Развитие творческого воображения как средство оптимизации коррекции отставания в речевом развитии у шестилетних детей с задержкой психического развития фуреева елена павловна

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Введение

Закон РФ «Об образовании» ставит
перед педагогами задачи всестороннего
развития личности ребенка. Как показали
исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова,
Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б.
Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение
выступает не только предпосылкой эффективного
усвоения детьми новых знаний, но и является
условием творческого преобразования
имеющихся у детей знаний, способствует
саморазвитию личности, т. е. в значительной
степени определяет эффективность учебно-воспитательной
деятельности в ДОУ.

Воображение участвует во всех видах 
деятельности: игровой, учебной, трудовой

Обеспечивает адекватное поведение 
в той или иной жизненной ситуации,
а значит, способствует социальной
адаптации, что особенно важно для детей
с интеллектуальным недоразвитием, у которых
ограничены возможности самостоятельной
ориентации

У дошкольников с ЗПР формирование
воображения идет на неблагоприятной
почве, отличается фрагментарностью, неточностью,
схематичностью. Из-за органических или
функциональных нарушений, имевших место,
воображение оказывается на низком уровне
развития. Имеются трудности в использовании
образов памяти, восприятии, страдают
целостность создания образа, речь не
выполняет своей регулирующей функции.
У большинства детей имеются недостатки
зрительно-двигательной координации,
узость объема восприятия, трудность узнавания
предметов в необычном положении.

В учебной и игровой деятельности
дошкольников с ЗПР прослеживаются характерные
особенности:

Диссоциация – сложное целое разделяется
на части;

Изменение – преувеличение или преуменьшение;

Ассоциация
– объединение диссоциированных и измененных
элементов;

Комбинация
отдельных образов, приведение их в систему;

Воплощение 
во внешних образах.

Воображение, расширяя перспективу 
индивидуального опыта через 
проблематизацию его развивающегося
содержания, к концу дошкольного детства
как бы подводит ребенка к границе особой
предметной области. Это – область таких
задач, которые могут быть решены лишь
теоретическим способом и более никаким
иным.

Опыт проблематизации 
действительности силой воображения,
накопленный в дошкольном возрасте, вместе
с тем обогащает постигающие возможности
теоретического мышления в ходе дальнейшего
освоения младшим школьником новых предметных
областей. Таким образом развитие творческого
воображения должно происходить буквально
во всех видах деятельности дошкольника.

Дефектное развитие ощущений и восприятий
у детей  с ЗПР затрудняют формирование
представлений, тормозят развитие психических
процессов, в частности, мышления ( С. Я.
Рубинштейн, Ж. И. Шиф).

Таким образом
актуальность исследования определяется
участием воображения во всех психических
процессах. Именно этим объясняется актуальность
нашей работы.

Объект 
нашего исследования – познавательная
сфера дошкольников с ЗПР в условиях специального
обучения.

Предмет исследования
–   работа педагога по развития
воображения дошкольников с ЗПР в условиях
специального обучения

Цель работы
– изучение особенностей развития
воображения дошкольников с ЗПР в условиях
специального обучения.

Задачи 
исследования:

  • обзор научной литературы по проблеме
    формирования воображения у дошкольников
    с ЗПР;
  • выделение основных характеристик воображения у дошкольников с ЗПР;
  • разработка методов и приемов работы по развития
    воображения дошкольников с ЗПР в условиях
    специального обучения.

Гипотеза исследования: успешное
развитие воображения у дошкольников
с ЗПР возможно при использовании разных
типов упражнений, развивающих зрительные
образы, слуховое, тактильное, кинестетическое,
обонятельное, вкусовое представление,
и умение ими управлять.

Методы исследования теоретические 
(обзор и анализ литературы по вопросу)
и эмпирические (проведение формирующего
и констатирующего экспериментов).

Базой исследования являлся детский 
сад № 19.

Глава II. Описание диагностических методик, применяемых для изучения особенности воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР………..

2.1. Метод диагностики 
воображения художественного — «Рисунок»…………..

2.2. Метод диагностики 
воображения речевого — «Вербальная 
фантазия»……..

2.3. Метод диагностики 
воображения художественно-прикладного
— «Скульптура». ………………………………………………………………………

2.4. . Метод «Спросить и 
угадать «…………………………………………………

2.5.  Метод «Усовершенствование 
игрушки «……………………………………

2.6. Метод «Необычное использование»………………………………………….

2.7. Метод «Необычные вопросы»…………………………………………………

2.8. Метод «Невероятные 
ситуации»………………………………………………

2.9. Тест «Нарисуй картинку»………………………………………………………

2.10. Тест «Закончи рисунок»………………………………………………………

2.11. Тест «Повторяющиеся 
фигуры»……………………………………………..

2.3

, , . .

1 .

, 10%
( .) , . .
— ,
. . 50%
( ., ., ., ., .) , . .
, ,

.
. 30% ( ., ., .)
, . .
, ,
. , , 10 % ( .)
, ..
.
, ,

.

. , , .

2.

2. .

I .

: 20% ( ., .) , . . «» , , , , . 50% ( ., ., ., ., .) , . . , «». 30% ( ., ., .) , . . , , «» , , «».

II .

, , , 10% ( .), 1 6 9 . , , , , , .

50% ( ., ., . ., .) , . . 1 4 5 . ( ), . , , . , , , .

40 % ( ., ., ., .) , . . 1 1 3 . : , ( ). , , , .

III .

, 10% ( .) , . , , , . » ?» — , .

50% ( ., ., ., ., .) , . . , . » ?» — , .

, , 40% ( ., ., ., .) . , , , , , . , , , .

3.

3. .

, . 30 % ( ., ., .). , , . , , , .

40% ( ., ., ., .) . , , . 3 ( ., ., .), 1 ( .) . , . 3 ( ., ., .), , ( .) .

, , 30% ( ., ., .) . ( .) , . ( ., .) . , ( , .) , . . ( ., .), 1 ( .) . . , .

4.

4 .

, 10% ( .), . , . , , . , , . . .

40% ( ., ., ., .) . , : 2-3 , (, , , , , ); 2-3 (, ) , , , , .

50% ( ., ., ., ., .). , : , (, , , , ); , , (, ), ; ; , , .

5.

, , : — , , . , , , , . , , .

III.


.. , .. , .. , .. ,
..
,
.

, .. .. .

1.

.

2.

, .

3.
.
.

4.

. ,
. ,
,
.

5.
, ,
.
.

6.
, ,
, , ,
, , , ,
.

7.
, .
.
, , .
.
.

,
, , , .. .

.
,
, , , ,

.

— :

1.
.

2.
, , .

3.
.

4.
, — , — .

5 .
.

6 .
.

, . ,
:

1.
.

2.
.

3.
.

4.
.

5.
( ),
( ).
. —
(, , ).

6 .
: » ,
, — «.
,
— (, ,
— ) .

7.
: , —
, . :
, .

8.
» «.
, , ,
. ( ,
), , , ,
, . :

1)
, , .

2) ,
.

3) ,
.

:
, , . ( ) : »
? , — .»
: — , —
, — . ,
.

9.
, :
, .
. (,
( ); ( )(
); ( ).

10.
, ,
, ( ) .
— .

. , ,
.
. ,
.
.

( , , ,
, , , ,
..);

. -.

:
,
.

.
() ,
. ,
— . ,
, — . .
— .
.


, ‘
( ).

(, ).

: , , .

, (
, , ).

: ( , , …),
( , …).

, (, , ,
). : ( ,
, , ,
…), ( ,
).

, ( , ).

: ( , ), ( ,
, …).

( ,
).

, ,
:

1.
10 ,
. 20 , 10
( ). .

2.
10 , (
).

3.
— .
. .
, (
).

4.
. , ,
,
.

, , — ,
— , :

1.
. 10
, ,
.

2.
: ,
. :
, — .
, .

3.
» — «,
. ,
.

4 . :
» «. :
, , ..
. :
( ), ,
( ). :

, . , ,
.
.

, , :

1.
«». : ,
;
. : ,
:
— «», —
«», — .
. » — . ?» —
.
. , ,
. .
. , .

2.
» «. : ;
;
— . : ,
( ), . :
,
.
, . , . .
: » () » (
); » » (
: , ,
); » » ( ).

3. :
» ?» :
. : ,
2 — 3 , . :
( ) ,
, ,
. .
( ).

, . .
:

1. . : ,
, . : , , ,
. :
,
, ,
.
.

2.
?. : , , . :
. , , :

— .

, .

— , .

, . ..

,
, . ,
.

3. . : , , . : : . — , , , . . , . , .

4. . : , , . : : , . . . , .

5. . :
, , , . :
, , , (
). : ,
. .
,
. ,
, . ,
( ,
. ..),
, .
, .

1)  , ( , , , . .)

2)  , .

3)  , , , , .

1)  .

1. .: , , , . : , ; ( ); ( ). : , , , , . : , . , (). , .

2. . : , , . : . : . , . , , (, , , .).

3. . , , , . : , ( ); , , ( ). : : . , , . , , . , .

2) .

1. . :
, , . :
, , , ( ).
: , :

)
;

)
;

)
;

)
;

)
;

)
..

, ,
.

2. . :
, , . :
.
: —
. , ,
. —
. ,
— -.

3) .

1. . : , . : , , ( ):

;

;

;

;

;

;

;

;

, , , , ;

2. . : , . : (, , . .). : — , , . , .

1) 
.

2) 
( ,
)

3) 
.

4) 
.

5) 
. .

();

, ;

, , , ()

,
( ); , ,
( ) .

.

.
: , , ,
.

: , . ,
. ?

: !

, .

: , , !

, .

: ? ?

: . , .

, .

: , !
, .

( ) .

:
. ?

: .
,
.

: !
, .
.

: , .

: ,
. , .

, .

: . ,
. (, ),
.

: ! .
, .

: ! ! .

, ,
.

: . , , . , , .

.

: . , .
, .

, ,
. , ,
.

, : . , . , , , , .

, , , .

, , .

. . — . , : — , , . , , , , . . .

, . , , , , , , .

1. 

.. . ., 1989.

2.  .., .. — — 1968.

3.  .. . ., 1981.

4.  .. // . 2001, 1.

5.  .. . . .,1969

6.  .. . .,1977

7.  : . /. .., .. 2- ., . . .: , 1983.

8.  .. : . . 3- — .: , 1991.

9.  .. . 6- . .4 / . .. . .: , 1984.

10.  .., .. : // . 1997, 1.

11.  / . .. , .. , .. . ., 1984.

12.  .. . . . . . .- ., 1990.

13.  .. // — 1987, 1.

14.  .. // .- 1993, 2.

15. 

.., .., ..
, .// .- .:
-, 1995, 1.

16.  .. // 1978, 10 72-79.

17.  .. . 2 . .,1986. -. 1.

18.  .. . ., 1989.

19.  .. . // . 1968. — 3.

20.  .. . .: , 2005.

21.  .. . .: , 2004.

22.  .., .., . ., 1988.

23. 

.. . ., 1979.

24. 

.., .. . .: , 2004.

25. 

. // .- .: , 1989, 12.

26.  .. . ., 1986.

27. 

.. // .- .,
1981.

28.  .. . ., 1971.

29.  .. , . ., 1983.

30.  .. //. . . 2002. — 3.

31.  .. . ., 1985.

32.  .., . . 1,2. ., 2002.

33.  .. . . — . 1 — — 1978.

34.  .. . ., 1991.

35.  / . .. , .. . ., 1981.

36. 

.. . . .,
1997.

37. 

.. . . — . . ..
. . , 1971.

38. 

.. ..
. , 1997 -1.

39. 

.. .
. , 1997.

40. 

.. . 2- . .1. .: 1989.

41.  . . . ., 1968.

42.  .. . — . ., 1993.

43.  .. . .: , 1990.

44. 

.. .
.,1994.

45.  .., .., .. // : . ., 2000.

46.  .. . .: . , 1980.

47.  .. . ., 1964.

48.  .. : . — : , 1997.

49.  . . . .: , 1990.

50.  .. . . ., 1997.

51.  .. . ., 1997.

52.  .., .. . ., 1995.

53.  .. . ., 1990.

54.  .. . ., 1978.

1

1

1

4.10.1999

II

2

14.02.1999

II

3

15.03.2000

II

4

26.11.1999

II

5

7.08.1999

III

6

3.04.1999

II

7

13.01.2000

II

8

30.04.1999

II

9

23.05.1999

II

10

3.09.1999

III

2

1

5

2

5

3

6

4

5

5

9

6

1

7

4

8

3

9

3

10

5

3

I

II

III

1

5

2

3

3

5

4

3

5

7

6

2

7

4

8

3

9

4

10

5

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

4

5

6

4

7

2

3

7

3

4

5

2

2

3

2

3

1

1

3

1

: , , , , .

3

2

3

1

4

1

2

3

1

1

,

1

2

3

1

3

1

3

1

1

,

2

2

3

1

3

1

4

1

3

3

3

1

4

1

1

3

1

2

2

3

3

1

4

1

1

4

1

1

13

14

18

7

21

4

7

20

4

7

Литература………………………………………………………………………….

Введение

Актуальность данной курсовой работы
состоит в том, что исследования по проблеме
изучения особенностей развития творческих
способностей, в частности, воображения,
у детей младшего школьного возраста заключается
в том, что в современных социокультурных
условиях, когда идет процесс непрерывного
реформирования, кардинального изменения
всех общественных институтов, умения
неординарно мыслить, творчески решать
поставленные задачи, проектировать предполагаемый
конечный результат приобретают особую
значимость.

Творчески мыслящий человек способен
быстрее и экономичнее решать поставленные
перед ним задачи, эффективнее преодолевать
трудности, намечать новые цели, обеспечивать
себе большую свободу выбора и действий,
то есть, в конечном счете — наиболее эффективно
организовать свою деятельность при решении
задач, поставленных перед ним обществом.
Именно творческий подход к делу является
одним из условий воспитания активной
жизненной позиции личности.

Предпосылки к дальнейшему творческому
развитию и саморазвитию личности закладываются
в детстве. В этой связи возросшие требования
предъявляются к начальным этапам становления
личности ребенка, особенно к начальному
школьному, во многом определяющему дальнейшее
ее развитие.

Проблемы творчества и воображения широко
разрабатывались в отечественной психологии.
В настоящее время исследователи ведут
поиск интегрального показателя, характеризующего
творческую личность. Большой вклад в
разработку проблем способностей, творческого
мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов,
С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес,
В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов,
А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева,
В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В.
Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С.
Юркевич и другие.

Целью исследования является изучение воображения
учащихся с ЗПР на примере  младших
классов.

Объектом исследования – младший школьник с ЗПР. Развитие
познавательной сферы детей младшего
школьного возраста.

Предмет исследования – особенности воображение
детей младшего школьного возраста с ЗПР
.

Для проверки гипотезы
потребовалось решить следующие задачи:

1.Проанализировать источники 
по проблеме развития воображения
младших          
школьников с ЗПР в зарубежной и отечественной
психологии.

2.На основе анализа 
психолого-педагогической литературы 
дать общую характеристику воображения.

3.Выявить особенности 
развития  воображения детей младшего
школьного возраста с ЗПР.

Методы исследования: Теоретические методы: анализ
психолого-педагогической литературы
по проблеме изучения особенности воображения
детей младшего школьного возраста с ЗПР;

  • эмпирические – тестирование;
  • методы обработки результатов:
    количественный и качественный анализ

результатов исследования;

исследование было проведено
с детьми младшего школьного возраста
с ЗПР.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: