Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Формирование малой социальной группы

Каждый коллектив проходит несколько этапов развития. Психологи Г. Стэнфорд и А. Роарк разработали теорию, которая включает в себя 7 стадий формирования социальной группы. Исследование основано на двухфакторной модели развития коллектива, где существуют противоречия между деловой и эмоциональной активностью.

  1. Знакомство, первые попытки межличностного взаимодействия.
  2. Создание групповых норм.
  3. Стадия конфликта.
  4. Состояние сбалансированности, появление чувства сплоченности.
  5. Формирование единства — повышается деловая активность, ставятся общие цели.
  6. Доминирование не рабочих, а межличностных отношений отдельных членов объединения.
  7. Актуализация, баланс деловой и эмоциональной активности.

Подходы к классификации малых групп

В современной психологической науке представлено несколько классификаций, основанных на различных критериях. На основании критерия делимости/ неделимости разделяют первичные и вторичные малые группы.

Определение 2

Первичные группы представляют собой неделимые объединения; вторичные –формальную общность, включающую несколько первичных групп.

На основании критерия формирования группы разделяют естественные и искусственные (лабораторные), созданные для решения научных задач, объединения.
В свою очередь, естественные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Определение 3

Формальные группы представляют собой объединения, взаимоотношения в которых носят формальный характер, определяются формальными договоренностями, предписаниями.

К формальным относятся коллективы социальных учреждений, институтов. Основным психологическим инструментом объединения формальных коллективов выступает реализация совместной деятельности.

Определение 4

Неформальные группы — объединения индивидуумов, возникающие на основании внутренних потребностей личности в общении, понимании, принадлежности к определенной общности.

Примерами неформальных групп выступают приятельские и дружеские компании, объединения, связанные общими увлечениями, интересами.
Главное отличие между формальными и неформальными объединениями заключается в характере взаимоотношений между членами группы.

Кроме того, группы подразделяются на временные и стабильные.

Таким образом, категория малой группы выступает одной из фундаментальных категорий социальной психологии, внимание к которой обусловлено огромным влиянием объединений людей на формирование, развитие личности

Исследовательский метод 4 класса №2

Диагностика «Краски»

Для проведения тестирования, учащиеся должны принести цветные карандаши и листы бумаги. На каждом листе, следует нарисовать 10 кружков, в каждый из них вписать предметы, которые имеют хоть какое–то отношение к школе. Например, можно писать слова: школьник, ученик, ручка, учебник и так далее. Главная задача раскрасить кружки в тот цвет, который ассоциируется с выбранным предметом. В случае, если ученик раскрашивает кружки в темные цвета, то это указывает, что у него вызывает негативные эмоции тот предмет, который записан.

Цветовая расшифровка следующая:

Красный – эмоциональное состояние, связанное с восторгом, работоспособностью, творчеством.

Синий – предмет вызывает грусть и печаль.

Оранжевый – указывает на радость.

Желтый, зеленый – уравновешенность и спокойствие.

Фиолетовый – предмет вызывает тревогу.

Черный – указывает на то, что присутствует состояние неудовлетворенности.

В 4 классе, где проводилась диагностика, все выбрали яркие цвета, что указывает на позитивный настрой к учебе всех детей класса.

Виды малых групп

Малые группы делятся на разные виды, в зависимости от их величины, структуры отношений, индивидуального состава, содержанию деятельности. В зависимости от оформления малой группы выделяют естественные и лабораторные малые группы. Так как лабораторные малые группы создаются искусственно в научных целях, часто психологами, чтобы изучить модель поведения человека, более детально мы будем рассматривать именно естественные группы, которые складываются в обществе сами по себе.

Естественные группы бывают двух типов: формальные и неформальные. Формальные малые группы создаются и функционируют в рамках официальных организаций – это школьный класс, трудовой коллектив, академическая группа и т.д.. Неформальные группы – это группы, которые оформляются и функционируют вне официальных рамок – друзья, неформальное объединения молодежи, семья.

Диагностика малых групп

Для диагностики малых групп, как правило, применяются методы эксперимента и социометрии.

Эксперимент – это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами. Эксперимент состоит из следующих стадий: выдвижение гипотез; выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта);  определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта; подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Социометрия – это метод исследования малой группы, основанный на допущении, что реальные человеческие предпочтения находятся в соответствии с их воображаемыми представлениями об этом процессе, и заключающийся в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности из той группы, к которой человек принадлежит. По результатам социометрии выясняется структура взаимоотношений в группе, социометрический статус каждого члена группы и степень сплоченности группы.

Кроме того, к настоящее время разработаны различные методики, при помощи которых можно замерить различные параметры и характеристики групп: уровень сплоченности и организованности, направленность деятельности и степень психологического единства, психологический климат группы, наличие психологического комфорта, его эмоциональную окрашенность и др.

См. также:

  • Социально-психологический климат
  • Лидерство и руководство
  • Внутригрупповые феномены

Исследовательский метод №3

Методика определения сплоченности класса «Лесенка»

Цель: Выявить уровень сплоченности коллектива.

Психолог предложила ребятам поставить класс на определенную ступеньку:

«Песчаная россыпь» – означает, что каждый ребенок из класса беспокоиться сам за себя.

«Мягкая глина» – объединение происходит только тогда, когда того требует учитель.

«Мерцающий маяк» – все дети в классах объединяются в свои микро группы по интересам, и что происходит за их границей никого не интересует.

«Алый парус» – указывает на то, что класс представляет собой одну команду, которая села на один корабль.

«Горящий факел» – указывает на то, что ребята готовы достигать целей вместе не только в своем классе, но и за его пределами.

Анализируя опыт, использовалось мнение ребят. Детям было предложено написать, какие мероприятия в классе им помогают достичь большей дружбы между собой. На первое место все выдвинули коллективные формы работы, в основном она касалась проектной деятельности, подготовка праздников и мероприятия с родителями.

Результат такой работы, указывает на то, что коллектив действительно дружный, несмотря на мелкие разногласия, которые возникают в любом обществе, но они легко решаются. Каждый, кто является участником данного коллектива, чувствует себя значимым. Учитывая то, что ребятам придется еще долго учится в одном классе, можно говорить о том, что обучение будет проходить легко и приятно, как для учителей, так и для родителей.

Функции малых групп

Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. Психологи выделяют следующие функции, которые являются идентичными, независимо от того, какие виды малых социальных групп существуют в конкретном объединении людей:

  1. Социализация личности. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме.
  2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
  3. Инструментальная функция позволяет индивидууму осуществлять выбранную деятельность.
  4. Функция психологической помощи заключается в оказании поддержки участникам во время преодоления жизненных и профессиональных трудностей. Были проведены исследования, которые показали, что участники малых групп обращаются за помощью к соратникам даже чаще, чем к родственникам. Объяснить такое явление можно тем, что индивид не желает травмировать и нагружать своими проблемами близких людей. В то время как участники небольшого коллектива могут выслушать, дать совет, но не принимать близко к сердцу информацию, оставляя нетронутым личное пространство индивида.

Виды и функции малых групп зависят от выбора задач и целей, направленности общественной деятельности таких объединений.

Молодежь как социальная группа

Молодежь – это группа, объединенная на основе социального и демографического признака, характеризуется определенными возрастными характеристиками (люди от 16 до 25 лет).

Именно в возрасте 16 – 25 лет окончательно формируется личность человека, завершается его социализация. Это период, когда человек становится социально-зрелым, самостоятельным, входит в мир взрослый людей и адаптируется к нему.

Молодежь как социальная группа имеет ряд социальных особенностей:

  • необходимость освоения новых социальный ролей (усвоение и принятие социальных стереотипов и норм поведения, принятых в обществе);
  • большие возможности для социальной мобильности (перспективы профессионального роста, возможность получения образования);
  • неустойчивость, переходность положения («поиск себя», частая смена работы, получение образования).

Кроме того, молодежь отличается специфическим набором психологических качеств:

  • противоречивость внутреннего мира (связана с тем, что мировоззрение личности в этот период сложилось еще не до конца);
  • неустойчивая психика, высокий уровень эмоциональности;
  • низкая толерантность (отсутствие терпимости, радикальность взглядов);
  • желание выделиться из толпы, отличаться от остальных;
  • наличие молодежной субкультуры.

Понятие межличностных отношений как психологической категории

Проблема межличностных отношений в малой группе является одной из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные понятия, которые характеризуют этот предмет.

А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой эти отношения моделируются в виде трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы, как второй слой; глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями.

Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения — это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия.

Расширенное понимание системы межличностных отношений мы находим у В. Б. Ольшанского, который включает в эту систему социально-перцептивные процессы и аттракцию, а также процессы взаимовлияния и ролевые отношения. В.Б. Ольшанский различает инструментально-функциональные отношения и экспрессивно-эмоциональные отношения в межличностных отношениях.

Я.Л. Коломинский включает в систему межличностных отношений в малой группе как личные, так и деловые отношения, а Т.Е. Конникова добавляет к ним третий компонент, выделяя подсистему гуманистических отношений. Здесь личные отношения понимаются как спонтанно возникающие в группе, а гуманистические отношения отражают результат взаимодействия между первыми двумя компонентами системы.

Таким образом, межличностные отношения являются важным компонентом психологии групп, характеризуют их и оказывают многогранное влияние на их деятельность и на людей в них. Исходя из рассмотренных выше точек зрения, дадим обобщенное определение понятия межличностных отношений.

Межличностные отношения людей — это субъективные отношения, возникающие в результате их реального взаимодействия и сопровождающиеся различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) вовлеченных в них людей.

Межличностные отношения возникают и формируются в первую очередь на основе чувств, эмоциональных и личных отношений друг к другу. Существует две группы таких чувств:

Конъюнкции, которые связаны с чувствами, объединяющими людей, сплачивают их; люди, испытывающие их, проявляют готовность к сотрудничеству и совместным действиям;

Дизъюнктивные чувства, которые разделяют людей и вызывают нежелание сотрудничать.

Таким образом, межличностные отношения — это система избирательных связей, устанавливаемых между людьми в форме чувств, суждений и обращения друг к другу.

В структуре отношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Человек, взаимодействующий с другими людьми, с помощью этих процессов распознает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимного восприятия формируются взаимопонимание и отношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Адекватность взаимопонимания — это точность психического отражения одного человека другим. Идентификация во взаимопонимании — это отождествление личности одного человека с личностью другого человека. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс, идентификация завершается установлением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждой из них.

Эмоциональный компонент отношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических характеристик других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

Естественное формирование малой группы

Практически всегда в больших коллективах происходит непреднамеренное деление участников на более мелкие по численности объединения. Понятие и виды малых групп, которые образовались естественным путем, определяются с помощью анализа отличительных черт и признаков. Разделяются люди по интересам, предпочтениям, жизненной позиции, и прочему. Такие объединения называются неформальными.

В каждой среде имеются свои особенности деления участников коллектива. Это следует учитывать руководителям и организаторам таких сообществ, так как формирование малых групп влияет на трудоспособность и общую атмосферу в коллективе. Так, например, для организации эффективной учебной деятельности в детском коллективе следует учитывать, что состав неформально созданных малых групп изменяется буквально ежедневно, меняются статусы и роли участников. Такие объединения могут существовать, находясь под руководством взрослого лидера. В среде детей различного возраста руководитель должен завоевать безупречную репутацию.

В профессиональных неформальных коллективах для организации успешной деятельности также должен быть разумный руководитель. Бесконтрольные объединения работников в разные виды малых групп иногда могут негативно отражаться на работе компании. Обобщить людей способно недовольство участников руководством, условиями труда и прочим, что приведет к страйкам, массовым увольнениям. Поэтому в больших компаниях, где уделяется время и выделяются средства на психологию кадров, работает штатный психолог. Одной из задач такого специалиста является выявление объединений работников в коллективе и определение их направленности, деятельности. При правильном подходе такие группы можно использовать для улучшения эффективности работы компании.

Классификация малых групп

Малые группы играют важную роль в сложной организации различных учреждений, организаций, компаний и так далее. Именно они в своем развитии создают особое явление — коллективную психологию, которая регулирует общую жизнь и профессиональную деятельность сотрудников. Однако психологические феномены в первую очередь являются продуктом группового взаимодействия.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии проводилось на малых группах, и тому есть несколько причин. Большая часть жизни человека проходит в малых группах: семья, игровые группы сверстников, учебные и рабочие коллективы, соседи, круги друзей и приятелей. Именно в малых группах формируется личность и проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы человек связан с обществом: группа трансформирует влияние общества на человека, человек больше влияет на общество, когда за ним стоит группа. Статус социальной психологии как науки и ее отличительные черты в основном определяются тем, что малые группы и психологические явления, происходящие в них, являются центральными в определении ее предмета. Малые группы были основным объектом эмпирических исследований, включая лабораторные эксперименты, на протяжении всей истории социальной психологии. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповые методы воспитания, обучения и психокоррекционного воздействия, совместной работы и лидерства в малых группах традиционно являются одной из основных областей применения социально-психологической теории и методов на практике.

Малые группы являются объектом изучения не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Главное отличие в разграничении объекта научного исследования состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных характеристик, деперсонализированных и депсихологизированных. В общей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и характеристики его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей в малых группах и характеризующие не отдельных индивидов, а связи и отношения между этими индивидами, между индивидами и группой, а также саму малую группу в целом.

Выделение малых групп как специфических человеческих сообществ (в отличие от больших групп и недавно выделенных средних сообществ) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы — ее нижний и верхний пределы определяются качественными признаками малой группы, наиболее важными из которых являются:

  • Контактная способность — способность отдельных членов группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и влияниями;
  • Целостность — социальное и психологическое единство членов группы, которое позволяет воспринимать их как единое целое.

Большинство экспертов принимают трех человек за нижний предел малой группы, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социологические явления происходят определенным образом. Верхний предел малой группы определяется ее качественными характеристиками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от вида совместной деятельности и находится в диапазоне 5-12 человек. Малые группы чаще испытывают феномен социального насыщения, в то время как большие группы легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в которых люди более тесно связаны друг с другом. Принято различать первичные группы, то есть самые маленькие и все еще неделимые сообщества, и вторичные группы, которые формально представляют собой единое сообщество, но включают в себя несколько первичных групп.

Особенности малой группы

Малая группа характеризуется ограниченным числом членов группы (от 2 до 20), объединенных реальным взаимодействием, стабильностью состава, наличием общей групповой цели и внутригрупповых отношений, регулируемых либо правилами внутреннего распорядка (в официально группе), либо системой неформальных ролей и статусов, механизмом социального контроля, санкциями, нормами и правилами поведения (в неофициальной). В большинстве малых групп отношения регулируются и тем, и другим.

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа характеризуется двусторонней структурной организацией. С одной стороны, она имеет свою собственную структуру, элементами которой выступают ее отдельные члены, находящиеся в определенных взаимоотношениях, что составляет целостную структуру группы; с другой, она выступает в качестве элемента несколько большей структуры – более сложного социального организма, например профессиональной, половозрастной, этнической группы, класса и т.д. При этом один и тот же человек может одновременно входить в несколько малых групп (семью, бригаду, учебную группу, группу по интересам, дружескую группу).

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологическое содержание
совместной деятельности — совокупность
целей, задач и операций, служащая удовлетворению
основных мотивов данной деятельности.
Виды и формы групповой деятельности,
направленные на достижение основной цели
(социальной цели, ради которой группа была
создана), принято обозначать как
инструментальные. Виды деятельности,
направленные «внутрь» группы, на ее сплочение,
разрешение конфликтов, развитие эмоциональных
связей, обозначаются как экспрессивные.

Композиция группы —
совокупность индивидуальных характеристик
членов группы, важная для понимания ее целостных
свойств.
Признаки, входящие в групповую композицию,
определяются исследователем в соответствии с
целями и задачами его работы с группой, а также с
учетом специфики группы. Например, при
разрешении конфликта, возникшего в рабочем
коллективе, может быть выделен один
композиционный набор; при проведении
корреляционного исследования в учебных
коллективах подростков — совершенно другой.
Достаточно часто в композиционные признаки
включают показатели возраста, пола, образования
членов группы.

Групповые структуры
возникают как следствие устойчивых
функциональных и межличностных отношений членов
группы между собой.
Выделив определенный признак, лежащий в основе
тех или иных устойчивых отношений, можно
построить некую иерархию, в которой каждый член
группы займет определенное положение.

Групповые процессы
характеризуют малую группу в ее динамике,
развитии и изменении. Групповые процессы — это
межличностные отношения в их становлении,
видоизменении, совершенствовании и разрушении. К
ним относятся развитие, сплочение и нормативное
давление. Кроме того, некоторые групповые
явления могут существовать только в динамике. К
таким относится, например, процесс принятия
группового решения.

Система групповых ожиданий —
совокупность представлений о том, как должен
вести себя член группы в определенной ситуации,
базирующаяся на групповых нормах. Нормы являются
некими представлениями, выработанными членами
группы в процессе жизнедеятельности, о
подобающих в данной группе способах поведения.

Санкции — психологические
формы поощрения нормативности и наказания
ненормативности поведения членов группы.

Статус личности в группе —
совокупность объективно присущих человеку
характеристик, определяющая восприятие его
другими членами группы, самовосприятие и,
следовательно, его положение в системе групповых
отношений.

Групповая роль — поведение,
социально ожидаемое от носителя определенного
статуса.

Классификация малых социальных групп

Малые группы – это неоднородные образования, и их развитие может происходить совершенно в разных сферах и под влиянием различных условий. Таким образом, и типология малых социальных групп довольно-таки разнообразна. В классическом научном знании исследователями принято выделять две группы малых социальных групп:

  • Формальные социальные группы;
  • Неформальные социальные группы.

Формальные социальные группы – это объединения, где каждый человек осознает официальную цель группы. К тому же, они имеют регламентированную структуру, которая очень важна для достижения поставленных целей и их выполнение.

Что касается неформальных социальных групп, то они, в отличие от формальных, не имеют официально закрепленной структуры. Также, взаимодействия, которые обосновываются между членами неформальной группы, обладают такими характеристиками, как стихийность и спонтанность. Это значит, что во главе стоит личное отношение участника группы к проблемам.

Замечание 1

Тем не менее, в неформальных группах, так же, как и в формальных, есть общая система ценностей, которая регламентирует общность идей и мировоззрения участников группы.

Малые социальные группы могут быть референтными. Иными словами, это эталонные группы, чьи ценностные ориентиры и нормы признаются наиболее ценными в сравнении с нормативно-правовыми и ценностными установками иных видов социальных групп. Например, специалист может ориентироваться на деятельность и философию определенной группы для того, чтобы самостоятельно достичь успеха в той или иной сфере, полагаясь на их наглядный пример. К наиболее распространенным областям можно отнести спорт, профессиональный коллектив или группу коллег, своих товарищей и даже родителей.

Тем не менее, особенность социальной группы заключается в том, что она может не только усиливать возможности отдельного индивида или более широкого круга людей, но и подавлять их. Такой процесс группового подавления имеет официальное название – «ингибиция». Например, любая асоциальная подгруппа, девиантная общность может оказывать достаточно негативное, а в некотором смысле и роковое влияние на судьбу человека, который еще не успел завершить процесс своей социализации. На неокрепшую психику влияет абсолютно все, и в особой степени она впитывает именно те негативные воздействия, которые исходят со стороны социальной группы.

Именно по причине такого негативного воздействия со стороны некоторых социальных групп наиболее эффективное развитие личности человека определяется его ориентацией на противоположные группы – элитарные социальные общности. Это группы, имеющие высокий статус, получившие всеобщее признание и оказывающие особое влияние на принятие решений в различных социальных институтах, которые играют важную роль в жизнедеятельности человека.

Также отметим, что социальные группы, независимо от их направленности, могут занимать очень разные позиции, если вопрос касается базовых социальных потребностей индивида или социальной группы. В таком случае, их деятельность может быть социально-ориентированной, асоциальной или резко антисоциальной:

  • Социально-ориентированная деятельность выражается в положительном влиянии на производственные, образовательные, общественные и культурные отношения.
  • Асоциальная ориентация направлена на удовлетворение потребностей лишь членов какой-либо конкретной обособленной группы (при этом интересы и потребности иных групп попросту не учитываются).
  • Антисоциальная направленность выражается в деятельности преступных групп, где основная цель – нанести ущерб некоторым социальным объединениям, которые не разделяют их интересов и взглядов.

Такая разнонаправленность дает нам право сделать вывод о том, что малые социальные группы – это очень многогранные образования, которые могут удовлетворять интересы и потребности самых разнообразных социальных групп и отдельных индивидов.

Признаки малых групп

К основным признакам и особенностям относятся:

  • непосредственное и постоянное взаимодействие членов образования друг с другом;
  • наличие общей совокупности проблем, единой цели, плана развития;
  • четкое распределение ролей;
  • значимость лидера, руководителя;
  • ведение совместной деятельности, направленной на достижение выбранной цели;
  • ярко выраженная зависимость характеристик группы от ее частей — малейшие изменения в одной части влекут за собой изменение всей структуры.

Относительно количества участников ученые до сих пор спорят. Одни утверждают, что малую группу могут образовать два человека, так как их взаимодействие соответствует приведенными выше признакам.

Другие склоняются к тому, что малая группа — это минимум три человека. Их основной аргумент: два человека образуют межличностное взаимодействие, три и более — групповое.

Основные признаки малых групп

Основными признаками малых группы выступают следующие:

  • контактность – под данной категорией понимается возможность каждого индивидуума малой группы регулярно вступать во взаимодействие друг с другом, обмениваться информационными данными, взаимными оценками и пр.;
  • целостность – психологическая и социальная общность индивидуумов, формирующих объединение, обеспечивающая восприятие группы как общности.

Нижней границей малой группы традиционно считается три человека, поскольку в диаде – объединении из двух человек – социально-психологические процессы протекают особым образом. Верхняя граница обычно не превышает 30 человек. Оптимальный размер малой группы находится в пределах 5 – 12 человек. В меньших по размеру объединениях быстрее возникает феномен социального пресыщения, большие по размеру объединения быстрее распадаются на более мелкие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: