Дисграфия: причины, симптомы и лечение

ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются.

Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.

  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге

Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Дисграфия – что это?

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:

  • замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
  • неправильное окончание слов;
  • слитное написание предлогов;
  • отсутствие отступов;
  • «зеркальное» письмо;
  • неразборчивый почерк и ряд других.

Механизмы возникновения

С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:

зрительный анализ и синтез;
пространственное представление;
дифференциация звуков речи;
фонематический и слоговый анализ и синтез;
деление предложений на слова;
внимание;
память;
эмоционально-волевая сфера.

Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.

Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.

Классификация и стадии развития

У дисграфии есть две стороны: ослабленная моторика, которая влияет на физический процесс письма, и нарушение когнитивных функций (способности восприятия), которое затрудняет процесс перевода устной речи в письменную.

По этой причине Американская ассоциация психиатров не включила её в диагностическое руководство DSM-5 как самостоятельный диагноз. Она отнесена к категории специфических расстройств обучения (SLD). У некоторых людей могут наблюдаться оба типа нейропсихологических проблем, связанных с дисграфией, у других – только один из них.

Исследователи выделяют несколько подтипов дисграфии, связанных с тем или иным неврологическим состоянием:

  • Периферическая, или моторная дисграфия встречается чаще всего. Люди с таким расстройством пишут медленно, неразборчивым почерком.
  • Пространственная дисграфия связана с проблемами пространственного восприятия. Она приводит к тому, что люди не могут выдерживать интервалы между буквами, словами и строками, им сложно рисовать.
  • Лингвистическая, или аграмматическая дисграфия влияет на навыки обработки речи, необходимые в процессе письма. Человек может писать разборчиво, но делает ошибки в словах.

Такую систематизацию можно назвать условной, поскольку её целью является выделение преобладающего симптома – например, двигательной дисфункции. Исследователи в разных странах мира часто разрабатывают собственные классификации дисграфии. В российской науке известны работы Р.И. Лалаевой, которая предлагает 5 типов дисграфии, или А.Н. Корнева, который выделяет 4 типа этого расстройства.

Виды дисграфии

Дисграфия может быть следствием разных причин. Признаки и симптомы нарушения могут отличаться. Также от вида отклонения зависит способ реабилитации и длительность лечения.

Оптическая

Ребенку трудно правильно писать буквы, он может их пропускать при написании слов, добавлять не нужные элементы в виде штрихов и палочек. Из-за не до конца сформированным зрительно -пространственным связям ребенок зачастую пропускает буквы, неправильно их пишет, путает с другими.

Акустическая

Характеризуется отсутствием способности к правильному распознаванию звуков. Пациент путает схожие по звучанию буквы, может делать ошибки в степени мягкости произносимых звуков.

Артикуляторно-акустическая

Ребенок неправильно пишет и произносит буквы, заменяет их схожими по звучанию

Просьбы родителей и преподавателей обращать внимание на правильность произношения и написания результатов не приносят. При такой форме нарушения требуется проведение работы, направленной на слуховую дифференциацию ребенка

Только при проведении подобной коррекционной работы возможно полное избавление от проблемы.

Аграмматическая

Этот вид нарушения характеризуется тем, что ребенок при произношении и написании путает падежные окончания, пропускает или заменяет предлоги на другие. Подобное отклонение является следствием речевых нарушений.

Нарушение, вызванное неполноценными процессами анализа и синтеза

Основные симптомы этого нарушения — пропуск или замена букв на другие, добавление лишних слогов, слитное написания нескольких слов подряд. Подобному отклонению предшествуют социальные, психологические, а также воспитательные факторы, которые становятся основной причиной нарушения анализа и синтеза речи.

Признаки заболевания

Дисграфия — диагноз, который должен ставить специалист. Отклонение можно легко спутать с обычным непониманием грамматики, которое встречается у большинства детей. При дисграфии ошибки, которые ребенок допускает во время письма, никак не связаны с уровнем знания русского языка. Учителя в школе, а также родителей ученика должно насторожить, если ребенок делает многократно одинаковые ошибки: пропускает буквы, путает слитное и раздельное написание слов. Кроме того, почерк такого ребенка неразборчивый, а размер букв постоянно меняется от маленьких до больших не только в одном предложении, но и в одном слове. Скорость письма при этом очень медленная. Зачастую детям с дисграфией ставят плохие отметки из-за ошибок и плохого почерка, что сильно сказывается на успеваемости и самооценке ребенка

Именно поэтому очень важно своевременно выявить нарушение письменной речи у ребенка, выяснить причину отклонения, чтобы пройти курс коррекции

Наши преимущества

Профилактика дисграфии

Проводим работу с дошкольниками по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии:

  • дифференциация звуков речи и устранение звуковых замен;
  • развитие оптико-пространственных представлений;
  • развитие фонематического слуха и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем;
  • обогащение словарного запаса.

Наши интересные задания нравятся детям и создают дополнительную мотивацию на занятиях.

Нейропсихологический подход

Мы активно применяем сенсомоторную коррекцию при устранении дизграфии, что на ряду с другими методиками дает эффективную динамику.

Прогноз, меры профилактики

Прогноз лечения дисграфии зависит от ряда факторов: своевременности предпринятых мер, тяжести отклонения, ее формы, причин, которые спровоцировали формирование нарушения письменной речи, а также индивидуальных особенностей пациента. Только благодаря слаженной работе специалистов, терпению и настойчивости родителей, а также позитивному настрою ребенка можно получить в итоге положительный результат. Проблема, связанная с нарушением письменной речи, поддается полной коррекции в более чем 80% случаев.

Родители ребенка, у которого была диагностирована дисграфия, должны знать, что отсутствие своевременной реакции может привести в дальнейшем к :

  • Плохой успеваемости, которая чревата интеллектуальным отставанием в развитии ребенка.
  • Появлению мнительности и тревожности.
  • Появлению проблем со сверстниками.

Кроме того, запущенная форма дисграфии — причина девиантного поведения ребенка, его низкой самооценки.

У ребенка с запущенной формой дисграфии всегда будет вызывать дискомфорт необходимость что-либо написать. Это приводит не только к плохой успеваемости, но и полному отсутствию желания учиться, осваивать новый материал.

Диагностика дисграфии

Назначить соответствующий курс коррекции дисграфии может только специалист, который предварительно диагностирует нарушение с помощью специальных исследований. Кроме того, для постановки диагноза необходимы консультации таких специалистов, как невролог и логопед.

Обследование пациента включает несколько этапов, первым из которых является оценка состояния центральной нервной системы, зрения, а также слуха пациента. Затем специалисты анализируют артикуляцию и моторику ребенка. Немаловажные этапы — оценка звукопроизношения, лексикона, уровня грамотности. Затем необходима оценка письма, при этом специалисты учитывают, правша или левша пациент.

Ребенку с целью исследования предложат записать слова под диктовку, переписать прописные, а также печатные буквы, выполнить специальные упражнения. После анализы полученной в ходе исследования информации логопед ставит диагноз и дает необходимые рекомендации по способу коррекции нарушения письменной речи при наличии.

Как учителю распознать дислексию у ребенка? Основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог

Нередко именно учитель является первым человеком, который замечает у младшего школьника признаки дислексии

Важно учесть, что характерные ошибки, как правило, специфичны и проявляются на постоянной основе. Если они возникают периодически, возможно, это результат переутомления или невнимательности учащегося

В данном случае стоит тщательно понаблюдать за ребенком. 

Учителя могут насторожить следующие проблемы: 

  • Смешивание букв в процессе чтения по оптическому сходству:
    б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у
  • Неправильное произношение звуков. Отдельные звуковые единицы могут отсутствовать или заменяться на другие. Причем эта проблема возникает не только в устной речи, но и в процессе написания слов. 
  • Замена букв на близкие по звучанию: б-п, д-т и другие. 
  • Написание слов в том виде, в котором они слышатся. 
  • Неумение передавать при чтении и письме мягкость звуков. 

Учащиеся с дислексией нередко испытывают сложности с написанием. Буквы в тетради могут иметь разный размер и наклон в противоположные стороны. В словах могут отсутствовать гласные, в том числе и ударные, порядок слов нарушается, словосочетания могут писаться слитно. 

Важность своевременного выявления и коррекции дислексии у школьников

Последствия нарушения навыков чтения напрямую связаны с социализацией человека в обществе. В школьном возрасте дислексия может стать причиной насмешек одноклассников и ухудшения успеваемости ребенка. В дальнейшем это может привести к социальному отчуждению и неспособности выполнять определенные виды деятельности. В то же время дети, которые своевременно начинают получать необходимую помощь, совершенствуют навыки чтения настолько, чтобы полностью освоить чтение и письмо, хорошо учиться в школе и успешно реализоваться в выбранной профессии. 

Профилактика дислексии у дошкольников и младших школьников основана на развитии необходимых навыков (речи, памяти, внимания и других) посредством специальных упражнений. Значимое место занимает коррекция дефектов произношения звуков и лексико-грамматическое построение речи. 

При выявлении у ребенка дислексии родителям важно понимать, что с ним потребуется дополнительно заниматься и уделять больше внимания. Дети с нарушениями навыков чтения нуждаются в особом подходе в обучении

Он заключается в адаптации школьной программы, регулярных занятиях с логопедом, психологом. Части дети с дислексией имеют другие таланты. Задача родителей и педагогов – найти и помочь развитию сильных сторон ребенка. 

Причины возникновения дисграфии

Существуют несколько причин появления дисграфии и несколько объяснений для этого состояния. Нарушения навыков письменной речи возникают из-за отсутствия согласованности между областями головного мозга, отвечающими за мелкую моторику и рабочую память. Они также могут быть вызваны задержкой развития, неспособностью мозга визуализировать фонемы (единицы речи) или комбинацией всего вышеперечисленного.

Выделяют два вида дисграфии:

  1. Приобретённая;
  2. Врождённая, или дисграфия развития.

Приобретённая дисграфия обычно связана с черепно-мозговыми травмами, заболеваниями или дегенеративными состояниями, из-за которых человек теряет ранее полученные навыки письма. Чаще всего это происходит из-за повреждения левой теменной доли вследствие инсульта или травмы головного мозга.

Дисграфия развития вызывает трудности в первичном формировании навыков письма и диагностируется в детском возрасте. Причины её возникновения в точности неизвестны. Она может проявляться сама по себе, но примерно в 30-40% случаев бывает связана с дислексией и другими трудностями обучения. Кроме того, проблемы с письмом можно наблюдать при диспраксии (нарушении координации движений), расстройствах аутистического спектра и СДВГ.

Какие бывают осложнения при дисграфии

Дети с дисграфией могут испытывать трудности в учёбе. Им требуется больше времени для выполнения контрольных работ и домашних заданий. Они будут отставать от других учеников, если не смогут записывать конспекты на уроке. Всё это в итоге может негативно отразиться на оценках и привести к стрессу.

Если их расстройство не выявлено, то окружающие могут подумать, что эти ученики просто ленивы, невнимательны и неаккуратны. Из-за этого у школьников снижается самооценка и пропадает мотивация к учёбе. Дети становятся замкнутыми, иногда даже агрессивными, плохо контактируют со сверстниками.

В такой ситуации важно объяснить ребёнку, что его проблемы никак не связаны с личными качествами и интеллектом. Нужно хвалить его за трудолюбие и успехи

Нужно убедиться, что учителя понимают состояние ребёнка и оказывают ему необходимую поддержку.

Механизм возникновения, причины

Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.

Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.

Причины возникновения у детей

Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.

Причины возникновения у взрослых

У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:

  • наличие опухоли в головном мозге;
  • низкая сатурация;
  • инсульт;
  • перенесенные хирургические операции на головном мозге;
  • плохие социальные условия.

К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.

При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.

Коррекция дисграфии у школьников

Существует много способов преодоления дисграфии, как с помощью специализированной терапии, так и с помощью различных приспособлений, которые помогут ребёнку в учёбе.

Коррекция дисграфии у младших школьников состоит, прежде всего, в развитии мелкой моторики и координации движений. Поэтому детям показаны физические упражнения для укрепления мышц рук, а также развивающие ловкость и чувство равновесия.

Мы стремимся рассмотреть и показать различные точки зрения, даже если они не совпадают с нашими собственными. Наша цель — предоставить вам информацию и осветить широкий спектр мнений в отношении различных аспектов человеческих особенностей.

Эффект может принести и мультисенсорное обучение, которое используется для помощи детям с дислексией. При нём в процесс усвоения грамматики включаются все органы чувств: зрение, слух, осязание. Дети лепят слова из глины, рисуют их пальцем на песке, составляют из трёхмерных букв.

К специальным программам по коррекции дисграфии относятся, например, авторские методики А.Н. Корнева и Е.В. Мазановой. На Западе широко известны такие программы, как «Письмо без слёз» (“Handwriting without Tears”), имеющая 40-летний опыт применения, и метод Рональда Дейвиса, автора книги «Дар дислексии».

Облегчить жизнь школьникам с дисграфией могут и сами родители. Для этого нужно создать комфортное рабочее место с наклонной поверхностью стола. Это – самое полезное средство для улучшения почерка ребёнка, потому что позволяет ему расположить руку и запястье удобно. Стул или кресло должны поддерживать правильную осанку.

Необходимо также иметь специальные принадлежности для письма: более толстые ручки или ручки с резиновой вставкой, разлинованную бумагу или бумагу, где строки нанесены тиснением.

Что нужно делать для профилактики дисграфии?

Базовое упражнение, которое рекомендует выполнять эксперт-аналитик, коуч Татьяна Гогуадзе, – графокоррекция. Это её авторская методика, направленная на формирование правильной нейродинамики в чтении и письме, выносливости к монотонному труду, самостоятельную коррекцию психоэмоционального состояния.

Графокоррекция выполняется на всех курсах и программах Татьяны Гогуадзе. Тренировки должны быть регулярными, а продолжительность одной тренировки должна составлять от 60 до 90 минут.

Профилактика дисграфии через графокоррекцию заключается в том, что упражнение формирует правильную и устойчивую нейродинамику чтения и письма, что позволяет выработать устойчивую последовательность, поэтому уходят пропуски, перестановки букв, зеркальность. Графокоррекция также отлично тренирует умения и навыки, необходимые для письма и чтения:

  • правильная посадка во время письма и чтения;
  • умение следить глазами по строчке и не терять её при чтении и письме;
  • правильный захват ручки без сильного на неё нажима;
  • способность видеть слово целиком;
  • формирование выносливости к монотонному труду.

Также рекомендуем ознакомиться с полезными материалами по графокоррекции, которые позволят более комплексно подходить к выполнению этого упражнения:

  • Онлайн-курс по графокоррекции.
  • Что может рассказать графокоррекция о вашем ребёнке?
  • Почему графокоррекцию нужно выполнять правильно?

Отличной профилактикой дисграфии является и раскрашивание контурных картинок по методу графокоррекции. Особенно этот вариант подходит для детей-дошкольников, которым ещё трудно освоить графокоррекцию.

Бой мяча – эффективное упражнение для профилактики дисграфии

Бой мяча – универсальное упражнение, которое может освоить ребёнок с 5 лет. Секрет его в том, что оно:

  • эффективно снимает напряжение и тонус с запястий рук. В результате кисти рук становятся более подвижными и управляемыми в динамике;
  • тренирует зрительно-моторную координацию;
  • формирует межполушарную координацию;
  • развивает выносливость к монотонному труду;
  • укрепляет нервную систему;
  • отлично развивает концентрацию зрительного внимания на объекте. А без развития такого навыка практически невозможно научиться бегло и аккуратно писать!

А в этом материале вы можете узнать, почему детям с трудностями в обучении и дисграфией бывает трудно освоить бой мяча.

«Тучка-Солнышко»

Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности, скоординированной работы. Суть этого упражнения для профилактики дисграфии в том, чтобы повысить чувствительность пальцев рук и научить пальцы рук работать с чёткой координацией и очерёдностью.

Детям с низкой иннервацией пальцев рук очень трудно писать аккуратно и разборчиво!

При выполнении упражнения «Тучка-Солнышко» развивается сразу несколько важных навыков «ручной умелости», которые необходимы для аккуратного и ровного почерка. Одновременно упражнение формирует выносливость к монотонному труду.

Важно! Только при правильной технике выполнения упражнения импульсы от мозга доходят до кончиков пальцев. И только в этом случае будет достигнут нужный результат: обеспечение согласованной работы мозга и повышение иннервации пальцев рук.

«Перекаты»

Ещё одно базовое упражнение для профилактики дисграфии и дислексии. Его выполнение позволяет активизировать работу мозжечка, повысить равновесие и научиться чувствовать и управлять своим телом.

А ещё для эффективной профилактики дисграфии мы рекомендуем:

  • заниматься со специальными массажёрами для улучшения почерка;
  • тренировать правильный захват ручки с помощью деревянного волчка;
  • освоить технику речевого дыхания, которое оказывает прямое влияние на скорость чтения и письма.

Выполняя эти упражнения, удастся не только эффективно заниматься профилактикой дисграфии, но и даже преодолеть её самостоятельно, если у ребёнка нет неврологических особенностей в развитии, СДВГ и он сам хочет лучше читать и писать.

Одновременно у ребёнка улучшится качество почерка и даже повысится уровень грамотности, так как он начнёт видеть ошибкоопасные места. Упражнения помогут улучшить психоэмоциональное состояние и в целом укрепить организм.

А если вы хотите быстро помочь ребёнку справиться с дисграфией и дислексией, то ждём вас на программы коррекции Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Когда нужна профилактика?

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.

Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

  • дети с логопедическими проблемами;
  • дети с СДВГ;
  • дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:

  • в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
  • он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
  • его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
  • не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
  • ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
  • путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
  • не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

5.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ

Несколько советов и рекомендаций родителям:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Как помочь человеку с дисграфией

Дисграфия — неприятное расстройство, однако сейчас существует много инструментов, которые облегчат жизнь страдающего от неё человека. Например, купите бумагу с чёткими яркими линиями, чтобы слова не прыгали по строчкам, и найдите наиболее комфортный инструмент для письма — можно попробовать ручки и карандаши разной толщины или фломастеры.

Если у ребёнка не получается писать от руки, научите его пользоваться компьютером, чтобы текстовый редактор сразу указывал на неправильно написанные слова. Расслабление и массаж рук тоже помогут сделать процесс более комфортным.

Как и при работе с другими состояниями, важно принять дисграфию и не пытаться винить за неё себя и других. Хвалите человека с дисграфией за успехи и поддерживайте, если он совершает ошибки

Диагностика

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

проводится изучение и анализ письменных работ;

внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;

обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;

исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;

производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Наши специалисты

Цепляева Татьяна Евгеньевна

Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед

Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки

Подробнее

Бунина Александра Ивановна

Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог

Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Горбенко Наталья Николаевна

Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.

Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.

Филиал:
Химки

Подробнее

Иоголевич Татьяна Юрьевна

Логопед

Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Мележик Людмила Владимировна

Логопед, дефектолог, психолог

Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед

Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Бывальцев Вячеслав Олегович

Остеопат, педиатр

Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Фатова Анна Андреевна

Логопед, нейропсихолог

Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Броудо Ирина Валериевна

Логопед

На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Тишина Ксения Александровна

Логопед

Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед, дефектолог

Свою работу строю на двигательной активности детей.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Гергокова Инесса Владимировна

Психолог

Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Логопед

Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Ершова Людмила Николаевна

Нейропсихолог, психолог

Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Иванова Дарья Юрьевна

Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог

Работаю с детьми разных возрастов.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Коробова Елена Витальевна

Специалист по АФК

При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Ильина Анна Андреевна

Специальный психолог, дефектолог

Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели. 
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Старостина Ольга Александровна

Логопед, нейро-дефектолог

Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход  и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!

Филиал:
Химки

Подробнее

Колещук Екатерина Валерьевна

Клинический психолог

Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв («л» вместо «м»; «х» вместо «ж» и наоборот), зеркальное написание букв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: