивые рисунки на ногтях легкие
Маникюр с рисунком легкий
Маникюр с вензелями
Рисование на ногтях для новичков
Маникюр с цветочками для начинающих
Леопардовый маникюр на короткие ногти
Вензеля на ногтях для начинающих
Водный маникюр
Уроки рисования на ногтях
Маникюр схемы рисунков
Простые рисунки на ногтях
Картинки рисунки на гелевых ногтях
Рисование на ногтях для новичков
Легкий маникюр
Простой маникюр
Маникюр простой и красивый
Легкий маникюр
Маникюр с цветочками для начинающих
Маникюр с точечным рисунком
Узоры на ногтях
Окошки на маникюр
Простые рисунки на ногтях в домашних условиях
Маникюр с вензелями и завитками
Маникюр с точками
Легкий маникюр
Рисунки для маникюра для начинающих
Простые рисунки на ногтях
Маникюр для повседневной жизни
Маникюр легкий дизайн
Дизайн ногтей пошагово
Несложные рисунки на ногтях
Маникюр с рисунком
Рисунки на ногтях несложные на Красном
Маникюр вензеля пошагово
Цветочки на ногтях
Рисунки на коротких ногтях Фотогалерея
Самые легкие рисунки на ногтях
Рисунок на ногтях простой но красивый
Вензеля на ногтях для начинающих
Лёгкие рисунки на ногтях
Простые вензеля на ногтях
Лёгкий рисунок на ногтях
Рисунки по клеточкам в тетради для девочек
Нарисовать какую-нибудь прикольную вкусняшку по клеточкам тоже несложно. Вот, например, еда из «Макдональдса» — гамбургер.
Пончик с розовой глазурью.
Любимая многими картошечка фри.
Напиток в фирменном стаканчике.
Пицца.
А кому завтрак? Яичница и апельсиновый сок.
Переходим к десертам. Вот очень вкусное мороженое. Вы предпочитаете в рожке или на палочке?
И чашечка чая с пирожным.
И, конечно же, фрукты и ягоды. Сочное яблочко.
Аппетитный киви.
Бодрящий лимончик.
Спелая вишенка.
Тяжелая виноградная гроздь.
Часть рисунков легкие, даже для 5-летнего ребенка подойдут.
Что еще любят рисовать девочки. Они рисуют сладости, куколок, любят рисовать единорогов.
Подходящие виды занятий
В третьем и четвертом классе расширяются возможности для проведения занятий. В этом возрасте вполне можно использовать самые разные виды рисунков по клеточкам.
К ним можно отнести:
- Проведение линий по клеткам под диктовку учителя;
- Самостоятельное следование по предложенной на листе инструкции;
- Симметричное дорисовывание;
- Раскрашивание определенного количества клеток в заданном направлении указанным цветом. В этом случае в тетрадках детей появляются настоящие цветные картины.
Принципом выполнения работы во всем этом разнообразии является отсчитывание необходимого количества клеток в указанном направлении. Это определяется учеником самостоятельно, глядя на предложенную инструкцию либо под диктовку учителя.
Под диктовку учителя и самостоятельное следование по инструкции
Симметричное дорисовывание
Раскрашивание клеток в заданном направлении указанным цветом
Полезные советы для родителей маленьких художников
Напоследок еще несколько советов, которые позволят вам и вашим детям быстрее освоить навык рисования и получить от процесса удовольствие.
1. Пробуйте разные материалы для творчества, чтобы малыш мог определиться, чем ему удобнее и интереснее рисовать. Карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, восковые мелки, пастель – все они по-разному ведут себя на бумаге.
2. Для первых рисунков выбирайте мягкие цветные карандаши или мелки, чтобы ребенок мог оставлять след на бумаге без сильного нажима.
3. Правильный захват тремя пальцами помогут освоить небольшие мелки, а также карандаши с тремя гранями. Круглые лучше покупать детям постарше, которые уверенно держат инструменты для рисования в руках.
4. Для детей, которые все тянут в рот, выбирайте фломастеры на водной основе с пищевыми красителями. И, конечно, не оставляйте юных художников один на один с предметами для творчества.
5. На этапе изучения фигур и форм обводите их пальчиком малыша, чтобы запустить мышечную память. Этому также помогают трафареты, которые ребенок может обводить карандашом или фломастером.
6. Помните про технику «рука в руке». Берите руку малыша в свою и рисуйте вместе. Главное, делать это мягко, не настаивая, когда ребенок в настроении и его ручка расслаблена.
7. Один из важных этапов в обучении – навык рисовать прямые линии. В этом вам помогут специальные книги с заданиями типа «проложи путь мышки до сыра», «соедини точки, чтобы увидеть картинку». Их можно купить в готовом виде, нарисовать самостоятельно или найти в интернете и распечатать.
8. Рисовать под музыку и в хорошем настроении всегда намного приятнее. Сопровождайте ваши занятия интересным рассказом о том, что вы рисуете, или песенкой в тему. Обсудите с малышом, куда бежит нарисованный ежик, дорисуйте ему грибок и ягодку, проложите путь до норки. В игровой форме дети с удовольствием будут постигать новые умения.
9. Увлекайте ребенка соответствующим контентом. К примеру, пролистайте сказки в картинках В. Сутеева «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски». Они в игровой форме покажут процесс рисования, который потом можно вместе повторить.
10. Не настаивайте, если ребенок не хочет рисовать. Регулярно предлагайте ему творческие задания, но никогда не заставляйте силой и не шантажируйте фразами из серии «Пока не дорисуешь, не выйдешь из-за стола». Это не приведет к результату и напрочь отобьет желание рисовать.
И помните: в рисовании процесс важен не меньше, а иногда и больше, чем результат. Поддержите фантазию и энтузиазм, не жалейте бумаги и красок и не забывайте участвовать в творчестве вместе с ребенком. И тогда рисовать понравится вам обоим!
Графические диктанты
Математический диктант по клеточкам – это создание изображения по клеточкам под диктовку или по схеме. Но главное, это захватывающая игра, приносящая огромную пользу.
Как научиться писать математические диктанты по клеточкам можно прочитать в статье «Математические диктанты по клеточкам».
Там же вы сможете скачать книгу с разноуровневыми развивающими заданиями.
Книга построена по принципу от простого к сложному и по ней можно легко научить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Подходит даже для детей, которые еще медленно читают.
Задания можно использовать не только для подготовки детей к школе. Они будут также большим подспорьем и учителю, и родителю первоклассника. А самому ребенку принесут огромную развивающую пользу. Ребёнок будет радоваться каждому получившемуся узору! Получившиеся рисунки можно также раскрашивать.
Графические диктанты для дошкольников
Для детей 5-6 лет нужно выбирать изображения с крупными клетками. Преподнести такое задание лучше родителю или педагогу в виде игры. Можно распечатать бесплатно любой рисунок, который будет интересен ребенку. Не нужно бояться помогать малышу, постарайтесь вовлечь его в такую интересную и познавательную игру.
Рисунки по клеткам детям 6-7 лет даются только после того, как он освоит графику: научится работать в тетрадях в клетку, будет ориентироваться на бумаге, сможет зафиксировать крайнюю точку на листе.
Советы по выполнению задания
В процессе выполнения графического диктанта нельзя ругать ребенка. Многие дети этого возраста путают право и лево. Просто объясните еще раз и помогите малышу, чтобы не отбить у него желание познавать что-то новое и трудиться.
Если диктант проводится в устной форме, не нужно торопиться. Дети должны успевать подумать.
В проведении подобных занятий важен перерыв. Дошкольникам он необходим каждые 10-15 минут
Можно сделать зарядку для глаз и рук, поиграть в подвижные игры.
Обращайте внимание на осанку ребенка, положение его руки.
По завершению диктанта похвалите малыша, порадуйтесь его успехам.
Время занятий для детей от 5 до 7 лет – не более 20 минут. По истечению этого времени ребенок не будет усваивать всей необходимой информации, а умственная деятельность существенно снижается.
Примеры сложного графического диктанта
Приводим три варианта графических диктантов со сложным шагом: крокодил, собака, цыплёнок с описанием диктовки. Аналогично выполняется рисование по клеткам любого другого рисунка.
«Крокодил»
Описание диктовки.
«Собака»
Описание диктовки
«Цыплёнок»
Описание диктовки
Примерно так взрослый диктует, а ребята рисуют по клеточкам. Сложный графический диктант полезен для учеников 1 — 4 класса, расширяя скорость ориентировки. Одно замечание: взрослый сам не должен путаться при диктовке.
Усложнение для читающих детей.
Для самостоятельной работы читающим ребятам дают только описание. Образец перевёрнут лицом вниз. Ребёнок выполняет ступень и вычёркивает её, чтобы не запутаться. Выполнив задание, сравнивает работу с образцом и отмечает ошибки (если они имеются). Графический диктант со сложными шагами – отличная тренировка сосредоточенности и самоконтроля.
Виды графических диктантов
Графические диктанты можно условно разделить на 3 части, когда дети выполняют задания, рисуя по клеточкам самостоятельно или под диктовку:
- Ребёнок должен повторить изображение в своей тетради, считая клетки, которые представлены в образце.
- Во 2 случае ребёнок под диктовку обводит клетки, слушая учителя. Он должен сказать в каком направлении ребёнку нужно двигать ручку, сколько клеток пройти.
- Самодиктант – у ребёнка есть инструкция, где описана задача. Также имеются подсказки о том, какое количество клеток, в какую сторону рисовать.
Как правило, в задачах используются цифровые обозначения шагов. Рядом с ними указаны стрелки, ориентирующие ребёнка в пространстве
Рекомендации к занятиям
Иногда во время уроков с ребенком могут возникнуть различные трудности. Чтобы этого не случилось, лучше не забывать несколько советов от опытных педагогов.
- Перед первым занятием нужно объяснить ребенку суть игры. Лучше всего показать на легком примере. Рассказать, зачем проводится урок. Мотивировать на успешное выполнение задний.
- Педагогу следует давать поэтапную инструкцию, замечая успевает ли ребенок. На все возникающие вопросы нужно отвечать сразу, не откладывая на конец занятия. Лучше не повторять указания по нескольку раз, чтобы не запутать дошкольников.
- Нужно внимательно следить за правильной осанкой и положением рук малыша. Поправлять, если ребенок сгорбился или неправильно держит карандаш.
- Желательно обеспечить спокойную атмосферу и тишину в классе. Это поможет малышу сосредоточиться и лучше воспринимать указания педагога.
- Убедитесь в хорошем освещении во время занятий. Это значительно облегчит выполнение заданий и поможет сохранить хорошее зрение.
- Повышать сложность заданий следует постепенно. Не стоит сразу давать сложные рисунки с множеством деталей, и наоборот, слишком простое задание покажется ребенку скучным.
- Не нужно ругать ребенка за ошибки. Не забывайте, ваше чадо просто учится.
- Всегда подмечайте успехи малыша. Это поможет ему сформировать уверенность в себе.
- Необходимо контролировать время занятий, чтобы не переутомить ребенка. Периодически делать небольшие передышки-разминки.
Необходимые инструкции
Для проведения развивающего занятия с маленькими детьми и старшими дошкольниками понадобится:
- тетрадь в клетку для каждого ребенка. Для младших дошколят лучше выбрать крупную клетку, для старших и первоклассников – мелкую;
- простые и разноцветные карандаши;
- ластик;
- бланк с образцом картинки;
- инструкция для педагога;
- линейка, если черточки длинные или идут по диагонали;
-
картотека с рисунками.
Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения “Рисуем по клеточкам”. Постарайтесь сделать урок веселым, увлекательным, чтобы юный ученик заинтересовался.
Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:
- Давайте создадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Вам нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.
- Если вы выполните мои указания и просьбы правильно, не перепутаете право, лево, будете внимательно считать клетки, то получите удивительный результат.
- Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Вы проводите красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.
- Давайте потренируемся вместе на доске. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом вы сделаете другой вариант без подсказок и, например, нарисуете вазу.
После выполнения простого логического задания предлагайте дошкольникам боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите ребят. Распечатайте похвальные грамоты, звездочки, сделайте доску личностного роста для каждого ученика.
Если у детей возникает много трудностей с подобными упражнениями, педагог должен провести анализ методики, частых ошибок. Желательно вести протокол уроков, заносить в него итоговый результат за каждое занятие. Таким образом, прослеживается динамика развития навыков, умений дошколят.
Возможно, уровень сложности картинок не подходит по возрасту, развитию умений, навыков.
Если ребёнку всего 4 года или немного больше, то используйте более простые шаблоны, увеличьте время на выполнение задания. Не нужно самостоятельно разрабатывать, составлять описание к картинкам для диктантов.
Легкие и красивые рисунки по клеточкам для детей 6-7 лет
Рисование по клеточкам в тетради увлекает и мальчиков, и девочек. Но поскольку у детей разного пола интересы отличаются, то и узоры девочек могут отличаться от рисунков для мальчиков.
Для девочек
Девочки в дошкольном возрасте любят играть в семью, дом. Они более нежные и чувствительные. Поэтому стоит предложить им рисовать сердечки, девочек, кошек, бабочек.
Гимнастика для пальцев:
Вот построили мы дом,
Нам уютно будет в нем.
Вот окно, вот труба,
Дверь, крыльцо и стена.
Вот забор и огород,
Солнце светит круглый год.
Вначале пальцы загибаем по очереди, затем показываем пальцами квадрат окно, ладонь выпрямили труба, сложили в кулак дверь, кулаки поставили друг на друга крыльцо, вытянули ладони стена, солнце две руки складываем в круг.
Начать: 1 вниз.
Начать: 1 вниз, 5 вправо.
Начать: 10 вниз, 3 вправо.
В середине получившегося рисунка дорисовать окно.
Зонтик
Начать: 2 вправо, 10 вниз.
Картинку можно раскрасить цветными карандашами или фломастерами не выходя за контуры рисунка.
Мальчики предпочитают в дошкольном возрасте рисовать роботов, машины, динозавров или любых других животных.
Гимнастика для пальцев:
Робот раз,
Робот два.
Вот большая голова.
Руки, ноги он идет,
Но вот только не растет!
По очереди загибаем пальцы на руках. Мальчики с удовольствием будут рисовать по этим схемам.
Дорисовать роботу глаза, рот.
Начать: 7 вправо, 6 вниз.
Дорисовать человеку глаза, нос, рот. Раскрасить костюм.
В чем польза графического диктанта
Изначально графический диктант по клеточкам для дошкольников был разработан с целью выявления уровня знаний у детей и подготовки к школе в детских садах. Для проведения подобных работ разработано множество пособий, которые рассчитаны на разные возрастные группы и отличаются сложностью. Графические диктанты для детей помогают развивать следующие навыки:
внимание;
память;
усидчивость;
воображение;
мелкую моторику;
подготовку руки для письма;
умение различать лево и право;
абстрактное мышление;
координацию движений.
Выполняя диктант, малыши сосредотачиваются на нем и не отвлекаются на посторонние шумы и предметы, что также положительно скажется на дальнейшем обучении в школе. Психологи и преподаватели уверяют, что выполнение числовых заданий под диктовку способствует быстрой адаптации к более старшим классам.
Рисунок по клеточкам в тетради для начинающих
Что нужно, чтобы начать обучаться методу рисования по клеткам? Немного времени, желание и чуть-чуть науки. А наука простая, существует всего 2 правила:
- Для того, чтобы сделать прямые линии по вертикали и горизонтали, нужно зарисовывать или обводить квадратики, которые следуют один за другим.
- Для угла (вверх или вниз) зарисовываются клетки по диагонали, те, что касаются друг друга уголками.
Осталось только научиться масштабированию: что-то больше, а значит, линии нужно делать длиннее, что-то меньше и линии короче.
Но в самом начале на помощь придут уже готовые схемы. Нужно только внимательно изучить образец и повторить его.
Ну нравяться мне котики, поэтому еще вам шаблончик.
Что такое графический диктант?
Графический диктант для дошкольников — это своеобразная игра, которая интересная как детям в детских садах, так и ученикам 1-ых классов. Малышу дается лист в клеточку, чем младше ребенок, тем крупнее разметка, на бланке отмечена начальная точка.
Педагог объясняет задание, и начинается «диктант». Нужно внимательно слушать поэтапную инструкцию и рисовать линии на несколько клеточек вверх, вправо, влево, вниз или по диагонали.
В итоге должен получится целый рисунок. Это может быть какая-нибудь зверушка: слон, жираф или лошадка – растение, цветочек, а для ребят постарше замок или замысловатый узор.
Если же малыш отвлечется на соседа по парте или другую мелочь и прослушает задание, то рисунок не получится
Это помогает детям осознать, как важно внимательно слушать учителя и не вертеться по сторонам
В детских садах для таких занятий обычно используют пособия авторства Д.Б. Эльконина или О.А. Холодовой. Есть даже целый курс поэтапных занятий для детей разных возрастов, разработанный К.В. Шевелевым.
Правила выполнения
Графические диктанты, во время которых нужно нарисовать геометрический орнамент, лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:
- Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
- Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
- Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
- Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
- Учитель диктует условия работы поэтапно.
На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.
Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.
-
После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников.
Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения и хорошо выполненное задание.
Существуют временные рамки работы с графическими диктантами
Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.
Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.
И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.
Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:
1 → — 1 клетка вправо
1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.
Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение
Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.
Польза методики
Часто дают графические диктанты и для 1 класса
Неважно, какой вид методики использует педагог или родитель. Занятие положительно сказывается на способностях малыша, помогает ему развить такие жизненно важные качества:
- координацию движений;
- мелкую моторику;
- внимательность;
- усидчивость;
- умение считать;
- пространственное и абстрактное мышление;
- графические навыки;
- целеустремленность.
Пособия для занятий с полными инструкциями можно приобрести в канцтоварах и книжных магазинах или скачать в интернете и распечатать. Некоторые графические диктанты по клеточкам прикреплены ниже.
Графические упражнения довольно простое задание для дошкольников. Поэтому некоторые мамы считают его лишним и бесполезным. Но это не так. Диктанты помогают детям обрести уверенность к себе, развить внимательность и усидчивость, так необходимые для адаптации к школе.
Виды графических диктантов
Графические диктанты можно условно разделить на 3 части, когда дети выполняют задания, рисуя по клеточкам самостоятельно или под диктовку:
- Ребёнок должен повторить изображение в своей тетради, считая клетки, которые представлены в образце.
- Во 2 случае ребёнок под диктовку обводит клетки, слушая учителя. Он должен сказать в каком направлении ребёнку нужно двигать ручку, сколько клеток пройти.
- Самодиктант – у ребёнка есть инструкция, где описана задача. Также имеются подсказки о том, какое количество клеток, в какую сторону рисовать.
Как правило, в задачах используются цифровые обозначения шагов. Рядом с ними указаны стрелки, ориентирующие ребёнка в пространстве
Варианты графических диктантов по клеточкам
- Диктанты могут быть простые или сложные, все зависит от уровня развития вашего чада. Так, например, диктант для дошколят должен быть совсем легкий, поскольку малыши еще только учатся держать в руках карандаши и только начинают ориентироваться в пространстве. А вот диктанты по клеточкам для детей 1 – 2 класса могут быть по сложнее и узор может быть выполнен разными цветами.
- Упражнения могут быть написаны текстом (небольшой рассказ) или просто иметь обозначения направлений и цифры. Еще варианты диктантов могут предназначаться разным полам. Так графический диктант для мальчиков может состоять из рисунков, нравившихся мальчикам, это могут быть: робот, самолет, животные (пеликан, носорог, собака и т.д.). Тогда как для девочек картинкой может быть: цветок, кукла, кошка и т.п.