Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры

Учим ребёнка читать: обзор методик и прочие важные моменты

Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях

Процесс трудоемкий, сложный и очень ответственный. Родители должны проявлять настойчивость, иначе их усилия будут потрачены зря, но учебная среда должна быть дружелюбной, чтобы не мешать ребенку учиться.

Имейте в виду, что рано учить детей семи лет читать. Эта техника все еще слишком сложна для них и подходит только для детей 10-12 лет. К тому времени, когда дети достигнут этого возраста, лучше всего научить их читать в разговорном темпе. Это облегчает им запоминание и усвоение новой информации.

Если мать не знает, с чего начать обучение, ей следует обратиться в специализированные книжные магазины с руководствами для детей. Сегодня существует множество брошюр, которые помогут в этом процессе, поэтому будет из чего выбрать.

Самой эффективной на сегодняшний день считается книга «Азбука» Жуковой, где тщательно подбирается последовательность занятий и даются советы родителям, как правильно обучать чтению по слогам.

Игральные кости и карты очень подходят дошкольникам, которые только начинают осваивать основы чтения. Но для семилетних детей нужно покупать алфавиты, плакаты и пазлы.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Таблицы слогов — отличный способ выучить. Это особые наборы, состоящие из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Таблица ниже является лучшим примером этого:

Таблица Syllabus

Самое замечательное в этой технике то, что орфография — отличный способ попрактиковаться в артикуляционной системе вашего ребенка. Вы начинаете со слогов в медленном темпе, затем постепенно ускоряетесь. Конечный результат — это своего рода скороговорка, произносимая «на одном дыхании».

Благодаря этим занятиям он значительно улучшает словесную моторику и развивает ораторские навыки. Конечно, сначала вашему ребенку придется нелегко, поэтому не ждите немедленных результатов.

Вы можете сказать не более трех строк за один урок. Если ребенку сложно, то стоит довольствоваться 1 рядом, но внимательно его изучите. В противном случае уроки не дадут никакого эффекта.

Открытые слоги можно читать в двух направлениях — по диагонали или по вертикали. Согласный звук нужно «нарисовать» таким образом, чтобы он плавно и плавно переходил в гласный. Этот принцип характерен для диагонального чтения. Если вы читаете вертикально, гласная остается прежней, но согласная меняется.

Вот несколько эффективных упражнений, которые помогут научить детей 7 лет читать:

  1. Ребенок сидит в кресле, руки на коленях. По команде «высадиться» он начинает читать, а когда слышит слово «шериф», останавливается. Студент отдыхает несколько секунд, затем дается команда «прекратить чтение», и он / она должен найти строку, на которой он / она закончил чтение, и продолжить процесс. Упражнение можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время выполнения упражнения «Буксировка» скорость чтения следует изменить с медленной на более высокую. Ребенок не должен отставать в скорости чтения. Затем ученику следует перейти к чтению про себя, которое также следует повторить.

Через некоторое время снова начните произносить слова вслух.

Эти занятия лучше всего проводить с группой детей. Однако, если уроки проводятся с семьей, в них должны участвовать оба родителя.

Учим произносить слоги слитно

Теперь разберем некоторые конкретные способы, которые смогут помочь вам научить читать слоги слитно.

Для начала запомните главное правило успешного обучения: все занятия дошкольника должны быть ему интересны, а иначе он будет быстро уставать, а материал плохо запоминаться!

Полностью повторите весь алфавит от А до Я. Ребенок должен легко и быстро назвать каждую букву без затруднений. Если он допускает ошибки, то это говорит о том, что знаний еще недостаточно. Предложите малышу назвать любое слово, например животное или растение, которое начинается на букву алфавита. И так же наоборот, он должен четко называть букву на которую начинается слово.

Визуальное восприятие у многих детей развито больше, чем слуховое. Чтобы запомнить каждую букву, можно ее нарисовать на бумаге яркими красками или изобразить на снегу (если это зима). В первую очередь, будет запоминаться именно сам процесс, а после этого будет легче запомнить ту букву, которую вы вместе изучали во время веселых занятий.

Не учите малыша запоминать названия букв, нужно чтобы он знал непосредственно звуки. Ведь буква «ЭН» и звук «Н» будут читаться по-разному в слове. Потом переучить детку будет гораздо сложнее.

Смотря на буквы, малыш должен понимать, такие звуки нужно произносить, таким образом, намного проще будет его научить читать слоги.

Для начала научите складывать слоги, которые заканчиваются на гласную букву, а затем все остальные. Ведь большинство слогов, которые заканчиваются на согласную букву, уже обозначают слова. Таким образом, дошкольник научится отличать слоги от слов и вдумываться.

После того, когда малыш научился отчетливо выговаривать слоги и хорошо произносить все буквы, можно приступать к чтению коротких слов. Начать стоит тех, которые ему будут понятны и хорошо известны. К примеру, это могут быть: «дом», «сон», «мак», «рот» и т. д. Идеальным дополнением будет картинка, иллюстрирующая слово.

Родители должны внимательно слушать процесс чтения. Между словами нужно делать паузу, обособлять интонацией знаки препинания. Если контроля не будет, то чадо может приобрести неверные навыки, которые будет сложно исправить в будущем.

Дайте время, чтобы он освоился в этом деле, а потом уже предлагайте читать книги.

Пение слогов – уникальный метод научить правильному сложению слогов. Есть целые детские песни, которые состоят из отдельных коротких фраз и слов, благодаря им можно легко запомнить звуки.

Что такое дислексия и дисграфия

Дислексия — это изолированное нарушение, которое вызывает трудности в освоении навыков чтения. Очень часто вместе с дислексией ребенок сталкивается с дисграфией — сложностями в освоении письма. Почему они называются «изолированными»? Потому что не влияют на интеллектуальный уровень человека: ребенок с дисграфией и дислексией не глупее остальных детей, просто ему сложнее научиться читать и писать.

Можно ли считать эти нарушения болезнью? У специалистов на этот счет нет общего мнения, но дисграфия и дислексия включены в Международный классификатор болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), который действует в России и большинстве развитых стран.

Дислексия и дисграфия — нарушение, при котором ребенок допускает специфические ошибки в письме или чтении. Связанно это с несформированностью определенных психических функций, обеспечивающих процесс письма или чтения. Понять, какие зоны недосформированы, поможет специалист. Основное нарушение при дислексии — стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами — из-за этого ребенок (или взрослый) не понимает суть прочитанного текста.

Дислексия и/или дисграфия может быть:

Акустико-артикуляционная. Детям с таким видом нарушения сложно воспринимать информацию на слух: эти ребята могут путать буквы, похожие визуально, заменять глухой звук на звонкий и наоборот. Регуляторная. Ее еще называют дизорфография. Здесь самая частая ошибка — пропуски букв, слогов, даже элементов букв

Особое внимание стоит обратить тогда, когда ребенок уже должен знать правила и использовать их, но при этом продолжает допускать типичные ошибки. Таким детям сложно определить начало и конец предложения, они часто «прилепляют» союзы и предлоги к слову: вдоме, наулице и т

д. Аграмматическая. Детям с этим нарушением трудно уловить связь между словами в предложении и предложениями в тексте. Например, задание «составь из слов «бегает, забор, кошка, белая» предложение», будет для них очень сложным. То же и с предложениями: выстроить их в логичный рассказ у таких детей, скорее всего, не получится. Им сложно образовывать новые формы слова, подбирать окончания и менять суффиксы. Оптическая и оптико-пространственная. Такому ребенку будет тяжело ориентироваться на странице (те самые «две клеточки сверху, три — слева»), он будет путать похожие буквы, менять прописные на печатные и наоборот. Это именно то нарушение, которое может повлиять на почерк: наклон и высоту букв, ширину написания. Буквы часто зеркалят, гласные — пропускают или заменяют.

Определить дисграфию или дислексию может только специалист. Как правило, диагноз ставят не раньше второго класса — то есть к тому времени, когда ребенок уже должен освоить чтение и письмо и некоторое время этим навыком пользоваться. Но «красные флаги» родители могут заметить и до школы. Соответственно, и помочь ребенку получится раньше.

Четвертый этап обучения

На очередь простым предложениям приходят распространенные. Ваше чадо уже совершил первый важный шаг в своем развитии: узнавание отдельных слов и понимание их значения. Второй шаг, который происходит на этой ступени, — узнавание слов в предложениях и понимание их в совокупности, как более сложные понятия.

Итак, здесь действует тот же принцип, что и на третьей стадии. Вы постепенно увеличиваете количество слов в предложении. Например, начиная с «Собака лает» и заканчивая «Собака громко лает возле дома».

Постепенно продолжайте все также уменьшать шрифт и увеличивать количество слов. Также к концу четвертого этапа приходит время, чтобы сменить красный цвет фломастера на черный.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Возможные последствия слишком раннего и неправильного обучения

Несмотря на то, что сегодня так популярны детские центры раннего развития, где детей учат читать, писать и считать с первых месяцев жизни, многие неврологи и психологи отмечают негативные последствия для малышей. Специалисты обуславливают свою точку зрения тем, что взрослые вмешиваются в мозговую деятельность малыша, когда он ещё не готов к такой нагрузке. И последствия этого могут проявляться:

  • неврозами, истериками и агрессивным поведением: несформированная нервная система не готова к восприятию такого количества информации, которую предоставляют педагоги раннего развития. Поэтому по мере взросления дети плохо спят, становятся нервными, склонными к агрессии и неадекватному поведению. Это симптомы перегрузки нервной системы, поэтому такая ситуация требует консультации врача;
  • функциональные нарушения в работе головного мозга: это проявляется в полном отсутствии интереса к учёбе у ребёнка. Причём педагоги не устают повторять, что малыш может учиться, все схватывает с первых минут, обладает хорошей памятью и логикой, но у него нет стремления и желания что-либо делать. Это связано с ранними нагрузками на мозговую деятельность и с возрастом организм как бы защищает себя от перенапряжения и перебора информацией, хотя уже готов её воспринимать;
  • у некоторых детей значительно уменьшаются шансы и возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Многие педагоги и психологи настаивают, что обучать детей чтению до четырёх-пяти лет не только не желательно, но и опасно. В раннем возрасте дети не готовы к восприятию и дифференциации звуков, которые необходимо знать, чтобы освоить чтение. Если учить ребёнка читать до четырёх лет, то у него вырабатывается неэффективный механизм чтения, т.е. малыш просто визуально запоминает слова, слоги, но не способен понять, как сложить буквы в слоги. Этот механизм восприятия остаётся и в более старшем возрасте. И переучить ребёнка правильному принципу чтения очень сложно.

Почему не нужно учить читать детей слишком рано — видео

Родители — главные помощники детей на пути к обучению чтению. Малыш доверяет маме, ведь он привык, что она читает ему сказки и различные истории. Многие специалисты и педагоги настаивают, что не стоит спешить и пытаться научить читать ребёнка в год, который ещё не может говорить. Малыш должен быть полностью готов к началу восприятия букв и звуков. Постепенно можно знакомить кроху с буквами, потом слогами, а затем словами. Проводите все занятия в игровой форме, чтобы ребёнок был заинтересован. А также не забывайте поощрять малыша и тогда успех обучающего процесса вам обеспечен.

Игры для обучения чтению

Есть разные игры, которые помогут ребёнку быстрее запомнить буквы:

Гаражи

Напишите слово из нескольких слогов, разрежьте на слоги-карточки и разложите не по порядку. Теперь дайте ребёнку машинки и попросите заехать в гараж с определённым слогом. Когда все машины будут припаркованы, пусть ребёнок попробует составить слово.

Магазин

Приготовьте карточки с разными слогами и товары, например пластиковые фрукты и овощи. Карточки будут деньгами. Но каждый товар можно купить только за тот слог, с которого он начинается. То есть чтобы купить картошку, нужна карточка с «ка», а помидор — карточка с «по».

Слоговое домино

Игру можно сделать самим: вырезать доминошки и на каждой вместо кружочков написать слоги. Задача игроков — подобрать подходящие слоги, чтобы получилось слово.

Потерялось слово

Разложите перед ребёнком карточки со словами и прочитайте предложение, пропустив какое-то слово. Ребёнок должен понять, какое слово подходит по смыслу.

Материал по теме

Детский тариф: подборка лучших предложений от МТС

Первое предложение

Обучение чтению почти завершено, и если все идет правильно, то малыш без труда сможет прочитать свое первое предложение. Оно должно быть простым и понятным, например: «Инна мыла раму», причем читать небольшое предложение можно еще до того, как будут изучены все звуки, главное – чтобы в выбранном кусочке были только знакомые малышу слоги.

Как правило, этот этап проходит быстро и весело, ребенку нравится то, что он может прочесть, дети с удовольствием начинают практиковаться и нередко благодаря своей языковой интуиции и удивительной памяти читают даже те буквы, которые с родителями пока не изучались.

Такова пошаговая программа изучения чтения в дошкольном возрасте. Если мама и папа были терпеливы и деликатны, хвалили своего малыша, то уроки в домашних условиях проходили легко и весело, поэтому и успехи порадуют обоих. Тренировки должны проводиться регулярно, но не занимать много времени – прекратить надо еще до того, как малыш устал, обязательно сообщить ему, что уже завтра предстоит знакомство с еще более интересной информацией, тогда он с нетерпением будет ждать следующего занятия.

Буквослагательный метод

Буквослагательный метод обучения чтению применялся ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Использовать его в России стали с XVI и до середины XIX века.

Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». «Буки да аз, буки да аз». Что будет? — «ба-ба».

Такой, чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали.

Недостатки буквослагательного метода:

Во-первых, не развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. И во-вторых, этот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. В итоге три — четыре года ходили в школу, чтобы получить основы грамоты.

После XVIII века буквослагательный метод был несколько усовершенствован: из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов, ученикам предлагалось выучивать сразу слоги.

Для упражнения навыка из известных слогов составлялись все более сложные слова. Этот способ обучения грамоте получил название слогового метода.

Методики обучения чтению по слогам

Вопрос об обучении дошкольников чтению очень актуальный, особенно для тех, кто активно занялся подготовкой ребенка к школе. Ведь, по новым стандартам, первоклассник, идя в школу, уже должен хорошо уметь читать.

Еще с советских времен и до настоящего времени в сфере обучения чтению появилось множество различных методик. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, и выбор какой-либо из них должен быть основан не на желании родителей использовать ее, а на индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка.

Методика обучения чтению целыми словами была очень популярна в 90-е года прошлого столетия. Ее преимущество заключалось в том, что ребенок быстро накапливал запас заученных слов и мог пользоваться этими знаниями про чтении предложений и небольших рассказов.

Недостаток методики состоял в том, что не каждый ребенок мог запомнить большой объем слов. Также многие дети не узнавали заученные слова, если те были написаны другим шрифтом или цветом. Также проблема заключалась еще и в том, что длинные слова могли далеко не все дети.

Кубики Зайцева – это еще одна методика, о которой слышали почти все родители. На кубиках размещены целые слоги. Зайцев ставит своей задачей показать ребенку те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке.

Преимущества данной методики заключаются в том, что ребенок учится воспринимать слог, как единицу процесса чтения, недостатком считается то, что впоследствии дети не могут отличить слоги от отдельных звуков, что негативно сказывается на понимании фонетики.

Все педагоги единодушно утверждают, что лучше традиционной методики обучения чтению пока нет никаких достойных альтернатив. Современную традиционную методику обучения чтению можно поделить условно на два подхода: фонетический подход и складовая методика.

Фонетический подход – это тот метод, по которому учили читать еще в советское время, т.е. от звука к слогу, от слога – к слову, от слова – к предложению и далее. К этому подходу можно отнести современный метод чтения Монтессори.

Складовая методика рассматривает склад, как отдельную единицу слова, что упрощает обучение, так как ребенок учится чтению по слогам, складывая согласные и гласные звуки. Складовая методика обучения появилась достаточно давно, еще в старой России, но из современных методов, работающих по этой схеме можно считать методику, основанную на кубиках Зайцева.

При обучении чтению очень важно учитывать не только возрастные и психологические особенности ребенка, и уж, конечно же, не гнаться за новыми веяниями моды, когда детей начинают учить читать одновременно с освоением горшка, а придерживаться определенных принципов, и помнить, что ребенка нужно учить не буквам, а звукам. Можно использовать компьютерные технологии при обучению ребенка чтению, главное не отбить у него желание изучать новое

Методика обучения чтению целыми словами

Как научить ребенка читать быстро и с удовольствием

Если ваш ребенок плохо читает и, по возможности, старается избегать встречи с книгой, не спешите отчаиваться

Детям важно быть успешными и нравится им то, что хорошо получается. Если они ежедневно чувствуют, что читают, считают, говорят по-английски хуже одноклассников, никакой любви к этому предмету они испытывать не будут

Даже, напротив, попытаются саботировать процесс: «Кому нужна эта математика/литература!?» О том, как исправить ситуацию с чтением, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.

Мониторить качество чтения ребенка нужно с ранних лет. Если вы хотите сами учить малыша читать, рекомендую изучить соответствующую литературу перед тем, как покупать красочную азбуку. Многие проблемы с чтением у ребенка возникают именно из-за родительских ошибок. Часто детей учат буквам, а не звукам. Вот только когда дело доходит до слогов, ребенок почему-то читает не «бу», а «бЭу», не «ма», а «мЭа» или «Эма». Приходится переучиваться.

Что делать, если ребенок читает медленно?

Нужно выявить проблему. Не может быть так, что одинаково плохо все, поэтому надо сесть с ребенком и скрупулезно искать моменты, которые ему не даются.

  • Первым делом проверьте, не заменяет ли ребенок звуки на буквы. Для проверки предложите ему листочек с буквами. Покажите ему на букву и попросите ребенка назвать звук. В идеале он должен делать это быстро, без раздумий. Удобно пользоваться карточками. Это листок размером с визитку из бумаги, которая не просвечивает. Подготовьте стопку таких карточек и напишите на одной стороне букву, а на другой — звук. Перемешайте карточки и показывайте ребенку по очереди сторону с буквой. Его задача — как можно скорее назвать звук. Те карточки, что получаются медленнее других или забываются, отложите в сторону. Затем перемешайте их и тренируйте чаще. Потом можно показывать звук (другую сторону карточки) и попросить назвать букву.
  • Узнайте, не путает ли ребенок похожие по написанию буквы? Например, В и Б. Теперь переходите к открытым, а потом закрытым слогам. Обратите внимания на сложные звукосочетания (например, поРТФель). Сначала выявите проблемные слоги (при чтении текстов). Теперь дайте ребенку столбики со словами, содержащими проблемные места, и тренируйтесь. Чтение — навык, который можно выработать с помощью ежедневной практики.
  • Считается, что ребенок должен читать буквы с такой же скоростью, как и числа. Для проверки этого параметра нужно дать ему по очереди длинную последовательность чисел, а потом букв и засечь время.
  • Если у ребенка просто низкая скорость чтения, попробуйте предложить ему столбики слов разной сложности. Нужно читать слова и оттачивать скорость. Также разгон по скорости обеспечат несколько легких методик скорочтения:

1.Чтение со шторкой. Возьмите обыкновенный лист бумаги и плавно ведите сверху вниз. Ребенок должен стараться успеть прочитать строчку, пока вы не закрыли ее.

2. Чтение с мотором. Пусть ребенок сложит все пальцы кроме больших в замок, а большими (по принципу моторчика) крутит вперед или назад. Параллельно с этим упражнением нужно читать текст. Чем быстрее будут двигаться большие пальцы, тем быстрее он будет читать.

3. Чтение с указкой. Возьмите карандаш и ведите от начала строки к концу, пока ребенок читает текст. Суть в том, чтобы он успевал читать и не отставал глазами от вашей указки. Все эти методики отлично тренируют скорость чтения.

Имейте в виду, что достижения ребенка нужно отмечать и обязательно хвалить его за успехи. Ведите дневник, где будут отражены результаты. Отработал стопку из «сложных» карточек на 10 секунд быстрее чем вчера? Читал с методикой «Шторк» 15 минут перед сном? Отлично! Не скупитесь на похвалу. Так у ребенка будет опыт достижений, и он поймет, что у него реально получается.

Первый этап занятий – словесные игры

Обучение чтению обязательно должно проводиться в игровой манере, в противном случае малыш быстро устанет и утратит интерес. На первом этапе необходимо пояснить ему, что слово состоит из слогов. Сделать это проще всего при помощи карточки. Сначала родитель показывает ребенку карточку, на которой написано простое слово (например, «собака»), потом разрезает его при помощи ножниц: со-ба-ка.

Далее можно предложить малышу поиграть со слогами.

«Рыболов»

Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.

Альбом со слогами

Предложите малышу поработать над созданием своего букваря. Такая идея ему точно понравится! Для начала берем обычный альбом для рисования. Каждый лист делим пополам. На одной половинке пишем слог, который изучаем сегодня. Предлагаем ребенку назвать предметы, которые начинаются на этот слог. Затем ему нужно  нарисовать их на второй половине листа. Можно использовать аппликации.

Самолетики

Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.

Магазин

Сначала взрослые готовят материал – те овощи, которые будут продаваться. Это могут быть картинки, игрушечные овощи, трава, даже настоящие продукты. Далее делаются карточки, которые будут играть роль «валюты», – они представляют собой написанные слоги, с которых начинаются наименования товаров (например, если на «прилавке» имеется кабачок, то обязательно должна быть карточка «КА»). Далее «деньги» даются детям, которые от имени кукол должны совершить покупки.

Основные методы обучения чтению

Характеризуя основные методы обучения чтению, можно выделить три основные группы.

Таблица: характеристика основных методов обучения чтению

Метод Его сущность Возможные недостатки
Звуковой метод. Основан на первоначальном знакомстве ребёнка с минимальными единицами — звуком и буквой. Малышу показывают звук, а затем соответствующую букву. Это даёт возможность провести звуко-буквенный анализ и осознавать прочитанный текст. Может возникнуть сложность в объединении звуков в слоги.
Метод целых слов (используется для раннего развития, пик популярности — 90-е гг.) Минимальной единицей чтения изначально становится слово, которое часто показывают малышу, и он его запоминает, а затем узнаёт в книгах, на магазинных вывесках и пр. На практике выяснилось, что метод наиболее приемлем для обучения чтению глухих детей. Обучение чтению целыми словами популярно в англоязычных странах, ведь там не нужно изменять слово по падежам и родам. Ребёнок вроде как накапливает словарный запас, однако часто не узнаёт слово, написанное других цветом или шрифтом. Кроме того, не каждый маленький ребёнок способен запомнить такой большой объём информации. В русском языке огромное количество словоформ: не исключено, что ребёнок в будущем не сможет или не захочет правильно склонять слово по падежам, родам и числам.
Чтение по складам Метод опирается на склады — сочетания согласных и гласных букв (это минимальная единица чтения). По мнению некоторых лингвистов, из складов состоят даже одиночные буквы (например, чтобы произнести А, нужно вначале напрячь определённые мышцы, а затем уже выдохнуть воздушную струю). Достоинства метода в том, что ребёнок сразу воспринимает слог в качестве единицы чтения (нет трудностей с соединением отдельных звуков). Не все дети могут впоследствии отличить звук от слога, возникают трудности с выделением отдельных звуков, разбором слова по составу.

Когда лучше учить ребенка читать

Принцип «чем раньше, тем лучше» в данном случае не работает. Более того, придерживаясь его, вы может получить прямо противоположный результат. Не так мало детей, которые знают все буквы уже лет с 2, но так и не начинают читать даже к 5 годам. И наоборот: есть дошколята, с которыми совсем не занимались чтением лет до 5-6, но они быстро схватывают и начинают читать по слогам через 2–3 месяца обучения.

Разумеется, важно понимать, что любые крайности вредны. Заставлять малыша в 2 года сидеть за букварем, если ему это неинтересно, так же как и откладывать обучение дошкольника чтению до последнего, надеясь, что за лето перед первым классом он свободно зачитает, — не правильно

Так какой же возраст считать «идеальным» для того, чтобы начинать учиться читать? Если обобщить рекомендации современных педагогов, то это 4,5 – 6 лет.

Конечно, если ваш трехлетний малыш без проблем запоминает буквы, с большим интересом рассматривает с мамой букварь, удивляет бабушек и дедушек, постоянно находя знакомые буквы и слоги на вывесках, — откладывать обучение до 4–5 лет не стоит. В остальных случаях, даже если у ребенка совсем нет интереса к чтению, к его 5 – 5,5 годам родителям уже серьёзно стоит задуматься – как организовать систематические занятия чтением. О том – как научить ребенка читать правильно, чтобы ваш ребенок захотел учиться читать и делал это успешно, разговор отдельный.

Подготовка к чтению

Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.

Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.

Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:

  • Назовите ребенку слово и попросите его угадать, на какой звук оно начинается и заканчивается. Помогите ему с первыми двумя-тремя словами, чтобы он точно знал, что от него требуется.
  • Предложите ребенку придумать слова, начинающиеся на сказанный вами звук.
  • Для этих целей прекрасно подойдет игра в «Города», только с тем учетом, что на последний звук можно называть любое подходящее слово.
  • Еще одна веселая игра позволит ребенку научиться выделять звуки из произнесенного слова. Правила ее состоят в следующем: договоритесь с ребенком о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а малыш, услышав знакомый звук, громко оповещает об этом хлопком, топотом или стуком.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: