Характеристика и артикуляция фонемы Ц
Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» – непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк или цифра ).
Описание артикуляции звука «Ц»:
- Положение языка:
- кончик делает упор вперед на нижние зубы;
- орган приподнят и выгнут словно гора;
- спинка смыкается с небом;
- боковые стороны напрягаются;
При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.
2. Губы держим улыбающимися.
3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).
4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.
Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».
Важные правила:
Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «Ц»
Напомните ребенку, что звук «Ц» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.
Упражнения
Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.
Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».
Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.
Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:
Лети, лети бабочка
Высоко на небо
Там твои детки –
На осиновой ветке.
Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.
Артикуляционные упражнения
Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.
Гимнастика для губ:
- Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
- Зубы смыкаем.
- Прикус естественный.
- Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
- Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.
Гимнастика для языка:
Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд
Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким.
Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка). Открываем ротовую полость
Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.
Стихи на автоматизацию звуков С-З-Ц
Упражнение №1.
У воза – овца,
На возу – пуд овса.
Упражнение №2.
На сосне сидит синица,
Под сосной стоит лисица.
Упражнение №3.
Гусеница боится синицу,
Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.
Упражнение №4.
Пусть метёт метелица,
Лёгким снегом стелется,
Заметает все пути –
Ни заехать, ни зайти!
Упражнение №5.
В цветнике день-деньской
Две овцы пасутся.
Из цветов наконец
Уведите овец!
Упражнение №6.
Зиме конец! Летит скворец
И звонко напевает.
Идёт весна – красна, ясна!
Смотрите, как всё тает!
Упражнение №7.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
Не цвести цветам на снегу.
Не всякая птица летит высоко.
Всякая наседка знает свои яйца.
Упражнение №8.
Птица-синица
Весь день веселится,
Звонко песенки поёт,
В гости к нам весну зовёт.
Упражнение №9.
Бедным курицам не спится,
Если им лисица снится.
Упражнение №10.
Звенеть сосульки перестали,
У крыш застыли бахромой,
Холодным светом заблистали,
Заледенели, как зимой.
Но завтра снова солнце встанет,
Оно возьмётся припекать,
И по крыльцу забарабанит
Капель весёлая опять.
Упражнение №11.
Солнце, с самого рассвета
Ты сосёшь сосульку эту.
Ешь скорей свой леденец,
Чтоб зиме настал конец.
Упражнение №12.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Упражнение №13.
Запустят звездолёт туда.
Зажглась зелёная звезда,
Упражнение №14.
Солнце лучами раздвинуло тучи.
Глянуло солнце на снежные кучи.
И побежал из сугроба ручей,
Скороговоркой встречая грачей.
Упражнение №15.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Из зелёного стекла.
Все озёра – зеркала
Упражнение №16.
Две синицы прилетели на сосну,
Две сестрицы засвистели про весну:
– Сколько света! Сколько света! Красота!
– Скоро лето! Скоро лето! Красота!
А на той же самой ветке сосны
Две сосульки-висюльки видны.
Две сосульки свисают с сосны,
Две сосульки боятся весны.
Упражнение №17.
Вот этой овсянки
Не хочется киске.
Вот этой овсянки,
Которая в миске.
Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли, что мимо
Сейчас пролетела?
Упражнение №18.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли
Она была разиней, резиновая Зина –
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем пригрозим:
– Не будь такой разиней, резиновая Зина,
А то отправим Зину обратно в магазин!
Упражнение №19
Под самым карнизом,
Над самым оконцем,
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут
по сосулькам слезинки,
Но всё же сосульки –
Весёлые льдинки!
Упражнение №20
Маленькому Сане подарили сани.
Вот какие сани – посмотрите сами.
Вёз на гору Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.
Упражнение №21.
Варит сам самовар,
Валит сам самосвал,
Ходит сам самоход,
Сам летает самолёт.
Упражнение №22.
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Упражнение № 23.
– Эй, пёс-Барбос!
Кто исцарапал тебе нос?
– Спроси у Васьки-кота,
– Кто отгрыз ему полхвоста?
_____________________________________________________________________________________________
Предыдущий материал из рубрики —
Автоматизация звуков:
СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?
Рубрики: Автоматизация звуков
Нарушения произношения
Из-за сложности строения звука «Ц» у детей часто возникают трудности с воспроизведением. Их принято разделять на такие виды:
- Межзубный. Произнесение фонемы происходит с неправильным положением языка. Орган высунут между передними и верхними резцами. Звучание получается шепелявое.
- Призубной. Кончик языка делает упор в центральные резцы. Орган упирается одинаково в верхние и нижние зубы. Такое положение образовывает смычку. Через нее проходит воздушная струя на выдохе. Получает твердый или мягкий «Т» (царевна – Таревна или Тяревна).
- Губно-зубной. Органы артикуляционного аппарата принимают положение характерное для фонемы «С». Нижняя губа приподнята. Образовывается небольшая щель между резцами. Через нее выходит воздушная струя. Получается замена «Ц» на «С» или «Ф» (царь – Сарь или Фарь).
- Шипящий. Язык оттягивается назад. Речевой орган лежит внизу полости рта. При произношении напрягается. Его спинка тянется к небу. Воздушная струя выходит через промежуток между спинкой и небом. Образовывается звучание похожее на мягкий «Ш» (цепь – Шепь).
- Свистящий. Звук «Ц» заменяется на «С». Органы речи становятся в соответственное положение. Язык своим кончиком делает упор в нижние резцы. На спинке органа получается выемка. По ней проходит воздушная струя, образовывая звучание фонемы «С».
- Боковой. Кончик речевого органа касается альвеол (область за верхними резцами). При этом сам язык может располагаться под наклоном в любую сторону. Воздушная струя выходит в соответствии с положением органа. Также при боковом произношении возможен выход воздуха одинаково с двух сторон, как при звуке «Л».
- Носовой. Дефект происходит из-за неправильного дыхания. Воздух при выдохе проходит через носовые ходы. Язык напрягается. Кончик оттягивается назад. Орган расположен внизу ротовой полости. Звучит «Х» с гнусавым оттенком (цапля-ХНапля).
Речевой материал:
Маленькое неудобство
— Почему, скажите, птицы,
на земле вам не сидится?
— Мы б гуляли по дорожке,
да по ней гуляют… кошки!В. Левановский.
Слон и муха
Муха села на слона.
Муха удивляется:
Где же слон? Одна спина
По лесу слоняется!..
Цыплёнок
Из яйца, как из пелёнок,
Вышел маленький цыплёнок.
Поглядел на белый свет
И сказал цыплёнок: «Нет,
Я обратно не ходок—
Солнце ярче, чем желток!
Для меня, для молодца,
Белый свет белей яйца!»В. Левановский
Гололедица
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?
Синичья скороговорка
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся-
Славно сегодня звенится — поётся.
Циркуль
Циркуль мой циркач лихой,
чертит круг одной ногой,
а другой проткнул бумагу,
уцепился и ни шагу!
В. Берестов.
***
Бедным курицам не спится,
если им лисица снится.
***
Любовалась цыплятами курица:
что ни цыплёнок, то умница!
А. Капралова
***
Не надо больше ссориться!
А то и мяч не ловится,
и книжка не читается,
и дождик начинается. Э. Мошковская
***
У красы-берёзки платье серебрится,
у красы-берёзки зелены косицы.П. Воронько.
***
Купили каракатице
кружевное платьице…
Ходит каракатица,
хвастается платьицем.И. Демьянов.
***
Что мне холода бояться!
Я привыкла закаляться.
Кран доволен, кран смеётся —
мне в ладошки речка льётся.
Цыплятки
Цып-цып-цып, цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
не боятся Натки.
Возле кадки блюдце,
все они напьются.
Баловница
Ну и баловница
Младшая сестрица!
Бабушка ругается:
— Экая проказница!
Мама улыбается:
— Просто безобразница!
Этой озорнице
Спокойно не сидится:
Скачет, кувыркается,
Вечно улыбается,
Допоздна кружится,
Не хочет спать ложиться.
Ох, и баловница!
Младшая сестрица!И. Лопухина.
***
Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
— Цыц! Куда вы в грязь идёте?-
всем зверёнышам кричит.А. Пудваль.
***
Над кузницей, мельницей
Вьётся метелица,
По лесу танцует
И по полю стелется.
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся.И. Лопухина.
***
Цветёт у птичника цветок —
Цветёт на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
— Цветок, ты кто? — Цыплёнок!В. Лунин
***
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.Е. Благинина.
Игра
Ёрш — ершится,
Петух — петушится,
Лайка — лает,
Змея — змеится.
Что же получается:
Лягушка — лягается?
***
Над селом метелица
Белым снегом стелется,
Замела всё озерцо,
Запорошила сельцо.
Снег замёл все лужицы,
Кружится по улицам,
В оконца стучится,
На крыльцо ложится.
Над рощицей, над мельницей
Кружится метелица.И. Лопухина.
***
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц – в начале,
Где в серёдке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра—тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.Л. Дьяконов.
Еноты в магазине
В магазин пришли с работы
Покупатели — еноты
покупать у продавца
два солёных огурца.
Говорит продавец:
— Две копейки огурец.
— Дайте нам по огурцу.
— Заплатите продавцу.
Очень точно. Молодцы!
Забирайте огурцы.Э .Мошковская.
Выходной день
У нас воскресенье, у нас выходной.
Знакомое пенье с утра за стеной.
Маме не спится с утра в выходной,
надела из ситца халатик цветной.
Халатик знакомый, такой, как весна.
Останется дома сегодня она.
У мамы в больнице, где лечат ребят,
не пёстрый из ситца, а белый халат.
Из колодца принесла…
Из колодца принесла курица водицы.
И цыплята всей семьёй побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке,
не желает мыться.
Потому что, как огня,
он воды боится.
И сказала мама строго:
«Мыться дети все должны.
Цып играть не будет с нами.
Нам грязнули не нужны».
***
В царском дворце хранится ларец.
Ларец для колец заказал царь-отец.
Семнадцать царевен растут во дворце,
Семнадцать колец во дворцовом ларце.
Стихи для автоматизации звука «Ц» при помощи наглядности необходимы на этапе автоматизации звука в связной речи. Поэтому изучайте стихи с малышом, развивайте его речь и укрепляйте память!
Всем успехов и позитивного настроения!
Постановка звука Ц
В логопедии выделяют такие способы:
- Подражание (распространенный метод, выполняется в качестве домашнего задания). Усаживаем кроху перед зеркалом и садимся рядом. Показываем артикуляцию фонемы «Т». При этом объясняем, что кончик язычка нужно держать за нижними зубками. Образовываем звучание «Ц».
- Механический способ. Берем шпатель или чайную ложку. Говорим ребенку произнести звук «С». Аккуратно пододвигаем кончик языка вниз ротовой полости. Получается, фонема «Ц».
- Смешанный. Демонстрируем артикуляцию «С» или «Т» перед зеркалом. При «С» делаем тоже что и в предыдущем пункте. При «Т» кончик языка подвигаем за нижние зубы шпателем или ложкой.
После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.