Способы постановки
Неправильное произношение у детей
Картавость и шепелявость – естественные дефекты речи у детей, наблюдаемые с младенческого возраста. Их закрепление в речи ребёнка и продолжительность сохранения зависят от нескольких причин:
- Невольное поощрение родителями неправильного произнесения звуков.
- Патологии произношения у окружающих ребёнка близких людей, которые он копирует.
- Эмоциональное потрясение.
Самой распространённой патологией является дислалия когда имеет место неправильное произнесение свистящих и шипящих. Считается нормой, если ребёнок не выговаривает определённые звуки до 3–4 лет. Посещение логопеда необходимо, если проблема сохраняется и в пятилетнем возрасте.
Важно выявить проблему на раннем этапе формирования речи у ребёнка. Какой именно речевой дефект есть у малыша, точно определит логопед-дефектолог
Он же подберёт индивидуальную программу устранения недостатков.
Источником появления речевой аномалии могут быть врождённые патологии артикуляционного аппарата (неправильный прикус, «заячья губа», глухота, недуги мышц, патологии строения челюстей). Иногда нарушения произношения следствие болезней нервной системы, носа или голосовых связок.
Шепелявость у детей 3–5 лет вполне нормальное явление, так как правильное дыхание, прикус и артикуляционный аппарат сформирован не полностью. Улучшить произношение шипящих помогут скороговорки:
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
- У нас в печурочке серебряные чурочки.
Артикуляция звука К
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3-5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Голос при этом не образуется. Чтобы ребенок мог правильно сделать смычку, можно проделать перед этим следующее: полоскать горло водой, а затем и без нее. Можно провести упражнение «дедушка храпит», одновременно часто нажимая под нижней челюстью ближе к гортани, указательным пальцем или ребёнок сам это проделывает большим. Это дополнительный стимул для подъязычной мышцы. К этому можно еще добавить: при выполнении последнего упражнения надавливать на кончик языка ложечкой, отодвигая его вовнутрь рта. При этом ребенка просим «пострелять» — выталкивать воздух, одновременно сжимая глотку. Это можно проделывать и лежа. Тыльной стороной чувствовать толчкообразную струю воздуха. Голос при этом звуке отсутствует. Когда появится звук, то переходим к его автоматизации.После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.
Автоматизация звука в слогах
Проговаривай слоги, чётко произнося звук К (выделяя голосом)
ко — ко ка — ка ку — ку кы — кы
ка — ка — ка ко — ко — ко ку — ку — ку кы — кы — кы
ка — ко — ка ко — ко — ка ка — ку — ко ка — кы — кы
ка — ко — ку ку — ко — ка и т .п.
Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
ка — ко — ку — кы ко — ку — кы — ка ку — кы — ка — ко кы — ка — ко — куак — ок — ук — ык ок — ук — ык — ак ук — ык — ак — ок ык — ак — ок — ку
Виды дефектов речи
Есть много видов речевых нарушений. Чаще всего встречаются шепелявость и картавость. В детском возрасте подобные недостатки речи легко устранимы на занятиях с логопедом. Рекомендуется самостоятельно выполнять упражнения, тренирующие мышцы речевого аппарата и улучшающие произношение определённых звуков. Отличного результата можно добиться, проговаривая скороговорки.
Дислалия
Это дефект речи имеют люди с нормальным слухом и ненарушенной связью нервной системы с артикуляционным аппаратом. Симптомами являются искажение звуков, их замена, смешивание или отсутствие. Отличным средством коррекции патологии являются скороговорки.
Дизартрия
Образование дизартрии обусловлено поражением нервной системы и патологии связи между ней и артикуляционным аппаратом. Подвижность языка, губ, мягкого нёба невелика. По такой причине возникают дефекты произношения. Дизартрия у ребёнка приводит к затруднениям при письме, чтении и к общему недоразвитию речи. Взрослые люди, страдающие дизартрией, отлично понимают услышанную речь, чтение и письмо не изменяются.
Ринолалия
Представляет собой гнусавость при произнесении звуков. Образование ринолалии является следствием нарушения речевой функции носа.
Заикание
Удлинение, частое повторение слов, слогов или звуков, прерывающие речь паузы, нарушение ритма, ударений и интонации – основные признаки заикания. Подобные симптомы обусловлены судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Формирование заикания происходит у ребёнка в возрасте от двух до пяти лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков образование заикания встречается в три раза чаще, чем у девочек.
Появление заикания обусловлено несколькими причинами:
- Сильное эмоциональное потрясение в возрасте 2–6 лет (испуг).
- Контузия у взрослых. С течением времени после лечения дефект может исчезнуть.
- Слишком раннее и активное накопление словарного запаса. Например, при одновременном изучении ребёнком двух и больше языков ухудшается способность к адаптации ЦНС.
- Задержка в развитии речи, недостаточное количество познаний об окружающем мире, бедный словарный запас, алалия, скрыто протекающие дизартрия, ринолалия, дислалия.
- Институт семьи, где воспитанию ребёнка уделяется недостаточно внимания или воспитание носит патологический характер.
- Заикающийся родитель: ребёнок демонстрирует специальное копирование его речи.
- Иногда появляется после перенесённых инфекционных болезней.
- Сопровождает недуги ЦНС (детский церебральный паралич).
Алалия
Образование патологии происходит при повреждении областей мозга, отвечающих за речь: при родах или при травмах в доречевой период развития. Нарушения слуха или умственного развития отсутствуют.
Музыкальные волны. Шум
Самые интересные звуковые волны – музыкальные звуки и шумы. Какие предметы могут создать звуковые волны? Если мы возьмем источник волны и упругую среду, если мы заставим источник звука колебаться гармонически, то у нас возникнет замечательная звуковая волна, которая будет называться музыкальным звуком. Этими источниками звуковых волн могут быть, например, струны гитары или рояля. Это может быть звуковая волна, которая создана в зазоре воздушном трубы (органа или трубы). Из уроков музыки вы знаете ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. В акустике они называются тонами (рис. 7).
Рис. 7. Музыкальные тоны
У всех предметов, которые могут издавать тоны, будут особенности. Чем они различаются? Они различаются длиной волны и частотой. Если эти звуковые волны создаются не гармонически звучащими телами или не связаны в общую какую-то оркестровую пьесу, то такое количество звуков будет называться шумом.
Шум
– беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Понятие шума есть бытовое и есть физическое, они очень схожи, и поэтому мы его вводим как отдельный важный объект рассмотрения.
Как лечат НР разных этиологий
Все основные виды нарушений развития речи можно разделить на требующие специального обучения и те, при которых достаточно небольшого коррекционного вмешательства логопеда.
На ранних сроках развития нарушений рекомендуют посещать коррекционные дошкольные заведения для детей с такими проблемами. Помимо развития артикуляционного аппарата, там проводят занятия по улучшению мелкой моторики, памяти, внимания. К сожалению, в небольших городах таких детсадов может и не быть. В этом случае стоит поискать сад с логопедическими группами или регулярно посещать специалиста в медицинском учреждении.
Школьникам оказывают помощь на логопедической базе школы параллельно с обычными учебными занятиями. Для стойких отклонений создают инклюзивные, коррекционные группы. При сопровождении НР тяжелыми психическими расстройствами рекомендуют специализированные учебные заведения.
Все виды нарушений речи у детей требуют вмешательства логопедов и медицинского обследования. Сами по себе они обычно не исчезают и остаются на всю жизнь.
Слайд 4Постановка звука1 способ. Произнести в быстром темпе гагага…2 способ. Произнести слог
га вслед за рядом слогов со звуком д: дададага. 3 способ
Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово нога, слог га и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке г. Этот звук произносится учителем намеренно с некоторой задержкой на том моменте, когда при наличии язычно-нёбной смычки уже звучит голос
Сопоставляя слоги ка и га, учитель указывает на соответственные буквенные обозначения, после чего побуждает ученика произнести по подражанию слоги ка и га. 4 способ. Произнести по подражанию отдельный ряд слогов со звуком г5 способ. Механический :ученику предлагается произнести слоги с усвоенным им звуком д: дадада… . В следующий момент во время произнесения тех же слогов учитель шпателем прижимает книзу переднюю часть спинки языка. Тогда получается дя. Продолжая упражнение, учитель нажимает на язык несколько глубже, в результате чего слышится уже гя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистое га. Указанные этапы в одних случаях могут быть пройдены на протяжении одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (дя) и на втором (гя) этапах в течение нескольких занятий. Если делается попытка сразу получить твердое г путем глубокого нажима на язык, то это нередко приводит к тому, что ученик не может сомкнуть язык с нёбом, в результате чего вместо га слышится нечто вроде ыа. Получив требуемый звук, следует научить самого ученика прижимать язык пальцем во время упражнения. При этом необходимо следить, чтобы палец вводился в рот достаточно, но не слишком глубоко (так же, как при постановке к). Перед упражнением ученик должен чисто вымыть руки или протереть палец смоченной спиртом ваткой. Когда ученик сможет произносить звук г без помощи пальца в слоге га и во включающих этот слог словах, необходимо отработать звук в слогах с другими гласными и в словах.
Автоматизация звука [Г] в середине слов
Повторять слова чётко, выделяя голосом звук .
яга нега нога рога снега
вьюга книга ватага радуга телега
навага отвага мотыга пирога лачуга
фрамуга бродяга благо огонь багор бугор вагон загон
гогот погон ноготь бегом кругом
иголка огород угодье погода разговор
нагорье бегония полигон агат багаж наган загар пугач
бригада делегат рогатина богатство могут прогул драгун лагуна фигура
ягуар чугун балагур лягушка попрыгунья
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Словосочетания со звуком г: повторять по 2-3 раза чётко, выделяя голосом звук .
гоголь-моголь гнилая груша
гребни гор огромный город
пограничный гарнизон игра органиста
гроздья винограда пергаментная бумага
громкий голос прогноз погоды
горные луга чугунная ограда
Упражнение «Придумай словосочетание по картинкам».Например: Говорящий попугай грязные сапоги
Слова, в которых два звука г.
Повторять слова чётко, выделяя голосом звук .
гага гангрена гоголь глагол
гагара гангстер гогот загогулина
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Предложения со звуками Г и Г’
Я его догнал и обогнал. Я мигом Олега догоню.
Гога долго болел гриппом. Галя гоняла голубей.
Голуби влетели в голубятню. Я бегу по лугу.
Галя загадала загадку. У Гоги — гаммы.
Гера играет на гобое. На Урале громадные гранитные горы.
В огороде на грядке растут огурцы. Гусь гогочет: «Га—га—га!»
Грачи вьют гнезда на дереве. В вагоны грузят арбузы.
На берегу стоят пингвины. Дорогу посыпают галькой.
На заводе гудит гудок. У Гоги — гири.
Гена помогает другу. Гена на гобое играет гимн.
На пороге вытри ноги. Листья герани испаряют достаточно влаги.
Вечная слава героям. На флаге — герб.
Из-за вьюги не придут подруги. На берегу Волги много лагерей.
Едят Гена и Галя геркулесовую кашу. Гена просит Геру сыграть на гитаре.
Галя надула губы. Детский лагерь находится у горы.
В городе висят красные флаги. У Гоги болит нога.
Упражнение «Придумай предложения по картинкам».Например: Гриша играет на гитаре.
Этиологические причины нарушения речевой функции
Воспроизведение звуков нарушается по причине повреждений структур мозга, неправильного развития артикуляционного аппарата, а также проживания в некомфортной социальной среде. Эти основные причины способны сильно повлиять на формирование речевой функции. Если ребенок живет с родителями, которые неправильно произносят звуки и слова или совсем не говорят, то формирование речи происходит неправильно.
Часто речь развивается с дефектом при заболеваниях головного мозга. Причиной повреждения мозговой ткани могут быть разные травмы во время родов или в течение жизни ребенка. Родовая травма возникает по причине тяжелых и длительных родов, а также при стремительной родовой деятельности. Мозг может повреждаться во время длительной гипоксии. Гипоксическое поражение провоцируют обвитие пуповины, длительные роды, фетоплацентарная недостаточность, частичная отслойка плаценты, повышенный тонус матки во время вынашивания плода.
Этиология неправильного развития артикуляционного аппарата:
- Высокое, плоское или низкое небо − при этом пациент не может правильно расположить язык для воспроизведения звуков.
- Пухлые губы, свисающая или короткая нижняя губа – неправильное формирование губ усложняет правильную артикуляцию во время речи.
- Недоразвитие челюстей (заячья, волчья губа даже после оперативной коррекции, нарушение прикуса).
- Измененный зубной ряд – диастемы (большие промежутки между зубами), двойной ряд зубов и другие патологии.
Речь неправильно формируется также при неверном восприятии звуков. Часто на развитие речевой функции сильно влияет соматическое заболевание, обостряющееся у ребенка до 5-7-летнего возраста.
Виды дефектов речи
Что такое речь без дефектов? Это четкое, хорошо различимое на слух произнесение звуков, при котором слова и предложения выговариваются верно, отчетливо, плавно и с присущим языковым ритмом. Отклонение от этой нормы считается нарушением в той или иной степени.
Рассмотрим, какие же бывают нарушения воспроизведения звуков:
- Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
- Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
- Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
- Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
- Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
- Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
- Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
- Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
Техника выполнения упражнений
Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.
Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
Техника выполнения:
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
- рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
Профилактические мероприятия
Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.
На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.
Дефектолог или логопед — к кому обратиться
Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?
Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.
Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.
Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.
Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.
Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.
Закрепление звука Г в речи ребенка
Большинство учителей-логопедов и логопедов-дефектологов рассматривают понятия «закрепление» и «автоматизация» как тождественные.
Иногда под закреплением звука понимается сам ступенчатый рабочий процесс всестороннего освоения фонетической единицы, а под автоматизацией – достигнутый комплексный результат.
Суть в том, что под закреплением (автоматизацией) подразумевается прохождение через последовательный комплекс разнообразных речевых упражнений, которые помогают ребенку надежно усвоить относительно хрупкий поставленный звук.
Каждый новый фонетический образ или идеомоторный (артикуляционный) шаблон – в особенности хрупки, если уточнению и постановке правильного звука предшествовало избавление от его дефектного варианта.
Важный аспект закрепления речевого звука заключается в необходимости «обкатать» его употребление в различных произвольных словосочетаниях и предложениях, как это и происходит в живой речи. Далее будут приведены примеры таких упражнений.
Постановка звуков [Р], [РЬ]
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:
- «иголочка»,
- «быстрая змейка»,
- «индюшата»,
- «ковшик»,
- «лошадка»,
- «маляр»,
- «дятел»,
- «ступеньки»,
- «барабанщик»,
- «балалайка».
Способы и приёмы постановки звуков , .
По подражанию.
Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.
При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.
При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.
Аналогичным способом можно вызвать от верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук . Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий .
При горловом произношении постановка проходит в 2 этапа.
Постановка одноударного от звука . При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.
Наиболее распространённым приёмом является постановка от , повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.
При многократном произнесении сочетания , при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного .
При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании слышен глухой (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.
Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата». Во время быстрого произнесения сочетания сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.
Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект(искажение звука) | Фонематический дефект(смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д |
Звук ЛЗвук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р |
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч |
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |