Пальчиковая гимнастика для детей: подборка игр от рождения до школы

Развлечение, которое всегда с вами: пальчиковые игры для малышей до года

Игры для детей от 6 лет

Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японца:

Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

О-о-оу… Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японки:

Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

Вот они переженились:

Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

И у них родились детки:

У Яка с Ципой — Шак,

У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой — Шак-Шарак,

У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони — Шак-Шарак-Шарони.

Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.

Примеры пальчиковых игр

Отступление на тему свободы воли

Как-то раз, гуляя в парке, уже ближе к вечеру, наблюдали мы такую картину: терпеливая мама долго ласково зовет свою маленькую дочку, только научившуюся ходить: «Пойдем домой! Домой пора!» Дочка хочет играть, а домой действительно пора: поздно уже! Мой ребенок по такому случаю сидит на моей шее, удерживаемый мною за ноги. Он тоже говорит, что хочет гулять, но я знаю, что это значит: заснет и не дойдет сам. Я советую маме: «Да возьмите вы ее и несите куда надо!». Терпеливая мама, не переставая улыбаться, отвечает: «Нет, я хочу, чтобы она сама меня слушалась!».

Почему-то мне кажется, что эта мама своего добилась (прошло уже несколько лет).

Я наблюдала мам, совершенно беспомощных перед «волеизъявлением» своего малыша, например, двух лет. К нам на студию одна такая пыталась ходить. Придут – сын говорит: «Мама, пошли гулять!» – «А может, все-таки останемся, посмотрим?» – робко спрашивает мама. «Нет, хочу гулять!» Мама вздыхает, опять надевает ребенку шапку, и они уходят. Пока у нас были совсем самодеятельные занятия, с доступным возрасту рисованием и аппликацией, в маленьком помещении, Андрюша еще посидел и порисовал рядом с мамой, не особо реагируя на смену занятий у всей остальной группы. Но когда занятия стала вести Женя Кац, а она начинает всегда с пальчиковых игр и хороводов, потом переходит к развивающим играм и творческим занятиям, а заканчивает сказкой, то все дети и мамы оценили прогресс, а Андрюша решительно уводил свою маму, так и не дождавшись самого интересного…

Андрюше было в то время, кажется, 2 года и 4-7 месяцев (3 месяца они изредка появлялись, но с тем же результатом).

Мой Вася на 8 месяцев младше. Первые три — четыре занятия он тоже порывался меня увести. Поняв, что сделать этого не может, ложился в углу на пол и мрачно наблюдал за происходящим. Иногда подходил ко мне с просьбой: «Дай сисю!» Нравилось ему только играть в хороводную игру «Карусели», потому что там каждого ребенка с двух сторон поднимают за руки и кружат, и то он подключался к этой игре только со второго раза. Я уже хотела ходить на эти занятия без него, но Женя сказала, что чем меньше детей, тем трудней работать, и у нас все наладится. И правда: сначала Вася продолжал изображать на занятиях лишнего человека, но дома, (как правило, сидя на горшке), стал складывать пальчики как для игры и напевал без слов подходящие к случаю песенки.

Это уже означало, что занятия не проходят впустую!

Способы проведения пальчиковых игр

Детям младшего возраста сложно проговорить четверостишье, им достаточно повторить движения взрослого человека. Для большей заинтересованности занятия можно проводить, надев на пальцы разноцветные колпачки или прорисовав глаза и ротик на подушечках пальцев. Пальчиковая игра способствует развитию творческих наклонностей у ребенка, и в случае, если малыш сам придумывает движения, под текст, похвалите его за смелость и идею.

Для привлечения внимания детей можно использовать во время пальчиковой игры музыкальное сопровождение. Занятия с пением не только заинтересует малышей, но и позволит проводить игры с большей эффективностью, создавая новые виды игровых упражнений. При проведении детских пальчиковых игр можно использовать небольшие металлические шарики для перекатывания их между пальцами рук. Данный метод производит благоприятное действие на работу сердечно-сосудистой системы, снимает эмоциональное напряжение, развивает силу и ловкость кистей рук.

Игры для детей 4–5 лет

Пальчиковые игры для самых маленьких

Все пальчиковые игры – это сочетание стишка с действиями рук и пальцев, имитирующими то или иное действие. Например, когда попадается фраза «падает снежок» вы должны подушечками своих пальцев касаться ладошки малыша; когда «птички полетели», вы должны помочь малышу сымитировать движение крыльев его ручками; когда «побежал паучок», вы должны своими пальцами пробежать по ручке малыша и так далее.

Существуют игры, в которых основную роль играет кто-то из взрослых. То есть он должен, рассказывая стишок, показывать что-то на себе или на малыше. Как правило, такие игры предназначены для совсем маленьких карапузов, которым еще сложно управлять своими ручками, но очень интересно наблюдать за тем, что делает взрослый. Ребенок пытается поймать руку мамы или даже повторить за ней какое-то движение. Остальные пальчиковые игры для детей до года подразумевают действия малыша. В данном случае мама помогает ребенку что-то сделать.

Частые вопросы о пальчиковых играх для детей дошкольного возраста

С какого возраста в пальчиковые игры можно добавлять разные предметы? — тканевые сортеры можно давать малышу с 6-месячного возраста, к ним желательно пришивать мешочки с крупой, пуговицы и другие предметы без острых углов.

Чем разнообразить пальчиковые игры для детей раннего возраста в детском саду? — для этого прекрасно подходят бизиборды, для воспитанников подготовительной группы используются тренажеры, направленные на развитие ловкости (завязывание шнурков, бантов, поиск предметов в контейнерах с песком и т.п.).

Какие виды пальчиковых игр для дошкольников предложены в продаже? — стоит обратить внимание на «Пальчиковый твистер». Игра направлена на растяжку сухожилий и разработку пальцевых суставов.. Пальчиковые игры и упражнения чрезвычайно важны для детей любого возраста

Они закладывают фундамент будущих навыков письма, рисования, лепки, конструирования. Будет намного легче справляться с мелкими деталями вышивания или аппликации, если пальцы будут готовы к этой кропотливой работе. Залог успеха многих профессий, в которых требуются внимательность и концентрация, заложен именно в этих незатейливых играх на развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры и упражнения чрезвычайно важны для детей любого возраста. Они закладывают фундамент будущих навыков письма, рисования, лепки, конструирования. Будет намного легче справляться с мелкими деталями вышивания или аппликации, если пальцы будут готовы к этой кропотливой работе. Залог успеха многих профессий, в которых требуются внимательность и концентрация, заложен именно в этих незатейливых играх на развитие мелкой моторики.

Развиваем мелкую моторику

Зарядка для пальцев

Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.

Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.

Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки

С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони. Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время

Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны

Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.

Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.

Отступление на тему свободы воли

Как-то раз, гуляя в парке, уже ближе к вечеру, наблюдали мы такую картину: терпеливая мама долго ласково зовет свою маленькую дочку, только научившуюся ходить: «Пойдем домой! Домой пора!» Дочка хочет играть, а домой действительно пора: поздно уже! Мой ребенок по такому случаю сидит на моей шее, удерживаемый мною за ноги. Он тоже говорит, что хочет гулять, но я знаю, что это значит: заснет и не дойдет сам. Я советую маме: «Да возьмите вы ее и несите куда надо!». Терпеливая мама, не переставая улыбаться, отвечает: «Нет, я хочу, чтобы она сама меня слушалась!».

Почему-то мне кажется, что эта мама своего добилась (прошло уже несколько лет).

Я наблюдала мам, совершенно беспомощных перед «волеизъявлением» своего малыша, например, двух лет. К нам на студию одна такая пыталась ходить. Придут – сын говорит: «Мама, пошли гулять!» – «А может, все-таки останемся, посмотрим?» – робко спрашивает мама. «Нет, хочу гулять!» Мама вздыхает, опять надевает ребенку шапку, и они уходят. Пока у нас были совсем самодеятельные занятия, с доступным возрасту рисованием и аппликацией, в маленьком помещении, Андрюша еще посидел и порисовал рядом с мамой, не особо реагируя на смену занятий у всей остальной группы. Но когда занятия стала вести Женя Кац, а она начинает всегда с пальчиковых игр и хороводов, потом переходит к развивающим играм и творческим занятиям, а заканчивает сказкой, то все дети и мамы оценили прогресс, а Андрюша решительно уводил свою маму, так и не дождавшись самого интересного…

Андрюше было в то время, кажется, 2 года и 4-7 месяцев (3 месяца они изредка появлялись, но с тем же результатом).

Мой Вася на 8 месяцев младше. Первые три – четыре занятия он тоже порывался меня увести. Поняв, что сделать этого не может, ложился в углу на пол и мрачно наблюдал за происходящим. Иногда подходил ко мне с просьбой: «Дай сисю!» Нравилось ему только играть в хороводную игру «Карусели», потому что там каждого ребенка с двух сторон поднимают за руки и кружат, и то он подключался к этой игре только со второго раза. Я уже хотела ходить на эти занятия без него, но Женя сказала, что чем меньше детей, тем трудней работать, и у нас все наладится. И правда: сначала Вася продолжал изображать на занятиях лишнего человека, но дома, (как правило, сидя на горшке), стал складывать пальчики как для игры и напевал без слов подходящие к случаю песенки.

Это уже означало, что занятия не проходят впустую!

Мелкая моторика детей в младшем школьном возрасте

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
Залог успеха – в систематических занятиях.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

Итак, слегка измененные традиционные игры:

1. «Строим стенку…» (на основе разработок Екатерины Бурмистровой)

1.

Строим стенку,

Выше, выше,

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

2.

Добрались уже до крыши!

К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

3.

Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

4.

Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

2. «Квасим капусту…» (основу узнали от Лады)

1.

Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

2.

Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

3.

— Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.

4.

Если я – капуста?

5.

Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.

6.

Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).

7.

Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

8.

А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.

9.

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

10.

В бочки плотно набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.

11.

И в подвалы составляем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

12.

Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Виды

Пальчиковые упражнения многообразны, поэтому специалистами принято их классифицировать по особенностям проведения:

  • Манипуляции. Развивают воображение. Каждый пальчик малыша служит определенной ассоциацией или образом. Например, игра «Пальчик». Для этого берем ручку крохи и по очереди загибаем пальчики в кулачок. При этом для каждой фаланги придумываем значение (мизинец – маленький, безымянный – слабенький, средний – длинный, указательный – сильный, большой – толстячок). В конце добавляем, что получился крепкий кулачок.
  • Стихотворная форма. Деятельность рук, сопровожденная стихами, способствует развитию творческого потенциала, памяти, внимания.

Игра «Дом»:

  1. Сложите ладошки над головой имитируя крышу.

(я хочу построить дом)

2. После сделайте кружок обеими руками.

(Чтоб окошко было в нем)

3. Вертикально ставим ладошки.

(Чтоб у дома дверь была)

4. Одну руку приподнимаем. Пальчики на ней растопыриваем в разные стороны.

(Рядом чтоб сосна росла)

5. Далее соединяем ручки в замок.

(Чтоб вокруг забор стоял)

(Пес ворота охранял).

Работа с предметами. Для таких игр подбирают объекты, находящиеся в доме. Отлично подходят:

  1. Крупы (горох, манка, пшено, гречка и другие). С их помощью можно рисовать узоры пальчиками на плоской поверхности, перебирать мелкие в одну емкость, а более крупные в другую, изготовлять различные открытки с помощью клея и т.д.
  2. Бусинки. Крупные бусины можно нанизывать на веревочку, создавать поделки.
  3. Рисование. Карандаши выбирайте с четкими гранями. Они будут дополнительно массировать пальчики ребенка.
  4. Бумага. Крохе предлагают мять, разрывать материал.
  • Сюжетные. С их помощью малыш составляет различные фигуры используя только пальчики (машинки, птицы, человечки и т.д.).
  • Считалочки.
  • Массаж.
  • Игры для укрепления кистей рук.
  • Тематические. Для занятия подбирается конкретная тема (времена года, погодные условия, сказки). Кроха изображает услышанное пальчиками.
  • С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук). Такой вид игры чаще всего используют в детском садике.
  • Кинезиологические. Такие игры предполагают одновременное взаимодействие двух рук. Например, нарисовать в воздухе круг с помощью левой руки, а квадрат используя правую или наоборот.

Каждый из перечисленных видов помогает ребенку развиваться физически и эмоционально. Специалисты, владеющие целой картотекой заданий, используют все типы упражнений с детьми младшей группы и старшей.

https://youtube.com/watch?v=Vf94tMn82XI

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его. Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме. Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть. Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится. Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему

Примеры пальчиковых игр для грудничков до года

Все движения во время занятий с малышами до 12 месяцев выполняют взрослые, ребенок принимает лишь пассивное участие. Его нужно посадить на колени, прижав спинку к животу родителя. В такой позе малышу удобнее наблюдать за пальчиковой игрой. Перед занятиями нужно растереть ручки грудничка.

Гости

Мама пальчиками малыша идет по столу, что обозначает, что у Кати собираются дети. Соединяя большой палец по очереди с другими, малышка здоровается:

  • с Сережей;
  • Жанной;
  • Машей;

Складывая вместе ладошки, Катя спрашивает, кто хочет пирожок, а если рожок — ставит один кулачок на другой. После угощения гости хлопают в ладошки.

Дятел

В этой игре мамина левая рука изображает дерево, а правая — птицу с большим клювом, которым долбит по стволу растения — тук-тук.

Затем нужно поменять руки, чтобы в лесу весь день раздавался звук стук-стук-стук.

Засыпалочка

Мама кладет головку малыша на подушку и повторяет словами каждое выполняемое движение. Берет ручку ребенка и гладит им лобик. Закрывает глазки миниатюрными пальчиками, сложенные ладошки помещает под щечки и проговаривает: «Быстро засыпаю».

Клубочки

Взрослый складывает ладошки вместе, выпрямляет пальцы, показывает малышу и говорит, что это ежик. Спрашивает, хочет ли он сам сделать такого зверька. Прижимая пальцы, изображает колючки. Затем объясняет крохе, как ежику холодно, и он спрятал иголки, свернулся в клубок.

Солнышко пригрело, стало тепло, зверек выставляет колючки, и пальцы выпрямляются.

Комар

Мама водит пальчиками малыша вокруг уха и носа и рассказывает ребенку стишок про то, как летают мухи и осы, и на лоб садится комар. Хлопает ладошкой и прогоняет его.

Котенок

Взрослый тремя пальцами изображает мышат, которые идут по дорожке и, увидев 4 лапки котенка, испугавшись острых когтей страшного зверя, хлопают себя ладошкам. Мышата решают, что надо спасаться, и указательный и средний пальчик убегают по поверхности.

Ладушки

Эта игра приводит в восторг грудничка возрастом от 4 месяцев. Положив малыша на кровать, мама берет его ручки и хлопает в такт стишку. Кроха стучит кулачками, а в ладушки сама начинает играть после полугода. И тогда взрослому нужно просто повторять слова песенки, а малыш буде хлопать и заливаться смехом.

Муха

Мама машет пальцами правой рукой и показывает ребенку, что летит муха. «Села на варенье» — правая ладошка накрывает левую. «Испачкала брюшко» — ладошки соединяются. «Улетает» — правую руку забирает, а левую оставляет на месте.

Подушечки

Мама дотрагивается большим и указательным пальцами до кончиков пальчиков ребенка, слегка нажимая на них, ласково говорит, что у крохи есть мягкие подушечки для бабушки, для дедушки, для папы и самые маленькие — для ребеночка.

 Указочка

Мама касается пальчиков губ крохи и рассказывает, что ротик умеет кушать, показывает на нос и говорит, что он дышит, на уши — слушают. Чтобы изобразить глаза — моргает.

Улитка

Правую руку нужно сложить «в козу», а указательный палец и мизинец вытянуть. С помощью такой комбинации изображают улитку, которая, уткнувшись в ладонь, просит, чтобы впустили в калитку. Левую руку надо повернуть, чтобы она смогла пройти домой. Правая ладошка показывает, как улитка идет в открытую калитку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: