Как учатся дети в начальных классах

Психологические и возрастные особенности детей начальных классов: особенности работы и обучения младшеклассников

Особенности физиологии детей в младшем школьном возрасте

Данный период жизни человека нередко называется вторым физиологическим кризисом. Все дети младшего школьного возраста отличаются стремительным биологическим развитием организма: его нервных систем (центральной и вегетативной), костных и мышечных тканей, внутренних органов. Такая комплексная перестройка основана на отчетливом эндокринном сдвиге: «старые» железы внутренней секреции перестают действовать и в работу включаются «новые». Примерно в 7 лет в головном мозге завершается морфологическое созревание лобных отделов больших полушарий. Это создает основу для гармонизации процессов торможения и возбуждения, что необходимо для развития более целенаправленного по сравнению с дошкольниками произвольного поведения.

Физиологическая сущность процесса полностью не определена, некоторые ученые связывают его с прекращением активного функционирования вилочковой железы. Это, по их мнению, снимает тормоз с деятельности нескольких желез внутренней секреции и дает старт выработке половых гормонов (эстрогенов и андрогенов). Столь важная физиологическая перестройка требует от детского организма резкого напряжения и мобилизации его потенциальных резервов. Именно этим частично объясняется рост активности нервных процессов. Отсюда и основные характерные особенности младшего школьного возраста: неусидчивость и повышенная эмоциональная возбудимость.

Поскольку мышечное развитие в младшем школьном возрасте не синхронизировано со способами управления, то появление характерных особенностей в организации движений в этот период неизбежно. Еще одной возрастной особенностью младшего школьного возраста считается то, что крупные мышцы у детей развиваются быстрее мелких, поэтому им легче даются размашистые и сильные движения, чем требующие точности мелкие.

Какие новые возможности появляются в младшем школьном возрасте

Новообразования в психологии — это новые психические и поведенческие возможности, которых раньше у ребёнка не было. Какие же новообразования появляются у младших школьников?

Интеллектуализация психологических процессов

Это значит, что в возрасте семи-восьми лет на первый план выходит мышление, которое подчиняет себе все действия и реакции ребёнка:

Восприятие становится произвольным, то есть ребёнок учится самостоятельно выбирать, на что ему обратить внимание. Он перестаёт подчиняться словам родителей: «Посмотри туда, посмотри сюда».
Речь становится контекстной

Маленьких детей бывает довольно сложно понять, потому что они не умеют погружать собеседника в контекст и рассказывать предысторию увиденного ими. Но в младшем школьном возрасте ребёнок учится ставить себя на место собеседника и достраивать свой рассказ, уточнять его, обогащать деталями.
Память становится смысловой, то есть ребёнок учится запоминать или заучивать выбранную им информацию.

Все описываемые процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. И это хорошая новость: если у ребёнка есть трудности, скажем, в речи — её можно подтянуть через развитие памяти и внимания.

Способность анализировать

Ребёнок учится строить прогнозы и делать умозаключения: «Что будет, если…», «Почему так вышло?», «Кто виноват?» и так далее. Тренируя эти навыки в школе, на уроках математики, словесности, окружающего мира, в будущем с их помощью он сможет решать важные и трудные жизненные задачи.


Фото: KATTY ELIZAROVA / Shutterstock

Рефлексия

Ближе к концу младшего школьного возраста дети учатся рефлексии. Если анализ связан с осознанием взаимосвязей во внешнем мире, то рефлексия — это понимание себя самого, оснований своих действий и решений.

Рефлексия бывает формальной («Как это сделать?») и содержательной («Зачем это делать?»). Содержательная рефлексия появляется у детей скорее в подростковом возрасте, но её появление связано с развитием формальной рефлексии именно в младшем школьном возрасте. Если ребёнку восьми-девяти лет трудно ответить на вопрос «Как это сделать?» — это повод задуматься.

Планирование

Четвёртое важное новообразование — планирование своих действий. Оно напрямую связано с развитием анализа и рефлексии: «Если я сделаю это, что последует? Какова будет реакция других людей?» По-настоящему полное планирование, так же как и рефлексия, развивается ближе к подростковому возрасту, но частичное, пошаговое планирование появляется и в младших классах

Очень ценно, если взрослые могут увидеть и поддержать этот процесс.

Самооценка

Способность оценить себя появляется у детей гораздо раньше, но в младшем школьном возрасте она становится дифференцированной. Это значит, что ребёнок может не просто дать общую оценку («Я хороший»), а адекватно оценить себя по множеству разных параметров («В одном я хорош, а другое — не мой конёк»).

Именно поэтому некоторым родителям может показаться, что самооценка их ребёнка упала. Но на самом деле произошла скорее корректировка в сторону нормы. Для малышей характерна несколько завышенная самооценка, связанная с влиянием внимательного и любящего окружения. В школьной среде она не падает — скорее становится более адекватной.

Развитие дифференцированной самооценки делает ребёнка более психологически устойчивым: «Да, я не слишком хорош в спорте, зато отлично умею рисовать».

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

Abstract

The article deals with the problems of psycho-pedagogical and psycholinguistic features of speech development in primary school children in the period of training. When mastering speech, the word is only a signal for the child, which directs the indicative activity in relation to the objects sensually perceived by him so that as a result there is their rapprochement, equating one to another in a certain respect and at the same time distinguishing them from other, externally similar to them objects. The word is a means of education and expression of concepts, judgments, reflections of objects and phenomena in consciousness. Speech is one of the Central mental functions, has a decisive influence on the formation of personality, thinking. That is why the main task of the school course of the native language – the development of students‘ speech, which should be inextricably linked with the development of thinking, because speech without thinking – is idle speaking, and thinking without speech – unreal. The educational process in a modern school has a lot of opportunities to solve problems that concern specialists. These possibilities are not fully used, as evidenced by the contradictions that are discussed in this article. 

References

1. Kunanbaeva S.S. «Teoriya i praktika sovremennogo inoyazychnogo obrazovaniya». — Almaty, 2010. — 187 s.

2. Gorelov I.N. Izbrannye trudy po psikholingvistike. — M.: Labirint, 2003. — S. 32.

3. Pirozhenko T. Rech’ rebenku: psikhologiya rechevykh dostizhenii rebenka. — Kiev: Glavnik, 2005. — S. 3.

4. Gorelov I.N. Ukaz. soch. — S. 83.

5. Belyanin V.P. Psikholingvistika: ucheb. — M.: Flinta, 19827 — 178 s.

6. Sinitsa I.A. Psikhologiya ustnoi rechi. — M., 1974. — 201 s.

7. Doroshenko S. I. Osnovy kul’tury i tekhniki ustnoi rechi. — Khar’kov: OVD, 2002. — 103 s.

8. Skuratovskii L. Motiv kak dvizhushchaya sila poznavatel’noi deyatel’nosti uchashchikhsya v protsesse izucheniya yazyka //Divoslovo. — 2005. — No 2. — S. 2.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогических и психолингвистических особенностей развития речи младших школьников в период обучения. При овладении речью слово является для ребенка лишь сигналом, который направляет ориентировочную деятельность по отношению к чувственно воспринимаемым им объектам так, что в результате происходит их сближение, приравнивание одного к другому в определенном отношении и одновременно отличие их от других, внешне похожих на них объектов. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражений предметов и явлений в сознании. Речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияние на формирование личности, мышления. Именно поэтому основная задача школьного курса родного языка – развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления – это праздное говорение, а мышление без речи – нереальное. Образовательный процесс в условиях современной школы имеет немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят специалистов. Эти возможности используются не в полной мере, о чем свидетельствуют противоречия, которые рассматриваются в данной статье. 

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие — это работа над мышлением, ощущением, восприятием, вниманием, памятью и волей. ‍

В младшем школьном возрасте активно формируется умение мыслить, решать задачи, давать определения понятиям, фантазировать

К концу 1-го класса дети могут сосредотачивать внимание на протяжении всего урока. Здесь закладывается фундамент рефлексии и произвольности поведения, то есть подчинение правилам, умение действовать по образцу, стремление не отвлекаться

Уже во 2-м классе дети начинают понимать причинно-следственные связи, учатся задавать вопросы для поиска дополнительной информации и стараются планировать день, неделю и даже рисунки: например, что нужно нарисовать сначала, а чем закончить. При этом сложно даётся отделение фактов от мнения, всё принимается за чистую монету.

В 3-м классе у ребёнка появляются абстрактные идеи и мысли, он в состоянии прогнозировать последствия действий и понимает, почему изменилась погода или настроение мамы.

Рекомендации родителям:

задавать открытые вопросы для развития аналитического мышления, например «Почему так случилось?» или «Как ты думаешь, что способствовало поведению героя?»;
предлагать игры на внимание, например таблицы Шульте, где необходимо искать числа или букву в прямом или обратном порядке, или «Найди отличия»;
вместе рисовать абстракции, например несуществующих животных, или просто водить кистью с краской по холсту.‍


Таблицы Шульте

Физическое развитие

Обычно у первоклассников крупная моторика развита лучше мелкой, поэтому они достаточно легко выполняют физические упражнения и с трудом справляются с мелкими деталями, например с поделками. Моторный контроль и выносливость улучшаются к концу года и совершенствуются уже во 2-м классе и далее.

В возрасте 10–12 лет девочки и мальчики начинают развитие по разным траекториям. Девочки активно растут и быстрее достигают переходного возраста, а мальчики делают всё то же самое, но позже.

Рекомендации родителям:

  • тренировать мелкую моторику, например через творчество;
  • следить за режимом дня и питания;
  • искать необычные способы развлечения детей: например, пройти препятствия или устроить танцевальный батл.

<<Лидген для статьи>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: