Инклюзивное образование
На протяжении долгих лет образовательная система четко разделяла детей на обычных и инвалидов, у которых фактически не было возможности получить образование и реализовать собственные возможности, они не принимались в учреждения, в которых учились здоровые дети. Затем подходы у обучению детей с ОВЗ изменились, и так появилось инклюзивное образование.
Инклюзивным подходом предполагается понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг на основании этих потребностей посредством более полного участия в образовательной деятельности.
Современный формат интеграции появился впервые за рубежом только во второй половине ХХ века. Экономические, технологические и информационные возможности развитых европейских стран, США, Японии позволили создать для реализации инклюзивного образования благоприятную образовательную среду в системе массового образования, а также сделать ее доступнее для детей с ограниченными возможностями, сняв информационные и прочие барьеры, уменьшив ограничение возможностей участия данной категории детей в социальной жизни.
Одной из проблем реализации инклюзивного образования выступает неготовность учителей массовой школы осуществлять новый тип профессиональной деятельности и брать на себя новую ответственность. Такое положение дел достаточно типично для многих стран, которые начали реализовывать интеграционные идеи в образовании. Иными словами, инклюзивное образование — это организация процесса обучения, при которой все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и прочих особенностей, включенные в общую систему образования, а также обучаются по месту своего жительства совместно с детьми без нарушений здоровья в одних и тех же общеобразовательных школах.
Зарубежный опыт инклюзивного образования
Исследованиями экономической эффективности инклюзивного образования преимущества интегрированного образования отражаются понятиями выгода, польза, достижения. За рубежом государственные и муниципальные школы получают целевое финансирование из бюджета на детей с особыми потребностями, и поэтому они заинтересованы в приеме учеников с ОВЗ.
Например, система образования в Англии выстроена при опоре на определенные идеологические принципы. Главным является обеспечение равных возможностей для получения разностороннего сбалансированного образования в школе всеми детьми 5-16 лет. Для мирового сообщества характерна тенденция к развитию включающего образования, которая прослеживается и в Англии. Идейная составляющая вызывает сдвиги в общественном сознании, а закрепленное законом право детей с особыми образовательными потребностями (ООП) учиться в массовой школе, побуждает специалистов к разработке новых подходов к организации и поведению учебного процесса. Результаты данной деятельности выражаются официальными документами, регламентирующими работу современных английских школ. На практике же инклюзивно образование реализуется с разной степенью успешности в разных регионах страны, а также в разных образовательных округах и школах.
На положении детей и взрослых с особенностями развития отразились следующие правовые акты ООН:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 года;
- Декларация прав ребенка 1959 года;
- Конвенция о правах ребенка 1989 года;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года;
- Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью 1993 года;
- Декларация о развитии новой формы образования, предполагающая совместное обучение типично развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями 1994 года.
В 1946 году началось развитие медицинской модели подхода к работе с людьми с ограниченными возможностями. Специализированные интернаты стали больницами, в которых главным был уход за пациентами. Общество начало смотреть на этих людей как на нуждающихся в лечении.
В 1967 году в крупных британских периодических изданиях началась публикация статей, свидетельствующих о неудовлетворительных условиях в больницах для инвалидов. Именно в этот момент появился ряд сомнений в правомерности медицинской модели. Сомнения подкрепляли следующие факторы, свойственные тому времени:
- изменение представлений о ценности жизни людей;
- исследование воздействия окружающей среды на интеллектуальное развитие и распространение взглядов, смысл которых заключается в том, что интеллект взрослых — продукт взаимодействия генетического наследства с окружающей средой, оказывающей определенное стимулирующее влияние;
- достижения в области педагогической науки — периодизация развития Пиаже стала основой развивающих программ. Идеи Выготского подтолкнули к развитию новых подходов в обучении.
Обозначенные выше факторы, а также обеспокоенность общественности положением людей с ограниченными возможностями вызвали необходимость ответной реакции от правительства Великобритании. Были выдвинуты предложения, направленные на улучшение системы поддержки людей с ограниченными возможностями, отказались от медицинской модели.
До 1973 года детей с тяжелыми нарушениями считали необучаемыми, а детей с более легкими нарушениями отправляли в так называемые школы для «неполноценных», в которых внимание акцентировалось на обучении бытовым навыкам и элементарным профессиональным умениями. В Швеции в 1970-х годах появилось такое понятие, как нормализация, в качестве альтернативы представлениям, которые лежали в основе медицинской модели
В Швеции в 1970-х годах появилось такое понятие, как нормализация, в качестве альтернативы представлениям, которые лежали в основе медицинской модели.
Концепцией нормализации открывался ряд новых перспектив и был сделан упор на воспитание детей в духе культурных норм, которые были приняты в том обществе, в котором он постоянно живет. Ею и была определена политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья на последующие 15-20 лет.
Сегодня в развитии служб поддержки людей с ограниченными возможностями все больше на вооружение принимают принципы социальной модели
Большее внимание уделяют адаптации среды к возможностям человека, созданию системы социальных связей и развитию способностей индивида, которые могут быть востребованы в его повседневной жизни, то есть работа идет в рамках функционального подхода к обучению