Логопедическая работа с детьми с онр

Использование средств кинезиологии в логопедии для устранения дислексии

Для чего используют такие упражнения?

Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.

Использование упражнений кинезиологии позволяет:

укреплять здоровье;
повышать тонус;
снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
улучшать психоэмоциональное состояние;
понижать чрезмерную активность;
повышать концентрацию и умственную работоспособность;
улучшать память;
стимулировать развитие слуха и речи;
улучшать внимание, мышление;
развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами:

  • педагогами;
  • педиатрами;
  • психологами;
  • нейропсихологами;
  • дефектологами;
  • логопедами.

Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи. Кинезиология в логопедии, к примеру, включает в себя следующие приемы:

  • упражнения на общую двигательную активность;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры на восприятие и дифференциацию звуков и шумов;
  • игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами;
  • дыхательные игры;
  • упражнения на закрепление пространственных понятий (право, лево, впереди, сзади; ближе, чем; правее и т. д.);
  • упражнения на развитие произвольности;
  • пальчиковые игры.

Общие показатели наличия детей с ОНР в России

В России на 2023 год наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР). По официальным данным, в стране проживает около 1,5 миллиона детей с ОНР. Этот показатель значительно выше по сравнению с предыдущими годами, что может свидетельствовать о более точных методах диагностики и учета детей с ОНР.

Основные категории ОНР у детей включают ограничения по зрению, слуху, двигательной активности, интеллектуальному развитию и социальному коммуникативному функционированию. Каждая из этих категорий имеет свои особенности и требует специфического подхода в реабилитации и обучении детей с ОНР.

Для преодоления преград, которые ставит ОНР в развитии детей, в России созданы специализированные учреждения, такие как специальные (коррекционные) школы, реабилитационные центры и детские сады. Они предоставляют детям с ОНР необходимую помощь и поддержку в освоении знаний, социализации и развитии навыков самообслуживания.

Важной задачей является интеграция детей с ОНР в общественную жизнь. Государство разработало программы, направленные на создание доступной среды для детей с ОНР, в том числе улучшение инфраструктуры и обеспечение беспрепятственного доступа ко всем видам образования и культурных мероприятий

Дома, с родителями

Три предыдущих упражнения хорошо подходят для домашнего выполнения, особенно если ребенка нужно быстро успокоить и включить в работу. Следующие несколько примеров подходят именно для домашней работы, поскольку ребенку нужна физическая помощь взрослого.

  • Пусть малыш сядет на пол, притянет коленки к себе и обхватит их, спрятав голову в колени. Скажите ему, что он – цыпленок, и сейчас будет вылупляться из своего яйца на свет. Роль скорлупы на себя берет мама. Она садится сзади своего чада и обхватывает руками и ногами. Теперь «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы».
  • Малыш лежит на полу спиной. Ему нужно почувствовать пол тактильно каждой частью тела (затылком, шеей, плечами и т.д.) и описать словами, что он чувствует (пол теплый, холодный, ровный, бугристый, жесткий, мягкий). После этого мама берет одну руку малыша и немного ее растягивает, затем другую руку, затем – каждую ногу по очереди. Теперь ребенок представляет, что он – натянутая струна. Он должен растягивать сначала обе руки в стороны, затем обе ноги, затем – правую и левую часть тела по очереди (тянутся нога, бок и рука). Спина остается расслабленной, не выгибается.
  • Ребенок лежит на спине, смотрит точно перед собой, голова неподвижна. Мама берет небольшой яркий предмет и начинает двигать его перед глазами малыша сначала по основным направлениям, затем по диагоналям. Ребенок следит за предметом, не двигая головой. Сначала предмет находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, затем – вдвое меньше, и в конце – практически у переносицы. Упражнение делают медленно (на счет до 7), предмет фиксируют в каждом крайнем положении на тот же счет.

Итак, кинезиология – наука о сложных механизмах взаимодействия структур головного мозга и способах их гармонизации. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.

Статистика по регионам России: наличие детей с ОНР

В России количество детей с ограниченными нервно-психическими возможностями (ОНР) варьируется в зависимости от региона. За последние годы наблюдается устойчивый рост числа детей с ОНР во всех регионах страны.

По официальным данным, наибольшая доля детей с ОНР отмечается в крупных городах и региональных центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород. Здесь количество детей с ОНР превышает национальный средний показатель.

Однако стоит отметить, что даже в малонаселенных регионах России, таких как Сахалинская область или Камчатский край, также зарегистрированы дети с ОНР. В этих регионах их количество может быть значительно меньше по сравнению с крупными городами, однако это не отменяет необходимость создания инклюзивных условий для их развития.

Распределение детей с ОНР по регионам России:

  • Москва — 2500 детей;
  • Санкт-Петербург — 1800 детей;
  • Екатеринбург — 1200 детей;
  • Казань — 1000 детей;
  • Нижний Новгород — 800 детей;

Также стоит отметить, что в некоторых регионах России отсутствуют точные официальные данные по количеству детей с ОНР. Это может быть связано с недостаточной активностью родителей и органов власти в регистрации таких детей.

Для того чтобы обеспечить полноценное развитие всех детей с ОНР, необходимо проводить комплексные программы и мероприятия в рамках инклюзивного образования, здравоохранения и социальной поддержки по всей России.

Арт-терапия

Арт-терапия — направление логопедического воздействия, связанное с творчеством. Логопеды часто используют метод рисования: предлагают детям изобразить различные объекты. Основная задача такого занятия — улучшить психическое состояние ребенка путем развития способности к самовыражению. Для снятия повышенного эмоционального тонуса дается задание изобразить свое состояние с помощью цвета, линий и форм.

С помощью этого метода можно решать и другие задачи: закреплять пройденный по теме материал, формировать умение изображать признаки предметов, развивать связную речь.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Признаки ОНР

Нарушение сказывается на всех составляющих речи ребенка: звуковой, лексической, грамматической и смысловой. На возникновение ОНР может влиять недостаточная сформированность речевого аппарата. Некоторые дети при этом коверкают или путают слова, а некоторые не разговаривают совсем.

Для детей с ОНР характерны:

  • проблемы с произношением звуков;

  • несвязная и неэмоциональная речь;

  • смещение падежных форм, пропуск или замена слогов, слов и предлогов;

  • бедный словарный запас;

  • затруднение в выражении своих мыслей и составлении предложений;

  • позднее начало речи (к 3-5 годам).

При ОНР слух ребенка не нарушен, первичный интеллект также соответствует норме. Однако, если не заниматься проблемой вовсе, это может привести к отставанию в психическом развитии и к невозможности успешно освоить школьную программу.

Следует помнить, что все дети разные и развивается каждый в своем индивидуальном темпе, поэтому до 3 лет диагноз ОНР не ставится

А вот после достижения этого возраста стоит обратить внимание на то, как малыш разговаривает, и подумать, не нужна ли ему помощь специалиста.

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

  1. Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
  2. Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
  3. Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи

А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие

На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением

Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения

Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

Для данного контингента воспитанников характерны:

системное нарушение речевой деятельности,

недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы,

незрелость психических процессов,

пространственные нарушения, впоследствии приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии),

расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах,

снижение работоспособности,

общая соматическая ослабленность,

отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений.

И как следствие вышеперечисленного — трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Эта проблема может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями.

Своевременная коррекционная работа приводит к развитию соответствующих психических функций. Основные ее направления: развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, формирование межфункциональных связей, осмысление собственных переживаний. Особое место в коррекционной работе занимает формирование межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на профилактику отклонений их развития и сохранение здоровья. Эти упражнения на фоне комплексной логопедической помощи, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с ОНР и дают немедленный и кумулятивный (накопительный) эффект.

С учетом новых реалий существенно расширяются и повышаются требования к профессиональной компетенции учителя — логопеда.

Использование кинезиологических упражнений в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.

Основная цель кинезиологии: Создание условий для развития у детей межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности посредством кинезиологических упражнений.

Информация об основных причинах возникновения ОНР у детей

Определение нарушения развития ребенка (ОНР) подразумевает наличие нарушений в последовательном и своевременном развитии умственных, физических и поведенческих навыков. Это состояние может возникнуть по многим причинам.

Генетические факторы. Они считаются одной из основных причин ОНР у детей. Многие детские нарушения развития имеют генетическую природу и передаются по наследству от родителей.

Патологии беременности и родов. Некоторые ОНР могут возникнуть вследствие проблем, возникших во время беременности или родов. Недостаток кислорода, инфекции, травмы или другие осложнения могут повлиять на развитие плода и привести к нарушению его функций.

Влияние внешней среды. Чрезмерное воздействие на малыша неблагоприятных внешних факторов, таких как загрязнение окружающей среды, неправильное питание, отсутствие заботы и стимуляции со стороны родителей, может привести к развитию ОНР.

Психоэмоциональные проблемы. Сильный эмоциональный стресс, травмы или психологические проблемы у родителей могут оказать негативное влияние на развитие ребенка и способствовать возникновению ОНР.

Преждевременное рождение и низкий вес. Дети, рожденные преждевременно или с низким весом, имеют повышенный риск развития ОНР. Зрелость и стабильность организма играют важную роль в нормальном развитии ребенка.

Важно помнить, что каждый случай ОНР уникален, и могут существовать и другие факторы, способствующие развитию данного нарушения развития. Чтобы установить точные причины и диагноз ОНР, необходимо провести тщательное медицинское обследование и консультацию с специалистами

Логопедическая кинезиология – упражнения для мозга

В последние годы увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Чтобы справиться с этими нарушениями, нужна комплексная коррекционная работа. В том числе кинезиология в логопедии. Хорошая, внятная речь – одно из важных условий полноценного развития. Логопедическая гимнастика снижает тревожность, улучшает речь, повышает стрессоустойчивость и навыки коммуникации.

Упражнения следует проводить ежедневно, желательно по утрам, по 15-20 минут, минимум 6-8 недель. Со временем можно усложнять – например, ускорить темп. Или предложить детям закрыть глаза, чтобы «выключить» зрительный контроль. Или же легко прикусить язык, чтобы исключить речевой контроль. Вот комплекс упражнений, который можно предложить:

  1. Колечко. По очереди перебираем все пальцы рук, соединяя их с большим в кольцо. Делаем в прямом и обратном порядке сначала каждой рукой по отдельности, потом вместе.
  2. Кулак-ребро-ладошка. Рука поочередно сменяет три положения на плоскости стола: кулаком, ребром и раскрытой ладонью. Делается одной рукой, потом второй, потом обеими сразу по 8-10 раз.
  3. Лезгинка. Сложное упражнение, которое не у всех сразу получается. Левую руку сжимаем в кулак, отставляем большой палец в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правую руку разворачиваем горизонтально в прямую ладонь и прикладываем к мизинцу левой. Потом одновременно меняем положение обеих рук. Повторяем 8-10 раз. Со временем можно увеличивать скорость.
  4. Ухо-нос. Левой рукой прикасаемся к кончику носа, правой – к противоположному уху. Одновременно отпускаем, делаем хлопок и меняем положение рук.
  5. Горизонтальная восьмерка. Рисуем на бумаге знак бесконечности сначала правой рукой, потом левой, потом обеими сразу.
  6. Зеркальное рисование. В каждую руку берем по фломастеру и одновременно рисуем на листе симметричные зеркальные рисунки. Можно зеркально раскрашивать шаблоны.

Иллюстрации к «Лезгинке» и еще нескольким интересным упражнениям приведены по этой ссылке. А в Ютубе можно посмотреть этот и этот ролики, где детишки делают упражнения.

Использование средств кинезиологии в логопедии для устранения дислексии

Чтение играет большую роль в процессе усвоения различных знаний. Ошибки, допущенные при чтении, считаются достаточно распространенными у детей младшего школьного возраста. Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно осознает прочитанные задания на уроках, что влечет за собой стойкую неуспеваемость в учебе.

Изучая исследования отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения чтения у детей, следует выделить такие имена: М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и др. Нарушения чтения оказывает отрицательное воздействие на все обучение в целом, на психическое и речевое развитие ребенка.

Своевременное выявление этих дефектов, четкое определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от нарушений чтения другого характера, очень необходимо для подборки системы логопедической работы с детьми.

Традиционные, общепринятые педагогические методы коррекции не всегда являются эффективными.

При дизонтогенетическом (нарушенном) развитии ребенка необходимо устранить дефект при помощи нейропсихологических коррекционных мероприятий.

Одним из составляющих такой работы может являться кинезиологическая коррекция.

Статистика по возрастным группам детей с ОНР в России

Согласно официальным данным на 2023 год, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) в России представлено различными возрастными группами. Проанализировав статистику, можно выделить следующие группы:

Дети до 3 лет: В этой возрастной категории количество детей с ОНР составляет значительную долю. Их состояние здоровья требует особого внимания и заботы со стороны родителей и медицинского персонала. Они нуждаются в ранней диагностике и реабилитации.
Дети 3-7 лет: В этой возрастной группе продолжается наблюдение за развитием детей с ОНР. Возможно проведение дополнительных обследований и медицинской коррекции. Также осуществляется раннее включение в систему образования и реабилитационные программы
Дети 7-14 лет: На этом этапе особое внимание уделяется образовательной адаптации детей с ОНР. Ребенок должен получать специальное образование и дополнительные учебные курсы, а также регулярно проходить медицинские обследования и реабилитационные мероприятия

Дети 14-18 лет: Возрастные особенности этой группы требуют углубленного внимания к социализации и профориентации подростков с ОНР

Важно обеспечить им доступ к полноценному образованию, содействовать развитию социальных навыков и самостоятельности, а также поддерживать медицинскую реабилитацию и коррекцию

Анализ статистики по возрастным группам детей с ОНР позволяет более точно определять потребности и разрабатывать эффективные программы поддержки и помощи этой категории детей в России.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: