Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании

Теоретический семинар в детском саду дидактические игры для дошкольников

Требования к руководству дидактическими играми

Руководство дидактическими играми требует соблюдения ряда требований, которые позволяет сделать игровой процесс более продуктивным и познавательно насыщенным.

Рисунок 2. Роль педагога в дидактической игре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К основным требованиям руководства дидактической игрой относятся:

  • Системная организация игровой деятельности. Построение игр должно носить системный характер т.е. игры должны начинаться с простых, наделенных несложными игровыми задачами и действиями, постепенно развиваться и усложняться. Игровые задачи, также, должны быть усложнены по мере освоения. Это обеспечивает тесную взаимосвязь между дидактическими играми и позволяет достигнуть обучающего и развивающего результата;
  • Дидактические игры должны повторяться. Дошкольникам достаточно сложно усвоить познавательный материал при однократном ознакомлении с ним. Чтобы ребенок запомнил какую-то информацию, выучил правила, освоил какой-то навык необходимо повторять одно и то же по нескольку раз. Поэтому, одни и те же игры нужно повторять, играть в них с определенной регулярностью. Так, в сознании детей будет постепенно откладываться познавательная информация, заложенная в содержании игры. Кроме того, повторение необходимо еще и потому, что каждый ребенок обладает различными умственными и физическими способностями, что обуславливает временные различия в усвоении одного и того же материала. Освоив определенные игровые навыки, дети в дальнейшем смогут играть самостоятельно;
  • Применение наглядных средств в организации игрового процесса. Для детей дошкольного возраста, именно наглядный материал составляет основу восприятия разнородной информации. Руководство игрой должно начинаться с примера педагога, показывающего каким образом нужно выполнять те или иные действия, как следовать правилам, разъяснить игровую задачу. Это помогает сформировать в сознании детей наглядные образы, привлекающие их и, побуждающие к игре;
  • Обязательное словесное сопровождение игры. Педагог должен давать детям пояснения, касающиеся содержания игры, ее назначения, разъяснять непонятные, проблемные моменты, отвечать на вопросы детей, по поводу прохождения игрового процесса, игровых действий или познавательной информации, лежащей в основе игры. Кроме того, речь педагога помогает развивать речь детей, расширяет их словарный запас, знакомит с новыми речевыми формами и синтаксическими конструкциями;
  • Руководство игрой должно носить непринужденный характер. Управлять игрой можно только косвенно. Не допускается предлагать что-то прямо, заставлять детей выполнять какие-либо действия, принуждать к игре. Необходимо организовать игр так, чтобы она носила непринужденный и целенаправленный характер.

По своему характеру дидактическая игра обладает огромным потенциалом для развития детской инициативы. Игры дают возможности детям, развивать сюжетную линию, обогащать игровой замысел, вносить поправки, предложения, задавать интересующие вопросы. Все это развивает интеллектуальные способности ребенка и формирует его личностные качества. Успех прохождения этого процесса полностью возлагается на плечи педагога и зависит от его грамотного руководства дидактической игрой.

Публикация «Консультация „Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников“» размещена в разделах

  • Дидактические игры
  • Игрушки. Консультации для родителей
  • Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Средняя группа
  • Темочки

•Игры-занятия;

•Дидактические игры.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений и включает в себя:

— обучающую и игровую задачи;

— игровое действие и игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т. д., на закрепление знаний, умений, навыков и представлений.

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий.

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре.

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия.

Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем сложнее решить поставленную задачу.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой.

Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, согласовывать слово и действие).

На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка.

Педагог должен контролировать развитие игровых действий, постепенно разнообразить их, придумывая новые интересные повороты в игре. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.

Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее структуре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого является оттачивание различных навыков, действий, операций. Такая тренировка сама по себе тоже имеет важную роль в умственном и практическом развитии детей в том случае, когда необходимо в чем-то поупражняться.

В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр : по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы. Среди них — принцип систематичности и последовательности. Исходя из него, дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределятся от простого к сложному.

Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр.

Значение дидактической игры для детей дошкольного возраста

Значение дидактической игры для детей дошкольного возраста.

Мальцева Е.А.

« Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного возраста. Игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к обучению и труду

В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действ. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настольно-печатные;

в) словесные.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

• Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки памяти и умственного развития детей в целом, а также их воспитания.

• В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

• Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

• Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Литрература:

Литрература:

  1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 1999. — №4. – с. 74-81.
  2. Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве .-Форум,2009.- 144с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Питер,2009.-237с.

4. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 62-70

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: