Дислалия у детей и методы ее устранения

Лечение и коррекция дислалии у детей

Нарушение произношения звуков [ч], [щ]

Конечно же, нельзя обойти и такой дефект, как нарушение произношения звуков ,. Чаще всего заменяют на звук , или он приобретает межзубное произношение звуков , . Причины те же, что и у сигматизма. Обычно легко поддается коррекции, и у взрослых встречается редко.

В заключение последняя, очень показательная история:

К нам в Центр за помощью обратилась Людмила Алексеевна, 40 лет. К своему удивлению, у нее обнаружилось отсутствие 6 звуков: -, -, -. История ее «неговорения» нас потрясла. Оказывается, мама пообещала девочке, что, когда ей исполнится 18 лет, все отсутствующие звуки появятся сами собой. И вот девочка засыпает после дня рождения с надеждой на утро… А утром… чуда не произошло.

После наших занятий, при ее огромном желании, нечеловеческом трудолюбии, невероятных усилиях и, конечно же, при поддержке семьи и друзей, которые не очень верили в возможность исправления, она смогла сказать все, что хотела.

Речь развивается на протяжении всей жизни, в любом возрасте можно поставить звук. Но… в детском возрасте мозг более пластичен, поэтому все происходит значительно легче и быстрее! Не затягивайте с решением сделать свою речь четкой и красивой.

Телефон в Санкт-Петербурге:

Ежедневно с 10:00 до 21:00

Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков и , с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Причины артикуляционно-фонематической дислалии

Фонематическая дислалия может появиться из-за разных причин, в числе которых как социальные факторы, так и биологические предпосылки, хотя первая группа проявляется чаще. Логопеды среди самых распространенных проблем, способных привести к возникновению дефекта, выделяют:

  1. Неправильно речевое воспитание. Родитель может игнорировать ошибки, производимые ребенком во время разговора, и закрепляется дефектное произношение.
  2. Нарушения общего физического развития, в результате которого появляется нейродинамический дефицит. В данном случае он выражается в неспособности речевого, слухового и двигательного анализаторов правильно обрабатывать и передавать информацию
  3. Задержка психо-речевого развития. Ребенок успевает овладеть небольшим количеством простых артикуляционных поз и для произношения пользуется только ими.

Кроме этих, широко распространенных причин, нарушение фонематического восприятия при дислалии может быть вызвано билингвистическим воспитанием, педагогической запущенностью и даже частыми болезнями на первом году жизни.

Профилактика, советы родителям

Для предупреждения дислалии необходимо постоянно заниматься речевым развитием малыша. С малых лет разговаривать с крохой, объяснять, как называются предметы, играть в игры, подразумевающие произношение сложных звуков (например, как «говорят» животные). Правильный и здоровый образ жизни с рождения стимулирует активную деятельность всего организма, в том числе артикуляции. Закаливание, массаж, упражнения, подвижные игры будут одной из тактик профилактики нарушений развития речи.

Родителям нужно помнить:

  • малышам необходимо читать сказки;
  • рассказывать о собственных действиях;
  • пояснять явления природы, непонятные слова и выражения;
  • проводить с малышом с ранних лет артикуляционную гимнастику;
  • со школьником можно заучивать скороговорки наизусть;
  • при первых признаках расстройства речи обращаться к логопеду.

Сложная дислалия, несмотря на серьезность патологии, поддается лечению. Процесс восстановления речи будет зависеть от своевременности терапии.

https://youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Диагностика

Диагностика сложной дислалии включает несколько этапов.

  1. Сбор анамнеза (сведений) начиная с перинатального развития ребенка. Логопеда интересуют наличие или отсутствие патологий во время вынашивания малыша, неврологические диагнозы в раннем возрасте, травмы опорно-двигательного аппарата.
  2. С помощью дидактического материала (карточки с предметами, животными, для детей школьного возраста буквы) выявляют дефекты произношения. Логопедический материал позволяет понять, какая группа звуков нарушена при говорении.
  3. Школьнику предлагается прочитать и прослушать 2 разных текста. Задание необходимо для выявления формы патологии. Логопед понимает, нарушен ли фонетический слух.

В логопедическом диагнозе прописывается название нарушения (сложная или простая дислалия), вид (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая) и форма дислалии (органическая или функциональная), разновидность дефекта.

Причины

Нарушения произношения _0_ характерны для детей, страдающих функциональной и механической дислалией, дизартрическими расстройствами и открытой ринолалией. Лямбдацизм может быть вызван органическими дефектами органов периферических органов речи, нарушением мышечной иннервации и функциональным нарушением звукового произношения: • Укороченная подъязычная связка. Не допускает подъема языка, что необходимо для формирования желаемой артикуляционной структуры. При этом ребенок находит доступную компенсаторную позицию (межзубную, губно-зубную ), Которая заменяет правильный сустав. • Макроглоссия и микроглоссия. С недоразвитием языка становится невозможным или затруднительным произнести все языковые фонемы, включая зубные. Небольшой размер органа не позволяет языку сойтись с верхними резцами. У массивного языка затруднены как его верхний подъём, так и сужение кончика. • Изменение мышечного тонуса. При дизартрии язык может быть вялым, паретичным или напряженным, спастическим. Эти факторы существенно искажают артикуляцию. Также нарушается тонус круговой мышцы рта, что сопровождается затруднениями при произвольном открытии и удерживании губ. • Небные расщелины. Компенсаторными особенностями при ринолалии являются высокий подъем корня языка, смещение сочленения в глубине ротовой полости, неучастие кончика языка в формировании звуков.обычно отсутствует или кажется двугубым. • Потеря слуха. Потеря слуха может сопровождаться как смешением, так и заменой звука из-за нарушения акустической дифференциации, а также искаженным произношением из-за неточности, нечеткой артикуляции. • Другие причины. Отсутствие формирования правильной речевой кинестезии в результате речевой депривации и боли у детей может привести к лямбдацизму. Другая причина — копирование неправильного звукового произношения, в том числе диалектных, в двуязычной среде. _2_ — согласный, проходной, оральный, переднеязычный. При его сочленении губы принимают положение полуулыбки, зубы приоткрыты. Язык седловидной формы с узким кончиком, опирающимся на основание верхних резцов. Края языка и боковые зубцы образуют щель, через которую может выходить воздух. Голосовые связки сведены вместе и вибрируют вместе с голосом. Это единственная в русском языке фонема, произносимая на узком языке. При произнесении _1_ кончик языка поднимается к альвеолам и становится более напряженным. Передне-средние части спинки языка приближаются к небу, вызывая размягчение (палатализацию).

Что такое ламбдацизм

Если ребенок неправильно произносит твердый или мягкий звук , то в логопедии для таких случаев предусмотрен термин — ламбдацизм.

Ламбдацизм представляет собой неправильное произношение звука и . При этом речь идет не только об искаженном звучании, но и о самом пропуске фонемы.

Ламбдацизм бывает нескольких видов:

  • Отсутствие звуков и . Речь ребёнка, пропускающего звук , будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао»;
  • Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами. Является дефектом только в том случае, если звук звучит искаженно. Если при межзубном произношении — чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции;
  • Носовое в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке . Слышится два нечетких звука: . Речь ребёнка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго»;
  • Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук , встречающийся в некоторых диалектах, или звук , свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;
  • Губно-зубное произношение, напоминающее звук . Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости;
  • Встречается боковое одностороннее произнесение , когда воздух проходит только с одной стороны языка;
  • Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

Что такое дислалия

В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По характеру звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».

В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их

Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание. Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду

Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Прогноз и профилактика дислалии

Прогноз лечения дислалии более чем благоприятный, так как расстройство может пройти в процессе взросления человека. Если расстройство не обусловлено поражением центров коры больших полушарий, отвечающих за понимание речи и ее произнесение, победить его удается за несколько месяцев

Важно, чтобы кроме логопеда, внимание на чистоту звуков, издаваемых ребенком, обращали внимание члены его семьи, являя собой пример безупречного звукопроизношения

Профилактикой развития дислалии может быть:

  • своевременное ведение в рацион малыша твердой пищи для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  • правильная речь ближайшего окружения ребенка, недопущение взрослыми искажения звуков, «сюсюкания»;
  • развитие мелкой моторики;
  • артикуляционная гимнастика.

С учетом особенности современной медицины, дислалия отлично поддается коррекции, так что прогноз благоприятный. Все зависит от возраста ребенка, особенности его развития, и, конечно же, самих родителей. Большую роль играет правильность построенной терапии, и устранения дефекта (если таковой имеется).

В сути профилактики положены основы, в которых описана роль родителей в психоэмоциональном развитии ребенка. С взрослением ребенка, нужно больше уделять времени упражнениям направленных на мелкую моторику, речевой аппарат и так далее

И, конечно же, обращать внимание на речь ребенка, чем раньше выявляется дефект речи, тем легче он поддается коррекции

Самая важная работа начинается в дошкольном возрасте. Ребенка нужно начинать учить различать и воспроизводить звуки именно с 4 до 6 лет. Если же ребенок попадет в школу с дефектами речи, ему будет тяжелее справляться с этой патологией, и чем старше человек, тем и сложнее будет поддаваться лечению эта патология.

Внимательное отношение к речевому развитию ребенка позволит быстро выявить дислалию и своевременно принять меры по устранению данного дефекта. Желательно не позднее достижения ребенком четырехлетнего возраста посетить логопеда с диагностической целью, чтобы до школы успеть провести необходимое коррекционное воздействие.

Причины возникновения дислалии у детей

Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:

  • укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
  • увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
  • утолщенные губы с ограничением их подвижности;
  • аномалии развития губ.

В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.

В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:

  • биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
  • социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).

Лечение и коррекция фонематических нарушений

Строение артикуляционного аппарата при дислалии этого типа не изменяется, поэтому для устранения нарушения оказывается достаточно логопедической работы. Поскольку артикуляционно-фонематическая дислалия и фонематическое недоразвитие речи имеют схожие черты, структура коррекционной работы у них практически одинакова. Схематически она представлена ниже.

Порядок логопедической работы неизменен для каждого нового звука.

Формирование артикуляционных навыков

На этом этапе ребенка обучают управлять своими периферическими речевыми органами. Чаще всего для этого используют дыхательную и артикуляционную гимнастику. Они позволяют малышу почувствовать язык, губы, научиться управлять мышцами. Без такой основы сформировать отсутствующие артикуляционные базы оказывается невозможно. В некоторых случаях, когда нарушен мышечный тонус или присутствуют другие проблемы неврологического характера, к работе присоединяют логопедический массаж.

Постановка звука

Работа ведется от фонема к фонему, с соблюдением определенной очередности. Сначала устраняются дефекты свистящих и шипящих звуков, затем сонорных. Если проблемы имеются в произношении парных глухих/звонких, коррекцию начинают с первых, постепенно добавляя их озвучание. Звукопостановка проводится в соответствии с возрастом. Если у ребенка 4-5 лет отсутствуют только сонорные Л и Р, логопед может рекомендовать самостоятельные занятия, поскольку они могут появиться к 6-ти годам без вмешательства специалистов.

Автоматизация

Основная задача этого этапа – закрепить произношение скорректированных фонемов. Для этого ребенку предлагаются упражнения с многократным повторением звука: сначала в слогах, затем в разных частях слова и, наконец, в предложениях. Хорошую результативность показывают привычные всем скороговорки и простые детские стишки, хотя логопед дает и другие задания, чтобы разнообразить занятия.

Дифференциация

На этом этапе лечения артикуляционно-фонематической дислалии, ребенку предлагается научиться различать схожие фонемы на слух, чтобы научиться выбирать правильную артикуляционную позу в разных ситуациях

Очень важно успешное прохождение этой стадии коррекции, если одновременно страдают парные звуки

Симптомы дислалии

Дислалию не сложно отличить от других речевых расстройств. При данном диагнозе у ребенка хорошо сформирован грамматический строй речи, лексический запас соответствует возрасту, однако некоторые звуки:

  • отсутствуют в изолированном или фразовом произнесении;
  • заменяются на другие;
  • чередуются.

Главными признаками данного расстройства есть аспекты, связанные с воспроизведением звуков, пропуском звуков, их заменой, искажением, смешением.

Пропуск звука – это значительное выпадение звука в разных окончаниях, будь то звук в начале слова, в конце или середине. Под заменой звука понимают замещение одного звука на другой. Вызван данный феномен не способностью различать фонемы. Так же звуки могут меняться по признаку глухости-звонкости, мягкости-твердости. Упоминая о смешении звуков, признаком является то уместное употреблении звуков, то неуместное, и связанно это с не завершением усвоения фонем.

Использование звуков, которые не присутствуют в родном языке — называется искажением звука. Нарушение произношения одного и более двух звуков возникают, как правило, при функциональной дислалии. При механической дислалии, нарушается воспроизведение сродных по артикуляции звуков.

Виды ламбдацизма

Твердый артикуляторно наиболее сложен, поэтому нарушается намного чаще, чем его мягкая пара. В логопедии описаны следующие разновидности ламбдацизма:

  • Двугубный (губно-губной). Наиболее распространенный фонетический недостаток. Язык не участвует в артикуляции, звук образуется сближенными губами, в результате чего получается подобие английского .
  • Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, вследствие чего слышится звук, похожий на .
  • Межзубный. Кончик языка просунут между нижними и верхними резцами, однако межзубный на слух не отличается от правильно артикулируемого.
  • Носовой. Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, при этом воздух выходит через носовую полость, отчего звучание напоминает или сочетание «НГ».
  • Боковой. Произношение сопровождается раздуванием щек (иногда с одной стороны) и дополнительными шумными призвуками. Нередко сочетается с боковым ротацизмом и сигматизмом шипящих.
  • Смягченный. Вместо твердой фонемы произносится ее полусмягченный вариант.

Кроме перечисленных видов ламбдацизма, сонор может полностью отсутствовать в речи. Также встречается нижний вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может не подвергаться коррекции. К параламбдацизмам относятся замены на , , , , .

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм.
  2. Ротацизм и сигматизм.

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Предварительные артикуляционные упражнения

Перед тем, как перейти непосредственно к упражнениям на постановку звука «л», специалисты советуют сделать серию заданий на артикуляцию, так называемую артикуляционную гимнастику, предваряющую подход к взятию звука «л». Это своеобразная настройка речевого аппарата на овладение непокорным звуком. Здесь идет работа над движениями губ и языка.

Для начала ребенку рассказывают и показывают строение рта: губы, верхняя и нижняя; за ними зубы, верхние и нижние; наверху – бугорок; за ним твердое нёбо, оно продолжается мягким нёбом и обрывается нёбной занавеской, на которой есть язычок. Если у ребенка выявлен ламбдацизм в любом варианте, то для начала необходимо сделать следующие артикуляционные упражнения (выполнять каждый день перед зеркалом под счет от одного до пяти, по пять-десять минут два раза в день):

  1. «Улыбка» – развести губы в улыбку, обнажив верхние и нижние зубы.
  2. «Трубочка» – губы сомкнуты и вытягиваются вперед.
  3. «Наказание языка» – язык остается на нижней губе, его пошлепывают, произнося «Па-па-па».
  4. «Чистка верхних зубов» (с внутренней стороны) – язык делается широким, им водят из стороны в сторону у верхних бугорков, они же альвеолы.
  5. «Парус» – кончик языка нужно упереть в ряд передних верхних зубов. Язык похож на гамак, который провис. Двигать языком не нужно, его просто держат в таком положении, считая. Чем дольше удастся продержать, тем лучше.
  6. «Кошка пьет молоко» – широкий язык облизывает верхнюю губу сверху вниз.
  7. «Индюк болтун» – все то же самое, что и в упражнении «кошка», но движения быстрые и сопровождаются звуками «бл-бл-бл-…».
  8. «Качели» – с приоткрытым ртом нужно широко улыбнуться. На счет «1-2» кончик языка упирается в верхние, а потом в нижние резцы (с их внутренней стороны).
  9. «Лошадка» – щелкают широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Рот открыт, но нижняя челюсть абсолютно не двигается.
  10. «Грибок» – язык как будто приклеен к нёбу, подъязычная уздечка натянута.

Причины дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность участо болеющих детей, минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Фонетическая дислалия

Фонематическая дислалия — это речевое расстройство, связанное с нарушением произношения звукового состава слова. Эта патология проявляется в том, что человек не может правильно артикулировать определенные звуки, что ведет к искажению речи.

Частота встречаемости фонематической дислалии довольно высока. По данным исследований, около 5-10% детей страдают от этого расстройства. У взрослых эта проблема встречается реже, однако все же она является достаточно распространенной.

Основным симптомом фонематической дислалии является неправильное произношение звуков. Человек может заменять одни звуки на другие, опускать или добавлять звуки, а также искажать их артикуляцию. Например, звук может произноситься как , звук — как , и т.д. Это приводит к тому, что речь становится неразборчивой и трудно понятной для окружающих.

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов — производные букв греческого алфавита.

  1. Сигматизм — неправильное произношение шипящих , , , и свистящих , , , ;
  2. Ротацизм — неверное выговаривание   и  ;
  3. Ламбдацизм — проблемы с выговариванием и ;
  4. Каппацизм — дефекты звуков — и ;
  5. Хитизм — дефекты звуков  и ;
  6. Йотацизм — неверное выговаривание 
  7. Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

Классификация

По МКБ-10 входит в Специфическое расстройство речевой артикуляции F80.0.

Дислалия может быть классифицирована на разные типы в зависимости от характера нарушений. Например, фонематическая дислалия связана с неправильным восприятием и произношением звуков. Речевые ошибки могут возникать из-за неправильного понимания звуковой системы или из-за недостаточной артикуляции определенных звуков. Логопедическая коррекция и специальные упражнения помогают ребенку научиться правильно произносить звуки.

Также существует моторно-динамическая дислалия, которая связана с нарушением артикуляционной подвижности речевого аппарата. В этом случае дети испытывают затруднения в движении языка, губ и голосовых связок, что делает произношение звуков неправильным. Определенные упражнения, такие как растяжки и массажи речевого аппарата, могут помочь ребенку улучшить артикуляцию и правильно произносить звуки.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Фонетическая характеристика звуков [Л] и [Л’]

Звук – согласный, смычно-проходной, ротовой, переднеязычный. При его артикуляции губы принимают положение полуулыбки, зубы размыкаются. Язык седловидно изогнут, узким кончиком упирается в основание верхних резцов. Края языка образуют щель с боковыми зубами, через которую выходит воздух. Голосовые складки сближены и производят вибрацию, образуя голос. Это единственная фонема в русском языке, которая произносится узким языком.

При произнесении кончик языка поднят к альвеолам и более напряжен. Передне-средние отделы спинки языка сближены с небом, давая смягчение (палатализацию).

Положение языка при произношении звука

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: