Что делать, если близкому человеку плохо?

Вызываем речь у ребенка раннего возраста

Содержание

  • Слайд 1

    Подготовила: Н.А. Журавская, учитель-логопед первой категории«Методика формирования языковой системы. Запуск речи у неговорящих детей.»

  • Слайд 2

    Т.Н. Новикова-Иванцова

    Заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей.

  • Слайд 3

    Разработка Новиковой-Иванцовой не только помогает заговорить детям, она служит необходимым инструментом в руках логопедов, которые занимаются изучением нарушений в области структуры слов, темпа, тембра, ритмики, звуко-извлечения вообще.
    Ее пособия вобрали в себя собрание приемов, которые направлены на коррекцию речеслухового восприятия — в частности — и на устранение проблем речевого аппарата — в целом.

  • Слайд 4

    Нарушение или задержка речевого развития у ребенка влечет деформацию системы речи и затруднения, вызывающе беспокойства.
    Чтобы восстановить последовательность в этапах формирования речи, рекомендуется следовать методике Новиковой-Иванцовой и пройти поочередно все необходимые уровни крика, гуления и лепета. Затем появится возможность произносить звуки, слоги, слова и целые фразы.

  • Слайд 5

    Одним из ключевых инструментов запуска речевых механизмов по данной методике является пение. Это активизирует речевой механизм, налаживает систему ритмико-мелодико интонационной организации языка (РМИОЯ).
    Музыка, которая, так или иначе, влияет на душевное состояние ребенка, вызывает положительный настрой на занятие.
    Всего в методике представлено пять мелодий. На каждый ударный слог своя мелодия.

  • Слайд 6

    подготовительный, на котором проводятся занятия по развитию ритма;
    непосредственно практика, в ходе которой выполняются упражнения на  развитие памяти, моторики, произношение гласных, изучение слогов, слов, глаголов, песен с сопровождающим визуальным материалом.

  • Слайд 7

    Цель работы – учить воспринимать, различать и воспроизводить ритмические контуры (рисунки) в соответствии с количеством слогов в слове и ударностью сопряженно, отраженно, самостоятельно.

  • Слайд 8

    Цель работы – учить плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из открытых слогов со сменой гласных, из открытых слогов со сменой согласных, в цепочках из закрытых слогов и слогов со стечением согласных.

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    Цель работы – учить детей слитно, плавно произносить слова изолированно, в словосочетаниях и предложениях, соблюдая количество слогов, типы слогов, их последовательность и ударность в слове.

  • Слайд 11

    Цель работы – упражнять детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и действие) и употребление ее в речи.

Посмотреть все слайды

Если нет возможности обратиться к психологу

— В сложной ситуации стоит поддерживать себя физически: сон, нормальная еда, распорядок работы и отдыха. Это первое, о чем нужно заботиться в сложный период, потому что бывает, что люди перестают есть, спать, гулять и так далее. Если тело находится в хрупком физическом состоянии, человеку становится в разы сложнее решить эмоционально сложную ситуацию, — считает Анна Болгова.

По ее словам, важно следить, чтобы эмоциональный накал был контролируемым. Если начинается истерика или злость, нужно постараться успокоиться и попросить помощи

Близкие люди всегда эмоционально поддержат, успокоят и просто обнимут. Они окажут необходимое сочувствие и позаботятся о вас.

Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду

В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового.

Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается.

Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро.

Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат.

Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата.

Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года

Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

Артикуляционная гимнастика

«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.

«Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди.

«Сердитый волк» . Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.

«Ежик фыркает». Вибрация губ.

«Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно.

«Крутится юла» . Кончиком языка облизать губы по кругу.

«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы.

Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года

«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.

«Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.

«Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!

Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года

«Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)».

«Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя»

«Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать  сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».

Причины задержки психоречевого развития

На основании анализа анамнестических данных, заключений психоневролога и генетика, результатов диагностического обследования и представленной характеристики можно сделать выводы о некоторых причинах задержки психоречевого развития данного ребёнка:

а/ Ребёнок родился раньше срока, мозговые структуры, отвечающие за развитие речи и интеллекта в целом ещё не сформировались окончательно;

б/ Низкая масса тела говорит также и о недостаточной физической готовности плода к рождению:

– как общая, так и мелкая моторика нарушены: девочка астеничного телосложения с нарушением осанки (нерезко выраженная сутулость), основные движения недостаточно чёткие и координированные;

Лицо слегка асимметричное, маловыразительное, носогубные складки сглажены, мышцы слабые – недостаточное смыкание губ, саливация отсутствует.

Артикуляционная моторика нарушена, движения артикуляционного аппарата смазанные, нечёткие, отмечается незначительный тремор языка.

Мелкая моторика на низком уровне, движения неловкие, с трудом захватывает и удерживает предметы, особенно мелкие детали мозаики, конструктора; карандаш держит неправильно, захватывает его всей ладонью, не может раскрыть прищепку, застёгивать и расстёгивать одежду.

в/ Отмечается общая незрелость психики: нарушены процессы формирования восприятия, внимания, памяти, мышления.

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Если мне снятся кошмары или я нервничаю из-за ЕГЭ, это повод прийти к психологу?

Нет таких переживаний и чувств, с которыми нельзя прийти к психологу. Даже если вам «просто» снятся страшные сны. Возможно, за этими кошмарами кроется что-то большее: например, страх завалить экзамены и не оправдать надежды родителей.

Расстраиваетесь, что у всех в классе айфоны, а вы один с обычным смартфоном. Переживаете, что не умеете смешно шутить или что сверстники смеются над вашей фамилией. Страдаете оттого, что сильно влюбились и не знаете, как сказать об этом любимому человеку. Чувствуете себя хорошо и хотите просто так поговорить со специалистом. С психологом можно обсудить что угодно. 

Всё, что стало для вас проблемой, — важно. Иначе это не было бы проблемой

В каких случаях может понадобиться помощь в поиске работы?

Кому-то покажется нелогичной идея тратить деньги на оплату услуг профессионалов, когда человек безработный. Ведь ему лучше сократить расходы, а не добавлять их. Однако польза от работы со специалистами оправдывает затраты. Главные преимущества, которые вы получаете:

  • сэкономленное время;
  • более высокие шансы найти подходящую должность.

Например, если вы закажете написание резюме у профессионального копирайтера, вам не придётся тратить часы на изучение материалов о том, как убедительнее рассказать о своих талантах и опыте. В свою очередь, рекрутеры знают рынок труда, как никто другой. В какой отрасли наиболее острая нехватка сотрудников? Какие компании планируют расширяться? Они знают ответы на все вопросы и могут подобрать вам вакансию, которую вы могли бы пропустить, если бы занимались поиском работы самостоятельно.  

Особенно ценной помощь экспертов бывает в следующих ситуациях: 

Вы длительное время не работали. 

Специалисты, которые хорошо понимают, какие изменения произошли на рынке труда за последние годы, могут помочь вам быстрее сориентироваться, пояснят, какие профессии наиболее востребованы и какие навыки ищут работодатели в кандидатах, а также подскажут, как составить резюме так, чтобы оно прошло через современные системы отслеживания соискателей (ATS — программное обеспечение, которое компании используют для того, чтобы автоматизировать процесс найма). 

Вы меняете профессию или отрасль. 

В этом случае карьерный коуч может посоветовать вам, как выгоднее представить ваш предыдущий опыт и как сместить фокус специалистов по подбору персонала на те из ваших навыков, которые будут полезны новой компании. 

Вы переезжаете в другой штат или страну. 

Рекрутеры, которые хорошо знают местный рынок труда и уровень зарплат в вашей профессии, могут не только помочь в подборе подходящей должности, но и дадут необходимую информацию, чтобы вы увереннее чувствовали себя, обсуждая условия и заработную плату с потенциальным работодателем.  

Как развивается речь до года. Норма и задержка

В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. После нескольких повторений и показа предмета он сам отыскивает его после вопроса взрослого («Где часы?», «Где собачка?»).

До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.

Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья

  • Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор
  • Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.
  • Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы
  • Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы»  определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?
  • Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.

Игры на подражание у ребенка до 1 года

«Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого.

«Пирамидка». Снимать кольца с пирамидки, приговаривая «Так! Так!», побуждая ребенка к повторению.

Игры на развитие понимания речи до 1 года

«Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Коля?», снять платок: «Вот Коля!»

«Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!».

«Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку.

Игры на активизацию речи до 1 года

«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке : «Иди!»

«У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Ай-ай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай).

«Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.

Важно начать обследование с консультации педиатра. Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам. Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции

Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции

«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной

Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.

На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.

Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.

Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки

Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н

А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:

  • Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
  • Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
  • На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
  • Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:

  • «Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
  • «Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
  • «Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
  • «Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.

В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.

Что психолог может делать на сеансе, а что — нет?

Психолог не должен критиковать вас. Настоящий специалист не скажет: «Какого чёрта ты тратишь моё время? Иди домой. Приходи, когда будут настоящие проблемы».   

Специалист не имеет права нарушать ваши личные границы — например, трогать или обнимать вас, если вы не дали согласия. На каждый телесный контакт психолог должен спросить разрешения, а вы вправе отказать: «Нет, я не хочу, чтобы меня обнимали».

Терапевт не может давать советы и говорить вам, что делать — он имеет право только поделиться своим мнением.

Иногда бывает, что психолог ведёт себя компетентно, но при этом он вам всё равно не нравится. Например, кажется, что специалисту ваши проблемы не интересны. Сложно понять, это правда так или вам показалось. В таком случае поговорите с психологом напрямую о том, что вас беспокоит. 

Объясните, какие чувства специалист у вас вызывает. Например: «Мне кажется, что вам не интересна моя жизнь. Вы постоянно смотрите вниз и не проявляете эмоций. Меня это задевает, я злюсь». 

Вместе с психологом вы решите, как поступить дальше: попрощаться или попробовать разобраться с проблемой. Нет ничего страшного в том, чтобы сменить терапевта: у вас есть право искать такого человека, которому сможете довериться.

Запуск речи в 2 года

Если я пойду к психологу, это автоматически будет значить, что я больной?

Нет. Раз вы решили обратиться к специалисту, значит, вы взрослый человек и вы берёте на себя ответственность за своё состояние. Осознанность и забота о себе — это круто. 

С чувствами бывает сложно разобраться, когда нет опыта, который помог бы это преодолеть. Влюбиться, сдать экзамены, бросить хобби, завести собаку, рассориться вдребезги с другом — события, которые тяжело пережить даже взрослому. А если с вами такое происходит впервые, то становится совсем сложно. В этих случаях признать, что нужен психолог, — это взвешенное и зрелое решение. Вы молодец.

Благодарим психолога Анфису Белову за профессиональные ответы, которые приведены в этой статье.

Когда нужны занятия с логопедом или дефектологом

План важнейших действий для развития речи ребенка

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.

Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:

  1. Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.
  2. Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.
  3. Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.
  4. Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.
  5. Формирование сенсорных навыков.
  6. Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.
  7. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.
  8. Развитие понимания речи, пассивного словаря.
  9. Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.
  10. Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками.

Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда  вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Игры на развитие тактильной чувствительности

Специальные методики запуска речи у неговорящих детей обязательно включают в себя игры на развитие тактильных ощущений. Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры, а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый.

Важно! Можно использовать для наглядности любые подручные материалы. В два года малышам очень интересно сравнивать предметы друг с другом

Развитие осязания

Самая полезная и эффективная игра на развитие осязания — старые добрые «Жмурки», когда дошкольники ищут друг друга с завязанными глазами. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. Такие занятия развивают осязательную память и учат ребенка описывать собственные ощущения словами.

Осязание — одно из главных чувств ребенка и взрослого

К сведению! Чем больше малыш рисует, лепит, вырезает, тем скорее он обрадует родителей своими первыми словами. Любое рукоделие развивает мелкую моторику и активизирует мозговые зоны, ответственные за правильное формирование речи.

Как правильно развивать сенсорику

Запуск речи у неговорящих детей непосредственно связан с развитием сенсорной системы. Для этого малышам полезно собирать пирамидки, играть с сортерами, надевать большим картонным куклам одежду на липучках и играть с конструкторами. В процессе игр и упражнений взрослый должен постоянно рассказывать малышу о том, что он в данный момент делает. Вскоре ребенок начнет самостоятельно описывать свои действия, взяв пример со взрослого. Этот метод очень эффективен для малышей старше трех лет. Главное — вызывать речь при помощи занятий, интересных малышу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: