Слайд 40 Для речи детей 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характерны эхолалии,
имеется также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в эмоционально насыщенной ситуации, либо представляющих собой цитаты из любимых книг, которыми ребенок может комментировать реальную ситуацию. У этих детей отмечаются стереотипные просьбы и обращения, где глагол используется в инфинитиве, а о себе ребенок говорит во 2-м или 3-м лице. Но часто дети этой группы предпочитают обращаться и просить не речью, а криком или просто подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в нужный предмет. В их речи нет развернутых фраз (за исключением цитат), нет пересказа, даже короткого. При этом характерны нарушения произносительной стороны речевого высказывания: четкая, скандированная, с жесткой интонацией речь. Спонтанные фразы аграмматичны: не употребляются предлоги, прилагательные практически отсутствуют.
Слайд 16Порождение речевого высказывания В процессе порождения речевого высказывания можно выделить два основных
этапа. Первый связан с отбором элементов и является семантичеким. Второй – с оформлением высказываний в соответствии с грамматическими нормами языка. Идея многоуровневности порождения речевого высказывания была высказана Л. С. Выготским. Он выделяет в этом процессе следующие три уровня: мысль или синтаксис словесных значений; словесный синтаксис и грамматика слов; фазически звучащая речь. Первые два уровня, по мнению Л. С. Выготского, составляют внутреннюю речь, третий – внешнюю. Представление об этапности, многоуровневности этого процесса лежит в основе практически всех существующих в настоящее время моделей порождения речевого высказывания. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется смысловая программа высказывания, которая раскрывает замысел в его первоначальном воплощении. Она объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать, в какой последовательности и как сказать. Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.
Слайд 43Образовательные потребности детей с ОВЗ: Особые образовательные потребности различаются у детей разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям
с ОВЗ:
· начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
· обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Слайд 20Слоговая структура В стадии формирования:Элизии — усечение количества слогов в слове.Персеверации –
инертное «застревание» на произнесении какого-либо слога (звука) в слове.Антиципации – уподобление одного слога другому.Итерации – добавление лишней слогообразующей гласной.Перестановки слогов в слове.Контаминации – соединение двух слов.
Примеры:«матофон»-магнитофон; «кодил»- крокодил; «просоник»-поросёнок.«магазим»-магазин; «у деда Модоза»- у деда Мороза; «мермишель»-вермишель.«питетан»-капитан; «бабака»-собака; «солесо»-колесо; «увивермаг».«кулубника»-клубника; «терава»-трава; «тигор»-тигр.«тулощиве»; «раконива». «мабирает» -Маша собирает.
Слайд 23Связная речьСвязная речьПри составлении рассказа отмечается нарушение логической последовательности;«застревание» на второстепенных
деталях;бедность и однообразие синтаксических конструкций;встречаются аграмматизмы;нередки случаи неточного словоупотребления, неадекватное использование лексических средств;иногда ребенок просто перечисляет предметы, изображенные на серии сюжетных картинок.
Примеры:«Сначала они пошли в поход. Потом нашли ёжоника. И потом сначала несут его, потом давают молока. Все.»«Девочка и мальчик пошли собирать грибы с кастрюлями.Собирают. Потом они забулдились. Они встретили одного дяденьку. Он медведев застреляет. Он говорит, как идете домой. Нашли они дом.»«Девочка сидит и шьет носоки. Кот захотел поиграть. Стал все крутить. А девочка ушла. И колобок со стола свалил. А девочка другая пришла. Она руки вверх! Теперь ремнем кота.»
Слайд 14 Согласно психолого-педагогической классификации, в основе которой лежит учет объема и качества
средств общения (1-ая группа речевой патологии), а также применения средств общения (2-ая группа речевой патологии),
нарушения устной речи подразделяют на:
1-ая гр.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.2-ая гр.Заикание.
Слайд 22Грамматический стройПримеры:Вербальные парафазии:«чашка»-стакан; «перчатки»- варежки; «цветы»-клумба; «борода»-подбородок; «табуретка»-стул; «печет»-варит; «вышивает, вяжет»-шьет.
Подбор антонимов:широкий–«маленький»; короткий-«большой»; смеяться–«не смеяться»; больной–«веселый», «дома оставаться»; высоко–«быстро»; Подбор синонимов (осуществляется с трудом):дети–«детики», «молодые»; плачет–«кислый»; веселится–«добрый», «играет»; врач–«лечит», «врачи»; плачет–«грустная»; дом–«дома», «домик».
Примеры:Нарушение порядка слов в предложении:«Заяц скакает на снеге белый.»«Мальчики приходят снеговик и строит.»Неправильное использование падежных форм:«гнездов», «ребёнки», «у братов», «из дерев» – с деревьев, «5 деревей», «5 медвежонков»; «нет глазов, глазей», «нет окныв, окын», «5карандашов». Ошибки в употреблении множественного числа имен существительных:«поезды», «деревы», «ухи», «стулы».Недостаточная сформированность навыка словообразования:«сливный, сливочный»-сливовый, «глинный, глиновый, глинистый»,«лисячий, лисучий», «волчачий,волкний, волчучий», «зайчачий, зайчиный»
Слайд 42 У ребенка 4-й группы с повышенной ранимостью окружающим миром мы встречаемся
с тихой, нечеткой речью и снова сталкиваемся с эхолалиями, иногда отставленными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, речью, но пересказ для него труден. Часто создается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, и в то же время мы видим его моментальную живую реакцию на сложный сказочный образ, какую-то эмоционально задевшую его ситуацию. Очень часто нарушено звукопроизношение, но в аффективно насыщенной ситуации ребенок может произносить все звуки и сложные звукосочетания правильно и чисто. Характерна высокая чувствительность к структуре слова. Никогда не бывают нарушения порядка слогов, их замены. Темп и плавность речи тоже могут быть изменены, чаще встречается его замедление, чем ускорение; иногда отмечается заикание.
Слайд 3 Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. К основным категориям
детей с ОВЗ относятся (по классификации В.А.Лапшина, Б.П.Пузанова) :
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;5. Дети с умственной отсталостью;6. Дети с задержкой психического развития;7. Дети с нарушением поведения и общения, в том числе с РДА; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).