Возраст сопереживания
«Меня беспокоит поведение дочери, а именно чрезмерная агрессия по отношению к слабым. Дочка может дернуть за хвост собаку, увидев насекомое, прихлопнуть его ногой, ударить младшего братишку, отнять игрушку. Она еще совсем маленькая. Думаю, она не понимает, что делает другим больно. Как развить у дочери чувство сопереживания?», — спрашивает Светлана, мама 4-летней Софии.
Курс реабилитационных занятий для мамы и ребенка включал в себя практические тренировки эмпатии. Девочка демонстрировала эмоции, проговаривала намерения и то, что при этом чувствовала. Мама вместе с дочерью изучала язык, с помощью которого можно было выражать свои чувства. Во время работы, обсуждая грусть и обиду, София сказала, что чувствует себя одиноко с момента появления младшего брата.
«Агрессия по отношению к слабым в этом случае — не что иное, как проявление ревности и желание обратить на себя внимание. Это стало ключевым моментом в выстраивании дальнейшей работы с мамой и дочерью», — комментирует Ирина
Эмпатия — это способность узнавать, понимать чувства других людей и сопереживать им, она не присуща человеку от рождения, а развивается в процессе жизни во время общения. Малыши неспособны к сопереживанию. Становясь старше, дети в большинстве случаев имитируют эмоции своих родителей.
«В период психологического развития и накопления эмоционального опыта родителям очень важно учить ребенка анализировать свои внутренние ощущения, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей. Именно это лежит в основе формирования эмпатии и умения сочувствовать», — поясняет специалист
В каком возрасте у ребёнка начинает зарождаться эмпатия?
Сложно назвать возраст, в котором у детей появляется эмпатия. На это влияют генетика, особенности личности и психики, темперамент, окружение, культура, отношение и воспитание родителей. Эмпатичность взращивается с опытом, но не всегда. Например, некоторые люди совершенно лишены этого чувства. Обычно это холодные, эгоистичные и жестокие личности.
Если говорить усреднённо, то до 3 лет ребёнок не умеет проявлять чуткость. К 6-7 годам и в школьный период он приобретает эмоциональный опыт, наблюдая за взрослыми и перенимая от них социальное поведение. Так происходит формирование эмоционального интеллекта.
Зарождение эмпатии у малыша происходит поэтапно:
-
сначала он имитирует эмоции другихНапример, если заплачет один ребёнок, могут зайтись плачем и другие в группе;
-
приходит к пониманию своих чувств;
-
соотносит свои эмоции с эмоциями другихКроха учится разделять их, т.е. приходит к эмпатии – осознанному сопереживанию.
Подобные стадии очень сильно зависит от родителей. Если мама и папа не помогают чаду распознавать свои чувства, запрещают какие-то из них, например, печаль и гнев, то ребёнок с трудом будет понимать, что он ощущает. Таким людям постоянно нужно подтверждение со стороны и опора на других, а не на себя.
Ошибки родителей
Самые типичные ошибки мам и пап:
-
обесценивать чувства ребёнка«Тебе не больно», «Хватит плакать». Это приведёт к тому, что малыш будет блокировать свои эмоции и ощущения и не принимать их у других;
-
мало общаться с детьмиВ эру соцсетей и онлайн-сервисов желания беседовать и играть с отпрысками все меньше. Во время трапезы, прогулок, укладывания на сон родители совершают машинальные действия, уткнувшись в экраны телефонов, потому коммуникация не может развиваться;
-
давать детям гаджетыЭто лёгкий способ отвлечь малыша, который имеет кучу негативных последствий, например, асоциальность, трудности с общением, изолированность.
Больше говорите с детьми, создавайте крепкую эмоциональную связь, чтобы малыш осваивал мир отношений и чувств.
Развитие эмпатии в играх для детей от 1 до 3 лет
У детишек в 1-3 года игры, развивающие эмпатию, должны быть нацелены на ознакомление малыша с различными эмоциональными состояниями. В этот период закладываются манеры поведения по отношению к другим людям.
Держать контакт
Малыш начинает ходить в возрасте около года, поэтому взрослые чаще общаются с ним сверху вниз. Правильнее же буквально опуститься на его уровень: сесть на корточки, на пол либо посадить малыша на колени, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Неправильно обращаться к ребёнку, находящемуся в другой комнате, либо отвернувшись от него, например, читая газету или смотря телевизор и лёжа на диване. Спустившись к уровню малыша и глядя ему в глаза, взрослый не только устанавливает с ним контакт, но также демонстрирует ему пример правильного поведения.
Слушать ребёнка активно
При разговоре с малышом ему нужно дать понять, что маме известны его радостные и грустные переживания, что она готова принять его с любыми чувствами, каковы бы они не были. Его чувствам не нужно давать оценку, просто сказать, что, по мнению мамы, сейчас ребёнок ощущает. Критика и замечания могут дать негативный эффект – будто переживания ребёнка не важны и не будут браться в расчёт. Если чувства самого малыша не брали в расчёт, бросали наедине с переживаниями, то вряд ли, когда он вырастет, то сможет сам сопереживать.
Встретив вернувшегося расстроенным из школы ребёнка, не следует с порога говорить ему: «Ну что, опять не смог написать сочинение?». Лучше проявить такт и посочувствовать: «Я понимаю, что ты расстроен – опять учитель не принял твоей идеи». Очевидно, родители сами должны обладать эмпатией, чтобы уметь активно выслушать ребёнка.
Проговаривать эмоции
Нужно проговаривать собственные эмоции («мама расстроена, устала, сердится») и называть те, что испытывает ребёнок («ты обижаешься, что девочка не дала тебе куклу»)
Читая с ребёнком книги, нужно называть переживаемые героями эмоции, обращать внимание малыша на выражение лица персонажа на картинке или на используемые им слова. Также нужно обращать внимание на эмоции персонажей во время сюжетно-ролевых игр, попросить малыша успокоить плачущего зайку, развеселить куклу
Такая ролевая игра предоставит малышу варианты общественного поведения, которые неосознанно проявятся в более зрелом возрасте.
Прятки
Более взрослый вариант той же игры в «ку-ку». Прятаться могут малыш, игрушка или мама. Если ребёнок никак не может найти спрятавшуюся игрушку и готов уже расплакаться, ему нужно помочь, делая наводящие подсказки: «Ты испугалась, что кукла пропала? Давай попробуем найти её вместе. А чья там нога высовывается из-за двери?» Так ребёнок не только учится распознавать свои эмоции, но и контролировать их.
Учиться распознавать эмоции
Двухлетнего ребёнка пора начинать учить определять по жестам и мимике чувства человека. Можно изображать эмоции перед ним, использовать специальные пособия или карточки эмоций.
Признаки отсутствия эмпатии у ребёнка
Как понять, что у малыша проблемы с эмпатией? Не забудьте про возраст – на эти признаки можно ориентироваться примерно с 4 лет!
Основные признаки отсутствия эмпатии:
Ребёнок не улавливает эмоции других или некорректно реагирует. В качестве примера можно привести пример, когда друг или близкий малыша явно не в духе, а ребёнок не меняет своей линии поведения или начинает подначивать, злорадствовать;
Ребёнок эгоистичен. Он не хочет уступать, договариваться и сопереживать, даже если понимает мотивацию собеседника
Например, друг просит поиграть с машинкой, потому что для имитации ситуации в игре ему нужна именно красная машина, он расстроится если не получит машинку, а для Вашего ребёнка она сейчас не важно. Неэмпатичный ребёнок откажет и не увидит разочарование на лице у друга;
Ребёнок не сопереживает персонажам в сказках и мультфильмах
Если малыш реагирует на эмоции персонажей мультфильмов и книг – он обладает высокой эмпатией, а если реакции нет – стоит уделить внимание развитию эмпатии
Чем старше ребёнок, тем более глубокие чувства он может понять.
Если один или несколько признаков повторяются часто, то самое время уделить внимание развитию эмпатии и, если не помогает, то обратиться к профессионалу. Чтобы полноценно развить эмпатию у малыша, мама должна быть отдохнувшей, незанятой и готовой на все 100% погрузиться в воспитательный процесс
Чтобы в современном мире маму не отвлекали домашние заботы и рутина, Вы можете обратиться в агентство по подбору домашнего персонала «Домашний Круг» — мы подберём няню, помощника по хозяйству или домработницу
Чтобы полноценно развить эмпатию у малыша, мама должна быть отдохнувшей, незанятой и готовой на все 100% погрузиться в воспитательный процесс. Чтобы в современном мире маму не отвлекали домашние заботы и рутина, Вы можете обратиться в агентство по подбору домашнего персонала «Домашний Круг» — мы подберём няню, помощника по хозяйству или домработницу.
развитие эмпатии
Что такое эмпатия
В переводе с греческого, эмпатия означает «сопереживание». В психологии под этим термином понимают осознанное умение человека понимать чувства и мысли других людей, вставать на чужую точку зрения, правильно воспринимать эмоциональное состояние окружающих.
Когда у ребенка начинает проявляться эмпатия
Выделяют несколько периодов.
Первые признаки развития эмпатии начинают проявляться еще в младенческом возрасте, когда ребенок проявляет эмпатию откликаясь на крики и плач других детей.
В возрасте 2-3 лет малыш начинает понимать не только свои эмоции, но и эмоции окружающих людей. Понемногу он учится не просто испытывать сопереживание, но и выражать сочувствие другому человеку.
Развитие эмпатии продолжается вплоть до 9-10 лет. Тогда дети начинают осознавать себя как самостоятельную личность, окончательно учатся вставать на место другого человека, чувствуя при этом сопереживание к близким.
Бывает так, что, ребенок имеет низкий уровень эмпатии. Это проявляется в чрезмерной агрессивности ребенка по отношению к окружающим, игрушкам и др
Именно тогда следует обратить на это особое внимание, чтобы не допустить проблемы в будущем
Способы развития эмпатии у ребенка
Существует два способа развития эмпатии у ребенка:
- естественный и
- искусственный.
Согласно первому, чувство сопереживания формируется у малыша само по себе. Родители, желающие, чтобы у их ребенка с детства закладывалось сопереживание, рассказывают малышу о хороших и плохих поступках, говорят о том, какие действия могут обидеть окружающих, а какие наоборот – принести положительные эмоции.
Кроме того, не следует забывать о примере: дети, особенно в первые годы своей жизни, подражают своим родителям и другим близким взрослым
Потому особенно важно демонстрировать малышу правильную модель поведения
Способы искусственного формирования эмпатии – это определенные занятия и игровые упражнения, которые помогают ребенку сформировать способности к сопереживанию, доброжелательному отношению к окружающим людям, а также разобрать понятия добра и зла.
Упражнения на развитие эмпатии у ребенка
Для того, чтобы развить чувство эмпатии у малыша, совсем необязательно отдавать его в специальные группы. Есть ряд упражнений, которые проводят с ребенком дома, без особой подготовки.
Эмоциональное чтение.
Читайте сказки и рассказы, которые богаты психологическими ситуациями. После прочтения, предложите ребенку высказаться о том, что мог чувствовать в определенный момент тот или иной герой произведения, обсудите поступки действующих лиц;
Демонстрирование различных ситуаций.
Ставьте перед малышом конкретные ситуации и вопросы, с которыми он может столкнуться в реальной жизни. Например, «твоя подружка забыла в песочнице свою куклу. Что, по-твоему мнению, чувствует девочка и как ей можно помочь?». В ходе этого упражнения объясняйте ребенку, как лучше поступить в такой ситуации;
Определение доброты.
Бросайте ребенку мячик. Каждый раз, когда он будет ловить мячик и кидать его обратно, пускай малыш произносит любые добрые слова, которые могут поднять окружающим настроение, помочь пережить проблему.
Развитие эмпатии у ребенка – важнейший процесс, который поможет ему в дальнейшем «влиться» в любой коллектив и чувствовать себя в нем комфортно. Не жалейте времени и научите малыша сопереживать окружающим, ведь именно на этом строится нормальная жизнь любого человека в обществе.
Развитие эмпатии в игре у детей до 1 года
После рождения малыш испытывает самые разные чувства, учится постепенно их осознавать. В этот период у ребёнка формируется базовое доверие к миру, где он будет жить. Открываясь этому миру, малыш одновременно больше открывается и чувствам других людей. В этот период главной задачей родителей является формирование чувства защищённости и безопасности, а также ознакомления его с разнообразными эмоциями. Он должен их пережить, чтобы позднее осознать. Делается это через простые игры и повседневные детские дела.
Контакт взглядов
Всего через несколько минут после рождения дитя больше других попадающих в поле его зрения объектов привлекают человеческие лица
Важно как можно чаще заглядывать крохе в глаза, чтобы облегчить ему налаживание контакта с мамой, и придать уверенности, что его здесь ждали
Слушание
Уже спустя 12 часов после своего рождения младенец едва заметными движениями начинает реагировать на человеческую речь, дифференцируя её от остальных звуков. Слов он ещё не понимает, поэтому ориентируется на интонацию и тон голоса. Поэтому с ним нужно как можно больше выразительно и ласково разговаривать.
Телесный контакт
Массаж имеет очень важное значение для развития чувств малыша. Ласковые поглаживания мамы под тихий напев успокаивают ребёнка
Если же спеть более весёлую песенку и немного ускорить темп движения, то и кроха развеселится и взбодрится. Ношение ребёнка на руках формирует основу его доверия к миру, ведь он в это время слышит удары материнского сердца, чувствует её тепло. Некоторые мамы даже спят вместе с малышами, что также неплохо.
Подражание
Дети имеют врождённую способность подражать материнской мимике и движениям. Когда младенцу исполнится несколько недель, он зашевелит губами, пытаясь имитировать речь. Ему нужно строить весёлые и грустные, удивлённые и задумчивые рожицы. Переодевание мокрого малыша можно сопроводить весёлым комментарием «Ах, да тут у кого-то мокрые пелёнки!» либо грустным «Ну вот, ты опять намочил штанишки!», удивлённым «Не может быть! У кого мокрые штанишки?», задумчивым «Так-так-так… Что здесь произошло?» Спустя 2-3 недели таких комментариев малыш начнёт строить аналогичные рожицы, пытаться имитировать интонацию.
Понять эмоциональное состояние малыша и отреагировать на него
На потребности малыша желательно реагировать быстро, использовать все возможности, чтобы его успокоить (покормить, ласково поговорить, покачать, отвлечь погремушкой, взять на руки и прижать к груди). Так он поймёт, что его настроение понимают. Если кроха опасается чужаков, то его нужно взять на руки и прижать к себе.
Игра «Ку-ку»
Простейшая игра, где мама должна то исчезать из поля зрения малыша, то вновь появляться. Она позволяет установить с ребёнком эмоциональный контакт, пережить ему разнообразные эмоции: страх при исчезновении мамы и радость в момент её появления. Когда малыш привыкнет к игре, то станет меньше ощущать страх, поскольку знает, что после исчезновения мама обязательно появится, зато реакция на её появление останется бурной.
Как научить эмпатии?
Сформировать ее можно. При условии, что у малыша нет никаких психологических проблем. Научиться эмпатии не могут только те детки, которые болеют психопатией. Также, сочувствию не подвержены и малыши с аутизмом.
Демонстрируйте эмпатию
Чтобы ребенок научился сочувствию, родители должны подавать ему в этом пример. Регулярно проявляйте ее по отношению друг к другу. С самого раннего возраста. Даже когда малыш еще плохо понимает, что происходит вокруг.
Демонстрировать эмпатию можно следующим образом. Вам нужно проявлять по отношению к своему супругу/супруге эмоции сочувствия. И в обязательном порядке их называть. Например, если супруг ударился ногой о тумбочку, вы можете подойти к нему и сказать: «Мне жалко, что тебе так больно. Давай обработаем твой палец».
Научите ребенка понимать свои эмоции
Вам нужно научить его понимать испытываемые им чувства и эмоции. Сделать это можно с помощью их называния:
- Когда ребенок начинает плакать, вам нужно сказать: «У тебя плохое настроение. В данный момент ты плачешь».
- Если малыш случайно ударился о предмет мебели и начал плакать, скажите ему: «Ты испытываешь боль».
- Если вы вынуждены отвести малыша в детский сад и пойти на работу, но он плачет, поговорите с ним. Скажите: «Тебе очень грустно, малыш. Мне тоже не хочется от тебя уходить. Но я вынуждена идти на работу. Не беспокойся, я приду за тобой через несколько часов. И мы поиграем».
После этого разговора он на подсознательном уровне поймет, что высказывать свои эмоции — очень важно. Поскольку если сделать это, то можно получить отклик от того, к кому они проявляются
Научите самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются
На следующем этапе ребенку предстоит начать самостоятельно разбирать, какую эмоцию он чувствует в конкретный момент времени. Ваша задача — только лишь узнавать у него по поводу тех или иных чувств. Делать это можно с помощью следующих вопросов: «Какие эмоции ты испытываешь в данный момент?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя хорошее настроение?».
Научите понимать, какие эмоции испытывают другие люди
Когда ребенок научится идентифицировать то, что чувствует сам, нужно переходить к следующему этапу. Обучению тому, как понимать, какие эмоции испытывают другие люди, животные. Например, вы можете спрашивать: «Что, по твоему мнению, сейчас происходит в мыслях этого ребенка? Какие чувства испытывает эта кошка/собачка? Какие эмоции переполняют персонажа этого произведения?». И так далее.
На первых этапах вам предстоит самостоятельно говорить, какие чувства испытывает тот или иной герой. Но в будущем он сам сможет делать это.
Подсказывайте, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях
Если во время прогулки вы заметите, как с другим человеком произошла чрезвычайная ситуация, обратите на это внимание ребенка. И прокомментируйте чувства, которые испытывает пострадавший
Предположим, вы гуляли по улице. Увидели, как другой малыш упал на асфальт и начал громко плакать. В этом случае вам нужно прокомментировать ситуацию. «Смотри, малыш упал на асфальт. Почувствовал боль в коленке. И поэтому теперь плачет».
Повторяйте это упражнение много раз. На протяжении нескольких недель.
Научите действенной эмпатии
Когда ребенок научится просто сочувствовать, можно переходить к следующему этапу. Действенной эмпатии. В рамках нее, он должен научиться не только сопереживать, но и помогать другим людям.
Смоделируем ситуацию. Вы с малышом играетесь в песке. Лепите пасочки. К другому малышу подходит хулиган и ломает его песочный замок. Владелец дворца начинает плакать.
Вы должны сказать: «Малыш плачет из-за того, что хулиган сломал его замок. Это привело к тому, что он очень расстроился. Как считаешь, если мы предложим ему заново построить замок, он перестанет плакать?».
Три этапа воспитания эмпатии
Малыш в возрасте до 4 лет старается понять собственные эмоции и чувства близких, учится предвидеть их.
С 3 до 7 лет он начинает овладевать эмоциональной реакцией на чувства прочих людей, иными словами, сочувствовать.
С 5 до 7 лет ребёнок учится соучаствовать, отзываться на чувства других.
Вначале ребёнок силится понять, что в данной ситуации может чувствовать другой человек, затем начинает ему сочувствовать, а после уже пытается сделать что-то такое, что могло бы повлиять на чувства этого человека и улучшило бы его состояние.Для развития эмпатии есть ряд необходимых условий:
- окружающие ребёнка близкие люди должны понимать и принимать его чувства независимо от его возраста (младенчество, кризис трёхлетия, взросление и подготовка к школе);
- умение распознавать чувства других (малыша этому необходимо научить);
- пример искреннего соучастия и сопереживания от взрослых, который малыш воспримет неосознанно.
Как целенаправленно развить эмпатию
Если опасаетесь, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать.
1
Обращайте внимание на чужие чувства. Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо
Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Необязательно искать живые ситуации
Акцентируйте внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком. Например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо
Она грустит». Придумывайте ситуации и обсуждайте с ребёнком — как чувствует себя герой? Каково ему? Можем ли мы помочь?
2. Будьте примером
Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, значимого взрослого. Не скрывайте свои чувства, когда вам плохо, — открыто говорите о них.
Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это
Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать
Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.
3. Социализируйте
Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится ладить с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.
Можно предложить ребёнку устроить совместные активности со сверстниками. Есть игры, которые специально развивают эмпатию.
«Передача чувств». Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза.
«Эмоции героев». Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.
4. Обсуждайте эмоции
Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.
Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Ты расстроился из-за…», «Тебя обидело то-то и то-то…». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.
Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывайте ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!».
<<Перелинковка>>
Развитие эмпатии у детей — Психология жизни
В развитии способности к сопереживанию и эмпатии можно выделить три необходимых условия:
- Получение собственного положительного опыта
- Осознание собственных эмоций и чувств
- Осознание того, что предположительно чувствует другой человек
Эти условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.
Эмпатия — это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность. Первые проявления эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей.
Ребенок в возрасте двух — трех лет уже познает эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.
Развитие эмпатии продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте дети умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место. Так ребенок получает собственный положительный опыт необходимый ему для развития эмпатии.
Следующий этап развития эмпатии у ребёнка – это осознание ребёнком собственных эмоций и чувств. Тот, кто может понимать, что с ним происходит, будет лучше впоследствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребёнок испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама уходит из дома. Но маленький ребёнок не может ещё осознать собственных чувств и выразить их
Поэтому важно, чтобы родители помогали ребёнку осознавать и выражать собственные переживания. Что такое эмоциональный интеллект человека?
И заключительный этап развития эмпатии – осознание того, что предположительно чувствует другой человек. Это уже переход собственно к эмпатии. Но сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой человек.
На этом этапе родителям важно беседовать с детьми, важно обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни. Для практики подходит все: реальные жизненные ситуации, которые произошли с вами или с другими людьми, ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов или мультфильмов
Вы можете обсуждать как жизненные ситуации, участником которых являетесь вы или ребёнок, так и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.
Судить о развитии эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической атмосферы, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности. Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях.
Почему? Потому что сострадание и сочувствие — это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами. Как правильно мечтать?
Способы развития эмпатии у детей
Лучший опыт передается посредством игр. Прочтите с ребенком насыщенную эмоциями сказку, а потом обсудите с ним каждого героя, опишите их черты характера, сделайте вывод, найдите смысл сказки. Развитие творческих способностей ребёнка
Пофантазируйте с ребёнком.Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, что бы они могли поведать? Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или нет? Как ты думаешь, что почувствовала мама козлят? Сказкотерапия для детей
Через такие игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека. Пусть ребенок придумает сказку от имени слона или жирафа, которые живут в зоопарке. Поговорите с ребенком о том, что чувствует листочек, когда его срывают с дерева?
Развитие эмпатии у подростков
Семья – это фундамент духовного развития ребенка. Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии. Семейный Кодекс или правила создания благоприятной атмосферы в семье
Обладать эмпатией — значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость
Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент
Советы для развития эмпатии у детей. Как помочь ребёнку развить способности к сопереживанию?
Как родителям научить ребенка эмпатии? Может ли наблюдаться полное отсутствие эмпатии у ребенка?
Если у ребёнка нет каких либо заболеваний неврологического и психического спектра, то развить эмпатию у него, конечно, можно. Исключения составляют дети, с такими расстройствами, как аутизм, психопатия.
В первую очередь, воспитание эмпатии у детей начинается с проявления эмпатии взрослыми, его окружающими. Формирование эмпатии можно начинать с самых первых дней жизни крохи. Взрослым нужно открыто проявлять свои эмоции и называть их при этом. Открыто проявляя эмоции, взрослый показывает малышу, что не нужно бояться или скрывать свои эмоции, а нужно выражать их открыто. Называя эмоции, взрослый помогает ребенку осознать и узнать названия эмоций. Например, мама смотрит на ребёнка, улыбается и говорит: «Я очень рада, что ты у меня есть, мне очень приятно видеть тебя».
Следующим этапом развития эмпатии является называние эмоций, проживаемых ребёнком. Например, взрослый говорит плачущему ребенку: «ты расстроен, ты сейчас плачешь». Если ребенок ударился — «тебе больно» и т.д. Если мама оставляет ребёнка в детском саду или с няней/бабушкой и ребёнок сильно плачет, то правильным поведением мамы будет проговорить эту ситуацию: «Я вижу, что ты расстроен, мне тоже очень грустно оставлять тебя, но, к сожалению, мне нужно идти по делам. Я обязательно к тебе вернусь через некоторое время, и мы почитаем с тобой книжку (поиграем/погуляем).» Слова мамы помогут малышу осознать, что он чувствует, покажут, что открытое проявление эмоций помогает получить обратную связь и наладить контакт.
Далее ребенок уже учится чувствовать и воспринимать свои ощущения, чувства и эмоции самостоятельно, без интерпретации их названий взрослыми. На этом этапе взрослому нужно чаще спрашивать ребёнка (что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя настроение и т.д).
После того, как ребёнок научился понимать и называть свои собственные эмоции, нужно обращать его внимание на эмоции и чувства других людей, животных и даже книжных персонажей. «Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? это животное? герой этой сказки?» Предлагайте ребенку сначала варианты названий чувств и эмоций, а впоследствии побуждайте его высказывать свои соображение
Приводите пример на основе увиденного. Например — на прогулке вы видите, как упал и заплакал другой ребенок. Вы озвучиваете своему малышу – «Смотри! Малыш упал, ему больно и поэтому он плачет». После нескольких таких пояснений ваш малыш сможет самостоятельно делать выводы о причинах слёз и чувствах других людей.
Вы можете научить своего ребёнка не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Подскажите малышу, что в ситуации, когда другому ребёнку плохо (больно, грустно), он может ему помочь. Например, на площадке один мальчик отобрал у другого игрушку. Ребёнок без игрушки, конечно, плачет. Объясните своему малышу — «Посмотри — мальчик плачет, потому что у него отобрали игрушку и он очень расстроился. Как думаешь, если мы предложим ему поиграть с нами, это сможет его утешить?» Здесь главное чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны малышу в силу его возраста. Если ребёнок в какой-то момент не готов поделиться игрушкой, пригласить поиграть или просто проявить эмпатию, не нужно на него давить, и тем более говорить, что он плохой, раз не жалеет другого. Проявите терпение. Ребёнок воспитывается не словами, а поступками, и если вы сами будете проявлять эмпатию и помогать ребенку распознавать чувства и эмоции (и свои, и окружающих), то вы, конечно, поможете ребенку развить способности к сопереживанию.
Хорошим подспорьем в деле развития эмпатии являются детские сказки, различного рода художественная литература, детские спектакли и мультфильмы времён СССР.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым