Понятие диалогической речи
Теперь обсудим термин «диалогическая речь». Это очень яркая языковая функция, которая несет коммуникативный характер. Ученые связывают диалог с потребностью человека в естественном общении. Диалогическая речь является одной из ключевых форм общения
Немаловажно, что оба партнера понимают, о чем они ведут беседу
Поэтому нет смысла развернуто формировать свою мысль. Обычно диалогическая речь проходит в конкретной ситуации и зависит от нее. Она сопровождается и другими способами обмена мыслями – мимикой, тоном голоса, жестами. Поэтому диалогическая речь обычно имеет яркое оформление. Несмотря на то, что речь носит сокращенный характер, собеседники хорошо понимают друг друга.
Во время диалога люди используют разговорную речь, говорят кратко и обрывисто, часто не договаривая фразы. Предложения используются просты и бессоюзные. Если нужно что-то обдумать, на это тратится очень немного времени. Связность общению придает участие двух собеседников.
Характеристика диалога
Диалогической речи присущи следующие характеристики:
- для диалогической речи в разговоре должно участвовать минимум два человека, между которыми происходит обмен репликами;
- обстановка должна носить непринужденный характер;
- речь постоянно меняет направление от одного участника к другому;
- речь одновременно воспринимается, продуцируется и высказывается: все это происходит без значительных задержек;
- активно используются внеязыковые коммуникативные средства;
- языковая ситуация претерпевает постоянные изменения.
С помощью диалога ребенок начинает осваивать речь. Это своего рода школа общения с другими людьми. Эта школа пронизывает всю жизнь ребенка, все его отношения. Именно диалог становится главным фактором, влияющим на формирование личности малыша.
Слайд 6Актуальность проблемы Любая программа дошкольного воспитания определяет задачи развития языка и
речевой деятельности дошкольника как умение использовать язык в процессе рождения
связного текста. Это очень важная сторона коммуникативного развития дошкольника. Ребенка надо учить отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться, налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу.Если обратиться к психологической литературе, то приходится констатировать, что именно коммуникативная функция речи, как средство общения ребенка, лежит в основе всего последующего вербального развития индивида. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, в какой срок ему станут доступны памятники истории и культуры человечества.
Слайд 18Слепец и поводырьЦель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей
по общению.Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза,
а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Шаблоны диалогической речи
Обычно диалогическая речь по своему характеру непроизвольна и реактивна. Люди часто используют в ней различные шаблоны и принятые клише, в речи людей звучат устойчивые стереотипы. Человек в процессе общения использует собственные формулы общения, которые он привык использовать в данной конкретной ситуации по отношению к текущей теме разговора. Множество речевых клише позволяют облегчить процесс общения.
Диалогическая речь может рождаться в силу как внутренних, так и внешних причин.
Обычно в процессе диалога люди не склонны использовать сложные предложения.
Они часто внедряют в свою речь сокращения, неправильные словообразования, нарушают существующие синтаксические нормы. Диалогическая речь позволяет ребенку учиться произвольно формулировать свои мысли, он начинает следить за логикой своей речи. Так зарождаются навыки монологической речи.
Для того чтобы участвовать в диалоге, нужно обладать множеством сложных речевых навыков: ребенок должен уметь правильно понимать чужие мысли, формировать собственные высказывания в ответ, правильно выражать свои мысли с помощью языковых средств, поддерживать подходящий эмоциональный фон, осуществлять самоконтроль речи и вносить коррективы в процессе общения с собеседником.
Слайд 7Место коммуникативной функции в общей структуре речиВажнейшим достижением человека, позволившим
ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось
речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.Выделяют следующие основные функции языка:1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;2) средство общения (коммуникации);3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми
Условия развития связной диалогической речи дошкольников
Исходя из реалий, можно с уверенностью сказать, что практически все дошкольники нарабатывают опыт диалога со сверстниками, только у всех он разный. Это зависит как от личностных особенностей ребенка, от его коммуникативных способностей, так и от регулярности общения.
Более того, в общении важна безопасная и мотивирующая атмосфера, в рамках которой ребенок мог бы смело высказывать свои мысли, не опасаясь сказать не так или сделать ошибку. К сожалению, общество сверстников не всегда расположено учитывать особенности замкнутых или флегматичных детей.
Замкнутые малообщительные или медлительные дети нуждаются в организации комфортных условий, способствующих беседе. Они не станут первыми вступать в разговор, и не будут вставлять свои реплики, когда общается несколько человек. А именно такие дети нуждаются в развитии диалоговой речи.
В подобных случаях выручает возможность развивать речевые навыки не только в свободном общении, но и организуя тренировки.
Беседа как средство формирования навыков диалога
Обучающие беседы, которые проводит взрослый, помогают ускорить развитие коммуникативного навыка дошкольников. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы ребенок откликнулся на предложение взрослого и разговорился. Как правило, следует учесть несколько важных обстоятельств:
Расположить ребенка к себе. Для этого используются игрушки, картинки, питомцы в живом уголке.
Найти подходящее время
Беседа будет малоэффективной, если малыш стремится играть или рисовать.
Важно, чтобы обстановка была спокойной и ничто не отвлекало от занятия
Для разговора ребенку требуется комфорт и чувство безопасности.
Результативность занятий напрямую зависит от того, насколько взрослый знает ребенка: его интересы, любимые игры, отношения с близкими.
Построить беседу так, чтобы дошкольник больше говорил, чувствовал внимание и интерес к собственным словам, но при этом интересовался и тем, что говорит собеседник.
Для занятий можно использовать предварительное чтение сказок и повестей, которые в дальнейшем обсуждаются. Также простые поручения, требующие вступить в разговор, закрепляют навык диалога. Например, воспитатели просят показать новичку игрушки в игротеке, поручают сходить в другую группу за каким-нибудь предметом, на словах передать информацию родителям.
Еще один метод формирования диалогической речи: речевые ситуации, в которых участвуют сверстники. Воспитатель предлагает историю, задает роли и от имени персонажей дети должны обсудить произошедшее.
В результате подобных занятий дети обретают умения и формируют навыки:
способность проявлять инициативу;
умение использовать различные средства общения – к словам подключают мимику и жесты;
навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы;
проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик;
умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика.
Слайд 5Актуальность проблемы В практике работы с детьми дошкольного возраста зачастую судят
только по внешним характеристикам речи. Чаще всего родители и воспитатели
обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова, на четкость произношения фонем, на умения согласовывать слова в предложениях, на умения ребенка формулировать высказывания, составлять простые сообщения и рассказы, а также на наличие заикания или других «грубых» дефектов речевой деятельности. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития, часто остаются за пределами внимания другие существенные характеристики речи ребенка
Такие как:Умение отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться;Налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор, беседу.
Слайд 11Формирование у детей коммуникативной функции речи в общей структуре общения4.
Возраст от 1,5 до 3 лет. Появление делового и игрового
общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или приобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становиться более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация общения, четко развиваются, и независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
Слайд 17Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:Воспитание чувства единства,
сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров
« Клеевой ручеек», « Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»;умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»;умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»;развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»;создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».
Требования к речи воспитателей детского сада
К речи воспитателей дошкольных учреждений предъявляются высокие требования. Педагог должен не только правильно излагать свои мысли и следовать литературным нормам, но и уметь строить диалог в соответствии с уровнем развития воспитанников. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь сотрудника:
- Правильность. Следование нормам языка.
- Точность. Употребление слов в правильном значении.
- Логичность. Правильное использование внутритекстовой связи.
- Чистота. Отсутствие нелитературных слов и выражений.
- Выразительность. Владение интонацией, высотой, силой и громкостью голоса для привлечения внимания учеников.
- Богатство. Образность речи, широкий словарный запас.
- Уместность. Соответствие стиля речи текущей ситуации.
Если присутствуют отклонения от перечисленных требований, воспитателю следует улучшить свою речь путем самообразования или повышения квалификации. Для устранения ошибок также используются презентации для педагогических советов, содержащие контрольные тесты и инструкции для воспитателей.
Почему важна чистота речи воспитателя ДОУ
В книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» автор М. М. Алексеева подчеркивает, что ребенок учится разговорной речи через подражание взрослым. Он перенимает не только грамматику, но и отдельные слова, ошибки. Если в речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения присутствует слова-паразиты, нарушения грамматических или фонетических норм, это негативно отразится на речевом развитии воспитанников ДОУ.
В чем состоит чистота речи у воспитателя ДОУ? В отсутствии жаргонных и диалектных выражений, а также слов-паразитов (вот, ну, короче, значит, в общем-то).
Обратите внимание! Проверить себя на соответствие этим требованиям воспитатели могут при помощи специально разработанных методических пособий. Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В
В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования. От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты
Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В. В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования. От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты.
Речевому развитию в ДОУ нужно уделять максимум внимания. От правильности обучающего процесса зависит общий умственный рост дошкольника. По рекомендациям психологов, осваивать базовые навыки беседы нужно и дома, с родителями или няней. Не стоит надеяться, что ребенок дошкольник усвоит навыки коммуникации без помощи взрослых.
Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников
Для дошкольников разговорная речь – это фундамент для формирования других форм, например, монологической. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет подросшим детям говорить связно.
Кроме того, общение обеспечивает познание родной речи, расширение словарного запаса и понимание значения слов, обучение минимальным правилам этикета, необходимых при беседе.
Ситуативные диалоги младших дошкольников
В младшем дошкольном возрасте речь развита достаточно для того, чтобы говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, развитие речи у детей 3-4 лет находится на том этапе, что их диалогическая речь ограничивается краткими репликами в рамках ситуации.
В младшем дошкольном возрасте обычно нет места стеснению и замкнутости, за исключением отдельных случаев, поэтому друг с другом малыши говорят охотно, начинают разговор без боязни, хотя краткость и простота предложений не дает особенной информативности беседе.
Взрослые же для них находятся вне пределов комфортной зоны, если это не ближайшие родственники. Пришедшей в гости маминой подруге будет сложно разговорить малыша: чаще всего он ограничится несколькими ответами и побежит играть или заниматься своими делами.
Необходимо обладать значительным педагогическим опытом и навыками, чтобы побудить малыша на более продолжительный диалог с малознакомым взрослым.
Речевая диалоговая активность 5-летних детей
5 лет – период активного развития воображения, и, соответственно, начала придумывания игр, имеющих сюжет и задействующих нескольких участников. Вовлеченность в игру часто сопровождается «гвалтом»: дети обсуждают, как играть, что делать дальше, распределяют роли. В этот же период развивается внутренняя речь, то есть умение «думать словами» перед тем, как произнести их вслух.
Тихие одиночные игры обычно не требуют беседы, поэтому пик диалоговой активности приходится именно на коллективное времяпровождение. Однако в этом возрасте договориться пятилеткам еще сложно: они отлично умеют формировать собственные высказывания, но только обучаются навыку слушать собеседника. Взрослым в этом случае иногда стоит поспособствовать структурированию беседы, чтобы помочь им прийти к решению и продолжить начатую игру.
Содержательность диалогов старших дошкольников
Перед поступлением в школу ребенок уже знаком со всеми особенностями устной речи и ее основными формами, ведет диалог на высоком уровне. Вступление в беседу возможно при помощи эмоционального рассказа о впечатлениях или переживаниях и благодаря развитию связной речи.
Также появившийся навык задавания вопросов помогает старшему дошкольнику инициировать беседу, спросив сверстника о чем-то. Кроме того, старший дошкольник уже умеет найти слова, чтобы заинтересовать друга и побудить начать играть вместе.
Основные диалогические навыки старшего дошкольника:
- слушает собеседника, демонстрируя интерес;
- при высокой степени заинтересованности дослушивает фразы до конца;
- рассуждает и использует аргументы для подтверждения точки зрения;
- дает краткие или развернутые ответы в зависимости от ситуации;
- правильно формулирует и задает вопросы.
Однако в процессе игры данные навыки могут забываться под влиянием воодушевления и вовлеченности. Последовательность реплик может утрачиваться. Ребенок способен перескакивать с темы на тему, перебивать собеседника, стремясь быстрее высказать собственную мысль или идею.
При систематическом развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс навык отличится следующими особенностями:
- универсальное средство общения, не требующее ситуативности;
- высокий уровень выразительности интонаций;
- употребление слов, обогащающих эмоциональность повествования;
- мысли формулируются связно и последовательно;
- диалог может протекать в различных формах: рассказ, беседа, рассуждение, выслушивание.
Как развивать эмоционально-волевую сферу детей-логопатов
В логопедической работе большое внимание (кроме речи) направлено на то, чтобы активизировать процессы мышления и улучшить моторику пальцев рук. Но недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов
Участие педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, дети лучше чувствуют и понимают других, это благотворно скажется и на речи.
Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. На каждом занятии необходимо использовать специальные упражнения, направленные на тренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание тесно связаны. Дети должны учиться дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.
Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков будут происходить в более короткие сроки. Ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.
Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у учителя- логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает учителю-логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по значению и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя такими, какими они есть.
Ребенок с общим недоразвитием речи нуждается в системе логопедических, психологических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.
Нарушения устной речи
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи при органических поражениях.
Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Тахилалия — патологически убыстренный темп речи.
Понятие и особенности диалогической речи
Основные коммуникативные формы в любом возрасте – монологическая и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продуктивной. В беседе рождаюсь новые идеи, строятся планы, согласовываются действия.
Для малолетних собеседников их диалоги не менее важны, чем коммуникации взрослых людей. Детские разговоры, особенно в младшем дошкольном возрасте, не имеют информативной и речевой содержательности. Главное, что они помогают установить контакт.
Дошкольники еще только нарабатывают навыки беседы, но в их общении уже прослеживаются основные особенности диалогической речи.
Мотивированность. Человек, начинающий беседу, всегда имеет причины для того, чтобы заговорить
Важно, чтобы собеседник также имел желание продолжать разговор. Диалог возможен в случае заинтересованности обоих в предмете разговора
Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
Наличие адресованности. Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.
Диалогическая речь как языковая функция
Диалогическая речь является яркой языковой функцией, носящей коммуникативный характер. Ученые склонны считать диалог ключевой формой общения.
Диалог в общении проявляется в том, что люди поочередно говорят и слушают друг друга.
Немаловажно, что в диалоге всегда имеет значение тема разговора. Поэтому собеседники не нуждаются в том, чтобы развернуто излагать свои мысли
Обычно диалогическое общение происходит в рамках определенной ситуации. Люди при этом активно используют разные методы передачи мыслей и чувств.
Используемые жесты и мимика могут не только существенно дополнить, но и изменить смысл произносимых реплик. Иногда речь во время диалога носит фрагментарный характер, но собеседники все равно понимают друг друга.
Во время диалога люди используют разговорную речь, говорят кратко и обрывисто, часто не договаривая фразы. Предложения используются просты и бессоюзные. Если нужно что-то обдумать, на это тратится очень немного времени. Связность общению придает участие двух собеседников.
Особенности диалогической речи
Диалогическая речь обладает целым рядом особенностей. Во-первых, она носит ситуативный характер. Это значит, что диалог в общении полностью зависит от обстановки, в которой он осуществляется, а также от отношений между собеседниками. Во-вторых, диалогическая речь контекстуальная.
Это значит, что каждая реплика сильно зависит от контекста. В-третьих, она свернутая. Собеседники отлично понимают друг друга, поэтому многое подразумевается, но не произносится. В-четвертых, она реактивная.
Это значит, что речевые реплики по своей сущности являются реакциями на различные стимулы. В-пятых, она плохо организована. Обычно реплики несут непроизвольный характер, не обдумываются заранее и не формируются в сознании человека. В-шестых, диалогическая речь кратка. Высказывания обычно очень просты в своей синтаксической структуре.
Использование общения в качестве средства развития речи
Овладение речью является достаточно сложным процессом, изучением которого занимаются педагогики и психологи. Это обусловлено тем, что дети не могут сосредоточиться на чем-то одном и целенаправленно овладевать речью. Лишь к двум годам дети овладевают минимальной системой знаков – языком.
В настоящее время используется достаточно обширный арсенал средств по развитию речи у детей дошкольного возраста. Основным, из которых, является общение ребенка с его ближайшим окружением. Помимо развития речи, общение оказывает положительное влияние на развитие познавательной и предметной деятельности.
Замечание 2
Таким образом, овладение речью оказывает влияние на перестройку детской психики, ребенок начинает понимать и осознавать все, что происходит вокруг него.
Использование общения, в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста, предусматривает:
- Использование речи взрослого (воспитателя, родителя и т.д.), в качестве культурной языковой среды.
- Активное общение ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
- Овладение родной речью в рамках организованных занятий и свободной самостоятельной деятельности.
- Чтение художественной литературы и обращение к разнообразным видам искусства.
Общение является уникальным средство развития речи ребенка дошкольного возраста, так как зачастую оно возникает намного раньше речи. Процесс формирования речи ребенка осуществляется в той социальной среде, в которой живет и развивается ребенок, на фоне естественной потребности ребенка в общении.
Зачастую в ходе общения возникают различные противоречия, которые у ребенка образуют разнообразные языковые способности, постепенно ребенок овладевает новыми формами речи. Но это возможно только лишь в том случае, если ребенок активно общается со взрослыми, и они «идут» в общении к нему на встречу (то есть, не отказываются общаться).
Общение подразумевает наличие собеседника, только в этом случае будет развиваться и совершенствоваться речь ребенка
Именно поэтому важно присутствие взрослого, который выступает в качестве стимула употребления речи в процессе общения
Характер и содержание общения выступают в качестве одного из определяющих факторов для содержания и уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Речевое общение дошкольников осуществляется в рамках различных видов деятельности:
- Специальные занятия по развитию речи.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Игровая, трудовая, продуктивная и иные виды детской деятельности.
- Чтение художественной литературы и последующее обсуждение прочитанного.
- Просмотр и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций и т.д.
Замечание 3
Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности. Важным является то, что все они предполагают общение между участниками деятельности.
Слайд 25ЗаключениеДружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой
психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. под воздействием
воспитателей игры детей обогащаются эпидотами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе
Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе