Развитие импрессивной и экспрессивной речи у детей. статья нцрдо

Характеристика поведения

При такой модели поведения преобладают действия, привлекающие внимания: таким людям свойственно быть в центре всеобщего внимания.

Из них нередко выходят успешные актеры, певцы, музыканты. Экспрессивное поведение характерно для творческой среды.

Также в этом поведении зачастую наблюдается двойственность стандартов: уверенные на публике, такие люди бывают нерешительны в своих реальных действиях, нередко стараясь переложить ответственность на кого-то другого.

Экспрессивность поведения зачастую связана с прямотой и честностью, однако при должном умении поведенческие реакции могут умело симулировать что-либо. В поведении характерно постоянное динамичное стремление: от быстроты движений до скорости принятия решений.

В речи преобладают утвердительные предложения, восклицания — как положительные, так и отрицательные. Предложения строятся из сложноподчиненных конструкций, характерно обилие междометий, предлогов, наречий.

На лице как правило имеются следы мимических морщин, в особенности вокруг глаз, характерно быстрое движение глаз и губ, постоянно меняющееся выражение лица.

Ярким примером экспрессивной личности является герой русских народных сказок Иванушка-дурачок.

Его размашистые движения, упругая походка, быстрая и яркая речь, а также изображение в привлекающих внимание цветах одежды с выразительной улыбкой на лице позволяют составить портрет экспрессивного человека

Формы экспрессии, примеры

Экспрессия – это в психологии внешне проявляющееся выражение эмоций и чувств индивида. Она может выражаться в различных формах и играет важную роль в людской коммуникации, так как важна для установления взаимопонимания. К закрытому, замкнутому человеку люди относятся настороженно и подозрительно.

Обмен эмоциями является неотъемлемой частью жизни общества. Не имея возможности делиться своими эмоциями и переживаниями, человек может впасть в угнетенное состояние, ощущать себя потерянным и одиноким.

Это позволяет в полной мере ощутить всю гамму настроений, переживаний и чувств, без которых невозможно ощутить полноценность жизни. Поэтому человечеством были выработаны различные формы демонстрации эмоций.

Мимика

При помощи мимики, или по-другому, движений мышц лица, человек может максимально передать окружающим свое настроение и душевное состояние. На общее выражение лица особенно влияют глаза и улыбка.


Экспрессия в психологии может выражаться в мимике.

Глаза, как известно, максимально отражают текущий настрой человека и способны передавать собеседнику максимум информации. Взгляд может быть полон нежности или гнева, пылать страстью или леденить холодом, выражать почтение и презрение.

Экспрессия взгляда имеет очень мощную силу, недаром зрительное взаимодействие позволяет в буквальном смысле «читать» мысли другого человека. Прямой вызывающий взгляд глаза в глаза обычно демонстрирует доминирование и превосходство.

Потупленные, отведенные в сторону глаза, свидетельствует о том, что человек не уверен в себе или же что ему есть что скрывать. Еще одной формой проявления экспрессии является улыбка. С её помощью можно передать радость от общения с собеседником и расположить его к себе.

Улыбка может быть разной по своему посылу – заигрывающей, виноватой, надменной, искренней и тот, человек, который не подавляет в себе свои душевные порывы, активно использует в жизни этот экспрессивный инструмент для выражения эмоций.

Пантомимика

Пантомимика представляет собой сочетание мимики лица и телесных движений, поз, жестов. При такой комбинации экспрессия проявляется наиболее ярко. Характер жестов и движений человека на рефлекторном уровне меняется по настроению.

Положение тела, жестикуляция, походка способны выдавать чувства человека, даже если он того не желает.

Состояние Пантомимимка
Злость, ярость Жесты грубы, резки, движения напряжены и плохо скоординированы.
Счастье, радость Свободная и широкая жестикуляция, кажется, что человек готов обнять весь мир. Походка пружинистая, уверенная, шаг широкий.
Грусть, подавленность Жестикуляция практически отсутствует, плечи опущены, походка грузная, шаркающая.

Много о настроении в данный момент может рассказать положение рук. При отсутствии желания устанавливать контакт они могут быть скрещены на груди, при досаде – сжаты в кулаки. Если человек спокоен, всем удовлетворен, то движения его рук округлые и плавные.

Вербальная (речевая) экспрессия

Окраска произносимых речей способна передать настроение не меньше чем выражение лица и телесные движения. Речь экспрессивных людей буквально пропитана эмоциями.

Это может выражаться в:

  • использовании различных форм слов – преувеличенных, уменьшительно-ласкательных;
  • особом эмоциональном построении фраз и выражений – когда качественная характеристика может быть усилена междометиями (эх, ух, ох);
  • эмоциональной окраске речи – изменении тембра голоса, громкости и интонации. Так чрезмерно возбужденный человек может говорить громко, хриплый и тихий голос выдаст тревожное состояние, а мягкий и бархатный свидетельствует о хорошем расположении духа;
  • использовании физиологических проявлений эмоций – плача, смеха, рыданий, воплей, демонстративного молчания.

Родители

Перцептивные педагогические способности – это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова). Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.

В период раннего детства именно папа с мамой являются примерами для подражания и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений. До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику. Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.

Этиология и характер отклонения

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыки Возраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей 1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами) 3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно 4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление 5 мес.
Узнает свое имя 6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами 7 мес.
Знает названия частей лица 7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами 8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате 9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге 10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя» 11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета. 1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам 2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д. 2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами 3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы 3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами 4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость 5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем. В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация. Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии

Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:

Формы, относящиеся к экспрессивной речи Формы, относящиеся к импрессивной речи
  • устная речь;
  • письменная речь.
  • восприятие устной речи;
  • чтение (осознание написанного).

Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.

При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.

За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.

При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.

В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.

Коррекция состояния

Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.

Что могут обнаружить:

  • тугоухость;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • кисты;
  • гидроцефалию;
  • эписиндром.

При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.

Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент. После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы. Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».

Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.

Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.

Примеры упражнений в логопедии:

  • разделение предметов по признакам;
  • действия со знакомыми игрушками;
  • подражание звуками;
  • обучение эмоциональности;
  • введение в речь глаголов для описания действий;
  • использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • отработка вопросительной, побудительной интонации.

Например, ребенку предлагают уложить спать куклу

Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить

Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.

Письменная речь

В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.

Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого «сообщения», чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.

Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.

Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.

С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.

Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как «большие и ужасные». Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.

Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят «как по-писаному», потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.

Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема — как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как «голым словом» склонить читающего к нужному действию.

Развитие в норме

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).

По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:

  • гуканье;
  • гуление;
  • смех;
  • плач;
  • лепет;
  • имитация звуков, воспроизводимых родителями;
  • умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»);
  • словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет);
  • способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года);
  • расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов);
  • активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей;
  • способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок;
  • освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
  • освоение этнических навыков (акцент, диалект).

Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.

Такими, как:

  • реагирование на обращенную к ним речь (происходит по достижению ребенком 6 мес.);
  • способность соотнести услышанное с конкретным изображением (например, на карточке или в окружающей ребенка обстановке);
  • умение соотнести показанное взрослым действие с имеющим к нему отношение изображением (например, если родитель имитирует удары молотком по гвоздям, ребенок должен достать из ящика с разными инструментами именно показываемый взрослым рабочий инструмент);
  • понимание лексики, связанной с описанием действий и качеством предметов бытового обихода (цвета, материал, фактура, размер и так далее);
  • возможность реализовать указания, состоящие из 2 и более этапов;
  • понимание значения используемых в речи предлогов и союзов (например, в норме ребенок не должен путать «и» с «или» и так далее);
  • способность восприятия сказок с помощью органов зрения (до 4 лет), а позднее только с помощью органов слуха (с 4-5 лет).

Клинико–педагогическая классификация

Подготовительный период развития речи делится на 4 этапа.

Первый этап — безусловно-рефлекторный, протекает в первые 2 месяца жизни

Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга. Крик ребенка вызывает ответные реакции у взрослых в зависимости от конкретной ситуации

На второй неделе неонатального периода ребенок должен кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах, а в полтора месяца следить за ними и поворачивать голову в сторону источника звука.Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни. Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е). Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания.Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни. Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни ребенка позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, свободно поворачивать голову на источник звука. Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием.Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с пятимесячного возраста. Ребенок произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь.

Экспрессивность как качество личности

Отдельные индивиды столь ярко и бурно демонстрируют свои эмоции, что экспрессивность является одной из главных черт их характера.

Степень экспрессивности зависит не от ситуации или ощущений человека в конкретный момент, а непосредственно от его личностных индивидуально-психологических характеристик. Они связаны с особенностями темперамента и психотипа человека и являются устойчивыми в изменяющихся условиях.

К свойствам личности, определяющим высокий уровень экспрессивности, относят:

  • доминирование процессов возбуждения нервно-вегетативной системы над торможением;
  • динамичность нервных реакций, которая ведет к частой смене настроений;
  • активность личности;
  • большую реактивность;
  • чувствительность, что обуславливает возникновение бурных эмоциональных ответов даже на незначительные раздражители.

Считается, что женщины экспрессивнее мужчин, так как у них эмоциональная сфера преобладает над интеллектуальной. Практически все дети проявляют экспрессивность, так как еще не умеют скрывать эмоции.

Примерный план работы

В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи

Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний

Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок. Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.

Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.

На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».

В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.

Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.

После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.

Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).

Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.

Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.

Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.

Статья «Особенности развития импрессивной речи детей 4-5 лет»

Важной задачей работы логопеда с дошкольниками с моторной алалией является развитие импрессивной речи. Импрессивная речь – психический процесс понимания устной или письменной речи

Ряд исследователей (И.Е. Валитова, Н.И. Дьякова, О.В. Сингаевская, А.В. Соболева, Л.С. Цветкова) подчеркивают, что понимание речевого высказывания как устного, так и письменного – начинается с восприятия речевого сообщения, проходит стадию декодирования сообщения (выделения информативных моментов), завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). Процесс восприятия речи отождествляется с процессом выделения и узнавания знаков языка, опознаванием структурных компонентов речи. Понимание слова основывается на анализе и синтезе звуков. Данный анализ осуществляется путем сравнения фонематической основы воспринимаемых звуковых комплексов и торможения несущественных звуковых признаков. Понимание значения слова во фразе напрямую обусловлено логико-грамматическими связями, связанными с ним. Это звено в структуре понимания речи гарантирует перешифровку логико-грамматических конструкций на единицы значения.

Импрессивная речь очень важна в процессе в речевого развития детей. Одним из отклонений речевого развития считается своеобразное нарушение речевых действий — порождение речевого высказывания и понимания в виде грамматических конструкций, которые видят в трудностях удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это может выражается в неиспользовании или неправильном использовании языковых элементов в процессе понимания речи и при построении собственного высказывания.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи. При этом нарушении нарушены операции отбора и программирования на всех этапах речевого высказывания. Из-за этого оказывается не сформирована вся речевая деятельность ребенка. Большинство авторов (Н.Ш. Александрова, О.А. Александрова, М.В. Белоусова, Г.И. Жаренкова В.А. Меркулова и т. д.) утверждают, что нарушения в импрессивной речи у детей с алалией это в основном системное недоразвитие понимания речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Импрессивная речь детей с алалией характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не всегда понимает обращенную речь.

Внутренняя и внешняя речь

Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика — услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро «перетечь» в чисто внутреннюю речь.

Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: «Это ужасно!» В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: «Это ужасно… Ужасно… А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник…»

Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Лечение задержки речевого развития в Саратове, России

Сарклиник применяет инновационные комплексные методы лечения речевых расстройств и отставания, задержки речевого развития у детей и подростков, дошкольников и младших школьников. Лечение нарушений речи включает в себя комплекс мероприятий в зависимости от причины их возникновения и характера речевых расстройств. В результате лечения задержки речевого развития, зрр восстанавливается работа периферического (рецепторного) и центрального (коркового) аппаратов речи, улучшается функционирование слухового и зрительного анализаторов, нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, происходит коррекция неврологических нарушений у детей. Эффективность комплексного лечения, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, нетрадиционные методики, специальный массаж и другие методы, достигает 87%. Лечение задержки речевого развития в Саратове, лечение отставания речевого развития в центре Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от речевых расстройств, нарушений речи, задержки психоречевого развития, зрр и отставания в речевом развитии вылечились сотни пациентов в возрасте от 6 месяцев до 20 лет. Сарклиник знает, как улучшить речь в России, как улучшить разговорную речь, дикцию речи, качество речи. Лечится тяжелая и средняя, легкая и очень грубая задержка развития, нарушения письменной речи, нарушения устной речи, нарушения формирования речи, системные нарушения норм речи, понимания и восприятия речи, произносительной стороны речи, грамматического строя речи, лексико грамматические нарушения. Сарклиник лечит тяжелые нарушения речи у детей. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в комплексном лечении.

В результате комплексной терапии улучшается звукопроизношение и дикция, увеличивается словарный запас, активизируется работа центра Брока и центра Вернике.

Расстройства

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.

Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.

Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС

По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.

Например:

Форма речевого расстройства Краткая характеристика
Афазии При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга.
Алалии При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития.
Дизартрии Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
  • псевдобульбарная;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.

Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС

Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:

  • заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
  • мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
  • сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).

Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата

Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:

  • механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
  • ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).

Различного происхождения

К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:

  • появление на свет в результате преждевременных родов;
  • наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
  • некорректная форма воспитания и общего развития.

Активная и пассивная форма речи

Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма — повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).

У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.

И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди — наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: