Упражнения на развитие мелкой моторики
- Ладушки-ладошки.
- Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. Сначала ручки в кулачках, попеременно двигаются, потом — «выпускают коготки — разжимают кулачки и напрягают пальчики).
- Колобок. «Мы катаем колобок, как катаем мы клубок, а теперь на этой ручке мы катаем колобок» — ладошки как бы раскатывают колобок.
- Фонарики. «Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем, вот фонарики сверкают, нам дорожки освящают» — дети держат кулачки над головой, попеременно разжимая их — разносторонние движения кистями рук.
- Сорока-белобока. Пересчет пальчиков — пальчиковая гимнастика.
- Капуста. «Мы капусту рубим-рубим, мы капусту режем-режем, мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем, мы морковку трем-трем (все движения разносторонние).
Познаём окружающий мир
Эти игры и упражнения помогут ребёнку закрепить знания о предметах и явлениях, которые окружают нас в повседневной жизни.
«Что перепутал художник?
Эта игра доступна в интерактивном виде, но её можно найти и в печатном.
Ребёнок должен найти на картинке все несоответствия и сказать, как художнику надо было нарисовать правильно.
«Расскажи о…»
Ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо предмета и рассказывает о нём. Если это животное или птица, то как называется, где живёт и чем питается. Если это овощ или фрукт, то как называется, какого цвета и где растёт. Если это мебель или транспорт, то как называется, какого цвета и зачем нужен.
Упражнения для детей 5-6 лет
- Лягушка. Разносторонние движения: на столе — одна кисть в кулаке, другая — разжата, попеременные движения: «Мы — веселые лягушки, мы — лягушки-попрыгушки, вместе весело играем, всех ребяток забавляем!».
- Лезгинка. Кулак одной руки повернут лицом к ребенку — вторая кисть развернута к кулаку и пальцы, как бы врезаются в кулак — попеременная смена движений кистей (упражнение из нейропсихологической коррекции А. Семенович);
- Кулак-ребро-ладонь и др.
Игры на развитие общей моторики направлены на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение с последующим их расслаблением:
- Растяжки —линейные и боковые: «Струночка», «Звездочка».
- Игра «Огонь и лед» — дети лежат на спине: «Огонь» — руки и ноги изображают пламя огня; «лед» — застывают.
- Игра «Солдат».
- Игра «Карандаш-кисточка»: карандаш — вытягивают руки вперед — напрягают руки; кисточка — расслабляют руки, кисти мягко двигаются.
- Игра «Холодно-жарко»: холодно — дети «дрожат», напрягая руки и тело; жарко — все расслабляются, руки свободно повисают.
Дети очень любят эти игры, так как они снимают мышечное напряжение, зажимы, помогают расслабиться и готовы играть в них на каждом занятии. О чем это говорит?
Дети по большей части напряжены, не могут отреагировать свои эмоции, расслабиться. Это касается в большинстве своем тревожных детей, а их количество с каждым годом возрастает.
Второй вид упражнений и игр — на развитие крупной моторики, формирования реципрокного, то есть разностороннего взаимодействия, на развитие межполушарного взаимодействия, которое ответственно за развитие речи, мышления, памяти и внимания.
- Ползание на животе. Медленно — для развития межполушарного взаимодействия, самоконтроля, снижения импульсивности);
- Кошечка. Ползание на коленях и локтях (развитие межполушарного взаимодействия).
А также упражнение «Мозговая гимнастика», это любые разносторонние движения руками, кистями, ногами:
- Ухо-нос. Одна рука держится за нос, другая — за ухо; хлопок — смена движения.
- Голова-живот. Одна рука гладит живот, другая — голову; хлопок — смена движения.
- Спина-плечо. Одна рука — за спиной, другая — на плече; хлопок — смена движения.
- Лезгинка и многие другие.
Если в день хотя бы 5-10 мин. проводить игры на развитие мелкой моторики, разносторонние движения, упражнения на напряжение и расслабление — мы очень поможем детям в развитии как интеллектуальной сферы, так и эмоциональной, предупредим такие явления, как мышечные зажимы, снизим тревожность и др.
Найдено научных статей по теме — 15
Нарушения сенсорной обработки у детей
Садовская Ю. Е., Блохин Б. М., Троицкая Н. Б., Проничева Ю. Б.
Клиническое обследование с изучением сенсорного профиля по методике, перенесенной из США в социальнокультурные условия России, было проведено у двух групп детей дошколь ного возраста.
Связь интегративной функции мозга с сенсорными нарушениями
Косарева Екатерина Игоревна, Кузнецова Елизавета Андреевна
Электроэнцефалограмма является одним из основных инструментов изучения нейробиологических основ деятельности центральной нервной системы в норме и при патологии.
Туризм как средство реабилитации детей с сенсорными нарушениями
Нарзулаев Сулейман Батырович, Петухов Николай Александрович, Петров Евгений Александрович, Похоруков Олег Юрьевич
В настоящее время недостаточно полно используются возможности туризма как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем, и в частности с нарушением слуха.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Суханова Валентина Георгиевна
Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное и
Особенности коммуникации детей со сложными сенсорными нарушениями
Пенин Геннадий Николаевич, Красильникова Ольга Александровна
В статье представлены материалы научно-теоретического и прикладного исследования особенностей коммуникации детей со сложными сенсорными нарушениями.
Особенности психологической диагностики детей с сенсорными нарушениями
Карауш Ирина Сергеевна, Дашиева Баирма Антоновна, Куприянова Ирина Евгеньевна, Стоянова Ирина Яковлевна
Проведено клиническое обследование 251 учащегося специализированных (коррекционных) школ 7-18 лет с нарушениями слуха и зрения. Представлена структура психических расстройств.
Повседневный стресс и копинг в неполных семьях подростков с сенсорными нарушениями
Михайлова Надежда Федоровна
Копинг-поведение в неполных семьях с аномальным сенсорным развитием ребенка специфично и обусловлено как самим сенсорным дефектом, так и его последствиями стрессорами повседневной жизни, которые определили адаптивное поведение сем
Дети и подростки с сенсорными нарушениями: проблемы депрессии и суицидального риска
Карауш И.С., Куприянова И.Е., Дроздовский Ю.В., Усов Г.М.
Данные литературы о распространенности, характере депрессий и уровня суицидов у детей и подростков с сенсорными нарушениями немногочисленны и несистемны, касаются небольших по численности групп, и основаны на разных методологическ
Сенсорная интеграция в обосновании технологий профилактики нарушений осанки у детей
Храмцов П.И.
Представлены результаты исследований влияния сенсорных систем на устойчивость вертикальной позы у 49 детей 5-7 лет с нормальной и нарушенной осанкой.
Купирование жизненных трудностей семей подростков и юношей с сенсорными нарушениями
Диденко Елена Яковлевна
Родители, имеющие детей с нарушениями в развитии, сталкиваются со множеством испытаний, которые в дальнейшем определяют их взаимоотношения в семье.
Проблема мотивации и ее проявление у детей с нарушениями слуховой сенсорной системы
Белова Ольга Анатольевна
Приводится краткий обзор литературы по вопросам целенаправленного поведения, мотивации и эмоции, а также взгляды ученых на понятие мотивации и эмоции в развитии поведенческих реакций.
Социально-психологические особенности лиц с комбинированными сенсорными нарушениями
Омарова Патимат Омаровна, Целовальник Мария Витальевна
Цель исследования изучить социально-психологические особенности взрослых со слепоглухотой, выявленные в ходе экспериментального исследования на базе досуговых центров для слепоглухих г. Махачкалы и г. Буйнакска.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Барбышева Наталья Юрьевна
Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от раннего начала ее реализации, соблюдения принципов семейноориентированного и комплексного подхода.
Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с сенсорными и двигательными нарушениями
Горьковая Ирина Алексеевна, Микляева Анастасия Владимировна
В статье представлены результаты исследования взаимосвязей жизнестойкости и копинг-стратегий подростков 13-16 лет с нарушениями зрения (n = 61), слуха (n = 63) и функций опорно-двигательного аппарата (n = 67), в сравнении с условн
Феноменальная память правого полушария — фотографическая память
Игры с картинками, упражнения на память для детей 5-6 лет
Самая совершенная память. О чем идет речь? Это когда прочитал книгу, а потом просто листаешь страницы у себя в голове и выбираешь из нее нужные сейчас моменты)
Да, такого можно добиться. Дети с развитым правым полушарием головного мозга по методике Макото Шичиды именно так и действуют. Конечно, это целая система, но мы можем включать эти игры в свои занятия.
Что нужно делать?
Важны игры с карточками, но особенным образом.
Самые простые.
40. Что пропало?
Кладем перед ребенком несколько картинок и просим запомнить. Начинаем с 3 — 5 штук. Смотрите по ребенку, можно начинать с 5 — 7 штук.
Собираете картинки и опять выкладываете только без одной.
41. Что появилось?
Выкладываем перед ребенком картинки, просим запомнить. Потом собираем, добавляем новую, опять раскладываем и просим определить, какая картинка появилась.
42. Какую показала первой?
Это знакомая вам игра «Найди отличия». Задача не искать отличия — это игра на внимательность, описанная выше. А играть так: показываем любую из двух, потом две и просим определить, какую показали в первый раз.
43. Запомни узор. Можно использовать мандалу, а можно мозаику.
Выложите узор, покажите ребенку, а потом попросите собрать такой же. Сначала самый простой, а потом наращивайте количество фишек.
44. Размести правильно
Показываем картинки в домиках. Ребенок смотрит, запоминает, а потом выдает ему домики без картинок и отдельно картинки и просим разместить их в нужные домики.
Выводы
Почему в 4-6 лет необходимо заниматься развитием правого полушария? Потому что после 6-9 лет вступает в силу левое полушарие с его логикой, а правое полушарие с его воображением, фотографической памятью, лигвистическими, математическими способностями, интуицией отступает на второй план.
Возраст 4-6 лет — период активности правого полушария, развивая его, мы укрепляем межполушарные связи, развиваем весь мозг.
Правое полушарие — это не только феноменальная память, это креативность, творчество и уверенность в своих способностях (Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов).
А как насчет того, чтобы научить ребенка листать книги в голове и выбирать нужную информацию?
Представьте, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Они учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме.
Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. В нашей рассылке я открываю секрет, как этого достичь (откроется в новой вкладке).
По этой теме советую почитать статью про методику Макото Шичиды, как по ней развивать деток с рождения.
До скорого!
Ваша Надежда Тихонова
Основные симптомы кризиса 3-х лет
- Негативизм.
- Упрямство.
- Строптивость.
- Своеволие.
- Протестное поведение.
- Обесценивание требований взрослых.
- Ревность.
- Деспотизм.
Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
Можно выделить следующие направления психокоррекционной и развивающей работы с детьми этого возраста:
- развитие моторики;
- развитие предметных действий;
- развитие речи;
- общеразвивающие игры;
Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом. Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др
Такие действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями
Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Такие действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.
Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.
Все вы прекрасно знаете, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь
Упражнения для детей 3-5 лет
- «Фонарики».
- «По реке плывет кораблик».
- «Шла купаться черепаха».
- «Вышли пальцы танцевать»: 1-2-3-4-5 — вышли пальцы танцевать! Большой пустился в пляс (большие пальцы рук двигаются вокруг друг друга), указательный — вприпляс (указательные пальцы соединяются), средний пальчик — поклонился (кланяются), безымянный — притаился (безымянный палец правой руки прячется в кулачке левой руки), а мизинец-молодец — цепь сомкнул (мизинцы соединяются и руки сцепляются), как же пальцам танцевать? Надо цепь нам разорвать! (дети разъединяют руки).
- «Музыканты»: «Постучу по барабану — 1-2-3-4-5 (дети изображают игру на барабане), а потом сыграю маме («играют на пианино»), очень весело играть, я на дудочке играю (изображают игру на дудке), всех ребяток забавляю!».