Как Вадим Бондарь стал офтальмологом
— Помните момент, когда вы поняли, что хотите заниматься глазами?
— Я и сейчас немного жалею, что не занимаюсь всем остальным, потому что медицина — вообще очень интересная вещь. Я сначала хотел быть педиатром, но потом меня заинтересовала и генетика, и отчасти хирургия.
В итоге я пришел в офтальмологию, потому что там была и педиатрия, и генетика.
Сейчас осталось то, чем я занимаюсь — это в основном генетические заболевания, редкие генетические заболевания и общая офтальмология — такие у меня практические занятия сейчас. Просто очень интересно.
— Сколько вам было лет, когда вы решили стать врачом?
— Мне было лет 17. Я думал, кем я буду. Либо фундаментальным биологом, либо врачом. И я все-таки решил стать врачом, потому что до этого много читал такие книги, как «Эгоистичный ген».
Было такое издательство «Мир» в Советском Союзе, публиковало переводную литературу — молекулярную биологию, просто биологию. Это очень интересная и захватывающая литература, которая позволяет расширить свое представление о мире и понять, как он устроен.
Поэтому мне хотелось быть фундаментальным биологом. Но когда я к этому ближе подошел, начал понимать, что клиническая медицина может недалеко отходить от этого, может быть сильно имплементирована в биологию и во все исследования — безграничная специальность.
Вадим Бондарь
— Были занятия, какие-то кружки биологические? Вы сами читали?
— Мы читали. У меня был приятель, который поступил на биофак, потом уехал в Соединенные Штаты Америки, у нас были одни книги на двоих, потому что они стоили дорого. По-моему, в районе метро «Рижская» или «Алексеевская» было издательство «Мир», и мы шли туда пешком, покупали там книги, потому что они там были дешевле, чем в книжном магазине, но все равно это было дорого. Эти книги мы читали, этого было достаточно.
— Интересно. Из детей у вас кто-то интересуется биологией?
— Сейчас старший сын поступает в мединститут.
— Как вы к этому выбору относитесь?
— Я считаю, что это очень хорошая профессия.
— Как это у него произошло, что повлияло?
— Я думаю, что он смотрит на меня в этом плане. Когда сын был маленький, мы очень часто обсуждали вопросы биологической эволюции, это тоже очень интересный раздел. У меня есть книга, которая посвящена эволюции органов зрения. Когда я рассказывал, ребенок в это вовлекался. Наверное, в нем это осталось, и сейчас он тоже хочет стать врачом.
— У вас много книг для родителей?
— Для родителей сейчас две. Одна — общемедицинская, я бы даже сказал, научно-популярная.
Книги Вадима Бондаря:
«Дальнозоркость у детей. Книга для родителей» (2022)
«Про зрение для ответственных родителей» (2021)
«История зрения: путь от светочувствительности до глаза» (2020)
— К чему у сына интерес сейчас?
— Непонятно, пока просто поступает, сейчас только сдали документы (интервью состоялось в июле 2022 года. — Примеч. ред.).
— Волнительный момент. У своих детей вы за чем следили, когда речь шла о глазах?
— Мой средний ребенок носит очки, у него дальнозоркость выше нормы.
Не надо зацикливаться на глазах, есть другие проблемы, которые важно не пропустить. — Выдыхаем и спокойнее?
— Выдыхаем и спокойнее?
— Да.
Фото: freepik.com, pexels.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Пособие ‘Пощупай рукой, определи ногой!’
Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.
Описание пособия. Состоит из семи больших напольных досок с разными поверхностями, десяти деревянных коробок с прямоугольными отверстиями вместо одной из боковой сторон (внутри каждой коробки расположен образец поверхности), десяти круглых вкладышей с аналогичными поверхностями (располагают в углублениях на верхней поверхности коробок) (см. фото 1).
Работа с пособием
Начинается с обследования руками с участием зрения двух контрастных поверхностей (например, глад- кая-шершавая). Педагог пальцами одной руки медленно и легко проводит по одной поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает ребенка повторить эти действия и слова: «А теперь ты потрогай доску». Точно так же проходит обследование второй поверхности.
На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).
Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности. Аналогичным образом строится работа по узнаванию и различению поверхностей ногами. После того как все доски обследованы руками и ногами, вводятся упражнения на соотнесение тактильных ощущений рук и ног.
В младшей группе даются четыре контрастные поверхности: гладкая, шершавая, пушистая, колючая. С детьми этого возраста мы работаем только с большими досками. В средней группе к предыдущим доскам добавляются три оставшиеся и в работу вводятся деревянные коробки с аналогичными поверхностями. В старшей и подготовительной к школе группах для увеличения количества разных поверхностей используем не только семь больших досок, но и десять круглых вкладышей. Вводятся названия поверхностей (меховая, металлическая, пластмассовая, резиновая, поролоновая и т.д.), температурных ощущений (Обе поверхности гладкие, одна теплая на ощупь, а другая холодная).
1. «Пощупай и назови!» (с большими досками). Ребенку предлагают потрогать руками поверхности больших досок и сказать, какие они на ощупь. При первом предъявлении обсуждаются материалы, из которых выполнены поверхности досок. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно определить и назвать качественные свойства поверхностей. Аналогичным образом задание выполняется ногами.
2. «Подбери поверхность!» (с коробками и вкладками). Ребенок просовывает руки в коробку и ощупывает поверхность. Для выполнения задания ему необходимо найти вкладыш с аналогичной поверхностью и вставить ее в верхнюю часть коробки.
3. «Пощупай рукой, определи ногой!» (с большими досками и коробками). Ребенок рукой ощупывает поверхность внутри коробки. Ему дается задание запомнить ее, а затем найти аналогичную поверхность, ощупывая доски ногами.
4. «Пройди и найди!» (с большими досками и вкладышами). Большие доски выкладываются на полу в виде дорожки. Ребенку завязывают глаза и дают в руки круглый вкладыш. Он идет по дорожке и пытается найти аналогичную вкладышу поверхность. Найдя ее, останавливается.
5. «Пойми меня!» (с коробками и вкладышами). В игре участвуют двое: перед одним ребенком выставлены коробки, перед другим выложены вкладыши. Первый ребенок поочередно просовывает руки в коробки и описывает поверхность (эта дощечка гладкая, холодная. И т.п.). Второй должен определить, о какой поверхности идет речь, и выложить вкладыш на столе в заявленном порядке. В конце игры проверяется, совпали ли поверхности выложенных вкладышей и коробок.
Как замедлить развитие близорукости
По степени нарушений
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.
Выделяют несколько групп людей с нарушением зрения:
- Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение, а также сохранившие способность к светоощущению.
- Тотально слепые – лица с полным отсутствием зрительных ощущений.
- Частично слепые – люди, имеющие только светоощущения.
- Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени появления дефекта выделяют 2 категории слепых:
- Слепорождённые – люди с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3 лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
- Ослепшие – люди, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Нарушение рефракции
Рефракция глаза – преломление лучей поступающих сигналов (изображений). При нарушении преломления возникают болезни, связанные со зрением. Человек видит размытое изображение, туманность, двоение.
Гиперметропия
Гиперметропия (дальнозоркость) характеризуется размытым видением предметов на близком расстоянии. При первой степени развития патологии отсутствуют признаки. Болезнь никак себя не проявляет.
Впоследствии появляются следующие симптомы:
- головные боли;
- проблемы с концентрацией при мелкой работе, чтении;
- при концентрации приходится прикладывать силы;
- глаза быстро устают, появляется дискомфорт;
- после долгой зрительной работы появляются точки в глазах;
- синдром «сухого» глаза;
- в некоторых случаях жжение, резь.
Все дети рождаются с гиперметропией, но со временем она проходит. У детей школьного возраста тяжело выявить наличие заболевания. Поэтому рекомендуется тщательно наблюдать за ребенком. Болезнь одинаково развивается у детей и взрослых.
Миопия
Миопия (близорукость) характеризуется размытым видением предметов на дальнем расстоянии. Заболевание встречается практически у каждого второго человека. Это связано с продолжительным провождением времени за компьютером, телевизором. На ранних стадиях развития миопия никак себя не проявляет. Поэтому обнаруживается заболевание на поздних стадиях.
Острота зрения снижается постепенно. Со временем человек не может видеть предметы на дальних расстояниях совсем. Например, при чтении книги он все ближе и ближе придвигает страницы. При концентрации на предметах может появляться боль в затылочной части.
Астигматизм
Деформация рефракции глаза, при которой появляется одновременно несколько фокусов. В результате чего глаз «не знает», на чем именно фокусироваться. Человек видит «плывущее» изображение на любых расстояниях.
Симптомы астигматизма:
- при концентрации на предметах возникает боль, усталость;
- трудности при чтении;
- двоение в глазах;
- размытость изображения;
- четкие границы предметов отсутствуют;
- головные боли;
- раздражение.
Диагностика глазных болезней подобного рода включает в себя несколько мероприятий:
- проверка зрения с помощью специальных таблиц;
- скиаскопия;
- рефрактометрия;
- кератотопография.
Полностью излечить заболевание возможно только с помощью оперативного вмешательства. Коррекция зрения возможна с помощью оптики.
Лечение
Выбор метода терапии осуществляет офтальмолог индивидуально для каждого пациента, в зависимости от его заболевания, возраста, особенностей организма.
Медикаментозное лечение может включать назначение следующих групп лекарственных препаратов:
- средства для расслабления глазных мышц – обычно выпускаются в виде таблеток или капель, дают хороший результат при травматических повреждениях органов зрения, воспалении слизистой, дальнозоркости;
- препараты для улучшения состояния сетчатой оболочки – улучшают местные обменные процессы, нормализуют скорость кровотока, ускоряют процессы регенерации;
- антибактериальные средства – показаны к приему при тяжелых поражениях нервов, бактериальной природе воспаления органов зрения;
- витамины – усиливают иммунитет, насыщают ткани биологически активными веществами, улучшают зрение;
- противовоспалительные средства – назначаются для быстрого купирования воспаления и болей при проникновении в органы зрения инфекции;
- глюкокортикостероиды – назначаются в крайнем случае, при тяжелом течении болезни или неэффективности НПВС, коротким курсом под наблюдением специалиста (самолечение недопустимо).
При наличии показаний проводится коррекция зрения при помощи контактных линз или очков.
Ни в коем случае не нужно заниматься подбором метода лечения самостоятельно. Это может привести к еще большему ухудшению зрения и развитию целого ряда осложнений.
Также доктор может предложить выполнение специальных упражнений для укрепления мышц глаз, лазерную коррекцию зрения, различные хирургические операции (замена хрусталика, устранение косоглазия и другие) для решения проблем со зрением, которые на поддаются коррекции при помощи консервативной терапии.
Записаться на прием к офтальмологу в Колпино для диагностики и лечения различных нарушений зрения вы можете на сайте нашей клиники, заполнив форму обратной связи либо позвонив нам по указанным номерам.
Компьютер и смартфон портят детям глаза?
— Что нужно понимать родителям дошкольников про экранное время и зрение? Насколько его нужно ограничивать? Нельзя показывать на мобильном телефоне мультики, желательно только на большом экране?
— Во-первых, стоит сказать, что офтальмолог — это не единственный врач ребенка. Есть другие врачи, у которых тоже есть претензии к экранному времени. Экранное время влияет на речевое, психофизическое, психомоторное развитие. Даже избыточная масса тела может быть связана с экранным временем.
— Когда кормят во время мультиков.
— По поводу экранного времени нет общепринятого мнения
Одни офтальмологи считают, что это очень важно, другие ставят его на десятое место по важности по сравнению с другими факторами. Поэтому сложно даже в исследованиях дифференцировать, повлияло ли на формирование рефракции глаза ребенка экранное время, либо то, что из-за компьютера ребенок меньше гулял
Я приведу аналогию — все, у кого в кармане зажигалка, находятся под высоким риском рака легкого, но это немного не так. У всех, кто долго сидит за компьютером, много читает книжек на iPad, выше риски миопии. В исследованиях иногда это стоит идентифицировать, потому что эти люди меньше гуляют.
Во время пандемии исследования показали, что для возникновения близорукости жесткие ограничения прогулок более важный фактор, чем экранное время.
Есть такая проблема — дальнозоркость выше нормы. Экранное время мы обвиняем в развитии близорукости
И надо спросить офтальмолога: насколько моему ребенку важна профилактика близорукости? Может, у него дальнозоркость, и ему это вообще неважно
Даже среди ученых, которые занимаются близорукостью, нет общепринятого мнения о том, насколько экранное время значимо и в каких пределах стоит его ограничивать. Но это не только офтальмологическая проблема, поэтому есть смысл сократить экранное время по другим причинам.
— Связан ли риск для глаз с размером экрана?
— Или 2 метра диагональ, или 40 сантиметров — неважно, исходя из исследований. Всегда бывают вновь открывшиеся обстоятельства
На сегодняшний момент у меня информация такая: значимости нет, какое конкретно устройство вы используете. Большой значимости экранного времени для развития зрения нет, скорее всего.
Упражнения для детей от рождения до года
Причины нарушений
В зависимости от причины патологических изменений поля зрения, характер патологии может быть различным. Обычно при этом имеется нарушение работы проводящего аппарата оптической системы. Если патология проявляется так называемой занавеской с одной стороны, то, скорее всего, причина заболевания кроется в нарушении работы проводящих путей или отслойке сетчатки. В последнем случае к нарушению полей зрения присоединяется искажение формы предметов и излом прямых линий. Также может различаться размер дефекта поля зрения в утренние часы и вечером.
Отслойка сетчатки чаще развивается на фоне выраженной миопии, травматического повреждения глаза, некоторых типах дегенерации сетчатки.
Если имеется двустороннее выпадение полей зрения со стороны висков, то, вероятно, речь идет об аденоме гипофиза.
Если поле зрения нарушено в виде полупрозрачной или плотной занавески, которая расположена с назальной стороны, то это свидетельствует о высоком внутриглазном давлении при глаукоме. Также при глаукоме возникают радужные круги при взгляде на точечные источники света или туман перед глазами.
Полупрозрачная занавеска с одной из сторон может появляться при снижении прозрачности оптических сред глаза. К ним относят бельмо, катаракту, птеригиум 4 стадии, помутнение стекловидного тела.
При выпадении центрального участка поля зрения причина заболевания чаще вызвана нарушением питания сетчатки этой области при макулоистрофии или патологией зрительного нерва и его атрофией. При макулодистрофии также имеется нарушение восприятия формы предметов, неравномерное изменение размеров изображения, искривление линий.
При концентрическом двустороннем (вплоть до трубчатого) сужении поля зрения обычно речь идет о пигментном ретините. При этом центральная острота зрения может оставаться нормальной довольно длительное время. Также концентрическое сужение поля зрения наблюдается при глаукоме, однако в этом случае острота центрального зрения также снижена.
Обычно концентрическое сужение поля зрения проявляется тем, что человек очень долго ищет замочную скважину в двери, не может ориентироваться в незнакомой обстановке и т.д.
При склеротическом изменении артерий головного мозга нарушается питание нервных клеток в корковых зрительных центрах. Это состояние также может вызыватьсужение поля зрения, однако при этом снижается и острота зрения, а также имеется другая симптоматика нарушения питания мозга (забывчивость, головокружение).
Игры для детей с нарушениями зрения
Симптомы пресбиопии
Причины пресбиопии в том, что со временем постепенно снижается тонус ресничной мышцы, которая при напряжении изменяем форму хрусталика, позволяя адаптировать зрение к нужному расстоянию. Также естественная линза, расположенная в глазном яблоке, теряет эластичность. Она уже не может изменять свою форму в достаточной степени. И начинается снижение зрения. Поэтому после 40 лет развиваются следующие симптомы:
-
Приступообразная боль в голове и за глазным яблоком.
-
Повышенная светочувствительность.
-
Размываются буквы и изображения, а также предметы, расположенные близко.
-
Увеличение четкости при рассматривании на расстоянии вытянутой руки.
-
Усиленное слезоотделение на ярком свете или ветру.
Чтобы снизить данные неприятные проявления и изменения зрительной функции, очень важна профилактика. Ведь возрастная пресбиопия поддается коррекции. Прогноз по ней почти всегда положительный. Поэтому после 40 лет нужно регулярно проверять зрение у врача. Но, к сожалению, это естественный процесс. Особенно у тех, чья профессиональная деятельность связана с длительной интенсивной работой зрительного аппарата.
Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности
Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей.
Задача тифлопедагога заключается в уточнении и обогащении представлений, формировании целостных, адекватных действительности образов. Он должен научить детей с нарушениями зрения анализировать получаемую от всех анализаторов информацию и объединять ее в единый образ.
С целью развития осязания и мелкой моторики проводятся специальные занятия, часть времени других занятий также используется для организации упражнений или игровых заданий на развитие осязания. Работа строится на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной .
В нашем детском саду в процессе коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения вот уже на протяжении более двух лет активно используются игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы воспитанников, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс.
Для более эффективного их использования были разработаны и апробированы разнообразные варианты игр, предложены инструкции, доступные детям дошкольного возраста. Работа с каждым пособием строится по принципу от простого к сложному. С каждым новым вариантом содержание игры усложняется, требования к уровню выполнения заданий повышаются, а количество материала увеличивается.
Предлагаем вниманию читателей описание пособий и вариантов тактильных игр с ними.
Игры и упражнения на развитие внимания
Лечение
Лечение миопии может состоять из оптической коррекции, функционального лечения, фармакотерапии и оперативного вмешательства.
Оптическая коррекция заключается в подборе очков, ортокератологических линз (ОКЛ). Воронежские ученые провели обследование детей с разными нарушениями рефракции, в том числе с близорукостью, и выяснили, что распространенная тактика детских окулистов при выявлении миопии слабой и средней степени — неполная коррекция зрения. Если очки дают оптимальную остроту зрения, то коррекция называется полной. Если она не достигается, то неполной.
Ранее действительно существовала гипотеза, что недокоррекция зрения тормозит миопию. Однако современные исследования демонстрируют обратное: недокоррекция ускоряет прогрессирование близорукости. Для устранения миопических нарушений эффективна полная коррекция зрения.
Рефракция подразделяется на центральную и периферическую. В первом случае речь идет о преломлении лучей, проецирующихся на центральные участки сетчатки, во втором — на периферические. Преобладание центральной рефракции над периферической называют гиперметропическим дефокусом, обратное явление — миопическим.
Ортокератологические линзы — жесткие линзы, надеваемые на ночь. Они предназначены для устранения гиперметропического дефокуса, участвующего в развитии близорукости. Многочисленные исследования выявили связь между гиперметропическим дефокусом и увеличением осевой длины глаза. С помощью создания миопического дефокуса можно, наоборот, остановить рост глаза, а значит, и замедлить прогрессирование миопии.
Ортокератологические контактные линзы создают миопический дефокус путем изменения формы роговицы: ее центральная часть становится более плоской, а периферическая приобретает большую выпуклость и преломляющую силу. В результате рост переднезадней оси глаза тормозится.
Регулярное применение ОКЛ нормализует показатели аккомодации, темновую адаптацию, повышает пропускную способность зрительного анализатора на 33%, скорость чтения на 19,9%.
Функциональное лечение близорукости направлено на тренировку аккомодации. Повышение ее работоспособности с помощью специальной гимнастики для глаз тормозит прогрессирование миопических нарушений и снижает риск их возникновения.
Существуют упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях, например, «Метка на стекле». К оконному стеклу на уровне глаз крепится любая метка. Расстояние от нее до глаз — 30 см. Упражнение заключается в поочередной фокусировке взгляда на метке и на любом предмете за окном. Такая гимнастика выполняется каждый день, однократно, в течение месяца.
Доказанной эффективностью обладают оптико-рефлекторные тренировки по Аветисову-Мац и Дашевскому. Существуют аппараты, работа которых основана на этих методиках. Например, офтальмомиотренажеры-релаксаторы, которые «учат» цилиарную мышцу рефлекторно расслабляться, а также способствуют ее тренировке.
Для тренировки рефракции рекомендуется использовать очки-тренажеры. В одном из исследований 40 школьников с миопией прошли два курса тренировок с 3-месячным интервалом. Каждый курс состоял из 10 занятий на стереотренажерах.
Пациентам с близорукостью рекомендуется регулярно проходить аппаратное лечение. К нему относится низкоинтенсивная лазерстимуляция цилиарной мышцы, устраняющая нарушения аккомодации. Также применяют магнитотерапию, под воздействием которой увеличивается количество работоспособных кровеносных сосудов, ускоряется кровоток.
Для медикаментозного лечения миопии используются холиноблокаторы, воздействующие на цилиарную мышцу, препараты для усиления обменных процессов, улучшения регенерации тканей. Несколько раз в год рекомендован курсовой прием комплекса витаминов, минералов (селен, цинк, медь, кальций).
Один из самых распространенных хирургических методов лечения миопии — лазерная коррекция рефракции. Как правило, в России она проводится с помощью технологий Femto LASIK и ReLEx SMILE. Обе технологии демонстрируют примерно одинаковую эффективность: через месяц после операции целевой уровень остроты зрения достигается у 65% пациентов, у четверти острота зрения превышает целевые показатели.
В интернете можно встретить рекламу лазерной коррекции близорукости у детей. Ее рекламируют примерно так: «Лазерная коррекция зрения в нашей клинике выполняется, преимущественно после 18 лет. Однако при нарушении зрения в детстве после 18 лет коррекция может быть неэффективной, поэтому рекомендуется провести ее как можно раньше». В соответствии с какими протоколами работают такие специалисты — неясно.
Общие сведения
Пресбиопия или возрастная дальнозоркость — нарушение четкости зрения, проявляющееся после 40-45 лет. При развитии пресбиопии человек перестает хорошо видеть предметы, находящиеся вблизи, что затрудняет выполнение таких повседневных дел, как чтение, письмо, работа за компьютером и т.д. Предметы находящиеся в отдалении, напротив, видны чётко.
Часто одним из первых признаков пресбиопии становится привычка отодвигать подальше от глаз ноутбук, смартфон или книгу. Нередко заболевание сопровождают быстрая утомляемость при работе с мелкими предметами, резь или «песок» в глазах, головные боли в области лба.
Особенности пресбиопии
При пресбиопии главный фокус находится за сетчаткой, а не на ней. Это значит, что параллельные лучи неправильно воспринимаются глазом. Поэтому изображение на сетчатке получается нечетким. Чтобы исправить это, цилиарная мышца сильно напрягается. Фокусное расстояние увеличивается. Это может привести к болям в области лба и глазных яблоках, головокружениям, ощущению усталости и другим общим симптомам, осложняющим жизнь. Эти признаки особенно отчетливо проявляются, после 50 лет, когда пресбиопия уже возрастная. Это связано с общим износом разных систем организма. Глазные капли при пресбиопии не оказывают серьезного эффекта. Особенно при близорукости и дальнозоркости вместе.