Буква С
Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:
- звук вообще отсутствует (сок — ок),
- он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
- ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).
Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.
Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.
Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.
Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.
- «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
- «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
- «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
- «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.
Игры с буквой С
- Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
- Песенки, стишки, потешки.
Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.
Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.
Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.
- Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
- Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
- Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.
Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)
У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)
Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)
- Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
- Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)
Скороговорки с буквой С
- Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- У Сени с Саней в сетях сом с усами.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
- Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
- У киски в миске сливки скисли.
- Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
- В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
- Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.
Буква Ж
Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.
Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга
Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.
Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.
Игры с буквой Ж
- Жужжать как жук, пчела или муха.
- «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
- «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
- «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.
Скороговорки с буквой Ж
- Женя и Вика жуют ежевику.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
- Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
- У ужа — ужата, у ежа — ежата.
- У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)
После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.
Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.
Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым . В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.
Скороговорки:
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
- «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
Пословицы:
- «У всякой пташки свои замашки».
- «Знай кошка свое лукошко».
Стихи:
«На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка Машке нравится обед — Ничего вкуснее нет.»
Домашнее логопедическое занятие с дошкольником
Звук — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно
После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи
Упражнения
В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.
Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.
Бублик
Цель: тренировка мышц губ.
Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.
Используйте веселое стихотворение вместо счета:
Бублик зубками схватили, Губки плавно округлили. Закрывать их нам нельзя, Бублик выпадет тогда.
Месим тесто
Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.
Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.
Вкусное варенье
Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.
Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.
Чашечка
Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.
Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.
Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.
Стих для упражнения “Чашечка”:
Чашки чистые возьмем, Чаю мы себе нальем, Сладкий чай мы будем пить А потом посуду мыть.
Качели
Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.
Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз
Важно удерживать челюсть и губы без движения
Грибок
Цель: тренировка подъязычной связки.
Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.
Фокус
Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.
Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.
Парус
Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.
Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.
На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:
Ветер дует в паруса, Нашу лодку мчит, куда? 1, 2, 3, 4, 5. Кто тут сможет угадать?
Разновидности и механизмы нарушений
Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:
- Межзубный – речь с таким искажением называют шепелявой. При данном сигматизме язык не принимает нужное положение «чашечки», а проходит между зубами. Причиной может быть короткая подъязычная уздечка; высокое и узкое небо.
- Боковой – в речи вместо Ш получается звук, имеющий «хлюпающее» звучание. Во время произнесения один уголок губ поднимается выше другого; нижняя челюсть также смещена в одну из сторон; форма «чашечки» не получается потому, что спинка языка образует смычку с зубными альвеолами только с одной стороны. Причиной появления такого искажения может быть слабый тонус артикуляционных мышц и неправильный прикус.
- Носовой – вместо Ш ребенок произносит Х с носовым оттенком. Язык занимает нижнее положение, а задняя часть поднята вверх. Именно из-за большого напряжения спинки языка и появляется данный сигматизм.
В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.
Причины проблемы
Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Выделяют две формы — механическую и функциональную. Первая появляется из-за недостатков строения периферического речевого аппарата. Чаще всего это короткая подъязычная уздечка, которая не дает языку подниматься. Могут быть проблемы с прикусом и положением зубного ряда.
У функциональной дислалии нет органической основы. Часто она возникает на фоне педагогической запущенности
В таких семьях родители не уделяют время ребенку, не обращают внимание на его речь, не дают ему образец четкого произношения. Проблемы могут появляться при недостаточном развитии фонематического слуха — именно за счет него человек различает звуки речи и воспроизводит их
Проверяем уровень произношения звука «ш»
Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».
Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:
Сигматизм
- Носовой: малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
- Боковой: буква произносится с хлюпаньем.
Парасигматизм
- Призубной: язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
- Губно-зубной: то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
- Свистящий: произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».
Межзубная проблема
Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.
Проверяем произношение без помощи логопеда
Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.
Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак
Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.
Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.
Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.
Как научить ребенка дружить с другими детьми?
У каждого ребенка уникальный темперамент. Есть дети, которые дружат со всеми — они очень открыты, легко идут на контакт, умеют находить подход к каждому, моментально отходят от обид и быстро восстанавливают дружбу, которая дала трещину. У других может быть всего пара-тройка друзей, но в этом нет ничего плохого. Обе ситуации нормальны, и вам не о чем беспокоиться. Помогать ребенку заводить дружеские отношения нужно лишь в одном случае — если он всегда один, и знакомства со сверстниками у него не складываются из-за стеснительности или иных причин. Вот несколько советов, как это сделать.
-
Отдайте ребенка в садик. Взвешивая плюсы и минусы детсада, обязательно учитывайте этот аргумент «за»: общаясь с другими детьми, ребенок учится строить социальные связи. Эта форма общения детей со сверстниками особенно актуальна, если малыш родился в «неурожайный» для вашего двора год, и подавляющее большинство детей, с которыми он встречается на прогулках, старше или младше его.
-
Запишите малыша в спортивную секцию, в музыкальную школу, в кружок робототехники и т.д. Этот совет преследует свой целью то же самое — расширить круг знакомств, чтобы открыть новые территории поиска друзей. Также новые умения вашего ребенка могут притянуть к нему старых знакомых, которые раньше не обращали на него внимания. Не забывайте, что этот метод работает только в том случае, если малышу нравятся занятия, поэтому предложите ему варианты секций и курсов, но дайте выбрать самому.
-
Попробуйте растопить лед в отношениях ребенка со сверстниками. Малышей очень легко подкупить. Если видите, что дети развлекаются во дворе, а ваш ребенок стоит в сторонке, выйдите и угостите всех каким-нибудь приятным лакомством. Купите игрушку, которой все заинтересуются, пригласите сверстников малыша посмотреть новый мультик, организуйте интересную игру во дворе или у вас дома — в общем, придумайте что-то, что может сплотить малышей вокруг вашего ребенка. Не факт, что это поможет в длительной перспективе, но, возможно, для начала крепкой дружбы надо лишь сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
-
Научите малыша идти на контакт. Если ваш ребенок слишком зажатый и закрытый, вы можете попробовать скорректировать его поведение. На собственном примере показывайте, как хорошо дружить, чаще ходите в гости, знакомьтесь на прогулках с другими мамами. Предложите малышу самому подойти к любому ребенку в парке, улыбнуться и сказать «Привет». Шаг за шагом придет понимание, что знакомиться — не страшно, значит, скоро вы увидите рядом с малышом новых друзей.
-
Не забывайте о возможностях электронного общения. Конечно, вы решаете вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками вживую, а не в мессенджере. Тем не менее, если задачу не получается решить с наскока, надо разделить ее на несколько этапов. Пусть первым из них станет дистанционное общение с ребятами со двора. Если оно наладится, есть все шансы, что скоро дружба перейдет из онлайна в реальную жизнь.
Неполадки в дружеских отношениях у ребенка могут быть связаны с разными причинами — от легкой застенчивости до каких-то более серьезных проблем. Если вы видите, что, несмотря на все ваши усилия, у малыша никак не получается наладить контакт с другими детьми, возможно, вам не помешает помощь профессионала — детского психолога.
Ссылки на источники:
-
Vincent Iannelli, MD. How Kids Make and Keep Friends. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/making-and-keeping-friends-2633627
-
Arlin Cuncic. How to Practice Active Listening. Verywell Mind. Ссылка: https://www.verywellmind.com/what-is-active-listening-3024343
-
Worley, Peter. Open thinking, closed questioning: Two kinds of open and closed question. Journal of Philosophy in Schools. 2 (2). 2015-11-29. Ссылка: https://ojs.unisa.edu.au/index.php/jps/article/view/1269/834
-
Your Child’s Friendship Drama: Do’s and Don’ts for Parents. Imperfect Families. Ссылка: https://imperfectfamilies.com/your-childs-friendship-drama-dos-and-donts-for-parents/
-
5 Benefits of Sports for Kids. Novak Djokovic Foundation. Ссылка: https://novakdjokovicfoundation.org/5-benefits-sports-kids/
-
Fred Frankel. Friends Forever: How Parents Can Help Their Kids Make and Keep Good Friends. P. 59. Ссылка: https://books.google.ru/books?id=gQMCfh9nopEC&pg=PT59
Авторы: эксперты |
Проверка правильности произношения
Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).
Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед
Важно, чтобы кончик был направлен кверху
Проверка должна проводиться поэтапно:
первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
второй этап – проверка звука Ш изолированно
Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ»
Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.
Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.
Почему не шипит буква «Ш»
Причины неправильного произношения могут быть следующими:
Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком
Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).
Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.
Методические рекомендации для родителей
Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».
Советы по постановке звука
Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.
Разминка для языка и губ
Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.
Она включает следующие упражнения:
- «Согреем ладошки».
Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки. - Непослушный язычок.
Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются. - Приклей конфетку.
Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык. - Качели.
Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов. - Лошадка.
Поцокать, как лошадь. - Блинчик.
Расслабленный язык разместить на нижней губе. - Кошечка.
Ребенку нужно дотянуться языком до носа. - Фокус.
Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.
Задания для развития дыхания
- «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
- «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
- Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».
Упражнения постановки от звука С
Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.
Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.
Непарные или парные?
Наука о русском языке считает непарными звуки и , а и – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухость и твердость/мягкость. Так, и – звуки только твердые, а и – мягкие
При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо. Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся , и , а ко второй – только , так как при его произнесении добавляется голос
Таким образом, и получаются парными по признаку глухость/звонкость
Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся , и , а ко второй – только , так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, и получаются парными по признаку глухость/звонкость.
Когда-то было по-другому: и были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Виды нарушения речи
Заикание у детей
В основе расстройства лежит сокращение мышц гортани, языка, мягкого нёба, губ. Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением речевых и эмоциональных центров в головном мозге. В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребёнку высказываться плавно и ритмично. В 50–80% случаев заикание поддаётся коррекции.
Дислексия у детей
Трудности с чтением чаще всего возникают у леворуких детей. Их не нужно переучивать: эта особенность связана со специфическим строением головного мозга и может передаваться по наследству. Обычно дислексия проявляется в следующем: ребёнок начинает читать слово не с первой буквы, не замечает, проглатывает окончания или заменяет их, пропускает предлоги и союзы, переставляет слоги местами.
В случае дислексии репетитор по русскому языку не сможет помочь ребёнку решить эту проблему — необходимо обратиться к логопеду.
Общее недоразвитие речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение всех аспектов, связанных с речью: звуковых, лексико-грамматических, семантических.
Проявления ОНР могут быть разными: от небольшого нарушения произношения, формирования лексики или грамматики до полного отсутствия связной речи у ребёнка. Общее недоразвитие речи делится на четыре уровня:
- дети с ОНР первого уровня не составляют даже целых фраз, а для общения пользуются короткими словами и мимикой;
- дети с ОНР второго — говорят простыми предложениями, с трудом согласуют слова друг с другом;
- ОНР третьего уровня усложняет построение сложных предложений, но не влияет на словарный запас и распознавание речи — обычно таким детям сложно произносить некоторые звуки и пользоваться длинными словами;
- четвёртый уровень включает в себя нарушения в словообразовании, незначительные сложности со звукопроизношением, ошибки в понимании значения слов.
Дисграфия у детей
Это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. За устную и письменную речь отвечают разные зоны головного мозга. Поэтому до первого класса трудности с письмом могут остаться незамеченными. Как правило, учителя начальной школы вовремя обнаруживают сложности и советуют посетить логопеда, но родителям тоже стоит быть внимательными.
Логично, что в первом классе ребёнок может допускать ошибки в написании, забывать, как пишутся буквы, или путать их
Специалисты выделяют несколько симптомов, на которые мамам и папам стоит обратить внимание: они могут говорить о нарушениях
Родители должны насторожиться, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, пишет «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
Дети с ФФНР — фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Это недостатки речи, связанные с дефектами восприятия и произношением фонем. Дети с ФФНР замещают звуки, например говорят «грин» вместо «гриб», и меняют слоги местами, например «ка-бул» вместо «бул-ка».
Есть три степени фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Они выделены в зависимости от выраженности признаков:
- лёгкая: ребёнок не путает слоги, но иногда ошибается в произношении. Как правило, это происходит в сложных с точки зрения артикуляции словах;
- средняя: ребёнок с трудом различает и произносит большую часть звуков из различных групп;
- тяжёлая: ребёнок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их последовательность.
Тяжёлая форма ФФНР при отсутствии своевременной коррекции неминуемо приведёт к необратимым изменениям в дикции и звуковоспроизведении.
Стадия четвертая – первые слова
Итак, из лепета рождается слово…
На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом
Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.
Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).
Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.
Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.
Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):
- Взрослый: Гуси-гуси!
- Ребенок: Га-га-га!
- Взрослый: Есть хотите?
- Ребенок: Да-да-да!
- Взрослый:Хлеба с маслом?
- Ребенок: Нет-нет-нет.
- Взрослый: А чего же вам?
- Ребенок: Конфет!
- Взрослый:Ну, летите, как хотите, т _олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.
Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.
Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог
Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.