Когда стоит учить ребёнка считать
Число и цифра 8
Готов к следующей загадке? Если отгадаешь ее, я познакомлю тебя с новым числом.
Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем, Нос приделали, и в миг Получился …
Конечно, это снеговик.
Давай поиграем с ним в снежки. Снеговик будет бросать, а мы будем считать.
Итак, снеговичок бросил семь снежков и у него в руке есть еще один. Как ты думаешь, что мы получим, если к семи добавим еще один? Вспомни правило.
Верно, если к числу добавить один, то мы получим последующее число. После числа семь идет число восемь.
Пересчитаем снежки теперь.
Озвучим правило образования числа восемь: к числу семь добавляем еще один.
Посчитаем снежки по порядку.
Снеговик очень любит снег. Ему нравиться, когда вокруг кружится много снежинок. Найди картинку, на которой восемь снежинок.
Ты заметил, что таких картинок здесь две?
А сейчас мы поговорим о составе числа восемь. Какую пару чисел ты уже можешь назвать?
Правильно, восемь – это семь и один или один и семь. Теперь рассмотрим остальные случаи.
Возле снеговичка лежало восемь снежинок. Вдруг подул ветер и поднял снежинки в воздух.
Посмотри и посчитай, сколько снежинок кружится справа от снеговика, а сколько слева.
Восемь – это два и шесть или шесть и два.
Восемь – это три и пять или пять и три.
Восемь – это четыре и четыре.
Мы закончили и теперь запишем все вместе.
Готов все закрепить? Посмотри, Снеговичок своей метлой смел несколько снежинок. Посчитай те, что остались и скажи, сколько снежинок не хватает до восьми.
Теперь пришло время познакомиться с цифрой 8. Она очень похожа на нашего снеговичка. У цифры 8 два кружочка, и верхний чуть меньше нижнего.
Еще цифра 8 похожа на матрешку, очки, два бублика и ручки ножниц.
Чтобы хорошо запомнить, как выглядит цифра 8 поищи ее на этой картинке.
Написание цифры 8в тетради довольно сложное.
Пишем все одной линией.
- Начинаем чуть ниже и правее середины верхней границы клетки. Закругляем линию вверх и вправо, касаясь верхней и правой стороны клетки.
- Теперь изгибаем линию влево и опускаем ее вниз.
- Пройдя немного ниже центра клетки начинаем снова изгибать линию вправо. Закругляем линию пока она не коснется середины нижней границы клетки.
- Продолжаем закруглять линию пока она не пересечется с уже проведенной линией и ведем ее к начальной точке.
Потренируйся писать цифру 8 самостоятельно.
Теперь ты знаешь об образовании и составе числа 8 и, надеюсь, хорошо научился писать цифру 8.
Наиболее популярные вопросы
Какая методика обучения счету самая лучшая?
Злоупотребление наглядными примерами при обучении арифметическим умениям тормозит развитие памяти и не тренирует мышление, поэтому лучше формировать данные навыки у ребенка в устной форме.
Надо ли заучивать таблицы сложения?
Операции сложения и вычитания являются основой математики, поэтому их лучше довести до автоматизма. Общепринятая практика – это заучивание данной таблицы на память. С другой стороны, наибольших успехов дети достигают, если они понимают, что такое число, что означает «прибавить» или «отнять».
С самого начала обучения малыша нужно использовать разные способы и варианты решения задачи. Это помогает развить гибкость мышления, облегчит математическое образование ребенка на более поздних этапах.
Занятие по математике в ДОУ. Старшая группа
Программное содержание
• Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
• Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.
Раздаточный материал. Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки, на которых изображено от 1 до 10 кругов, цветные карандаши.
Методические указания
Игровая ситуация «В лесу».
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес. Предупреждает, что на пути им могут встретиться разные препятствия. Для того чтобы их преодолеть, надо уметь: считать, определять форму предметов, их высоту, идти в нужном направлении.
I часть. Игровое упражнение «Считай дальше»
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 9) и передать мяч соседу, который называет число следующее за названным числом (7… 8 и т.д.).
II часть. Игровое упражнение «Звуки леса».
На столах у детей лежат карточки, на которых нарисовано от 1 до 10 кругов.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением дятла, сидящего на дереве (дети называют птицу и рассказывают, какую пользу она приносит). Затем предлагает закрыть глаза и определить, сколько раз дятел постучал по дереву (воспитатель стучит по дощечке за ширмой). Дети открывают глаза, показывают карточку с определенным количеством кругов и объясняют свой выбор (например: «Я выбрал карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз»).
Воспитатель выясняет у детей, кто еще может стучать в лесу, и показывает картинку с изображением зайца, который стучит лапками по пеньку.
Далее дети выполняют еще 2 — 3 аналогичных задания.
III часть. Игровое упражнение «Расставь елочки в ряд».
Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная
IV часть. Игровое упражнение «Идем по следам».
Воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы
V часть. Игровое упражнение «Украшение для елочки».
Дети достают из сундучка карточки, на которых изображены геометрические фигуры.
Воспитатель предлагает назвать фигуру и дорисовать ее так, чтобы получилось украшение для елочки.
Дети рассматривают рисунки и рассказывают, что они нарисовали.
Авторы: Пoмoрaeвa Иринa Александровна, Пoзинa Вeрa Арнoльдoвнa
Знакомство детей с цифрами
Организация: МДОУ «Детский сад «Ленок»
Населенный пункт: Ярославская область, г. Гаврилов-Ям
Цифра – абстрактное понятие, поэтому дошкольникам с их наглядно-образным мышлением бывает очень непросто при знакомстве с цифрами: нужно запомнить их вид, понять, что за цифрой скрывается количество чего-либо, выяснить что определенная цифра всегда обозначает одно и тоже количеств предметов, будь то яблоки, дома или самолеты.
Поэтому, для того чтобы дети быстрее запомнили, как выглядит каждая цифра я предлагаю детям вылепить их при помощи пластилинографии.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей.
После знакомства с цифрой в ходе занятия по формированию элементарных математических представлений я раздаю детям пластилин и карточки с написанной на них цифрой. Ещё раз уточняю какое количество предметов обозначает эта цифра, а затем предлагаю детям вылепить её – размять пластилин в ладонях, раскатать в тоненькие колбаски и прилепить к карточке по контуру цифр. В процессе работы дети много раз смотрят на цифру, выкладывают пластилин по контуру, разглаживают пальцами. Это позволяет детям легко, и игровой, интересной для детей форме запомнить внешний вид цифр.
Чтобы более наглядно и понятно познакомить детей с числами – единицами счета, выражающими количество – я использую «Числовые домики». Для этого я выкладываю перед детьми в ряд несколько домиков и объясняю детям что в них живут цифры – знаки, обозначающие количество чего-либо.
«Посмотрите,» — говорю я детям – «в первом домике один этаж, одно окно, одна труба на крыше… Как вы думаете, какая цифра живет в этом домике?».
Так мы обсуждаем и другие домики, стоящие в порядке возрастания цифр, а затем я прошу детей помочь вернуться цифрам в их домики. Для этого нужно сделать тропинки. К домику цифры 1 – тропинку из одной счетной палочки, к домику цифры 2 – из двух и так далее.
Так дети выясняют, что определённая цифра всегда обозначает одно и тоже определенное количество чего-либо. Также при помощи «Числовых домиков» я знакомлю детей с соседями числа, и числовым рядом.
1. Что такое пластилинография? Виды пластилинографии https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/02/13/chto-takoe-plastilinografiya-vidy-plastilinografii
Опубликовано: 08.10.2023
Как научить малыша устному счету
Устный счет развивает мышление, сообразительность, быстроту реакции, четкость мысли. Кроме того, данное умение повышает способности к обучению, уверенность в собственных силах.
Правила обучения счету в уме
Чтобы достичь видимых успехов в обучении, нужно проявить терпение и определенное упорство. Кроме того, необходимо придерживаться следующих важных правил:
- поддерживать интерес у ребенка;
- поощрять каждое достижение, успешное действие;
- избегать принуждения учиться считать;
- не повышать голос, не ругать малыша;
- не давать детям слишком сложных заданий;
- регулярно повторять пройденный материал;
- закреплять умения считать с помощью окружающих предметов.
Начинать обучение детей устному счету можно уже с возраста 2-3 года, постепенно усложняя задания.
Игры, примеры и стихи
Чтобы сформировать необходимые навыки счета, достаточно выполнять специальные упражнения. В повседневной жизни можно тренировать ребенка с помощью таких игр:
- номера машин. Это упражнение развивает умение быстро считать. Малышу требуется сложить все цифры автомобильного номера;
- магазин. Перед походом за покупками ребенку следует о них рассказать и попросить считать купленные товары и держать их в уме. В процессе совершения покупок спрашивать малыша, сколько осталось купить;
- задачи и стишки из Интернета. Иллюстрированные задания, специально созданные веселые стихи помогут детям быстрее включиться в обучение.
Обучение через стихи
Чем помогут таблицы сложения и вычитания
Такие материалы способствуют закреплению умения считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, сформировать навыки сравнивать числа, понимать состав числа 10, решать задачи на увеличение выбранного числа на несколько единиц. Современные методики обучения активно используют такие таблицы, они позволяют довести простые математические действия до автоматизма.
Одна цветная таблица состоит из 81 маленьких табличек с примерами на сложение и вычитание. На обратной стороне помещен ответ.
Таблица сложения и вычитания
2.1 Экспериментальная работа по выявлению представлений
Работа по выявлению эффективности применения методов
ознакомления дошкольников с цифрами проводилась в старшей группе детского сада
«Дошкольник» г.Караганды. В ней принимали участие 20 детей.
В группе использовали традиционные занятия,
развивающее обучение, игровые, исследовательские программы.
В ходе эксперимента проходили следующие срезы
знаний:
—
констатирующий,
—
контрольный.
Во время эксперимента перед воспитателем были
поставлены следующие задачи:
1. Развитие познавательных способностей;
2
Воспитание сенсорных качеств у дошкольников
(память, внимание, мышление, воображение);. 3
Выявить уровень сформированности знаний о цифрах
у дошкольников;
3. Выявить уровень сформированности знаний о цифрах
у дошкольников;
4. Провести занятия, которые устранят у дошкольников
пробелы в знаниях.
5. Провести контрольный срез.
Для выявления эффективности исследования были
использованы следующие критерии и показатели:
1. Понимание необходимости изображать числа на
письме цифрами;
2.Умение соотносить каждую цифру с числом через
действие с предметными множествами;
3. Правильное направление движения руки при
написании цифр.
Данные констатирующего среза были занесены в
таблицу.
№ п/п | Фамилия, Имя дошкольника | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | Средний балл |
1 | Платонова Саша | Н | С | С | С |
2 | Гилек Юля | Н | В | Н | С |
3 | Трикилова Юля | С | Н | В | С |
4 | Мустафина Райхан | С | С | С | С |
5 | Садыканова Асель | Н | С | Н | Н |
6 | Макажанов Азат | С | Н | В | С |
7 | Азизов Камиль | Н | В | В | С |
8 | Ахмеров Марат | С | С | С | С |
9 | Ридель Вова | Н | Н | Н | Н |
10 | Рагульский Юра | С | Н | Н | Н |
11 | Устинова Таня | В | С | В | В |
12 | Аханова Зауре | С | В | С | С |
13 | Крауберг Коля | Н | С | С | С |
14 | Воеводина Наташа | С | Н | С | С |
15 | Барканов Дима | В | Н | Н | С |
16 | Баймульдин Коля | С | С | Н | С |
17 | Садвокасов Кайрат | Н | С | С | С |
18 | Фаряхудинов Федя | В | С | Н | С |
19 | Панько Вова | С | С | Н | С |
20 | Норбеков Жанат | Н | С | С | С |
В результате первого среза были выявлены следующие
данные
Уровни | Констатирующий срез | |
дошкольники | % | |
Высокий | 1 | 5 |
Средний | 16 | 80 |
Низкий | 3 | 15 |
Проанализировав полученные данные, было решено
провести формирующий эксперимент, для улучшения уровня математических знаний у
дошкольников старшей группы. Цель которого была выявить успешность знакомства с
цифрами, умение их писать, соотнесение цифры и числа.
После проведения формирующего эксперимента был
проведен контрольный срез знаний у дошкольников старшей группы.
Данные контрольного среза были занесены в таблицу.
№ п/п | Фамилия, Имя дошкольника | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | Средний балл |
1 | Платонова Саша | С | С | С | С |
2 | Гилек Юля | С | В | С | С |
3 | Трикилова Юля | С | С | В | С |
4 | Мустафина Райхан | В | С | С | С |
5 | Садыканова Асель | С | С | Н | С |
6 | Макажанов Азат | С | В | В | В |
7 | Азизов Камиль | Н | В | В | С |
8 | Ахмеров Марат | С | С | С | С |
9 | Ридель Вова | С | Н | В | С |
10 | Рагульский Юра | С | С | Н | С |
11 | Устинова Таня | В | С | В | В |
12 | Аханова Зауре | В | В | С | В |
13 | Крауберг Коля | Н | С | С | С |
14 | Воеводина Наташа | В | В | С | В |
15 | Барканов Дима | В | С | Н | С |
16 | Баймульдин Коля | С | С | В | С |
17 | Садвокасов Кайрат | В | С | С | С |
18 | Фаряхудинов Федя | В | В | Н | С |
19 | Панько Вова | С | С | В | С |
20 | Норбеков Жанат | Н | С | С | С |
В результате контрольного среза были выявлены
следующие данные
Уровни | Констатирующий срез | |
дошкольники | % | |
Высокий | 4 | 20 |
Средний | 16 | 80 |
Низкий |
Диаграмма, показывающая срезы знаний у старшей
группы детского сада «Дошкольник» г.Караганды.
Из диаграммы видно, что в ходе исследования было
выявлено:
— по контрольному срезу количество детей с высоким
показателем увеличилось на 3 человека, с показателем среднего не изменилось, за
счет снижения количества детей с низким уровнем, с низким уровнем уменьшилось
на 1 ребенка.
Из диаграммы видно, что все дошкольники были
охвачены процессом ознакомления с цифрами, что отразилось на общем развитии
математических представлений у дошкольников.
Основные этапы освоения счёта
Прежде чем начать процесс обучения, выясните его главные этапы. Всего их 5:
- В 2-3 года малыш способен осознавать различия между понятиями мало, один/одна, много.
- В 4 года ребёнок сможет посчитать 5-10 конкретных осязаемых и понятных предметов, но не абстрактных. Это реальные вещи, которые малыш видит и трогает, например, игрушки, фрукты, камушки или кубики.
- В 5 лет девочка или мальчик уже способны хорошо считать до 10, делая это самостоятельно и без помощи взрослого: по собственной инициативе или же по чьей-то просьбе.
- В 6 лет ребёнок может считать уже до 20-30. Также в этом возрасте можно начать освоение написания разных цифр. Шестилетняя девочка или мальчик могут не только запоминать, как цифровые символы выглядят, но и писать их самостоятельно, пусть неидеально. Также на данном этапе нужно знакомить ребёнка с понятиями равенства и меньше/больше. Например, чадо должно уравнивать группы предметов, перемещая элементы между ними. Также дочка или сын могут определять, где вещей больше, а где меньше (но не на глаз, а посредством счёта).
- К 7 годам, то есть к началу периода посещения школы ребёнок может свободно считать до 100, а также готов осуществлять сложение и вычитание небольших чисел в пределах 10.
Как научить считать до 10
Prostock-studio/Shutterstock.com
Учить ребёнка счету до 10 можно и раньше пяти лет, или, при необходимости, в более старшем возрасте. Главные условия для успешного обучения устному счёту до 10 — хороший словарный запас ребёнка и его интерес к цифрам.
Как научить ребёнка считать до 10:
- делайте акцент на цифрах, которые и так используете в повседневных ситуациях, например: «Сейчас тебе четыре года, а скоро исполнится пять лет», «Пора вставать, уже семь часов»;
- показывайте изображения с разным количеством предметов в пределах 10: иллюстрации в книгах, кубики, собственные рисунки;
- быстро запомнить последовательность счёта до 10 помогут развивающие видео и мультфильмы на соответствующую тему;
- подключите элементы ментальной арифметики: научите ребёнка пользоваться счётами — часто дети быстро осваивают счёт в пределах 10, занимаясь со счётами абакус, или даже с классическими деревянными счётами;
- используйте элемент метода Монтессори: знаменитая педагог успешно учила считать детей 3-6 лет, независимо от их начальных способностей, применяя максимально наглядный практический материал — деньги (самым эффективным занятием для понимания счёта Мария Монтессори считала упражнения по размену денег).
Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его интеллектуальной подготовке. Ведь в школе малыш столкнётся с целым новым миром. Некоторые дети тяжело переносят период адаптации. Убедиться, что вашего ребёнка не обижают сверстники или учителя, что у него нет проблем и он в безопасности поможет приложение «Где мои дети»!
Число и цифра 9
Переходим к следующему числу. Постарайся отгадать загадку о сказочной принцессе.
Кто случайно заморозил Младшую сестренку? Кто одел дома и замок В снежную шубенку?
Надеюсь ты узнал принцессу Эльзу, повелительницу снега и льда из мультфильма «Холодное сердце».
Помнишь, как начинается этот мультфильм? Был прекрасный бал, на котором присутствовало много гостей.
Посмотри, на наш бал собрались принцессы Диснея. Назови их и посчитай.
Давай вместе:
- Жасмин – один;
- Белоснежка – два;
- Мулан – три;
- Аврора – четыре;
- Золушка – пять;
- Покахонтас – шесть;
- Бель – семь;
- Ариэль – восемь.
Всего восемь принцесс. К ним спешит присоединиться еще одна – наша принцесса Эльза. Сколько теперь станет принцесс? Посчитаем всех:
- Жасмин – один;
- Белоснежка – два;
- Мулан – три;
- Аврора – четыре;
- Золушка – пять;
- Покахонтас – шесть;
- Бель – семь;
- Ариэль – восемь;
- а принцесса Эльза – девять.
Теперь их всего девять, потому что, если к восьми добавить еще один будет девять.
Мы сейчас будем знакомиться с числом девять. Оно является последующим к числу восемь, т.е. стоит после него.
Принцессы любят драгоценности. Посчитай, сколько жемчужин на каждой картинке и найди ту, где их количество девять.
Чтобы познакомиться с составом числа девять, поможем принцессе Эльзе разложить девять жемчужин в две шкатулочки.
Сначала она положила две жемчужинки в одну коробочку, а оставшиеся семь – в другую.
Но вторая коробочка получилась слишком полная и Эльза переложила жемчужины по-другому: три в одну шкатулку ишесть в другую.
Но это тоже получилось не очень удобно, и она переложила их еще раз. Получилось четыре в одной и пять в другой.
Теперь обе шкатулки легко закрылись, и Эльза убрала их в шкаф.
Мы разобрались с составом числа девять, а ты попробуй сделать это еще и самостоятельно. Найди девять шариков и разложи их в две коробочки. Проверяй свои результаты с нашей подсказкой.
Давай закрепим знания состава числа девять. Посчитай на картинках принцесс и скажи, сколько еще должно прийти, чтобы их вместе стало девять.
Давай теперь посчитаем наших принцесс по порядку.
Скажи, какая по порядку Аврора?
Правильно, четвертая.
А Белль?
Верно седьмая.
Ариэль восьмая, а Эльза девятая.
О цифре, которой обозначают число девять нам тоже расскажет Эльза. Потому что она сама очень похожа на эту цифру. Посмотри сам и сравни.
Цифра 9 имеет овал вверху и крючок внизу. Лицо Эльзы напоминает овал, а ее коса плавно закругляется внизу.
Посмотри, на какие еще предметы похожа цифра 9.
Поищи цифру 9 на этой картинке.
А вот, как цифра 9 пишется в тетради.
Сначала надо написать овал, а затем крючок.
- Начинаем чуть выше середины правой границы клетки. Закругляем линию вверх-влево.
- Коснувшись верхней границы, продолжаем закруглять вниз, а затем вправо. Ведем линию в начальную точку.
- Далее плавно опускаем линию вниз до средины нижней границы клетки и слегка закругляем вверх.
Потренируйся в написании цифры 9 самостоятельно.
Теперь ты знаешь об образовании числа девять и о цифре 9.
Правила организации занятия
Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.
Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит
Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению
Поэтому про строгость следует забыть.
Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.
Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.
Чего не следует делать при обучении счету
Правильно сформированные арифметические умения являются основой полноценного интеллектуального развития ребенка, поэтому категорически не рекомендуется использовать методики, которые могут негативно сказаться на мышлении и памяти. Например, злоупотребление счетом на пальцах не требует развития пространственного запоминания количества предметов. Такой способ помогает наиболее быстро ознакомиться с цифрами.
Обучение счету с помощью палочек и записей примеров может также привести к отрицательным эффектам в виде привычки считать медленно, складывая и вычитая только по единице. Если слишком часто использовать данный метод, то тормозится развитие умения складывать по числовым группам.
Счет с помощью линейки помогает изучить ребенку понятие «числового ряда». Этот метод тренирует понимание сути складывания и вычитания. С другой стороны, данная методика абсолютно не тренирует память.
При обучении малыша категорически не рекомендуется использовать сложные термины, поскольку для маленького ученика будет сложно понять суть заданий. Нужно подробно объяснить значение каждого слова.
Лучший возраст
Есть известная фраза «после трех уже поздно». Действительно, учеными доказано, что малыши в 2,5-3 годика отличаются уникальной способностью к запоминанию, которая с возрастом ослабевает. Поэтому трехлетки вполне способны совершить первое путешествие в мир математики и разучить цифры, это поможет их развитию и станет отличным методом подготовки к школе. Кроме того, работа с дидактическими материалами, например палочками Кюизенера, способствует улучшению мелкой моторики, что, в свою очередь, благотворно влияет на речь.
Вот почему первые уроки по арифметике можно проводить уже в 3 года. Однако если малыш еще не готов к этому, стоит дать ему время, отложить начало уроков до 4-5 лет.
Использование различных форм работы
Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать
- Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
- Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
- Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.
Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.
Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений
Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития
Методики обучения устному и письменному счету для детей
Прежде чем начинать заниматься по той или иной методике, нужно выяснить, готов ли вообще ребенок воспринимать новую информацию. В 5–7 лет у дошкольника только начинает формироваться наглядно-образное мышление, помогающее освоить необходимые для будущего первоклассника навыки – в том числе и устный счет. Эти данные условны: один ребенок будет уже хорошо считать в 5 лет, а другой разберется в цифрах только ближе к 7 годам.
Вот как можно помочь ребенку:
- Используйте цифры в повседневной жизни. Например, спрашивайте: «Сколько ступенек в подъезде, давай посчитаем?» Задавайте ребенку простые задачи: «Тебе 6 лет, а в следующем году будет уже 7. А сколько лет твоей подружке Свете?»
- Просите назвать цифры, которые вы видите – например, номер этажа или дома. Пусть это станет вашей ежедневной привычкой.
- Считайте везде, где только можно. Например, раскладывая ложки на стол к обеду, попросите малыша их посчитать.
- Связывайте новые цифры с привычными понятиями. Например, поднимаясь на пятый этаж, скажите: «Это цифра 5, и столько же у тебя пальчиков на руке».
Как научить ребенка считать до 10, 20 и 100
Первое, что нужно освоить ребенку – счет в пределах десяти. Но для начала нужно убедиться, что малыш свободно считает до 10 и обратно, не сбиваясь. Если не получается – сначала освойте этот навык, а затем переходите к более сложным задачам.
Для начала – осваивайте с ребенком сложение и вычитание. Делайте это на простых наглядных примерах. Положите на стол пять яблок, разберите состав этого числа: 5 = 1+4, 2+3 и так далее. Продемонстрируйте каждый пример: на столе было пять яблок, одно забрал папа, сколько осталось?
Когда ребенок освоит сложение и вычитание, начните сравнивать цифры. Лучше всего это делать на предметах: два яблока больше, чем одно, а три – больше, чем два.
Следующий этап – счет до 20
Здесь важно объяснить правила образования чисел. Например, 15 – это пять и -дцать на конце
Можно воспользоваться карандашами или счетными палочками, чтобы наглядно показать сложение и вычитание в пределах 20.
Следующий этап – счет до 100. Не нужно сразу складывать 53 и 17 и выполнять другие сложные действия. Научите ребенка считать десятками: 10, 20, 30. Сначала потренируйтесь называть десятки по порядку, затем – пробуйте вместе с ребенком их складывать и вычитать. Объясните, что действовать нужно точно так же, как при счете до 10, только добавлять ноль. Постепенно переходите к более сложным действиям – счету в пределах одного десятка: например, 25+3.
Как научить ребенка считать в столбик
По мнению многих экспертов, эту задачу лучше оставить учителям – в начальной школе обязательно будут осваивать этот навык. Но если родителям очень хочется научить этому ребенка заранее, а у малыша есть интерес, можно считать в столбик. Это будет наглядно и удобно: ребенок сразу заметит, чем десятки отличаются от единиц, а со временем научится выполнять эти действия и в уме.
Как объяснить сложение столбиком:
- Напомните ребенку, чем отличаются десятки от единиц. Покажите, что десятки складывают с десятками, а единицы с единицами.
- Объясните, что если при сложении единиц получается больше 10, мы пишем только вторую цифру в столбик, а 1 оставляем «в уме». Для удобства можно единицу записать рядом с примером карандашом.
- Объясните, что «лишнюю» единицу нужно перенести к десяткам. Покажите на примере.
Как научить ребенка решать примеры с переходом через десяток
На этом этапе можно предложить ребенку упрощать примеры – округлять до десяти. Например, как посчитать 9+6? Все просто: сначала получаем круглое число. До 10 не хватает 1, поэтому прибавляем 9+1 и получаем 10. Затем остается к 10 прибавить 5 (6-1) – и получаем 15.
Как научить ребенка считать в уме двузначные и трехзначные числа
К этому этапу можно переходить тогда, когда ребенок уже уверенно считает в пределах 100, знает разницу между десятками и единицами
И здесь снова нужно задействовать важное правило: упрощаем все, что можно упростить:
- Прибавляем большие цифры с переходом через десяток, сначала округляем до 10, а затем добавляем остаток. Например, 8+7 разбиваем на 8+2 = 10 и плюс остаток 5 – получаем 15.
- Прибавляем по частям, чтобы получалось удобное целое число. Например, 25 + 7– это сначала 25+5 = 30, а затем прибавить остаток 2 – и получается 32.
С трехзначными числами действуем аналогично. Сначала прибавляем сотни, затем десятки, а потом переходим на единицы.
Учим цифры с малышами: играем и запоминаем
проблемы
- Дети путают некоторые цифры (например, похожие по написанию «6» и «9»), путают цифры и буквы (например, цифру 3 и букву «З»). Детям до трех-четырех лет сложно дифференцировать цифры. Нужна постоянная практика, чтобы визуальные образы отложились в голове.
- Дети путают последовательность цифр. Не так-то легко запомнить сами цифры, а тут еще нужно узнать, что за чем следует.
- Дети не всегда могут соотнести цифру с количеством предметов или обозначить цифрой посчитанные предметы.
Поступательность. Наглядность.
Примеры:
— склейте спичечные коробки, и на каждом напишите цифры, в коробки вложите любые мелкие предметы, количество которых соответствует написанному ( счетный материал: треугольники, круги, квадраты).
— при помощи степлера к картонным листам прикрепите кармашки с цифрами и вложите в них любые карточки. Или же сложите лист пополам и прикрепите 2 кармашка – один с цифрой, а другой – с картинками. Малыш должен будет подобрать к цифре нужное количество предметов/посчитать предметы и подобрать к ним цифру.
Игры — ассоциации
что похожа та или иная цифраИрина Рослова
0 – ноль. Нет баранки ни одной! Значит, это цифра НОЛЬ!
1 – один
Худой носатый господин
Стоит столбом всегда ОДИН!
2 – два
Лебедь выплыл к нам едва,
Превратился в цифру два!
3 – три
Два колечка ты потри
И получишь цифру три!
4 – четыре
Это – вешалка в квартире!
А ещё – цифра четыре!
5 – пять
Если хвостик закруглять,
Сразу станешь цифрой пять!
6 – шесть
Сверху круга хвостик есть?!
Значит, это цифра шесть!
7 – семь
Покосился столб совсем!
Получилась цифра семь!
8 – восемь
Неваляшку мы попросим
Стать сегодня цифрой восемь!
9 – девять
Снизу круга хвост приделать,
И получим цифру девять!
Игры на последовательность
«Соседи». Сделайте из лего 3 башенки (из 1, 2 и 3 деталей) «Ой, циферки перепутались. Помоги им найти свои домики», «Какая-то цифра вышла из домика на прогулку. Какой цифры не хватает?»
Творчество и конструирование
- Делайте цифры из разных материалов (лепите из пластилина и теста, делайте аппликации из ткани, бумаги, картона).
- Играйте в «волшебный мешочек». Положите пластмассовые цифры в мешочек/или несколько разных мешочков. Доставайте их и удивляйтесь. Лучше, чтобы они были фактурными и их можно было либо пощупать, либо провести по ним пальцем и «почувствовать». Как вариант, можно выложить цифры на кусочке картона при помощи крупы. Постепенно малыш сам научится определять, какую цифру он держит.
- Конструируйте цифры. Почему бы не выложить их по шаблону из палочек, мозаики, кубиков?
- Когда кроха подрастет и начнет лучше владеть рукой, можно будет предлагать ему обводить цифры/находить и обводить одинаковые цифры
Популярные способы обучения ребенка
На начальной стадии обучения рекомендуется использовать различные наглядные материалы. В этот период полезными будут красочные картинки, кубики, пирамидки, матрешки.
Счет на пальцах
Наиболее простым и распространенным методом обучения является счет на пальцах. Эта проверенная методика основана на народном творчестве. Простые стишки, поговорки, детские песенки эффективно помогают формированию детских навыков счета на начальных этапах. Кроме того, метод развивает моторику пальцев.
Данный способ имеет свои недостатки, поскольку в детском восприятии цифра непосредственно связывается с конкретным пальцем.
Облегчить переход к другим методикам поможет специальное пособие, которое легко изготовить своими руками. Для этого понадобится 2 куска вспененной резины или ткани разного цвета, 22 липучки, лист картона. Из резины нужно вырезать две ладошки. На кончики пальцев с двух сторон и по их центру разместить по липучке. Это позволит загибать пальцы в нужном количестве, создавая различные комбинации.
С помощью этого пособия можно наглядно изучить понятие «состав числа».
На предметах
Для большей эффективности запоминания результатов счета нужно включать в процесс обучения зрительные и тактильные каналы. Это позволяет производить операции с целыми числовыми группами
Важно использовать однородные предметы в представлении определенного числа. Отлично подойдут простые привычные кубики
Сначала понадобится 5 штук, коробка с расчерченными клетками, карточки с написанными числами.
Расположение и количество отдельных предметов запоминается детьми достаточно хорошо. Таким способом в детском сознании формируется представление о конфигурации определенного числа.
Вначале малыша просят положить в коробку один кубик, назвать число и выбрать соответствующую карточку. Затем при добавлении других элементов ребенок должен менять карточки. После нескольких повторений маленький ученик запоминает конфигурации кубиков. Далее можно переходить к операциям сложения и вычитания, используя игровую форму. При этом счет постепенно увеличивается до 10.
На линейке
Перед началом обучения устному счету, рекомендуется потренировать малыша с помощью линейки. Например, можно попросить его показать на делениях, сколько будет, если к четырем прибавить два. Данный метод помогает малышу научиться считать. С другой стороны, многие специалисты считают, что такая методика не способствует быстрому развитию познавательных процессов.
Например, память, мышление, внимание остается на прежнем уровне.