Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Виды игровой деятельности дошкольников и их значение в развитии детей

Какие игрушки оптимально подойдут для сюжетно-ролевых игр?

Девочкам лучше всего подойдут домики, посуда, наборы для игры в доктора или парикмахера, туалетные столики для игры в косметический салон. Идеальным решением может стать покупка основных элементов для сюжетно-ролевых игр, от игрушечной кухни до  игр в профессии.

Для мальчиков идеальным вариантом станут игры в мужские профессии и связанные с ними игрушки. Вживаясь в мужские роли, мальчики воспроизводят варианты поведения отца и других окружающих его мужчин, а также их ценности: смелость, отвагу, храбрость и т.д. Отличным выбором для сюжетно-ролевых игр для мальчиков станут игры с машинками и техникой  или разнообразные наборы для мальчиков, от полицейских участков до рыцарских замков и пиратских кораблей. 

Запомните, ваш ребенок – отличный режиссер. Основная задача родителей – создать правильные и комфортные условия для увлекательной игры.  Дайте простор детской фантазии, и вы заметите, как преобразится ваш ребенок и насколько креативные решения он может придумывать. 

От сюжетно-ролевых игр зачастую зависит формирование личности малыша и его умение общаться с другими людьми. Обеспечив ребенку условия для безграничного полета фантазии и развития мышления, вы помогаете ему вырасти успешным и гармоничным человеком.

С какого возраста можно начинать сюжетно-ролевые игры?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ведь каждый ребенок развивается индивидуально. В среднем такие игры начинают занимать малыша примерно с трех лет и могут продолжаться даже до окончания начальной школы. 

Как определить, готов ли ребенок вживаться в роль и воспроизводить ее? Обратите внимание на несколько важных факторов. Играть в сюжетно-ролевые игры уже можно, если:

Играть в сюжетно-ролевые игры уже можно, если:

  • Ваш  малыш умеет придумывать действия для игры и распределять роли. Например, он говорит: «Давай поиграем в кошечек. Я — котенок, а ты —  кошка-мама». 
  • Ваш малыш обладает достаточным словарным запасом, чтобы обсудить роли и правила игры (пусть даже на минимальном уровне).
  • Ваш малыш в состоянии некоторое время придерживаться своей роли. Этот момент особенно трудно дается малышам.

Для дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры оптимальны не только потому, что способны надолго занять ребенка увлекательным процессом. Игра создает все условия для развития креативности, воображения, мышления и развития речи. Кроме того, игры очень многое могут рассказать родителям, показывая все переживания ребенка, его страхи, заботы и потребности. Вам следует лишь внимательно наблюдать за малышом и делать выводы из его поведения в игре.

Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект

Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка

2.2. Становление сюжетно-ролевой игры у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослыми, развитие самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из 2-х 3-х действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого.

Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2-3 звена из двух трех действий, возникает тогда, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок — в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным возрастом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, — на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Содержанием первых сюжетно-ролевых игр по-прежнему остаются разнообразные действия с предметами: мама готовит обед, укладывает дочку спать, врач ставит градусник и т.д. но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.

Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместных игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия, по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир еде в ней и т.д. Эти объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры по-прежнему несложен: дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры как таковые возникают к концу третьего года жизни ребенка вследствие накопления различных впечатлений от окружающей действительности.

Социальные роли в играх

Социальные роли (муж – жена, дочь – сын и т.д.) распределяются в самом начале игры. Так, девочки берут на себя роль домохозяйки, мамы, тем самым усваивая модели женского поведения.

Ролевые игры для девочек

Здесь уместно приобрести для девочки комплект кухонных игрушек, а еще лучше – полноценную детскую кухню или кукольный домик, где ваша дочь станет полноправной хозяйкой.  Вы только представьте, сколько счастливых минут проведет ваша малышка, готовя игрушечные бутерброды и супчики для всей семьи и укладывая кукол спать в настоящем мини-домике. 

Ролевые игры для мальчиков

Для мальчиков оптимальным выбором станут игрушки с мужским вектором, например, машинки, конструкторы или набор игрушечных инструментов.  

С недавних пор в детских магазинах стали появляться домики для мальчиков. Мы уже писали об этом тренде в одной из предыдущих статей «Можно ли покупать игрушечный дом мальчику?». Такие домики выполнены в виде парковок, электростанций, автозаправочных станций и т.д. и дают огромный простор для игры. 

Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку вжиться в образ другого человека. Сначала полицейский, потом доктор, сначала мама, потом воспитательница – ребенок перенимает различные варианты взглядов на мир и пытается понять и вжиться в образ так, как его понимает детское сознание.

В ролевой игре ребенок тренирует свое социальное поведение

 Ему важно научиться договариваться с другими о том, во что играть и как распределены роли. Так малыш соотносит себя с группой, учится толерантному отношению к другим людям, при этом открыто выражая свои идеи и представления об игре. 

Усваивая модели поведения взрослых и идентифицируя себя с женским или мужским полом, через сюжетно-ролевые игры дети усваивают образцы поведения, которые станут основой характера человека в будущем.  Далее мы взглянем за кулисы детских сюжетно-ролевых игр, а именно – на поведение родителей и позицию в играх.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: