Педагогическое образование
Для тех, кому неизвестно, что такое педагогическое образование: это процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в учебных заведениях. То есть подготовка воспитателей, учителей и профессоров.
Социальное партнерство в педагогическом образовании напрямую зависит от ожиданий общественности. В последнее время значительно возросли требования к качеству школьного образования, из-за этого появилась необходимость изменить методы и технологии подготовки педагогов. Развитие педагогического образования зависит от таких факторов:
- Политические инновации в сфере образования.
- Наличие концепции, которая позволяет задействовать органы государственной и муниципальной власти для поддержания исследований.
- Создание службы общественного контроля, которая, ориентируясь на государственные запросы, могла бы направлять систему педагогического образования в нужное русло.
Если «муниципальное партнерство» ориентировалось в основном на финансовую сторону вопроса, то педагогическое образование базируется на требованиях общественности в повышении качества образования согласно современным стандартам.
Например, несколько лет назад возникла потребность в появлении внешкольных образовательных учреждений. Изначально этого захотели родители, которые решили, что ребенок должен развиваться более полноценно. Постепенно начинает возникать спрос на такие заведения, и уже подключается государство, запрашивая педагогов, которые были бы специально обучены для предоставления такого рода услуг.
В целом суть понятна: поскольку каждый человек посещает учебные заведения, то задача педагогов — формировать личность, востребованную в социуме. И если происходят какие-то изменения, то меняется и учебный план подготовки педагогов, ведь только им под силу безболезненно внедрить в общество инновационные программы.
Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования
Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Информация об изменениях базируется:
- на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
- запросах работодателей;
- текущих данных службы занятости;
- запросах обучающихся на определенные профессии.
Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:
- разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
- проведение производственных практик на определенных предприятиях;
- мониторинг рынка труда;
- проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
- стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
- создание совместных консультационных органов;
- реализация совместных проектов;
- привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
- государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.
Дошкольное образование
Современное дошкольное образование не может полноценно развиваться без взаимодействия с социумом, поэтому партнерство здесь особенно актуально. Социальное партнерство дошкольном образовании заключается в создании связей дошкольного заведения с культурными, образовательными и другими развивающими центрами. Такая практика вызывает у ребенка более высокий уровень восприятия, он быстрее развивается и учится строить свои партнерские отношения, по типу «ты – мне, я — тебе».
Работа в условиях социального партнерства помогает расширить культурно-образовательную среду ребенка, а соответственно, ему будет легче адаптироваться в дальнейшем. В этом сегменте взаимодействия на первый план выходят интересы ребенка. Ему показывают то, что интересно и познавательно, обучают тому, что необходимо. А также проводят работу с семьями, которые также являются участниками социального партнерства.
Понятие социального партнерства
Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно
является одним из условий развития открытых образовательных систем и
действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в
обсуждение и решение проблем развития образования. Задачи, определяемые
доктриной развития образования и модернизацией образования, направлены на
обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со
стороны общества, государства, вовлечение их в решение вопросов образовательной
тактики и стратегии
Социальное партнерство можно рассматривать как одну из форм объединения
всех заинтересованных организаций и ведомств в решении социально-значимых
проблем различных категорий населения. Только при продуктивном взаимодействии
всех заинтересованных сторон возможно решение общественно значимых социальных
проблем.
Социальное партнерство — это система договорных организационных и
экономических отношений с органами образования, здравоохранения, социальной
защиты населения, муниципальными образованиями и другими.
Вместе с тем активизация решения социальных проблем через систему
социального партнерства невозможна без привлечения к ней образовательных
учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля.
В сферу образования термин «социальное партнерство» пришел из других сфер,
где он трактуется не однозначно и многоаспектно:
— социальное партнерство — это механизм
взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и
работодателями;
— социальное партнерство — это способ
взаимодействия между различными социальными группами;
— социальное партнерство — это
специфический тип общественных отношений;
— социальное партнерство — это механизм
регулирования общественных отношений.
Социальное партнерство в образовании имеет свою историю. Идеи
педагогической среды нашли свое отражение в работах Д. Дьюи, С. Т. Шацкого, А.
С. Макаренко. В работах этих авторов определялись различные точки зрения на
взаимодействие образовательного учреждения со средой, но при этом во всех
отмечалась необходимость устойчивых связей образовательного учреждения с
семьей, микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями с целью
обеспечения не искусственного мира, а реального проживания ребенком своей
жизни.
Социально-педагогическое партнерство — это иной опыт, другие формы отношений,
опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия
образования с внешней средой. Это позволило дать следующие определения:
— социальное партнерство — это
объединение усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих
целей;
— социальное партнерство — это
упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных
институтов в пределах их взаимной заинтересованности, в целях сохранения
здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных
тканей»;
— социальное партнерство — это механизм
межсистемного регулирования, управления при резком изменении роли государства,
изменении типа взаимоотношений образования с внешней средой;
— социальное партнерство — это
инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности,
групп населения, имеющие специфические интересы, достигают консенсус,
организуют совместную деятельность, координируют ее в направлении достижения
общественного согласия в образовательной политике.
Таким образом, социальное партнерство в образовательных учреждениях
базируется на отношении социальных субъектов и обеспечивает единство,
гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых
действий. Это позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных
групп в едином образовательном и информационном поле.
Партнерство как элемент социального взаимодействия
«Ты – мне, я – тебе» — именно так можно охарактеризовать смысл слова «партнерство». Изначально это понятие использовали только в социальных и экономических науках. Им характеризировали процесс согласования действий участниками. В более широком понимании «социальное партнерство» следует рассматривать как систему сольватаций (взаимодействий), в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности.
Последние несколько лет социальное партнерство начинают трактовать как многослойный процесс, где функционирование элементов четко регламентировано и направлено на достижение положительных изменений. То есть его можно понимать как своеобразный тип взаимоотношений между субъектами, что объединены общими интересами и совместно решают возникнувшие проблемы. Главная задача партнерства заключается в преодолении возможных различий действий участников, согласовании работы и нивелировании конфликтов.
Муниципальное образование
Сейчас партнерство можно рассматривать в среде развития различных образовательных заведений. Первое, с чего стоит начать, — это муниципальное образование. Под ним подразумевают общий образовательный процесс, который проводят на определенной территории и решают свойственные только ей проблемы. Чтобы было немного понятнее, можно навести небольшой пример. Допустим, существует небольшой поселок городского типа. Образовательный процесс в заведениях проводится согласно действующему законодательству, но помимо этого включены особые элементы, которые свойственны только этому району. В рамках образования могут проводиться тематические ярмарки, дни памяти известных личностей, которые раньше проживали на этой территории или создаются кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.
Муниципальное образование делится на 5 видов:
- Сельские поселения. Сюда входят села (поселки, хутора и т. д.), что находятся на определенной территории.
- Городские поселения. Можно отнести города или поселки городского типа.
- Муниципальные районы. К ним относят несколько городов или сел, где местное самоуправление решает общие вопросы.
- Городские округи. То есть города, не входящие в директиву муниципальных районов.
- Автономные городские территории. Части города со своей организационной структурой. Например, индийский квартал в Сингапуре: с одной стороны часть города, с другой – отдельный ее элемент.
Социальное партнерство в муниципальном образовании осуществляется между органами, руководящими образовательными процессами на местах, и властью страны. Основная специфика таких взаимодействий заключается в финансировании. Например, государство уже давно учредило, что за предоставление льгот отвечает система муниципального образования. Также предоставляются образовательные субвенции, которые система местного управления делит на все учебные заведения в зависимости от их потребностей и статуса. Также государство может предоставить информацию о необходимости на рынке труда специалистов, которых обучают в заведении, что находится на территории муниципального района
Власти берут это во внимание и могут увеличить финансирование заведения, количество бюджетных мест и т. д
Социальное партнерство в школе
В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:
- развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- сохранение и укрепление здоровья;
- получение знаний, дополняющих школьную программу;
- знакомство с профессиями и местами работы родителей;
- помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
- сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.
На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).
О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году».
Представители работников
Интересы работников в соцпартнерстве представляют:
- профсоюзные органы — чаще всего;
- непрофсоюзные выборные органы.
В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:
- общероссийского;
- регионального;
- отраслевого или межотраслевого;
- локального, представленного первичной профсоюзной организацией.
Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.
Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:
- в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
- существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;
- общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.
Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:
- отсутствия профсоюзной организации;
- наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.
Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):
- помещением, подходящим для офисной работы в нем;
- необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
- возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.
Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):
- освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;
- сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;
- компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;
- привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.