Развивающие Карточки Найди Лишний Предмет
- Войти
- Регистрация
- Звезды
- Звездное хвастовство: чем похвастались Ким Кардашьян, Мэрайя Кэри и Белла Хадид
- Праведный гнев Ники Минаж и грамотный пиар Кайли Дженнер
- Сочные краски: в сети обсуждают невероятно яркие, летние образы знаменитостей
- Мода
- Тенденции
- Аксессуары
- Одежда
- Белье
- Купальники
- Распродажи
- Модные кардиганы 2018 — идем в ногу со временем
- Как красиво завязать палантин на шею
- С чем носить джинсы 2018 — как создать модный образ
- Красота
- Макияж
- Уход за лицом
- Уход за телом
- Уход за волосами
- Прическа
- Здоровье
- Закаливание организма — сохраняем здоровье тела и крепость духа
- Гимнастика для шеи Шишонина
- Каре на удлинение — функциональность, стильный вид и отличный объем
- Психология
- Познать себя
- Любовь и отношения
- Секс
- Я + окружающие
- Карьера и деньги
- Сквирт девушек — что это и как его ощутить
- Книги, которые должен прочитать каждый
- Женщина скорпион + мужчина скорпион — совместимость в любовных отношениях
- Невеста
- Годовщины
- До свадьбы
- Подготовка к свадьбе
- Образ невесты
- День свадьбы
- Образ жениха
- Свидетели и гости
- Венчание
- Калькулятор свадебных расходов
- Рейтинг заведений
- Свадебный каталог
- 100 лет (красная свадьба)
- 90 лет (гранитная свадьба)
- 80 лет (дубовая свадьба)
- Мама
- Зачатие
- Беременность
- Календарь беременности
- Роды
- После родов
- Дети до 1 года
- Дети от 1 до 2 лет
- Дети от 2 до 3 лет
- Дети от 3 до 4 лет
- Дети от 4 до 5 лет
- Дети от 5 до 7 лет
- Имя
- Рейтинг заведений
- Отзывы о детских товарах
- Калькуляторы
- Потничка у новорожденных — причины, лечение, профилактика
- Корочки на голове у грудничка — основные причины и как бороться с проблемой
- Как отучить ребенка сосать палец
- Дом
- Прихожая
- Ванная-туалет
- Кухня
- Детская
- Гостиная
- Спальня
- Идеи для дома
- Сад-огород
- Каталог дизайнеров
- Чем отделать балкон внутри — качественно, красиво и недорого
- Как сделать скворечник своими руками
- Кухня без навесных шкафов — изящный и «воздушный» дизайн интерьера
- Рецепты
- Салаты
- Закуски
- Первые блюда
- Вторые блюда
- Рыбные блюда
- Выпечка
- Десерты
- Напитки
- Найти рецепт
- Маринованные баклажаны с чесноком и зеленью
- Канапе на шпажках — простые рецепты с фото
- Как варить перепелиные яйца — все тонкости и секреты
- Фигура
- Диеты
- Фитнес
- Здоровое питание
- Очищение организма
- Целлюлит
- Калькуляторы
- Как похудеть при грудном вскармливании
- Как похудеть за неделю на 5 кг — влюбись в свое тело
- Красивый пресс – самые эффективные упражнения в домашних условиях
- Тесты
- Насколько Вы довольны жизнью?
- Любовь или влюбленность?
- Легко ли Вас соблазнить?
- Гороскопы
- На сегодня
- На 2018 год
- Совместимость знаков
Гороскоп по знакам зодиака на 2018 год
Сонник
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ » Найди лишнее в картинках (четвертый лишний)
Развивающие наглядные материалы «Найди лишнее» предназначены для детей от 3 до 7 лет
Они позволяют развить у ребенка логическое мышление, что немаловажно при подготовке к школе. Ребенок не только должен ответить на вопрос «Что лишнее?» или «Кто лишний?», но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку
Научившись справляться с такими простыми заданиями, ребенок сможет перейти к решению более сложных логических задач. Поскольку и у родителей возникают трудности с правильным решением данных задач, пишу объяснения к рисункам.
Очень важный момент: ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.
Картинки «Найди лишний предмет» с пояснениями
Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные. Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.
Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница — это насекомые, а шарик — игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны — лишней может быть гусеница — она не может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.
Лишний — медведь. Диван и кресла — это мебель, а медведь — игрушка.
Лишняя — утка. Она — домашняя птица, а остальные — водные обитатели
Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин — млекопитающее
Лишний — кактус. Он — растение, остальные игрушки.
Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.
Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.
Лишний лук. Это овощ. Остальные — фрукты.
Лишняя — собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.
Лишний цыпленок. Он птица, остальные — млекопитающие.
Лишний — банан. Это фрукт. Остальные — ягоды.
Лишние — ботинки. Это обувь. Остальное — одежда.
Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.
Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом — это школьные принадлежности. Кровать — мебель.
Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное — наземный.
Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные — животные африканские.
Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное — спортивные принадлежности.
Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.
Лишняя мышь. Остальные животные — домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь — вредитель.
Лишний стол. Остальное — посуда.
Лишняя лягушка. Это животное. Остальное — техника.
Лишняя вишня. Это ягода. Остальное — овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.
Лишний — котенок. Остальные — дикие животные, кот — домашнее.
Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные — птицы.
Лишние игрушки. Остальное транспорт.
Лишняя малина. Это ягоды. Остальное — цветы.
Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант — исключить виноград по цвету.
Лишняя — курица. На остальных картинках изображены гуси.
Лишняя — лошадь. На остальных картинках изображены коровы.
Лишние — пирожные. остальные — растения.
В следующих карточках лишний предмет исключается по цвету:
И еще на добавочку, для тех кто разошелся и не может остановиться: Найди лишнее среди животных >> и 4й лишний по теме «Транспорт» >>
Источник
Картинки «Найди лишний предмет» с пояснениями
Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные. Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.
Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница — это насекомые, а шарик — игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны — лишней может быть гусеница — она не может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.
Лишний — медведь. Диван и кресла — это мебель, а медведь — игрушка.
Лишняя — утка. Она — домашняя птица, а остальные — водные обитатели
Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин — млекопитающее
Лишний — кактус. Он — растение, остальные игрушки.
Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.
Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.
Лишний лук. Это овощ. Остальные — фрукты.
Лишняя — собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.
Лишний цыпленок. Он птица, остальные — млекопитающие.
Лишний — банан. Это фрукт. Остальные — ягоды.
Лишние — ботинки. Это обувь. Остальное — одежда.
Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.
Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом — это школьные принадлежности. Кровать — мебель.
Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное — наземный.
Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные — животные африканские.
Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное — спортивные принадлежности.
Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.
Лишняя мышь. Остальные животные — домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь — вредитель.
Лишний стол. Остальное — посуда.
Лишняя лягушка. Это животное. Остальное — техника.
Лишняя вишня. Это ягода. Остальное — овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.
Лишний — котенок. Остальные — дикие животные, кот — домашнее.
Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные — птицы.
Лишние игрушки. Остальное транспорт.
Лишняя малина. Это ягоды. Остальное — цветы.
Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант — исключить виноград по цвету.
Лишняя — курица. На остальных картинках изображены гуси.
Лишняя — лошадь. На остальных картинках изображены коровы.
Анна Апуник
Дидактическая игра
«Четвертый лишний
»
Цель
: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Развитие мышления и внимания дошкольников.
Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Дидактический материал
: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний
.
Классификация дидактических игр
Существует несколько групп видов образовательных развлечений, в основе которых лежит тот или иной определяющий фактор.
По принципу обучающего содержания
- Сенсорные развивающие игры, направленные на развитие у детей паттернов сенсорного восприятия. Например, анекдот «Как они похожи и не похожи», в котором дети сравнивают внешность собаки и волка.
- Игры на развитие речи, направленные на расширение словарного запаса, формирование активной речевой позиции. Например, «Имя в слове» — это игра, в которой дети рассматривают предметы на картинках и резюмируют их одним словом (чашка, блюдце, тарелка — тарелки; корова, курица, гусь — домашние животные и т.д.).
- Игры на знакомство с окружающим миром, с помощью которых ребенок познает природу, учится заботиться о ней. Например, лотерея «Кто где живет», в которой дети проводят линии, соединяющие животное и его дом.
Ученикам второй младшей группы нравится, когда герои сюжета — игрушки - Игры на формирование элементарных математических понятий, в которых дети считают определенные предметы, учатся сравнивать их количество.
- Музыкальные игры, выполняющие основные задачи музыкального образования в детском саду. Например, дети пытаются угадать по звуку, на каком инструменте они играют (фортепиано, гитара, скрипка).
- Игры для визуальной деятельности. Например, забава «Раскрась по образцу».
По принципу выбора игрового материала
- Игры в слова, задачами которых являются обобщение и систематизация. Отличительной особенностью этого вида развлечений является то, что он основан на слове, а не на изображении, то есть видимость каламбуров не критична, как, например, в игре, которая называет несколько знаков из разных сезонов. Поэтому во второй младшей группе эти развлечения вводятся в конце второго полугодия.
- Игры с предметами или игрушками позволяют расширить и уточнить знания детей, развить их навыки умственных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.) и улучшить языковые навыки. Этот принцип можно проиллюстрировать на всех тех игровых действиях, которые инициирует игрушка «гость» (найти предмет, рассказать о нем, выбрать похожий и т.д.).
- Игры с изображениями, то есть использование тематических иллюстраций для систематизации, закрепления материала. Например, соберите все изображения в наборе, относящиеся к зиме.
- Развлечение, напечатанное на рабочем столе, учит предсказывать результаты своих игровых действий, расширяет кругозор и словарный запас детей. Этот тип игры включает в себя бинго, домино, мозаику, головоломки, настольный хоккей, шахматы, шашки, головоломки. Большинство этих игр требует от партнера создания условий для соревнования и атмосферы взаимопомощи.
Дети с большим интересом совмещают картинки пазлов по заданию
По типу игровых действий и правил
- Игры про путешествия, цель которых — показать детям реальные факты в метафорической форме. Например, при изучении профессии «В гостях у пекаря» может быть весело».
- Инструкция к игре, основанная на предложении совершить определенные действия. Например, соберите все красные машины в зеленое ведро.
- Головоломки, основанные на логической головоломке, которую предстоит решить детям. Например, «Отгадай головоломку — покажи ответ» — игра, в которой ребенок не только отгадывает, но и показывает предмет. Ответ должен быть произнесен.
Овощи на липучке могут быть ключом к игре по исследованию садовых культур - Разговорные игры (диалоги). Он построен на легком общении взрослого с детьми. При этом педагог часто ведет беседу от имени животных, предметов и т.д. Этот вид игры ценен тем, что способствует единству слов, действий, мыслей и воображения у детей. Во второй младшей группе на уроке используются фрагментированные разговорные игры, основанные на том, как дети говорят.
По способу организации детей
- Коллективная (задействована вся группа).
- Группа (играют 4-5 человек).
- Индивидуальный (1-3 ребенка).
Индивидуальные игры во второй группе организованы в рамках самостоятельной работы
Учитывая, что цель каждого урока включает в себя образовательную составляющую, а также различные виды игр, мы приходим к выводу: они используются на всех уроках с учетом конкретных требований к организации познавательного развлечения.
Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:
- целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
- соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
- скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.
Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников
Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.
Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
Возрастная группа | |
Количество детей | |
Название игры | |
Воспитатель | |
Дата | |
Вопросы к анализу | Анализ деятельности |
Время начала игры | |
Дидактические задачи | |
Количество играющих детей | |
Кто инициатор игры | |
Игровой материал | |
Понимание и принятие детьми дидактических задач | |
Выполнение правил детьми | |
Выполнение этических норм поведения (подчеркнуть) |
|
Присутствие отрицательных качеств (подчеркнуть) |
|
Роль воспитателя |
|
Окончание игры, подведение итогов | |
Длительность игры | |
Примечания, предложения | |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/01/05/karta-analiza-didakticheskoy-igry |
Обработка и интерпретация результатов
Оценка процессов мышления малыша проводится по тому, с заданиями какой группы карточек справился ребёнок:
- I группа – испытуемый может делать простые обобщения;
- II группа – ребёнок устанавливает простейшие причинно-следственные связи и умеет обобщать;
- III группа – малыш дифференцирует обобщения по сути предметов;
- IV группа – испытуемый может самостоятельно анализировать, искать общий признак и формулировать его словесно;
- V группа – ребёнок знает о функциях простых предметов, может составлять сложные речевые формулировки и объяснения;
- VI группа – малыш может найти два решения одной задачи;
- VII группа – испытуемый показывает нестандартные способы обобщения.
Ребёнок 3 лет с нормальным интеллектуальным развитием справляется с заданиями I группы, 4 лет — I и II категории, в 5 лет испытуемым легко рассматривается III группа карточек, а также некоторые предметы из IV и V. В 6 лет ребёнок способен работать с материалом I-VI категорий, а в более позднем возрасте дети успешно выполняют задания из всех групп.
Для правильной диагностики вербального тестирования разработана специальная шкала, которая даёт оценку вниманию.
Количество баллов зависит от правильности выполнения задачи и времени, затраченного на это.
По показателю времени, которое было затрачено на выполнение теста, можно судить об уровне развития критического мышления:
- синквейн (создание 5 строчных нерифмованных стихотворений для определения понятия), подробнее о котором можно прочитать в статье « »;
- ИНСЕРТ (выделение главного при чтении или слушании в специальную таблицу) – о нём рассказывается в материале «ИНСЕРТ на уроках в школе: что представляет собой приём и как его использовать »;
- фишбоун (составление краткой причинно-следственной цепочки того или иного вопроса) – узнать об этой методике можно из статьи «Приём «фишбоун» на уроках в школе ».
Методика «Исключение лишнего» позволяет выявить ошибки построения причинно-следственных связей у ребёнка и вовремя подобрать правильную коррекционную программу. Такие меры помогут предотвратить более серьёзные отклонения в развитии мышления формирующейся личности.
Белопольская
Н.Л. Исключение предметов (Четвертый
лишний). Руководство по использованию
+ Стимульный материал
ISBN:
978-5-89353-284-5 , Издательство: «Когито-Центр»
, Год издания: 2009 год, Размеры (руководство):
140х205 мм. Размеры (карточки): 115х115 мм.
Обложка: мягкий переплет.Тираж: 1500
экземпляров- 28стр.
Методика
«Исключение четвертого лишнего»
Цель
:
исследовать процессы образно-логического
мышления, умственные операции анализа
и обобщения у ребенка.
Стимульный
материал
: картинки
с изображением 4 предметов, один из
которых не подходит к остальным по
следующим признакам: 1) по величине; 2)
по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории
(дикие – домашние животные, овощи –
фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от
простого к сложному)
Процедура
проведения методики
:
ребенку предлагается серия картинок,
на которых представлены разные предметы,
в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из
четырех изображенных на ней предметов
является лишним. Внимательно посмотри
на картинки и определи, какой предмет
и, почему является лишним». На решение
задачи отводится 3 минуты.
Оценка
результатов.
10
баллов – ребенок решил поставленную
перед ним задачу за время меньшее, чем
1 минута, назвав лишние предметы на всех
картинках и правильно объяснив, почему
они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок
правильно решил задачу за время от 1 до
1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился
с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5
баллов – ребенок решил задачу за время
от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил
задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл
– ребенок за 3 минуты не справился с
заданием.
Выводы
об уровне развития.
10
баллов – очень высокий. 8-9 баллов –
высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла –
низкий. 0-1 балл – очень низкий.
Стимульный материал:
Приёмы
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой учебной деятельности, педагог использует три группы приемов.
Словесные
Слово взрослого для детей 3-4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом дети не только воспринимают смысловую составляющую речи учителя, но и формируют собственный коммуникативный образ, то есть наполняют свой словарный запас, образуют набор невербальных компонентов (мимика, жесты, речь). В дидактических играх используются три типа словесных приемов.
Речь учителя — образец для детей
Объяснение
Несомненно, самый важный прием в работе над учебным развлечением: учитель не только подробно описывает все этапы игры, но и дает советы и рекомендации по ходу игры.
Перед началом игры преподаватель описывает все игровые материалы
Загадки
Это мотивационная техника, используемая перед началом игры. Часто педагог от непосредственной учебной деятельности переходит к игре в загадки. Итак, при изучении темы «Птицы», прежде чем давать задание искать сходства и различия между отдельными птицами, но после того, как учитель описал животных и дал им услышать издаваемые ими звуки, детям предлагаются загадки о птицах. Например:
- Кто поет так громко, что восходит солнце? (Петушок);
- Красные ноги, пятки ущипнуть, бегать, не оглядываясь. (Гусь);
- Черный, темнота темнее, птиц нет, он умнее. На высокой ели — вот она. Это старый, мудрый… (Ворон).
Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были согласованы, вводятся классические схемы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.
Отгадывать содержимое волшебного мешочка намного интереснее с помощью загадок
Короткие рассказы
Небольшие сюжетные линии, которые предшествуют игре, являются наиболее успешным мотивационным приемом. Кроме того, рассказ может не только напрямую относиться к ходу игры, но и косвенно, когда герой сказок (игрушка или картинка на фото) в благодарность за помощь в решении учебных задач предлагает играть в игру.
В своей практике я использую эту технику следующим образом: после того, как дети помогли Незнайке назвать насекомых (птиц, животных, растений), изображенных на картинках, он предлагает вам сыграть в игру, в которой вы должны комбинировать насекомых разных форм с подходящая тень. Если мы говорим о сказках, где игры переплетаются, то это может быть рассказ о том, как Лунтик зимой выходит гулять, но совершенно не понимает, в какой одежде надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.
Наглядные
Зрительно-зрительное восприятие у детей является основным, поэтому для полного понимания условий игры дети должны видеть:
- изображения, изображающие персонажей игры или играющих детей;
- образец действий, то есть игра от начала до конца, выполняемых учителем;
- эстетичные и удобные материалы для игры.
Изображения на изображениях должны быть большими
Практические
После того, как учитель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, которая сама по себе является практическим пониманием деятельности. Кроме того, после игры дети могут выполнять рисование, веселые аппликации.
Например, при раздаче еды лесным зверям я даю детям задание нарисовать орехи для белочки или приклеить их в виде аппликации.
Создание игровых приложений для рисования — это практичный способ закрепить материал
Суть методики «Исключение четвёртого лишнего»
- обобщать понятия и предметы на основе определённых признаков;
- абстрагироваться от пройденного материала для концентрации на новом;
- выделять существенные качества понятий, объединённых общим признаком.
Стимульный материал представлен в двух видах: предметном и вербальном.
В первом случае для проведения теста понадобится 7 наборов из 4 карточек с изображением 4 предметов, среди которых один не подходит к остальным по:
- I группа — простые обобщения (например, 3 дерева и цветок);
- II группа — стандартные обобщения (3 фрукта и сыр);
- III группа — дифференцированные обобщения (3 предмета верхней одежды и купальник);
- IV группа — обобщения, усложнённые по названию и существу (3 молочных продукта и хлеб);
- V группа — обобщения, требующие развёрнутого ответа (3 вещи для младенца и молоток);
- VI группа — задания с двумя решениями (курица, цыплёнок, утка и яйцо);
- VII группа — провокационные задачи (лимон, груша и перец жёлтого цвета, а виноград синий), решая которые ребёнок должен опираться на сущностные признаки предметов, а не на внешние. Такие карточки помогают проверить предположения экспериментатора о конкретности или инертности мышления.
Для словесной формы теста используется бланк с напечатанными 12 строчками по 5 слов.
Принцип работы тот же: нужно вычеркнуть не подходящее по одному из 4 признаков, упомянутых выше, слово, а затем объяснить свой выбор.
Процедура проведения диагностики среди дошкольников и младших школьников
Тест проводится в индивидуальной форме, на работу со всеми карточками ребёнку выделяется 3 минуты. По истечении этого времени взрослый заносит в заранее подготовленный протокол номер карты, исключённое ребёнком слово, а также краткое объяснение, данное испытуемым своему выбору, или наводящий вопрос, который привёл его к ответу.
Инструкция по проведению диагностики:
- Вместе с ребёнком экспериментатор смотрит на картинки первой карточки. Взрослый объясняет: «На этих рисунках ты видишь четыре предмета. Три из них сходны, их можно назвать одним словом, а один — неподходящий. Назови лишний и скажи, каким словом можно объединить оставшиеся три».
- Первую карточку педагог разбирает с испытуемым.
- Затем ребёнок самостоятельно отрабатывает оставшийся материал за установленное время. В случае затруднений взрослый может задать наводящий вопрос.
Например, на 2 карточке I группы изображены деревья с листвой и ёлка. Испытуемый может правильно исключить предмет (ёлку), но объяснение дать не совсем подходящее: «У этих деревьев на ветках листочки, а у ёлки — иголки». В этом случае педагог должен похвалить ребёнка, но сказать, что есть более правильное объяснение (одни деревья листву сбрасывают, а ёлка всегда зелёная). Однако для объективности данных не стоит говорить испытуемому, правильно он ответил или нет, лучше рекомендовать подумать ещё.
Словесный вариант тестаможет проводиться в группах, на отработку бланка диагностики даётся 3 минуты.
Инструкция по организации вербального тестирования:
Ход игры:
Можно играть
как с одним ребенком, так и с группой детей.
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет
, который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку
. Остальных должен классифицировать как домашних птиц.
Публикации по теме:
В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие «Веселый огород» где дети сами делали и учили взрослых делать дидактическую игру «Четвертый.
Хочу представить дидактическую игру «Четвёртый лишний». Наверное это одна из самых любимых мною дидактических игр. Играя в неё у ребёнка.
Игра в виде презентации предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 — 5 лет). Цель: учить классифицировать предметы. Задачи:.
Идёт тема «Мой дом и то, что в нем. Мебель». А дидактических игр, развивающих словесно-логическое мышление мало по этой теме. Поэтому я.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую игру я сделала для своих пятилеток. Собственно, ничем я вас, уважаемые коллеги,.
Дидактическая игра по ознакомлению детей с насекомыми для старшего дошкольного возраста «Кто лишний» Видео
Уважаемые коллеги, Предоставляю вашему вниманию занимательную дидактическую игру. Цель игры: позволить детям в игровой форме быстрее познакомиться.
ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
1. «Слово на ладошке».
Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2. «Что бывает?».
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки — языколомки
необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.4.«Общие слова».
1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…5.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.6. «Посчитай»
. Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.7.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …8. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)9. «Большой — маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
н-р, ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
11. «Назови, какой…».
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.
12. «Подумай и ответь».
Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
13. «Подбери слово»
. Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …
14. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
«Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Дидактическая игра «Найди лишнее»
В этом варианте игры, предназначенном для дошкольников старшего возраста, искать нужно среди слов, а не картинок. Сначала дети ищут лишнее слово среди существительных — это самый простой этап. Затем переходят к прилагательным. И, наконец, к глаголам — это самый сложный вариант.
- груша, малина, яблоко, абрикос;
- пион, нарцисс, мак, кукуруза;
- лошадь, овца, косуля, свинья;
- кепка, куртка, свитер, брюки, пальто;
- троллейбус, велосипед, грузовик, мотоцикл;
- олень, медведь, волк, рысь;
- осень, ноябрь, весна, лето;
- шкаф, комод, диван, окно;
- кефир, кетчуп, творог, сливки;
- осина, дуб, каштан, камыш;
- океан, озеро, мост, ручей;
- папа, дедушка, друг, мама;
- квадрат, куб, овал, треугольник;
- сумка, чемодан, рюкзак, блокнот;
- кисть, альбом, пластилин, краски;
- долото, вилка, молоток, топор.
Примеры прилагательных:
- старый, потертый, крупный, ветхий;
- сильный, добрый, могучий, крепкий;
- бесстрашный, смелый, храбрый, веселый;
- белый, яркий, светлый, бледный;
- оранжевый, синий, пестрый, желтый;
- добрый, милосердный, дружелюбный, печальный.
Примеры глаголов:
- придумывать, говорить, соображать, изобретать;
- ползти, спешить, мчатся, торопиться;
- говорить, слушать, рассказывать, болтать;
- выходить, вылетать, входить, выползать;
- смотреть, думать, рассматривать, оглядывать;
- любить, обожать, дружить, ненавидеть.
Этот вариант игры рекомендуется для логопедической практики как средство развития речи.
Скачать картинку
Скачать картинку
Скачать картинку
Скачать картинку