О чём говорят образованию результаты нейробиологических исследований
Нужно учитывать, что в современных исследованиях работы мозга используют довольно простые задания. Как функционирует мозг одарённых школьников, когда они проводят собственное исследование или пишут сложный математический алгоритм, нам до сих пор не известно, потому что такие задачи плохо совместимы с ЭЭГ или фМРТ. Кроме того, в таких исследованиях пока не смоделированы отдельные когнитивные функции — например, рабочая память или когнитивная гибкость. И, наконец, мы не знаем, различается ли работа мозга у детей с разными способностями — например, у математически одарённых по сравнению с лингвистически одарёнными ребятами.
Но даже с учётом этих ограничений нейробиологические исследования одарённых детей могут быть полезны системе образования.
Нейроисследования подтверждают многомерный характер одарённости. Ведь одарённые дети отличаются не только морфологией мозга, но и тем, что задействуют различные когнитивные стратегии. Одарённость — это не только способности, но ещё и желание думать! А привить желание думать и не бояться трудностей может как раз образование.
Кроме того, исследования одарённых детей показывают: мозг очень пластичен и меняется под воздействием когнитивных нагрузок. Это значит, что способности можно и нужно развивать. Отстающие ученики — не безнадёжные ученики. Всё, что мы знаем о нейробиологической основе одарённости, ещё раз доказывает — в правильной среде таланты развиваются.
Как воспитывать одаренного ребенка?
Понять, что ваш ребенок реально талантлив, иногда очень непросто. Ведь все дети любят рисовать, и понять, что у малыша есть талант художника, можно не сразу
Когда дети маленькие, важно не акцентировать внимание на развитии какой-то одной способности, а создавать условия для развития, давать возможность попробовать себя в разных областях
Пусть ваш карапуз ходит в различные кружки, посещает секции, восхищается динозаврами в музеях. Ничего страшного, если, перебрав несколько занятий, он не найдет то, что ему по душе. Рано или поздно его глазенки загорятся, и ему что-то действительно понравится.
Проявляйте чуткость. Не приносите ребенка в жертву его способностям. Пусть талант служит ему, а не наоборот. Организуйте занятия так, чтобы они были эффективны, но оставалось время для отдыха.
Даже если ваше чадо «бриллиант» не стоит беспрестанно заниматься его огранкой. Позвольте ему расти спокойно, внося гармонию в его жизнь.
Детская психика очень неустойчива. К тому же, каждые шесть месяцев баланс между интеллектуальной физической, психической и другими сторонами у детей изменяется
Когда уделяется внимание только одной стороне, остальные будут страдать, что отрицательно скажется на общем развитии, а впоследствии и на жизни ребенка
Начальная школа и талантливые подростки
Младший школьный возраст — идеальное время для диагностирования уже актуализированных способностей. Дети уже испытывают тягу к вполне определенным явлениям. Эти явления для них понятны, а потому стимулируют неограниченный интерес к познанию. В 7 лет юный музыкант уже по-настоящему подает надежду, едва освоив начальный класс фортепиано.
Впрочем, интерес недавнего выпускника детсада может быть и необычным: драконоведение, химия, история. И это вполне соответствует концепции одаренности: любое стремление личности к новаторству, креативу, творчеству указывает на талант.
Школьная программа включает работу с одаренными детьми как отдельный (обязательный) блок. Поэтому учителя игнорируют принцип свободного выбора и ведут прицельный поиск уникумов среди школьников и едва ли не насильно втягивают в научно-исследовательскую деятельность тех, кто хоть немного вписывается в критерии отбора.
Выраженные в цифрах показатели влияют на рейтинг школы. Как ни странно, такой подход не провален, поскольку школа находит и развивает в ученике нечто, что упущено родителями. Кстати, консультации для родителей включены в программу работы с одаренными школьниками.
Для подростков разработаны и успешно функционируют специальные методические комплексы и технологии обучения. Направлены они на выявление и сопровождение одаренных школьников. Для многих ребят учительские приемы работы с талантливыми детьми выступают в роли формирующего фактора: не уникальный, но умный и обладающий харизмой ученик получает возможность развить способности до уровня таланта.
Программы поддержки реализуются в рамках дополнительного образования школьников. Ребенка можно отдать в группу вроде «Знайка» (3–6 лет) или «Юный эрудит» (7–12 лет). Занятия в интеллектуальной или творческой лаборатории помогают ребенку лучше осваивать учебный материал, приучают к структурности, позволяют справляться с заданиями на обычном школьном уроке, развивать креативность, учиться работать с литературой. Все это универсальные умения, которые пригодятся в любой профессии.
Одаренный или способный?
Чтобы помочь одаренному мальчику или девочке, необходимо отличать способности и хорошую обучаемость от признаков врожденной гениальности.
Кристофер Тайбби отмечает четыре главных различия между детьми с даром и умными детсадовцами и школьниками.
- Первые не могут долго и упорно изучать материал, тогда как вторые способны сидеть за задачами целыми днями.
- Детская одаренность проявляется в постоянных расспросах старших об устройстве мира и других неизвестных вещах. Будущие гении любознательны и непоседливы, везде «суют нос». Им все интересно. Способные ребята тоже многим интересуются, но в пределах учебной программы.
- Одаренные дети не любят учиться и редко радуют родителей хорошими отметками в отличие от способных учеников.
- Четвертое отличие – оригинальность и непредсказуемость мышления одаренных детей. Способные малыши или подростки много знают, но думают шаблонно.
Особенности школьного обучения талантливых и одаренных детей
Когда наступает время идти в школу, у талантливых детей возникают проблемы. Они могут мыслить по-другому, или слишком упорно занимаются любимым делом, а на учебу просто не хватает времени. При всей своей одаренности такие девочки и мальчики могут приносить двойки и переживать из-за них.
Попробуйте индивидуальное обучение. Когда ребенок побеждает в чемпионатах, выигрывает на конкурсе, преподаватели гордятся, что необыкновенный ребенок учится именно в их школе, и готовы идти на уступки.
Детям, которые снимаются в кино, участвуют в международных соревнованиях, подойдет экстернат. Другого выхода у них нет, так как большую часть своего времени они находятся на тренировках или съемочных площадках.
Одаренные дети
Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:
— Художественная
— Творческая
— Интеллектуальная
— Лидерская
— Академическая (научная)
«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.
Восемь интеллектуальных сфер
Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:
1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.
2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.
3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).
4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами.
5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.
6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).
7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.
8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.
Различия между умными и одаренными
Одаренный ребенок в классе
9. Лидерские качества
Из-за своей зрелости и сверхъестественной способности решать проблемы и мыслить нестандартно, часто одаренные дети проявляют склонность к лидерству. Конечно, эти навыки проявляются еще сильнее, когда ребенок находится в определенной, желаемой обстановке.
10. Они не нуждаются в указаниях
В то время как большинство детей ждут, когда родитель или учитель подскажут, как лучше что-то сделать, одаренные дети нетерпеливо берутся за дело, а вопросы задают позже.
Часто они крайне самостоятельны.
11. У них очень много энергии
Так как их мозг всегда активен, одаренные дети находятся в постоянном движении
Обратите внимание, что действительно умные и одаренные дети разговаривают слишком быстро. Причиной является то, что они отчаянно заставляют свои слова догонять свои мысли.
12. Им нужно время для себя
Как и большинство детей, одаренные дети любят проводить время с друзьями, одноклассниками. Но одиночество позволяет им оставаться наедине со своими мыслями, часто таким образом проявляя свое творчество. Одаренным детям нравится уединяться, чтобы читать, писать, рисовать и петь.
Виды одаренности
Одаренные дети всегда выделяются на общем фоне. Но хорошие оценки в школе указывают лишь на то, что ребенок способный, но еще не свидетельствуют об одаренности. Ведь Дарвин был троечником. Эдисона вообще родители забрали из школы, так как учителя считали, что мальчик не способен к обучению. Одаренность может быть разных видов.
- Коммуникативная одаренность предполагает общительность, желание постоянно болтать, рассказывать обо всем, что дети видели или слышали. Обычно такие ребята рано начинают говорить и легко запоминают стихи.
- Социальная одаренность предполагает умение ребенка быстро находить общий язык с другими детьми. Он организует общие игры, всех мирит.
- Физическая одаренность присуща будущим футболистам, атлетам и другим людям, добившимся хороших спортивных показателей. Часто такой малыш уже в пять лет может без промаха попадать в ворота десять раз.
- Академическая одаренность предполагает успехи в школе, победы на олимпиадах.
- Интеллектуальная – стремление к познанию. Ребенок любит читать или экспериментировать. Он не обязательно будет приносить из школы сплошные пятерки. Возможно, даже наоборот.
- Практическая одаренность – замечательная и незаменимая вещь в жизни. Ребенок быстро поймет, как приготовить блюдо и это сделает, починит сломанную братом игрушку или велосипед, подскажет как лучше украсить праздничный стол.
- Творческая одаренность есть у детей, которые любят рисовать, танцевать, что-либо конструировать.
Как выбирать кружки и секции?
Младшая и средняя школа — лучшее время для того, чтобы пробовать новое. В это время дети очень заинтересованы окружающим миром и не перегружены учёбой, поэтому им хочется посещать самые разные кружки и секции.
Как же выбрать, какие именно занятия подойдут вашему ребёнку?
- Для начала поговорите с ребёнком, предложите несколько вариантов на выбор. И послушайте его — может быть, у него есть свои идеи.
- Не покупайте сразу абонемент, сходите сначала на пробные занятия, познакомьтесь с группой, преподавателем.
- Когда ребёнок посетил пробные уроки, предложите ему выбрать один-два кружка и договоритесь, что выбранные занятия нужно будет посещать весь год и не бросать.
Фото: BAZA Production / Shutterstock
На самом деле одного года вполне достаточно для того, чтобы у ребёнка выработался тот навык, который вы хотите развить. Если вы видите, что через год он продолжает интересоваться кружком или секцией, сам без напоминаний и принуждений повторяет то, что делали на занятиях, значит, они ему действительно важны и интересны и их можно и нужно продолжать посещать.
«Важно понять: ребёнок занимается в музыкальной школе, потому что ему действительно нравится или потому что он хочет угодить родителям и получить от них похвалу? Не давите на него, не заставляйте. Если он всё равно сам берёт скрипку в руки почти каждый день, тогда у него есть тяга и желание
Такие уроки стоит посещать и дальше».
Чтобы не перегрузить ребёнка занятиями, используйте формулу «1 + 1 + 1», в которой:
- один кружок — полезный для развития навыков (например, плавание, потому что ребёнку нужно заниматься спортом);
- второй кружок — то, чем он сам занимается с удовольствием (например, рисование или сборка кубика Рубика);
- занятие, которое интересно вам, родителям.
Искренняя увлечённость родителей — отличная мотивация для ребёнка. Делитесь с ним своим собственным хобби: это поможет пробудить интерес и создать пространство для общения. Если вы занимаетесь бегом, кулинарией или плёночной фотографией, подключите к этому ребёнка. Таким образом вы сможете качественно провести время и поможете детям раскрыть таланты и понять свои сильные стороны.
Распространенные ошибки, способные загубить талант
Хорошо, когда у ребенка есть возможность заниматься любимым делом. Пусть у него будет время для игр с друзьями, прогулок, для того, чтобы просто пошалить.
Прекрасно, если родители уделяют время развитию одаренности, но нужно чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным и думал, что интересен окружающим только своим талантом. Пусть ему будут доступны детские радости.
Важно, чтобы мамы и папы не выделяли своего ребенка, не внушали ему постоянно, что он необыкновенный. Иначе из него вырастет чванливый зазнайка
Но в то же время помогайте ему наладить отношения со сверстниками, если он чувствует себя белой вороной и не уверен в себе.
Школы для одарённых детей
Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:
Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.
Уважение самостоятельности
Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.
Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения
Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.
Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.
Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:
- Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
- Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
- Школа «Летово» (Москва)
- Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
- Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
- Губернаторский Светленский лицей (Томск)
Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.
Определение одаренности и ее особенности
Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.
Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.
Вопрос 2. Динамика развития
Психологи, работающие с одаренными детьми, — Н. С. Лейтес, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич — выделяют два основных пути их развития.
Первый путь — раннее развитие. Обычно в детстве начинают интенсивно развиваться умственная одаренность и специальные способности в области искусства и науки (например, музыкальные, математические). При этом ребенок проявляет свои способности ярко, достигает заметных успехов в одной или сразу нескольких видах деятельности. Окружающие его взрослые видят и ценят одаренность, связывают с ребенком большие надежды.
В отдельных случаях изначально заданный темп развития сохраняется, что приводит к выдающимся достижениям в зрелые годы. Тех, кто рано проявил себя и сохранил свой дар на протяжении взрослой жизни, относительно мало. Среди известных имен — В. Моцарт, Ф. Лист, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, А. С. Грибоедов.
Часто темп развития замедляется, и ребенок в лучшем случае на какое-то время «застревает» на достигнутом. Возможен и медленный, неуклонный спад после быстрого взлета, который в школьные и последующие годы болезненно воспринимается и самим ребенком, и его близкими, ожидавшими от него больших успехов.
Второй путь — одаренность остается не замеченной в детстве и проявляется позже. За периодом как бы замедленного умственного развития следует бурный подъем, когда ребенок совершенно неожиданно для окружающих начинает опережать сверстников и достигает значительных успехов. Часто это происходит в подростковом возрасте, как, например, у Ньютона, одаренность которого не проявлялась до 11 лет. Пример, ставший хрестоматийным, — биография А. Эйнштейна. А Эйнштейн считался совершенно неспособным ребенком и был исключен из гимназии в 15 лет. В Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза.
Предполагается, что есть и третий путь, который может быть пройден одаренными. Эти люди, получив от природы богатые задатки, не смогли реализовать свои потенциальные возможности на протяжении всей жизни. Для развития способностей недостаточно иметь хорошие задатки, нужно еще и трудиться: способности развиваются только в деятельности. Нет полноценно развертывающейся деятельности — и потенциал остается невостребованным, ни о каких значительных достижениях не может быть речи. Неразвитыми, видимо, могут остаться любые способности, но есть основания полагать, что среди не реализовавших свои способности людей особенно много творчески одаренных. Именно творческим натурам труднее всего приспособиться к жизни, найти свое место в обществе, добиться успеха, проявить свою незаурядность. Когда одна из крупных фирм США подбирала сотрудников с творческими способностями, они были найдены среди молодежи, не имевшей квалификации и стабильного заработка, — среди тех, кто торговал сигаретами вразнос и чистил обувь.
Рассматривая проблему раннего развития детей и прослеживая их дальнейший жизненный путь, Л. С. Выготский различает так называемых вундеркиндов («чудо-детей») и детей талантливых, истинно одаренных. Вундеркинд с раннего детства поражает окружающих какими-нибудь исключительными способностями — музыкальными, художественными, математическими, умением «по-взрослому» рассуждать. Причем удивление вызывают не сами по себе, допустим, математические способности, а то, что они проявляются так рано, у такого маленького ребенка. Такое ускоренное развитие, когда ребенок быстро проживает каждый возрастной этап, все время опережая сверстников, не является оптимальным, полезным. Большинство вундеркиндов становятся средними людьми или даже людьми со способностями ниже средних. Вундеркинд — это ребенок, у которого «все будущее в прошлом», это пустоцвет.
Если вундеркинд восхищает тем, что похож на детей более старшего возраста, то ребенок действительно одаренный, талантливый обращает на себя внимание качествами, свойственными его собственному возрасту, но только исчерпывающе, полнокровно развитыми. Для вундеркинда характерно забегание вперед, в его развитии есть признаки будущих возрастов; в развитии по-настоящему одаренного ребенка преобладают признаки, присущие его возрасту, но возрасту, необычайно творчески, богато переживаемому
Как отмечает Л. С. Выготский, взрослый гений отличается от каждого из нас не тем, что в 30 лет проявляет опытность, свойственную 90-летнему старцу, а тем, что те же особенности 30-летнего возраста доводит до гениальных размеров.
Таким образом, единственно плодотворным путем развития одаренности в детстве становится максимально полное раскрытие возможностей, появляющихся в каждый возрастной период, глубокое проживание ребенком каждого возраста, а не быстрое «забегание» вперед.
Развитие одаренных детей
Вам интересно как определить одаренного ребенка? Вот они 15 признаков, которые помогут Вам в этом:
1. Маленькие преподаватели
Одаренные дети зачастую усваивают знания заметно быстрее среднего. Часто языковые навыки кажутся более естественными для них. Обширный словарный запас и желание объяснять — два способа, с помощью которых ребенок может проявить эти навыки.
2. Они идентифицируют шаблоны
Идентификация шаблонов таких как, головоломки, знаки или даже время, когда мама возвращается домой, не является чем-то распространенным среди маленьких детей.
Но если Ваш малыш обладает интеллектом одаренного уровня, тогда это другое дело.
3. Ненасытные читатели
У одаренных детей, как упоминалось ранее, есть ненасытное любопытство. Чтобы удовлетворить это любопытство, они прочтут каждую книгу, которую смогут удержать в руках. Это особенно ярко выражено, когда что-то вызывает у них интерес.
У каких родителей рождаются талантливые дети?
Родителей во все времена волновала и волнует тема одаренных и талантливых детей. Как хочется, что бы твой ребенок с самого рождения был самый способный, самый умный
Как понять, что он одаренный? Важно разглядеть талант в дошкольнике, помочь развить уникальные способности, при этом не стесняя его детство. Воспитание талантливых и одаренных детей – увлекательный и сложный труд, требующий от родителей любви, терпения, внимания
Одаренность не всегда бывает явно заметной, она может быть скрытой и явной. Успехи ребенка с явными способностями видны уже с 2 – 3 лет и не вызывают сомнения у окружающих. Скрытая одаренность сразу не проявляется, поэтому ее не замечают до определенного времени.
Как понять, талантлив ли ребенок?
Отличить талант от обычного увлечения бывает нелегко. Поведение талантливого ребенка несколько отличается. У таких детей ненасытная любознательность, высокая увлеченность, потребность заниматься математикой, слушать музыку, рисовать, разбирать и собирать технические устройства, конструировать, рассматривать растения, насекомых, рано начинают читать и писать, имеют богатый словарный запас.
Одаренные дети обладают феноменальной памятью, способны запомнить мелкие детали в увиденном лишь однажды. Попробуйте понаблюдать за вашим малышом.
Как узнать к чему талант у ребенка?
Бытует мнение, талантливый человек талантлив во всем. С этим утверждением не поспоришь, но все же есть области, где творчество проявляется в большую силу. Как определить, чем ребенок интересуется больше всего?
В интернете и СМИ сегодня можно найти любые тесты, которые мамы и папы зачастую используют для выявления вида таланта своих сына или дочки. Но чтобы понять и развивать необычные способности дошкольника лучше обратиться к специалистам. Существует множество школ и центров развития детей, где педагоги, методисты и детские психологи помогут выявить природные данные. Работа таких дошкольных учреждений нацелена на своевременное и углубленное образование. Для этого используются разные методики — Зайцева, Никитиных, Волиной, Moнтeccopи и Даниловой.
Диагностика видов одаренности у талантливых детей
Диагностику наличия определенных видов одаренности детей нужно начинать с 3 – 4 лет.
Ребенок с изобразительными способностями располагает предметы композиционно. Продумывает сюжет и делает предварительные наброски. Рисует не только то, что видит, но и вносит в рисунок свое отношение к изображению и героям картины, знает и использует различные художественные техники и материалы. Дошкольник имеет хорошие врождённые задатки художественной одаренности.
Дети подражают тому, что они слышат, но если еще умеют различать звуки и их оттенки, узнавать и имитировать их, обладают достаточным объемом памяти, имеют словесно-логическое мышление, то у них лингвистическая одарённость.
Математически способный ребенок рано начинает считать, умеет видеть способы решения задач, легко переходит от одного способа решения к другому, неординарно решает проблемы, обладает логическим мышлением.
Методики школ дошкольного развития, в частности школа для дошколят «Чудо-Чадо», нацелены на обучение детей чтению и математике в раннем возрасте. Игровые принципы обучения делают занятия интересными даже для самых маленьких. Стоит попробовать обратиться к педагогам – возможно у вас в семье растет маленький гений, которому нужно помочь это осознать и реализовать.
Опубликовано: 2019-01-28
Истинная и «отрепетированная» одаренность
Многие дети обладают уникальной памятью и легко справляются с задачами на комбинаторику. Это скорее способности мозга, чем истинная гениальность. И у родителей возникает соблазн превратить это в трюк. Маленький умник — это ведь так забавно! Такие дети в свои 2–3 года знают наизусть всех президентов США, даты военных походов Македонского, расстояние до Сириуса и химические формулы.
И тут у детского психолога возникает закономерный вопрос: а нужна ли самому ребенку эта информация? Стоит ли родителям в погоне за уникальностью равняться на достижения Альберта Эйнштейна или Ньютона? Нужно ли собственными руками превращать своего ребенка в живую энциклопедию?
Ключевым критерием одаренности признается стремление к новаторству, а не способность заучивать и воспроизводить. Вот создать собственный шедевр — это уже заявка. Поэтому юный полиглот считается лишь претендентом в категорию «природный дар». Так как узнать, что в вашем доме поселился интеллектуальный или творческий самородок?
Проблемы одаренных детей
Дети, осознавшие свою исключительность и уникальность, могут иметь некоторые особенности:
- неприятие школьной системы обучения из-за ощущения скуки;
- несформированность или отклонения в игровой деятельности;
- отрицание стандартов и правил;
- дисбаланс социального и психологического развития, нарушения самооценки;
- поиск друзей среди ребят постарше;
- излишняя педантичность, перфекционизм;
- демонстративность;
- грубость в общении и др.
Основная модель поведения педагогов и родителей с такими детьми — сотрудничество и доверие.
Сложности диагностики
Способности и таланты, которые стали очевидны для родителей и педагогов, обычно обозначаются терминами «интерес» и «увлечение».
И именно эта информация помогает распознавать гениальность и одаренность.
Посмотрите очень полезное видео про одаренность у детей и что с этим делать родителям:
Психосоциальные аспекты одаренности
Для одаренных детей характерны свои сложности, которые появляются и в школе, и в семье. В отношении таких детей возникает две крайности – игнорировать и даже подавлять высокий уровень познавательной активности и, вторая крайность – искусственно ускорять развитие, предъявляя очень высокие требования.
Родители одаренных детей должны оказать помощь умственному росту ребенка, обеспечить необходимый круг общения и включить ребенка в посильные занятия. Нельзя ставить его в жесткие рамки, как и навязывать то, к чему не возникает собственных побуждений.
Одаренных детей трудно учить и трудно воспитывать, потому что они часто порывисты и нетерпеливы, остро реагирующие на окружающее
Необычный расцвет интеллекта маленького человека требует осторожного и внимательного отношения со стороны родителей и воспитателей
Другая трудность возникает, когда развитого в интеллектуальном плане ученика перестают спрашивать на уроках, а это приводит к тому, что он становится менее активным и теряет интерес к предмету.
Довольно часто трудности возникают в результате того, что от одаренного ребенка учителя и родители требуют, чтобы он был примерным учеником и обязательно отличником. Если происходит снижение успеваемости по какому-либо предмету, то в семье это часто воспринимается как драма.
У одаренного ребенка сильные и слабые стороны переходят друг в друга, т.е. являются взаимосвязанными. Например, каприз, свойственный многим детям, при высоком уровне интеллекта выступает резче и заметнее.
Иногда повышенные способности приводят к привычке «хватать всё на лету». При опережении сверстников у одаренного ребенка может появиться зазнайство, тщеславие, своеволие и противопоставление себя окружающим.
Что касается характера личностных проблем одаренного ребенка, то он во многом определяется особенностями самооценки. Надо сказать, что проведенные исследования показали, что такие дети относятся к себе критически.
Замечание 3
Самооценка личности оказывает значительное влияние на развитие способностей ребенка, является важным фактором детерминации его поведения и во многом определяет направленность деятельности.
Обучение в GeekBrains – лучший способ развития одаренных детей
GeekSchool — это школа программирования для детей от 7 до 17 лет. Здесь ребятам помогают освоить цифровые навыки, расширить кругозор и получить перспективные IT-профессии. В программу обучения входит освоение различных направлений сферы информационных технологий.
Популярные статьи
Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем
Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов
Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома
Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится
Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы
Программирование:
- Python.
- Scratch.
- JavaScript.
- Искусственный интеллект.
Обучение в GeekBrains
Разработка игр:
- Roblox.
- Minecraft.
- Unity.
Цифровое творчество:
- Графика.
- Анимация.
- 3D-моделирование.
- Веб-дизайн.
Запишитесь на пробный урок: за час вы узнаете, как проходит онлайн-обучение и какой курс подойдет вашему ребенку больше всего.
В GeekSchool зажигают сердца и умы будущих IT-специалистов:
- Профориентируют. Ребёнок пробует себя в роли разных IT-специалистов и начинает лучше понимать, кем в перспективе работать и как применять свои способности после школы.
- Вовлекают в онлайн-обучение. Ребята не просто общаются с преподавателем, а участвуют в викторинах, командных соревнованиях, тестированиях, физкультминутках, разминках, дискуссиях.
- Повышают успеваемость. Ребенок, опираясь на текущие знания, расширяет кругозор и начинает больше интересоваться школьными предметами.
- Нацеливают на результат. На протяжении обучения ребёнок создаёт несколько проектов: личный после каждого урока, командный и финальный к концу обучения.
Принципы работы онлайн-школы GeekBrains:
- Строгий подбор преподавателей. Здесь работают IT-специалисты с педагогическим опытом, которые стараются заслужить доверие ребят, отвечают на их вопросы, бережно дают обратную связь, обязательно включают камеру на занятиях.
- Комфортное обучение. На каждом курсе до 15 ребят одного возраста — так им интереснее и проще учиться, а преподаватель успевает уделить время каждому ребёнку.
- Поддержка после обучения. Ребят приглашают в сообщество учеников, где можно найти друзей по интересам, получать полезные материалы и участвовать в онлайн-мероприятиях. Специалисты GeekBrains поддерживают связь с родителями и дают рекомендации, как ребёнку дальше развиваться в IT-индустрии.
У GeekBrains есть государственная лицензия, а значит:
- можно полностью оплатить обучение материнским капиталом;
- можно получить налоговый вычет 13 %;
- курсы GeekSchool соответствуют федеральным образовательным стандартам.
Лучшее для одаренных детей – это обучение в GeekBrains.
Как создавать мобильные игры и универсальные программы для современных платформ? Прокачайтесь в программировании Java с нашим быстрым курсом Java-разработчика. Гарантированный старт в IT карьере ждет вас – после завершения курса вы сможете работать в инновационных IT-компаниях или реализовывать собственные проекты.