Дизартрия у детей: что делать?

Постановка звуков при дизартрии: особенности, этапы и принципы

Логопедические технологии в коррекции просодических нарушений у детей с дизартрическими расстройствами

Дизартрия — нарушение речи, затрагивающее ее произносительную сторону при недостаточной иннервации речевого аппарата. Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным.

С каждым годом количество детей с дазартрией увеличивается, усложняется структура дефекта и перед логопедом всегда стоит задача поиска наиболее эффективных методов коррекции просодических расстройств. Знание современных технологий коррекции просодических нарушений при дизартрии позволит специалистам значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.

Внешне нарушения речи дизартрического характера у детей могут встречаться и без явных признаков паралича, психомоторные функции развиваются нормально или с некоторой задержкой. Структура дефекта представлена нарушением звукопроизношения и просодики. Как наиболее выраженный компонент экспрессивной речи просодика являет собой «систему фонетических средств», реализующихся на слоговом, словесном, синтагмальном, фразовом уровнях. Просодическая сторона речи при дизартрии проявляется нарушением голосообразования, дыхания, темпа речи, интонационных характеристик.

Авторы статьи представили некоторые технологии по коррекции просодической стороны речи при дизартрии, учитывающие симптоматику нарушения. Работы направлены либо на коррекцию одного из компонентов просодики либо на всю просодическую составляющую речи.

Методика дифференцированного логопедического воздействия с учетом механизма нарушения, предложенная Мохотаевой М.В., предполагает использование  музыкотерапии. Она способствует преодолению дыхательных, артикуляционных, слуховых, голосовых нарушений, снижению речевой тревожности.

Вопрос реализации логопедических технологий по коррекции ритмической организации речи у дошкольников при дизартрии рассмотрен в работах Филатовой Ю.О., Гончаровой, Н.Н. и Прокопенко Е.В. Ритм речи является результатом координированной работы дыхания, голоса и артикуляции. Авторами показано повышение качества ритмической составляющей речи в процессе реализации технологии двигательного обучения в соответствии с ее этапами: моторный ритм, музыкальный ритм, речевой ритм; развитие слогового, словесного и синтагменного ритмов. По их мнению, привлечение родителей к логоритмическим занятиям повысит эффективность коррекционной работы.

Щербак С.Г. рассматривала вопрос развития просодики в общем контексте формирования устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР). Просодия представлена с точки зрения 3-х компонентов реализации языковых средств: лингвистического, лингво-когнитивного, коммуникативно-когнитивного. Дискурсивные практики, стимулирующие интонацию, паузу, темп, введенные автором в традиционную методику, показали высокие результаты по развитию лингвистического компонента речи (артикуляционный темп, голосовые функции); коммуникативно-когнитивного (использование интонационных средств, логического ударения, мелодики контура высказывания).

Одна из современных логопедических технологий – фонологоритмика — образует слияние фонетической ритмики и логоритмики (для лиц с ТНР, имеющих дизартрические нарушения и другие клинические формы в их первичных структурах). Караулова Е.В. доказывает эффективность применения практических аспектов фонологоритмики на максимально возможном уровне для нормализации мышечного тонуса, ритмичности и пластичности движений, владения голосовыми характеристиками по силе, высоте; владения тембром голоса в зависимости от заданной речевой ситуации.

Логопедические технологии, рассмотренные авторами статьи, базируются на классических методиках с применением новых технологий. В них прослеживается поэтапность коррекционного воздействия: от базовых умений до автоматизированных навыков с включением их в самостоятельный коммуникативный процесс. Логоритмические и фонологоритмические технологии позволяют одновременно развивать моторные и речевые функции, их координированную работу, подчинение единому ритму, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на просодическую сторону речи.

 Часть 3. Выпуск 13(65)2020

Метки: логопедия, методы реабилитации, научные исследования, развитие речи, реабилитация

08.07.2020

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. 

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Массаж при дизартрии

Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.

Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм

Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.

Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.

Закрепление сформированных голосовых навыков

Далее сформированные голосовые навыки закрепляются при тренировках всей просодической стороны речи. Детям можно предложить следующие упражнения:

1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.

5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:

Откуда лакал Полкан?

Чей Полкан из Байкала лакал?

Что делал Полкан?

9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.

Эмоциональное
состояние
Тексты, которыми необходимо выразить
данное эмоциональное состояние
Гнев Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Тришкина шавка укусила Пашку.
печаль Сачок зацепился за сучок.
Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали.
Страх Жутко жуку жить на суку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Удивление Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Отвращение Шёл Егор через двор с топором чинить забор.
На то Хавронье и дано рыло, чтоб она им землю рыла.
Радость По семеро в сани уселись сами.
Павка на лавке плетёт лапти Клавке.
Восхищение Ценит цеп косец по косовице.
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
раскаяние Вымыли мышки миски для мишки.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на характеры героев и их интонации. Представленные упражнения помогают развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-речевого аппарата, что при комплексной коррекционно-педагогической работе позволяет минимизировать проявления нарушений просодики у детей с дизартрией

Представленные упражнения помогают развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-речевого аппарата, что при комплексной коррекционно-педагогической работе позволяет минимизировать проявления нарушений просодики у детей с дизартрией.

Коротаева Лидия Ивановна,
учитель-логопед,
ГБОУ ДО ЦПМСС «Живые потоки»,
г. Москва

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный. 

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Публикация «Особенности работы по коррекции нарушения голоса у детей с дизартрией» размещена в разделах

  • Дизартрия
  • Темочки

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонусе, реже в сочетании того и другого.

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.

Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.

При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д., слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Состояние просодики и, в частности, механизмы голосовых нарушений при дизартрии были раскрыты такими исследователями как, Е. С. Алмазова, С. Л. Таптапова, Е. В. Лаврова, Ф. А. Ивановская, Е. Ф. Архипова, О. С. Орлова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.

Перед началом работы по восстановлению голоса у детей необходимо собрать анамнестические сведения о ребенке, а также провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Это поможет логопеду лучше представить картину развития ребенка, найти пути и средства, наиболее рациональные для восстановления голоса.

Работа над голосом у детей с дизартрией всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса происходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.

Коррекционная работа ведется поэтапно, но все этапы тесно взаимосвязаны и плавно переходят друг в друга.

1. Работа над голосом начинается :

А) с расслабления,

Б) с артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастикой.

2. При работе над голосом полезно использовать совместное пение с логопедом. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко.

3. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха (вначале на одном выдохе произносят по две гласных, потом три и четыре). Затем произносят слоги, слова, стихотворения, скороговорки; последние произносят со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса, такие как, чтение стихотворений с усилением и ослаблением голоса, произнесение букв в алфавитном порядке, инсценировки, чтение сказок по ролям и т. д.

При подборе речевого материала необходимо учитывать структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу

Важно проводить эти упражнения систематически. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашнего задания

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных ощущений.

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причин, сроков начала лечения и логопедических занятий

Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента

Наиболее эффективным и целесообразным методом восстановления голоса у больных является комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Общая информация

Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.).

После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.

Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.

Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».

На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.

У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.

Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как начать постановку любого звука и проводить автоматизацию, необходимо создать условия для его появления. Для этого нужно развивать речевое дыхание.

При воспроизведении любой фонемы весь воздух идет в ротовую полость. Если он слабый или его нет, то не будет чистого произношения. Для его развития используют гимнастику Стрельниковой и разного рода тренажеры.

Их принцип работы одинаковый. Например, перед дошкольником кладут картину луга в цветах. На ромашке сидит божья коровка, вырезанная из бумаги. Ее нужно аккуратно сдуть.

Внимание ученика концентрируют на том, что нужно сделать вдох носом и силой выдохнуть через рот. Если действия осуществлены правильно, божья коровка будет сдута с картинки

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Если это происходит, то можно слегка держать их ладонями.

Полезно дуть на султанчики, ветродуйчики, перья. Словом, все, что может показать движения воздуха. Ни в коем случае нельзя проводить занятие без визуализации. Дошкольник попросту не поймет, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука «Р» при дизартрии и других необходимо подготовить органы речи. Из-за повышенного или пониженного тонуса, плохого уровня чувствительности движений ребенку сложно выполнить некоторые позиции. Например, поднять кончик языка к зубным альвеолам.

Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждой группы звуков.

Например, для свистящих он включает:

  • «Блинчик» — плоский язык кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается языком. Процесс сопровождается произношением звука «пппппппп».
  • «Лопата» – широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается несколько секунд.
  • «Часики» – рот открыт, язык не касается губ и зубов, передвигается из стороны в сторону.

Гимнастику проводят до тех пор, пока не будет идеального воспроизведения. Нельзя пренебрегать этим этапом. Без способности сделать «чашечку» (при открытом рте язык высовывается и поднимаются его края) невозможно говорить о произношении «Ш».

Постановка звука «с»

Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа». Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»). Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.

При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и». Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч. Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».

Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка. Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой. Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: