Какие идеи предложены в игре?
- «Подбери карточку».
Положите перед ребенком карту лото. Рассмотрите вместе с ним картинки на маленьких карточках. Предложите малышу найти те карточки, которые подходят к схемам, изображенным на игровом поле. По мере отбора подходящих карточек ребенок заполняет все пустые клетки. Помогите ребенку, если он ошибся. Уточните у него содержание маленькой карточки и укажите на то, что она не соответствует схеме, которую он заполнил.
- «Отвечай!»
Перед игроками карты лото. У ведущего маленькие карточки. Показывая карточку игрокам, ведущий задает вопрос в такой форме, чтобы ответ мог предполагать присутствие в нем нужного предлога. Например, «У чего стоит цыпленок?», «С чего падает яблоко?» Добивайтесь полного ответа на вопрос: «Цыпленок стоит у лужи», «Яблоко падает с ветки». Если ответ составлен правильно, то игрок забирает карточку и закрывает ею соответствующее поле. Победитель оценивается не только по заполненным полям, но точным ответам.
- «Четвертый лишний»
Игровым материалом являются только маленькие карточки. Взрослый создает несколько групп карточек. Их можно заготовить заранее, перед игрой. В одну группу входят три карточки с одним предлогом, а четвертая — с другим. Раскладываете перед ребенком карточки одной группы. Предлагаете ему найти лишнюю и объяснить свой выбор.
- «Подбери к схеме»
Взрослый выкладывает перед ребенком три маленькие карточки на разные предлоги. И предлагает подобрать к схеме подходящую карточку.
- «Кто самый быстрый?»
Количество участников игры — 2-3 человека. У них по одной большой карте. Перед игроками лежат все маленькие карточки. Задача — отобрать все карточки в соответствии со своей схемой. По сигналу дети начинают заполнять клетки игрового поля маленькими карточками. Кто быстрее всех справится с заданием, побеждает.
- «Опиши!»
а) Отберите карточки с одним предлогом. Предложите ребенку описать действия на картинке. Не забывайте, что ребенок должен составить полное предложение с использованием предлога.
Дидактические пособия по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР.
Большакова Лидия Михайловна
Учитель-логопед
МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Надыма
Игры с предлогами
При формирование грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Значительную помощь учителю-логопеду при обучении детей использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи в соответствии с законами грамматики оказывают разнообразные дидактические игры.
Дидактическая игра «Бросайка»
Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.
Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.
Дидактическая игра «Поезд»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов
В, НА, ПОД
.
На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:
Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем — со словом ПОД.
Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле»
Дидактическая игра «Придумай предложение»
Цель:
активизировать словарь по лексическим темам: «Мебель», «Грибы», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:
Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки с тремя окошками и с двигающим вкладышем на примере математического Абака на котором изображена схема предлога, два окошка с опорными картинками и одно окошко пустое, детям предлагается подобрать предлог и придумать предложение.
Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.
Дидактическая игра «Веселая полянка»
Цель:
активизация словаря по лексической теме «Насекомые», закрепление навыков употребления в речи предлогов.
Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.
Игры на закрепление предлогов
Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре.
Подбери пару
Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.
Действие – карточка схема
Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: «где находится ручка?» и (если уместно) «откуда ручку достанем?»
- Ручка на книжке
- Ручка под книжкой
- Ручка в книжке
- Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
- Ручка над книжкой
- Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
- Ручка между книжками
Игра «Сделай по команде»
Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.
Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.
Малышам будет интересно посмотреть на видео
Что такое предлог и зачем он нам нужен?
Предлог – небольшое слово, которое помогает связать один член предложения с другим и получить осмысленную фразу.
Возьмем выражение «Я иду к маме с игрушкой». На английском, как и на русском, в нем 2 предлога: I’m going to mother with my toy
Обратим внимание, что английские слова не изменяют свои окончания, то есть, если убрать предлоги в русском, мы получим «я-иду-маме-игрушкой», а в английском: «я-иду-мама-игрушка». Выходит, что предлоги в английском языке не только связывают слова, но и придают им нужное значение. Давайте узнаем, как же выглядят, произносятся и пишутся основные предлоги английского языка
Давайте узнаем, как же выглядят, произносятся и пишутся основные предлоги английского языка.
Слайд 3Например: игра «Играем в прятки с Мишкой».Возьмите в руки любимую игрушку
ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать».Мишка закрывает глаза (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и начинает искать конфету
ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…
Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку)В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять по желанию ребенка, но обязательно менять каждый раз ее сюжет.
Как у детей возникает потребность говорить?
Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо, чтобы:
- ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
- общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
- взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
- ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.
Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.
Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.
Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.
1. Появление потребности в предмете
Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д
Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого
2. Взрослый помощник
Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.
3. Появляется слово
Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится. Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации
Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится
Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации. Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.
Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов
В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным
Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы. Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи
Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.
Работа ведется по следующим направлениям:
- выделение начального и последнего звука в слове;
- подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
- задания на различение твердости−мягкости;
- закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».
Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.
В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.
«Живые звуки»
Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.
Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.
«Подели на группы»
Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.
«Звуковое лото»
Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.
Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.
Постоянно разговаривайте с ребенком!
Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т. д.
Пока ребенок не научился складывать слова во фразы, постоянно комментируйте свои действия. Это поможет малышу связать звуки с движением и запомнить слова и выражения. Родной язык маленький человек изучает, как иностранный, нужно об этом помнить. Помогайте ему быстрее освоиться в мире звуков.
Не забывайте называть и свойства предметов, а не только их название. Например, мягкий коврик или гладкий стул. Сравнивайте величину и количество предметов. Например, покажите ребенку, что на его кофточке пуговицы маленькие, а на вашей — большие. Положите в тарелку еду и скажите: здесь мало каши, а здесь — много.
Используйте методические пособия, развивающие речь, дидактический материал. Но никакие пособия не заменят эмоциональную речь родного человека — мамы. Для ребенка голос матери ассоциируется с лаской, заботой, безопасностью и другими важными моментами в жизни.
‹Предыдущая
›Следующая
Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ОНР
У большинства дошкольников с общим недоразвитием речи с трудом формируются пространственные представления. Дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, ошибаются в определении правой и левой сторон предмета, в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, то есть в употреблении предлогов с падежными формами. Предлоги помогают достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. Дети с ОНР часто пропускают предлог или воспринимают его как часть слова.
Имеют место следующие нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций:
1. Пропуск или замена предлогов.
Дошкольники с ОНР пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через. Дети смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения. В речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.
2. Замена одной предложно-падежной конструкции другой (Самолёт летит под лесом.)
3. Неправильное употребление падежного окончания существительного (Мяч лежит под скамейка.)
4. Неправильное употребление предлога и падежного окончания (Яблоко упало из ветка.)
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.
Учитель-логопед формирует у детей правильное представление о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами.
Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и простых фраз.
Предложно-падежные конструкции могут обозначать местонахождение предмета, место действия, направление. Один и тот же предлог в различных предложно-падежных конструкциях имеет различные значения. Поэтому при проведении логопедической работы уточняются и дифференцируются различные значения одного и того же предлога
В первую очередь уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Затем мы учим детей выделять предлог хлопком в ряду «маленьких слов».
Далее дошкольникам предлагается задание на понимание обобщенного значения предлога: Ваза стоит на полке. Где ещё может стоять ваза? (На столе, на окне, на комоде и т.д.)
В занятия включаются упражнения на закрепления правильного употребления в речи предложных конструкций, составление словосочетаний и предложений.
В связи с тем, что детям с ОНР легче строить высказывание с наглядной опорой, предлагаем составлять предложения с использованием наглядного пособия, состоящего из двух картинок и схемы предлога.
Работа предусматривает составление нескольких предложений, так как картинки размещаются на передвижных линейках, а схема предлога меняется.
Предлоги
Используя пособие, логопед проводит игры: «Соедини – не ошибись», «Подбери картинку», «Составь предложение», «Исправь ошибку» и др.
В этих играх требуется подбор антонимов, синонимов, что способствует активизации словаря. Играя, дети с удовольствием включаются в процесс обучения.
Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Игры способствуют осознанию ребенком предлога как маленького, имеющего самостоятельное значение слова.
Систематическая работа над правильным употреблением предлогов помогает скорректировать грамматический строй речи и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе у детей с ОНР.
Литература:
1. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987.
2. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. – СПб.: Детство-Пресс, 1991.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2000.
Кострюкова И. А.,
учитель-логопед
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеоархив
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Весь видеоархив — 1259
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Вопрос-ответ
Почему так называются?
Когда падеж еще не родился, никто не знал, какое выбрать для него имя. Поэтому назвали его Именительный. После рождения малыш стал называться более подходящим именем – Родительный. Окружающие умилялись ему и старались что-нибудь дать. Так появилось название Дательный. Но очень любил малыш поозорничать. За непослушание его винили. Так появилось имя Винительный. Как стал постарше, стал творить добро и назывался теперь Творительный. Он был рад предложить свою помощь и прославился, как Предложный. Когда о нем рассказывали, то вспоминали все его имена.
Как отличить именительный, родительный и винительный падежи?
Только в именительном падеже существительное всегда без предлога. Чтобы отличить его от других падежей, надо подставить уточняющее слово к вопросу, подходящее по смыслу. Пример: лежит кто, что? – камень, ветка, кошка (и. п.); не вижу кого, что? – камень, ветку, кошку (в. п.); больше нет кого, чего? – камня, ветки, кошки (р. п.).
Лучше, если первое знакомство младших школьников с падежами будет веселым и нескучным. Стихи И. Киселевой и А. Тетивкина раскроют детям принципы склонения, а краткая запоминалка поможет быстро выучить названия. Если рождение Иваном девчонки кажется слишком странным, можно выучить другой стишок. Например, Инна редиску достала, водою теплой поливала. Или другая запоминалка – Иван рубит дрова, Варвара топит печь.
Таблицы с примерами
В школе склонение начинают выполнять с имен существительных. Посмотрим, как изменяются слова. Таблица с примерами №1:
И. п. | весна | пешеход | время | яйцо | тень |
Р. п. | весны | пешехода | времени | яйца | тени |
Д. п. | весне | пешеходу | времени | яйцу | тени |
В. п. | весну | пешехода | время | яйцо | тень |
Т. п. | весной | пешеходом | временем | яйцом | тенью |
П. п. | весне | пешеходе | времени | яйце | тени |
Таблица с примерами №2:
Вопрос | Пример №1 | Пример №2 | Пример №3 | Пример №4 | |
И. п. | бежит кто или что? | ручей | Ваня | лось | вода |
Р. п. | далеко от кого или от чего? | ручья | Вани | лося | воды |
Д. п. | подхожу к кому или к чему? | ручью | Ване | лосю | воде |
В. п. | вижу кого или что? | ручей | Ваню | лося | воду |
Т. п. | любуюсь кем или чем? | ручьем | Ваней | лосем | водой |
П. п. | рассказываю о ком или о чем? | ручье | Ване | лосе | воде |
Видео-урок по теме (3 класс):
Пространственная ориентировка у дошкольников
Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.
- малыш осваивает собственное тело (схему тела);
- потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
- далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
- к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.
Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.
Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:
- предлоги,
- наречия.
Слайд 2Занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в форме интересных
игр, увлекающих детей. Речевые игры с детьми трех лет направлены на:1) развитие мышления ребенка,2) обогащение словаря малыша новыми словами,3) развитие языкового чутья,4) предупреждение грамматических ошибок,5) развитие умения связно выражать свои мысли,6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков.В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать). Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
Слитное и раздельное написание предлогов
А теперь поговорим подробнее о тех самых хитростях этой части речи, про которые мы говорили в начале статьи. Дело в том, что некоторые из предлогов могут писаться слитно или раздельно. И если не знать особенностей их правописания, это может стать проблемой. Разобраться, когда предлоги стоит писать слитно, а когда — раздельно в русском языке, поможет таблица со списком правил и примерами ниже.
Как пишутся все предлоги в русском языке
Вид предлогов
Как писать
Пример
Простые
Одним словом
В мечтах, над пропастью, для защиты
Сложные
Через дефис
Из-под снега, из-за дождя
Составныепроизводные
Слитно
Если предлог образован от наречия.
В некоторых случаях, если предлог образован от существительного в косвенном падеже: ввиду, вместо, вроде, вследствие, насчёт, наподобие.
Обратите внимание: ввиду обстоятельств, но: иметь в виду
Если предлог образован от деепричастия.
В этом случае важно отличать предлог от деепричастия.
Как определить предлог: его можно заменить другим предлогом, а деепричастие — другим деепричастием
Если предлог образован от деепричастия.
В этом случае важно отличать предлог от деепричастия.
Как определить предлог: его можно заменить другим предлогом, а деепричастие — другим деепричастием
Вдоль берега, около дома, напротив дороги.
Вследствие разлуки, насчёт отпуска.
Несмотря на опасность, невзирая на грусть
Раздельно
В некоторых случаях, если предлог образован от существительного в косвенном падеже: в течение, в продолжение, в заключение, в связи, в силу, в целях, по причине, в соответствии, в отношении, за счёт, в виде, по мере.
Обратите внимание: во время работы, но: вовремя пришёл
По мере продвижения, в связи с потопом, в силу обстоятельств
Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!
Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.
Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.
Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.
Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).
Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет. А.Валасина. Пирог.
Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!
Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.
Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)
Текст стихотворения:
Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей. Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк. Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил. Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит». Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось. Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.На стене клубок висит, кошка на клубке лежит». Ой, слова все заблудились и стихи не получились! Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:«На стене висит корзина, а в корзине той картина.У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».
Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья! Вместе будем мы опять эти строчки повторять:« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)». Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!
Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.
Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».
Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).
Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):
Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).
Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»
Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?
Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).
После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.
Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»
Пример картинок для такой игры Вы найдете