Причины логопедических нарушений у современных дошкольников

Общее недоразвитие речи

Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:

  • неразвитая связная речь;
  • нарушение произношения и дифференциации звуков;
  • словарный запас беден и не соответствует возрасту;
  • словообразование и словоизменение затруднены.

Имеется три уровня ОНР:

  • В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
  • Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
  • Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.

Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.

Как учитель может диагностировать логопедические проблемы с речью и письмом

Учителю важно обращать внимание, как часто встречаются у ребенка те или иные проблемы с обучением и искать их причины. Например, если ребенок ошибается в письме или чтении редко, то скорее всего это связано с усталостью или внезапным стрессом. Также важно отличать невнимательность от логопедических проблем

Рассеянный ребенок вместо слова «предложение» напишет «придложение», в ребенок с логопедическими проблемами — «бретлошение». С первым ребенком педагогу нужно вспоминать мотивационные приемы и настраивать самоконтроль, а со вторым нужно применять особые логопедические приемы.

Также важно отличать невнимательность от логопедических проблем. Рассеянный ребенок вместо слова «предложение» напишет «придложение», в ребенок с логопедическими проблемами — «бретлошение»

С первым ребенком педагогу нужно вспоминать мотивационные приемы и настраивать самоконтроль, а со вторым нужно применять особые логопедические приемы.

Из настоящих логопедических проблем чаще всего у младших школьников встречаются дислалия, дисграфия и дислексия. 

Дислалия. Это неверное произношение звуков, иногда двух-трех, а иногда и больше половины алфавита. Дислалию диагностируют у детей старше пяти лет, когда речь более-менее сформирована и можно говорить не о процессе становления, а об ошибках. При этом ребенок правильно строит фразы и предложения, согласовывает слова по родам, числам и падежам. 

Дисграфия. Это частичное специфическое нарушение письма. То есть ребенок учится писать и осваивает слова, но допускает ошибки. Например, он может переставлять буквы и слоги, заменять их на другие, писать лишние буквы и слоги в слове, неверно использовать слитное и раздельное написание («наполу», «вы текла»), ошибаться в согласовании слов по роду или числу («добрый мама», «счастливые деть»). 

Дислексия. Это частичное специфическое нарушение чтения. Ребенок старается читать, но пропускает буквы, слоги и слова, заменяет их, добавляет лишние и повторяет, а также допускает грамматические ошибки. Часто при чтении ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Например, “они итут” вместо “они идут”.

Какие упражнения можно использовать для работы с логопедическими проблемами

Корректурная правка. В этом упражнении ребенок должен зачеркивать определенные буквы в сплошном тексте. Начать нужно с одной буквы, например, «а», затем «о», дальше согласные. Лучше выбирать буквы, которые ребенок плохо выговаривает, читает или пишет. Упражнение помогает выделять, узнавать буквы. Также можно работать с парными буквами, например «п/р», «м/л», «г/д»— дети часто их путают. В этом случае нужно одну букву зачеркивать, а другую подчеркивать или обводить в кружок

Важно заниматься каждый день, но не более пяти минут. Также важно брать скучный текст с крупным шрифтом, чтобы ребенок не отвлекался на интересный сюжет. 

Пишем вслух. В этом упражнении ребенок должен произносить все слоги и слова, которые он пишет. Проговаривать нужно именно так, как оно пишется (не «малако», а «молоко»), с выделением слабых долей

Особенно важно проговаривать конце слова, потому что в речи дети часто «глотают» окончания. 

Классификация речевых нарушений

Общее недоразвитие речи

Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:

  • неразвитая связная речь;
  • нарушение произношения и дифференциации звуков;
  • словарный запас беден и не соответствует возрасту;
  • словообразование и словоизменение затруднены.

Имеется три уровня ОНР:

  • В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
  • Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
  • Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.

Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.

Задержка речевого развития — симптомы и лечение

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин, когитум, цераксон. По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. «ПроБолезни»). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В

Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции .

Что делать, если у ребенка проблемы с речью?

Прежде всего вам следует получить консультацию профессионального логопеда. Она станет точкой отсчета на пути к успешному будущему. Также у нас есть несколько рекомендаций, которые помогут повысить успех лечения и спокойно пройти возрастные кризисы 1 года, 3-х годиков и 6-7 лет, связанные со становлением речи:

Организуйте здоровый и стабильный режим дня, в котором обязательно отведите время на выполнение заданий логопеда.
Не обсуждайте при ребенке его дефекты речи.
Стимулируйте общение ребенка с одногодками, которые имеют качественную речь. Но при этом пресекайте любые попытки дразнить.
Следите за собственной манерой говорить — придерживайтесь спокойного темпа и мягких интонаций.
Обеспечьте психологический покой для крохи, баланс активности и отдыха

Абсолютное табу — пугающие фильмы с элементами жестокости, мрачные истории.
Читайте вместе сказки, пойте хорошие детские песенки.
Поддерживайте здоровую физическую активность — каждому ребенку важно выплескивать избыточную энергию.

Речевые нарушения — это не приговор. Своевременная диагностика и квалифицированная помощь способны сотворить чудо.

Функциональные причины, вызывающие расстройства речи

Неблагоприятные жизненные обстоятельства способны негативно повлиять на общее развитие малыша, в том числе его речи:

  • Неудовлетворительные социально-бытовые условия проживания. Развитие речи стимулируется общением. Очень важен контакт с постоянно присутствующим в жизни ребенка взрослым, который терпеливо объясняет окружающий мир. Если малыш этого лишен, педагогическая запущенность приводит к задержке умственного развития. Нарушение речи практически неизбежно.
  • Если малыш часто болеет, его жизненные ресурсы истощаются. Такой ослабленный ребенок может позже начать говорить.
  • Психологические травмы — стрессы, пугающие события жизни — часто приводят к речевым проблемам.
  • Дети с перенесенными психическими заболеваниями — также в группе риска.
  • Когда окружающие говорят неправильно, ребенок впитывает эту манеру. Малыши умудряются копировать даже заикание, к которому именно они могут быть совершенно не предрасположены.

Постарайтесь обеспечить для ребенка благоприятную психологическую среду. Это лучшая профилактика нарушений речевого аппарата.

Особенности развития детей с нарушением речи

У таких деток могут наблюдаться некоторые отличия в сроках и качестве освоения навыков:

  • Начинают произносить звуки, слова и фразы позже и имеют скудный словарный запас.
  • Испытывают трудности в артикуляции, то есть правильном произношении определенных звуков или групп звуков.
  • Им сложно распознавать звуки и фразы.
  • Дистанцируются от других детей и взрослых.
  • Им тяжелее дается обучение чтению и письму.

Каждый ребенок уникален, и особенности развития будут зависеть от конкретного типа нарушения речи, его степени и индивидуальных характеристик. Квалифицированный логопед проведет диагностику и разработает индивидуальный план коррекции.

Органические причины нарушения речи у детей

Наибольшее влияние оказывают четыре основных фактора.

Патологии внутриутробного развития

В первом триместре идет активное развитие центральной нервной системы. Все, что тормозит или искажает этот процесс, способно в будущем вызвать логопедические нарушения. Например:

  • Кислородное голодание плода вследствие повышенного АД, угроз срыва беременности, патологических состояний плаценты, токсикоза, нефропатии, соматических болезней женщины, стресса.
  • Некоторые вирусные инфекции, перенесенные во время вынашивания ребенка.
  • Травмы, особенно прилегающих к плоду частей тела.
  • Рождение слишком недоношенного или переношенного ребенка.
  • Воздействие никотина, алкоголя, наркотических веществ через организм матери.
  • Конфликт группы крови мамы и плода.
  • Ряд медикаментозных препаратов, среди которых — антидепрессанты, антибиотики для онкобольных, ототоксики (вызывают функциональные нарушения и клеточную дегенерацию структур внутреннего уха), опосредованные антикоагулянты.
  • Некоторые воздействия, связанные с профессиональной деятельностью будущей мамы — вредные условия работы, контакт с агрессивными химическими компонентами.

Чтобы минимизировать риск дефектов речи у детей, следует очень ответственно подойти к рождению новой жизни.

  1. Генетические причины проблемы с речью

Многие физиологические особенности имеют наследственную природу. Например, патология речевого аппарата:

  • не нормотипичное строение мягкого и твердого неба;
  • неправильный прикус;
  • особенности развития отвечающих за речь областей головного мозга.

Хотя наследственность может проявляться по-разному, сбрасывать со счетов этот момент нельзя. Если в семье отца или матери есть близкие кровные родственники с речевыми проблемами, рекомендуется как можно раньше подключать логопеда. Мозг маленьких детей очень гибкий и наделен огромным компенсаторным потенциалом. Шансы на успех значительно выше именно в раннем возрасте.

Сложные роды

Расстройства речи у детей часто являются следствием тяжелого родового процесса, который сопровождают:

  • внутричерепные излияния крови;
  • асфиксия, например из-за перекрученной пуповины;
  • критически малый вес плода меньше 1,5кг;
  • сложная реанимация;
  • низкая оценка новорожденного по Апгар.

Такие малютки нуждаются в более пристальном внимании к особенностям своего развития.

Некоторые болезни, перенесенные в течение первых лет жизни

Обратите особое внимание на:

  • вирусные инфекции, особенно затрагивающие головной мозг — менингит, энцефалит;
  • серьезные травмы головы, сопровождающиеся кровоизлиянием в мозг;
  • повреждения костей лицевой части черепа;
  • частые и длительные простуды, сопровождающиеся отитами — вызывая нарушения слуха, они способны провоцировать речевые проблемы,
  • по этой же причине опасны ототоксические антибиотики.

Совсем не обязательно, что из-за вышеуказанных причин обязательно проявятся нарушения речевого аппарата. Но вам будет гораздо спокойнее, если тернистый путь становления речи кроха пройдет под руководством опытного специалиста.

Причины логопедических проблем у младших школьников

Ребенок не готов к школе. Иногда ребенок даже в семь лет не готов к школе:  он не хочет учиться, не готов к физическим и когнитивным нагрузкам, плохо запоминает инструкции, часто отвлекается на занятиях. Из-за этого ребенок может плохо читать слоги и слова, не понимать, как правильно писать те или иные буквы. Из-за неготовности к школе у ребенка не всегда встречаются чисто логопедические проблемы, чаще общие проблемы с обучением. 

Проблемы с речью. Ребенка можно учить чтению и письму, только когда у него полностью сформирована речь: он говорит внятно, выговаривает все звуки почти в каждой фразе, совершает мало грамматических ошибок. Если ребенок ошибается в речи, то у него возникнут трудности в чтении и письме. 

Задержки развития. Обычно невропатологи и психологи диагностируют серьезные задержки психического развития и отправляют ребят учиться по адаптированным программам. Но иногда специалистам не удается диагностировать минимальную мозговую дисфункцию. Дети с таким расстройством в целом обладают нормальным интеллектом, но испытывают трудности в обучении, в том числе, логопедические. Некоторые специалисты относят к минимальным мозговым дисфункциям гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, которое тоже приводит к проблемам с обучением. 

Как учитель и родители могут справиться с логопедическими проблемами ребенка

Следить за собственной речью.  Ребенок берет пример с тех, с кем он общается чаще всего, у младшего школьника это родители и учитель. И те, и другие могут допускать стилистические и речевые ошибки, но должны говорить спокойной, четко, желательно по правилам русского языка. Если родители говорят «ложь» вместо «положи», то также будет говорить, а потом и писать ребенок. 

Чаще читать вместе. Во время чтения ребенок усваивает новые слова, обороты, практикуется

При совместном чтении взрослый может поддерживать ребенка и спокойно обращать внимание на недочеты

Также важно, чтобы родители и учитель сами читали детям вслух. Так дети получают хороший пример правильного чтения

При прочтении сложных слов важно замедляться и, если нужно, объяснять или напоминать их значение. 

Так дети получают хороший пример правильного чтения

При прочтении сложных слов важно замедляться и, если нужно, объяснять или напоминать их значение. . Развивать связную речь

 Для развития чтения и письма важно уделять много внимания осмысленной речи: рассказывайте вместе с ребенком истории, пересказывайте сказки, составляйте рассказы по картинкам. Также важно улучшать звукопроизношение: для этого стоит использовать скороговорки и чистоговорки. 

Развивать связную речь

 Для развития чтения и письма важно уделять много внимания осмысленной речи: рассказывайте вместе с ребенком истории, пересказывайте сказки, составляйте рассказы по картинкам. Также важно улучшать звукопроизношение: для этого стоит использовать скороговорки и чистоговорки. 

Следите за объемом заданий

Важно, чтобы ребенок мог физически справиться с заданиями — иначе он будет уставать и потеряет желание учиться. Разбивайте большие тексты на части, выполняйте задание в несколько приемов, чередуйте игровые и развлекательные задания с анализом текста.  

Обращаться к логопеду. Если ваши занятия с ребенком не помогают, обращайтесь к логопеду. Они есть почти в каждой школе, как правило, у одного из учителей начальных классов есть логопедическое или дефектологическое образование. Если вам кажется, что у вас не получится заниматься с ребенком самому, то это тоже повод обратиться к специалисту. Лучше заниматься хотя бы несколько раз в неделю, чем отодвинуть проблему и считать, что ее нет. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: