Обучение детей с овз в школах: способы и особенности

Обучение детей с овз в школах: способы и особенности

Актуальные проблемы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация: ГБОУ Салаватская коррекционная школа для детей с ОВЗ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г, Салават

Современное образование ставит перед собой задачу обеспечить равные возможности для всех детей, независимо от их физического, психического или социального состояния. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это представляет особую проблему, так как они нуждаются в индивидуальном подходе и специальной поддержке. В данной статье мы рассмотрим актуальные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в современной системе образования.

Недостаток доступности к образованию. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются дети с ОВЗ, является недостаток доступности к образовательным ресурсам. Нередко образовательные учреждения не оборудованы для удовлетворения потребностей таких детей. Например, отсутствие специальных адаптированных учебных материалов и технических средств может ограничивать возможности обучения. Кроме того, не везде имеются специалисты и педагоги, готовые работать с детьми с ОВЗ.

Стремление к инклюзивному образованию. В современном обществе наблюдается стремление к инклюзивному образованию, то есть интеграции детей с ОВЗ в общую образовательную среду. Это важный шаг к социальной интеграции и содействию развитию всех детей вместе. Однако, для успешной инклюзии необходимо решить ряд сложных задач, таких как обучение педагогов и создание условий, способствующих участию детей с ОВЗ в учебном процессе.

Отсутствие индивидуального подхода. Часто дети с ОВЗ сталкиваются с проблемой отсутствия индивидуального подхода в образовательном процессе. Система образования зачастую ориентирована на стандартный учебный план, что может не учитывать особенности и потребности каждого ребенка. Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо разработать индивидуальные программы, учитывающие их специфические потребности.

Социальная изоляция. Дети с ОВЗ могут страдать от социальной изоляции из-за своих ограничений. Отсутствие подходящей инфраструктуры и специальных мероприятий может ограничивать возможности общения и участия в социальных активностях. Это может сказываться на их развитии и самооценке.

Недостаток поддержки и финансирования. Система образования для детей с ОВЗ требует значительных ресурсов, как в финансовом, так и в человеческом плане. Недостаток финансирования и квалифицированных специалистов может стать серьезным препятствием для обеспечения качественного образования для детей с ОВЗ. Для эффективного обучения таких детей требуются дополнительные ресурсы, специальное оборудование и материалы. Однако часто школы не имеют достаточных средств для обеспечения всех необходимых условий, что ограничивает возможности образования детей с ОВЗ.

Заключение. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ требуют серьезного внимания и решения. Инклюзивное образование, индивидуальный подход, увеличение доступности к образовательным ресурсам и обеспечение поддержки и финансирования — вот ключевые шаги к обеспечению равных возможностей для всех детей, независимо от их состояния здоровья. Современное образование должно стремиться к созданию среды, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыть свой потенциал и стать активным членом общества.

Приложения:

  1. file0.docx.. 13,7 КБ

Опубликовано: 14.11.2023

Основные проблемы внедрения инклюзивного образования в школы

До недавнего времени всех детей разделяли на две категории – обучаемые и необучаемые. При этом необучаемых детей вытесняют из системы образования в систему здравоохранения, которая не решает проблемы психического развития, а только усугубляет их.

Современный мировой опыт демонстрирует, что эффективная реабилитация ребенка, который остался в семье, существенно выше, чем ребенка, которого отправляют в интернат. В связи с этим главная задача – предоставить семье необходимую помощь в процессе развития и обучения ребенка, гарантировать ему достойное будущее, то есть обеспечить возможность реализации взаимной интеграции общества и всех его членов. Это может стать возможным только если обеспечиваются равные права, а в первую очередь, право на образование.

Чтобы внедрить ребенка с ОВЗ в общество, должна быть создана эффективная система его реабилитации. Родителям необходимо видеть всю перспективу жизненного пути особенного ребенка, так как только при ее наличии, семья может сбросить с себя хроническое социальное напряжение.

Вместо концепции интеграции, предполагающей создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках существующей системы, без изменений самой системы, сегодня большее предпочтение отдают концепции инклюзивного образования, основная цель которого – изменить школы в соответствии с потребностями каждого ученика.

Во всем мире в школах инклюзию рассматривают в качестве обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их ровесниками.

Главная задача – сделать школы и образовательные учреждения дружелюбнее относительно детей с ОВЗ. Одним из направлений деятельности на этом пути выступает устранение различных барьеров в образовании, базирующееся на социальном подходе к инвалидности.

Школы должны вести учет всех детей с ОВЗ, что позволит работникам школы узнать индивидуальные особенности учеников, не относиться к ним меньшей долей внимания или уважения и произвести необходимый объем корректировок в своей работе. Также это даст родителям уверенность, что к их детям будут относиться адекватно и уважительно.

Одна из опасностей включения ребенка с ОВЗ в класс – возникновение снисходительности по отношению к нему. Обучение ребенка с ОВЗ в обычном классе – не благотворительность. Он там учится в связи с тем, что остальные дети там учатся, так как это лучший подход к обучению и там дети могут встречаться между собой чаще всего.

Развитие инклюзивного образования – сложный процесс, который касается научных, методологических и административных ресурсов. Инклюзивным пространством подразумевается открытость и доступность не только для детей, но и для их родителей.

Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, для педагогов образовательных учреждений особую роль приобретают знания, касающиеся специальной психологии и коррекционной педагогике. Многие учителя массовых школ должны пересмотреть ряд основных положений методики преподавания предметов, овладеть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы, использовать дидактические принципы индивидуального и дифференцированного подходов, а также развивающий и наглядный характер обучения.

Принципы инклюзивного образования

К основным принципам инклюзивного образования относят:

  • научность – предполагает разработку теоретико-методических оснований инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов, оценка эффективности используемых технологий, проведение независимой экспертизы;
  • коррекционная направленность – предполагает модульную организацию образовательной программы, включение в базовую программу обучения и воспитание модулей из специальных коррекционных программ;
  • индивидуальный подход – предполагает необходимость использования личностно-ориентированного и дифференцированного подходов;
  • семейно-ориентированное сопровождение – предполагает необходимость психолого-педагогического сопровождения семьи, семейно-ориентированной психотерапии, детско-родительских групп, то есть активное включение родителей в каждую стадию педагогического процесса;
  • самостоятельная активность ребенка – предполагает необходимость дополнительных развивающих программ, обеспечивающих самостоятельную познавательную активность ребенка;
  • междисциплинарная интеграция и социальное партнерство – предполагает слаженную работу таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог во время составления или изменения программы развития. Также должны слаженно работать различные ведомства, социальные службы, чтобы оптимизировать процесс образовательной интеграции детей с ОВЗ.

Чтобы на практике внедрить инклюзивное обучение, должны быть решены проблемы, связанные не только с материальной базой, но и с готовностью педагогов осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях. В связи с этим должны быть внесены изменения в процесс подготовки будущих педагогов. Каждому специалисту необходимо иметь определенный уровень сформированности инклюзивной компетентности в сфере образования, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационный компонент педагога предполагает личную заинтересованность, положительную направленность во время выполнения своей работы в условиях включения детей с ОВЗ;
  • когнитивный компонент может быть рассмотрен в качестве способности педагогически мыслить на основании системы знаний, необходимых, чтобы осуществлять инклюзивное обучение;
  • рефлексивный компонент – это способность анализировать собственную учебную и профессиональную деятельность в рамках инклюзивного образования;
  • операционный компонент – это способность выполнять некоторые профессиональные задачи в условиях инклюзии, например, решать педагогические ситуации, использовать приемы самостоятельного и быстрого решения педагогических задач, осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.

Слайд 8В условиях быстрых изменений в науке и общест­венной жизни, стремительного развития

информаци­онных технологий в качестве эффективного инстру­мента реализации компетентностного подхода в обра­зовании, в том числе лиц с ограниченными возможно­стями здоровья, целесообразно рассматривать дистан­ционное обучение. В условиях дистанционного обуче­ния учащийся, студент приобретает навык эффектив­ного поиска информации, ее отбора и структурирова­ния, анализа и оценки.ведение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых воз­можностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодей­ствия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в совре­менном обществе.

Сложности функционирования ребенка с ОВЗ внутри социального пространства

В настоящее время всё большую популярность приобретают вопросы, связанные с изучением особенностей функционирования детей с ОВЗ внутри социального пространства. Это связано с тем, что современное социальное пространство достаточно динамично и порой в нем сложно функционировать людям с нормой развития, не говоря уже о тех, кто имеет различные физические или психические отклонения. В контексте данной проблемы особенно ярко выделяются проблемы детей с ОВЗ и их интеграцией в общество.

Замечание 1

Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны в первую очередь с тем, что у них имеются сложности в установлении взаимодействия с окружающими, обусловленные нарушениями речи, слуха, психики, свободы передвижения и т.д.

Ни одна из областей знания не подвергает сомнению, тот факт, что дети с ОВЗ не могут стать полноценными субъектами социокультурного пространства, они не могут в полной мере оказывает влияние на его становление и развитие. В тоже время и нет достаточно точных сведений о том, какие личностные черты и потенциал имеет ребенок с ОВЗ, как он с их помощью способен интегрироваться в социокультурное пространство.

Несмотря на то, что вопросы интеграции детей с ОВЗ в социокультурное пространство рассмотрены в достаточно большом количестве источников, в настоящее время исследования продолжаются. Дополнительные исследования направлены на конкретизацию уже имеющихся сведений, а также выявление новых путей развития и нормального взаимодействия общества и детей с ОВЗ.

Для того, чтобы исследование ребенка с ОВЗ как субъекта социокультурного пространства было успешным, отечественные и зарубежные исследователи, остановились на единой интерпретации понятия «социокультурная адаптация».

Определение 2

Социокультурная адаптация – это процесс целенаправленного приспособления личности человека к окружающему его обществу, с целью удовлетворения собственных потребностей и запросов.

Социокультурная адаптация осуществляется посредством имеющихся у индивида навыков социального взаимодействия и коммуникации. В том случае, если в процессе социализации данные навыки не были сформированы на должном уровне, то процесс социокультурной адаптации не будет осуществлен в полной мере.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: