Понятие и виды дизартрии. коррекция

Консультация для родителей «что такое дизартрия?». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Диагностика дизартрии у детей

Методика обследования детей носит комплексный характер и направлена на выявление как речевых, так и неречевых нарушений, оценку психоневрологического состояния, определение типа дизартрии. Диагностика включает:

  1. Неврологическое обследование — осмотр, опрос, выяснение анамнеза, особенностей протекания беременности у матери, раннего развития. Специалист выявляет патологические рефлексы, состояние и тонус артикуляционных органов;
  2. Логопедическое обследование — оценка функционирования органов речи, выявление речевых нарушений. Когда есть явные симптомы, проблем с диагностикой нет. Стертая форма требует более пристального внимания. Помогут пробы, например, ребенка просят высунуть язык и держать его в таком положении, а глазами следить за подвижным предметом. При патологии направление движений языка будет совпадать с движением глазных яблок. Логопед определяет вид нарушений, оценивает мимику, дыхание, характеристики голоса, способность к удержанию артикуляционной позы. Выявляет отклонения в совершении произвольных движений языком и губами, участие мягкого нёба в произведении речи;
  3. Инструментальные методы исследования — электроэнцефалография, МРТ, КТ позволяют выявить структурные изменения головного мозга, аномалии развития, нарушения кровотока, объемные образования.

После тщательной диагностики логопед выносит заключение о том, что это диагноз дизартрия у ребенка, и определяет тактику лечения.

Диагностика

Сложность в постановке диагноза заключается в его дифференцировании. Необходимо отличить дизартрию от дислалии и афазии, имеющих схожую симптоматику. Логопеды могут поставить точный диагноз малышу от 2 лет, когда можно говорить об отставании в развитии речи, патологии процесса говорения. До 2 лет следует показать ребенка неврологу, пройти ряд диагностических процедур при подозрении на дизартрию. В комплекс обследования могут включить:

  • МРТ головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию.

Неврологи ставят до года диагноз «стертая дизартрия», если:

  • ребенок плохо сглатывает слюну, не умеет пережевывать пищу;
  • малыш не умеет сосать грудное молоко, отсутствует сосательный рефлекс;
  • при рождении и после у крохи нет крика, или он выражен незначительно.

Р. И. Мартынова советовала проводить диагностику на основании наработанных годами наблюдений за маленькими пациентами

Обращать внимание стоит на физический, неврологический, психический статус малыша. У детей наблюдается сниженная физическая активность, маленький рост (зачастую), узкая грудная клетка

С неврологической стороны выявляют изменение тонуса мышц, нарушение функций вегетативной системы, гиперкинезы, повышенную потливость, слюноотделение, невыраженные парезы. Психиатры отмечают неустойчивое, рассеянное внимание, ослабление мыслительной деятельности, затруднения в запоминании.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Опыт других людей

Дизартрия – это речевое нарушение, вызванное проблемами с контролем мышц, необходимых для произношения слов. Люди, столкнувшиеся с дизартрией, отмечают трудности в артикуляции звуков, что приводит к нечеткой, неразборчивой речи. Симптомы могут варьироваться в зависимости от типа дизартрии, но обычно включают слабость мышц лица, языка и губ. Лечение дизартрии включает в себя работу с логопедом, физическими упражнениями для укрепления мышц и использование коммуникативных технологий. Люди, сталкивающиеся с этим состоянием, выражают надежду на улучшение своей речи и общей коммуникативной способности.

Виды и степени дизартрии

Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.

  • Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
  • Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
  • Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
  • Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
  • Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.

Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.

  • Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
  • При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
  • Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
  • При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.

Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!

Как работает логопед при дизартрии?

При дизартрии работа логопеда коррекция звукопроизношения строится аналогично работе при дислалии, а также проводится

  • Нормализация моторики и тонуса мышц органов артикуляции.

  • Работа над речевым дыханием.

  • Рекомендована консультация невролога.

Некоторые формы нарушения звукопроизношения влияют на формирование навыков чтения и письма и могут являются причинами дисграфии и дислексии, поэтому важно уделить особое внимание подготовке таких детей к школе. Детям с нарушением звукопроизношения для подготовки к школе рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению

Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению

Детям с нарушением звукопроизношения для подготовки к школе рекомендуются занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Такой комплексный подход используется для развития речи, внимания, памяти – базовых компонентов, которые положат благополучное начало школьному обучению.

Причины дизартрии:

Органические поражения центральной нервной системы, которые возникают в результате внутриутробной гипоксии, внутриутробной инфекции, родовых травм, а также вследствие некоторых заболеваний в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.).

У дизартрии кроме нарушенного звукопроизношения, могут быть и другие симптомы:

  • речь нечеткая неразборчивая

  • отсутствие выразительности речи, монотонность;

  • нарушение тембра голоса, речь «в нос»;

  • нарушение речевого дыхания, слабый голос;

темп речи ускоренный или наоборот слишком медленный;

паретичность органов артикуляции: губы вялые, рот часто бывает открыт, язык вялый, малоподвижный;

  • спастичность мышц органов артикуляции: губы и язык напряжены и за счет этого малоподвижны;

  • отклонение языка в сторону, тремор;

гиперсаливация (усиленное слюноотделение);

  • парезы и параличи мышц конечностей и туловища;

  • неловкость или неточность движений, плохая координация. Дети поздно овладевают навыками самообслуживания, им трудно одеться, застегнуться. При рисовании плохо держат карандаш, руки или слабые, или наоборот, слишком напряжены. На спортивных или музыкальный занятиях могут отставать в темпе движений, не чувствовать ритм, тяжело переключаться с одного движения на другое;

Тест — проверьте, все ли в порядке с вашим малышом

Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.

Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.

  • Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
  • Покажите язык и спрячьте его.
  • Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
  • Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
  • Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
  • Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.

Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.

Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза

Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии — ЭЭГ, электронейромиографии — ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений

Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания
Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи
В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Наши специалисты

Цепляева Татьяна Евгеньевна

Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед

Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки

Подробнее

Бунина Александра Ивановна

Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог

Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Горбенко Наталья Николаевна

Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.

Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.

Филиал:
Химки

Подробнее

Иоголевич Татьяна Юрьевна

Логопед

Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Мележик Людмила Владимировна

Логопед, дефектолог, психолог

Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед

Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Бывальцев Вячеслав Олегович

Остеопат, педиатр

Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Фатова Анна Андреевна

Логопед, нейропсихолог

Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Броудо Ирина Валериевна

Логопед

На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Тишина Ксения Александровна

Логопед

Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед, дефектолог

Свою работу строю на двигательной активности детей.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Гергокова Инесса Владимировна

Психолог

Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Логопед

Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Ершова Людмила Николаевна

Нейропсихолог, психолог

Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Иванова Дарья Юрьевна

Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог

Работаю с детьми разных возрастов.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Коробова Елена Витальевна

Специалист по АФК

При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Ильина Анна Андреевна

Специальный психолог, дефектолог

Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели. 
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Старостина Ольга Александровна

Логопед, нейро-дефектолог

Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход  и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!

Филиал:
Химки

Подробнее

Колещук Екатерина Валерьевна

Клинический психолог

Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик

Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения  верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Симптомы

Проявления дизартрии очень обширны и во многом зависят от уровня поражения. Изменения артикуляции возникают на фоне следующих нарушений:

  • повышенный или пониженный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию (мускулатура губ, языка, мягкого неба);
  • спазмы лицевой и шейной мускулатуры;
  • ограничения движений языка;
  • повышенное выделение слюны;
  • отсутствие полного смыкания губ или, наоборот, чрезмерное смыкание;
  • нарушение дыхания, в результате которого речь становится прерывистой.

Каждая из форм дизартрии имеет свои характерные речевые и неречевые проявления.

  • Бульбарная форма, помимо невнятности речи проявляется глухостью голоса, выраженным нарушением речевого дыхания. Пациенты отмечают, что им стало трудно зажмуривать глаза и сдвигать брови к переносице. При одностороннем поражении отмечается легкая асимметрия овала лица. В дальнейшем развивается патология глотания: при питье жидкость попадает в носовую полость, в дальнейшем появляются аналогичные проблемы при употреблении более густой пищи. У многих людей отмечается головная боль, головокружения, тошнота и слабость.
  • Псевдобульбарная форма характеризуется заторможенностью и обрывистостью речи. Высокий тонус языка не позволяет нормально произносить шипящие звуки, а также гласные «и», «е», «ы». Губы не сжимаются полностью, в результате чего слюна постоянно подтекает из уголков рта. При развитии патологи в младенческом возрасте отмечаются проблемы с сосанием и глотанием молока.
  • Главным признаком корковой формы является гнусавость голоса в сочетании с трудным произношением согласных. Речь становится растянутой, медленной. Это связано с поражением кончика языка, отвечающего за произношение букв «т», «д», «с» и других. У детей эта патология вызывает трудности с концентрацией внимания, чтением и письмом, взрослые нередко впадают в депрессию из-за проблем с речью.
  • Экстрапирамидная дизартрия проявляется постоянным изменением скорости речи от быстрой к медленной и наоборот. Нередко больной повторяет одни и те же слова, фразы или слоги. Значительно страдает психоэмоциональное состояние. Рот часто полуоткрыт, в уголках рта скапливается слюна.
  • При мозжечковой дизартрии речь теряет плавность и ритмичность, в словах пропадают ударения. Сила голоса непостоянно, а речь затруднена из-за постоянного напряжения человека. Патология сопровождается нарушением координации движений, избыточным потоотделением и нарушением пережевывания твердой пищи.

Коррекция и лечение

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Прием лекарств

Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.

При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:

  • Глицин;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.

Логопедическая коррекция

Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения. Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка. Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.

Логопедическая коррекция включает несколько этапов:

  • всестороннее развитие речи малыша;
  • массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
  • автоматизация при звукопроизношении;
  • закрепление правильного говорения.

Реализуются задачи через пальчиковые игры, развитие общей и мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, оптимизации речевой моторики.

Логопед совместно с неврологом может посоветовать посещать ряд процедур:

  • ЛФК;
  • гирудотерапию;
  • различные виды массажа;
  • иглоукалывание;
  • акупрессуру.

Виды и признаки дизартрии

В клинической практике артикулярных патологий дизартрию, нарушение речи, подразделяют на виды и формы по расположению патологических дисфункций и проявлению симптоматики, сопровождающей заболевание.

Мозжечковый видзаболевания обусловлен патологиями, поражающими «малую» заднюю мозговую область (мозжечек), отростки нейронов (нервы), осуществляющие взаимосвязь с ЦНС и лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в кожно-мышечных губных складках и мышцах языка, вызывая распластанность его формы и ограничение подвижности.

Колебания мышечного напряжения становиться препятствием для поддержания нормальной артикуляции из-за повышенного или недостаточного движения. Проявляясь:

  • Частичным параличом и провисанием мягких структур неба;
  • Затрудненным процессом жевания;
  • Гнусавым произношением многих звуков;
  • Вялой и невыразительной мимикой;
  • Невнятной, замедленной и затрудненной речью;
  • Неправильной речевой модуляцией и постановки ударений;
  • Выкриками отдельных моментов речи и затуханием голоса в конце предложений;
  • Шаткой походкой и нарушением координации.

Подкорковая дизартрияобусловлена патологическими процессами в ядерных центрах мозгового серого вещества, вызывая дисфункции в мозговой системе управления (экстрапирамидной), проявляясь нарушениями мышечного напряжения, регуляции последовательности и силы их сокращений, естественного автоматизма движений. Патологический процесс сопровождается нарушением членораздельности и четкости произношения.

Повреждения непостоянны и разнообразны, их проявления зависят от эмоциональных субъективных состояний. Характеризуются:

  • Отклонениями в звуковом тембре, голосом громким, резким и охрипшим;
  • Постепенным ослаблением силы звучания слов при разговоре, с переходом к шепоту;
  • Непонятными и не правильными звукопроизношениями;
  • Монотонностью и однообразием речевых оборотов с полным отсутствием эмоций;
  • Большим нарушением произношения тонообразующих (гласных) звуков;
  • Внятной артикуляцией в состоянии покоя и большим искажением произношения в состоянии возбудимости;
  • Непроизвольными выкриками гортанных звуков.

Форма бульбарной дизартрииобусловлена симптома-комплексом нарушений в рече-двигательном анализаторе вследствие различных патологических процессов в отделе продолговатого мозга, вызывая мышечные парезы или параличи в глотке, языке, тканях неба, мышцах гортани и нижней челюсти.

С возможным развитием расслабленности или мышечной атрофии, что нарушает глотательные функции и свободный проход воздуха при выдыхании, приводящие:

  • К ослаблению и гнусавости голоса;
  • Отсутствию произношения звуков звонких тонов;
  • Замене одних звуков другими (смычных на щелевые);
  • К преобладанию в разговоре плоскощелевых глухих звуков.

Развитие корковой дизартрии– следствие очаговых поражений ЦНС в области корковых структур мозга. Данная форма отображает целый ряд расстройств речевой моторики в виде:

  • Замещения шипящих звуков на свистящие и наоборот;
  • Распада на составные части сочетаний многих согласных звуков;
  • Замещения звонких звуков на глухие, а твердых на мягкие;
  • Увеличения голосового тона;
  • Замедленной и инертной артикуляцией;
  • Пропусков целых слогов или их перестановки, что обусловлено трудностью определенных движений языка.

По степени тяжести, сопровождающих дизартрию симптомов, заболевание имеет три стадии течения:

  1. Легкую и стертую, проявляющиеся стойким нарушением артикуляции, в особенности произношения свистящих звуков и шипящих.
  2. Средняя или типичная стадии, характеризуются четкими артикулярными расстройствами.
  3. Тяжелой, обусловленной полным отсутствием членораздельного произношения – анартрией.

Дизартрия. Что это? Симптомы и как лечить? Просто о сложном

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту для получения точного диагноза и назначения индивидуального плана лечения. Только профессионал сможет определить вид дизартрии и подобрать эффективные методы терапии.

СОВЕТ №2

Изучите методики речевой терапии, которые могут помочь улучшить произношение звуков и укрепить мышцы речевого аппарата. Регулярные занятия с логопедом или специальные упражнения дома могут значительно улучшить состояние.

СОВЕТ №3

Избегайте стрессовых ситуаций, которые могут усугубить симптомы дизартрии

Психологическое состояние имеет важное значение для успешной реабилитации, поэтому старайтесь поддерживать позитивный настрой и общаться с близкими

Профилактика и рекомендации

При появлении первых признаков дизартрии необходимо стимулировать развитие ребенка, уделить особое внимание его социализации. В дальнейшем это позволит избежать различных проблем, связанных с нарушением речи

Среди рекомендаций психологов и неврологов:

  • ежедневно заниматься с ребенком лепкой, рисованием, мозаикой, собирать пазлы, которые стимулируют мелкую моторику и работу мозга;
  • подобрать ребенку интересное хобби, дополнительное музыкальное образование для стимуляции слухового анализатора;
  • выполнять рекомендации логопеда, заниматься массажем в домашних условиях не менее 3−4 раз в день;
  • больше читать, учить стихотворения и скороговорки.

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:

  • логопедический массаж,
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • упражнения для мелкой моторики;
  • общее укрепление нервной системы.

Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома при дизартрии. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе

Симптоматика дизартрии

Дизартрию идентифицируют по речевым и неречевым симптомам (признакам).

Речевые симптомы:

  • Нарушение голосообразования;
  • Нарушение звукопроизношения;
  • Нарушение ритмико-интонационных средств речи (тембр, темп, сила голоса, ритм, модуляция, логическое ударение, интонация, речевое дыхание, эмоциональная окраска, плотность голоса, дикция и общая мелодика речи);
  • Нарушение восприятия звуков и их различения;
  • Нарушение грамматического строя речи;
  • Бедный словарный запас.

Неречевые симптомы:

  • Нарушение сосания у детей младенческого возраста;
  • Нарушения жевания и глотания мягкой, твердой пищи;
  • Гиперсаливация (повышенное слюноотделение);
  • Паралич и парезы речевых мышц, мышц туловища и конечностей;
  • Нарушение познавательной деятельности;
  • Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  • Вторичные психические наслоения.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка. 

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они  позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Виды и стадии дизартрии

Выделяют 5 видов патологии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую. Возможно их сочетание.

Бульбарная дизартрия

Причиной этой формы болезни является поражение ядер черепно-мозговых нервов: блуждающего, языкоглоточного, подъязычного, которые иннервируют артикуляционные органы. Нарушаются функции мышц, которые иннервируют эти органы — жевание, мимика, глотание, выделение слюны. У маленьких детей страдает сосание.

Псевдобульбарная дизартрия

Возникает вследствие повреждения корково-ядерных проводящих путей. Сопровождается парезом и излишним сокращением мускулатуры. Нарушено глотание, произвольное и координированное действие мышц. Ребенку сложно переключиться с одного звука на другой.

Подкорковая дизартрия

Эта форма, которая называется также экстрапирамидной, возникает вследствие поражения подкорковых ядер. Характерны сокращения артикуляционных мышц, которые не поддаются контролю. Они присутствуют постоянно и усиливаются во время разговора. Голос тихий, возможны выкрики, изменение темпа речи в любую сторону, заикание.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковый вид расстройства речи возникает из-за вовлечения в патологический процесс структур мозжечка. Сопровождаются дрожанием языка, выкриками, неравномерной речью. Разговор медленный, непонятный. Звуки с участием кончика языка и губ произносятся неправильно. Шаткость походки, проблемы с равновесием, неуклюжесть являются подтверждением, что это диагноз мозжечковая дизартрия у ребенка.

Корковая дизартрия

Обусловлена поражением коры головного мозга. Изменены произвольные движения артикуляционных мышц. Характерно изменение голоса, сбой дыхания во время разговора. Дошкольники не владеют письменной речью, не могут читать, понимать речь другого человека, что затрудняет обучение, интеллектуальное развитие.

Стадии дизартрии

Выделяют 4 степени дефекта по степени выраженности клинических проявлений:

  • 1 степень тяжести, или стертая форма. Ее можно заметить по артикуляционным нарушениям, ограничению объема движений, отклонению языка, его дрожанию, трудностям, когда органы речи нужно с одного положения перевести в другое. Признаки обычно слабо выражены. У маленьких детей нарушен процесс сосания;
  • При 2 степени тяжести проявления дефекты более выражены. Они заметны для окружающих, но особо не ограничивают общение;
  • 3 степень характеризуется выраженной клинической картиной. Расстройства речи заметны, поэтому незнакомые люди в большинстве не понимают ребенка. Общение с близкими людьми и теми, кого ребенок видит каждый день, доступно;
  • 4 степень, самая тяжелая, характеризуется полным отсутствием речевой функции или ее затруднением. Общение даже с родственниками возможно только жестом и мимикой.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: