Опыт работы учителя-логопеда «инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда доу» (4 фото)

Использование комплекса дидактических игр, интегрированных в игровой модуль «логовил» при формировании звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Ход игры: взрослый и ребенок называют по очереди предметы с

автоматизируемым звуком. Взрослый иногда «ошибается», тем самым

развивая у ребенка внимание, способность к анализу и языковое чутье. 2 вариант игры

2 вариант игры.

Логопед: «Незнайка все время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горки) или слова стоят не на своем месте. Помоги, пожалуйста, Незнайке исправить ошибки!».

5. Построй домик

Ход игры: раскладываем картинки-кирпичики перед ребенком и предлагаем ему построить домик. На первом этаже будут жить картинки, в названии которых автоматизируемый звук – в начале слова, на втором – картинки со звуком в середине слова и на третьем этаже нужно поселить картинки с нужным звуком в конце слова.

6. Мишень

Ход игры: ребенок достает из волшебного мешочка картинки с заданным звуком, называет их во множественном числе. Если выполняет задание без ошибок, стреляет по мишени, если нет, то сначала исправляется,потом стреляет.

7. Пшик-пшик

Ход игры: понадобится пульверизатор с чистой водой, белые салфетки, заламинированные картинки. Ребенок с помощью пульвелизатора смачивает салфетку водой и под ней становится видна картинка. Ребенок называет то, что изображено на картинке, правильно проговаривая автоматизируемый звук. Можно называть только картинку, а можно проговаривать целое предложение, например: «Под белой салфеткой лошадь/молоток/бокал…».

8. Волшебная водичка

Ход игры: понадобится контейнер с водой, которую, в зависимости от того, какой звук (звуки) автоматизируется, подкрашивают в определенный цвет (желтый, голубой, красный, розовый, прозрачный стакан. Под дно контейнера выкладываются картинки. Ребенок опускает стакан в контейнер в цветной водой, прижимая его ко дну, видит картинку и называет её.

Варианты с предложениями: «Я вижу в желтой воде пиджак. Я нашла в голубой воде пугало. Я разглядела в красной воде корову и. т. д.).

9. Шифр (мнемотехника)

Ход игры: ребенку предлагается расшифровать послание по картинкам. Сначала он называет картинки, затем составляет из слов предложения или, с помощью логопеда, складывает двустишие или четверостишие.

10. Шишка – камушек – ракушка

Ход игры: ребенку предлагается выложить ритмический ряд из определенных предметов (шишка – камушек – ракушка). Согласно названному предмету, ребенок выполняет нейроупражнения «Кулак-ребро-ладонь».

11. Прыгни – хлопни – назови

Ход игры: ребенок должен перепрыгнуть препятствие (кубик,палочку, хлопнуть в ладоши и назвать картинку, которую показывает логопед ласково.

12. Бутерброд

Ход игры: понадобятся картинки с изображением овощей, зелени, колбасы, сыра. Ребенок выкладывает картинки, проговаривая действия: «Я положил на хлеб колбасу. На колбасу положил дольку помидора, на помидор положил веточку укропа» и. т. д.

Затем логопед спрашивает у ребенка: «Что у тебя под веточкой укропа?»

Ребенок должен ответить полным предложением : «Под веточкой укропа лежит долька помидора».

Структура дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения дошкольников

Структура дидактической игры любой направленности выстраивается с учетом возрастной динамики развития детей и уровня развития их речи.

По мере активизации речевой деятельности, психических процессов ребенка дидактические игры наполняются новым содержанием.

Игры, ориентированные на коррекцию речевых нарушений, в частности, звукового произношения, имеют структуру, которая отличает их от иных игр, а также от иных коррекционных упражнений. Она имеет следующие составные компоненты:

  1. Наличие коррекционной задачи. Такая задача связана с устранением речевых дефектов, постановкой верного звукового произношения. Данная дидактическая задача особенна тем, что она реализуется в интересной, увлекательной для ребенка форме и он, по сути, не чувствует ее выполнения т.е. он просто играет одновременно развиваясь и совершенствуя свои речевые навыки.
  2. Наличие игровых действий. Они лежат в основе игре и ориентированы на достижение игровой задачи. В силу ее особенностей – ориентация на коррекцию звукового произношения, игровые действия имеют свою специфику. Они выполняются таким образом, чтобы каждое действие затрагивало работу речевого аппарата или же, воздействовало на психические процессы, влияющие на речевую деятельность.
  3. Правила игры. Они направлены на контроль деятельности детей, управление их поведением, действиями, в ориентации на достижение коррекционной игровой задачи. Правила игры здесь связаны с работой органов артикуляции, произнесением отдельных звуков и т.д. Например, в игре может быть запрещено произносить тот или иной звук без совершения какого-то действия или необходимо выполнять движения органами артикуляции для отражения какого-то состояния, передачи своего настроя.

В каждой дидактической игре может быть поставлено несколько дидактических задач. Однако, одна из них является приоритетной т.е

ее выполнению уделяется особое внимание в этой игре, тогда как в других играх, она является незначительной. Такая вариативность игр и игровых задач повышает речевую активность дошкольников и способствует развитию именно тех сторон речи, которые являются более отстающими

При выборе правил игры, важно, сохранять увлекательность игрового действия. Правила не должны ограничивать свободу ребенка и создавать атмосферу напряжения

Авторская интерактивная игра «Построй домик»

по автоматизации звука (с)  в словах в начале слов.

Пояснительная записка к презентации

Презентация рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с нарушениями звукопроизношения.

В презентации используются анимационные эффекты и гиперссылки, которыми могут управлять дошкольники   данного возраста. Дети получают (закрепляют) навыки пользования мышью, клавиатурой. Развивают навыки в КТ. Данная презентация используется   на   индивидуально-подгрупповых занятиях   по   преодолению нарушений звукопроизношения и формированию фонетико-фонематической стороны речи, обучения грамоте.

Целью игры является: создание мотивации детей (с помощью интерактивной игры), направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата (получение правильного подбора предметных картинок и произнесения слов с заданным звуком в начале, середине и конце слов. Обучение детей классификации   геометрической фигуры (прямоугольник) в пространстве. Отбор   кирпичиков для постройки дома с вставленными в них предметными   картинками   с заданным звуком

В игре у дошкольников развивается фонематическое восприятие, правильное произношение, конструктивный праксис, пространственное мышление, внимание, сообразительность; формирование представления детей о геометрических фигурах, их количестве

Краткий ход игры.

Начало игры. Ребёнок с учителем-логопедом сидят возле компьютера. Открывается игра. Ребёнку предлагается наводить курсор мышкой. Педагог руководит ходом игры.

1 слайд- надо   найти кирпичики одновременно выбирая только те, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком. Ребёнок нажимает на квадрат, стрелку с надписью начать.

Слайд№

2 слайд— На слайде изображены контур дома, необходимо провести строительное конструирование. Для строительства дома используем и ведём подбор   кирпичиков с вставленными в них предметными картинки с заданным звуком. Если кирпичик с заданным звуком   выбран правильно, то она переместится   в контур дома. Если геометрическая фигура (прямоугольник) –кирпичик с вставленной в него картинкой выбран неправильно, то она «исчезает». Игра   проходит до полного завершения. Если предметы исчезали- то игру можно повторить. Если предметы в ходе игры не исчезали и лишние остались на экране, то в    конце игровых действий можно проверить и нажать   курсор мышкой. Если   оставшиеся картинки исчезли с экрана, то выбор и произношение предметных картинок с заданным звуком выполнено правильно, в ходе игры ребёнок рассуждает почему та или иная картинка не может быть выбрана, самостоятельно произносит и учится слышать заданный звук в словах.

Результаты реализации  опыта  работы:
сравнительный анализ результатов диагностического исследования речевых способностей воспитанников
учителей-логопедов Сидоровой  Т.С, Кантур Т.Г. за 2013- 2015  учебные годы.

Доклад на педагогический совет из опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста»

Доклад на педагогический совет из опыта работы

« Развитие речи детей дошкольного возраста»

Подготовила : Гилева А.С.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Мояработа

с детьми строится по модели организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей подразделяется на непосредственно организованную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. Приработе над интонационной выразительностью речи я использую с детьми проговаривание: шёпотом, тихо, громко. Для формирования звуковой культуры речи я применяю: артикуляционную гимнастику, чистоговорки, хорошие упражнения для уточнения произношения согласных звуков, дифференциации.

Важно при этом добиваться чёткой артикуляции. У каждого ребёнка зеркало, чтобы дети могли пронаблюдать за положением артикуляционного аппарата (положение губ, зубов, языка). Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день перед завтраком в течение 3-5 мин.(2-3 упр.) Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя

. Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день перед завтраком в течение 3-5 мин.(2-3 упр.) Провожу эмоционально, в игровой форме, сидя или стоя.

План проведения: рассказ об упражнении; показ; выполнение детьми перед зеркалом; проверка правильности упражнений, исправление ошибок; выполнение без зеркала. Упражнения необходимо проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняя упражнения.

Развитие речи связано с развитием

мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому я очень часто в своей практике использую пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, физминутки. Часто использую скороговорки звуков(например, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких)

. Использую дыхательную гимнастику, способствующую формированию правильногоречевого дыхания : пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть в дудочку,и т. д.

По формированию словаря могу предложить следующие формы работы

: пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей; существительными, обозначающими профессии; как можно больше прилагательных, обозначающих признак предмета не имевших места в их собственномопыте ; учить определять и называть местоположения предмета (слева, справа и т. д., время суток, слова синонимы (весёлый — радостный, слова антонимы (белый — чёрный, слова с обобщающим значением(стол, стул, шкаф — мебель.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: