Актуальные проблемы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация: ГБОУ Салаватская коррекционная школа для детей с ОВЗ
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г, Салават
Современное образование ставит перед собой задачу обеспечить равные возможности для всех детей, независимо от их физического, психического или социального состояния. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это представляет особую проблему, так как они нуждаются в индивидуальном подходе и специальной поддержке. В данной статье мы рассмотрим актуальные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в современной системе образования.
Недостаток доступности к образованию. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются дети с ОВЗ, является недостаток доступности к образовательным ресурсам. Нередко образовательные учреждения не оборудованы для удовлетворения потребностей таких детей. Например, отсутствие специальных адаптированных учебных материалов и технических средств может ограничивать возможности обучения. Кроме того, не везде имеются специалисты и педагоги, готовые работать с детьми с ОВЗ.
Стремление к инклюзивному образованию. В современном обществе наблюдается стремление к инклюзивному образованию, то есть интеграции детей с ОВЗ в общую образовательную среду. Это важный шаг к социальной интеграции и содействию развитию всех детей вместе. Однако, для успешной инклюзии необходимо решить ряд сложных задач, таких как обучение педагогов и создание условий, способствующих участию детей с ОВЗ в учебном процессе.
Отсутствие индивидуального подхода. Часто дети с ОВЗ сталкиваются с проблемой отсутствия индивидуального подхода в образовательном процессе. Система образования зачастую ориентирована на стандартный учебный план, что может не учитывать особенности и потребности каждого ребенка. Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо разработать индивидуальные программы, учитывающие их специфические потребности.
Социальная изоляция. Дети с ОВЗ могут страдать от социальной изоляции из-за своих ограничений. Отсутствие подходящей инфраструктуры и специальных мероприятий может ограничивать возможности общения и участия в социальных активностях. Это может сказываться на их развитии и самооценке.
Недостаток поддержки и финансирования. Система образования для детей с ОВЗ требует значительных ресурсов, как в финансовом, так и в человеческом плане. Недостаток финансирования и квалифицированных специалистов может стать серьезным препятствием для обеспечения качественного образования для детей с ОВЗ. Для эффективного обучения таких детей требуются дополнительные ресурсы, специальное оборудование и материалы. Однако часто школы не имеют достаточных средств для обеспечения всех необходимых условий, что ограничивает возможности образования детей с ОВЗ.
Заключение. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ требуют серьезного внимания и решения. Инклюзивное образование, индивидуальный подход, увеличение доступности к образовательным ресурсам и обеспечение поддержки и финансирования — вот ключевые шаги к обеспечению равных возможностей для всех детей, независимо от их состояния здоровья. Современное образование должно стремиться к созданию среды, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыть свой потенциал и стать активным членом общества.
Приложения:
-
file0.docx.. 13,7 КБ
Опубликовано: 14.11.2023
Основные проблемы внедрения инклюзивного образования в школы
До недавнего времени всех детей разделяли на две категории – обучаемые и необучаемые. При этом необучаемых детей вытесняют из системы образования в систему здравоохранения, которая не решает проблемы психического развития, а только усугубляет их.
Современный мировой опыт демонстрирует, что эффективная реабилитация ребенка, который остался в семье, существенно выше, чем ребенка, которого отправляют в интернат. В связи с этим главная задача – предоставить семье необходимую помощь в процессе развития и обучения ребенка, гарантировать ему достойное будущее, то есть обеспечить возможность реализации взаимной интеграции общества и всех его членов. Это может стать возможным только если обеспечиваются равные права, а в первую очередь, право на образование.
Чтобы внедрить ребенка с ОВЗ в общество, должна быть создана эффективная система его реабилитации. Родителям необходимо видеть всю перспективу жизненного пути особенного ребенка, так как только при ее наличии, семья может сбросить с себя хроническое социальное напряжение.
Вместо концепции интеграции, предполагающей создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках существующей системы, без изменений самой системы, сегодня большее предпочтение отдают концепции инклюзивного образования, основная цель которого – изменить школы в соответствии с потребностями каждого ученика.
Во всем мире в школах инклюзию рассматривают в качестве обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их ровесниками.
Главная задача – сделать школы и образовательные учреждения дружелюбнее относительно детей с ОВЗ. Одним из направлений деятельности на этом пути выступает устранение различных барьеров в образовании, базирующееся на социальном подходе к инвалидности.
Школы должны вести учет всех детей с ОВЗ, что позволит работникам школы узнать индивидуальные особенности учеников, не относиться к ним меньшей долей внимания или уважения и произвести необходимый объем корректировок в своей работе. Также это даст родителям уверенность, что к их детям будут относиться адекватно и уважительно.
Одна из опасностей включения ребенка с ОВЗ в класс – возникновение снисходительности по отношению к нему. Обучение ребенка с ОВЗ в обычном классе – не благотворительность. Он там учится в связи с тем, что остальные дети там учатся, так как это лучший подход к обучению и там дети могут встречаться между собой чаще всего.
Развитие инклюзивного образования – сложный процесс, который касается научных, методологических и административных ресурсов. Инклюзивным пространством подразумевается открытость и доступность не только для детей, но и для их родителей.
Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, для педагогов образовательных учреждений особую роль приобретают знания, касающиеся специальной психологии и коррекционной педагогике. Многие учителя массовых школ должны пересмотреть ряд основных положений методики преподавания предметов, овладеть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы, использовать дидактические принципы индивидуального и дифференцированного подходов, а также развивающий и наглядный характер обучения.
Принципы инклюзивного образования
К основным принципам инклюзивного образования относят:
- научность – предполагает разработку теоретико-методических оснований инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов, оценка эффективности используемых технологий, проведение независимой экспертизы;
- коррекционная направленность – предполагает модульную организацию образовательной программы, включение в базовую программу обучения и воспитание модулей из специальных коррекционных программ;
- индивидуальный подход – предполагает необходимость использования личностно-ориентированного и дифференцированного подходов;
- семейно-ориентированное сопровождение – предполагает необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи, семейно-ориентированной психотерапии, детско-родительских групп, то есть активное включение родителей в каждую стадию педагогического процесса;
- самостоятельная активность ребенка – предполагает необходимость дополнительных развивающих программ, обеспечивающих самостоятельную познавательную активность ребенка;
- междисциплинарная интеграция и социальное партнерство – предполагает слаженную работу таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог во время составления или изменения программы развития. Также должны слаженно работать различные ведомства, социальные службы, чтобы оптимизировать процесс образовательной интеграции детей с ОВЗ.
Чтобы на практике внедрить инклюзивное обучение, должны быть решены проблемы, связанные не только с материальной базой, но и с готовностью педагогов осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях. В связи с этим должны быть внесены изменения в процесс подготовки будущих педагогов. Каждому специалисту необходимо иметь определенный уровень сформированности инклюзивной компетентности в сфере образования, которая включает следующие компоненты:
- мотивационный компонент педагога предполагает личную заинтересованность, положительную направленность во время выполнения своей работы в условиях включения детей с ОВЗ;
- когнитивный компонент может быть рассмотрен в качестве способности педагогически мыслить на основании системы знаний, необходимых, чтобы осуществлять инклюзивное обучение;
- рефлексивный компонент – это способность анализировать собственную учебную и профессиональную деятельность в рамках инклюзивного образования;
- операционный компонент – это способность выполнять некоторые профессиональные задачи в условиях инклюзии, например, решать педагогические ситуации, использовать приемы самостоятельного и быстрого решения педагогических задач, осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
Слайд 8В условиях быстрых изменений в науке и общественной жизни, стремительного развития
информационных технологий в качестве эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно рассматривать дистанционное обучение. В условиях дистанционного обучения учащийся, студент приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.ведение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодействия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в современном обществе.
Сложности функционирования ребенка с ОВЗ внутри социального пространства
В настоящее время всё большую популярность приобретают вопросы, связанные с изучением особенностей функционирования детей с ОВЗ внутри социального пространства. Это связано с тем, что современное социальное пространство достаточно динамично и порой в нем сложно функционировать людям с нормой развития, не говоря уже о тех, кто имеет различные физические или психические отклонения. В контексте данной проблемы особенно ярко выделяются проблемы детей с ОВЗ и их интеграцией в общество.
Замечание 1
Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны в первую очередь с тем, что у них имеются сложности в установлении взаимодействия с окружающими, обусловленные нарушениями речи, слуха, психики, свободы передвижения и т.д.
Ни одна из областей знания не подвергает сомнению, тот факт, что дети с ОВЗ не могут стать полноценными субъектами социокультурного пространства, они не могут в полной мере оказывает влияние на его становление и развитие. В тоже время и нет достаточно точных сведений о том, какие личностные черты и потенциал имеет ребенок с ОВЗ, как он с их помощью способен интегрироваться в социокультурное пространство.
Несмотря на то, что вопросы интеграции детей с ОВЗ в социокультурное пространство рассмотрены в достаточно большом количестве источников, в настоящее время исследования продолжаются. Дополнительные исследования направлены на конкретизацию уже имеющихся сведений, а также выявление новых путей развития и нормального взаимодействия общества и детей с ОВЗ.
Для того, чтобы исследование ребенка с ОВЗ как субъекта социокультурного пространства было успешным, отечественные и зарубежные исследователи, остановились на единой интерпретации понятия «социокультурная адаптация».
Определение 2
Социокультурная адаптация – это процесс целенаправленного приспособления личности человека к окружающему его обществу, с целью удовлетворения собственных потребностей и запросов.
Социокультурная адаптация осуществляется посредством имеющихся у индивида навыков социального взаимодействия и коммуникации. В том случае, если в процессе социализации данные навыки не были сформированы на должном уровне, то процесс социокультурной адаптации не будет осуществлен в полной мере.