Как развивать речь у ребенка

От 3,5 года до 4 лет

Как родителям развивать речь ребенка?

Каждый этап выдвигает к ребенку определенные требования, которым он должен соответствовать. Родители должны учитывать, что для каждого возраста имеются свои нормы. А именно:

До полугода. Ребенок должен произносить нараспев звукосочетания, у него появляется гуление, лепет, первый смех и улыбка

В это время важно играть с малышом, проговаривать ему все действия, проводить как можно больше времени вместе, давать погремушки и другие игрушки;
До года. Ребенок должен уметь произносить слоги с разными интонациями, понимать и произносить «да», «нет», сопровождая жестами, знать базовые слова (мама, папа, дай, пить)

Для этого показывайте ему предметы и называйте их, подробно описывайте. Можете использовать различные обучающие карточки, игрушки разных цветов и размеров. Отлично подходят пирамидки с колечками, складывание предметов в коробку, открытие/закрытие, катание машинок, игра с крупами, различными мелкими предметами;
До 1,5-2 лет. Постепенно малыш учится говорить предложениями из 2-3 слов, в речи появляются прилагательные, он знает цифры и может в последовательности их назвать. В этом возрасте занятия с ребенком должны заключаться в сортировке предметов (по цветам, размеру), сборе пазлов, пирамидок;
До трех лет. Словарный запас малыша постоянно растет, он уже умеет сравнивать предметы, устанавливать смысловые связи между ними, осваивает изменение форм глаголов и существительных. Он продолжает активно познавать окружающий мир. Занятия с ребенком направлены на развитие сенсомоторных навыков: открытие/закрытие предметов, их перекладывание, игры в стучалки, на поиск недостающих пазлов, конструирование из счетных палочек.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

После двух — не поздно

3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить значение слов, размышляет о роде существительных

Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе

Методики развития речи

Этапы речевого развития

Прежде чем услышать первые слова от ребенка, ему требуется пройти несколько стадий предречевого развития.

Самой первой голосовой реакцией является крик. Благодаря ему ребенок сигнализирует о любом дискомфорте, голоде, беспокойстве. У здоровых малышей крик звонкий, продолжительный. Со временем он начинает приобретать различные интонации.

Еще одной важной формой доречевой коммуникации являются эмоции. Ближе к трем месяцам можно наблюдать «комплекс оживления» — эмоциональную реакцию малыша на близких людей в форме улыбки, радостных звуков, движений и устремленного на взрослого взгляда

Примерно в 2–3 месяца дети начинают гулить — издавать протяжные звуки «а-а-а-а», «у-у-у-у», «а-гу» и т. д. Интонация и громкость будут соответствовать эмоциональному настрою младенца. Может даже показаться, что с помощью этих звуков малыш что-то рассказывает взрослым.

Следующим этапом развития речи будет лепет. К 5–6 месяцам дети начинают воспроизводить отдельные слоги, подражая речи взрослых. «Ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» — пока эти звуковые сочетания не несут смысла и не привязаны к людям или предметам, однако это важный шаг к становлению привычной для нас речи.

Параллельно формируется пассивный словарный запас — ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, сопоставлять сочетание звуков, которые он слышит, с предметом или человеком, которого он видит. Только имея хорошее понимание речи, малыш сможет начать разговаривать.

И только ближе к году можно услышать от ребенка первые слова. Они будут простыми в воспроизведении, односложными, но будут иметь только одно значение для ребенка. «Мама» — малыш будет говорить на маму, «бух» — когда что-то падает, «ням-ням» — если хочет кушать, и т. д.

Фразовая речь чаще всего появляется к концу второго года жизни. Фразы короткие, но соответствуют контексту ситуации. «Мама, на» («Мама, держи»), «Папа би-би» («Папа едет на машине»), «Дай ням» («Дай покушать») и прочее.

Постепенно совершенствуется звукопроизношение, слова становятся более сложными по структуре. Появляются род, число, падежи.

К трем годам дети начинают общаться со взрослыми и своими сверстниками короткими предложениями. Грамматические конструкции простые, но понятные для незнакомых людей.

Каждый этап важен для развития речи ребенка, и стоит внимательно относиться к срокам появления новых умений. Задержка одного из звеньев цепочки речевого развития может замедлить становление речи в целом. А кроме того, это может быть симптомом различных состояний. Поэтому лучше вовремя обратиться к врачу, чтобы исключить расстройства развития у своего ребенка.

Игры для развития речи

Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

Сказка про язычок»

Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.

«Лошадка» Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

«Повторяй»Ш» или «Ж»:

  • шарф, шуба, вишня, шкаф, мишка, шапка
  • желудь, жаба, ножницы, жук, лужа

Важно, чтобы ребенок четко произносил эти звуки, скорость при этом не имеет значения. Дальше подберите слова с парными по твердости-мягкости согласными:

  • мел, мед, мишка, меч, мяч
  • молоко, масло, мыло, море

«Объединяй» Игра, способствующая развитию наглядно-образного мышления. Для занятия вам понадобятся карточки с изображением различной посуды, одежды, фруктов или овощей. Выложите на столе несколько карточек, например, с рисунками предметов одежды, попросите ребенка назвать их по отдельности, а затем одним словом. Можно играть и наоборот – попросите малыша назвать, какие он знает овощи, фрукты и т.д.

«Предлоги» Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

«Воздушная вата» Эта игра направлена на развитие речевого дыхания и учит ребенка контролировать его силу. Для занятий вам понадобятся косметические ватные шарики. Разложите их на столике и вместе с крохой подуйте на них. Чей шарик окажется дальше, тот выиграл. Позже, ближе к 5 годам, сильное речевое дыхание поможет ребенку быстро и правильно научиться говорить букву Р.

Программа занятий для развития речи у детей 3-4-х лет обязательно должна включать творческие виды деятельности — лепку, рисование и рукоделие, так как они способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания. Очень полезны и подвижные игры – дети легче запоминают названия предметов и учатся считать.

Больше разговаривайте со своим детёнышем, придумывайте разные истории, сказки — это позволит не только развить речь, но и сформировать богатую фантазию и логику. Все это поможет развитию ребенка и подготовит к школе.

Читайте далее:

Особенности физического развития ребенка в 6 лет

Как научить ребенка говорить: нормы речи в 2 года и упражнения для развития

Что такое артикуляционная моторика

Visited 13 times, 1 visit(s) today

Задачи речевого развития в 3 года

Каждому взрослому очевидна цель касательно развития речи 3-летних детей. Ребенок должен заговорить, употребляя все больше слов и высказываясь с каждым днем все лучше. Но что следует делать для того, чтобы речевое развитие детей 3-4 лет эффективно продвигалось?

Желанную цель речевого развития младшего дошкольника можно разбить на несколько ключевых задач:

  • Наполнять словарный запас новыми понятиями;
  • Формировать обобщающее значение известных ребенку и новых слов (чтобы книгой малыш считал не только красочное детское пособие, а любую книгу; чтобы глагол «складывать» был понятен не только по отношению к игрушкам, а и в других подходящих ситуациях и т.п.)
  • Побуждать малыша говорить, что является естественной тренировкой произношения и умения высказываться.

Если систематически уделять внимание каждой из этих задач в самых обычных условиях при повседневном общении, то ребенок быстро накапливает активный словарик, а его высказывания становятся более независимыми и самостоятельными. Это способствует не только продвижению в речевом развитии, но также и обеспечивает шаги в формировании мышления. Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов

Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов.

Упражняемся, играя

Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры. При этом специально покупать дорогие пособия или игрушки не обязательно.

Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3–4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы не только по очевидным признакам (посуда, одежда), но и менее понятным с первого взгляда (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кубик, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней, к примеру, окажется божья коровка, потому что она живая. Подумать ребенка заставит и упражнение, в котором нужно определить, какому предмету какой контур на бумаге соответствует (прикладывать нельзя). Полезно расставлять несколько предметов по размеру – от большего к меньшему и наоборот

Вариант: расставить кастрюли-сковородки и отдельно сложить крышки от них – пусть малыш подберет каждому свою «шляпу».

Память и внимание тренирует, например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами все, что находится на столе, а потом открыть глаза и определить, какой предмет исчез. Или определить, что изменилось на картинке (дорисовала мама), пока малыш не видел

Можно дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один – пусть найдет новый. Можно предложить ребенку картинки с ошибками (зеленый гусь, корова с крыльями, заяц ест мышь и т. д.) – пусть укажет, в чем подвох.

Упражнения для развития навыка правильного употребления форм слов могут быть следующими. Перемещение предмета (на стол, под, перед, за, над), когда малышу нужно проговаривать: мяч лежит на столе, мяч лежит под столом и т. д. Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, мало, много (у тебя много конфет, а у меня мало; на столе много яблок, а у меня одно). Полезной будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать (карандашом я рисую, в шапке пойду гулять). Еще вариант: взрослый описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь (у нее пушистый рыжий хвост, маленькие лапки, она любит орешки, ее домик – дупло в дереве).

Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки прекрасно отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок («Три медведя», «Теремок»). Взрослый читает ребенку сказку выразительно, меняя интонацию и силу голоса, потом просит ребенка озвучить одного из персонажей, затем – другого (Михайла Потапыча, Настасью Петровну, Мишутку, Машеньку). Пусть малыш по тону голоса угадает, фразу какого героя прочел взрослый. Затем можно поменяться ролями с ребенком. Силу голоса можно тренировать, объяснив крохе, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо. Увидев колокольчик, он должен говорить что-то громко, увидев лист – тихо.

Разные формы речи. Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. Отвечая на вопросы, кроха постепенно научится строить и более развернутые предложения-ответы, и собственные вопросы. Монолог – это, прежде всего, рассказ ребенка о чем-то, что с ним произошло или особенно заинтересовало. Чем чаще его расспрашивать об этом, тем быстрее он научится строить связный и полный рассказ. Описание легче всего освоить, рассказывая, что изображено на рисунке, картине, что видно из окна, что происходит в песочнице во время прогулки.

Что влияет на развитие речи

Всегда интересно анализировать: один малыш уже в 2 года запросто поддерживает диалог, а другой — имеет всего 10 слов в лексиконе. Что же все-таки влияет на формирование речи у детей?

Состояние здоровья и физическое развитие

Логично, что ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, может отставать в речевом развитии. Дети с различными нарушениями двигательной сферы, особенно затрагивающими артикуляционный аппарат (например, детский церебральный паралич), позже начнут говорить и будут испытывать трудности с произношением слов. Нарушение слуха будет мешать восприятию обращенной речи, а следовательно, в дальнейшем затруднять звуковоспроизведение.

Дети, которые часто болеют, могут иметь проблемы с речевым развитием, поскольку им не так часто приходится использовать речь для коммуникации с другими людьми (с родными людьми дети зачастую торопятся произносить новые слова, потому что их хорошо понимают и без этого). Сложности с овладением речью и языком могут наблюдаться у малышей с патологией сердечно-сосудистой системы, а также железодефицитом.

Любое нарушение развития (например, расстройство аутистического спектра), интеллектуальная недостаточность и прочие задержки в психическом развитии в большинстве случае сопровождаются теми или иными сложностями с развитием речи.

Окружение и среда, в которой живет ребенок

Общение со взрослыми и вовлеченное внимание являются основой гармоничного созревания любого малыша. Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш

Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению

Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш. Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению.

У детей, которые растут в семьях с более высоким социальным статусом, быстрее развиваются как экспрессивный, так и рецептивный компоненты речи.

Также влияние на речь оказывают взаимоотношения между членами семьи: когда ребенок растет в благоприятном психологическом климате, где родители хорошо ладят между собой и внимательны друг к другу (в том числе к ребенку), малыш не испытывает стресса, который может мешать созревать его нервной системе.

Пол

Существуют данные, что в общей популяции мальчики действительно начинают говорить позже девочек. На первом году жизни речевое развитие одинаковое у представителей обоих полов, а вот на втором году жизни становится заметна разница между мальчиками и девочками. Однако по прошествии времени навыки становятся схожими.

Наследственность

По мнению ученых, генетическая предрасположенность к освоению речи и языка все же есть. И да, если кто-то из родителей заговорил позже, чем другие дети, у ребенка есть все шансы также несколько отстать в речевом развитии. Однако, если родители отмечают отставание в темпах освоения речи, лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы подтвердить лишь временные нарушения, которые пройдут с возрастом.

Билингвизм

По сей день ученые ведут споры относительно того, влияет ли билингвальная среда на темпы речевого развития или нет. Ряд ученых утверждают: когда в семье родители говорят на двух языках, это может замедлить освоение лексикона и грамматических структур, поскольку малыш будет просто путаться в словах и выражениях.

Другие исследователи приводят данные, что, если ребенок слышит с самого рождения речь на разных языках, потенциал развивающегося мозга запросто справится с этой задачей, и малыш будет развивать свою речь без каких-либо проблем, причем на двух языках сразу. В итоге исследователи все чаще приходят к мнению, что двуязычие может стать проблемой в том случае, если изначально есть предрасположенность к темповым задержкам развития речи.

Развитие во втором полугодии

Большая часть простых наименований, с которыми младенец ежедневно сталкивается, осваивается им до возраста 6 месяцев. После — начинается активная наработка пассивного словарного запаса, ребенок запоминает названия предметов, их цвета, формы и т.д. Малыш еще не может ничего сказать вслух, но вполне может показать, где лежит мяч.

Периоды развития речи

Нормы развития речи во втором полугодии имеют довольно размытые рамки. Сейчас у детей идет активная разработка речевого аппарата, малыши безустанно тренируются, произнося разные звукосочетания, чтобы до года иметь в своем запасе около 10-15 слов.

  1. С 8 месяцев ребенок активно подражает услышанным звукам и начинает произносить свои первые слова. Именно сейчас вы можете услышать от крохи долгожданное «мама».
  2. С 9 месяцев «несуществующий» язык, который изобрел ваш малыш, большими темпами пополняется новыми словами. Он старательно лепечет, подражая вашим разговорным интонациям и может даже «прочитать наизусть» знакомое стихотворение, сохраняя его ритм и темп.
  3. В 10 месяцев малыш с помощью узнаваемых «нет» и «да» способен высказать свое мнение на ваше предложение, сопровождая ответ жестами и яркой мимикой. Ребенок внимательно следит за вашей артикуляцией и вслушивается в звуки, старательно повторяя их.
  4. К 12 месяцам дети, как правило, имеют в своем активном словарном запасе от 5 до 10 слов. Некоторые слова еще упрощены, но вполне узнаваемы. Они могут состоять только из ударного слога («ба» — «собака»), строиться с опущенным «сложным» звуком («ко-ка» — «кошка») или иметь в основе звукоподражание («аф-аф» — «собака», «пи-пи» — «птичка»). Эта пока еще несовершенная речь все же является осознанной и это огромный прорыв для детей.

Занятия

Чтобы ваш кроха не отставал от нормы, важно создать определенные предпосылки для развития его речи. До года ребенок должен научиться повторять за вами слоги и слова и связывать наименования и конкретные объекты

Очень эффективно для развития речи чтение стихов с движениями

Такие занятия приводят в восторг малышей, и они готовы бесконечно просить вас повторить «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого» и «Мальчика-пальчика».
Важно научить малыша до года выстраивать логические связи «слово-предмет-действие». Для этого вы должны постоянно четко озвучивать все, что совершаете: «я даю тебе мяч», «папа принес ложку», «соска упала»

Во время игр просите ребенка подать вам знакомые для него предметы.
Поскольку речевые навыки тесно связаны с социализацией и последующим общением крохи со взрослыми или детишками, прививайте ему привычку здороваться и прощаться, махая ручкой. Малышам такие занятия очень нравятся, хотя при незнакомцах они поначалу смущаются. Постепенно к маханию рукой прибавятся и слова «привет» и «пока».
Для развития речи очень важно много читать ребенку, особенный упор делайте сначала на простые ритмичные стихи с интересным ритмом. Малышам нравятся произведения С.Я.Маршака и К.И.Чуковского, их мелодика проста для запоминания, и даже не умеющий разговаривать кроха будет точно ее воспроизводить, подражая вашему чтению.
Продолжайте артикуляционные игры, с 10 месяцев ребенок вполне готов осваивать сложные звукосочетания, копируя вас. Во время такого общения выявляйте звуки и слоги, которые крохе даются с трудом и активно тренируйтесь, пока не добьетесь приемлемого произношения.
Из освоенных младенцем слогов постепенно составляйте реальные слова, подкрепляя их образом. Так, когда у малыша получится слово «мама», повторите его и укажите на себя. Попросите близких произнести «мама» и показать на вас, чтобы грудничок связал это слово с вами и понял, что именно вы так называетесь.
При общении с дитя важно помнить, что на темпах его развития может негативно сказаться как ваша словесная скупость, так и многословность. Максимально убирайте из речи лишнюю «воду», сообщая ему только самое важное. При изучении форм, размеров или цветов не нужно «перемешивать» свойства: разбирая детали пирамидки называйте либо их цвет, либо размер, чтобы ребенок не запутался в понятиях.
К концу первого года можно требовать от дитя произносить определенные слова. Если малыш тянет руки, желая, чтобы вы что-то подали, просите его сказать слово «дай». Впоследствии вы таким же образом будете игнорировать его безмолвные жесты, провоцируя произнести название предмета, который ребенок желает получить.

Ежеминутные речевые занятия во младенчестве очень важны для развития детей. На протяжении первого года вы должны помочь своему крохе освоить большую часть звуков и звукосочетаний родного языка, а также подкреплять слова реальными образами, чтобы малыш мог их связать.

Комплекс упражнений для развития речи

Чтобы «разговорить» ребенка, занимайтесь с ним каждый день. Занятия проводите в форме игры, хвалите за каждый успех. Руководствуйтесь такой особенностью развития речи детей 3 – 4 года как интерес к вербальному общению и языку, а также любовью к играм. Каждое упражнение направлено на расширение словарного запаса.№1. Расширяем словарный запас. Вы называете разных животных, чадо имитирует, кто как «говорит»: корова мычит, собака лает, кошка мяукает.№2. Учимся вести диалог. Вы спрашиваете, какое животное мычит, мяукает, лает. Малыш отвечает. Веселее заниматься с мячиком.№3. Учимся ориентироваться в пространстве. Вы показываете предметы и спрашиваете, куда можно положить его. Лучше говорить фразами: мама принесла хлеб и положила его (в хлебницу), папа насыпал сахар (в сахарницу), Маша вымыла ручки и положила мыло (в мыльницу).№4

Тренируем внимание, упражнение для развития речи. Вы бросаете мячик и называете любое существительное

Его задача определить, съедобное оно или нет. В первом случае нужно поймать мячик, во втором — нет.№5. Учим признаки. Вы показываете чаду две вещи (например, игрушки). Сначала разные, потом похожие друг на друга. Его задача — перечислить отличия (по цвету, форме, размеру, материалу). Старайтесь, чтобы дитя говорило фразами.№6. Формируем логическое мышление. Предложите любой предмет, который малыш хорошо знает. Попросите полно описать его и назвать, к какой группе относится. Потом усложните задачу — предложите незнакомую вещь.№7. Учим признаки предметов. Вы называете что-то, например яблоко, а дитя перечисляет его характеристики: яблоко красное, круглое, сладкое, спелое, фрукт.В ходе игр возникают трудности? Помогите ему: задайте наводящие вопросы, подскажите, приведите примеры. Не сердитесь и не ругайте.

Рекомендации по развитию речи

Подходите к коррекционной работе комплексно. Вот 5 советов:

  1. Ведите активный образ жизни. Бегайте, играйте в подвижные игры (гоняйте мяч в парке, катайтесь на велосипеде);
  2. Занимайтесь мелкой моторикой. Перебирайте фасоль, рисуйте, лепите, собирайте мозаику, играйте с кубиками и конструкторами, раскрашивайте — чем лучше владение ручками, пальчиками, тем быстрее и лучше развитие речи;
  3. Создайте языковую среду. Разговаривайте с чадом, между собой в его присутствии, объясняйте ему все, пойте хорошие песни, читайте стихи. Чем разнообразнее будут темы, тем лучше.
  4. Читайте. Выбирайте книги с картинками — сказки, рассказы. В процессе чтения спрашивайте дочку или сына, все ли ему понятно, объясняйте. Обсудите прочитанное, попросите пересказать историю, ответить на вопросы — вовлекайте его в диалог.
  5. Откажитесь от гаджетов, мультиков, фильмов. «Механические» голоса искажают восприятие и тормозят развитие речи.

Занятия не дают результата? Обратитесь к неврологу или логопеду.

Развитие речи детей 3-4 лет

Во время речевого развития родители не должны оставаться в стороне. Нужно помогать произносить слова правильно. Не надо «сюсюкать», пусть малыш знает, как правильно произносятся слова.

Игровая форма изучения

Развитие речи младшая группа (весна)

Развитие речи младшая группа весна формирует начальные познания о приходе весеннего времени года. В ходе игры он сможет делать следующее:

  • Отгадывать загадки.
  • Увеличить знания.
  • Пополнить словарный запас.
  • Отвечать на вопросы, не перебивая других.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Показывать движения, связанные с текстом.
  • Развить память.

Нормы речевого развития от трех до четырех лет к марту

Во время развития речи в младшей группе на март ставят следующие цели:

  • Изучение новых звуков через стихи.
  • Повторение звука , , .
  • Воспроизведение части знакомой сказки.
  • Учить звукоподражательные слова.

Малыш до четырёх лет пытается придумать невообразимые слова. Речь в этом возрасте не подготовленная, запас слов постоянно растет.

Важно! Возраст 3–4 года — период настоящих «почемучек». Главное отвечать на вопросы кратко и в понятной форме!

Развитие грамматического строя в 3 года

В три года начинает формироваться грамматический строй речи. Он должен понимать взаимосвязь между словами. Познание невозможно представить без игр, книг, общения с родными и сверстниками.

Как определить задержку речевого развития

У малыша до четырех лет формируется связной разговор. Бить тревогу нужно в следующих случаях:

  • Говор непонятен окружающим.
  • Ребенок не может назвать предметы вокруг.
  • Слова проглатываются, произносятся не полностью.
  • Сверстники не могут понять малыша.

Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса

Prostock-studio/Shutterstock.com

Слух трёхлетних детей требует особенно внимательного отношения. В этом возрасте дети часто простужаются, что может привести к отиту и, как следствие, к нарушению слуха.

Чтобы не навредить слуху ребёнка — обязательно учите его дышать носом, а не ртом, вовремя лечите насморк и старайтесь избегать резких перепадов температуры.

Зрение у трехлётних детей ещё недостаточно острое по сравнению с ребятами старшего дошкольного возраста. Полностью зрение формируется только к 6-7 годам. Не стоит пытаться научить ребёнка читать как можно раньше — детское зрение готово к чтению только в возрасте пяти лет. Показывать трёхлетке книжки, конечно, можно, но в книгах обязательно должен использоваться крупный шрифт. Чтобы сохранить хрупкое детское зрение, сократите контакт ребёнка с телефоном, компьютером, телевизором.

В 3 года осязание у детей развито хорошо: они различают холодную и горячую воду, тёплый и холодный ветер, шершавую и гладкую поверхность. Вкусовые рецепторы у трёхлетнего ребёнка развиты так же, как у взрослого. Он различает сладкий, горький, кислый и солёный вкус, отдавая предпочтение сладкому.

Что влияет на развитие речи у детей

Речевое развитие — это длительный процесс, на темпы и специфику которого оказывают влияние различные факторы. Среди них выделяют: 

  • состояние здоровья и темпы развития. При наличии у ребенка ряда патологий формирование речевых способностей может нарушаться. Например, снижение слуха препятствует пониманию и подражанию речи окружающих. Также на фоне общей задержки развития часто страдает и речевая функция;
  • индивидуальные особенности, наследственность и даже пол ребенка. Иногда девочки начинают ходить и говорить раньше мальчиков. Если наблюдалась задержка формирования речи у родителей, возрастает вероятность, что малыш тоже заговорит позже;
  • окружающая среда и условия жизни. Если родители уделяют мало времени непосредственному общению с малышом, то может возникнуть дефицит эмоциональной близости ребенка со взрослыми. Это также может являться одной из причин более позднего формирования речевых навыков;
  • отсутствие стимуляции речевого развития со стороны взрослых. Учиться говорить сложно, поэтому ребенку нужна помощь, мотивация и поддержка со стороны родителей. Если малыш не стремится этого делать, а взрослые при этом охотно понимают его без слов и не побуждают разговаривать, то формирование речевой функции может замедлиться.

Нормы развития речи

Методики развития речи

Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, вы можете развивать речь своего малыша на прогулке, дома, в поездках и т.д.

Рекомендации для развития связной речи ребенка:

  • Расширяйте круг общения малыша – как можно больше общайтесь с людьми разного возраста.
  • Обогащайте его словарный запас – каждое новое слово закрепляйте путем повторения в течение нескольких дней.
  • Следите за тем, как ребенок произносит шипящие (Щ, Ч, Ш) и свистящие звуки (З, С, Ц), твердые и мягкие. Если он это делает неправильно, исправляйте.
  • Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
  • Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
  • Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
  • Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.
  • Учите отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.
  • Как можно чаще читайте сказки, стихи и скороговорки.
  • Играйте в различные словесные игры, например, «Съедобное – несъедобное», «Что где лежит».

Что влияет на развитие речи у малыша?

Каждый человек индивидуален. Вот и дети: рождаются с определенным набором особенностей, от которых зависит обучаемость, характер, личностные качества. Логопеды считают, что на развитие речи ребенка влияют следующие факторы:

Анатомическое строение речевого аппарата. Если у малыша имеются какие-либо врожденные аномалии или отклонения, скорость речевого развития замедляется. Может потребоваться хирургическое вмешательство или корректирующие занятия;
Физиологические аспекты. На скорость развития речевых навыков влияет мелкая моторика. Чем чаще вы будете заниматься с ребенком лепкой, перебиранием, рисованием, тем быстрее он заговорит;
Взаимодействие с родными. Речь ребенка – это все то, что он перенимает от взрослых. Чем чаще с ним будут общаться, тем быстрее пойдет процесс

Важно не сюсюкаться и не искажать слова;
Эмоциональная обстановка. Для каждого ребенка важно ощущать эмоциональную связь с родителями

Поэтому на каждое действие малыша давайте ответную реакцию: если он улыбнулся, улыбнитесь в ответ, потянул ручки – сделайте то же самое.

На скорость речевого развития влияет множество факторов. У некоторых детей возникают различные нарушения, которые препятствуют началу говорения. Обычно заметить их удается как раз к 3 годам. В таком случае нужно обязательно обращаться к специалистам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: