Почему мы подвержены стереотипам?

Стереотипы: что это такое в психологии?

Природа и признаки стереотипов

Стереотип – устойчивое мнение, выработанное поколениями людей либо индивидуально в процессе жизнедеятельности личности.

Есть стереотипы о мужчинах и женщинах, начальниках и подчиненных, людях определенной национальности и вероисповедания и так далее. Во всех сферах человеческой жизни выработаны клише-стереотипы.

Стереотипы, с одной стороны, помогают человеку, давая ориентиры действий и суждений, а с другой – мешают, так как могут быть ложными. Не стоит слепо доверять стереотипам, не осмыслив их.

Например, в мире моды приняты определенные, всем известные стандарты красоты, которые по большей части отредактированы при помощи косметической коррекции лица и тела моделей, а также при помощи коррекции их фотографий в специальных программах. На обложке журнала читатели видят прекрасного, но не существующего в реальности, человека. К удивлению, практически все женщины в мире стремятся к нереальным стандартам женской красоты. Стереотип о том, что истинная красота – это красота, пропагандируемая индустрией моды, обманчив и неверен.

Чтобы отличить стереотип от предубеждения или личного мнения, нужно ориентироваться на его признаки:

  • отображение реальности в схематичной, сокращенной форме,
  • искаженное, не подтвержденное фактами или ложное мнение о чем-либо,
  • мнение, выработанное обществом в целом или несколькими поколениями людей,
  • неоспоримость; для опровержения стереотипа требуется много времени.

Виды стереотипов

Классифицируют стереотипы по двум основаниям:

  1. В зависимости от субъекта восприятия выделяют автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотип – мнение личности и себе, о том, каким человеком следует быть.

Гетеростереотип – стереотипное мнение личности о группе людей.

Второй вид стереотипов распространяется на мнения людей о целых народах, расах, странах и тому подобных социальных общностях. Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» — стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.

  1. В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.

При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.

Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.

Стереотипы средней школы приводят к стрессу и тревоге

Стереотипы, связанные с разной демографией, часто вызывают повышенный стресс и беспокойство, связанные с успехами в учебе. Одно исследование показало, что расизм в школе отрицательно влияет на психическое здоровье учащихся. К сожалению, этот тип стереотипов предполагает, что некоторые меньшинства менее готовы или способны учиться.

Когда эти стереотипы средней школы находятся в игре, учащиеся из числа меньшинств могут испытывать сильное давление, чтобы преуспеть и доказать всем, что они не правы. Как таковые, они часто работают намного усерднее в академических кругах и прикладывают больше усилий к внеклассным занятиям. Интенсивное давление, которое они оказывают на себя, в конечном итоге усиливает стресс и беспокойство. Позже это может привести к расстройствам поведения, изменениям настроения, депрессии или суицидальным представлениям.

Почему детям не нужно соответствовать гендерным стереотипам?

Для детей это особенно тяжело, и нам, как родителям, крайне важно не продолжать стереотипные взгляды и ожидания, которые формировали наше собственное детство. Конечно, может быть естественным полагать, что ваш сын должен развивать интерес к спорту или что ваша дочь должна быть увлечена модой или танцами. Конечно, может быть естественным полагать, что ваш сын должен развивать интерес к спорту или что ваша дочь должна быть увлечена модой или танцами

Конечно, может быть естественным полагать, что ваш сын должен развивать интерес к спорту или что ваша дочь должна быть увлечена модой или танцами.

Но вам не следует беспокоиться, если они выбирают совершенно другие или уникальные пути в жизни.

На фундаментальном уровне желание видеть, как дети придерживаются таких гендерных ролей, фактически исходит из страха и заблуждения.

Мы ошибочно полагаем, что если наш сын станет заниматься спортом, например, он легче поймет процесс социальной интеграции и станет общепринятой частью общества.

Если нет, мы опасаемся, что он, скорее всего, станет чем-то вроде социального изгоя, неспособным сформировать связи или адаптироваться к ожиданиям общества.

В результате, конечно, он будет бороться за то, чтобы преуспеть в жизни и развить атрибуты, необходимые для соблюдения типичного мужского стереотипа.

Однако, если учесть долголетие некоторых гендерных стереотипов и социальных условностей, то решение ваших детей следовать альтернативным жизненным путям следует рассматривать в другом свете.

В конце концов, требуется определенное мужество, независимая мысль и умственная сила, чтобы мальчик мог влиться в общество и соответствовать ему, избегая при этом гендерных стереотипов, вроде необходимости заниматься спортом.

По иронии судьбы, мужество и умственная сила — это те качества, которых вы ожидаете от обладающего стереотипом человека.

В этом отношении дети могут по-прежнему придерживаться позитивных гендерных ролей, не прибегая к нелогичным и устаревшим стереотипам.

Зачем нужно уважение к индивидуальности и открытость к различиям

В нашем мире каждый человек уникален и имеет свою индивидуальность. У всех людей есть разные увлечения, интересы, мнения и способности. Открытость к различиям и уважение к индивидуальности являются важными качествами, которые помогают нам лучше понять и принять других людей.

Уважение к индивидуальности означает, что мы признаем и ценим уникальные черты и качества каждого человека. Мы понимаем, что не все люди одинаковы и имеют разные потребности, возможности и способы выражения себя. Уважение к индивидуальности подразумевает, что мы не судим, не оцениваем и не дискриминируем других людей из-за их особенностей.

Открытость к различиям означает, что мы готовы принять и уважать многообразие культур, религий, рас, полов и половой ориентации, возрастов и т. д. Мы понимаем, что различия делают наш мир богатым и интересным, и что каждый имеет право быть собой без страха быть осужденным или отвергнутым.

Уважение к индивидуальности и открытость к различиям имеют множество позитивных последствий. Во-первых, они способствуют развитию толерантности и взаимопонимания. Когда мы уважаем и принимаем различия, мы учимся видеть мир с другой точки зрения и расширяем свой кругозор.

Во-вторых, уважение к индивидуальности и открытость к различиям способствуют созданию гармоничного общества. Когда каждый человек чувствует себя принятым и уважаемым, мы рождаемся в мире, где правила, законы и социальные нормы основаны на справедливости и равенстве.

В-третьих, уважение к индивидуальности и открытость к различиям способствуют развитию творческого и инновационного мышления. Когда мы принимаем идеи, взгляды и подходы других людей, мы можем воспользоваться этим разнообразием для поиска новых решений и развития общества и нашего сами.

Преимущества уважения к индивидуальности и открытости к различиям
Преимущества
Пояснение

Развитие толерантности и взаимопонимания
Помогает видеть мир с другой точки зрения и расширять кругозор

Создание гармоничного общества
Основанного на справедливости и равенстве

Развитие творческого и инновационного мышления
Позволяет использовать разнообразие для поиска новых решений

В итоге, уважение к индивидуальности и открытость к различиям являются важными принципами, которые помогают нам строить гармоничные и разнообразные отношения в обществе. Развивая эти качества, мы становимся более толерантными, понимающими и способными к сотрудничеству с людьми, чей опыт и мнение отличаются от нашего собственного.

Стереотипы: как с ними бороться?

Есть в нашей жизни то, с чем бороться труднее всего – стереотипы. Конечно, все мы слышали такие стереотипы, как «предназначение женщины — быть матерью и женой» или же, «все мужья изменяют жёнам». Такие стереотипы откладывается у нас в мозгу, и мы охотно им верим, ведь так думали все поколения до нас, ведь так подсказывает опыт, накопленный веками. Но, подумайте сами логично, ведь в наше время женщины могут быть не только матерями и жёнами, но так же и не плохими бизнесменами (точнее бизнесвумен, уж простите за этот стереотип, что в бизнесе только мужчины), или даже солдатами. А мужчины – разве все мужья изменяют жёнам или всё-таки есть ещё преданные и любящие супруги? Что же это такое, стереотипы, что за беда, мешающая нам видеть вещи такими, какие они есть, рассуждать шире и глобальней?

Стереотип — это устоявшееся в обществе отношение к событиям, поступкам, каким либо фактам, которое зачастую может быть устаревшим или граничить с предрассудками.

Простыми словами, это то, что общество СЧИТАЕТ верным и правильным. А откуда это «верность» приходит? Откуда мы знаем, что это правильно? Ответа нет. Как простой пример стереотипа, граничащего с предрассудком: женщина должна иметь формы 90-60-90…И бедные наши дамы, держат всяческие диеты, не едят, наращивают грудь и т.д. лишь бы соответствовать этим стандартам. Но на самом деле – это миф, стереотип, и не что иное, как дань моде, которая, кстати, уже уходит. Да, возможно когда-то, 90-60-90 было и привлекательным, но вспомните ещё ранее, эпоху ренессанса – почему на картинах известных художников женщины, мягко говоря «пышечки». Потому что тогда, было модно быть такой, а потом уже кто-то придумал 90-60-90. Как мужчина, открою Вам секрет, нам нравятся разные женщины: и полненькие, и худые, и модели, и простые домохозяйки. Дело даже не в этих 90-60-90, а в том, что женщина из себя представляет. Поверьте, на каждую женщину найдётся свой мужчина, который полюбит её такой, какой она есть. Однако это вовсе не означает, что надо сидеть и «ждать своего принца» (опять стереотип), надо что-то делать, что бы «принц» заметил Вас, по крайней мере, заботиться о своём внешнем виде и духовном мире.

Откуда же берутся стереотипы? Стереотипы основываются на пережитом опыте и передаются от человека к человеку.

Т.е. по сути один человек на чём-то обжёгся, и передал свой опыт другому, дабы уберечь его, тот третьему, четвёртому и т.д. по цепочке. Ночто бы такой опыт стал стереотипом должно пройти очень много времени, и он должен устояться в умах людей . Стереотипы не написаны в книжках, о них не рассказывают в школах, мы просто это знаем, услышали где-то и повторяем. Так рождается стереотип. Как пример, стереотип: что бы привлечь сердце дамы, нужно быть рыцарем… Секундочку, давайте вспомним, когда были рыцари? В средние века. А сейчас какое время? 21 век. Вот Вам и ответ. Конечно, в понимании рыцарства не имеется в виду носить доспехи в 21 веке и предпочесть коня автомобилю, здесь говориться об отношении мужчины к женщине, как галантный рыцарь к своей даме. Но в наше время чаще галантность можно заменить толстым кошельком и простым, но хорошим отношением к даме сердца.

Очень часто стереотипы усложняют нашу жизнь, ведь мы просто не можем, что-то сделать, потому что будем думать, что это плохо. Но, друзья, мы живём в 21 веке, и если в период СССР, браки «по залёту» было аморальным, то сейчас это норма (снова стереотип). К чему я клоню, мыслите, как современный человек, отбросьте все стереотипы и живите соответственно духу времени, глобально и шире.

Если Вы и дальше будете жить, прислушиваясь к стереотипам, и делая «как правильно», а не как хочется, то у Вас никогда не появиться собственного мнения.Развивайте в себе собственные взгляды на вещи, собственный опыт, а не живите опытом других людей.

Конечно, опыт окружающих людей помогает, к нему надо иногда прислушиваться, но не всегда. У каждого человека, своя собственная жизнь и свой накопленный опыт, и опыт одного, может полностью не подходить другому человеку. Когда Вы это всё осознаете, тогда бороться со стереотипами будет гораздо легче.Главное, имейте свою точку зрения, и не бойтесь её высказывать. Успехов!

Стереотипы и общество

Воздействие стереотипов рассматривается в социальных науках, особенно в психологии, как большая и серьезная проблема. Но это не значит, что эту проблему невозможно решить.

В обществах есть разные люди, которые в разной степени согласны с этими стереотипами. Кто-то их поддерживает, кто-то — нет. Страны различаются по степени этих стереотипов. Сравнительные исследования показывают, что в странах Северной и Западной Европы гендерные стереотипы выражены меньше, чем в странах Южной Европы.

Главное, многие психологические исследования показывают, что стереотипы можно менять. Существуют целые программы, с помощью которых меняют стереотипные ожидания. Этот процесс важен, потому что изменение стереотипов и частично отказ от стереотипов позволяют людям делать то, что хотят делать в жизни они сами, а не то, что предписывают им подобные представления.

Оригинал earth-chronicles.ru

По теме:

Обнаружена распространенность клеточного каннибализма в природе

Ученые предположили, что зарождение жизни могло начаться не на Земле

Каменные плитки из затопленного памятника эпох мезолита и неолита оказались функциональными орудиями

Как увидеть зеленую вспышку на Солнце

Палеонтологи нашли растение с новым половым органом

Саранча помогла проверить, насколько удобны для людей Нью-Йорк, Рим и Каир

Человек эволюционировал, чтобы быстро и долго бежать и догонять добычу

Почему люди думают, что видят призраков

Что происходит с самолетами во время землетрясений

Ученые назвали место на Земле, где время течет медленнее

Как формировать положительные и разносторонние взгляды на мир

В нашем мире существует множество разных культур, национальностей, религий и обычаев, и часто люди имеют разные взгляды и мнения

Важно научиться относиться к этому с пониманием и терпимостью. Вот несколько способов, как формировать положительные и разносторонние взгляды на мир:

  1. Общайтесь с разными людьми. Поговорите с людьми, которые имеют разные взгляды и опыт жизни. Узнайте их мнение и попытайтесь понять, почему они думают именно так. Так вы сможете расширить свою кругозор и увидеть мир с разных сторон.

  2. Исследуйте разные культуры и традиции. Узнавайте о разных культурах и традициях, читайте книги, смотрите фильмы и документальные фильмы, путешествуйте. Так вы сможете понять и уважать разные обычаи и точки зрения.

  3. Будьте открытыми для нового. Не бойтесь менять свое мнение, когда узнаете что-то новое. Допускайте, что вы можете быть не правы, и готовы изменить свое мнение при получении новой информации.

  4. Участвуйте в общественной жизни. Проявляйте активность, участвуйте в общественных дискуссиях и мероприятиях. Так вы сможете услышать разные мнения и поделиться своими мыслями с другими людьми.

  5. Учитесь ценить различия. Помните, что каждый человек уникален и имеет свое мнение. Учите терпимости и уважению к различиям. Именно благодаря разнообразию мы можем узнавать новое и быть более открытыми к миру.

Надеюсь, эти способы помогут вам формировать положительные и разносторонние взгляды на мир

Запомните, что каждый человек имеет право на свое мнение, и важно относиться к этому с пониманием и уважением

Стереотипы средней школы приводят к запугиванию

Другое исследование показало, что стереотипы и предубеждения являются одними из самых больших факторов, способствующих издевательствам в средней школе. Учащиеся стереотипируют других учеников как слабых, странных или любой другой категории. Что еще хуже, агрессивные студенты часто основывают свою неприязнь и запугивание других студентов на этих стереотипах.

Многие исследования пытались понять проблемы в средних школах, которые приводят к издевательствам. За последние несколько десятилетий издевательства стали гораздо более серьезной проблемой, поэтому были предприняты образовательные усилия для повышения осведомленности и прекращения издевательств.

Влияние культурных стереотипов на ценностные ориентации детей

Культурные стереотипы являются основой формирования ценностных ориентаций у детей. Они определяют, какие нормы и ценности считаются приемлемыми в определенной культуре и каким образом они передаются следующему поколению.

Влияние культурных стереотипов на ценностные ориентации детей может проявляться в следующих аспектах:

  1. Роль гендера. Культурные стереотипы о том, что мужчины и женщины должны заниматься определенными видами деятельности, могут оказывать влияние на те ценности, которые формируются у детей. Например, если в определенной культуре принято считать, что мужчины должны быть сильными и заниматься физической работой, а женщины — заботиться о домашнем хозяйстве, это может повлиять на предпочтения детей в выборе занятий и профессий.
  2. Религиозные убеждения. Религиозные стереотипы, передаваемые в семье и обществе, формируют ценностные ориентации детей. Например, дети, воспитываемые в религиозной семье, могут усваивать ценности, связанные с верой в высшую силу, моральными принципами и традициями своей религии.
  3. Этническая и национальная принадлежность. Культурные стереотипы, связанные с этнической или национальной принадлежностью, формируют ценностные ориентации детей и их отношение к своему этническому или национальному сообществу. Например, дети, воспитывающиеся в семье с определенной национальностью, могут усваивать ценности, связанные с сохранением традиций, языка и культуры своего народа.

Ценностные ориентации, формируемые под влиянием культурных стереотипов, имеют важное значение для развития личности ребенка. Они могут влиять на его самооценку, выбор друзей, профессию, поведение в обществе и другие аспекты его жизни

Поэтому важно осознавать влияние культурных стереотипов и принимать меры для развития у детей толерантности, уважения к различиям и способности к самостоятельному мышлению.

Проблема стереотипов

Проблема использования стереотипов в том, что все люди разные. Психологические исследования показывают, что различия между женщинами и различия между мужчинами по агрессивности, по эмоциональности, по уровню интеллекта больше, чем различия между мужчинами и женщинами в целом. Когда мы начинаем использовать стереотипы, мы убираем индивидуальные различия, выкидываем их из нашего восприятия. В итоге суждения, которые мы строим, и формы поведения, которые мы выбираем, могут не подходить для конкретного человека.

Несмотря на эту проблему, люди продолжают использовать стереотипы, и они оказывают двойственное влияние на наши оценки и поведение. Приведем два примера, связанных с гендерными стереотипами, они будут касаться эмоциональной стороны жизни с одной стороны и профессиональной деятельности с другой.

Виды стереотипов

Как заявляет известный исследователь из Израиля, Юваль Харари, человечество достигло вершины в борьбе между видами благодаря способности объединяться в большие группы, опираясь на различные критерии. На первых этапах эволюции люди объединялись в племена исключительно на основе физических характеристик, но с течением времени эти группы стали формироваться вокруг более абстрактных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее.  Особенности каждой из этих групп становились отличительными чертами в глазах посторонних, а потом превращались в стереотипы, часто отличающиеся от реальных характеристик «исходной» группы. 

Сегодня существует множество стереотипов, связанных практически с любой социальной группой. Наиболее распространенными среди них можно выделить следующие категории стереотипов:

  • Гендерные стереотипы остаются действенными, приписывая различные роли и качества людям в зависимости от их пола, несмотря на значительные успехи женского движения в ХХ веке. По-прежнему встречаются утверждения вроде «мужчина в доме должен быть главой» или «женщина призвана заботиться о домашнем очаге». Даже в современных обществах женщины продолжают бороться за равную оплату труда, часто получая меньше за выполнение той же работы, преимущественно из-за стереотипа о том, что мужчинам поручена роль обеспечивать семью, в то время как женский заработок рассматривается как «дополнительный».
  • Этнические и национальные стереотипы связаны с убеждениями о внешности, умственных способностях и характере представителей разных национальностей. Примерами могут служить утверждения вроде «русские пьют много» или «немцы всегда пунктуальны». Часто такие стереотипы являются неточными и мало соответствуют реальности. Злоупотребление ими может привести к межнациональным конфликтам и недопониманию.
  • Возрастные стереотипы (сегодня это явление называют эйджизмом) могут быть направлены как на молодых, рассматривая их как некомпетентных или наивных, так и на пожилых, представляя их как бессильных или устаревших.
  • Религиозные стереотипы представляют собой систему предубеждений о прихожанах разных вероисповеданий. Например, можно услышать утверждения вроде «буддисты всегда спокойны и уделяют много времени медитации».
  • Социальные и классовые стереотипы подразделяют общество на различные группы в зависимости от уровня дохода и социального статуса. Примерами могут служить утверждения вроде «все богатые люди стремятся уклоняться от уплаты налогов» или «рабочие на заводах часто считаются неграмотными». Исторически, такие стереотипы использовались коммунистическими режимами для мобилизации населения против «враждебного класса». Например, советская пропаганда создавала отрицательный образ зажиточных крестьян, известных как «кулаки», чтобы стимулировать другие группы на борьбу с ними.
  • Внешние стереотипы касаются оценок личности и характера человека, основанных на его внешности. Например, существуют убеждения вроде «блондинки не очень умны» или «мужчины с бородой всегда воплощение мужества». Это тот случай, когда оценки делаются на основе внешних признаков, часто без учета истинных качеств человека.

Что такое стереотипы и как объяснить их детям

Стереотипы – это предвзятые и односторонние представления, которые люди могут иметь о группах людей или определенных вещах.

Стереотипы могут основываться на предрассудках или неправильных представлениях о людях. Они могут быть положительными или отрицательными, и часто формируются на основе опыта, среды и образования человека.

Детям можно объяснить, что стереотипы – это как «шаблоны» или «предположения», которые люди могут делать о других людях или группах людей

Но важно помнить, что не все стереотипы являются правдой. Они могут быть ошибочными и дискриминационными

Чтобы помочь детям понять стереотипы, можно привести примеры. Например, можно объяснить, что некоторые люди могут думать, что все бабушки любят вязать и готовить пироги, или что все девочки должны любить розовый цвет. Но на самом деле это не всегда верно. У каждого человека свои индивидуальные интересы и предпочтения.

Важно научить детей мыслить критически и не принимать стереотипы без проверки и обоснования. Можно посоветовать детям задавать вопросы, искать информацию и слушать разные точки зрения, прежде чем делать выводы о других людях или группах

Также можно помочь детям разбить стереотипы, показывая примеры людей, которые не соответствуют общепринятым стереотипам. Рассказывайте детям истории об известных людях, которые преуспели в области, которая считается не типичной для их пола, возраста или происхождения.

Наконец, можно объяснить детям, что каждый человек уникален и имеет свои интересы, умения и способности. Никто не должен быть ограничен стереотипами, и все люди заслуживают равного уважения и возможностей.

Отрицательное влияние стереотипов о расовой принадлежности на развитие ребенка

Стереотипы о расовой принадлежности могут иметь серьезные последствия для развития ребенка. Эти стереотипы представляют собой обобщенные представления о группах людей на основе их расы или этнической принадлежности. Они могут быть основаны на предрассудках и могут включать негативные представления о способностях, характере и потенциале людей.

Дети начинают формировать представления о мире с раннего возраста, и они впитывают информацию из окружающей их среды. Если дети встречают стереотипные представления о расовой принадлежности в своей повседневной жизни, это может оказать негативное влияние на их развитие.

Одно из отрицательных последствий стереотипов о расовой принадлежности — это возможное чувство принадлежности или высокомерия одной расы перед другой. Это может создать проблемы в межрасовых отношениях детей и привести к преjudицам и дискриминации.

Дети, олицетворяющие расы, о которых распространены стереотипы, могут также испытывать низкую самооценку и страх быть отвергнутыми или неправильно понятыми. Они могут начать сомневаться в себе и своих способностях, их развитие может быть замедленным.

Стереотипы о расовой принадлежности также могут ограничивать потенциальные возможности для детей. Если дети слышат, что определенная раса не может достичь успеха в определенных сферах, они могут сами ограничивать свои амбиции и цели. Это может препятствовать их личностному росту и развитию.

Родители и учителя играют важную роль в изменении стереотипов о расовой принадлежности и создании поддерживающей и включающей среды для детей. Они могут обеспечить детей информацией о разнообразии рас и культур, поощрять детей быть открытыми к другим людям и создавать межкультурное понимание.

Кроме того, важно обращать внимание на наличие стереотипных представлений в учебных материалах, книгах и других ресурсах, которые предоставляются детям. Необходимо учить детей критическому мышлению и анализу информации, чтобы они могли выявлять и опровергать стереотипы

В целом, отрицательные стереотипы о расовой принадлежности могут сильно влиять на развитие ребенка. Они могут привести к негативным последствиям для самооценки, социального взаимодействия и потенциальных возможностей

Поэтому важно работать над изменением этих стереотипов и созданием объективного и инклюзивного окружения для всех детей

Чувствовать — значит проживать эмоцию и называть ее по имени

Часто родители малышей начинают переживать, а не вырастет ли ребенок маменькиным сыночком, чересчур женственным и плаксивым, если позволять ему в детстве плакать, не жалеть для него внимания и ласки. Желанием самостоятельности и способности постоять за себя для ребенка родители оправдывают свою эмоциональную сдержанность.

Но как ребенок научится заботиться о себе, успокаиваться самостоятельно, чувствовать себя уверенно и спокойно, если он не чувствовал этого в детстве? В раннем возрасте внимания и ласки много не бывает, вне зависимости от пола ребенка. Это возраст, когда ребенку жизненно необходима любовь и забота мамы и папы. Впитав ее в большом количестве, ребенок учится справляться со своими чувствами, становится самостоятельным. Если потребность в любви и заботе не удовлетворена, в этом случае ребенок может еще очень долго проситься к маме на ручки, как бы надеясь получить то, что ему недодали. Но если он получил необходимое сполна, постепенно такая потребность будет ослабевать.

Действительно, странно представить взрослого мужчину, заливающегося слезами по любому поводу. Но если просто разрешать ребенку плакать, он все равно не научится контролировать свои слезы. А контроль над ними он получает только в придачу к контролю над чувствами, который идет за осознанием и проживанием этих чувств.

Поэтому лучшее, что родитель может сделать для плачущего ребенка, — это крепко обнять, дать понять, что, не смотря ни на что, он рядом, он любит малыша, он принимает его любым, со всеми чувствами, со всеми слезами. Затем нужно понять, какая эмоция стоит за слезами ребенка, и назвать ее понятным для него языком. «У тебя забрали игрушку. Ты очень расстроен. Ты злишься на Сашу, который забрал ее, ведь ты хотел поиграть с ней».

Через понимание и проживание эмоций, сперва при поддержке взрослых, а затем и самостоятельно формируется способность контролировать свои чувства. Теперь это уже не просто слезы. Теперь это звучит так: «Мне очень обидно

До такой степени, что хочется плакать». Поэтому, умение отказаться от стереотипов в воспитании ребенка очень важно

Хочется плакать. Но вот плакать или нет, это уже решаю я сам. Эмоция не подавляется, она осознается и проживается. Она поддается контролю. Она больше не страшна. Можно сдержаться, например, на работе, а дома, оставшись наедине с собой дать волю слезам. Теперь не эмоции руководят человеком, а человек получает контроль над эмоциями.

История 4 – случай в Гималаях

Весной я участвовал в 10-ти дневном курсе медитации в индийских Гималаях. Почти все это время мы молчали (нам не разрешалось разговаривать), медитировали и слушали лекции о буддизме. Примерно на 7-й день нас первый раз повели на прогулку (совсем как в детском лагере) по окрестным горным тропам. Я был очень рад, так как это был первый (и единственный) выход за стены центра медитации во время прохождения курса, и к тому же я отправился в центр сразу по приезду, так что к тому моменту я даже не успел полюбоваться местными красотами. И тут мне это предстояло!

В тот день я первый раз увидел долину Кангра, вид на которую открывался с грунтовой дороги, по которой мы шли. Я наблюдал огромные Гималайские кедры. Это самое распространенное дерево в том регионе. После двух месяцев жизни там, все деревья в Москве первое время казались мне миниатюрными, практически карликовыми.

Мы шли тропой, обрамленной этими величественными гигантами и итоге дошли до необычного места. Тропа теперь уходила вниз. Спустившись по ней, мы оказались на пологом участке, на котором всюду были в кучки сложены камни. Видимо это делалось в ритуальных целях. Везде над головами на натянутых веревках на ветру развевались тибетские флажки. Участок с одной своей стороны уходил прямо в обрыв и оттуда открывался чудесный вид на долину. Все расселись вдоль обрыва. Я тоже стал глядеть на крутые зеленые склоны, расположенные на них тибетские поселения и думать: «все это так чудесно, необычно, удивительно, наверное, сейчас меня посетит какое-то откровение, ведь я сижу здесь, в Гималаях!»

Но, к моему разочарованию, мое сознание было совершенно равнодушно к окружению. Ум размышлял о каких-то обычных, бытовых делах и совершенно не был настроен на возвышенный лад. Я понимал, что пейзаж красивый, но, вопреки моим ожиданиям, дух от него не захватывало. В общем, чувствовал я себя абсолютно обычно и , как мне казалось, не под стать обстановке.

И этот факт мне не понравился. Я стал спрашивать себя: «почему, в таком месте я чувствую себя не так, как «должен» себя чувствовать?» Эта мысль вводила меня в неудовлетворенность, переходившее в уныние, пока наконец что-то внутри у меня не щелкнуло.

Сознание, которое благодаря медитации приобрело весьма полезную привычку подобно внутреннему антивирусу проверять собственное состояние на предмет наличия ошибок, заезженных шаблонов мышления, сообщило о том, что я опять попал в ловушку стереотипа. А именно стереотипа, согласно которому в такой идиллической обстановке я должен себя как-то по-особенному чувствовать. Но ведь я не мог себя чувствовать по-другому, чем чувствовал себя в том момент времени!

И я понял, что вместо того, чтобы быть неудовлетворенным тем, что мое сознание не соответствует моим ожиданиям, я должен принять его таким, какое оно есть. Я открылся навстречу ему, сказав себе: «если мое состояние сейчас такое, пусть так оно и будет». И испытал в тот же миг огромное облегчение, связанное с тем, что я отпустил напряжение, которое порождалось моим неприятием и всеми этими вопросами «зачем» и «почему».

И, когда настала пора уходить, я уходил с чувством удовлетворенности и какого-то важного приобретения. Все-таки мои ожидания как-то и оправдались: в том месте я получил что-то важное

Но получил я это совершенно не в том виде, в каком ожидал получить.

Я думаю, многим из вас знакомы такие стереотипы. Например, на дворе хорошая погода, вы гуляете по улице. Все бы ничего, но стоит только подумать, что-то вроде: «почему я сейчас не такой счастливый, каким должен быть в такую погоду», как вам сразу становится намного хуже, чем было до того, как вы об этом подумали. С такой же привычкой мышления вы могли столкнуться где-то на отдыхе, когда алый закат над голубыми волнами не приносил ожидаемых спокойствия и вдохновения. Поэтому, вместо того чтобы печалиться из-за несоответствия ожиданий реальности, примите свое состояние таким, какое оно есть здесь и сейчас. Если вам грустно, скучно или вы не чувствуете вообще ничего, пускай будет так. Когда вы позволите этим эмоциям просто быть, я вас уверяю, вас ждет огромное облегчение от того, что вы перестали сопротивляться настоящему моменту времени. Попробуйте!

«Если не будешь готовить, то никто замуж не возьмёт»

По словам Анфисы, родители часто говорят это из лучших побуждений, объясняя это так: «Я очень хочу, чтобы твоя жизнь хорошо сложилась. А неотъемлемая часть успешности женщины – умение готовить. Потому что меня так воспитывали». И потом такое мышление перенимает дочка: «Смысл моей жизни – выйти замуж и выполнять домашние обязанности». Кроме того, из-за подобных фраз искажается понимание, как строятся отношения между мужчиной и женщиной: что в них главное, а что второстепенное.

«Такое можно встретить даже у взрослых: “Странно, что он ушёл от жены, была хорошая хозяйка и родила ему сына” – женщина, опять же, воспринимается как функция. Но в основе крепких и гармоничных отношений стоит не готовка, уборка или заработок, а любовь, уважение, общие интересы и взгляды на жизнь», – поясняет Анфиса Белова.

Вместе с тем подростковый психолог Никита Карпов говорит, что нет ничего плохого в том, что муж уважает женщину за ведение хозяйства, а сам обеспечивает и защищает семью и детей. Однако если с мужем что-то случится, женщина и дети окажутся абсолютно беспомощными: «Параллельно необходимо поощрять желание развиваться в других сферах. Комментарии “за плохо сваренный суп муж из дома выгонит” не мотивируют, а настраивают девочку на то, что у неё нет никаких прав».

«Ты же защитник! Ты не должен плакать»

По словам психолога Анфисы Беловой, такая фраза накладывает запрет на выражение чувств: мальчиков стыдят за слёзы и любое проявление слабости. При этом сами эмоции никуда не деваются: мальчики всё равно периодически расстраиваются, им бывает грустно, больно и обидно. Но раз эмоции нельзя проявлять, значит, их приходится подавлять и вытеснять. А это приводит к различным психологическим расстройствам.

«Здесь появляется следующая проблема: так как мальчиков учат всегда быть сильными, они должны справляться со всем сами, обращаться за помощью – слабость. Это одна из причин, почему мужчины реже обращаются к психологам. Им стыдно, они не могут такого себе позволить. Поэтому многие прибегают к алкоголю, ведь с ним можно хоть ненадолго забыть о проблемах», – говорит Анфиса.

Несмотря на то, что сегодня в фильмах и книгах мальчикам необязательно сражаться и побеждать, а интерес к приключениям создатели отдали женским персонажам, отказаться от такой модели поведения в жизни всё ещё бывает сложно.

Психолог Ирина Беляева рассказывает, что мальчикам легко прощают злость, гнев и ярость, но не готовы принять от них слабость и страх: «Даже в самых травматичных ситуациях они остаются один на один со своими эмоциями. Право на “скупую мужскую слезу” нужно заработать в сражениях, доказав силу и бесчувственность».

А авторы книги «Сильный чувствительный мальчик» пишут, что новорождённые мальчики демонстрируют более широкий спектр эмоций, но к шести месяцам девочки обгоняют их в вопросах чувств. Всё из-за того, что мы не поощряем плач и проявление грусти, сочувствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: