Профориентационная игра-конкурс «путешествие в мир профессий»

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игры Тема игры. Ее цель
Дидактическая игра «Назови профессию» Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
«Кто где работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.
Кто это делает?» Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Нарисуем портрет» (речевой) Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Для человека какой профессии это нужно?» Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Игра «Накроем стол для кукол». Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях

Развивать внимание

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем. Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду

Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):

Два-три года:
Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).

Три-четыре года:
Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т

д.
Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.).

Четыре-пять лет:
Аккуратно складывает и убирает одежду.
Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.

Пять-шесть лет:
Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
Может оценить результаты своей деятельности.
Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.

Шесть-семь лет:
Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
Создаёт поделки на основе собственного замысла.
Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.

Таблица: протокол диагностики

Фамилия, имя ребёнка Умение принять цель труда Умение выделить предмет труда Умение предвидеть результат труда Умение спланировать трудовой процесс Умениеотобрать необходимое оборудование Освоение трудовых навыков и умений
ФИО ребёнка Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень

Уровни оценивания:

  • Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
  • Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
  • Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.

Трудовое воспитание нацелено на развитие навыков самообслуживания, умения поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на участке, приобщение детей к уходу за растениями и животными, развитие полезных практических навыков ручного труда. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятия Тема
Классные часы. Беседы 1. «Мой дом — наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду — главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания 1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад 1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы 1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет

Форма мероприятия Тема, цель
Игры на развитие навыков самообслуживания 1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» — учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду
2. «Путешествие в страну чистоты» — воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым
5. «Одень куклу» — закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» — закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд) 1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» — приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности
2. Игра — соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» — воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых 1. С.Р.И. «Нефтяники» — воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
2. С.Р.И. «Космонавты» — расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ 1. «Кто трудится в детском саду» — учит различать профессии взрослых по существенным признакам.
2. «Порядок в шкафу» — формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» — закреплять последовательность стирки кукольного белья.
4. « Моя одежда и обувь» — воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.
5. «… И зубной порошок!» — Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.
6. «Культура поведения во время приема пищи» — закреплять навыки культурного поведения за столом.
7. «Чистота тела» — закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Досуг 1. Досуг «Что такое личная гигиена» — закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» — формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Значение ранней профориентации в ДОУ

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.

Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.

Значение трудовой деятельности в формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Определение 1

Труд – это одной из важнейших средств воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

Посредством труда у детей дошкольного возраста происходит формирование личности, складываются коллективные взаимоотношения. В рамках современного детского сада процесс воспитания организуется таким образом, что сочетаются разнообразные виды детской деятельности, направленные на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Особую роль в данной совокупности имеет трудовая деятельность, которая помогает понять детям значимость собственного труда и труда других людей, формирует уважительное отношение к продуктам труда, кроме того дети учатся работать в коллективе. Работа в коллективе способствует формированию таких качеств как взаимовыручка и взаимоподдержка, а также навыков эффективного взаимодействия с другими участниками трудовой деятельности.

Замечание 1

Трудовая деятельность является основной жизни каждого человека. Труд развивает ребенка, поддерживает его и помогает самоутвердиться в обществе. Однако взрослым необходимо помнить, что трудолюбие не является врожденным качеством, его следует воспитывать и развивать с самого раннего детства.

Организованная трудовая деятельность в рамках ДОО, способствует развитию многих личностных качеств у детей дошкольного возраста. Особое значение она имеет для формирования у детей коммуникативных умений.

Определение 2

Коммуникативные умения – это определенные навыки общения и способность правильно выстраивать собственное поведение и уметь управлять им в соответствии с основными задачами общения.

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в ДОО осуществляется посредством различных видов деятельности (игровой, двигательной и трудовой).

Значимость формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста состоит в том, что именно коммуникация является важнейшим средством обмена информацией между участниками общения. Посредством коммуникации осуществляется передаче информации, дети имеют возможность делиться друг с другом собственными мыслями и чувствами.

Дети дошкольного возраста выступают в качестве субъектов коммуникативной деятельности, так как являются ее активными носителями. Именно поэтому формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных умений имеет большое значение в их общем развитии.

Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Основной особенностью формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных умений является то, то дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже достаточный словарный запас, что позволяет им логично и понятно излагать свои мысли, чувства и желания.

Овладение умениями и навыками коммуникативной деятельности очень важно, так как коммуникация помогает детям взаимодействовать друг с другом в процессе работы, игры и т.д. Замечание 2

Замечание 2

Большое значение для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста имеет такой вид трудовой деятельности, как трудовые поручения.

Трудовые поручения являются одной из наиболее простых форм трудовой деятельности. Суть трудовых поручений заключается в том, что воспитатель дает ребенку поручения в устной форме, в виде просьбы или указания. Ребенок, выполняя поручения воспитателя, ощущает собственную значимость для коллектива.

Трудовые поручения могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Вне зависимости от того, какой вид поручения используется, они способствуют развитию коммуникативных умений. В том случае, если поручение дается воспитателем в индивидуальной форме, то это способствует развитию коммуникативных умений между взрослым и ребенком. Если же поручение дается воспитателем нескольким детям, то оказывается влияние на формирование коммуникативных умений между ребенком и взрослым, а также между детьми.

Кроме того, воспитателю необходимо помнить, что формирование коммуникативных умений, осуществляемое в рамках трудовых поручений, требует использования и иных видов деятельности, с целью их закрепления и расширения.

Организуемые трудовые поручения, должны обязательно учитывать возрастные и индивидуальнее особенности дети, их трудовые умения и навыки. Только в этом случае можно будет получить ожидаемый результат сформированности коммуникативных умений.

Давая ребенку дошкольного возраста трудовое поручение, воспитателю следует ориентироваться не только на развитие трудовых навыков, но и коммуникативных умений. В данном случае под коммуникативными умениями подразумеваются знания о правилах и приемах вербального общения, способностях понимать и самостоятельно применять в повседневной жизни, а также овладение невербальными средствами общения (жесты, мимика, поза и т.д.)

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах

Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. Задачи трудового воспитания в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется, обычно, двумя способами:

  1. Организация совместной деятельности детей, педагогов. Организация воспитателями различных бесед, сюжетно-ролевых (дидактических) игр для знакомства с видами труда и профессиями взрослых;
  2. Непосредственная демонстрация труда взрослых, совместное с родителями изготовление дидактических игр («магазин», «мастерская», «парикмахерская» и т.д).

В младшей группе трудовое воспитание, в основном, базируется на формировании простейших навыков самообслуживания и хозяйственного труда, в то время, как в средней и старших группах дети получают знания о труде, вовлекаются в общественные работы.

Ход занятия

1. Организационный момент

Круг радости.
Крепко за руки и возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбаемся вокруг,
Ты мой друг и я твой друг.
(дети встают в круг, слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются за парты)

— Сядьте.  
— Что ты сделал(а) — Я сел(а) 
— Наденьте наушники. — Я надел (а) наушники.
— Саша, спроси у Кати, как ты слышишь? — Я слышу хорошо.

3. Основная часть

— Знаете ли вы, что такое профессия?
— Профессия это труд, которому
человек посвящает свою жизнь.

— Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть
Сегодня многие нужны,
И интересны и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

— У ваших родителей разные профессии.

— Давайте расскажем, друг другу о том кем работают ваши мамы и папы.

— Но не забывайте, что отвечать нужно полным предложением: «моя мама работает…» или «мой папа работает…»

(Дети по очереди рассказывают о профессиях своих родителей. При необходимости воспитатель помогает с ответом.)

— Молодцы. Давайте сейчас немного поиграем.

— Я начну предложение и кину мяч.

Тот, кто из вас его поймает, продолжит моё предложение.

Врач людей… (лечит).
Учитель детей… (учит).
Пожарный пожар… (тушит).
Повар… (варит, готовит).
Парикмахер волосы… (стрижет, укладывает, причёсывает).
Полицейский за порядком… (следит).
Швея одежду… (шьет).
Пекарь хлеб… (печет).
Доярка коров… (доит, кормит).
Строитель дома… (строит).
Продавец в магазине… (продает).

Физкультминутка

— Дети, становитесь в круг. Ваша задача: если я говорю правильно — хлопайте в ладошки, если не правильно — топайте.

  • Врач лечит детей.
  • Дворник подметает двор.
  • Повар фотографирует.
  • Парикмахер варит.
  • Прачка стирает.
  • Водитель рисует.
  • Учитель учит детей.
  • Художник поливает цветы.

— Очень хорошо вы поиграли и правильно отвечали.
— Я думаю, вы готовы для более серьёзных заданий, потому что вы знаете много разных профессий.
— Мы поделимся на две команды, и проведем викторину «Я знаю профессии».
— Задание номер один. Посмотрите, какие я вам покажу картинки.
— На них изображены люди разных профессий.
— Каждая команда по очереди будет называть профессию. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде.
— За каждый правильный ответ команда получает фишку. (Воспитатель показывает изображения представителей разных профессий (10 картинок). Команды по очереди дают ответы.)
— Задание номер два. Вы будете отгадывать загадки.

Причесываю, стригу,
Модную прическу сделать могу. (Парикмахер)

Веду отважно самолёт.
Людей и груз беру на борт. (Пилот.). Вам продам любой товар,
Упакую в целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить вам предложу

(Продавец)

Вам продам любой товар,
Упакую в целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить вам предложу. (Продавец)

Шить умею и кроить
И заплатку прикрепить. (Портной)

Почему меня боятся Взрослые и дети?
Ведь жужжащая машина Людям зубы лечит! (Стоматолог)

Учу я детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

Встаем мы очень рано, ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

С огнем бороться мы должны —
С водою мы напарники.
В беде мы людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)

Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки обеды? (Повар)

Каждая команда считает свои фишки вслух, по очереди.

Объявление победителей. Награждение.

— Ну, а сейчас, у нас интересная игра, называется «Волшебный мешочек»

— Вы, по очереди выходите ко мне, и на ощупь определяете, какой предмет находится в мешочке, и к какой профессии он относится.

Конкурс «Четвертый лишний»

— Найдите лишнее слово. В какой профессии нельзя обойтись без этих предметов?

1. Кисть, краски, рубанок, картина (художник)
2. Билет, деньги, поварешка, автобус (кондуктор)
3. Ножницы, молоток, гвозди, дрель (столяр)
4. Овощи, градусник, кастрюля, нож (повар)
5. Карандаш, расческа, ножницы, зеркало (парикмахер)
6. Письма, газеты, указка, сумка (почтальон)
7. Градусник, молоток, шприц, таблетки (врач)
8. Ножницы, каска, ткань, иголка (швея)
9. Ведро, ложка, корова, молоко (доярка)
10. Кирпич, каска, огнетушитель, лестница (пожарный)

Молодцы ребята, с заданием справились!

Закрепление пройденного материала. Итог занятия.

— Как называлась беседа?
— Что мы делали на занятии?                — Говорили, отвечали на вопросы, играли.

— Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессий. Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям.

— Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны.

— Вот видите, все профессии по-своему важны и нужны.

Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей

Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:

  • слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых;
  • нарушения в речевом развитии, как следствие — низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.

Алгоритм работы со слабослышащими детьми:

  1. Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия — зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ — педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
  2. Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний. На заметку педагогу: хорошие отзывы получил мультсериал «Калейдоскоп профессий», созданный в рамках проекта «Навигатум».

Игровые комплексы

Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств.

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.

Подведем итоги

Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников.

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: