Песочная терапия в работе педагога-психолога в доу

Песочная терапия: когда душа рисует на песке

Сравнение песочной терапии с другими формами арт-терапии

Цели и задачи метода

Основная цель песочной терапии – создать условия для самоизлечения клиента средствами творческого самовыражения. Психолог должен помочь клиенту вывести информацию из бессознательной сферы в область сознания. В зависимости от типа занятий, цели терапии песком могут быть коррекционными, развивающими или образовательными.

На основе особенностей метода и его цели можно выделить следующие задачи песочной терапии:

  • диагностика психоэмоционального состояния клиента;
  • помочь клиенту понять негативные  и трансформировать их в положительные переживания;
  • провести анализ психотравмирующего события;
  • оптимизировать ценностные установки личности;
  • снизить уровень тревожности;
  • развитие коммуникативных навыков клиента;
  • создание условий для благоприятной социализации личности;
  • нормализация детско-родительских отношений.

В нашем детском саду занятия с использованием возможностей интерактивной песочницы проводятся с 2016 года на основании разработанной адаптированной программы «Песочные фантазии».

Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка. Это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком и – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.

Для чего же полезны занятия на песке:

  • развивается сенсорно-перцептивная сфера (ощущения, представления и т.д.;
  • психомоторная сфера;
  • когнитивная сфера;
  • эмоционально-волевая сфера;
  • коммуникативная сфера;
  • творчество.

Используя многочисленные режимы интерактивной песочницы развиваю у ребенка сенсорные способности

Смоделированная реальность интерактивной песочницы дает возможность сконцентрировать внимание ребенка на конкретной задаче, в меру насыщая необходимыми стимулами

Ребенок имеет возможность не только наблюдать за природными явлениями в режимах «Ландшафт», «Океан», «Вулкан», «Источник воды», «Топография», «Ледниковый период», но и стать непосредственным участником процесса изменения или создания своей конструкции.

Чем ярче и насыщеннее впечатления, чем богаче опыт восприятия, тем качественнее развиваются сенсорные способности человека.

Психомоторная сфера человека отвечает за развитие моторных способностей и ориентировке в пространстве.

В процессе работы на интерактивной песочнице ребенок использует обе руки, порой одновременно, что положительно влияет на развитие правого и левого полушария. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: ладонь, пальцы, дети имеют возможность рисовать кулачком, ребром, ладошкой. Все это способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

А также работа на интерактивной песочнице способствует развитию общей моторики: так как дети рисуют стоя и при этом автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.

Все режимы интерактивной песочницы iSandBOX имеют информационно-образовательный компонент. При использовании режимов песочница дети изучают цвета, форму, величину, формирование навыка ориентации в пространстве, таким образом происходит развитие познавательной сферы.

Эмоционально — насыщенные игровые постройки способствуют стабилизации психоэмоциональной сферы. Все базовые эмоции адекватно проживаются в интерактивной песочнице. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость ребенка.

Работа индивидуально, в парах, малыми группами способствует развитию коммуникативных навыков. Ребенок в ходе построек должен договориться с остальными участниками игры, что будет строиться и т.д.

Благодаря тому , что интерактивная песочница изменяет цветовую гамму я использую в работе и цветотерапию.

Таким образом, работа с песком является здоровьесберегающей технологией и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.

На персональном сайте создана вкладка интерактивная песочница, где более детальна представлен мой опыт работы.

Литература:

  1. Грабенко Т.М.- «Сказкотерапия в интерактивной песочнице»
  2. Грабенко Т.М. – «Новое в песочной терапии. Интерактивная песочница»
Опубликовано: 13.11.2018

Принципы и механизм действия

Итак, почему именно песок так ценится в терапевтической практике? И какие процессы происходят в нашем сознании во время занятий песочной терапией? 

Почему Песок?

Песок является универсальным и гибким материалом, позволяющим легко создавать и изменять формы. Это свойство песка способствует выражению и осознанию скрытых чувств, мыслей и воспоминаний. К тому же, контакт с песком может способствовать релаксации и снижению стресса, благодаря тактильным ощущениям и возможности фокусировки внимания.

Терапевтический процесс

Во время занятий человек создаёт сценарии или композиции в песочнице, используя разные миниатюрные объекты. Этот процесс способствует проявлению подсознательных образов и конфликтов. Построенные образы служат поводом для обсуждения и размышлений, помогая терапевту и клиенту вместе исследовать скрытые аспекты психики.

Трансформация 

Создание и изменение песочных композиций помогают клиенту взглянуть на свои проблемы под другим углом, найти новые решения и пути самореализации. Этот метод обеспечивает безопасную среду для экспериментирования с новыми идеями и способами самовыражения, приводя к инсайтам и позитивным изменениям.

Символика и архетипы

Использование символов и архетипов в песочной терапии позволяет достичь более глубокого уровня психики, раскрывая скрытые динамики и потребности. Этот метод пробуждает интуитивные и творческие стороны личности, позволяя человеку обнаружить новые аспекты своего «Я».

 Следующий раздел нашей статьи познакомит вас с практическим применением и техниками песочной терапии.

Плюсы и минусы песочной терапии

Ограничения и противопоказания песочной терапии

  • Тяжелые психические расстройства. Для людей с определенными тяжелыми психическими заболеваниями, такими как тяжелые формы шизофрении, метод может быть не подходящим.
  • Ожидание мгновенных результатов. Те, кто ожидают мгновенных изменений или ищут «волшебной пилюли», могут остаться разочарованными, так как песочная терапия требует времени и усилий.
  • Не готовность к открытому взаимодействию. Люди, не готовые к самоанализу и не желающие углубляться в свои чувства и переживания, могут не почувствовать эффекта от метода.

Мы убеждены, что песочная терапия — это действительно перспективный метод, который открывает новые горизонты в психотерапии. Этот метод предоставляет уникальные возможности для глубокой работы с подсознанием, которые трудно достичь с помощью других терапевтических подходов.

Мы видели, как люди всех возрастов находят облегчение и новые пути самопознания через этот метод, выражая свои чувства и переживания в форме песочных композиций. Эти композиции становятся зеркалом их внутреннего мира, предоставляя ценные инсайты и понимание.

Основываясь на наших наблюдениях и опыте, мы уверены, что песочная терапия имеет огромный потенциал для расширения наших возможностей в области психотерапии и личностного роста. Этот метод может стать мощным инструментом самореализации и самосовершенствования, способным привнести удовлетворенность в нашу жизнь.

Если вы ищете новые способы понимания своего внутреннего мира, развития своих эмоциональных и психологических ресурсов, или просто хотите попробовать что-то новое и творческое, мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться с песочной терапией ближе.

Пройти песочную терапию можно в офисе психологического центра “Здоровая Семья” по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект 36, стр 1, помещение 101.

  • «Песочная терапия: Творчество как способ самопознания» — Эстер Харди. 
  • «Символ в песочной терапии» — Барбара Тернер. 
  • «Песочная терапия и арт-терапия: искусство и психотерапия» — Анна Чернышева. 
  • «Детская песочная терапия» — Леонид Соловьев. 

Ход игры:

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Педагог-психолог : Посмотрите, какие получились интересные следы.

А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите ребята у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите ребята какие геометрические фигуры вы знаете. Ответы детей.

Молодцы!

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах.

Оборудование: подносы с песком, палочки для рисования на песке.

Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте возьмем в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры. (показать иллюстрации).

Педагог-психолог : Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.

Игра – упражнение «Песочное солнце»

Цель: Создание мандалы на песке, с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль). Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами.

Педагог-психолог : Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца) После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца) Пусть на белом свете Ярче солнце светит! А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т. п.) Я рисую на песке Носик и глаза в кружке. Это солнце яркое, Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбается, давайте мы тоже улыбнемся им

Устали? А теперь немножко отдохнём.

Упражнение «Релаксация»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закрываем глаза, (звучит релаксационная музыка)

Впереди у нас волшебный сон, Реснички опускаются, Глазки закрываются, Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем, Наши ручки отдыхают, Наши ножки отдыхают, Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляются.

Педагог-психолог : Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем.

Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком — помой руки! Проходите к лейке.

Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Полетим, полетим, Через запад на восток, Через север, через юг. Возвратимся сделав круг, Лишь коснемся мы земли, Быть по нашему вели!

Рефлексия.

В какой стране мы с вами сегодня побывали?

Чем вам запомнилась эта страна?

Чем мы занимались в этой стране?

Давайте вспомним какой песок на ощупь?

Ребята спасибо вам за работу на занятии!

Использование интерактивной песочницы «Isandbox» в работе педагога-психолога ДОУ

Организация: МДОУ ДС «Буратино»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Красноселькуп

Наша жизнь прекрасна и богата. Она постоянно обогащается новыми впечатлениями, открытиями, событиями, формирует в нас разные способности, умения и навыки, предоставляя для этого ежедневно безграничные возможности.

Но, среди нас есть и те, кому все, что для многих естественно , легко и просто , достигается крайне трудно, а порой и просто невозможно. Речь идет о детях – инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья , и детях, с низким уровнем развития познавательной активности.

Педагоги постоянно находятся в поиске эффективных средств и технологий, позволяющие быстрее, точнее, прочнее формировать необходимые навыки для успешной адаптации, коммуникации, развития, обучения.

Практическое применение и основные техники песочной терапии

Песочная терапия — это не просто абстрактный метод. Она находит широкое применение в психотерапевтической практике, помогая людям разных возрастов справляться с психологическими проблемами. Давайте погрузимся в мир практического применения этой терапии, чтобы понять, каким образом она может приносить пользу.

Примеры сессий

  • Песочная терапия для детей с травмой. Детям предлагают создать свой мир в песочнице, чтобы выразить свои переживания и страхи. Это может помочь им в восстановлении после травматичных событий, а также в выработке более здоровых способов управления стрессом.
  • Групповая песочная терапия для подростков. Подростки работают вместе, создавая общую композицию в песочнице, что помогает им лучше понять друг друга и научиться конструктивному взаимодействию и решению конфликтов.
  • Песочная терапия для взрослых с депрессией. Взрослые клиенты могут использовать песочную терапию для изучения своих чувств, мыслей и поведения, связанных с депрессией, и поиска новых путей к радости и удовлетворению.

Какие задачи решает песочная терапия?

  • Травма и стресс. Песочная терапия помогает обработать и интегрировать травматичные воспоминания, а также снижает уровень стресса и напряжения.
  • Личностный рост и самопознание. Методика позволяет исследовать скрытые стороны личности и раскрывает новые горизонты для развития и самореализации.
  • Семейные и межличностные конфликты. Путем моделирования семейных сценариев, клиенты могут получить инсайты о динамике взаимоотношений и найти новые способы взаимодействия с близкими.
  • Фобии. Через символическое изображение своих страхов, клиенты учатся лучше понимать и контролировать свои страхи.

Песочная терапия — это многофункциональный и эффективный метод, способный принести значительные изменения в жизни людей, страдающих от различных психологических проблем. Она предоставляет среду, в которой можно безопасно и творчески исследовать свое внутреннее пространство.

Техники и упражнения

Существует множество различных упражнений и техник песочной терапии. Например:

  • Упражнение «Ладошки». Цель упражнения – восстановление баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. Упражнение эффективно при работе с гиперактивными и агрессивными детьми. Психолог предлагает детям создать на песке композицию из отпечатков ладошек, пальцами нарисовать следы животных. Если работа проводится в парах, участники создают шедевр вместе.
  • Упражнение «Секретик». Цель упражнения – развитие мелкой моторики и мышления. В песке нужно спрятать мелкие игрушки. Психолог предлагает отыскать их, ощупать и на основе сенсорного обследования сказать, что это.
  • Техника рисования на песке. Цель – диагностика и коррекция психоэмоционального состояния. Психолог предлагает клиенту нарисовать что-нибудь на песке с помощью стилуса. Когда рисунок готов, психолог анализирует его, задает вопросы, заставляющие клиента заглянуть внутрь себя. Это помогает индивиду научиться понимать собственные эмоции и чувства.
    • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
    • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
    • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
    • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
    • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
    • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
    • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
    • клиент получает возможность свободного творчества;
    • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
    • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
    • данный вид  используют для коррекции девиантного поведения подростков;
    • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.
    • Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

      • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
      • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
      • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

        Песочная терапия – уникальный метод психокоррекции, доступный не только психологам и арт-терапевтам, но и педагогам. Песочницы сегодня есть в кабинетах логопедов и дефектологов, в детских садах, в центрах раннего развития. С помощью песка решаются образовательные, диагностические, коррекционные задачи.

        Песочная терапия имеет следующие преимущества:

      • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
      • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
      • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
      • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
      • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
      • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
      • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
      • клиент получает возможность свободного творчества;
      • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
      • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
      • данный вид  используют для коррекции девиантного поведения подростков;
      • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.
      • Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

        • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия; нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
        • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Практические примеры и исследования

Песочная терапия, как практический инструмент, привела к многим успешным кейсам в психотерапевтической практике. Вот несколько иллюстративных примеров, основанных на реальных ситуациях, но с измененными именами и деталями для сохранения конфиденциальности:

  1. Анна, 8 лет, посттравматическое стрессовое расстройство. После того как Анна стала свидетельницей аварии, она начала избегать улицы и страдала от кошмаров. В ходе песочной терапии девочка создала сцену аварии и, со временем, стала добавлять фигурки, символизирующие себя, свою семью и даже спасателей. Этот процесс помог Анне справиться со своим страхом и психологической травмой.
  2. Максим, 35 лет, депрессия. Максим чувствовал себя «застрявшим на одном месте» в своей жизни. При работе с песочницей он создавал пустынные пейзажи. По мере терапии пейзаж начал меняться, появлялись оазисы, затем животные и деревья. Это отражало его внутренний процесс осознания и принятия изменений в своей жизни.
  3. Лилия, 28 лет, проблемы с самооценкой. Лилия часто изображала себя маленькой и беспомощной в своих песочных композициях. Но по мере терапии ее фигурка начала занимать более центральное место, в окружении поддерживающих символов и объектов.
  4. Олег, 16 лет, социальная фобия. Олег боялся общественных мест и взаимодействия с людьми. В песочнице он изначально создавал сцены с большим числом фигурок, изображающих людей, на расстоянии друг от друга. Со временем, эти фигурки стали приближаться друг к другу, отражая его постепенное принятие и преодоление социофобии.
  5. Екатерина, 40 лет, скорбь. После потери ребенка Екатерина испытывала глубокую боль и отчаяние. В своих песочных композициях она часто создавала мрачные и пустые сцены. Но со временем появились символы надежды, такие как ростки и цветы, показывающие начало процесса ее исцеления.

Научные исследования эффективности песочной терапии

  • Основные выводы. В целом, исследования подтверждают, что песочная терапия является эффективным средством для обработки травм, регулирования эмоций, улучшения самооценки и снижения уровня стресса, тревожности и депрессии.
  • Дети. Многие исследования были направлены на работу с детьми, особенно теми, кто пережил травматические события. Песочная терапия показала эффективность в уменьшении посттравматических симптомов и помогла детям выразить свои чувства и страхи в контролируемой среде.
  • Сравнительные исследования. В некоторых исследованиях песочную терапию сравнивали с другими методами психотерапии. Хотя результаты могут варьироваться, многие из них показали, что она является столь же эффективной, как и другие виды психотерапии, особенно когда речь идет о работе с определенными группами пациентов.
  • Недостаток экспериментальных исследований. Стоит отметить, что многие исследования в данной области основаны на клинических наблюдениях или качественных данных. Несмотря на это, накопленный опыт и практика показывают, что метод действительно работает.
  • Необходимость дальнейших исследований. Хотя многие исследования подтверждают эффективность песочной терапии, существует потребность в дальнейших, более широких и глубоких научных исследованиях для более точного определения её эффективности, особенно в сравнении с другими методами.

Арт терапия для дошкольников как метод работы с гиперактивными детьми

Арт-терапия — наиболее эффективный метод развития и коррекции поведения гиперактивных детей. Она не призвана научить ребенка лепке, рисованию или иной художественной деятельности, ее задача — решить проблемы моторики, эмоционально-волевой и сенсорной сферы.

Задача психолога при работе с группой гиперактивных детей – направить энергию в конструктивное русло, помочь расслабиться и раскрыться, озвучить и отпустить свои страхи. 

Занятия по арт терапии, строятся на определенных принципах:

1. Возможность переключения на разные виды индивидуальной деятельности. Создание условий, где малыш может свободно себя вести, не теряя связи с окружающим миром является основополагающим принципом корректирующих занятий. При этом, свобода ребенка заключается в определенные рамки: педагог озвучивает план действий, малыш знает, что будет происходить дальше. Это уменьшает его напряжение, снимает тревожность.

2. Простота задач. Дети, признанные гиперактивными, несколько отстают от ровесников по уровню развитию мелкой моторики, они не могут выполнять тонкую, сложную работу. Наращивание сложности идет постепенно, в соответствии с развитием малыша.

3. Значимость результата. Гиперактивные дети нуждаются в возможности продемонстрировать свои достижения, осознать свою полезность, им необходима похвала, признание со стороны взрослых. Педагог должен формировать задания таким образом, чтобы после окончания деятельности малыш ощущал, что он выполнил поставленную задачу.

4. Доверительные, близкие отношения между детьми и педагогом, заинтересованность специалиста в общении, совместном творчестве, постоянная поддержка, неравнодушие к пожеланиям.

5. Стимуляция внимания с помощью сенсорных раздражителей: воды, красок, сыпучих продуктов, пластилина, теста и глины.

6. Использование творческих практик, предполагающих перемещение в пространстве. Они помогают справиться со сложностями, которые возникают из-за плохой концентрации внимания у активных детей.

7. Включение в групповые занятия, где ребенок будет выполнять несложные задачи, оказывать помощь команде. Это помогает гиперактивным детям постепенно избавиться от негативных оценок: «невнимательный», «невоспитанный», «не можешь довести дело до конца» и т.д.

8. Выражение тревожных ощущений через творчество и борьба с ними через осознание. Этот этап возможен только после того, как преподаватель заслужит доверие у малыша.

Для корректировки поведения гиперактивных детей не существует типовых рекомендаций, каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальной программе. Единственное правило, актуальное для любого малыша — это терпение.

Арт-терапия в работе с дошкольниками способна принести хорошие результаты. Малыш перестанет ощущать острое одиночество, начнет гордиться собой и переживать положительные эмоции, проявлять фантазию созидательного характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: