Ключевые этапы становления речи
Формирование речи ребенка начинается задолго до произношения первых слов. Этот удивительный процесс идет с самого рождения малыша и делится на разные этапы, в зависимости от развития голосовых связок, дыхания и других физиологических особенностей. Этапы имеют свои ориентировочные временные рамки, которые стоит воспринимать только как примерные ориентиры. Небольшие расхождения не говорят о патологии, поэтому беспокоиться стоит только при значительном смещении речевого развития.
4 первых этапа становления речи выглядят так:
- Крик, 1,5-2 месяца. Малыш издает только рефлекторные звуки, которым не придается какое-то значение. Это первый шаг в постановке дыхания: ребенок делает быстрый вдох, а на выдохе издает звуки.
- Гуление, 2-5 месяцев. ребенок уже учится придавать своим звукам эмоциональную или интонационную окраску, чтобы передать свои желания. Появляются новые звуки, которые могут звучать при общении с родителями или спонтанно. Так продолжает тренироваться речевое дыхание, а также голосовые связки. Ребенок осознает окружающих, улыбается тем, кто уделяет ему время, учится смеяться.
- Лепет, 6-11 месяцев. Лепет – это слогоподобные вокализации, предшествующие появлению настоящих слов. Ребенок может использовать лепет для выражения своих желаний, а также просто, слушая свои собственные звуки. Начинается лепет из простых слогов («ля», «па» и т.д.), а со временем переходит в цепочки слогов.
- Первые слова, конец первого года жизни. Лепет, который звучал раньше, ребенок начинает соотносить со смыслом слов, произносимых взрослыми. Слоговые цепочки превращаются в первые слова: «ма-ма», «па-па», «ля-ля». Причем эти слова произносятся не просто так, а осмысленно, когда ребенок обращается к родителям или просит игрушку.
На каждом этапе в той или иной степени происходит формирование пассивного словарного запаса – набора слов, значение которых ребенок понимает, но пока что не может произнести. Ближе к году малыш может показывать или подавать предметы, которые называют родители, а также осознанно реагировать на другие слова, которые слышит.
Помимо наименований предметов, ребенок понимает значение тех или иных действий. Например, он знает, что значит «кушать», «бежать» или «сидеть», а также может отвечать на просьбы родителей показать ему что-то или выполнить другое действие.
Народные приметы на каждый день
Какую примету сопровождает первое слово «папа» у ребенка?
Существует верование, что если ребенок произносит свое первое слово — «папа», это символизирует удачу, счастье и богатство для всей семьи.
Какие еще приметы связаны с первыми словами ребенка?
На самом деле, существует множество примет, связанных с первыми словами ребенка. Например, если первым словом ребенка стало «мама», то это тоже считается хорошим знаком. Также считается, что если первое слово ребенка — название предмета или действия, то это свидетельствует о его развитии и умственных способностях.
Верно ли, что первое слово ребенка может предсказать его будущую профессию?
Нет, это не имеет никакого отношения к будущей профессии ребенка. Первые слова ребенка связаны скорее с его развитием и коммуникацией. Будущая профессия зависит от множества факторов и складывается в течение жизни.
Можно ли как-то повлиять на первое слово ребенка?
Влиять на первое слово ребенка напрямую невозможно
Однако, родители могут активно развивать речевые навыки ребенка, обращая внимание на звуки, слова и общение с ним. Это поможет ребенку быстрее развить речь и произнести свое первое слово.
Приметы на каждый день → Приятные слова → Приметы для повседневной жизни → Слова благодарности → Изящные комплименты → Приметы на каждый день → Похвалить красоту → Сказать спасибо→ Похвала от всего сердца
Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?
Первое, о чем стоит сказать, речь — это форма общения, коммуникации с другими людьми
Поэтому важно понимать, что помимо воспроизведения слов (экспрессивная речь), должно быть еще их понимание и отклик на них (импрессивная речь)
Прежде чем дети начинают осознанно говорить, им предстоит пройти путь доречевого развития. Сначала мальчики и девочки учатся прислушиваться к звукам, голосу родителей, издавать отдельные гортанные звуки в ответ на обращение к ним. К 2–3 месяцам появляется гуление: теперь малыш любит произносить «агу-агу» и другие протяжные гласные звуки — как в спокойном состоянии, так и на фоне ярких эмоций.
Затем, после 5–6 месяцев, в арсенале ребенка появляются отдельные слоги, а потом уже цепочки из этих слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Но не думайте, что в этом возрасте дети уже начинают говорить «мама» и «папа». Пока это просто звуки, а не обращение к конкретному человеку, — лишь признаки формирования лепетной речи. К 9 месяцам ребенок издает все больше новых звуков, эмоционально окрашивает их, меняет интонации. Параллельно с этим можно заметить, что ребенок все лучше начинает понимать обращенную к нему речь: теперь на вопрос «Где папа?» он поворачивается в нужную сторону, а на просьбу «Дай мячик» протягивает необходимый предмет.
Ближе к году у ребенка возникают жесты, которые он использует в определенных случаях: кивает головой в знак согласия, качает ею из стороны в стороны в знак отрицания, машет рукой при встрече и расставании. Так у мальчиков и девочек развивается невербальная коммуникация, что тоже является частью речевого развития. А вскоре ребенок начинает говорить первые слова: слоги выстраиваются в простые лепетные слова, такие как «мама», «папа», «бух», «дай». Важным показателем является то, что каждое слово сопоставляется в одним конкретным предметом или человеком (т.е. «мама» ребенок говорит только в адрес матери и никого больше).
После года наступает период расширения словарного запаса крохи: каждый день родители могут слышать все новые слова и звуки от малыша, порой понятные только ему. Нередко ребенок говорит только начало слова, пропускает или заменяет некоторые его части. Мальчики и девочки в этом возрасте способны выполнять простые просьбы взрослых, отвечать на них жестами или, как любят говорить родители, «на своем языке».
Во сколько ребенок начинает говорить предложениями? Сначала он проходит этап фразовой речи, которая появляется примерно в два года. Это сочетания двух-трех простых слов («Мама, дай» или «Мячик бух»), по мере взросления и увеличения лексикона словесные обороты усложняются.
С двух до трех лет ребенок «занят» развитием артикуляции, пополнением «словесной копилки» новыми фразами и выражениями. Это этап, когда ребенок начинает говорить простыми предложениями, имеющими четкую грамматическую структуру.
Последние новости центра
-
255
16.04.2024
График работы в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…
-
259
16.04.2024
Центр в Реутово закрывается на ремонт
Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …
-
1233
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
696
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
889
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
633
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…
-
1019
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
981
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…
-
620
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Помощь ребенку в речевом развитии
Самому малышу очень сложно самостоятельно начать говорить, поэтому с ребенком нужно много заниматься. Следует больше разговаривать, проговаривать свои действия. Логопеды рекомендуют часто читать стихи, петь песенки и потешки. Малыш внимательно смотрит на губы родителей, запоминает артикуляцию во время произношения слов, поэтому нужно поворачиваться лицом к нему во время разговора. Следует говорить простыми фразами и предложениями, длинные фразы для крохи сложны.
Нельзя сюсюкать с ребенком. Это мешает ему учиться правильно говорить. Произношение родственников должно быть четким и не очень быстрым, чтобы малыш улавливал разговор. Полезно проговаривать звуки животных и манеру их произношения. Пример: кошка – мяу, собака – гаф, барашек – бе и другие. Ребенок сначала начнет произносить кошку при помощи слова «мяу», а потом будет полноценно говорить слово «кошка».
Логопеды советуют показывать с года картинки и проговаривать все, что нарисовано на них. Вместо картинок-карточек, подойдут любые детские книжки, которые нарисованы ярко и крупным планом. Ребенок будет визуально запоминать предмет или животное, пытаться его назвать.
Зачем это важно для родителей
Когда ребенок начинает говорить, он открывает для себя новый мир возможностей и коммуникации. Он может выразить свои желания, потребности и эмоции словами, а не только плачем или жестами. Это не только облегчает общение с ребенком, но и помогает укрепить связь между ним и родителями.
Когда родители видят, что их ребенок начинает говорить, это в значительной степени снижает их тревогу и страх перед возможными проблемами в развитии речи. Разговор с ребенком, особенно на этом раннем этапе его языкового развития, помогает родителям лучше понять его потребности и возможности. Родители могут не только давать ребенку возможность выражаться и излагать свои мысли, но и активно включаться в его разговор, задавая вопросы, рассказывая истории и играя различные игры, которые способствуют развитию речевых навыков.
- Это дает ребенку уверенность и мотивацию для дальнейшего изучения речи. Когда малыш видит, что его родители понимают его и откликаются, он становится более заинтересованным в учении новых слов и изучении новых звуков.
- Это помогает родителям определить, какие аспекты развития речи требуют дополнительной поддержки. Если ребенок имеет проблемы с произношением определенных звуков или сложностями в понимании определенных слов, его родители могут обратиться за помощью к специалисту для развития речи и справиться с этими трудностями в самые ранние сроки.
- Это создает сильный эмоциональный связь между родителями и ребенком. Когда родители видят и слышат, как малыш говорит и взаимодействует с ними, это создает чувство гордости и радости, что помогает укрепить связь между ними и создает основу для дальнейшего развития коммуникации и взаимодействия.
Таким образом, первые слова ребенка – это не только значимый момент в его развитии, но и важный шаг для родителей. Это позволяет родителям лучше понять и помочь своему ребенку в его развитии, а также создает связь и коммуникацию между родителями и ребенком, которые будут продолжаться на протяжении всей жизни.
Советы родителям
Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.
В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.
Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.
Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его
Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект
Родители должны знать, что наиболее благоприятный и чувствительный период речевого развития до трёх лет. Если у ребенка не наступают изменения в развитии речи к трём годам, не стоит надеется на слова знакомых: «Многие не разговаривают до 3-х лет» или «Кто-то тоже не разговаривал до трёх-четырёх лет, а потом заговорил и совершенно нормально развивался». Необходимо обращаться к специалистам и искать проблемы не наступления речи, так как задержка речевого развития (ЗРР) влечёт за собой множество вторичных проблем, таких как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, а в последующем школьном возрасте — дисграфию и дислексию, которые сложны в коррекционной работе. Наблюдение за развитием малыша и своевременное принятие мер — главная обязанность любящих родителей, в процессе воспитания ребенка.
«Все понимает, а сказать ничего не может». Как перевести слова из пассивного словарного запаса в активный
Часто мамы малышей, заждавшиеся появления первого слова или первых фраз, видят, что он отлично понимает обращенную речь, выполняет даже сложные просьбы, но сам при этом предпочитает отмалчиваться. Как быть в этой ситуации?
Прежде всего, нужно убедиться, что обстановка, в которой растет и развивается ребенок, располагает к речевому общению — в ней есть близкий взрослый, который заинтересован в общении с малышом и готов его выслушать, и есть предметы, игрушки, по поводу которых можно высказаться. Проверить, не работает ли в круглосуточном режиме «мама-радио» или «безобидный» телевизор в фоновом режиме. Если эти базовые условия выполнены, можно переходить к использованию специальных приемов активизации речи, например:
- Прием «Договаривание». Читаете ли вы знакомое стихотворение, инсценируете ли любимую сказку или просто задаете малышу вопрос, на который он знает ответ, выдержите паузу, а после, помогите малышу ответить, если он сам не попытался этого сделать, назвав первый слог или несколько слогов слова.
- Прием «Скажи…». Ставьте перед малышом речевые задачи (например, «позови папу ужинать», «попрощайся с бабушкой», «поздоровайся с Марусей») и вопросы («Что ты хочешь на завтрак — блинчики или кашу? Какое варенье тебе положить?», «Будем играть с козлятками и волком или почитаем про червячка Лоули?»).
- Прием «Я тебя не понимаю». Находясь все время рядом с малышом, мама учится понимать его не просто с полуслова, а и вовсе без слов. Достаточно взгляда, указательного жеста или многозначительного «У-у-у», и мама уже достает с полки желаемую игрушку. Естественно, что в таких случаях ребенок не говорит, ведь ему попросту незачем это делать! Конечно, чересчур усердствовать, изображая непонимание, не стоит, но легкое недоумение будет к месту, и его всегда можно дополнить вопросами из предыдущего приема («Ты хочешь, чтобы я купила тебе творожок с вишней или йогурт с яблоком?»).
Как сделать ваш ребенок Talk
Продолжайте говорить с вашим ребенком. Удостоверьтесь, что внимательно произносите каждое отдельное слово, когда говорите со своим ребенком, и скажите ей, что вы делаете, когда делаете это. Вот несколько способов помочь вашему ребенку научиться говорить:
- Будьте наблюдательны:
Маленькие дети часто общаются посредством действий, и вы должны обращать на нее внимание при каждой попытке. Она может поднять руки к вам, чтобы вы знали, что она хочет быть перенесенной, или она могла отодвинуть свою еду, чтобы сообщить вам, что она полна
Когда все это происходит, улыбайтесь и смотрите в глаза, чтобы она чувствовала побуждение к общению.
2. Внимательно слушайте:
Когда твой ребенок ворчит на тебя, ты ворчишь прямо на нее. Это поможет ей научиться варьировать высоту и тон, поскольку она будет подражать тому, как вы издаете звуки. Когда ваш ребенок говорит с вами, посмотрите на нее и будьте отзывчивы, чтобы ей было удобнее разговаривать с вами.
3. Много похвалы:
Дети часто не имеют никакого смысла, поскольку они экспериментируют и учат разные звуки. Хвалите своего ребенка за каждую попытку, имеет ли это смысл для вас или нет.
4. Искусство подражания:
Если ваш ребенок посмотрит на кошку и скажет «ка», вы должны сделать то же самое, за исключением того, что используйте правильное слово «кошка». Это поможет ей научиться правильно говорить, а также подтвердит, что да; это «ка», что делает ее более уверенной в своих ассоциациях.
5. Небольшой разговор:
Во время еды, если ваш ребенок указывает на свою миску и издает шум, не просто дайте ей больше еды. Сначала поговорите с ней: «Хочешь макарон? На вкус это мило с сыром, не так ли?
6. Повествование:
Расскажите ребенку обо всем, что вы делаете, чтобы помочь ей связать определенные слова с делами. «Давайте наденем эту зеленую шляпу!» Или «Мама режет морковь для Кара».
7. Не сдавайся:
Если вы не понимаете, что говорит ваш ребенок, объясните ей: «Болл? Ты хочешь мяч? Даже если ты все еще не понимаешь, что она пытается сказать, не унывай. Покажите своему ребенку много любви. Она все еще будет чувствовать себя вознагражденной за попытку.
8. Следуйте за лидером:
Пусть ваш ребенок задает темп во время игры и следит за интересами вашего ребенка. Пусть она выберет тему разговора по-своему. Это научит ее тому, что это общение — улица с двусторонним движением, где говорят, слушают, следуют и ведут.
9. Playacting:
Детей следует поощрять играть и притворяться, используя творческие воображаемые сцены, поскольку эти занятия могут помочь им развить свои устные навыки, когда они станут малышами.
10. Читайте вслух:
Маленькие дети наслаждаются приятными вещами, и если вы сделаете занятия по чтению веселыми и расслабляющими, ваш ребенок не только разовьет свои словесные навыки, научится составлять предложения и рассказывает истории из слушания и подражания вам, но также может развить любовь к читать, как она растет.
Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?
Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.
Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.
Возраст
Импрессивная речь (понимание речи)
Экспрессивная речь
6 месяцев
поворачивается на голос
обращает внимание на громкие звуки
смеется
произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему
9 месяцев
машет рукой на прощание
качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то
лепечет, произносит слоги
говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам
12 месяцев
говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)
подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)
произносит простые лепетные слова
15 месяцев
18 месяцев
указывает по просьбе как минимум на одну часть тела
использует указательный жест в диалоге
2 года
показывает по просьбе картинки
выполняет сложные просьбы
говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)
называет хотя бы одну картинку
3 года
показывает части тела по просьбе (и называет их)
выполняет сложные просьбы
говорит короткие предложения
называет хотя бы один цвет
речь понятна окружающим
Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.
Как научить ребенка осознанно говорить мама и другие слова
- Сопровождайте каждое действие словом мама. Например, мама пришла, мама кормит Сережу (имя ребенка), мама устала, мама варит кашу и т.д.;
- Играйте в игру “Где мама”. Закрывайте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода малыш легко понимает такие вопросы и даже показывает пальчиком на нужного человека или предмет;
- Когда гладите ребенка по голове говорите, что мама гладит дочку или сыночка;
- Используйте различные игры и упражнения для развития речи, мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика и игры в ладушки с потешками;
- Когда ребенок скажет какое-либо слово осознанно, повторите это слово за ним и похвалите;
- Оценивайте и поощряйте любые прогрессы в речи малыша. Похвала — лучший стимул для развития;
- Чтобы научить ребенка, разговаривая с ним, смотрите малышу прямо в глаза;
- Чтобы малыш скорее научился говорить определенное слово, чаще повторяйте его;
- С помощью перечисленных рекомендаций ребенка также можно научить говорить такие слова, как папа, деда, баба, дядя, тетя и так далее. Для этого в семье старайтесь называть друг друга в третьем лице. Например, папа пришел; деда, баба, пойдемте кушать и так далее;
- Чтобы обеспечить правильное и полноценное развитие крохи, делайте обычный массаж и регулярно выполняйте водные процедуры, занимайтесь с малышом спортом и физическими упражнениями. Как делать массаж грудничку, смотрите здесь.
12 месяцев: мой первый словарь
Мы уже ходим совершенно самостоятельно! И даже можем нести двумя руками нетяжелые предметы, например, машинку. И, конечно, хочется принимать участие в делах взрослых. Одевать годовалого малыша — одно удовольствие, он вовсю старается помочь, сует руки в рукава, задирает голову. За едой уже управляется с ложкой, пьет из чашки. Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Только не оставляйте малыша без присмотра, он настолько же любопытен, насколько лишен жизненного опыта, и запросто может схватить горячую кастрюлю или острый ножик.
Слова, слова, слова… Их становится все больше и больше, теперь уже ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.
Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.
Вашему ребенку исполнился год. Как там у него со звуками? Открывайте свой дневничок и проверяйте: хорошо бы, чтобы малыш произносил звуки «А», «У», «И», «О» понятно для окружающих, а также звуки «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г». У одних это получается лучше, у других не так четко, количество звуков тоже может разниться. Ведь произносительные умения еще формируются, так что у нас с вами, дорогие родители, впереди много работы.
В возрасте одного года ваш ребенок:
Благоприятные условия для развития речи
Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:
- создание развивающей речевой среды;
- накопление пассивного словарного запаса;
- поощрение речевой активности малыша.
Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.
Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.
К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.
Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже
Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик
Развитие речи ребенка
Возраст | Характеристики | Что говорит малыш |
1 месяц | Ребёнок общается при помощи крика;к концу месяца он начнет прислушиваться к окружающим звукам и реагирует на речь, которая к нему обращена | Гласные звуки и сочетания, типа а-а, о-о, у-у, у-а и т.д. |
2-3 месяца | Звуки приобретают эмоциональную окраску; к концу третьего месяца малыш начнет гулить и агукать; появляются новые интонации, кроха ждет ответной реакции | Произносит нараспев гласные и согласные звуки, типа а-а, а-ги, а-гу |
3-5 месяцев | Активно развивается гуление; ребёнок начинает лепетать и говорить первые слоги; увеличивается потребность в общении со взрослыми; кроха постепенно осваивает согласные г, к, х, б и п | Различные звуки и сочетания в разном порядке, типа га, гу, агу, аги |
6 месяцев | Начинает повторять слоги и понимать речь взрослых, что формирует пассивный словарный запас малышей; легко узнает близких и родных; лепетание похоже на настоящие слова, но они еще не осознаны, а являются звукоподражанием | Повторяет и произносит цепочки из слогов, типа ма-ма, па-па, ба-ба |
7-8 месяцев | Ребёнок откликается на свое имя, может изменять тембр и громкость голоса, формирует пассивный словарный запас; начинается формирование активного словарного запаса; малыш понимает обращенные к нему фразы | Тянет звуки и чередует высокие ноты, подражает звукам животных, типа мяу-мяу, гав-гав, муууу и т.д. |
9-10 месяцев | Осваивает новые звуки и начинает говорить первые легкие слова; владеет жестами, в т.ч. кивает головой, машет, показывает пальчиком на человека или на вещь | Четко произносит слоги ла-ла-ла, та-та и т.д.; проговаривает до 10 односложных подражаний звукам |
11-12 месяцев | Начинает осознанно говорить легкие слова; он понимает обращенную к нему речь, показывает части тела и лица, знакомых животных и людей | Говорит легкие слова, среди которых мама, папа, деда, баба и т.д.. |
1-1,3 года | К первому году жизни активный словарный запас крохи насчитывает порядка десяти слов; в 1,3 года он расширяется до 15 слов | Произносит и понимает легкие слова (мама, папа и пр.), названия игрушек, процессов и знакомые имена |
1,5 года | Кроха знает порядка двадцати слов и начинает составлять фразы из двух слов; в речи ребенка появляются первые глаголы, но еще неправильно пользуется родами существительных, прилагательных, местоимений | Говорит легкие слова и фразы, типа дай мне, возьми игрушку, зайчик серый, мишка упал и т.д.. |
2-3 года | Ребенок знает порядка 50 слов, составляет фразы и предложения, изменяет слова по падежам и числам; запоминает короткие стишки и потешки; кроха полностью понимает речь взрослого и может выполнить двойную просьбу (возьми игрушку и дай мне) | Составляет фразы и легкие предложения, проговаривает свои действия и желания, например, я пошел гулять, я кушаю кашу, я хочу играть и т.д.. |