Консультация «актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста»

Основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Краснова, Вероника Анатольевна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ: обоснование проблемы исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования; научная новизна, практическая и теоритическая значимь ледования; положения вынмые на защиту

ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ПСИХО ЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ.

1.1 Филие и холого- педагогичие овы творчого проца. Словое творчво детей

1.2 Сказки как одна из ов речевого творчогомовыражения детейаршего дошкольного возра. бенниазок, их клификацияпозиций научных ледований

1.3 бенни вриятияазок детьми 6-7 лет. Возможни ользованияазок в формировании у детейбни (умения) их придумывать в трудах отечвенных и зарубежных ученых

1.4 Анализ состояния проблемы развития детского словесного творчества в дошкольных образовательных учреждениях

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СПОСОБНОСТИ К ПРИДУМЫВАНИЮ (СОЧИНЕНИЮ) СКАЗОК И ИХ РАССКАЗЫВАНИЮ.

2.1 Определение уровнябни к придумываниюазок без предв аритель но го обучения. Разработка показателей и критериев оценкиазок, придуманных дошкольниками

2.2 Разработка программы чиняемазки» и методики работыдетьми по формированию у нихбни к придумываниюазок и их рказыванию .:

2.3 Формированиебни кчинениюазок через поэтапное развитие трех блоков- компонентовбни. Диагничое оедование уровнейормированни трех блоков- компонентов (диагника№2)

2.4 Определение уровней сформнрованности способности к сочинению и рассказыванию сказок у детей. Результаты обследования в экспериментальной и контрольной группах

ВЫВОДЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общаться друг с другом, познавать мир.

Однако на её появление и становление природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) ребёнка.

Да, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Уровень речевого развития у современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Типичные проблемы развития речи современного  дошкольника:

* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь («ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

* Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

* Плохая  дикция.

Почему же в век компьютерных технологий, когда  есть все для   развития речи: компьютеры, телефоны, телевизоры, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Что является причиной того, почему дети так плохо говорят? Причин много.

Главные из них:

Ухудшение состояния здоровья детейДисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи:Гиперопека со стороны родителейЗамена живого эмоционального общенияЧрезмерное увлечение опережающим развитиемРаннее овладение чтением.Репрессивная педагогика.

Конечно, тесное  взаимодействие детского сада и семьи сможет решить проблему развития речи детей.

Но, что могут и должны сделать родители:

В первую очередь – это эмоциональное общение с ребёнком с момента его рождения! 

Во – вторых, – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.. Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).

Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

Заучивайте  с детьми стихи (это тренирует выразительность речи и память).

Тренируйте детей  в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

Учите детей  отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

Развивайте мелкую моторику руки, это тоже ведёт к развитию речи.

Организовывайте совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Публикация «Консультация „Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Самые первые годы ребенка являются наиболее восприимчивые для развития речи. Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению явлений окружающего мира.

Воспитывая ребенка дома до трех самых для его развития лет, не все родители достаточно внимательны к его речи. Некоторые хотят развивать детскую речь. но не готовы к этой деятельности, другие и не подозревают о существовании речевого творчества. А при его проявлениях не знают, как на это реагировать. Эта проблема является одной из основных в развитии творческой личности дошкольника.

Речевое творчество дошкольника -это речевая деятельность, связанная с восприятием литературного образа, с внутренней и внешней интерпретацией его свойств, с созданием нового словесного образа.

В структуре речевого творчества выделяют когнитивный (познавательный, рефлексивный (аналитический, и продуктивный (преобразующий, компоненты связанные с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. В процессе исследования проблемы развития речевого творчества дошкольника мы наблюдали смену ролей при сочинении сказок

Сначала он слушатель, воспринимает литературный образ, насыщается впечатлениями, увлекается, мотивируется на творчество, затем выбирает другую роль — рассказчика, пересказывает литературные произведение, пытается донести до других смысл услышанного им самим, максимально придерживается оригинала текста. Освоив эту роль, он переходит на другой уровень-творца, сочиняет свою собственную сказку

В процессе исследования проблемы развития речевого творчества дошкольника мы наблюдали смену ролей при сочинении сказок. Сначала он слушатель, воспринимает литературный образ, насыщается впечатлениями, увлекается, мотивируется на творчество, затем выбирает другую роль — рассказчика, пересказывает литературные произведение, пытается донести до других смысл услышанного им самим, максимально придерживается оригинала текста. Освоив эту роль, он переходит на другой уровень-творца, сочиняет свою собственную сказку.

Виды речевого творчества.

Словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество

Словотворчество-придумывание ребенком новых слов

Творческое рассказывание-это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого литературного сюжета, образов, ситуаций, соответствующих основному содержанию.

Сочинение сказок — вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной сказки.

Поэтическое творчество выражается в стихотворной рифме. Источником развития поэтического творчества является детский фольклор.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Краснова, Вероника Анатольевна, Москва

1.Аникин В.А. «Русская народная сказка»: Пособие для учителей. /М.: Просвещение, 1977.

2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи. //Дошкольное воспитание, 1993, № 9.

3. Белинский В.Г. О детских книгах. //Собрание сочинений: В 6 томах- М.: Художественная литература, 1978.- Том 3.

4. Бизик О. О структуре сказок. //Дошкольное воспитание, 1984, № 11.

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов, 1983.

6. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка».- Известия АПН РСФСР.-М, 1977.-Том 36.

7. Бородич A.M. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1974.

8. Бунге М. Интуиция и наука. М, 1967.

9. Бэкон Ф.О. О достоинстве и приумножении наук. //Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т.-М„ 1977.-Т.1.

10. Василенко В.А. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10-20 вв.-М, 1974.

11. ВедерниковаН.М. Русская народная сказка.-М.: Наука, 1975, 135с.

12. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка? //Дошкольное воспитание, 1992, №2.

13. Волкова A.A. О детском изобразительном творчестве. //Дошкольное воспитание, 1938, №11.

14. Вороп/кна Л.В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию. Автореферат-М., 1978.

15. Воспитание сказкой (методические рекомендации по работе с литерат. Сказкой в школе и библиотеке) /Составитель Э.И. Иванова.-М.: Просвещение, 1987.

Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Речевые

нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями иречевыми образцами .

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей

? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.

Попробуем разобраться

Развитие

ребенка начинается в семье. И родители сами«закрепощаютречевое развитие своего ребенка и сами не замечают этого. Что это значит?

Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.

Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата

Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму

, а в дальнейшем к задержке речи.

Соска, памперс и планшет! Ребенок начиная познавать мир задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.

Другая ситуация. Ребенок все пробует на вкус

. Скажем просто — все тянет в рот. Выход – соска.

В раннем дошкольном

возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем всовременном мире и детям необходимысовременные игрушки , ну и конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно. Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. А ребенок предоставлен сам себе.

Но вот ребенок поступил в детский сад. Роль на речевое развитие отводится педагогам

. Как и в норме, так и в патологииречевое развитие представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадияхразвития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично

Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми. Поэтомуразвитию речи в детских садах уделяется особое внимание

Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: