Дидактические игры и пособия для подготовки дошкольников к обучению грамоте
Организация: МАДОУ Детский сад № 11
Населенный пункт: Свердловская область, г. Заречный
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Чтобы подготовить детей к обучению грамоте, необходимо научить их выделять и называть звуки в словах, определять их последовательность, различать между собой гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, выделять слова в предложении. Предметом изучения становятся такие понятия как «звуки», «слоги», «слова», «буквы».
Как сделать так, чтобы детям не было скучно, как сделать обучение увлекательным, занимательным, интересным? Ведь интерес вызывает удивление, будит мысль, побуждает желание. Для этого с детьми надо играть!
Предлагаю примеры дидактических игр, направленных на совершенствование навыков звукового анализа слов.
Дидактическое пособие «Разноцветные грузовички».
Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове.
Пособие представляет собой набор предметных картинок и изображения синего и зеленого грузовиков, с прорезями в кузовах для размещения картинок.
Воспитатель демонстрирует детям изображения зеленого и синего грузовика и объясняет, что в синем грузовике «поедут» те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных звуков, а в зеленом – те, названия которых начинаются с мягких согласных звуков. Дети рассматривают предметные картинки, называют их, определят твердый или мягкий согласный звук и размещают картинку в нужный грузовик.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове.
Игра представляет с собой карточку, на которой изображены четыре предметные картинки.
Дети рассматривают карточку, называют картинки, которые изображены и определяют первый звук в слове. По выделенным звукам определяют, какая из картинок на карточке лишняя, объясняя почему. Например, на карточке картинка «кот» лишняя, потому что все остальные картинки начинаются со звука .
Дидактическая игра «Подбери схему к слову».
Цель: совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова.
Игра состоит из предметных картинок и карточек с цветными схемами.
Дети выбирают себе предметные картинки, рассматривают их и выполняют звуковой анализ слова. Затем подбирают нужную схему.
На первом этапе можно использовать карточку с пустой схемой и цветные квадраты, для того чтобы ребенок отмечал каждый звук.
Также игру можно использовать и наоборот: детям предлагается схема слова, а они должны подобрать нужную картинку или придумать подходящее слово самостоятельно.
Дидактическая игра «Цепочка».
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
У каждого ребенка по 6-8 предметных картинок. Первый игрок кладет любую картинку. Затем дети по часовой стрелке кладут ту картинку, в которой название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово — название первого предмета. Если такой картинки не нашлось, ход переходит следующему. Выигрывает тот, кто первым выложит свои картинки.
Все приведенные игры и пособия могут использоваться в непрерывной образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности дошкольников.
Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игра помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые навыки. Я стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование дидактических игры и пособий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и раскрыть речевые и интеллектуальные возможности детей.
Список литературы
1.Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте»./ М., Школьная Пресса, 2019г.
2.Ельцова О.М. «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Часть 1»./ М., Сфера, 2020г.
3.Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2019г.