8 проблем ребёнка в школе: рассказывает семейный психолог екатерина бурмистрова

Взаимодействие семьи, школы и социума

Уроки – взять и отменить?

Многим из нас хорошо знакома картина: родители на протяжении нескольких часов пытаются решить вместе с ребенком задачку за 3-й или 4-й класс. Судорожно перечитывают учебник, пытаются найти ответ в интернете, делают подсчеты на калькуляторе. В итоге ответ не сходится, все на нервах, семье грозит очередная бессонная ночь. А утром все проснуться с плохим настроением…

Оригинально дилемму с домашними заданиями решила мама из ТикТока с ником @lynnandme, которая позволила сыну не делать уроки, если ему не хочется. По мнению мамы, в школе ребенок и так проводит много времени за учебой. Когда-то же нужно отдыхать! При этом блогер подчеркнула, что оценки для нее – не главное. Пусть сын учится на тройки, но зато будет уметь выстраивать отношения с людьми, а также научится находить баланс между работой и удовольствиями. Многие комментаторы поддержали решение тиктокерши.

Недавно мы писали о семье известных блогеров в Инстаграм Сергея и Надежды Ким, которые перевели своих детей на семейное обучение. Одной из причин такого решения стало то, что из-за учебы у детей остается мало времени на игры и спорт. “Делая домашние задания с младшими сыновьями, мы заметили, что нам приходится заново объяснять пройденный в школе материал. Получается, дети учатся весь день, у них практически не остается свободного времени для себя”,— говорит Сергей Ким. 

Примеры мамы из ТикТока и блогера Сергея Кима достойны уважения, однако подходят далеко не всем. Не все могут позволить себе перевести детей на домашнее обучение, пожертвовав личным временем и финансовыми средствами. И не все готовы разрешить ребенку не делать уроки, поскольку далеко не каждый школьник имеет мотивацию к учебе и может грамотно распланировать свое время, уделив достаточное количество часов обучению и отдыху.

Фото из открытых интернет-источников

Все под контролем!

Можно ли избежать радикальных мер в проблеме домашних заданий, при этом сохранить нервы себе и ребенку, и не испортить аттестат плохими отметками? Можно! Однако сначала придется все-таки потрудиться. А именно – помочь ребенку полюбить учиться. А для этого нужно заинтересовать ученика математикой, физикой или английским, объяснить, зачем вообще нужно учиться.

“Мы с мужем вырастили троих сыновей, все они окончили вузы, получили хорошие профессии. Из личного опыта скажу: первые четыре класса нужно помогать детям учиться, следить за тем, как ребенок выводит буквы, как решает примеры, правильно ли читает… Не нужно заставлять делать уроки или делать что-то за ребенка. Просто проявите увлеченность, объясните, как это интересно: узнавать что-то новое каждый день. Только так можно человека научить самостоятельности”, – поделилась своей историей Людмила Михайловна, врач, мама и бабушка.

Безусловно, огромную роль играет вовлеченность родителей в процесс обучения детей, однако в этом деле необходимо сохранять баланс

Важно то, как именно родители помогают: направляют и подсказывают или контролируют каждый шаг. . Результаты американского исследования 2013 года доказывают, что чем больше родители контролируют процесс выполнения домашних заданий, тем меньше ребенку хочется учиться. 

Результаты американского исследования 2013 года доказывают, что чем больше родители контролируют процесс выполнения домашних заданий, тем меньше ребенку хочется учиться. 

Часто родители забывают об этом и выполняют задания за школьника, чтобы быстрее освободиться и заняться своими делами. Как показывает практика, это приводит к плачевным результатам. Задача родителя – научить малыша делать уроки самостоятельно, а в сложных моментах можно что-то разъяснить и поддержать. Если вы сейчас приложите немного усилий, то вскоре ребенок научится самостоятельности и вы не будете знать проблем до окончания школы.

Фото из открытых интернет-источников

Как помочь ребенку с уроками

  • Научите вашего школьника усидчивости, концентрации. Сядьте рядом, успокойте ребенка, если что-то не получается; подбодрите: “Давай попробуем решить по-другому, у тебя обязательно получится”.
  • Преподнесите информацию так, чтобы ребенок сам сделал вывод, тогда школьник будет увереннее в себе, и прогресс в учебе не заставит себя ждать.
  • На первых порах приучите сына или дочку работать на черновике, это полезно. Однако не переусердствуйте: не стоит заставлять детей переписывать задание бесконечное количество раз, ведь каждый следующий раз закономерно получится хуже (малыш устает), и вы добьетесь только негативной реакции.

Ольга Садыхян напоминает, что старшеклассникам также нужна помощь в выполнении домашнего задания

Вопреки принятым понятиям “уже взрослый, пусть сам делает”, участие в работе над уроками не только помогает детям, но и сближает их с родителями, что особенно важно в подростковом возрасте. Если мама и папа говорят: “А давай-ка все начнем решать задачу, посмотрим, кто решит первым”, то ребенок втягивается в эту “игру”, уроки становятся интересными

Или при написании сочинения, например, родители могут поделиться своим впечатлением о когда-то прочитанном художественном произведении, поразмышлять вместе с детьми над мотивами героев.

Фото из открытых интернет-источников

Ищем мотивацию

Важно, чтобы ребенок видел смысл во всем, что делает. Мама и папа всегда должны иметь адекватный ответ на вопросы: зачем делать уроки? зачем вообще учиться? Об этом постоянно напоминает в своих выступлениях известный российский педагог Дима Зицер

Если у вас время от времени возникают вопросы о воспитании (в том числе и в вопросах выполнения домашних заданий с ребенком), советуем вам слушать подкаст Димы Зицера “Любить нельзя воспитывать”. Вы можете даже позвонить педагогу в прямой эфир или отправить свой вопрос через форму на сайте радио Маяк.

Мы все хотим, чтобы дети хорошо учились, самостоятельно делали уроки, приносили домой одни пятерки. Но гораздо важнее, чтобы ребенок любил то, что делает, видел смысл в учебе и понимал, зачем ему учить таблицу умножения или закон Архимеда. Если сумеете все это объяснить пытливому и во всем сомневающемуся школьнику, успех гарантирован.

Формы организации работы школы с семьей

Школа должна организовать управление семейным воспитанием на основе психологической и педагогической подготовки родителей, на базе их просвещения. Должность педагога обязывает его установить сотрудничество с семьей и давать родителям профессиональные советы по воспитанию. Родителям же, следует принимать их, поскольку сами они не обладают должной квалификацией в этом направлении.

Педагогические возможности семьи активизируются путем применения:

  1. Коллективных форм работы с родителями.
  2. Индивидуального подхода к каждому родителю.

Индивидуальная работа с родителями требует тщательной организации и планирования. Ее построении основывается на таких пунктах:

  • Применение целенаправленных методов воздействия;
  • Построение взаимопонимания и доверия между родителями и педагогом;
  • Базирование на положительных формах семейного воспитания;
  • Тактичный подход к каждому родителю.

Замечание 3

Система воздействия педагога на семейное воспитание должна быть педагогически продуманной, рациональной и ориентированной на результат.

Традиционной формой организации взаимоотношений педагогов с родителями выступает беседа. Родители приглашаются в школу, где происходит обсуждение успехов и неудач учащегося и разрабатывается программа дальнейшего развития школьника.

Родители захотят сотрудничать с педагогом и поддерживать их дальнейшие контакты, только если педагог завоюет их расположении свои авторитетом и проявлением заинтересованности судьбой детей.

Обоснованность советов педагога зависит от эффективности, проведенной диагностики определенного семейного положения каждой семьи. При этом, чем старше ребенок, тем более продуктивными и обоснованными должны быть советы педагога родителям и, тем теснее нужно устанавливать контакты родителей и образовательных учреждений.

Второй по значимости воспитатель

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) посвящена правовому статусу педагогических работников. Она предполагает наличие у педагога в рабочее время не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

Из этого следует, что учитель в рабочее время:

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за помощью к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, цели и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.

Обязанности классного руководителя несколько шире и предполагают следующие меры воспитательного воздействия на детей:

  • Тесное сотрудничество с родителями.
  • Проведение классных часов, организация внеклассных мероприятий, воспитательных экскурсий.
  • Содействие установлению благоприятной среды для развития личности школьника, классного коллектива.
  • Помощь ученикам при решении проблем, возникающих при общении с окружающими.
  • Ознакомление учеников с правилами безопасного поведения.
  • Организация безопасной среды для развития личности детей.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается борьба за его права.

Она привела к ограничению прав педагога в воспитательной деятельности:

  • Ребенка нельзя выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отбирать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить убрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять записку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет разрешения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «ребенок не соврет…»

Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.

Семья имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших учителей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вынужден перевоспитывать ребенка. При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который иногда бывает сильнее родительского.

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторон, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, действуя каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В объединении родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

Главное — не быть заезженной пластинкой

Я считаю, что воспитывать своих учеников надо, но только следует быть осторожным. Увлекаться тоже не надо: все-таки вы должны обучать. Стоит воспитывать ненавязчиво. Например, во время объяснения темы рассказать поучительную историю про ученого или пример из личной жизни.

Дети не любят, когда им в лоб говорят «делай так, делай этак». Тогда они будут воспринимать вас как заезженную пластинку — результата никакого. Все-таки учитель должен быть хитрым человеком, оказывать влияние не напрямую. В большей степени воспитание происходит через собственный пример. Если вы ведете себя достойно, то и ваши ученики будут вести себя так же. 

Ну и в любом случае, кто, если не мы будет взращивать зернышки добра в человеческих душах? Если вы решили пойти по тропинке учителя, думаю, вас не так увлекают деньги и власть. И если вы действительно любите свою работу, то вы уже воспитываете своих учеников. Мир жесток и страшен, и если мы откажемся от воспитания и создания сильных и добрых личностей, то он погрязнет в невежестве. По крайней мере, я так считаю. 

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст принято называть вершиной детства. Это объясняется тем, что младший школьник сочетает в себе качества, которые присущи дошкольнику (наивность, легкомыслие, увлеченность), но при этом у него уже проявляется более взрослая логика мышления, направленность на учение, определенный социальный статус в обществе (школьник). Изменения затрагивают все стороны жизни ребенка, весь ее уклад, меняются интересы и ценности.

Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают с началом обучения в школе. В настоящее время границы младшего школьного возраста установлены с 6-7 лет до 9-10 лет.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения в физическом и психофизическом развитии, данные изменения направлены на обеспечение дальнейшей возможности успешного обучения в школе.

Наибольшее значение, конкретно для ребенка имеет изменение его социального статуса. В этот период ребенок становится «общественным» субъектом, ему предоставляется больше свободы, но при этом возрастают требования и ответственность.

На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать взаимоотношения уже не только со сверстниками, но и со взрослыми окружающими его людьми. Постепенно безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение приобретают сверстники, их мнение, возрастает значимость детского сообщества.

Замечание 1

Основная задача начального образования – заложить фундамент знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения ребенка, которое в рамках современных условий может продолжаться всю жизнь.

В начальной школе ребенка учат писать, читать, считать, рассуждать, связно и грамотно выражать свои мысли, правильно и логично делать выводы. Весь процесс обучения сопровождается интенсивным воспитанием. Воспитание в начальной школе имеет несколько направлений:

  • нравственное,
  • эстетическое,
  • трудовое,
  • физическое,
  • правовое,
  • экологическое,
  • экономическое и т.д.

Замечание 2

Необходимо отметить, что процесс воспитания в младшем школьном возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Это связано с тем, что если человек не воспитан, то давать ему знания не только не целесообразно, но и опасно.

На что имеет право учитель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые чаще всего отражены формально.

На что же он имеет право в учебно-воспитательном процессе:

  1. На защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. Формально в законе «Об образовании» уравнены права всех участников процесса. Если возможность наказать учителя всегда найдется, то защитить его же от бездоказательных обвинений очень сложно. Реабилитировать свое имя педагогу, которого оклеветали, можно лишь через суд, но не каждый решится на такой поступок.
  2. Высказывание в деликатной форме претензии к ребенку. Это порой чревато встречными обвинениями в отнюдь не корректном виде. Ответом может быть жалоба родителям на неадекватное поведение их чада. Но не факт, что законные представители займут сторону учителя («Значит, спровоцировали его!»).
  3. Свободу выбора методов и форм воспитания, методов оценивания знаний учеников. То есть на невмешательство в свою профессиональную деятельность со стороны отца и матери. В то же время, многие родители считают, что они знают лучше, как учить, воспитывать, оценивать, и обязательно выскажут это педагогу, подчас в грубой форме.
  4. Защиту от безосновательного вмешательства родителей в круг его обязанностей. Конечно, и это право чаще всего игнорируется не только родителями, но и вышестоящими органами. Поэтому получить ответ на жалобу на некорректное поведение законных представителей не всегда получается.
  5. Требование посещения родительских собраний и создания оптимальной среды для обучения ребенка. Конечно, эта обязанность официально нигде не закреплена, но она отражает права на участие отца и матери в учебно-воспитательном процессе и ознакомление с успеваемостью своего ребенка. Если они систематически игнорируют собрания, то учитель может обратиться в компетентные органы.
  6. Требовать от школьников соблюдения правил поведения. При их нарушении можно сделать замечание (корректно), при повторном нарушении – поговорить с родителями.
  7. Отстранить учащегося от занятий физической культурой или процесса производственного труда, если у него нет специальной формы. При этом ученик находится в спортзале или кабинете под присмотром педагога.

Также педагог может:

  • Совещаться с коллегами на тему личных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в трудной жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить дополнительные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по болезни), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его предмету.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответствующие органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с отцом и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач учителя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен стать близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое активное участие в общепедагогическом процессе.

Воспитание в деятельности учителя: просто учите!

В один прекрасный день я столкнулся с неприятной родительской ситуацией. Отец одного из моих учеников позвонил мне и, скажем так, раскритиковал мои методы обучения. В двух словах, он был недоволен, что я сказал его сыну, что оценки это не так важны, как знания по предмету.

Объясню свою позицию. Дело в том, что мой ученик был постоянно напряжен — он все время переживал из-за оценок, и конечно же, из-за ЕГЭ. Поэтому я ему и сказал, что оценки это мелочь, что на них мало кто смотрит сейчас, и что если он получит не пятерку, а четверку, мир не исчезнет, и с ним ничего страшного не произойдет. Я предложил ему написать пробный ЕГЭ за год до экзамена и показал, что он уже набирает около 70 баллов — неплохой результат с учетом того, что средний балл на уровне 45 по всей стране. Ну и ему, видимо, полегчало. А вот родителям — нет.

Меня ждал достаточно долгий разговор с его отцом о том, что 70 — это для нашего мальчика мало, что не надо его успокаивать, что он должен быть в напряжении, иначе он не будет нормально учиться и т. д. В конечном счете мне сказали: «Просто учите». То, что мне было неприятно — это как сказать, что бегуну-марафонцу на жаре хочется глотнуть водички. Я после этого разговора еще долго отходил: было обидно до слез. Но я все равно продолжил свое. Только мы с учеником договорились, что он не будет распространяться о наших воспитательных разговорах. Результаты у него улучшились, ну и, видимо, родители успокоились.

Что я могу сказать? Может, я был и неправ. Но мне кажется, учителя должны воспитывать будущее поколение — обязательно. Ведь это их основная функция: поддерживать учеников морально и психологически, быть примером для подражания.

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность несут, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие увлечения детей.

Поэтому они должны быть:

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в действиях которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и материальное благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» вменяет в обязанности родителей заложение основ всестороннего воспитания (статья 44).

Воспитательные функции родителей дополняются следующими:

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной жизнью.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное отношение.

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с учителями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:

  • Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
  • Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
  • Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
  • В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

  • Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
  • В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
  • Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

Почему возник вопрос о том, кто должен воспитывать?

В советской школе неотъемлемой частью обучения было нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание. Школа воспитала несколько поколений взрослых, которые и сейчас уверены в том, что образование и воспитание — взаимосвязанные направления развития личности. В связи с этим многие родители думают, что именно на учителей должна быть возложена ответственность по привитию детям человеческих качеств.

Еще одним фактором перекладывания собственной ответственности на учителей выступает отсутствие времени и нежелание быть вовлеченным в процесс воспитания. Родители, находящиеся все время на работе, уставшие и поздно возвращающиеся домой, думают, что все необходимое их ребенок получает в школе, в то время как учителя полностью снимают с себя ответственность за него по окончанию уроков. В результате и те и другие удивляются, почему ребенок растет таким прагматиком, эгоистом и просто неуправляемый.

Современная российская школа все увереннее присваивает себе роль исключительно учителя, а не воспитателя. Во многом это обусловлено увеличившейся учебной нагрузкой, техническим прогрессом и огромным потоком информации. Также отмечается изменение приоритетов общества, взявшего за основу капиталистические ценности.

За последние несколько десятилетий учебный план существенно преобразился, появились новые инструменты обучения, предметы и формы. Увеличенная нагрузка иногда не оставляет времени на проведение воспитательных работ, а, если оно и есть, то этот аспект часто сводится к простой формальности.

Не менее значимым фактором в вопросе воспитания детей в школе выступает борьба за права ребенка. В этом плане возможности учителей существенно ограничиваются, и нередко они не имеют права критиковать неприемлемое поведение детей, рискуя получить выговор, поэтому все чаще стараются избегать воспитательных работ.

Кроме того, многие эксперты отмечают негативное влияние сокращения часов на историю, литературу. Ранее уроки литературы позволяли воспитывать в детях положительные качества на примере персонажей из известных литературных произведений, но сейчас многие из них исключены из учебной программы или даются в сжатой форме.

А возможно ли вообще не воспитывать при обучении?

Если опять же почитать педагогическую литературу, то там под термином «воспитание» подразумевается освоение ребенком социального опыта и социальных ролей. Поэтому неразрывная связь воспитания и обучения — сама по себе разумеющаяся. Ребенок ходит в школу, а значит, занимает социальную позицию, учится взаимодействовать с людьми разных возрастов и показывать свои умения и навыки. Как ни крути, происходит полное освоение окружающего мира. Так что с точки зрения формальной педагогики воспитание в деятельности учителя и обучение — взаимодополняющие элементы.  

Но я под воспитанием в деятельности учителя подразумеваю влияние на характер ученика, фомирование у него привычек (хороших или плохих) и морального кодекса и мировоззрения. То есть создание человека как личности со своими целями, ориентирами и приоритетами. Поэтому это более щекотливый вопрос.

Например, я скажу ребенку, что надо помогать друзьям. А ко мне потом придут его родители и заявят: «Вы что говорите, чему вы учите?» или «Какие еще друзья, какая помощь, вы физике учить должны». Правильно ли я делаю, когда делюсь с учениками своим мнением, раскрываю им свое мировоззрение и открываю им свои взгляды на те или иные вещи? Или я беру на себя слишком большую ответственность и моя роль заключается только в обучении предмету?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: