Приказ минздрава рф от 12.01.2017 n 3н

Синдром аспергера

Сроки производства СПЭ в гражданского процессе

В определении о назначении СПЭ суд указывает дату, не позднее которой заключение эксперта должно быть составлено и направлено в суд (ч. 1 ст. 80 ГПК РФ). В случае невыполнения требования суда, назначившего СПЭ, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности ее проведения ввиду того, что поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо представленные материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения, судом на руководителя учреждения или виновного эксперта налагается штраф в размере до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 85 ГПК РФ; ч. 4 ст. 16 ФЗ № 73).

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения. Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Советы и рекомендации

Синдром Аспергера требует особого отношения к пациенту:

в разговоре с ним нельзя использовать абстрактные термины или выражения; необходимо избегать сленга и размытых фраз; не стоит передавать информацию жестами и мимикой (больной вас не поймет); у человека с синдромом Аспергера должно быть доверенное лицо, с которым он сможет поделиться своими переживаниями; задания в школе лучше выполнять в письменной форме, также следует обратить на это внимание учителя.

В остальном нет необходимости выделять ребенка с подобной патологией.

Статья носит информационно-ознакомительный характер. Пожалуйста, помните: самолечение может вредить вашему здоровью.

Синдром Аспергера — это одна из форм аутизма, характеризующаяся выраженными нарушениями социальной коммуникации и взаимодействия. От истинного аутизма этот синдром отличается сохранением речевых и когнитивных функций.

До настоящего времени причины возникновения синдрома Аспергера остаются неясными. Предполагают, что основными предрасполагающими факторами развития этой патологии являются генетические и экологические причины.

Симптоматика

Детям с синдромом Аспергера трудно выражаться эмоционально, они не воспринимают жестов, мимики, интонации голоса, им тяжело подобрать тему для разговора, понять, когда разговор можно начать или закончить, им трудно понимать юмор, сарказм, иносказания. Сложности в коммуникации сказываются на социальных взаимодействиях. Так, дети с этой патологией испытывают трудности в общении с другими детьми, в поддержании отношений. В играх таким детям тяжело принять какую-то роль, проявить фантазию. Они больше предпочитают логические и механические игры. Со стороны эти дети кажутся неуклюжими, они могут говорить невпопад, заводить неуместные темы разговора, приближаться слишком близко к незнакомым людям. У детей с синдромом Аспергера иногда возникает семантическая дислексия — чтение без понимания смысла прочитанного.

Отсутствие полноценного общения с людьми у детей в дальнейшем может привести к развитию клинической депрессии или тревожного невроза. Поэтому родителям следует как можно раньше обратиться к специалистам и начать психолого-педагогическую коррекцию ребенка с синдромом Аспергера, направленную на социальную адаптацию.

Диагностика

В диагностике синдрома Аспергера участвуют врачи смежных специальностей: детский психиатр, психолог, детский невролог, педагог-дефектолог. Прежде всего, проводится сбор анамнеза у родителей, а также беседа с ребенком в игровой форме. Оценивается уровень интеллекта, психоречевого развития ребенка и способность его к коммуникации.

Лечение и прогноз

Лечение данного синдрома психотерапевтическое. Основная задача — научить ребенка жить с этим синдромом, помочь ему приспособиться к общественной жизни. Проводятся занятия с психологом, педагогом, логопедом, нейропсихологом. Прогноз заболевания благоприятный. К зрелому возрасту симптомы синдрома Аспергера сглаживаются и такие люди могут иметь полноценную социальную жизнь, работать и создавать семьи.

Наши программы:

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом «Открытый мир».

  • Симптомы внутреннего геморроя у мужчин — лечение в клинике, запись на прием

      

  • Оценка эффективности анаферона детского в неспецифической профилактике ОРВИ у младших школьников

      

  • Удаление глубоко вонзившегося рыболовного крючка

      

  • Как чувствовать себя уверенно на любом танцполе? Видеолекция

      

  • Секрет идеальной фигуры с Синди Кроуфорд

Немного истории

Дети с синдромом Аспергера не нуждаются в общении с окружающими, они живут в собственном мире.

В 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер описал группу детей 8-18 лет, которые отличались своей ограниченной эмпатией к сверстникам, неуклюжестью и отсутствием способностей к невербальной коммуникации. Рассматриваемое им расстройство было названо аутистической психопатией, а позднее в МКБ-10 появился иной термин – «шизоидное расстройство детского возраста». Впоследствии, в 1981 году, данное отклонение в развитии было названо в честь описавшего его доктора – «синдром Аспергера».

В ходе многолетних исследований австрийский психиатр смог выявить такие особенности непривычного развития наблюдаемых детей:

  • у них полностью отсутствует желание общаться с социумом;
  • дети не испытывают галлюцинаций или иллюзий, но живут в собственном мире;
  • мимика и речь пациентов бедна, ограничена и не дает возможности определить их эмоциональное состояние.

Ганс Аспергер изучал только поведенческие составляющие и не вникал в биологические, генетические и нейропсихологические аспекты данного синдрома. Выделенные доктором расстройства не подходили для определения недуга в «ранг» известного в те времена аутизма. Тогда такие дети становились «изгоями» и такое ограничение негативно сказывалось на их развитии и эмоциональном состоянии.

Именно эти факторы и привели к тому, что Аспергер назвал данное расстройство «аутистической психопатией» и выделил его как особую форму аутизма. Даже сейчас психологи и психиатры продолжают споры о том, что такое синдром Аспергера – специфическое неврологическое отклонение или форма аутизма? Повод для таких дебатов только один – у детей с данным расстройством не наблюдается отставание в интеллектуальном развитии.

При проведении теста для оценки умственных способностей детей с таким синдромом было зафиксировано, что более чем у 80 % тестируемых присутствуют впечатляющие интеллектуальные способности:

  • некоторые из них показывали невероятные способности к математике;
  • у других выявлялся идеальный слух, феноменальная память и т. п.

Ученые пришли к выводу, что большинство детей с синдромом Аспергера обладают незаурядными способностями. По наблюдениям специалистов это расстройство в 4 раза чаще выявляется у мальчиков.

Ряд специалистов предполагает, что данное расстройство присутствовало у таких знаменитых людей:

  • Сократ;
  • Исаак Ньютон;
  • Чарльз Дарвин;
  • Энди Уорхол;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Льюис Кэрролл;
  • Мари Кюри;
  • Джейн Остин.

Некоторые источники сообщают, что возможно, рассматриваемый синдром наблюдается у следующих наших современников:

  • Стивен Спилберг;
  • Дэн Акройд.

Распространенность

Умственное развитие детей с синдромом Аспергера не нарушено.

Пока не существует достоверных и единых данных о распространенности синдрома. По результатам исследований 2003 года доля детского аутизма составляла 0,03-4,84 на 1000 больных, а отношение этого показателя к распространенности рассматриваемого расстройства варьировала от 1,5 к 1 до 16 к 1.

Британские исследователи национального аутистического общества выявили, что аспергерных аутистов с IQ 70 и более составляет 3,6 на 1000 пациентов. Проведенный в 2007 году финскими исследователями анализ по различным критериям показывает следующую распространенность «аспи»:

  • по DSM-IV – 2,5 на 1000 детей;
  • по ICD-10 – 2,9 на 1000;
  • по Шатмари и соавторам – 1,6 на 1000;
  • по Гиллбергу и Петеру Сатмари – 2,7 на 1000;
  • по любому из 4 критериев – 4,3 на 1000.

Географическая распространенность синдрома Аспергера также пока не изучена до конца. По наблюдениям 2006 года увеличение пациентов с таким диагнозом было отмечено среди детского населения Силиконовой Долины, но в 2010 году эти данные были иными и скопление «аспи» в регионах с крупными производственными базами, работающих в сфере IТ-технологий не было обнаружено. Наряду с этим Калифорнийские исследователи отметили увеличение количества аспергерных аутистов в областях и семьях, в которых родители детей были более высокообразованные, чем в соседних географических подразделениях.

Диагностика и лечение

Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.

Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:

  • дефицит внимания;
  • классический аутизм;
  • шизотипическое расстройство личности;
  • ОКР;
  • последствия энцефалита.

Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.

Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.

Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.

Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности. 

В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы

Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью

Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.

Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.

Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.   

Сильные и слабые стороны

Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.

Сильные стороны

  1. Уровень ума и памяти, специальный интерес
    • хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
    • развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
    • умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
    • умение мыслить визуальными картинками;
    • независимо и самостоятельно обучаются;
    • мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
  2. СосредоточенностьН
    • умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
    • особый интерес в малоисследованных областях науки;
    • умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
    • не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
  3. Внимательны в деталях
    • замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
    • отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
    • серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
  4. Своеобразный юмор
    • любовь к игре слов, каламбурам;
    • предпочтение к сарказму и сатире.
  5. Прямота
    • говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
    • нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
  6. Желание общаться
    • отдают много сил для приобретения социальных навыков;
    • не отступают перед непониманием и неудачами;
    • вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
    • спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
  7. Честность, справедливость
    • достаточно терпимы, не признают условностей;
    • на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
    • заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
    • защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
    • любят и защищают животных.

 Слабые стороны

  • трудности в понимании «общей» картины;
  • отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
  • не воспринимают чужие эмоции;
  • не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
  • трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
  •  проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
  • чрезмерная честность, даже во вред себе;
  • уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
  • с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
  • проблемы со сном;
  • проблемы с обобщением концепций, навыков;
  • отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
  • трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.

Диагностика синдрома Аспергера

В связи с тем, что данное расстройство имеет широкий спектр комбинации симптомов, ранняя диагностика бывает затруднительной. Существует несколько определенных методов выявления синдрома Аспергера. Однако для начала необходимо провести медицинские методы диагностики, такие как слуховые тесты, анализ крови и рентгенографию, для того чтобы исключить другие состояния, вызывающие похожие симптомы.

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) утверждает, что на сегодняшний день существует множество различных инструментов скрининга, пользующихся различными критериями, и в зависимости от того, какой метод будет использовать врач, один и тот же ребенок может быть диагностирован по-разному. Однако, к сожалению, не многие специалисты могут поставить точный диагноз. 

Зачастую диагноз не ставят до совершеннолетия ребенка.

Для того чтобы точно поставить ребенку диагноз, правительство штата Виктория (Австралия) считает, что диагностика должна проводиться специально обученным педиатром, который работает с командой других специалистов, таких как психологи и логопеды, и способен провести углубленную оценку навыков и умений ребенка. 

Каждый ребенок индивидуально оценивается и наблюдается. В случае диагностирования у ребенка синдрома Аспергера родителям обязаны дать подробную информацию о симптомах

Наблюдения учителей также должны быть приняты во внимание при диагностике данного расстройства. При оценке взрослых специалисты, кроме как с самим пациентом, должны беседовать и с его родителями, супругом(ой) и близкими родственниками, для того чтобы лучше узнать семейный анамнез. 

Диагностика помогает человеку с синдромом Аспергера, его семье, друзьям и партнерам по работе лучше понять его потребности и поведение. После того как синдром идентифицируется, эти люди должны получить должную поддержку. 

Синдром Аспергера – лечение

На сегодняшний день не существует лечения синдрома Аспергера. Однако есть несколько методов терапии и обучения, которые могут повысить эффективность  работоспособности у людей с данным синдромом, уменьшить у них беспокойство, улучшить поведение, а также улучшить восприятие передачи информации и событий. Понимание синдрома Аспергера дает нам больше шансов раскрыть их полный потенциал. 

Комбинированное лечение, правильный подход к обучению и некоторые другие методы могут оказать существенное влияние на качество жизни человека с синдромом Аспергера. 

Приобретение более подходящих для них социальных навыков

Человек узнает, как более эффективно и успешно взаимодействовать с другими людьми, фокусироваться на способности понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Данный метод обучает считывать и адекватно реагировать на социальные сигналы. Это поможет повысить эмпатию у людей с синдромом Аспергера.

Медикаментозное лечение

На сегодняшний день нет лекарств от синдрома Аспергера. Однако, медикаментозное лечение может быть направлено на уменьшение определенных симптомов или сопутствующих состояний (депрессия, тревога, гиперактивность, обсессивно-компульсивное поведение).

Альтернативная медицина

Ряд авторов указывают, что специальные диеты, например, безглютеновая диета и витаминные добавки могут быть полезны при данном расстройстве. Существуют научно необоснованные данные, что применение рыбьего жира может помочь людям с синдромом Аспергера преодолеть тревогу и некоторые когнитивные проблемы.

Изменения DSM-5

В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам», пятое издание (DSM-5), опубликованном в мае 2013 года, расстройство Аспергера было отменено как отдельный диагноз и гомогенизировано как расстройство аутистического спектра, с мерами степени тяжести в рамках более широкого диагноза. В DSM 5 отмечалось, что «лицам с хорошо установленным диагнозом расстройства Аспергера по DSM-IV следует поставить диагноз расстройства аутистического спектра».

Диагностические критерии DSM 5 для состояний расстройства аутистического спектра

A. Устойчивый дефицит социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных контекстах, о чем свидетельствует следующее, в настоящее время или в истории (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими; см. Текст):
Дефицит социально-эмоциональной взаимности, начиная, например, от ненормального социального подхода и отказа от нормального двустороннего разговора; к уменьшению разделения интересов, эмоций или аффектов ; к неспособности инициировать социальное взаимодействие или ответить на него.
Дефицит невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия, например, от плохо интегрированного вербального и невербального общения; нарушениям зрительного контакта и языка тела или дефициту понимания и использования жестов; к полному отсутствию мимики и невербального общения.
Недостатки в развитии, поддержании и понимании отношений, начиная, например, от трудностей, связанных с адаптацией поведения к различным социальным контекстам; к трудностям в совместном творчестве или поиске друзей; отсутствию интереса к сверстникам.
B. Ограниченные повторяющиеся модели поведения, интересов или деятельности, которые проявляются по крайней мере двумя из следующих, в настоящее время или исторически (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими; см. Текст):
Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь (например, простые моторные стереотипы, выстраивание игрушек в ряд или переворачивание предметов, эхолалия, идиосинкразические фразы).
Настойчивость в единообразии, негибкое соблюдение распорядка или ритуализированных паттернов вербального или невербального поведения (например, крайнее недомогание при небольших изменениях, трудности с переходами, жесткие паттерны мышления, ритуалы приветствия, необходимость выбирать один и тот же маршрут или есть одну и ту же пищу каждый день. ).
Сильно ограниченные, фиксированные интересы, аномальные по интенсивности или фокусу (например, сильная привязанность к необычным объектам или озабоченность ими, чрезмерно ограниченные или настойчивые интересы).
Гипер- или гипореактивность к сенсорному вводу или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, очевидное безразличие к боли / температуре, неблагоприятная реакция на определенные звуки или текстуры, чрезмерное обоняние или прикосновение к объектам, визуальное очарование светом или движением).
Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут не проявиться полностью до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, или могут быть замаскированы усвоенными стратегиями в более поздней жизни).
Симптомы вызывают клинически значимые нарушения в социальных, профессиональных или других важных областях текущего функционирования.
Эти нарушения нельзя лучше объяснить умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития) или общей задержкой в ​​развитии. Умственная отсталость и расстройство аутистического спектра часто сочетаются друг с другом; чтобы поставить коморбидный диагноз расстройства аутистического спектра и умственной отсталости, социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для общего уровня развития.

Диагноз делится на 3 уровня серьезности.

Удаление расстройства Аспергера из DSM вызывает споры, поскольку оно широко используется страховыми компаниями, исследователями, государственными учреждениями, школами и людьми с этим расстройством. Эксперты обеспокоены тем, что устранение ярлыка Аспергера предотвратит обследование людей с легким заболеванием на аутизм. Метаанализ 14 исследований, опубликованных Школой медсестер Колумбийского университета в начале 2014 года, показал, что после публикации DSM 5 число диагнозов расстройства аутистического спектра снизилось на 30%.

Терапия РАС

Стратегии лечения лиц с РАС могут варьироваться в зависимости от возраста пациента, сильных и слабых сторон и потребностей, а также способа оказания помощи и целей вмешательства. Цель лечения включает в себя минимизацию основного дефицита, максимизацию функциональной независимости и уменьшение проблемного поведения, которое может ограничивать функциональные навыки. Хотя было показано, что различные виды вмешательств полезны для людей с РАС, многие из них не имеют надежной доказательной базы, и ни одно из них не оказалось лучшим.  Понимание терминологии вмешательства помогает клиницистам надлежащим образом и эффективно общаться и консультировать семьи по выбору терапии.

Поведенческие вмешательства

Поведенческие вмешательства начинаются в раннем возрасте посредством интенсивного формата проведения и направлены на устранение основных симптомов РАС на основе принципов модификации поведения и теории обучения. Большинство моделей вмешательства, основанных на фактических данных, основаны на принципах прикладного поведенческого анализа (ABA), который представляет собой процесс интенсивных поведенческих вмешательств для улучшения социально желательного поведения и уменьшения нежелательного поведения, которое может помешать прогрессу индивида. Вмешательства ABA разрабатываются и контролируются поведенческими аналитиками и имеют различные подходы, основанные на целях, возрасте или целевом навыке.  Широко поддерживаемая программа ABA — это раннее интенсивное поведенческое вмешательство для маленьких детей, представляющее собой высоко индивидуализированную программу, в которой используются различные испытания для обучения развитию простых навыков и перехода к более сложным навыкам. Было установлено, что методы ABA эффективны применительно к социальным навыкам, академическим задачам, общению, адаптивным жизненным навыкам и профессиональным навыкам.

Образовательные мероприятия

Существует согласие в том, что детям с РАС необходим структурированный образовательный план, включающий стратегические, интенсивные и индивидуальные вмешательства  Две наиболее эффективные модели, основанные на занятиях, включают в себя учебный опыт и альтернативные программы для дошкольников и их родителей (LEAP) и программу лечения и обучения детей с аутизмом и связанными с ним нарушениями общения (TEACCH). Хотя учебные планы различных программ различны, целью является улучшение вербального и невербального общения, а также социальных, академических и двигательных навыков.

Речевые и языковые вмешательства

Коммуникация является важным целенаправленным вмешательством в лечение РАС. Логопедическая терапия является наиболее распространенным вмешательством, предоставляемым детям с РАС, которое включает в себя такие стратегии, как усиление звуков речи, преувеличенное подражание, усиление коммуникативных актов и имитация звуков. Дополняющая и альтернативная коммуникация (AAC) вводится для детей, которые не говорят спонтанно. Методы AAC включают системы обмена картинками, язык жестов, устройства, генерирующие речь, коммуникационные доски и визуальные опоры. Существует также несколько методов улучшения прагматических языковых навыков, доступных людям с беглой речью, но ослабленными прагматическими языковыми навыками.

Вмешательства в развитие

Мероприятия по развитию разработаны на основе теории развития. Дети учатся социальному взаимодействию, коммуникации и эмоциональной регуляции через взаимодействие с другими. Мероприятия по развитию сосредоточены на отношениях между пациентом и взрослым (родителями или лицами, осуществляющими уход). Эти вмешательства учат взрослых повышать свой уровень отзывчивости и обучают их использовать ненаправленные интерактивные стратегии, которые могут помочь ребенку развить социальные и коммуникативные навыки в контексте игровой деятельности.

Фармакологические вмешательства

В настоящее время не существует лекарств от основных социальных и коммуникационных симптомов РАС. Существует только два препарата, одобренных Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) для лечения симптомов, связанных с РАС. Рисперидон и Арипипразол могут использоваться для кратковременного симптоматического лечения агрессии, самоповреждений, раздражительности и истерик у детей и подростков с РАС.

Вопрос – ответ

Вопрос:
Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?

Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.

Вопрос:
Можно ли избавиться от данного расстройства?

Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.

Вопрос:
Как жить с «человеком – аспергером»?

Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» — ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.

Вопрос:
Передается ли заболевание по наследству?

Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.

Суть синдрома Аспергера

Данным синдромом называют общее расстройство развития, которое является врожденным и сопровождает человека всю жизнь. Но отличительной чертой служит достаточно высокая способность к социализации, поэтому синдром Аспи (так себя называют пациенты) считается одной из форм высокофункционального аутизма.

Расстройство психики заключается в восприятии окружающего мира, обработке информации и отношении к другим людям. Так как аутизм представлен спектром расстройств, то и проявления синдрома Аспергера у пациентов различаются. Патология относится к «скрытым дисфункциям», потому что по внешнему виду кого-либо невозможно определить ее наличие.

Процесс коммуникации

Человек с синдромом Аспи испытывает сложности в интерпретации выражения лица, интонаций голоса, жестов и мимики. Обычные люди достаточно просто отличают сердитый тон от ласкового голоса, правильно интерпретируют выражение лица (сдвинутые брови – гнев, злость, улыбка – добродушие и т.д.). Поэтому, скажем так, нормальные люди, правильно воспринимают окружающих и, соответственно, верно реагируют на их поведение.

Люди с синдром Аспергера затрудняются интерпретировать внешние и голосовые проявления окружающих, что создает проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми и нередко вызывает тревогу, растерянность и страх. Пациентам с Аспи сложно начать разговор, трудно его закончить, а также выбрать тему для беседы. Часто используют сложные фразы и слова, не понимая их значения. Также не понимают шуток и метафор.

Процесс взаимодействия

Большинство людей с данным синдромом испытывают трудности в создании и поддержании дружеских отношений. Такие люди характеризуются замкнутостью, отчуждением и безразличием. Поэтому такие пациенты, как правило, дети, нередко становятся изгоями в обществе.

Люди с Аспи не понимают неписаные «социальные требования» (нельзя очень близко стоять к человеку или заводить разговор на неуместную тему). Часто пациенты считают окружающих людей непредсказуемыми, которые приводят их в замешательство. Поведение людей с Аспи со стороны нередко выглядит некорректным.

Социальное воображение

Пациенты с данным синдромом зачастую обладают богатым воображением, но в обычную деятельность они не способны его включать, так же, как и творческий аспект. Так как такие люди все подчиняют законам логики. Поэтому пациенты с Аспи не могут, а не хотят, понимать эмоции окружающих, испытывают трудности в интерпретации их мыслей, ощущений и действий. Как правило, упускают из виду послания, которые транслируются языком телодвижений и мимикой.

Однако такие пациенты отличаются склонностью к логическим играм, а творческая деятельность довольно ограничена и характеризуется строгой последовательностью и повторениями. У детей с синдромом Аспи проблемы социального воображения явно проявляются в играх, где следует притворяться или изображать кого-то. Часто такие дети предпочитают занятия, в основе которых лежат системность и логика, например, математика. И, тем не менее, несмотря на сложности с социальным воображением люди с Аспи нередко становятся писателями и художниками (Кэрол Льюис, Ван Гог), музыкантами (Боб Дилан).

Сенсорная чувствительность

Как заявляют сами аспергеры, их мир намного громче, чем у обычного человека. Это связано с повышенной чувствительностью к любым раздражителям, будь то запахи, прикосновения, звуки, или зрительные образы. Установлено, что подобное явление встречается примерно у 40% людей с СА. Реакцию сверхчувствительности может вызвать что угодно: температура воздуха, яркий свет, еда, одежда, например, колючая шерсть или этикетки на изнаночной стороне, прикосновения других людей либо их большие скопления.

Например, при езде в общественном транспорте (метро, поезде, автобусе), аспи, бывает, используют беруши или наушники, в которых звучит любимая музыка. Масса людей, духота и шум вызывают у них раздражение, выводят из равновесия и приводят к стрессовым состояниям. Музыка помогает отвлечься и успокоиться. Когда же обстановка становится крайне напряженной, им приходится покинуть ее, сойти с маршрута, чтобы постоять в одиночестве и насладиться тишиной, а затем продолжить свое движение пешком.

Есть специальные виды терапии, позволяющие справиться с сенсорными проблемами. Одна из них – сенсорная интеграционная терапия. Ее суть заключается в намеренном контакте с неприятными стимулами, происходящим постепенно и дозировано. Таким образом человек начинает привыкать к таким столкновениям, уже не ощущая раздражительности и паники.

Для аспергеров очень важно определить для себя метод или стратегию нейтрализации неприятных импульсов. Для некоторых таким решением становится небольшая доза алкоголя. Он, по мнению аспи, приглушает все навязчивые ощущения, помогает снизить уровень стресса

Кому-то требуется уединиться на некоторое время, побродить по пустым улицам, кто-то раскачивается на качелях

Он, по мнению аспи, приглушает все навязчивые ощущения, помогает снизить уровень стресса. Кому-то требуется уединиться на некоторое время, побродить по пустым улицам, кто-то раскачивается на качелях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: