Найди лишнее в картинках (четвертый лишний)

Развивающие Карточки Найди Лишний Предмет

  • Войти
  • Регистрация
  • Звезды  
    • Звездное хвастовство: чем похвастались Ким Кардашьян, Мэрайя Кэри и Белла Хадид
    • Праведный гнев Ники Минаж и грамотный пиар Кайли Дженнер
    • Сочные краски: в сети обсуждают невероятно яркие, летние образы знаменитостей
  • Мода  
    • Тенденции
    • Аксессуары
    • Одежда
    • Белье
    • Купальники
    • Распродажи
    • Модные кардиганы 2018 — идем в ногу со временем
    • Как красиво завязать палантин на шею
    • С чем носить джинсы 2018 — как создать модный образ
  • Красота  
    • Макияж
    • Уход за лицом
    • Уход за телом
    • Уход за волосами
    • Прическа
    • Здоровье
    • Закаливание организма — сохраняем здоровье тела и крепость духа
    • Гимнастика для шеи Шишонина
    • Каре на удлинение — функциональность, стильный вид и отличный объем
  • Психология  
    • Познать себя
    • Любовь и отношения
    • Секс
    • Я + окружающие
    • Карьера и деньги
    • Сквирт девушек — что это и как его ощутить
    • Книги, которые должен прочитать каждый
    • Женщина скорпион + мужчина скорпион — совместимость в любовных отношениях
  • Невеста  
    • Годовщины
    • До свадьбы
    • Подготовка к свадьбе
    • Образ невесты
    • День свадьбы
    • Образ жениха
    • Свидетели и гости
    • Венчание
    • Калькулятор свадебных расходов
    • Рейтинг заведений
    • Свадебный каталог
    • 100 лет (красная свадьба)
    • 90 лет (гранитная свадьба)
    • 80 лет (дубовая свадьба)
  • Мама  
    • Зачатие
    • Беременность
    • Календарь беременности
    • Роды
    • После родов
    • Дети до 1 года
    • Дети от 1 до 2 лет
    • Дети от 2 до 3 лет
    • Дети от 3 до 4 лет
    • Дети от 4 до 5 лет
    • Дети от 5 до 7 лет
    • Имя
    • Рейтинг заведений
    • Отзывы о детских товарах
    • Калькуляторы
    • Потничка у новорожденных — причины, лечение, профилактика
    • Корочки на голове у грудничка — основные причины и как бороться с проблемой
    • Как отучить ребенка сосать палец
  • Дом  
    • Прихожая
    • Ванная-туалет
    • Кухня
    • Детская
    • Гостиная
    • Спальня
    • Идеи для дома
    • Сад-огород
    • Каталог дизайнеров
    • Чем отделать балкон внутри — качественно, красиво и недорого
    • Как сделать скворечник своими руками
    • Кухня без навесных шкафов — изящный и «воздушный» дизайн интерьера
  • Рецепты  
    • Салаты
    • Закуски
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Рыбные блюда
    • Выпечка
    • Десерты
    • Напитки
    • Найти рецепт
    • Маринованные баклажаны с чесноком и зеленью
    • Канапе на шпажках — простые рецепты с фото
    • Как варить перепелиные яйца — все тонкости и секреты
  • Фигура  
    • Диеты
    • Фитнес
    • Здоровое питание
    • Очищение организма
    • Целлюлит
    • Калькуляторы
    • Как похудеть при грудном вскармливании
    • Как похудеть за неделю на 5 кг — влюбись в свое тело
    • Красивый пресс – самые эффективные упражнения в домашних условиях
  • Тесты  
    • Насколько Вы довольны жизнью?
    • Любовь или влюбленность?
    • Легко ли Вас соблазнить?
  • Гороскопы  
    • На сегодня
    • На 2018 год
    • Совместимость знаков

    Гороскоп по знакам зодиака на 2018 год

Сонник  

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ » Найди лишнее в картинках (четвертый лишний)

Развивающие наглядные материалы «Найди лишнее» предназначены для детей от 3 до 7 лет

Они позволяют развить у ребенка логическое мышление, что немаловажно при подготовке к школе. Ребенок не только должен ответить на вопрос «Что лишнее?» или «Кто лишний?», но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку

Научившись справляться с такими простыми заданиями, ребенок сможет перейти к решению более сложных логических задач. Поскольку и у родителей возникают трудности с правильным решением данных задач, пишу объяснения к рисункам.

Очень важный момент: ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.

Картинки «Найди лишний предмет» с пояснениями

Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные.  Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.

Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница — это насекомые, а шарик — игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны — лишней может быть гусеница — она не  может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.

Лишний — медведь. Диван и кресла — это мебель, а медведь — игрушка.

Лишняя — утка. Она — домашняя птица, а остальные — водные обитатели

Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин — млекопитающее

Лишний — кактус. Он — растение, остальные игрушки.

Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.

Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.

Лишний лук. Это овощ. Остальные — фрукты.

Лишняя — собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.

Лишний цыпленок. Он птица, остальные — млекопитающие.

Лишний — банан. Это фрукт. Остальные — ягоды.

Лишние — ботинки. Это обувь. Остальное — одежда.

Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.

Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом — это школьные принадлежности. Кровать — мебель.

Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное — наземный.

Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные — животные африканские.

Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное — спортивные принадлежности.

Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.

Лишняя мышь. Остальные животные — домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь — вредитель.

Лишний стол. Остальное — посуда.

Лишняя лягушка. Это животное. Остальное — техника.

Лишняя вишня. Это ягода. Остальное — овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.

Лишний — котенок. Остальные — дикие животные, кот — домашнее.

Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные — птицы.

Лишние игрушки. Остальное транспорт.

Лишняя малина. Это ягоды. Остальное — цветы.

Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант — исключить виноград по цвету.

Лишняя — курица. На остальных картинках изображены гуси.

Лишняя — лошадь. На остальных картинках изображены коровы.

Лишние — пирожные. остальные — растения.

В следующих карточках лишний предмет исключается по цвету:

И еще на добавочку, для тех кто разошелся и не может остановиться: Найди лишнее среди животных >> и 4й лишний по теме «Транспорт» >>

Источник

Картинки «Найди лишний предмет» с пояснениями

Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные. Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.

Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница — это насекомые, а шарик — игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны — лишней может быть гусеница — она не может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.

Лишний — медведь. Диван и кресла — это мебель, а медведь — игрушка.

Лишняя — утка. Она — домашняя птица, а остальные — водные обитатели

Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин — млекопитающее

Лишний — кактус. Он — растение, остальные игрушки.

Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.

Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.

Лишний лук. Это овощ. Остальные — фрукты.

Лишняя — собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.

Лишний цыпленок. Он птица, остальные — млекопитающие.

Лишний — банан. Это фрукт. Остальные — ягоды.

Лишние — ботинки. Это обувь. Остальное — одежда.

Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.

Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом — это школьные принадлежности. Кровать — мебель.

Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное — наземный.

Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные — животные африканские.

Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное — спортивные принадлежности.

Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.

Лишняя мышь. Остальные животные — домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь — вредитель.

Лишний стол. Остальное — посуда.

Лишняя лягушка. Это животное. Остальное — техника.

Лишняя вишня. Это ягода. Остальное — овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.

Лишний — котенок. Остальные — дикие животные, кот — домашнее.

Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные — птицы.

Лишние игрушки. Остальное транспорт.

Лишняя малина. Это ягоды. Остальное — цветы.

Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант — исключить виноград по цвету.

Лишняя — курица. На остальных картинках изображены гуси.

Лишняя — лошадь. На остальных картинках изображены коровы.

Анна Апуник

Дидактическая игра
«Четвертый лишний
»

Цель
: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Развитие мышления и внимания дошкольников.

Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

Дидактический материал
: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний
.

Классификация дидактических игр

Существует несколько групп видов образовательных развлечений, в основе которых лежит тот или иной определяющий фактор.

По принципу обучающего содержания

  1. Сенсорные развивающие игры, направленные на развитие у детей паттернов сенсорного восприятия. Например, анекдот «Как они похожи и не похожи», в котором дети сравнивают внешность собаки и волка.
  2. Игры на развитие речи, направленные на расширение словарного запаса, формирование активной речевой позиции. Например, «Имя в слове» — это игра, в которой дети рассматривают предметы на картинках и резюмируют их одним словом (чашка, блюдце, тарелка — тарелки; корова, курица, гусь — домашние животные и т.д.).
  3. Игры на знакомство с окружающим миром, с помощью которых ребенок познает природу, учится заботиться о ней. Например, лотерея «Кто где живет», в которой дети проводят линии, соединяющие животное и его дом.
    Ученикам второй младшей группы нравится, когда герои сюжета — игрушки
  4. Игры на формирование элементарных математических понятий, в которых дети считают определенные предметы, учатся сравнивать их количество.
  5. Музыкальные игры, выполняющие основные задачи музыкального образования в детском саду. Например, дети пытаются угадать по звуку, на каком инструменте они играют (фортепиано, гитара, скрипка).
  6. Игры для визуальной деятельности. Например, забава «Раскрась по образцу».

По принципу выбора игрового материала

  1. Игры в слова, задачами которых являются обобщение и систематизация. Отличительной особенностью этого вида развлечений является то, что он основан на слове, а не на изображении, то есть видимость каламбуров не критична, как, например, в игре, которая называет несколько знаков из разных сезонов. Поэтому во второй младшей группе эти развлечения вводятся в конце второго полугодия.
  2. Игры с предметами или игрушками позволяют расширить и уточнить знания детей, развить их навыки умственных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.) и улучшить языковые навыки. Этот принцип можно проиллюстрировать на всех тех игровых действиях, которые инициирует игрушка «гость» (найти предмет, рассказать о нем, выбрать похожий и т.д.).
  3. Игры с изображениями, то есть использование тематических иллюстраций для систематизации, закрепления материала. Например, соберите все изображения в наборе, относящиеся к зиме.
  4. Развлечение, напечатанное на рабочем столе, учит предсказывать результаты своих игровых действий, расширяет кругозор и словарный запас детей. Этот тип игры включает в себя бинго, домино, мозаику, головоломки, настольный хоккей, шахматы, шашки, головоломки. Большинство этих игр требует от партнера создания условий для соревнования и атмосферы взаимопомощи.
    Дети с большим интересом совмещают картинки пазлов по заданию

По типу игровых действий и правил

  1. Игры про путешествия, цель которых — показать детям реальные факты в метафорической форме. Например, при изучении профессии «В гостях у пекаря» может быть весело».
  2. Инструкция к игре, основанная на предложении совершить определенные действия. Например, соберите все красные машины в зеленое ведро.
  3. Головоломки, основанные на логической головоломке, которую предстоит решить детям. Например, «Отгадай головоломку — покажи ответ» — игра, в которой ребенок не только отгадывает, но и показывает предмет. Ответ должен быть произнесен.
    Овощи на липучке могут быть ключом к игре по исследованию садовых культур
  4. Разговорные игры (диалоги). Он построен на легком общении взрослого с детьми. При этом педагог часто ведет беседу от имени животных, предметов и т.д. Этот вид игры ценен тем, что способствует единству слов, действий, мыслей и воображения у детей. Во второй младшей группе на уроке используются фрагментированные разговорные игры, основанные на том, как дети говорят.

По способу организации детей

  1. Коллективная (задействована вся группа).
  2. Группа (играют 4-5 человек).
  3. Индивидуальный (1-3 ребенка).
    Индивидуальные игры во второй группе организованы в рамках самостоятельной работы

Учитывая, что цель каждого урока включает в себя образовательную составляющую, а также различные виды игр, мы приходим к выводу: они используются на всех уроках с учетом конкретных требований к организации познавательного развлечения.

Анализ и оценка дидактической игры в детском саду

ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:

  • целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
  • соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
  • скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.

Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников

Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.

Таблица: образец протокола оценки дидактической игры

Возрастная группа
Количество детей
Название игры
Воспитатель
Дата
Вопросы к анализу Анализ деятельности
Время начала игры
Дидактические задачи
Количество играющих детей
Кто инициатор игры
Игровой материал
Понимание и принятие детьми дидактических задач
Выполнение правил детьми
Выполнение этических норм поведения (подчеркнуть)
  • Доброжелательность,
  • отзывчивость,
  • чуткость,
  • взаимопомощь,
  • умение договариваться,
  • сопереживание,
  • справедливость.
Присутствие отрицательных качеств (подчеркнуть)
  • Конфликт и его разрешение,
  • агрессивность,
  • споры,
  • желание быть всегда первым,
  • грубость в обращении.
Роль воспитателя
  • Играет вместе с детьми,
  • наблюдает за играми,
  • распределяет роли,
  • помогает советами,
  • задаёт вопросы,
  • корректирует деятельность детей.
Окончание игры, подведение итогов
Длительность игры
Примечания, предложения
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/01/05/karta-analiza-didakticheskoy-igry

Обработка и интерпретация результатов

Оценка процессов мышления малыша проводится по тому, с заданиями какой группы карточек справился ребёнок:

  • I группа – испытуемый может делать простые обобщения;
  • II группа – ребёнок устанавливает простейшие причинно-следственные связи и умеет обобщать;
  • III группа – малыш дифференцирует обобщения по сути предметов;
  • IV группа – испытуемый может самостоятельно анализировать, искать общий признак и формулировать его словесно;
  • V группа – ребёнок знает о функциях простых предметов, может составлять сложные речевые формулировки и объяснения;
  • VI группа – малыш может найти два решения одной задачи;
  • VII группа – испытуемый показывает нестандартные способы обобщения.

Ребёнок 3 лет с нормальным интеллектуальным развитием справляется с заданиями I группы, 4 лет — I и II категории, в 5 лет испытуемым легко рассматривается III группа карточек, а также некоторые предметы из IV и V. В 6 лет ребёнок способен работать с материалом I-VI категорий, а в более позднем возрасте дети успешно выполняют задания из всех групп.

Для правильной диагностики вербального тестирования разработана специальная шкала, которая даёт оценку вниманию.
Количество баллов зависит от правильности выполнения задачи и времени, затраченного на это.

По показателю времени, которое было затрачено на выполнение теста, можно судить об уровне развития критического мышления:

  • синквейн (создание 5 строчных нерифмованных стихотворений для определения понятия), подробнее о котором можно прочитать в статье « »;
  • ИНСЕРТ (выделение главного при чтении или слушании в специальную таблицу) – о нём рассказывается в материале «ИНСЕРТ на уроках в школе: что представляет собой приём и как его использовать »;
  • фишбоун (составление краткой причинно-следственной цепочки того или иного вопроса) – узнать об этой методике можно из статьи «Приём «фишбоун» на уроках в школе ».

Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить ошибки построения причинно-следственных связей у ребёнка и вовремя подобрать правильную коррекционную программу. Такие меры помогут предотвратить более серьёзные отклонения в развитии мышления формирующейся личности.

Белопольская
Н.Л. Исключение предметов (Четвертый
лишний). Руководство по использованию
+ Стимульный материал

ISBN:
978-5-89353-284-5 , Издательство: «Когито-Центр»
, Год издания: 2009 год, Размеры (руководство):
140х205 мм. Размеры (карточки): 115х115 мм.
Обложка: мягкий переплет.Тираж: 1500
экземпляров- 28стр.

Методика
«Исключение четвертого лишнего»

Цель
:
исследовать процессы образно-логического
мышления, умственные операции анализа
и обобщения у ребенка.

Стимульный
материал
: картинки
с изображением 4 предметов, один из
которых не подходит к остальным по
следующим признакам: 1) по величине; 2)
по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории
(дикие – домашние животные, овощи –
фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от
простого к сложному)

Процедура
проведения методики
:
ребенку предлагается серия картинок,
на которых представлены разные предметы,
в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из
четырех изображенных на ней предметов
является лишним. Внимательно посмотри
на картинки и определи, какой предмет
и, почему является лишним». На решение
задачи отводится 3 минуты.

Оценка
результатов.
10
баллов – ребенок решил поставленную
перед ним задачу за время меньшее, чем
1 минута, назвав лишние предметы на всех
картинках и правильно объяснив, почему
они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок
правильно решил задачу за время от 1 до
1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился
с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5
баллов – ребенок решил задачу за время
от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил
задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл
– ребенок за 3 минуты не справился с
заданием.

Выводы
об уровне развития.
10
баллов – очень высокий. 8-9 баллов –
высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла –
низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Стимульный материал:

Приёмы

Для проведения дидактических игр, как и в любой другой учебной деятельности, педагог использует три группы приемов.

Словесные

Слово взрослого для детей 3-4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом дети не только воспринимают смысловую составляющую речи учителя, но и формируют собственный коммуникативный образ, то есть наполняют свой словарный запас, образуют набор невербальных компонентов (мимика, жесты, речь). В дидактических играх используются три типа словесных приемов.

Речь учителя — образец для детей

Объяснение

Несомненно, самый важный прием в работе над учебным развлечением: учитель не только подробно описывает все этапы игры, но и дает советы и рекомендации по ходу игры.

Перед началом игры преподаватель описывает все игровые материалы

Загадки

Это мотивационная техника, используемая перед началом игры. Часто педагог от непосредственной учебной деятельности переходит к игре в загадки. Итак, при изучении темы «Птицы», прежде чем давать задание искать сходства и различия между отдельными птицами, но после того, как учитель описал животных и дал им услышать издаваемые ими звуки, детям предлагаются загадки о птицах. Например:

  • Кто поет так громко, что восходит солнце? (Петушок);
  • Красные ноги, пятки ущипнуть, бегать, не оглядываясь. (Гусь);
  • Черный, темнота темнее, птиц нет, он умнее. На высокой ели — вот она. Это старый, мудрый… (Ворон).

Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были согласованы, вводятся классические схемы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.

Отгадывать содержимое волшебного мешочка намного интереснее с помощью загадок

Короткие рассказы

Небольшие сюжетные линии, которые предшествуют игре, являются наиболее успешным мотивационным приемом. Кроме того, рассказ может не только напрямую относиться к ходу игры, но и косвенно, когда герой сказок (игрушка или картинка на фото) в благодарность за помощь в решении учебных задач предлагает играть в игру.

В своей практике я использую эту технику следующим образом: после того, как дети помогли Незнайке назвать насекомых (птиц, животных, растений), изображенных на картинках, он предлагает вам сыграть в игру, в которой вы должны комбинировать насекомых разных форм с подходящая тень. Если мы говорим о сказках, где игры переплетаются, то это может быть рассказ о том, как Лунтик зимой выходит гулять, но совершенно не понимает, в какой одежде надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.

Наглядные

Зрительно-зрительное восприятие у детей является основным, поэтому для полного понимания условий игры дети должны видеть:

  • изображения, изображающие персонажей игры или играющих детей;
  • образец действий, то есть игра от начала до конца, выполняемых учителем;
  • эстетичные и удобные материалы для игры.
    Изображения на изображениях должны быть большими

Практические

После того, как учитель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, которая сама по себе является практическим пониманием деятельности. Кроме того, после игры дети могут выполнять рисование, веселые аппликации.

Например, при раздаче еды лесным зверям я даю детям задание нарисовать орехи для белочки или приклеить их в виде аппликации.

Создание игровых приложений для рисования — это практичный способ закрепить материал

Суть методики «Исключение четвёртого лишнего»

  • обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков;
  • абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом;
  • выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком.

Стимульный материал представлен в двух видах: предметном и вербальном.
В первом случае для проведения теста понадобится 7 наборов из 4 карточек с изображением 4 предметов, среди которых один не подходит к остальным по:

  • I группа — простые обобщения (например, 3 дерева и цветок);
  • II группа — стандартные обобщения (3 фрукта и сыр);
  • III группа — дифференцированные обобщения (3 предмета верхней одежды и купальник);
  • IV группа — обобщения, усложнённые по названию и существу (3 молочных продукта и хлеб);
  • V группа — обобщения, требующие развёрнутого ответа (3 вещи для младенца и молоток);
  • VI группа — задания с двумя решениями (курица, цыплёнок, утка и яйцо);
  • VII группа — провокационные задачи (лимон, груша и перец жёлтого цвета, а виноград синий), решая которые ребёнок должен опираться на сущностные признаки предметов, а не на внешние. Такие карточки помогают проверить предположения экспериментатора о конкретности или инертности мышления.

Для словесной формы теста используется бланк с напечатанными 12 строчками по 5 слов.
Принцип работы тот же: нужно вычеркнуть не подходящее по одному из 4 признаков, упомянутых выше, слово, а затем объяснить свой выбор.

Процедура проведения диагностики среди дошкольников и младших школьников

Тест проводится в индивидуальной форме, на работу со всеми карточками ребёнку выделяется 3 минуты. По истечении этого времени взрослый заносит в заранее подготовленный протокол номер карты, исключённое ребёнком слово, а также краткое объяснение, данное испытуемым своему выбору, или наводящий вопрос, который привёл его к ответу.

Инструкция по проведению диагностики:

  1. Вместе с ребёнком экспериментатор смотрит на картинки первой карточки. Взрослый объясняет: «На этих рисунках ты видишь четыре предмета. Три из них сходны, их можно назвать одним словом, а один — неподходящий. Назови лишний и скажи, каким словом можно объединить оставшиеся три».
  2. Первую карточку педагог разбирает с испытуемым.
  3. Затем ребёнок самостоятельно отрабатывает оставшийся материал за установленное время. В случае затруднений взрослый может задать наводящий вопрос.
    Например, на 2 карточке I группы изображены деревья с листвой и ёлка. Испытуемый может правильно исключить предмет (ёлку), но объяснение дать не совсем подходящее: «У этих деревьев на ветках листочки, а у ёлки — иголки». В этом случае педагог должен похвалить ребёнка, но сказать, что есть более правильное объяснение (одни деревья листву сбрасывают, а ёлка всегда зелёная). Однако для объективности данных не стоит говорить испытуемому, правильно он ответил или нет, лучше рекомендовать подумать ещё.

Словесный вариант тестаможет проводиться в группах, на отработку бланка диагностики даётся 3 минуты.

Инструкция по организации вербального тестирования:

Ход игры:

Можно играть
как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет
, который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку
. Остальных должен классифицировать как домашних птиц.

Публикации по теме:

В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие «Веселый огород» где дети сами делали и учили взрослых делать дидактическую игру «Четвертый.

Хочу представить дидактическую игру «Четвёртый лишний». Наверное это одна из самых любимых мною дидактических игр. Играя в неё у ребёнка.

Игра в виде презентации предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 — 5 лет). Цель: учить классифицировать предметы. Задачи:.

Идёт тема «Мой дом и то, что в нем. Мебель». А дидактических игр, развивающих словесно-логическое мышление мало по этой теме. Поэтому я.

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую игру я сделала для своих пятилеток. Собственно, ничем я вас, уважаемые коллеги,.

Дидактическая игра по ознакомлению детей с насекомыми для старшего дошкольного возраста «Кто лишний» Видео

Уважаемые коллеги, Предоставляю вашему вниманию занимательную дидактическую игру. Цель игры: позволить детям в игровой форме быстрее познакомиться.

ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.


1. «Слово на ладошке».

Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. «Что бывает?».

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки — языколомки

необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.4.«Общие слова».


1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…5.«Четвёртый лишний».


Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.6. «Посчитай»

. Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.7.«Скажи наоборот».


Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …8. «Подбери слово»


Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)9. «Большой — маленький».


Ребёнку предлагается назвать ласково,
н-р, ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10. «Отгадай загадку».


Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
11. «Назови, какой…».

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.
12. «Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
13. «Подбери слово»

. Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …
14. «Расскажи стихотворение».


Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
«Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Дидактическая игра «Найди лишнее»

В этом варианте игры, предназначенном для дошкольников старшего возраста, искать нужно среди слов, а не картинок. Сначала дети ищут лишнее слово среди существительных — это самый простой этап. Затем переходят к прилагательным. И, наконец, к глаголам — это самый сложный вариант.

  • груша, малина, яблоко, абрикос;
  • пион, нарцисс, мак, кукуруза;
  • лошадь, овца, косуля, свинья;
  • кепка, куртка, свитер, брюки, пальто;
  • троллейбус, велосипед, грузовик, мотоцикл;
  • олень, медведь, волк, рысь;
  • осень, ноябрь, весна, лето;
  • шкаф, комод, диван, окно;
  • кефир, кетчуп, творог, сливки;
  • осина, дуб, каштан, камыш;
  • океан, озеро, мост, ручей;
  • папа, дедушка, друг, мама;
  • квадрат, куб, овал, треугольник;
  • сумка, чемодан, рюкзак, блокнот;
  • кисть, альбом, пластилин, краски;
  • долото, вилка, молоток, топор.

Примеры прилагательных:

  • старый, потертый, крупный, ветхий;
  • сильный, добрый, могучий, крепкий;
  • бесстрашный, смелый, храбрый, веселый;
  • белый, яркий, светлый, бледный;
  • оранжевый, синий, пестрый, желтый;
  • добрый, милосердный, дружелюбный, печальный.

Примеры глаголов:

  • придумывать, говорить, соображать, изобретать;
  • ползти, спешить, мчатся, торопиться;
  • говорить, слушать, рассказывать, болтать;
  • выходить, вылетать, входить, выползать;
  • смотреть, думать, рассматривать, оглядывать;
  • любить, обожать, дружить, ненавидеть.

Этот вариант игры рекомендуется для логопедической практики как средство развития речи.

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: