Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Речевые игры для детей 3–4 лет. игры на развитие грамматического строя речи

Содержание коррекционной работы

Звуки по кругу

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 – зеленых, 3 – синих.

Ход игры

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые – для мягких звуков, синие – для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н – начало слова, с – середина слова, к – конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

Игры для развития речи детей 3-5 лет

Внятность и четкость речи ребенка зависят от степени развития мышц языка, челюсти, состояния носоглотки и зубов. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, формы зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т. е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, нужно уделять внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха

Капитаны

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход игры

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто – вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.

«Но вот налетает порывистый ветер, – говорит взрослый, – он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!

Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.

Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:

  • Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
  • Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
  • Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
  • Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
  • Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
  • Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
  • Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.

Игры на развитие слуха

Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.

Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».

Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д

Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.

Пальчиковая гимнастика

Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:

  • Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
  • Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
  • Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
  • Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.

Пальчиковая гимнастика развивает речь

Заучивание стихов, чтение и рассказывание

Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.

Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.

Обратите внимание! В 2017 году Бардышевой Т. Ю

и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.

Внимательный радист

Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания, развитие

Ход игры

Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».

Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук»:

а) с наращиванием ряда: тук-тук – хлоп, хлоп, хлоп и т.д.; хлоп; тук, тук – хлоп, хлоп; тук, тук,

б) со сменой темпа (быстро – медленно);

в) с изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию).

Публикация «Речевые игры для детей 3–4 лет, Игры на развитие грамматического строя речи» размещена в разделах

  • Игры для детей
  • Младшая группа
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
  • Темочки

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

«Чего не стало»

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Начало, середина, конец

Цель: развитие фонематического слуха – научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» – и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н – начало слова, с – середина, к – конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ход игры

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста

В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.

Дети трехлетнего возраста имеют обширный пассивный словарь

В речи ребенка также присутствуют:

  • простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
  • притяжательные местоимения (мой);
  • слова-обобщения (животные, овощи).

Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.

Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.

Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте

Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.

Развитие морфологической стороны речи

Морфологическая система – это царство форм и их речевых свойств. Грамматический строй речи у детей формируется, когда они начинают использовать все части речи.

Систематизация речи дошкольников дает возможность выделить в их речи следующие ошибки:

  • искажение существительных в родительном и предложном падежах;
  • неправильное определение рода существительного и соотношения с ним прилагательного или глагола;
  • придумывание глаголов, опираясь на известные детям аналогии.

Разновидностей ошибок, допускаемых детьми при формировании грамматически правильной речи, значительно больше. Но с каждым годом у ребенка все больше речевого опыта, а фонематический слух способствует восприятию грамматических форм, поэтому масса ошибок устраняется без дополнительного вмешательства.

Игра «Назови ласково»

В ходе этой игры ребёнок будет учиться придумывать из известных ему новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Для этой игры подойдёт любая картинка или семейная фотография.
Начните так: «Не далеко и не близко в одном городе живёт семья, состоящая из папы, мамы и детей Вани и Тани. Дети любят маму и обращаются к ней ласково – знаешь, как? Мамуля, мамочка, мамулечка». После этого нужно спросить у ребёнка, как он ласково называет свою маму.
«Они и папу также ласково называют» – пусть ребёнок предложит варианты (папуля, папочка). «Детей же мама и папа называют Ванюшей, Ванечкой, Танюшей, Танечкой» – после чего спросить, как можно назвать ласково имя малыша. Пусть он ласково назовёт бабушку бабулей, бабуленькой, дедушку – дедулей, дедусей, сестру – сестрёнкой, сестричкой, брата – братишкой, братиком. Далее игру можно перенести на ласковые имена знакомых сверстников ребёнка (Петруша, Валечка, Машенька, Мишутка и т. д.).
В книжке или журнале можно подобрать несложную картинку с пейзажем, рассмотреть её с малышом и попросить его ласково назвать изображённые там объекты: солнце – солнышко, облако – облачко, цветок – цветочек, трава – травка, куст – кустик, дом – домик, окно – оконце, окошко.
Малыш может проявить словотворчество, придумав несуществующее слово, например, попробует сказать ласково «деревьеце». Тогда его следует поправить, сказав, что такое слово могло бы существовать, но люди условились говорить иначе – «деревце».

Маме на заметку!

В эту игру очень удобно играть, находясь в дороге (в поезде, на машине, в автобусе)

Ребёнок может смотреть на мелькающие за окном объекты и придумывать им ласковые названия: деревня – деревушка, дорога – дорожка, дерево – деревце, столб – столбик.Нужно обращать внимание на возрастные особенности малышей до 4 лет. Если играя в такие грамматические игры для детей от 3-х лет, словотворчество малыше в три года идёт только по аналогии (ложка – ложечка, кошка – кошечка, майка – маечка), то в 4 года он уже оперирует различными суффиксами

Поэтому в подобных играх со словами дети оттачивают своё языковое чутьё и способности.
Играя в игры с грамматикой для детей, взрослому необходимо быть очень тактичным с малышом. Поскольку в этих играх последний занимается словотворчеством, то вполне естественно, что он будет допускать ошибки. За них его ни в коем случае нельзя ругать или смеяться над ним. 4-летний ребёнок увлечённо играет со словами, на основе известных форм пытается изобрести что-то новое, а заодно понять языковые закономерности, уловить правила образования новых слов

На этом этапе речевого развития малыш получает громадный речевой опыт, что крайне важно для развития его мышления. Опыт показывает, что дети, с которыми взрослые систематически устраивали речевые грамматические игры, существенно превосходят сверстников, с которыми такая работа не проводилась либо проводилась от случая к случаю, по уровню речевого и умственного развития

С этим соглашаются учёные и учителя начальных классов.

Обучение английскому языку детей 3-4 лет – цели и задачи

Уместно перед началом домашних занятий или уроков в кружке определить, зачем детям 3-4 лет обучаться английскому языку. Составьте короткий список целей и задач, чтобы в дальнейшем ориентироваться на них, подбирая материал занятий.

Перечень может выглядеть так:

• Изучать English интересно и полезно для общего развития
• Английский в будущем расширит горизонты для учебы и работы ребенка
• Уже через несколько лет малыш сможет принимать участие в международных конкурсах и соревнованиях
• В возрасте активного общения мой ребенок сможет общаться через Интернет со сверстниками из разных стран
• Изучение иностранного языка поможет моему ребенку привыкнуть к учебному процессу и относиться к знаниям с уважением и интересом

После составления списка целей обучения английскому детей 3-4 лет, стоит составить подробный план занятий.

10 игр для детей 3 лет на английском языке

Игра – это любимое занятие любого малыша. Через нее он познает мир, отдыхает, веселится и радуется. Среди игр для детей 3 лет на английском языке стоит выбирать простые, максимально не вызывающие умственного и психоэмоционального напряжения у ребенка. Легкость выполнения заданий и легкость в познании нового – ключ к успеху!
Родители могут выбрать любую из следующих игр:

1. Прятки, считалочки со счётом на английском языке
Попросите ребенка досчитать до 10 на английском, прежде чем сделать какое-либо действие (найти вас в квартире или доме), отыскать «пропавший» волшебный предмет. Он может выяснить, кто первым ходит в настольной игре, с помощью простой считалочки на английском по порядку цифр.

2. Съедобное и несъедобное
Бросая мяч, называйте предметы на английском, чередуя примеры съедобными лакомствами и несъедобными предметами. Предложите ребенку отвечать «Да» или «Нет» на английском – Yes or No?

3. Опиши картинку, игрушку, погоду, предмет
Ребенок должен использовать как можно больше уже известных ему английских слов, описывая что-либо.

4. Настольные игры
В детском отделе книжных магазинов сегодня множество вариантов «настолок» для малышей на английском языке. Привозите их из поездок, просите привезти их из-за границы знакомых и друзей семьи. Это и развивает логику, и ускоряет освоение английского языка!

5. Выбери картинку
Вам понадобятся карточки (можно – логопедические, без подписей на русском) с изображением цветных предметов, геометрических предметов. Предлагайте ребенку объединять их в группы по цветам, называя их по-английски.

6. Назови слог
Устная игра. Называйте ребенку вслух английские слова, пропуская окончания, чтобы он договаривал их сам. Для этих целей лучше всего подойдут рифмованные стишки (например, детские лимерики).

Читайте на сайте: изучение английского языка самостоятельно

7. Примерь роль.
Предложите малышу исполнить роль папы или мамы, которые живут далеко-далеко отсюда и умеют говорить только на английском, а игрушка пусть будет ребенком.

8. Хлопок в ладоши.
Поставьте ребенку задачу хлопать в ладоши каждый раз, когда он услышит какой-то слог или букву, а затем называйте как можно больше слов с ними.

9. Рисуем друга из Лондона.
Ребенок рисует мальчика или девочку, которые могли бы жить только в Лондоне и стать ему друзьями. А затем описывает их по-английски, рассказывает, чем они увлекаются и что делают по выходным. Задание понравится детям, любящим рисовать и заниматься поделками.

10. Поем и пляшем.
Найдите пару детских английских песенок и разучите их вместе с малышом, а затем исполните дуэтом, дополняя выступление веселыми танцами.

Лягушки-квакушки (Возраст – 4 года)

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания.

Материал: шнур, стулья.

Ход игры

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга – «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий декламирует:

По тропинке, по дорожке
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква,
Скачут, прыгают лягушки.
Ква-ква-ква.

Дети, сидящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают «лягушек»). «Лягушки» прыгают в «болото»: перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки, произнося «ква-ква» с глубоким выдохом.

В конце игры ведущий просит детей потянуться, поднять вверх руки, посмотреть на них (вдох).

Игра «Загадки»

С помощью игры «Загадки» ребёнка можно ближе подвести к овладению сложным, но очень важным умением последовательно, логично и выразительно описывать предметы и картинки. Всё те же дети – Ваня и Таня обожают отгадывать загадки. Мама может предложить придумать для них вместе с малышом загадки по картинкам либо вполне реальным фруктам и овощам. Мама будет начинать, а чадо должно ей помочь, подсказывая слово. Но есть правило – отгадку произносить нельзя, её необходимо отгадать.

  • На картинке нарисована репа. «Она жёлтая, как… (солнышко, банан, одуванчик, дыня, цыплёнок). Она сладкая, как… (мёд, сахар, конфета). Она круглая, как… (клубок, мячик). Что же это такое?»
  • На картинке нарисован огурец. «Он длинный, как… (палка, морковка, карандаш). Он зелёный, как… (листочек, кузнечик, травка). Он сочный, как… (яблоко, слива, груша, арбуз). Что же это такое?»

Аналогичные загадки можно продолжить придумывать о других дарах природы, упоминая их форму, размеры, цвет, вкус. Все придуманные вместе загадки можно записать и «издать» «Книгу загадок» под его авторством. Можно сложить пополам несколько листов из альбома и прошить их по линии сгиба, украсить обложку. В получившуюся «книгу» записать красивым почерком загадки, придуманные вместе с чадом, сопроводив их соответствующими картинками. Эту книгу малыш может с гордостью показывать друзьям и родственникам

Его первая книга позволит ему наглядно увидеть результаты собственных усилий и вызовет интерес к родной речи, что очень важно для её развития.Игры со словами являются важным элементом развития дошкольника, поскольку развивают его языковые способности. В отдалённом будущем ему проще будет осваивать и иностранный язык

Этапы и задачи

Водичка

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.

Методики обучения английскому языку детей 3 лет: подробный разбор

Существует несколько общепризнанных методик обучения детей 3 лет английскому языку. Среди них выделяют наиболее результативные:

• Система обучения по Зайцеву
Регулярные занятия проводятся с использованием специальных игровых кубиков. Они различны по весу, цветам, издают разные звуки. На грани кубиков нанесены слова и слоги на английском языке. Так ребенок учится воспроизводить по памяти простейшую лексику и знакомится с фонетикой иностранной речи.

• Система Домана
Эта программа предполагает просмотр красочных карточек с изображениями и словами. Называя и повторяя за педагогом или родителями названия нарисованных предметов, дети 3 лет активно используют зрительную память.

• Изучение в игровой форме
Конечно, для детей 3 лет это наиболее эффективная методика обучения английскому языку

Не акцентируя внимание на том, что в данный момент ребенок занимается, можно достичь высоких результатов за короткое время. До 5 лет дети все воспринимают через игру, поэтому стоит использовать ее во благо для развития и роста знаний малыша

Конечно, сегодня существует множество языковых центров, принимающих на обучение маленьких детей. Однако даже занятия с педагогом в группе стоит дополнять несложными упражнениями и играми дома, чтобы процесс шел корректно и быстро. Делать это под силу даже самым занятым родителям:

Занятия английским языком для детей 3 лет: инструкция для родителей

Мамы и папы могут следовать этим несложным рекомендациям, чтобы занятия английским у детей 3 лет были успешными:

• Рассматривайте с малышом книжки с красочными картинками, комментируя рисунок и предлагая ему называть цвета (предметы, персонажей) на иностранном языке
• Бытовые обращения, приветствия и прощания постепенно адаптируйте к английскому

Примеры:

• Старайтесь всегда хвалить ребенка за успехи английскими словами

Примеры:

• Предлагая разные блюда на выбор, акцентируйте внимание на их английских названиях и просите ребенка повторять их за вами

Соблюдая даже такие простые правила, дополняющие занятия английским у детей 3 лет, не стоит забывать и об основном «инструменте» влияния на получение знаний – игры.

Игра «Кто что делает?»

У детей в процессе данной игры, входящей в серию «Грамматические игры для детей от 3-х лет», развивается внимание к слову (языковое чутьё) и умение подбирать самые точные слова по смыслу. Она предназначена для четырёхлеток, которые учатся отличать смысловое значение приставок (налить, залить, полить, вылить, перелить, пролить)

  • Ваня и Таня любят помогать маме. Пусть ребёнок догадается, что они умеют делать и попытается вставить пропущенное слово. Они умеют … (подметать) пол, … (стирать) бельё, … (вытирать) пыль, … (мыть) посуду, … (расставлять) чашки и тарелки на стол, … (раскладывать) столовые приборы, … (убирать) на место игрушки. А затем спросить, помогает ли малыш маме, папе, бабушке и дедушке, в чём и как?
  • Можно начав наливать в лейку воду, призвать малыша на помощь и спросить его, что мама делает. Если ребёнок затрудняется сказать, нужно назвать производимую операцию со словом «наливать». Затем спросить, что мама дальше собирается с ней делать («поливать» грядки). Поливом можно заняться вместе с чадом, позволить ему действовать самостоятельно, подсказывая, что правильно поливать не само растение, а землю под ним. Также, «выливая» остаток воды из лейки спросить, что теперь мама делает. А пролив как бы невзначай немного воды, спросить, что произошло (мама «пролила» воду).
  • Нужно предложить малышу поиграть: мама будет изображать какое-то действие (наливает воду, поливает грядки, выливает воду, случайно проливает воду), а ребёнку нужно угадать, что она имела в виду. Далее мама жестами изображает одно из этих действий, а ребёнок пытается угадать. Затем можно поменяться с ним ролями.

Есть ещё множество слов, с которыми можно проводить аналогичные игры:

  • Перепрыгнул через скакалку, ручеёк, скамейку; спрыгнул со скамейки, пенька; подпрыгнул на кровати, полу; запрыгнул в кольцо; выпрыгнул из кольца.
  • Закрыл портфель; открыл портфель; перекрыл кран; прикрыл одеялом; накрыл полотенцем.
  • Заехал в гараж; объехал яму, приехал домой, выехал из гаража.

Можно иначе поиграть в подобные игры со словами: пусть ребёнок выберет из списка глагол, который изобразит жестом либо другим способом, например, показать машинкой, как она заезжает в гараж. Взрослый же должен угадать действие и соответствующий ему глагол. Потом роли можно поменять. Эту игру удобно проводить в смежных комнатах: в одной показывается действие, пока дверь в неё закрыта. Находящийся в коридоре водящий должен угадать, что происходит за дверью. Другим вариантом будет завязывать водящему глаза.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня:
    • 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
    • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
    • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

План уроков английского языка для детей 3 лет на неделю (таблица)

Недельный план уроков английского языка для детей 3 лет от Tap to English – это пример для родителей. Наполнение занятий подбирается отдельно из открытых источников – интернета, книг, приложений и так далее. Самое главное – постараться включить в процесс как можно больше полезных и захватывающих игр и своевременно «переключать» малыша с одной деятельности на другую, чтобы он не заскучал.

День недели

Время дня

Структура занятия

ПОНЕДЕЛЬНИК

УТРО

Работа с карточками

Разучивание 2-3 новых слов

Игра

ДЕНЬ Просмотр мультика на английском

Разбор книги с картинками

Работа в моб.приложении для детей

ВЕЧЕР Повтор слов, изученных утром

Заучивание песни или короткого стихотворения

ВТОРНИК УТРО Повтор стихотворения или песни, выученной накануне

Просмотр мультика на английском

ДЕНЬ Игра (на выбор)

Мультик на английском

ВЕЧЕР Повтор слов, изученных вчера утром

Заучивание новых 2-3 слов

СРЕДА УТРО Повтор слов

Повтор песни или стихотворения

Игра (на выбор)

ДЕНЬ Работа по карточкам (на выбор)

Заучивание новых 2-3 слов

Повтор выученных за 3 дня слов

ВЕЧЕР Мультик на английском
ЧЕТВЕРГ УТРО Повтор выученных накануне слов

Разучивание новой песенки на английском или стихотворения

Игра (на выбор)

ДЕНЬ Работа в мобильном приложении

Повтор песенки или стихотворения

ВЕЧЕР Мультик на английском

Повтор выученных вчера слов

ПЯТНИЦА УТРО Работа с карточками

Рисунок на тему (с использованием английских слов)

ДЕНЬ Повтор песни или стихотворения

Повтор слов, выученных на неделе

Мультик на английском

ВЕЧЕР Мультик на английском
СУББОТА УТРО «Выступление» перед домашними с любым изученным на неделе стихотворением или песенкой
ДЕНЬ Поход в парк, кино или на фестиваль, просмотр фильма про Великобританию или английских детей с дальнейшим обсуждением на английском
ВЕЧЕР Отдых
ВОСКРЕСЕНЬЕ УТРО Разучивание 2-3 новых слов
ДЕНЬ Мультик на английском
ВЕЧЕР Отдых

Стоит отметить, что это примерный план занятий: каждый ребенок индивидуален. Кто-то обладает достаточной усидчивостью и с интересом примет участие в каждом из пунктов плана. А кому-то будет тяжело заниматься этим ежедневно. Каждый родитель принимает решение по продолжительности, наполнению и периодичности занятий самостоятельно, исходя из знания особенностей характера своего малыша.

И самое главное – в обучении английскому, как и во всем остальном, ориентируйтесь ТОЛЬКО НА РЕБЕНКА И ЕГО ИНТЕРЕС. Не старайтесь достичь за его счет собственных целей. Ребенок, вовлеченный в процесс, не будет испытывать недовольства и расстройства перед, во время и после занятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: