Система образования российской федерации: ступени в системе обучения

Виды образования: какие они бывают

Еще немного об организации деятельности ДОО

Главными правилами детсадовской системы в РФ являются индивидуализированный подход к ребенку и игра. Именно последняя помогает сохранить дошколятам детство, она естественна для такого возраста. В детсаду ребенок вовлекается в разные виды деятельности. Например, в игровую, исследовательскую, коммуникативную, двигательную и прочие.

При этом все время проводится образовательная деятельность. Она проявляется во всем: в режиме дня, коллективной и самостоятельной работе. Она затрагивает все виды детской развивающей деятельности. Например:

  • Для деток 1-3 лет. Игры с предметами и динамическими игрушками, эксперименты с материалами (вода, крупы, песок), основы бытового самообслуживания, двигательные активности, рассматривание изображений.
  • Для детей 3-8 лет. Сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, познавательно-исследовательские эксперименты, самообслуживание, творчество (пение, лепка, движения под музыку), двигательная активность.

Согласно санэпидтребованиям, на самостоятельную работу детям отводится 3-4 ч. в течение дня. Это игры, время для личной гигиены, подготовка к проектной деятельности и т.д. Конечно, каждый ребенок проводит это время не сам по себе, а под присмотром воспитателя в предметно-пространственной развивающей среде. Последняя – тема для отдельной обширной статьи.

Стоит отметить: независимо от разных исходных данных, индивидуальный подход должен приводить к одному. А именно, давать приблизительно одинаковый уровень детей на старте школьного обучения.

И в качестве заключения. Дошкольное образование – часть системы, направленной на всеобщее развитие ребенка. К последнему в ДОО стремятся за счет специфических видов деятельности, характерных для дошколят. Подход игровой и разносторонний, его задача – раскрыть потенциал ребенка. Диктующая педагогика уходит в прошлое. Ребенка теперь стараются ценить, а не оценивать в детсаду.

Профессиональное обучение

Если дополнительное профессиональное образование предполагает профессиональное развитие человека и решает не только карьерные, но и образовательные потребности, то профессиональное обучение ориентируется только на получение новых профессиональных компетенций для рабочих и служащих.

Программы профессионального обучения включают:

  • Переподготовку — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новую профессию или новую должность.
  • Повышение квалификации — для людей с профессией рабочего или служащего, чтобы получить новые знания и навыки по уже имеющейся специальности.

При этом круг специальностей, для которых доступно профессиональное обучение, ограничен специальным перечнем. Среди них специальности сварщика, машиниста, кондуктора, лаборанта, операторов различного оборудования.

Механизм реализации дошкольного образования

На современном этапе развития общества и государства система дошкольного образования функционирует на основании специально разработанного перечня стандартов, определяющих основы реализации дошкольного обучения в различных заведениях, требования к его организации и компетентностям детей, формируемых по завершению освоения детьми общеобразовательной программы на конкретном этапе дошкольного обучения.

Механизм реализации дошкольного образования можно представить в виде следующих положений:

  1. Вариативность образовательных программ. Каждое дошкольное образовательное заведение вправе разработать собственную программу обучения дошкольников, отвечающую требованиям ФГОС ДО и принятой общеобразовательной программе дошкольного образования Минобрнауки на текущий учебный год.
  2. Опора на игровую деятельность дошкольника. Игра лежит в основе развития дошкольника, поэтому, обучение дошкольников, их физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие реализуется в игровой форме.
  3. Ориентация на обогащение общества по следующим направлениям: расширение интеллектуального, нравственного, культурного потенциала обществ и отдельной личности.
  4. Гибкость и вариативность форм, методов и средств реализации образовательной программы.
  5. Гуманистическая направленность непрерывного дошкольного образования. Оно связано с формированием у каждой личности, ее принятием общечеловеческих ценностей, культурных основ существования, идеалов.
  6. Ориентация на всестороннее развитие личности дошкольника.
  7. Создание безопасных условий обучения и воспитания подрастающего поколения. Образовательный процесс должен обеспечивать сохранность здоровья педагогов и детей и полноценное развитие всех субъектов образовательной деятельности. Необходимо соблюдение санитарных и гигиенических норм при организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, а также создание комфортной психологической микросреды.
  8. Многофункциональность, разновидность дошкольных образовательных организаций.
  9. Соблюдение прав и свобод всех участников образовательного процесса ДОУ.
  10. Общедоступность дошкольного обучения и воспитания.
  11. Развитие инклюзивного и интегрированного образования дошкольников. Предполагается наличие сети специальных дошкольных образовательных организаций, а также системы интегрированного дошкольного образования.
  12. Опора на инновационные технологии и методики организации образовательной работы в дошкольных образовательных организациях. Идет опора на передовой педагогический опыт и внедряются инновационные технологии реализации образовательной деятельности.
  13. Обеспечение преемственности дошкольного образования. Означает преемственность в программах дошкольного и начального школьного обучения, подготовку дошкольников к школе.

Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей

Задача детсада – вовсе не давать информацию в огромном количестве. Дети успеют погибнуть под ее валом. С одной стороны – шучу. С другой – встречала много статей о способах защиты мозга от переизбытка данных. Эти способы актуальны в последнее десятилетие, когда информация буквально «напрыгивает» со всех сторон. Например, родители часто обвиняют детей в отсутствии быстрой реакции на обращение и другие раздражители. Это – именно один из методов, которыми мозг защищает себя.

Так вот, задача ДОО – не завалить ребенка новым, а обогатить его развитие

Тут важно соблюдать баланс, чтобы:

  • детство сохранилось и приносило радость;
  • образовательная информация подавалась в непринужденной форме;
  • процесс не был однообразным;
  • дети и педагоги получали от него удовольствие;
  • сохранялось и укреплялось физическое и психологическое здоровье дошкольников.

Мы рассматриваем роль детсада в российской системе образования. А что такое вообще «образование»? Оно имеет, как минимум, три аспекта:

  • Передача социально значимого человеческого опыта. Он воплощается в знаниях и умениях, творчестве, ценностях по отношению к миру и социуму.
  • Непрерывная цепочка обучения, звеньями которой выступают разные образовательные учреждения (государственные и частные, муниципальные и т.д.).
  • Процесс и результат обучения. Ожидается, что результатами станут знания, умения и способности. А также умение принимать решения в разных ситуациях на базе полученных знаний.

Первый уровень образования – дошкольный. Его можно получать в ДОО или под руководством родителей. Идеально, если одновременно есть полноценная семья и детсад. В семье малыш обучается межличностным отношениям, получает чувство защищенности, учится раскрепощаться и доверять. А сад поддерживает родителей: обеспечивает ребенку уход и заботу, пока они работают.

Помимо поддержки родителей, детсад может дать немало. А именно – он предлагает детское общество, которое обеспечит неоценимый социальный опыт. Ребенок познает себя, сравнивая с другими, пробует варианты взаимодействия.

Подготовка преподавателей

Отмечается, что в условиях, когда население становится всё более многонациональным, обеспечить качественную подготовку кадров намного тяжелее. Проблема их подготовки стоит достаточно остро, так как от этого во многом зависит процесс обучения. Учреждения дошкольного образования — по сути, первые воспитатели детей за пределами дома. Перед этими организациями стоит задача выявить сильные стороны ребенка и раскрыть его потенциал. Для детей дошкольного возраста образование часто становится первым опытом взаимодействия с людьми из разных культур, религий, языков и семей

Важно, чтобы преподавательский состав направлял это взаимодействие, так как в мире наблюдается тенденция к увеличению демографического разнообразия. Опыт общения с людьми других национальностей в младшем возрасте формирует отношение к таким людям во взрослой жизни

Кроме того, высококачественные образование и уход в раннем возрасте закладывают основу для развития у детей идей свободы и демократии в повседневной жизни и в самом образовательном процессе.

Высшее образование: чем отличаются университеты от академий и институтов

Университеты, как правило, обучают по нескольким направлениям, зачастую готовя и гуманитариев, и технарей.

Более узконаправленное обучение предлагают академии и институты. Например, военные академии выпускают военнослужащих. А академии госслужбы — муниципальных и федеральных управленцев.

Уровень обучения в вузе существенно выше, чем в учреждении среднего профессионального образования, а потому окончить вуз — конечно же, престижнее.

Во многих российских вузах действует система трёхуровневого высшего образования:

  • базовая программа — бакалавриат (обучение длится четыре года) или более расширенная и длительная программа — специалитет (длится пять лет);
  • магистратура (обучение длится два года);
  • подготовка кадров высшей квалификации — к ней относятся аспирантура (в военных или ведомственных учебных заведениях её называют адъюнктурой) и ординатура (для врачей).

Сейчас высшее образование в России отходит от Болонской системы. В мае 2023 года был подписан о пилотном проекте по изменению уровней профессионального образования. Так, в шести российских вузах в 2023–2026 годах протестируют новую трёхуровневую систему:

  • базовое высшее (вместо бакалавриата) — будет длиться от четырёх до шести лет в зависимости от специальности;
  • специальное высшее (специалитет) — займёт от года до трёх лет;
  • аспирантура — обучение для получения степени кандидата наук.

Кроме того, по условиям пилотного проекта, человек с дипломом специалиста сможет бесплатно поступить в магистратуру (сейчас такая опция отсутствует) и получить отсрочку от армии.

Если тестирование новой системы пройдёт успешно, её распространят на другие российские вузы.

Материал по теме

Медицинская справка 086/у для поступления в вуз: зачем она нужна и как получить

Выбор между средним полным и средним профессиональным образованием

Разные способы получения знаний имеют свои преимущества и недостатки. А качество жизни человека во многом зависит именно от того, какую форму образования он для себя выберет.

Среднее неполное образование подразумевает изучение базовых основ того или иного предмета. Это оптимальный вариант для людей, уже определившихся с выбором направления своей будущей деятельности, либо решивших в большей степени заниматься самообразованием. При таком подходе не получится приобрести опыт работы, но зато появится много свободного времени.

Получение полного среднего образования – это, по сути, подготовка к вузу. Здесь уже дисциплины, по которым есть представление, изучаются с большим углублением. Какие при этом есть минусы? Отсутствие свободного времени из-за очень сильной загрузки, которая практикуется в современных школах. Бывает, что некогда даже элементарно отдохнуть. Но если есть серьезная настроенность на поступление в вуз, то подобная закалка будет лишь полезна.

Оптимальный вариант для самых трудолюбивых – именно среднее профессиональное образование. Если вы уже выбрали профессию по душе и хотите получить в ней больше навыков и практических умений, то колледж – как раз то, что нужно. Здесь вам дадут и знания, и возможность попрактиковаться в будущей профессии.

Хотите стать мастером универсального языка программирования? Узнайте, как создавать сайты, приложения и нейросети с курсом Python-разработчика. Станьте востребованным специалистом в IT сфере уже через 9 месяцев обучения. Присоединяйтесь к дружной команде опытных преподавателей и студентов, которые уже достигли успеха в сфере программирования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

С 1 сентября 2013 года вступил  в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации»

Детские сады  переходят в систему непрерывного образования. Они становятся первой ступенькой в учебной лестнице: детский сад — средняя школа — среднее профессиональное — высшее образование. Другими словами дошкольное образование по новому закону становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральным государственным стандартом. 

  С 1 января 2014 года вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  СТАНДАРТ дошкольного образования.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» говорит о том, что этот стандарт – ФГОС ДО — «Российская газета»

 РИАНОВОСТИ  О СТАНДАРТЕ         http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html

Проект ФГОС дошкольного образования ориентирован на новые условия развития детей в дошкольных учреждениях. Изменения затронут как образовательные программы, так и требования к кадровому составу, к материально техническому и финансовому обеспечению ДОУ. Выпускник  детского сада, по Стандарту, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. Подготовка к школе, по мнению разработчиков Стандарта, должна вестись в большей степени в рамках развития и воспитания, чем целенаправленного обучения.

ПЕРЕМЕНЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ  

  1. За прошедшие два года многое изменилось в организации детской деятельности, поменялось отношение государства к роли семьи в освоении программы ребенком, подходах к воспитанию и образованию детей.
  2. А с 1 января 2014 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования.
  3. Впервые в истории российской педагогики дошкольная ступень признана как равноценная в общей системе образования. В связи с этим, детей стали именовать обучающимися, а не воспитанниками. Родители  несут ответственность перед государством за обеспечение общим образованием своих детей.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Понятие образования

Образование — это процесс получения знаний, приобщения к опыту предыдущих поколений. С его помощью человек расширяет свой кругозор, формирует мировоззрение, становится полноценной личностью.

В обществознании выделяется два пути получения образования.

Получить необходимые знания человек может в учебных учреждениях. К ним относятся школы, училища, колледжи, академии, университеты. Опытные преподаватели разъясняют важные вопросы, помогают разобраться в сущности явлений, оценивают уровень подготовки.

Рис. 1. Учитель объясняет материал.

Не менее важным является самообразование, то есть получение знаний и умений самостоятельно, без помощи преподавателя и принуждения извне. Оно является особенно важным для многих современных профессий. Для того, чтобы освоить нужную область знаний, человек должен уметь добиваться целей, обладать самодисциплиной.

По мнению учёных, люди по-разному усваивают и запоминают информацию. Для тех, у кого преобладающим является визуальное восприятие, наиболее продуктивным является чтение книг и конспектов. Аудиалы лучше воспринимают сведения, полученные при помощи слуха. Для них наиболее предпочтительным будет прослушивание лекций.

Рис. 2. Самообразование.

Координаторы проекта

Координаторами пилотного проекта выступают: 

сетевая кафедра ЮНЕСКО ФГП МГУ им. М.В. Ломоносова

«Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире»

на базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования

Российской академии образования»

профессор Елена Николаевна Дзятковская, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире»

Информационно-методический центр Департамента образования

Администрации г. Томск  http://imc.tomsk.ru/?page_id=38

Пустовалова Вега  Вадимовна — директор ИМЦ, член Научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования,эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире»

при ФГБНУ ИСРО РАО.

Дуальная система образования в Германии: особенности, преимущества и недостатки

Дуальная – обучение в профессиональной школе и практическая подготовка, то есть  одновременно 2 места обучения

Есть в Германии такая замечательная вещь, как дуальная система образования.

Дуальное образование – это вид профессионального обучения, когда студент одновременно получает и теоретические, и практические знания. Такая система до сих пор пользуется самой большой популярностью среди молодежи.

При этом теоретическое обучение осуществляется на базе специальных школ (Berufsschule), а практика проходится на производстве. Сроки обучения могут быть разными – от 2,5 до 3 лет.

А вот сферы, в которых можно выбрать себе специальность в рамках дуальной системы образования:

  • промышленность,
  • ремесла,
  • торговля,
  • сфера услуг.

Вообще немецкое законодательство строго регулирует эту область, поэтому в нем перечислены все профессии, по которым можно получить специальность. Ещё недавно таких специальностей насчитывалось 350, в том числе электрик, продавец, специалист ИТ, повар, механик систем кондиционирования и обогревания и т.д.

В отличие от высшего образования с программой, которая строго регулируется государством, в обучении каждой профессии здесь могут принимать участие сами предприятия и фирмы. Так студенты получают всегда актуальные знания и информацию.

Для получения такого узкоспециализированного образования нужно закончить минимум 9 классов.

Преимущества дуальной системы образования:

  • высокая конкуренция;
  • зарплата с первого дня;
  • практический опыт работы;
  • отличные карьерные перспективы;
  • получение актуальных знаний (благодаря участию предприятий в образовательный процесс).

Недостатки:

  • ограниченность выбора дуальных программ;
  • высокая нагрузка на студента.

Еще к недостаткам можно отнести возможную недобросовестность работодателя. Он мог бы постоянно брать себе на производство новых сотрудников, когда подходит к концу срок обучения студента, чтобы не брать его на работу и не платить зарплату. Но на самом деле умный работодатель понимает, что гораздо дороже брать на производство все время новичков и тратить время и силы на их обучение, чем достойно оплачивать труд уже опытного и обученного специалиста.

Ну а государство благодаря такой системе получает большой поток высококвалифицированных специалистов, которые обеспечивают высокий уровень экономического развития стране. А предприятия получают хорошо обученный персонал. Все в плюсе!

Работа в партнёрстве 2022-2023

    Реализация инновационной деятельности на тему «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов» реализовывалась в рамках пилотного проекта ЮНЕСКО Межрегионального сетевого партнерства «УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ» .

  Инновационная деятельность реализовывалась через:

Участие в серии вебинаров по темам «Осваиваем концепцию экологического образования в играх и ребусах»; «Экологический императив: естественнонаучные основания», «Итоги года и планы на 2023 год» и др.

 Участие в круглом столе Научного совета по проблемам экологического образования Российской академии образования «ОУР как системообразующий вектор обновления образования».

 Участие педагогов в конкурсах, организованных при поддержке сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире»

 Участие педагогов в стажировочных площадках:  Региональный уровень Летняя школа «Трансфер образовательных технологий: от науки к реальной практике в дошкольном образовании» г. Иркутск; Региональный уровень Академия наставников дошкольного образования Иркутской области «Сибирский формат» г. Ангарск.; Федеральный уровень «Инновационные модели дошкольного образования» г. Томск

 Реализация проектных групп: Проектная группа педагогов и обучающихся:

— Проект пластилиновый мультфильм «Путешествие Нерпенёнка»

— Проект «Школа – много вопросов» Проектная группа педагогов и специалистов:

— Проект «Эколята» — Проект квест-бродилка «По улицам любимого города»

 Распространение инновационного опыта по тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью: Презентация опыта работы городскому, региональному и всероссийскому педагогическому сообществу учреждения на тему «Тьюторское сопровождение культурных практик игрового взаимодействия дошкольников с ОВЗ и инвалидностью» (23-24 декабря 2022 г.) на интерактивной презентационной площадке Google Sites. Охват участников интерактивной площадки: 65 человек из 22 образовательных учреждений муниципальных образований г. Усть-Илимска, Томска, Иркутска, Братска, Железногорска, Тулуна, 

В ходе предоставления опыта были представленны видеоролики с теоретической частью «Тьюторское сопровождение культурных практик игрового взаимодействия дошкольников с ОВЗ и инвалидностью»

— 65 педагогов успешно ответили на вопросы теста «Тьюторское сопровождение культурных практик игрового взаимодействия дошкольников с ОВЗ и инвалидностью»;

— 60 стажеров заполнили «Карту удовлетворённости работой на интерактивной площадке», оставили отзывы об удовлетворенности работой, получили сертификаты об успешном прохождении презентационной площадки.

Система образовательных учреждений Российской Федерации

Образование как социальный институт состоит из системы учреждений разных уровней. Кратко рассмотрим особенности каждого из них.

Общее образование

Целью общего образования в России является приобщение подрастающего поколения к базовым знаниям, накопленным современной наукой. В специализированных учреждениях дети изучают такие науки, как родной язык, математика, литература, биология, физика, история и т. д. В совокупности приобретённые знания формируют мировоззрение человека.

Общее образование включает в себя:

  • дошкольное образование (учреждения ясельного типа и детские сады);
  • начальное образование (с 1 по 4 класс);
  • основное общее образование (5–9 классы);
  • среднее общее образование (10–11 класс) можно получить в школе, лицее или гимназии.

Профессиональное образование

Цель данной ступени — получение знаний, которые необходимы в определённой сфере деятельности. Чем выше статус учреждения, тем большую квалификацию приобретает выпущенный из него специалист. Профессиональное образование может быть:

  • средним специальным (обучение в техникумах, училищах, колледжах);
  • высшим (вузы: институты, академии, университеты).

Рис. 3. Таблица «Система образовательных учреждений РФ».

Согласно Конституции РФ, обязательным для каждого гражданина нашей страны является получение основного общего образования на базе 9 классов средней школы. Дальнейшее получение знаний зависит от желания учащегося и его родителей. Во взрослой жизни человек по собственному усмотрению может изменить сферу деятельности, получить дополнительную информацию при помощи всевозможных вебинаров и курсов.

Что мы узнали?

Знакомство с системой образования происходит в 8 классе. Образование — это процесс получения знаний, приобщения к накопленному предыдущими поколениями опыту. Человек может обучаться в специализированном учреждении, а также самостоятельно искать нужную информацию. Обязательным для всех граждан РФ является основное общее образование (9 классов).

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: