Организация речевого взаимодействия воспитателя с дошкольниками в разных видах детской деятельности
Развитие речи ребенка дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется в форме организации специальных занятий. При этом, речь требует многопланового развития и наполнения разнообразным содержанием. А это, в свою очередь, предполагает обогащение словарного запаса и активизацию функционирования разных сторон речи не только на специальных занятиях, но и в иных видах деятельности.
Воспитатель устанавливает речевое взаимодействие с детьми и организует их речевое взаимодействие между собой в режимных моментах и разных видах детской деятельности. При этом, организация речевого взаимодействия сопряжена с соблюдением ряда важных условий. К ним относятся:
Создание условий для появления у дошкольников разнообразных поводов для общения.
Уход от прямых требований речевого общения. Воспитатель побуждает к речевой деятельности косвенно.
Ситуативный характер конкретных речевых целей, т.е. определение цели речевого общения зависит от конкретной ситуации, в которой оно возникает, и она определяет каких итогов необходимо достичь ребенку в формировании речевых навыков.
Готовность воспитателя к детской речевой импровизации и умение ответить на нее.
Учет речевой инициативности и активности дошкольников в конкретных видах деятельности. Предполагается, что такие виды деятельности, в которых ребенок наиболее проявляет речевую активность, должны быть использованы в образовательном процессе чаще.
Выбор событийных видов деятельности т.е. обеспечение связи деятельности дошкольников с событиями из его реальной жизнедеятельности.
Обеспечение чередования интеллектуальной и физической деятельности дошкольников
Это важно, как для их общего, так и для речевого развития.
Речевое взаимодействие воспитателя с дошкольниками реализуется в разных формах их совместной деятельности.
Развитие речевого взаимодействия воспитателей с детьми реализуется в ходе:
- Организации простейшей детской трудовой деятельности;
- Игровая деятельности в виде игр-забав, игр-хороводов, сюжетной игровой деятельности, ролевых игр, театральных игр, дидактических игр;
- Чтения детской художественной литературы с ее обсуждением;
- Драматизации или театральные постановки;
- Организации детского экспериментирования;
- Прогулок.
Речевое взаимодействие организуется в одной из форм деятельности ежедневно.
Оно ориентировано на формирование у детей навыков выражения своих мыслей, чувств, эмоциональных состояний, установления взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Для этого, воспитатель применяет не только вариативные формы деятельности, но и различные техники организации речевого взаимодействия.
Слайд 9НОД по программе ДОУ Коррекционная работа в течении дня: во время
режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.Создание благоприятного климата в группе: Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон — именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Слайд 4Формы работы по взаимодействию логопеда с воспитателями:Индивидуальная работа по тетради взаимодействия: —
работа по автоматизации звуков ;
— работа над мелкой моторикой;
— преодоление лексико-грамматического недоразвития речи по определённой лексической теме;
— развитие связной речиПланирование, наблюдения за динамикой постановки звуков у детейЛогопедические памятки и буклеты в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем.Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельностиОрганизация совместной работы по совершенствованию профессионального мастерства: семинары, консультации, открытые просмотры ,круглые столы
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО
Организация: МБДОУ Детский сад ОВ №25
Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж
В настоящее время всё больше и больше детей в большей или меньшей степени страдают от нарушений речи. Причинами этих нарушений могут быть как биологические, так и социальные факторы.
И поэтому вопрос о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей является актуальным и крайне важным. К сожалению, не во всех дошкольных образовательных учреждениях это взаимодействие реализовано на должном уровне, иногда бывает трудно скоординировать работу логопеда и воспитателя.
Итак, давайте же посмотрим, как воспитатель и учитель-логопед могут продуктивно взаимодействовать для решения общей проблемы коррекции речи у детей в ДОО.
На начальном, так называемом диагностическом, воспитатель наблюдает за ребёнком в различных видах деятельности, сообщает о своих наблюдениях, логопеду. Также воспитатель может сообщить сведения о раннем развитии ребёнка и условиях его семейного воспитания, если обладает таковыми. Логопед же проводит ежегодное комплексное обследование, результаты которого отражаются в речевой карте.
Затем наступает следующий этап работы- коррекционный. На данном этапе роль как воспитателя, так и логопеда крайне важна. Логопед проводит коррекционные занятия по формированию правильного звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий и связной речи; дает рекомендации по планированию занятий с учетом лексических тем, изучаемых в данный период
Воспитатель уделяет внимание развитию познавательной активности и познавательных интересов у детей. Особое внимание уделяется развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации
Крайне важным на этом этапе является использование воспитателем в течение дня различных видов гимнастики: артикуляционной, пальчиковой, дыхательной. На данном этапе воспитатель осуществляет контроль за речью детей на всех видах занятий и во время режимных моментов. Немаловажным является взаимодействие воспитателя с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Ещё одним неоценимым вкладом воспитателя в работу по коррекции речи является закрепление, по заданию логопеда, речевых навыков на индивидуальных занятиях.
Также можно выделить ещё один крайне важный этап в коррекционной работе с детьми. Это профилактический этап. В рамках этого этапа воспитатель организует предметно-развивающую среду, которая в максимальной степени должна соответствовать возрастным и речевым потребностям детей, особенно находящихся в группе риска по формированию речевых нарушений. Логопед на данном этапе может и должен давать рекомендации по обогащению предметно-развивающей среды.
Таким образом, тесное и продуктивное сотрудничество, а также чёткое распределение обязанностей между двумя педагогами позволяет:
— в значительной мере повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы по устранению речевых дефектов в условиях дошкольного образовательного учреждения;
— исключить повторение воспитателем занятий учителя-логопеда;
— подготовить детей к школьному обучению, социализировать их, преодолеть речевые и психомоторные нарушения.
Опубликовано: 11.05.2021
Слайд 10Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения
по организации, приёмам, по продолжительности. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, образовательной ситуации, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.