Апраксия

Апраксия

Градация по А. Р. Лурия

Четыре вида апраксии по Лурия:

  • Регуляторная. Поражены префронтальные зоны мозга. У больного наблюдается нарушение речевой регуляции, сбит контроль за протеканием движений. Не может справиться с двигательными заданиями, повторяет действия, ему сложно усвоить новую программу. Какие-то навыки теряются, какие-то шаблоны остаются. Результат деятельности не совпадает с замыслом.
  • Пространственная. Поражены теменно-затылочные отделы (характерно для левой части). Пространственно-зрительные контакты движений нарушены, переключение с операции на операцию затруднено. Пространственные движения (умыться, приготовить пищу, одеться) выполнить нелегко, что затрудняет бытовую жизнь. Больному сложно соотнести свое тело с окружающим миром.
  • Кинетическая. Поражается нижний отдел премоторной области. Плавное переключение с движения на движение нарушено. Больной буквально «застревает», только начав движение. Также нарушается навыки письма.
  • Кинестетическая. Поражается нижняя теменная зона, более всего — левое полушарие. Нарушение афферентации, невозможно придать телу нужное положение. Пациент не чувствует пальцев, руки, отсюда нарушаются навыки письма, предметные действия.

Лечение апраксий

Медикаментозная терапия апраксий включает назначение:

  • препаратов, улучшающих церебральную гемодинамику (могут применяться сосудорасширяющие препараты, тромболитики, препараты улучшающие микроциркуляцию);
  • нейропротекторов;
  • ноотропных лекарственных средств;
  • этиотропных препаратов, направленных на устранение основного заболевания.

После устранения или коррекции основного заболевания назначают восстановительную терапию (нейропротекторы и ноотропы, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия). При необходимости проводится нейрохирургическое вмешательство.

Атаксия это в логопедии определение

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов.

Статья:

Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.

Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

Атаксия – что это такое?

Атаксия – это нарушение моторики, расстройство координации движений. Для заболевания характерно незначительное снижение силы в конечностях, проблемы с равновесием при ходьбе или в положении стоя. Движения больного атаксическим синдромом становятся неловкими, неточными, расстраивается их последовательность и преемственность.

Особенности развития атаксии

Любое движение осуществляется в результате серии последовательных сокращений разных групп мышц (антагонистов и синергистов). Чтобы чередование было нормальным, необходима работа трех элементов координации движений:

В зависимости от того, какой из названных элементов координации затрагивают нарушения, развивается свой вид атаксии. Согласно классификации, существуют:

В отдельную группу принято выделять наследственные атаксии:

Диагностика апраксии

При апраксии повреждаются вторичные поля кинестетического анализатора. Именно это приводит к тому, что человек хочет, но не может совершить какое-то действие. Этот показатель является основным диагностическим критерием. Кроме этого проводятся следующие исследования:

Исследование

Описание

Прикроватное исследование

При подозрении на апраксию человека укладывают и просят повторить простые движения, например, помахать рукой в знак приветствия или прощания

Врач оценивает точность движения и силу мышечного напряжения.

Нейропсихологическое тестирование

Специалисты проводят специальные тесты, которые помогают оценить память, внимание, крупную и мелкую моторику, абстрактное мышление, способность планировать, речь и другие навыки и функции.

Нейровизуализация

Пациенту назначают МРТ, КТ, ангиографию и другие обследования, которые помогают установить причину нарушений работы мозга.

Опрос близких

Родственников и супругов человека опрашивают, чтобы выяснить, как человек ведет себя в быту, может ли сам себя обслуживать, получается ли безопасно использовать привычные предметы.. Диагностикой и определением стадии болезни занимаются невропатологи, логопеды и нейропсихологи

Обследование и дальнейшее лечение требует системного подхода, так как болезнь затрагивает разные навыки и умения.

Диагностикой и определением стадии болезни занимаются невропатологи, логопеды и нейропсихологи. Обследование и дальнейшее лечение требует системного подхода, так как болезнь затрагивает разные навыки и умения.

Лечение апраксии у детей с аутизмом

Для детей с аутизмом и CAS коррекционная программа составляется с учетом общей психоэмоциональной и физиологической картины, иначе терапия не будет результативной. Поэтому коррекция речи при аутизме и апраксии – задача не только логопеда, но и других специалистов (АВА-терапевты, эрготерапевты). Кроме того, чрезвычайно важную роль в лечении выполняют и родители аутичного малыша. Перечислим некоторые методики, широко используемые в настоящее время.

Визуальная поддержка

Терапия при помощи иллюстраций-подсказок или планшета с программой, генерирующей голос, является вспомогательным коммуникативным методом, поощряющим становление навыков устной речи. Аутичные дети с выраженными вербальными проблемами начинают лучше воспринимать и активнее употреблять слова при помощи визуальной связи картинок и звука.

Формирование словаря

В рамках данной методики родители вместе с терапевтом формируют основной словарь из одного-двух десятков отдельных слов, наиболее необходимых в быту («есть», «одеваться» и т. д.) и/или особо значимых для малыша (например, «машина», если он любит машинки). Эти слова должны быть просты для имитации их ребенком.

Затем на базе сформированного словаря проводятся тренировки произнесения различных слов – на занятиях со специалистом и дома с родителями, в рамках подходящих ситуаций. Когда малыш обучается правильно произносить очередное слово из словаря, его заменяют следующим новым словом, постепенно расширяя словарный запас ребенка.

Подсказки с помощью жестов

Жестовые подсказки относятся к категории вербально-визуальных и заключаются в наглядной демонстрации малышу работы речевого аппарата при произнесении различных звуков. Например, терапист подносит к губам указательный палец, а затем отодвигает его, произнося при этом звук «п»

Так внимание ребенка привлекается к губам говорящего в момент формирования отдельных звуков

Произнося целое слово, необходимо использовать несколько разных подсказок, чтобы малыш смог понять различия между отдельными звуками. Эта методика очень эффективна в отношении аутичных детей, поскольку большинство из них имеют выраженную склонность к обучению при помощи зрительных образов.

Лечение в домашних условиях

Терапия апраксии дома обычно включает в себя перечисленные выше подходы – по отдельности или в сочетаниях. Также можно воспользоваться и такими простыми, но при этом действенными способами:

  • взять предмет, заинтересовавший малыша, и внятно назвать его, держа у самого рта, чтобы ребенок одновременно наблюдал и движения ваших губ и сам предмет. Например: «Машинка. Ты хочешь машинку? Машинка» – а затем отдать игрушку ребенку;
  • предложить малышу выбор из двух разных предметов (например, банан и мандарин), держа их около своих губ и четко спрашивая: «Ты хочешь банан или мандарин?». Когда ребенок назовет желаемое (допустим, банан) или укажет на него, повторить – «Ты хочешь банан» и отдать его ребенку;
  • максимально часто повторять слова из сформированного словаря во время игр или домашних занятий, сочетая конкретные ежедневные действия с конкретными же словами. При этом следует использовать короткие и понятные фразы. Перед тем, как сделать что-нибудь или дать малышу интересующий его предмет, назовите это действие/предмет, а затем сделайте паузу, чтобы ребенок повторил за вами нужное слово.

Очень полезно разнообразить «звуковыми эффектами» любые игры и даже чтение книг, имитируя различные звуки и поощряя к этому ребенка. Также хороший результат дает разучивание песенок, сопровождающихся определенными движениями – «ножками топ-топ», «в ладошки хлоп» и т. д.

Для родителей, желающих оказать своему малышу максимально действенную помощь в борьбе с аутизмом, связанной с ним апраксией и другими нежелательными состояниями, работают дистанционные курсы ава терапии. Программа курсов посвящена различным современным методикам поведенческого анализа, использование которых позволяет успешно справляться с проявлениями аутизма, затрудняющими развитие и социализацию ребенка.

Как лечится кинестетическая апраксия

Вылечить апраксию, как правило, не получится. Лечение заключается в том, чтобы остановить прогрессирование заболевания и по возможности восстановить некоторые навыки. Медикаментозная поддержка назначается только для коррекции заболевания, которое привело к апраксии.

Сама болезнь лечится следующим образом:

  1. Трудовая терапия заключается в том, чтобы вернуть утраченные навыки через последовательные тренировки в благоприятной среде и без давления на человека.
  2. Физиотерапия направлена на улучшение мышечной силы. Включает лечение на аппаратах и лечебную физкультуру.
  3. Логопедическая помощь предполагает восстановление навыков артикуляции и говорения.
  4. Психологическая поддержка помогает человеку справиться с новыми реалиями и учит его жить в них.

Помимо изучения самого пациента, проводится работа и с его близкими. Им рассказывают, как правильно помогать человеку, оказывают им психологическую и другую поддержку, помогают организовать распорядок дня.

Агишев Дамир Адгемович

врач – невролог • Стаж 35 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы или ваши близкие столкнулись с одной из форм апраксии. Наши врачи помогут вам разобраться с тем, что это такое, и расскажут, как правильно организовать быт, если кто-то в семье страдает от этого заболевания.

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Апраксия речи считается моторным нарушением речи

На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима. Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А

Р. Лурия):

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Апраксия

Апраксия (бездействие, бездеятельность) – заболевание, при котором пациент не может выполнить какие-либо движения или жесты, хотя имеет физические способности и желание для их выполнения. При этом заболевании поражаются большие полушария мозга, а также проводящие пути мозолистого тела. Апраксия может развиваться после перенесенного инсульта, опухоли головного мозга, травмы мозга, инфекции, дегенеративных заболеваний мозга (болезни Альцгеймера, лобно-височной деменции, болезни Хантингтона, кортикобазальной ганглиозной дегенерации).

Лечение апраксии

Терапия проводится в отношении причинного заболевания. По показаниям применяют фармакотерапию, нейрохирургическое лечение, восстановительные методики.

Медикаментозная терапия включает:

  • Улучшение церебральной гемодинамики . Сосудистая терапия при острых и хронических ишемических поражениях производится с применением сосудорасширяющих (винпоцетин), тромболитических (гепарин), улучшающих микроциркуляцию (пентоксифиллин) средств. При геморрагическом инсульте производится введение препаратов аминокапроновой кислоты, ангиопротекторов.
  • Нейропротекторную терапию . Направлена на повышение устойчивости нейронов к гипоксии, дисметаболическим сдвигам при острых нарушениях мозгового кровообращения, травмах, воспалительных процессах.
  • Ноотропную терапию . Ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, гинкго билоба) повышают активность нейронов, улучшают межнейрональное взаимодействие, способствует восстановлению когнитивных функций.
  • Этиотропное лечение нейроинфекций . Соответственно этиологии проводится антибиотикотерапия, противовирусное, антимикотическое лечение.

Нейрохирургические вмешательства выполняются по показаниям с целью восстановления интракраниального кровоснабжения, удаления внутричерепной гематомы, абсцесса, опухоли. Операции осуществляются нейрохирургами экстренно или в плановом порядке. Реабилитационная терапия базируется на специальных занятиях с врачом-реабилитологом, позволяющих улучшить когнитивные способности, частично компенсировать расстройство праксиса, адаптировать больного к возникшему неврологическому дефициту.

Праксис — что это

Высшей нервной деятельностью человека называют совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих процесс усвоения информации, обучение новым видам деятельности, формирование целенаправленного поведения, мышления, сознания и психической деятельности.

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека включает в себя мышление, речь, память, внимание, восприятие, эмоции и темперамент, волю, воображение, праксис. Праксис — это ВНД, отвечающая за обеспечение способности совершать осознанные целенаправленные движения. В переводе с греческого праксис — это «движение» (соответственно, апраксия — это отсутствие действия, бездействие)

В переводе с греческого праксис — это «движение» (соответственно, апраксия — это отсутствие действия, бездействие)

Праксис — это ВНД, отвечающая за обеспечение способности совершать осознанные целенаправленные движения. В переводе с греческого праксис — это «движение» (соответственно, апраксия — это отсутствие действия, бездействие).

Праксис включает в себя:

  • обучение сложным двигательным актам;
  • совершение целенаправленных движений;
  • автоматизм совершаемых сложных и простых движений.

Регулирование праксиса происходит на уровне коры и подкорковых структур головного мозга. При поражении зон головного мозга, отвечающих за праксис, развивается апраксия.

В большинстве случае апраксия развивается на фоне поражений лобно-теменных областей коры головного мозга.

Лечение

В настоящее время не разработано методов, специально направленных на лечение такой болезни, как глазодвигательная апраксия или любой иной разновидности патологии. Терапия делает ударение на устранение этиологического фактора консервативным или операбельным путями.

Часто пациентам предписывают прием таких лекарств:

  • ноотропные средства;
  • антиагреганты;
  • таблетки для улучшения мозгового кровотока;
  • антихолинэстеразные вещества;
  • препараты, направленные на нормализацию кровяного тонуса.

Индивидуально составленная терапия в обязательном порядке должна включать:

  • лечебный массаж;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • трудотерапию;
  • работу с психологом;
  • занятия с логопедом — показаны пациентам, у которых была диагностирована речевая форма болезни;
  • курс ЛФК.

Пациенты с подобным диагнозом нуждаются в постоянном уходе и присмотре.

Виды апраксии

Классификация основных форм апраксии проводится по локализации повреждения и по клиническим проявлениям и симптомам, к которым они приводят. Кратко разберем основные из них:

Группа

Форма

Локализация

  • лобная апраксия (поражены лобные доли головного мозга);
  • премоторная апраксия (поражены лобные отделы коры головного мозга);
  • моторная апраксия (поражена премоторная кора лобных отделов);
  • кортикальная апраксия (поражается кора доминирующего полушария мозга);
  • билатеральная апраксия (поражается кора обоих полушарий мозга).

Симптоматика

  • идеаторная апраксия (человек не может составить последовательность движений для выполнения какого-то действия);
  • пространственная апраксия (человек не может нормально ориентироваться в пространстве и определять правое и левое);
  • афферентная апраксия (у человека распадются кинестветичсекие схемы движения);
  • моторная апраксия или двигательная апраксия (человек может составить план движения, но не может его осуществить), в нее входят апраксия ходьбы и апраксия движений;
  • идеомоторная или регуляторная апраксия (человек не может совершать простые движения);
  • оральная апраксия (человек не может контролировать мимику);
  • артикуляционная апраксия (человек не может говорить членораздельно и понятно);
  • речевая апраксия (наблюдается в основном у детей и проявляется как задержка речевого развития);
  • конструктивная апраксия (человек не может собрать целый предмет из частей).
  • вербальная апраксия (у человека наблюдаются различные нарушения речи, например, в виде персеверации).

При нарушении крупной и мелкой моторики проблемы могут наблюдаться как на одной стороне тела (только левая или только правая), так и захватывать обе стороны. Такое состояние часто наблюдается при энцефалопатии и других цереброваскулярных нарушениях. Чтобы отличить их и подобрать правильное лечение, нужно обязательно обратиться к врачу.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе. Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития. Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом. Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента

Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства

Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия
  • Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Симптомы апраксии

Клиническая картина специфична, однако в некоторых случаях остается незамеченной или не доставляет ярко выраженного дискомфорта. Часто проблема обнаруживается во время осуществления специального неврологического обследования.

Кинетическая апраксия (как и другие разновидности) может иметь такие внешние проявления:

  • сложность в воспроизведении последовательных манипуляций;
  • трудности выполнения движений, требующих пространственного ориентирования;
  • скованность двигательных операций;
  • ходьба мелкими шажками;
  • затруднение процесса одевания;
  • невнятность речи;
  • отсутствие возможности управлять движениями языка и губ;
  • нарушение временной и пространственной ориентировки;
  • проблемы с открыванием или закрыванием глаз;
  • невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте;
  • устойчивое воспроизведение отдельных элементов двигательной операции.

Кроме специфических симптомов, идеомоторная апраксия (аналогично другим разновидностям) выражается такими аномалиями:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • агрессия;
  • склонность к депрессивному состоянию.

При первом возникновении признаков нарушения у ребенка или взрослого следует как можно скорее пройти консультацию у невролога.

Классификация заболевания

Специалисты различаются несколько видов заболевания в зависимости от степени прогрессирования:

При поражении этих частей мозга развивается оральная апраксия

  • односторонняя апраксия, которая характеризуется нарушениями двигательной системы лишь с одной стороны;
  • двухсторонняя апраксия, характеризующаяся диффузным поражением коры или лобной доли.

Клинические проявления заболевания всецело зависят от того, как продолжает функционировать пораженный мозговой участок. Кроме того, апраксия различается также по месту локализации нарушений, таким образом, выделяют следующие виды заболевания:

  1. Лобная или регуляторная обуславливается нарушениями регуляции выполняемых движений. При этом поражается кора префронтальной области мозговых полушарий. Как результат возникают нарушения сложных двигательных актов, имеющих последовательное течение. Таким образом, выполняемые движения не доводятся до конца.
  2. Идеомоторная или моторная подразумевает собой невозможность выполнения действий, которые были запланированы.
  3. Премоторная или динамическая форма заболевания характеризуется дезавтоматизацией и патологической инертностью движений. При этом нарушаются навыки, отвечающие за перевод движений в систему более сложных. Зачастую встречается этот вид апраксии в том случае, если была поражена премоторная зона коры головного мозга или цитоархитектоническое поле Бодмана.
  4. Кортикальная форма возникает в результате поражения коры доминирующего полушария головного мозга. При этом происходит преобразование моторной области коры мозга на той стороне, которая была повреждена.
  5. Билатеральная форма представляет собой форму заболевания, которая поражает с двух сторон и возникает при очагах патологии локализующихся в нижней теменной доле доминирующего полушария головного мозга. В результате развития этой формы могут возникнуть нарушения взаимодействия двух полушарий.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия классифицируется следующим образом:

  1. Акинетическая или психомоторная апраксия – расстройство, при котором отсутствуют побуждения к выполнению тех или иных движений.
  2. Амнестическая форма нарушения подразумевает отклонения в системе произвольных движений, но при этом остаются подражательные. При этом у пациента теряются воспоминания о том, каким должно быть следующее движение.
  3. При идеаторной форме у пациента возникают проблемы с составлением плана последовательных движений, которые требуются для того, чтобы иметь возможность осуществлять сложные действия.
  4. При идеокинетической форме теряются навыки выполнения целенаправленных элементарных движений, хотя остаются способности к выполнению случайных действий.
  5. Кинестическая или афферентная апраксия характеризуется расстройствами кинестетической афферентации, а вследствие этого нарушениями при выполнении произвольных движений и их поиске. Таким образом, человек, страдающий от патологии, не может придать конечности желанную форму и невозможно выполнять такие движения, как расчесывание, поглаживание и прочее.
  6. При конструктивной апраксии теряется навык составления из частей целого предмета.
  7. При апраксии одевания возникают проблемы при надевании наряда, в частности из-за того, что человек путает, как должна сидеть одежда, и на какую ногу обувать левый и правый ботинок. Такая патология возникает при поражении правого полушария головного мозга.
  8. При оральной апраксии теряются навыки выполнения сложных движений губами и языком, а вследствие этого появляются проблемы с речью.
  9. И наконец, стоит отметить, что афферентная форма нарушения может привести к проблемам с речью.

Выделяются следующие типы кинестической моторной афазии:

  • пространственная форма, при которой у человека появляются проблемы с ориентацией в пространстве, а также появляются трудности при желании принять определенную позу;
  • апраксия ходьбы характеризуется нарушением при выполнении передвижений, хотя отсутствуют двигательные, вестибулярные и прочие нарушения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: