Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105» муниципального образования города Братска
Конспект
занятия с детьми старшего
дошкольного возраста
по теме
«Буква и звук Ю»
Составила:
Молчанова И.Л.
воспитатель
г. Братск
Цель:
создание условий для знакомства с буквой и звуком Ю.
Задачи:
Познакомить с буквой и звуком Ю;
Продолжать учить выполнять звуковой разбор слов; называть звуки, давать им характеристики;
Закреплять умения подбирать слова на заданный звук
Материал:
презентация, картинки, фишки, буквы.
Ход занятия
1. Мотивация.
Мой звоночек звенит, заливается.
Все ребята вокруг собираются.
Колокольчик поёт динь, динь, динь.
Он к вам гостя зовёт: «Динь-динь-динь».
А кто к нам пришёл? Догадайтесь сами.
Песня из кинофильма «Приключения Буратино»
2. Сюрпризный момент.
Игрушка – Буратино.
Буратино решил пойти всё-таки в школу, но ему очень трудно. Он многого не знает, и он решил обратиться к вам, ребята. Поможете ему? Нужно выполнить несколько заданий. Буратино – шутник, и он спрятал их в группе, а вам оставил карту.
Карта
Дети рассматривают её.
Первое задание под какой цифрой?
3. Игровое задание «Назови звуки».
Дети находят конверт с цифрой 1. В нём фишки синего и зелёного цвета.
Как вы думаете, что это такое? Что обозначает фишка синего цвета? Какие гласные буквы могут стоять после согласного твёрдого звука? (а, у, ы, о, э)
Какие гласные буквы могут стоять после согласного мягкого звука? (я, ё, е, и)
Игра «Что изменилось?»
Воспитатель меняет местами буквы, а дети должны найти ошибки.
Все следующие задания в конвертах дети ищут сами.
4. Знакомство с буквой Ю (слайд 2).
Загадка о юле.
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. (юла)
Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове — йула (й). Напоминает, что звук (й) — всегда мягкий согласный. Чем будем обозначать его? Далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю.
Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась…буква Ю.
5. Игра «Назови имя, которое начинается на звук Ю» (слайд 3, 4).
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2 -м классе.
Носова О.А., учитель – логопед.
Тема: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Задачи: 1. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза
2. Учить дифференцировать сходные по акустическим
характеристикам звуки.
3. Развивать фонематическое восприятие и слух
4. Закреплять знания о гласных и согласных звуках
5
Совершенствовать высшие психические функции: память, внимание. Оборудование: рабочая тетрадь, картинки, образцы заданий, написанные на доске
Оборудование: рабочая тетрадь, картинки, образцы заданий, написанные на доске.
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
Здравствуй, послушай загадки и отгадай их. Запиши ответы так, чтобы последний звук
предыдущего слова был первым звуком следующего слова.
- По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
(Крокодил)
2. Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: «Ква-ква».
(Лягушка)
3. Бежал по тропке луговой —
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой —
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
4. Поднялись ворота,
всему миру красота.
(Радуга)
Цепочка: Крокодил-лягушка, ветер—радуга.
Сегодня мы будем учиться определять количество звуков в слове и составлять из звуков новые
слова.
Основная часть.
Отгадай имя героя занятия по первым буквам слов — названий картинок.
Картинки: Горох, нос, огурец, машина.
(гном)
Закрепление знания о гласных звуках.
Гному очень нравятся гласные звуки и он забрал их себе. Помоги вернуть в слова гласные
звуки А, О, У, И.
МШК – МИШКА
ГРД – ГРАД
СХР – САХАР
БРБН – БАРАБАН
НТК – НИТКА
ЛЦ – ЛИЦО
Выдели гласные красным цветом.
Дифференциация звуков и букв в словах
Молодец, ты отлично вставляешь буквы в слова.
А теперь проверим умеешь ли ты различать звуки и буквы в словах и определять их
количество.
Подпиши под каждой картинкой количество букв и звуков.
Пример: ( на доске) ЛИСА-4 буквы,4 звука, лось– 4 буквы, 3 звука, елка — 4 буквы, 5
звуков.
Картинки: дождь, улитка, еж, морковь, лампа, лось, елка.
Наш гном нашел в книге много интересных слов и перевернул их. Прочитай слова справа – налево и
запиши слова, которые у тебя получились.
ЛАЗ – ЗАЛ
ШАЛАШ – ШАЛАШ
КОТ – ТОК
НОС – СОН
МИР – РИМ
Физминутка.
Немного отдохнем. Повторяй за мной.
По дороге мы идем
Путь далек, далек наш дом
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим.
Мы под дубом полежим,
Полежим, отдохнем,
А потом дальше пойдем.
Развитие буквенного синтеза
Гному очень нравится играть со словами, и он придумал игру “ Найди слово”.
Переставь буквы в словах и запиши спрятавшиеся в них другие слова.
Слова: Зубр, Дерево, Кроты, Рыбак
Преобразование слов.
Нам пора прощаться с Гномом. Наш гость предлагает тебе последнюю игру. Прочитай слова
левого и правого столбика, запиши их парами так, чтобы слова отличались друг от друга только
одной буквой.
ТАНК- БУСЫ
КОТЫ- СОР
УСЫ- КРОТЫ
УТКА – ЛАМПА
СПОР- ТАК
ЛАПА- ШУТКА
Итог: Занятие окончено.
Что определяли в слове?
Что составляли из звуков?
Что определяли в слове?
Скажи пожалуйста, в какие игры играли? Спасибо, Ты молодец! До свидания.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация гласных У–Ю“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
• развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
• обогащать и уточнять словарный запас;
• совершенствовать грамматические формы речи;
• добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать ключевые компетенции.
Воспитательный аспект:
• воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
• воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
• воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Этапы занятия : подготовительный, основной, заключительный.
Оборудование:
1. Индивидуальные карточки (раздаточный материал) : зелёные и синие квадраты, слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами У, Ю.
2. Мяч
3. Ручки, простой и цветные (красный, зелёный, синий) карандаши.
4. Зеркала на каждого ребёнка.
Презентация на тему: » О ТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННОЕ ФФН РЕЧИ (2 КЛАСС ) Выполнила учитель-логопед МБОУ МСШ Г.Евпатории Республика Крым.» — Транскрипт:
1
О ТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННОЕ ФФН РЕЧИ (2 КЛАСС ) Выполнила учитель-логопед МБОУ МСШ Г.Евпатории Республика Крым Колесник Надежда Михайловна
2
Ь
3
1) развивать фонематическое обобщение в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; 2) формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы; 3) развивать слуховую память и слуховое восприятие; 4) научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь; 5) прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова; 6) развивать морфологический анализ и синтез; 7) расширить словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».
4
I. Организационный момент. II. Беседа о зиме.
5
— Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (ХОЛОД, МОРОЗ, ВЕТЕР,ВЬЮГА,СНЕГ,МЕТЕЛЬ.) В каких словах пишется Ь ? : ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, КОНЬКИ, ВЕСЕЛЬЕ. После каких букв пишется Ь в каких словах ?: ВЬЮГА – после В, МЕТЕЛЬ – после Л, КОНЬКИ – после Н, ВЕСЕЛЬЕ – после Л.
6
III. Работа с однокоренными словами. Условие игры: сколько однокоренных слов назвал, на столько метров брошен снежок.
7
Р ЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ : 1. ЗИМА (ЗИМНИЙ, ЗИМОВЬЕ, ЗИМУШКА). В каком из этих вы напишите разделительный мягкий знак? (ЗИМОВЬЕ.) 2. ЛЫЖИ (ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИЦА, ЛЫЖНЯ, ЛЫЖНЫЙ). В каком слове есть Ь ? (НЕТ.) 3. ЛЕД (ЛЬДИНА, ЛЕДЯНОЙ,ОЛЕДЕНЕЛ). В каком слове есть Ь ? 4. СНЕГ (СНЕЖОК, СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА, СНЕГУРОЧКА). В каком слове есть Ь ? 5. КОНЬКИ (КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКОБЕЖЕЦ). 6. ВЕСЕЛО (ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЁЛЫЙ, ВЕСЕЛИТЬ.) В каком слове есть Ь ? Итак, в каких же словах вы напишите Ь ? (КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКИ, ЛЬДИНА, ВЕСЕЛЬЕ, КОНЬКОБЕЖЕЦ.) Запишем эти слова. В каком из этих слов Ь раздельный? ( ВЕСЕЛЬЕ.)
8
IV. Ф ИЗМИНУТКА. Р АЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА. — П ОРИСУЕМ НА СНЕГУ. — О ТГАДАЕМ КРОССВОРД. Впишите следующие слова : 1) слово, противоположное по значению слову НОЧЬ (ДЕНЬ) 2) слово, близкое по значению словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ (ЗВЕРЬ); 3) Слово, близкое по значению слову ВЬЮГА (МЕТЕЛЬ); 4) Слово, близкое по значению слову ПОЛЫНЬЯ (ПРОРУБЬ). Какой звук слышится в конце этого слова?( ПЬ.) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ). Почему?
9
V.Д ИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «У МНЫЙ ТЕЛЕФОН » На доске наглядное пособие «Умный телефон». В лесу на снегу расписываются лапами звери и птицы. Поищем их следы. Чьи ты видишь следы ? ( У каждого ученика карточка.) Дети набирают слово и комментируют его (лисьи, заячьи, оленьи, птичьи, беличьи).
10
VI.В ЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ ИЗ ТЕКСТА. За всеми зимними развлечениями дети не забывают и о зимующих птицах. Какие это птицы? (Снегирь, воробей, ворона и т. д.) Снегирь принес нам много газетных вырезок. Заметки раздаются детям.
11
VII. И ЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ А.Б ЛОК НАПИСАЛ ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ О ЗИМЕ, НО ОНО ЗАШИФРОВАНО. С НЕГ ДА СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, В ПОЛЕ В ( 5-2), РАЗГОВОРЫ, В П (4-4) ЧАСОВ УЖЕ Т (4-2). Д (4-4) – К (6-4), СНЕЖКИ, САЛАЗКИ : В ОТ ОНА ЗИМА. VIII. Диктант. Рассказ о зиме.
Дифференциация у-ю
Тема: Дифференциация у-ю
Цели:
- научить детей различать твердый и мягкий согласный перед буквами У и Ю;
- развивать фонематических слух учащихся;
- развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
- развивать связную речь детей.
I. Организационный момент. Постановка целей занятия.
— К нам на урок пришли две девочки одну из них зовут Люба, а другую Луша. Логопед выставляет на доску изображение двух девочек.
— Какая гласная идет после Л в имени Люба? (Ю) — Какая гласная идет после Л в имени Луша? (У) — Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга.
II. Основной этап
— Одна из девочек в синем платье. Буква У в ее имени делает впередистоящий согласный твердым. Как ее зовут? (Луша) — На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает впередистоящий согласный мягким. Как ее зовут? (Люба) — Запишем их имена в тетради. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? (С заглавной) — В слове Луша есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? (твердо) — Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим). — Подчеркнем букву л, которая обозначает звук синим карандашом. — В слове Люба есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко) — Подчеркнем букву л, которая обозначает звук зеленым карандашом.
Дифференциация у-ю на слоговом уровне.
— Сейчас я буду называть слоги, а вы поднимайте карточки соответствующего цвета. Если в слоге есть буква У — синюю карточку, если есть буква Ю – зеленую. Бу, бю, ку, кю, лу, лю, му, мю, тук, кюм, стюк, нум, буп, дюф.
— Давайте устно заполним слоговую таблицу. Логопед указывает сначала на согласную букву, затем на гласную, дети читают получившийся слог.
Дифференциация у-ю на уровне слова.
— Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква у, в каких ю? Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишем слова с буквой У, во вторую колонку – с буквой Ю. Слова на картинке (голуби, индюк, петух, курица, люди, люстра, тюлень)
— Букву У подчеркните красным карандашом, букву Ю обведите красным карандашом. — Каким цветом мы подчеркнем согласную перед у? (синим) — Каким цветом подчеркнем согласную перед ю? (зеленым) — Почему? (буква ю смягчает согласный, который стоит впереди)
— Люба и Луша приготовили нам еще один сюрприз- кроссворд. Логопед выставляет на доску кроссворд. — Давайте поможем девочкам отгадать кроссворд.
1. Игрушка (юла) 2. Увеличительное стекло (лупа) 3. Враг мух (паук) 4. Рот у птиц (клюв) 5. Женская одежда (юбка) 6. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
— Давайте проверим, правильно ли мы все отгадали. Логопед выставляет на доску решенный кроссворд.
Физкультминутка.
— Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Любой и Лушей. Я буду называть слова, если в них пишется буква У, вы вытягиваете руки вперед, если Ю, то поднимаете руки наверх и тянетесь к потолку. Слова для зарядки: луг, акула, рюкзак, пульт, ключ, стул, крюк, круг, велюр, стук, зуб, блюдо.
?Дифференциация у-ю в предложениях.
— Люба и Луша очень рады, что вы все отгадали. Но у них есть еще одно задание. Придумайте предложения с каждым из слов. Самые красивые предложения мы запишем в тетради. Примеры предложений: Лук растет на грядке. На столе лежит лупа. Паук плетет паутину. Мама купила юбку. Люба играет с юлой. У птицы прочный клюв.
— Подчеркните все буквы У, которые встретились в тексте красным карандашом, буквы Ю — обведите. Возьмите синий и зеленый карандаш и выделите согласные перед буквами У и Ю.
III. Итог занятия.
Какие буквы приходили к нам в гости сегодня на занятие? (У и Ю) Как звучит согласный перед буквой У? (твердо) Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко) Вспомните и назовите слова в которых есть буква У, буква Ю.
Автор материала: Медведева Оксана Владимировна
Также по теме:
Дифференциация звуков Ч — Щ
Дифференциация гласных И-Уучебно-методический материал по теме
Дифференциация букв И-У
Цели:
• учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И – У; • развивать зрительно-пространственную ориентировку; • развивать навык звукового анализа; • развивать мелкую моторику; • развивать логическое мышление.
Организационный момент Прозвенел для всех звонок, Значит, начался урок, Время проверить все ль в порядке, Карандаши, ручка и тетрадка. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Пишем, внимательно.
Рассмотрите элементы букв и постройте из них две гласные буквы.
Какие буквы у вас получились?
— Сколько элементов используется при написании каждой буквы?
Какие элементы одинаковые?
Чем отличаются эти буквы?
Сформулировать тему занятия (Буквы и-у). Давайте сравним: Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?
А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)
А теперь сравним буквы (на доску вывешиваются рукописные буквы и,у):
Из каких элементов состоит буква и (у) ?
Есть ли одинаковые элементы у этих букв?
Каким элементом отличаются буквы и,у ? Вывешиваются на доску И-У.
Пусть встанет с места тот, в чьём имени есть буква И, или У.
Тамирлан, Станислав, Марина, Константин, Кирилл, а у кого нет- назовите любое имя с гласной И или У. (Ира, Илья, Никита..) Найдите одинаковый звук в словах: — пила, три, ива; — лук, автобус, утюг.
Смотрите на картинки. Записывайте только букву через запятую:
утка, слива, лук, вилка звук, мир, рис, стук, тигр, круг, гриб, лук, улица, пушинка Проверка у,и,у,и. Кто вспомнит слова, используя запись букв.
Физминутка
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье: (выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Пальчики наши в замочки сомкнем
Повыше поднимем и спинку прогнем,
Теперь глубоко мы всей грудью вздохнем (Руки вниз за голову.)
И ножкам своим отдохнуть мы даем (вытянуть ноги под партой и потрясти)
Дышим раз и дышим два, (опустить сомкнутые в замок руки)
За работу нам пора.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно, Пальчик к пальчику вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
Найди и обведи в кружок слог, указанный в начале строки.
Гу ву ту су бу гу гу ру му ду гу ху су гу шу лу му гу бу ту
Би ви ти си би хи ви ри би би ви си би ши ли ми ги би пи
Лу ху лу му ту лу фу гу ту лу му жу ту пу лу ру ху му су ду
Зи хи ци ми ти ми зи ли фи ги зи си ми жи ти пи ти зи
Отгадайте загадки.
- — Раз в театр на балет папа нам купил … (билет)
- — Ловко делает Ахмед из цветов большой … (букет)
- — Плавают моржи, ползают … (ужи)
Составьте слова из рассыпанных букв.
Гирт (тигр), филту (туфли), клу (лук), чукар (ручка), китин (нитки), хиду (духи), шураг (груша), сугь (гусь), лапи (пила), шупка (пушка), инок (кони), исгу (гуси), илуп (пули), анул (луна).
Верните мяч, меняя «И» на «У» или наоборот.
— Грибы — грубы, кильки – кульки, суди- сиди. Тур – тир, пить – путь, писк – пуск, липа – лупа, мишка – мушка.
Сравнить слова по смыслу и звучанию. Записать любую пару слов.
Итог занятия: Что общего у звуков И-У? А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении) Из каких элементов состоит буква и (у) ? Есть ли одинаковые элементы у этих букв? Каким элементом отличаются буквы и,у ? Молодцы! Вы выполнили все задания!